Как составить монолог по русскому языку. Что такое диалог и монолог в русском языке

§ 1 Что такое монолог и диалог?

В этом уроке разберем две формы речевого общения: монологе и диалог.

Оба слова к нам пришли из греческого языка:

Monos - «один» + logos - «речь»;

Монолог - речь одного человека.

Dialogos - «разговор, беседа»;

Диалог - это разговор двух, реже нескольких лиц.

§ 2 Для чего существует монолог и когда мы его используем?

Монолог может быть как устным, так и письменным; чаще всего он обдумывается заранее. Диалог, по сравнению с монологом, создаётся в процессе самого общения, его нельзя предварительно продумать от начала до конца.

Мы создаём монологи, когда хотим сообщить какую-либо информацию воздействовать на слушающего или читающего, побудить к какому-либо действию, например, речь-призыв к действиям, речь-протест. Примерами монологов могут быть рассказ учителя, ответ или сочинение ученика, рассказ о каникулах, о прочитанной книге. Выступления по радио и телевиденью, статьи в журнале и в газете, доклады на конференции - это тоже монологи.

§ 3 Особенности диалога

Если монолог может быть как письменным, так и устным, то диалог обычно употребляется в устной речи во время разговора. Каждый из участников разговора или беседы становится то говорящим, то слушающим, поэтому их высказывания чередуются. Слова каждого участника диалога называются репликами. С французского слово реплика обозначает «возражать, отвечать». Это слова, обращённые к собеседнику.

Реплики диалога тесно связаны между собой. Они могут представлять собой вопросы, замечания, ответы на них.

Примеры письменных диалогов всем нам известны с детства. Многие потешки, шутки, прибаутки представляют собой диалог.

Например, в потешке:

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Например, из произведений К.И. Чуковского:

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

§ 4 Правила оформления диалога на письме

На письме каждая реплика записывается с новой строки и с прописной буквы, перед каждой репликой ставится тире, в кавычки реплики не заключаются.

Реплики в диалогах могут сопровождаться словами автора.

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

Например:

Ну, придумай рифму на слово пакля, - сказал Цветик.

Шмакля, - ответил Незнайка.

Какая шмакля? - удивился Цветик. - Разве есть такое слово?

Или со строчной буквы, если это предложение первой реплики:

Врёшь ты всё, - сказал Цветик,- такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

Важно запомнить:

1. Диалог, употребляется и в письменной речи - в художественной литературе и представляет собой разговор действующих лиц. Авторы используют диалог, чтобы отразить в произведении естественную разговорную речь.

2. При составлении диалогов, важно обратить внимание на глаголы говорения: сказал-ответил. Постоянно ли их нужно использовать в каждой реплике? Конечно, нет! Кроме того, нужно избегать постоянных повторов, используя и другие глаголы, как заметил, спросил, удивился.

3. В устной речи чаще используется диалог, в письменной - монолог. Диалог состоит из связанных между собой реплик, может включать слова автора. Для оформления диалога на письме существуют определённые правила.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. Перевод с немецкого С.Т.Бугло. - 1986. Магистр вежливых наук, или Путешествие в страну Патафию: Сборник прозы польских авторов / Пер. и пересказ с польского Г. Языковой и Д. Гальпериной. – М.
  8. Комиссарова Л.Ю. Начальная школа. Русский язык. 4 класс. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 кл. / М.: АСТ: Астрель, 2012. – 64 с.
  9. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Пер. с польского Д.С. Гальпериной. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 190 с.
  3. Дорохов А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения. - Изд-во Педагогика, 1970.
  4. К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка.- Наука. Ленинградское отделение, 1979.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. - Саратов: Лицей, 2006. - Ч.1.- 64 с.
  6. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  8. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1993. - 287 с.
  9. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.
  10. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.
  11. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/Авт.-сост. Н.В. Чудакова; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.:АСТ, 1996. – 480 с.

Использованные изображения:

  • Обучающая: обучение составлению монолога-описания на основе отрывка из художественного произведения
  • Развивающая: развитие умения строить речь в зависимости от речевой ситуации, выражать свою личностную позицию
  • Воспитательная: пробуждение в ученике любви к слову
  • Коммуникативная: формирование речевых умений и навыков

Оборудование: роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”, С.И.Ожегов “Словарь русского языка”, большой энциклопедический словарь

Тип урока: урок совершенствования умений, знаний, навыков учащихся с привлечением ранее изученного материала.

Вид урока: развитие речи.

Опережающее задание: повторить понятие монолог, выписать это определение из различных словарей, повторить типы речи и особенности описания.

Ход урока

Учитель. Данный урок открывает цикл уроков по обучению написания монолога. Мы сегодня учимся писать монолог-описание на основе романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Вспомните и объясните, что такое монолог?

Ученик. Монолог – это речь героя. Монолог может быть внутренним. Уточним по словарю.

Большой энциклопедический словарь. Монолог – развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная – в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19–20 веков распространен “внутренний монолог” героев.

С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. Монолог, -а, м. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Сценический монолог. Внутренний монолог.

Учитель: Назовите типы монологов.

Ученик: Различают монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, исповедь.

Учитель: Перечислите основные особенности описания.

Ученик: Описание имеет следующие основные особенности:

  1. Текст должен отвечать на вопрос: “Каков предмет?”
  2. В тексте перечисляются основные признаки описываемого предмета или явления, и создается конкретный образ.
  3. В описаниях употребляются существительные, передающие восприятие цвета, запаха, формы, вкусовые, осязательные ощущения, со значением пространственного расположения предметов, активного и неактивного действия.
    Для описания характерно использование цепочки однородных сказуемых-глаголов активного и неактивного действия при описании движения, действия предмета и героя, употребление глаголов выражения состояния при описании характера героя, употребление глаголов, передающих ощущение цвета, запаха, вкуса, пространственного расположения при описании природы, преимущественное употребление глаголов настоящего времени, но иногда используются и глаголы прошедшего времени.
    Описания характеризуются употреблением прилагательных и наречий, передающих восприятие запаха, цвета, звука, вкусовые ощущения.
  4. В монологах-описаниях выражается авторское отношение к изображаемому.

Схема монолога-описания.

Объект описания→ его признаки→ образ.

В монологе-описании необходимо указать только на те признаки, которые представляются яркими автору описания, необязательно перечислять все признаки описываемого предмета. Важно передать авторское отношение к изображаемому, которое и создаст законченный образ описываемого предмета или явления.

Задание 1.

Учитель: Прочитайте текст. Выделите в нем основные особенности описания. Прочитайте монолог-описание, составленный на основе данного текста. Соответствует ли он тексту?

Отрывок из произведения.

“Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях. Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо.
– Жалкие люди!– сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении.”

Монолог-описание, составленный на основе данного отрывка.

Как только солнце встает из-за гор, меня разжигает в своем доме хозяин, худощавый грузин, чтобы приготовить скудный завтрак. Сакля, где я горю, находится возле скалы. За порогом сыро и холодно. Крышу сакли подпирают два столба. Я так часто горю в жилище, что закоптил все вокруг. Столбы от дыма стали черные. Они стоят, будто часовые на посту. Я освещаю жалкое жилище и людей, сидящих вокруг меня. Но вошедший вряд ли разглядит их лица, потому что мой дым возвращается опять в хижину и окутывает клубами людей.

Ученик: Отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” представляет собой описание сакли, где остановились путники. М.Ю.Лермонтов стремится к предельной точности, документальности, отсюда особенность стиля: называется число описываемых предметов: “три ступеньки”, “два столба”, “две старухи”, “один грузин”. Немногочисленными прилагательными подчеркивается бедность обитателей сакли, убожество всей обстановки: ступени “скользкие и мокрые”, свет “тусклый”, столбы “закопченные”, грузин “худощавый”. Глаголы носят оценочный характер: “не знал, куда деваться”, “блеют овцы”, “ворчит собака”, крыша “опиралась”, дым “расстилался”, мы “приютились”. После исчерпывающей обрисовки обстановки сакли и ее обитателей дается их оценка: “Жалкие люди!”. Монолог-описание, составленный на основе отрывка из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” соответствует тексту, так как в нем создан конкретный образ с опорой на текст.

Задание 2.

Учитель: Прочитайте отрывок из текста и 2 монолога. Какой из них наиболее соответствует тексту?

Отрывок из произведения.

“ В нескольких шагах от меня стояла группа мужчин, и в их числе драгунский капитан, изъявивший враждебное намерение против моей милой княжны; он особенно был чем-то доволен, потирал руки. Хохотал и перемигивался с товарищами. Вдруг из среды их отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей и направил шаги свои прямо к княжне: он был пьян. Остановясь против смутившейся княжны и заложив руки за спину, он уставил на нее мутно-серые глаза и произнес хриплым дишкантом:
– Пермете…ну, да что тут!.. просто ангажирую вас на мазурку…
– Что вам угодно?– произнесла она дрожащим голосом, бросая кругом умоляющий взгляд. Увы! Ее мать была далеко, и возле никого из знакомых ей кавалеров не было; один адъютант, кажется, все это видел, да спрятался за толпой, чтоб не быть замешану в историю.
– Что же?– сказал пьяный господин, мигнув драгунскому капитану. Который ободрял его знаками,– разве вам не угодно?.. Я таки опять имею честь вас ангажировать на мазурку… Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить…
Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования”

Первый вариант монолога.

Княжна Мери бесстрашна, как я, драгунский капитан. Она не испугалась даже ухаживаний пьяного господина на балу. Ах, как она изменилась, когда его увидела! Княжна, казалось, дрожала то ли от страха, то ли от возмущения. Лицо е покраснело, она смотрела на пьяного господина широко открытыми глазами. Губы у нее сжались в тонкую полоску. Взгляд выражал надменность и презрение. Желая хоть как-то оградить себя от пьяного чудовища, она нервно раскрыла веер и стала судорожно махать им.

Второй вариант монолога.

Девчонка! Просто, девчонка эта Мери! Никакого уважения к нам, к военным. Хоть я и ношу эполеты, она не смотрит в мою сторону. Сцена на балу ей запомнится надолго. О, как она испугалась этого пьяного господина! Я видел, что княжна растеряна. Ее глаза, наполненные слезами, выражали мольбу, растерянность. Нижняя губа дрожала, выдавая бессилие и желание расплакаться. Вся ее фигура сжалась. Она втянула шею и готова была отступить без слов.

Ученик. Второй вариант наиболее соответствует исходному тексту, так как он точнее передает характер и душевное состояние героини.

Задание 3.

Работа в группах.

Учитель. Прочитайте начало монолога, составленного на основе всего романа. Представьте, что вы – монисто Бэлы.

Монисто – ожерелье из монет.

И вот в ювелирной лавке среди таких же монисто, ты рассказываешь, какой была Бэла в доме отца, вспоминаешь, какой она стала в доме Печорина.

Задание группе № 1.


О, Бэла, моя добрая, милая Бэла! Как хочется поплакать над ее судьбой! Но я всего лишь монисто и не умею плакать. Мы, монисто, умеем только звенеть. Я звенело весело, когда отец Бэлы подарил меня ей. Она тогда была еще долговязой девчонкой – подростком…

Задание группе № 2.

Составь монолог-описание Бэлы от имени монисто, начав его словами:
Я украшаю шею Бэлы. Я – монисто. Ах, как изменилась Бэла, попав в дом господина Печорина!..

Задание 4.

Учитель. Прочитайте текст и концовку монолога-описания Грушницкого, составленную от имени стакана, который уронил Грушницкий у колодца. Восстановите монолог – описание.

“Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.
Я подошел ближе и спрятался за углом галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтобы его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.
Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала его с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас же успокоилась”.

Дан конец монолога – описания: “Складывалось впечатление, что мой господин разыграл смешную сценку притворства.”

Возможный вариант начала.

Господин в толстой солдатской шинели, на костылях (видимо, на водах он лечит раненую ногу) довольно уверенной рукой взял меня, чтобы напиться воды. Но вот я почему-то неожиданно выскальзываю у него из рук. Он пытается наклониться за мной. Хотя он хорошо сложен, строен и силен, его рука не дотягивается до меня. Я вдруг вижу, что лицо его исказила гримаса страдания, а вот глаза смотрят отнюдь не на меня, а в сторону молодой девушки.

Учитель. На основе исходного текста мы научились составлять монологи – описания. Такая работа позволяет еще раз обратиться к тексту произведения, внимательнее относится к слову, развивать ваши творческие способности.

Домашнее задание.

Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Составьте на его основе монолог – описание Янко от имени лодки.

Возможный вариант ответа.

Даже немощный старик рядом с удалым Янко почувствует себя молодым и сильным. Вот и я, старая лодка, как утка ныряю в морских волнах, не боясь разбиться о скалы. А все потому, что управляет мной Янко, лихой, бесстрашный контрабандист. Его сильные руки легко справляются с веслами. Он среднего роста. Быстрый взгляд блестит из-под бараньей шапки. Движения быстры и ловки. Я смело пускаюсь даже в шторм в плаванье с таким капитаном.

Исходный текст.

“Медленно подымаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцать верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот я думал, она ударится с размахом об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке; он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула”.

В данном диалоге каждая реплика начинается с новой строки и тире.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры (рис. 3).

Рис. 3. Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог ()

Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок» (рис. 4).

Рис. 4. Пример диалога в сказке «Теремок» ()

Мы познакомились с диалогом и монологом, узнали, что монолог - это речь одного человека, а диалог - двух или нескольких.

Домашнее задание

  1. Что такое монолог и его цель?
  2. Что необходимо для диалога?
  3. Придумайте диалог к рисунку.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Shpora07.narod.ru ().
  2. Thedifference.ru ().
  3. Detskiysad.ru ().

А1. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.
1) служащие Родине;
2) разведанная геологами;
3) освещённая луной;
4) растаявшие льдины;

А2. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
1) Рассеявший все сомнения и подозрения товарищ быстро удалился.
2) Убежавший от лисы заяц был счастлив.
3) Архитектор создавший необычный дом гордился своей работой.
4) Хорошо вымытые стекла пропускали много света.
А3. В суффиксе какого страдательного причастия пишется Е?
1) невид_мый;
2) исправля_мый;
3) неслыш_мый;
4) движ_мый.
А4. Укажите причастие, которое пишется с не слитно.
1) картина (не)окончена;
2) еще (не)окрепший после болезни;
3) (не)крашеный забор;
4) письмо (не)отправлено.
А5. В суффиксе какого слова пишется одна буква Н?
1) вяза(н,нн)ые варежки;
2) подреза(н,нн)ые деревья;
3) завоева(н,нн)ые призы;
4) получе(н,нн)ое задание.
А6. Найдите словосочетание с деепричастием.
1) выкрашенный краской;
2) выкрасив краской;
3) выкрасить краской;
4) закрытый дома.
А7. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2) Не замечая меня, лебеди спокойно плавали в озере.
3) Когда начал дуть сильный ветер, тайга ожила.
4) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
А8. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастием пишется слитно.
1) (не)подготовив доклада;
2) (не)продумав маршрута;
3) (не)отрывая глаз;
4) (не)навидя ложь.
А9. Найдите словосочетание, в котором не с наречием пишется раздельно.
1) забрести (не)чаянно;
2) (не)подвижно сидеть;
3) вовсе (не)интересно;
4) приехать (не)ожиданно.
А10. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву а.
1) обидеть сгоряч_;
2) посмотреть влев_;
3) убежать направ_;
4) прятать испуганн_.
А11. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву о.
1) рассказать сбивчив_;
2) начать сначал_;
3) узнать издалек_;
4) замерзнуть досин_.
А12. Найдите слово, которое пишется через дефис.
1) шли (по)зимнему лесу;
2) (по)новому методу;
3) (по)русскому обычаю;
4) встретили (по)русски.
А13. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис.
1) точь-в-точь;
2) как-нибудь;
3) давным-давно;
4) как-будто.
А14. Найдите наречие, которое пишется без Ь.
1) наотмаш_;
2) проч_;
3) невтерпеж_;
4) навзнич_.
А15. Найдите предложение с сочинительным союзом.
1) Нам необходимо было лететь самолетом до места назначения.
2) Очень приятно беседовать с интересным человеком.
3) Если Сашка волнуется, его тяжело успокоить.
4) Мне нравится получать хорошие оценки, но не очень нравится много заниматься.
А16. Найдите предложение с подчинительным союзом.
1) Все народы мира хотят, чтобы жизнь была счастливая и достойная.
2) Лето – любимое всеми школьниками время года.
3) Пусть никогда не закончится этот вечер!
4) Надо же было так влипнуть!
А17. Найдите производный предлог.
1) около дома;
2) вместо товарища;
3) на том берегу;
4) из-за болезни.
А18. Найдите производный предлог, пишущийся слитно.
1) (в)виду дождя;
2) (в)продолжение года;
3) (на)встречу с другом;
4) идти след (в)след.
А19. Найдите предложение, в котором есть частица.
1) Задремал и услышал тихий голос.
2) Смотрит – никого.
3) И надобно ж беде случиться!
4) Он глядит и видит русалочку на ветвях.
А20. В каком случае пишется частица НЕ?
1) н_ жив н_мертв;
2) н_ свет н_ заря;
3) отнюдь н_ хорошо;
4) н_ пуха н_ пера.
А21. Укажите слово, которое пишется раздельно.
1) разговаривать(то) умеешь;
2) как(будто) слышал;
3) откуда(либо) узнает;
4) пойди(ка) за соком.

1. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц».1. Укажите частицу. 1) на2) за 3) ни 4) над2. Укажите слово, которое может быть не только частицей, но

и другой частью речи.1) давай2) вон3) почти4) вряд ли 3. Укажите формообразующую частицу.1) неужели2) пусть3) уж 4) же 4. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей? 1) Траншея обрывалась у САМОГО склона оврага. (Ананьев А.) 2) Нина Семёновна опустилась на стул у САМОЙ двери. (Тендряков В.) 3) Это был огромный корабль, САМЫЙ мощный броненосец Черноморского флота. (Рыбаков А.) 4) Шубин ворвался в САМУЮ гущу боя. (Платов Л.) 5. Укажите смысловую (модальную) частицу, выражающую усиление.1) что за 2) ли 3) именно4) даже6. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.1) как 2) только 3) вряд ли 4) ведь 7. Укажите модальную частицу, выражающую ограничение.1) всё 2) лишь 3) вон 4) -ка 8. Укажите модальную частицу, выражающую уточнение.1) едва ли 2) как раз 3) только 4) разве 9. В каком предложении слово ЭТО является указательной частицей?1) Царёв чувствовал, что запаздывает, и ЭТО тоже раздражало его. (Ананьев А.)2) ЭТО означало, что бомбы рвутся очень близко.(Платов Л.) 3) ЭТО матросы осматривали свой отсек. (Платов Л.) 4) Доктор пояснил, что ЭТО всплытие вынужденное. (Платов Л.)
10. В каком предложении нет частицы? 1) Неужели и от "Летучего Голландца" осталась только бесформенная груда железа? (Платов Л.)2) Но Шура, как настоящий артист, даже виду не подал, что ему больно. (Рыбаков А.)3) В Испанию Шубина всё-таки не послали, к его величайшему негодованию.(Платов Л.) 4) Виктория очень медленно шла по городу, опустив голову. (Платов Л.)
2. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц». 1. Укажите частицу. 1) тоже2) ни 3) когда 4) несмотря на 2. Укажите формообразующую частицу.1) не2) пусть3) ведь4) только3. Укажите модальную частицу. 1) бы 2) давай 3) ни 4) лишь 4. Укажите отрицательную частицу. 1) именно 2) -ка 3) не 4) да 5. Укажите ряд, в котором все слова являются модальными частицами.1) ли, неужели, бы2) же, исключительно, и3) не, разве, вон4) почти, б, даже6. Укажите ряд, в котором все слова являются усилительными частицами. 1) -таки, ни, что за2) даже, едва ли, отнюдь не3) же, ведь, уж4) как, и, только7. Укажите ряд, в котором все слова являются указательными частицами.1) вот, вон, это2) что за, ну и, как3) неужели, разве, ли (ль)4) именно, как раз, прямо8. Укажите ряд, в котором все слова являются вопросительными частицами. 1) почти, единственно, -то 2) прямо, точно, точь-в-точь 3) неужели, разве, ли (ль) 4) только, лишь, едва ли 9. Укажите ряд, в котором все слова являются восклицательными частицами. 1) уж, всё-таки, ну 2) что за, ну и, как 3) почти, единственно, -то 4) же, ни, ведь 10. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола. 1) да, пускай, давай 2) –ка, бы, пусть 3) не, бывало, мол 4) дескать, неужели, давайте

ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ПО РУССКОМУ 8 КЛАСС! очень надо,буду благодарна;3 1. Укажите неверные утверждения.

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
Б. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.
В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.
Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
Д. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.
Е. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

3. В каком примере нужно обособить одиночное определение?
А. Власть над землей вам молодым дана.
Б. Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
В. Испытанная мною тревога разогнала мой сон.
Г. Изумленный прохожий о чем-то спросил.

4. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

5. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.
А. Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.
Б. Писала мать учительница из небольшого волжского городка и сестра из Москвы.
В. В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.
Г. И он несравненный художник был против искусства как господской эгоистической забавы.
Д. В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий.
Е. Наш повар Климов заболел.

6. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
А. Он медлит с ответом мечтатель-хохол.
Б. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
В. Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже.
Г. Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.
Д. Смышленые звери, бобры зимуют разумно.
Е. Мой друг лучший ученик по русскому языку примет участие в городской олимпиаде.

7. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г. Куда ты бежишь как на пожар?
Д. Как сейчас помню это было в самом начале июня 1999 года.
Е. Это звучит совсем как правда.

8. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки.
А. Лето я как обычно я провожу на даче
Б. После такой стирки кофточка была мягкой, как пух.
В. Дожди начнутся в сентябре как обычно.
Г. Все знают Петрова как хорошего слесаря.

помогите пожалуйста срочно!! щас задам тесты по русскому и прошу вас ответить варианты ниже....

1.укажите словосочетание с причастием.
а)встревоженный взгляд
б)организованный ученик
в)нечаянная радость
г)засеянное поле.

2.продолжите предложение
Выехав из деревни,...
а)стало видно берёзовую рощу
б)мы поднялись на гору
в)наш дом стал почти не виден
г)мысли о прошлом покинули меня

3.укажите предложение с деепричастным оборотом
а)человек задыхаясь бежал по дороге вдоль берега моря.
б)школьники принялись за работу засучив рукава.
в)выходишь ранней осенью в ближайшую рощу и удивляешься переменам.

4.деепричастия НЕ ОБРАЗУЮТЬСЯ от глаголов

5.укажите ОШИБКУ в у потреблении деепричастия.
а)отвернувшись к окну,я попросил его удалиться
б)я долго смотрел ему в лицо,стараясь заметить следы раскаяния.
в)возвращаясь в город,у меня сломалась машина.
г)медведица,пройдя к дубу,быстро исчезла в дупле.

6. НЕ пишеться раздельно в слове
а) (не)вспугнув
б)(не)доумевая
в)(не)истовствуя
г)(не)годуя

7.выделенное слово НЕ ЯВЛЯЕТСЯ наречием в предложении
а)неяркое солнце (ПО) ЗИМНЕМУ освещало землю.
б)(ОСЕНЬЮ) птицы стаей потянулись на юг.
в)вдали(ПО) ПРЕЖНЕМУ машет крыльями мельница
г)дом был построен (ПО)ХОРОШЕМУ проекту.

8.НАБЕЛО,ПО-РУССКИ,ВДРУГ,ВНИМАТЕЛЬНО-эно наречия
а)цели
б)образа действия
в)причины
г)времени

9.укажите предложение с наречием в сравнительной степени.
а)всё мрачней и ниже тучи опкскаются над морем
б)звучнее лес,безжизненней луна.
в)это кресло удобнее.
г)сегодня вечер свежее и прохладнее.

10. укажите ряд с наречиями
а)где-либо,когда-то,здесь
б)всегда,кое о чём,столько
в)куда,Везде,то
г)всё,всюду,ничему

Расставьте знаки препинания. 1. Ребята не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. 2. Не забудьте ребята подготовиться к олимпиаде по

русскому языку. 3. Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку ребята.


С точки зрения участия в речи одного, двух и бо­лее людей выделяют монолог, диалог и полилог. Прак­тически все существующие тексты охватываются этой лингвистической классификацией, но с определенной и своеобразной стороны. "Если подходить к изучению речи с широкой точки зрения, - пишет Г.М. Чума­ков, - то оказывается, что она не существует вне этих форм: любое произведение, каким бы большим оно ни было, любое выступление - скажем, на митинге или в печати - представляет собой не что иное, как монолог".

Монолог

Монологической является научная, деловая, во мно­гом публицистическая речь.

Беседы, разговоры двух или более лиц составляют сферу разговорно-обиходного стиля.

Однако чаще термин монолог применяют к худо­жественной речи.

Монолог можно определить как компонент худо­жественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Мо­нолог- это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной компози­ционной организованностью и смысловой завершен­ностью.

Классический пример, иллюстрирующий сказан­ное, - монолог Чацкого из комедии Грибоедова "Горе от ума".

Не образумлюсь... виноват,

И слушаю, не понимаю,

Как будто все еще мне объяснить хотят.

Растерян мыслями... чего-то ожидаю.

жаром)

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Пред кем я давеча так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

А вы! о Боже мой! кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

Мой вид, мои слова, поступки - все противно, -

Я с вами тотчас бы сношения пресек,

И перед тем, как навсегда расстаться,

Не стал бы очень добираться,

Кто этот вам любезный человек?..

(Насмешливо)

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -

Высокий идеал московских всех мужей. -

Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.

А вы, сударь отец, вы, страстные к чипам:

Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,

Я сватаньем моим не угрожаю вам.

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

Так! отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! -

Карету мне, карету!

(Уезжает).

Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе художествен­ного произведения. В монологе героя не только пере­даются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи.

По сравнению с диалогом как общей формой кол­лективного общения, монолог - это особая, по сло­вам акад. В.В. Виноградова, "форма стилистического построения речи, тяготеющая к выходу за пределы социально-нивелированных форм семантики и син­тагматики". Иначе говоря, монолог- продукт инди­видуального творчества, он требует тщательной ли­тературной отделки.

С точки зрения языка монолог характеризуется та­кими признаками, как наличие в нем обращений, ме­стоимений и глаголов 2-го лица, например: А вы! о Боже мой! Кого себе избрали?; Довольно!.. с вами я гор­жусь моим разрывом; Подумайте, всегда вы можете его беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Речевые типы монологов выделяются в зависимо­сти от присущих им функций: рассказ о событии, рас­суждение, исповедь, самохарактеристика и др.

Так, для монолога повествовательного типа харак­терны фразы, в которых видо-временные формы гла­гольных сказуемых выражают последовательность дей­ствий, движение событий. Вот характерный отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри":

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Тот занемог. Не перенес

Трудов далекого пути.

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился - даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Из жалости один монах

Больного призрел, и в стенах

Хранительных остался он,

Искусством дружеским спасен.

Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие умозаключения, многочис­ленные вопросительные предложения, констатацию фактов, разнообразные конструкции, передающие ло­гическую связь явлений: причинно-следственные, ус­ловные, уступительные, изъяснительные. В качестве примера можно привести знаменитый монолог Гам­лета из одноименной трагедии В. Шекспира (пер. Мих. Лозинского).

Быть или не быть - таков вопрос;

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась па море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть -

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, -

Вот что сбивает нас, вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,

Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,

Когда бы страх чего-то после смерти -

Безвестный край, откуда нет возврата

Земным скитальцам, - волю не смущал,

Внушая нам терпеть невзгоды наши

И не спешить к другим, от нас сокрытым?

Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природный цвет

Хиреет под налетом мысли бледным,

И начинанья, взнесшиеся мощно,

Сворачивая в сторону свой ход,

Теряют имя действия. Но тише!

Офелия? - В твоих молитвах, нимфа,

Все, чем я грешен, помяни.

Монолог-исповедь объединяет, как правило, по­вествовательные формы речи с формами рассуждений. Яркий пример - монолог главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри":

"Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Не много пользы вам узнать;

А душу можно ль рассказать?

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю".

Элементы исповеди есть и в монологах Чацкого, Гамлета, чем и объясняется эмоциональность, взвол­нованность, приподнятость речи. Вообще следует ска­зать, что в художественном произведении редко строго соблюдается чистота "жанра". Обычно, выполняя мно­гообразные функции, монолог совмещает в себе черты и повествования, и рассуждения, и исповеди, с пре­обладанием одной из них.

В монологах разных типов широко и свободно ис­пользуются разговорная, экспрессивно окрашенная лексика, междометия, разговорные и разговорно-экс­прессивные синтаксические построения, в том чис­ле конструкции диалогической речи. В этом сказыва­ется влияние диалогической речи на монологическую, а также отсутствие четких границ между монологом и диалогом. Вот характерный пример из книги акте­ра М. Козакова "Третий звонок":

Есть во всем, что происходит сегодня, суетность. А суетиться перед лицом вечности не след. У нас в совке умели как-то быстро-быстро закопать кого-то, потом рас­копать и опять закопать. Сменить могильный памятник, перехоронить, даже украсть кость на память. И такое было. Кажется, у Николая Васильевича Гоголя свист­нули при перезахоронении. Забальзамировать фараона, построить мавзолей, выставить на публичное осмотрение, потом и другого туда же. Несколько лет, что они рядом лежали, в сравнении с вечностью - минуты. Глядишь - одного вынесли (как говорят в народе, "обратно покойника несут") под шумок, ночью, закопали быс­тро и - белый мраморный бюст у Кремлевской стены. Другой теперь без охраны долеживает, своей очереди до­жидается, пока народ православный думает-гадает, как с ним обойтись. Но народу православному не до того, сначала надо убиенного царя куда-то пристроить. Ку­да, в принципе не ясно, но с костями бы ошибки не вы­шло. А фараоновы мощи куда? Так пускай пока под стек­лом полежат. Так оно и привычнее нам, а там само как-нибудь решится. Усатый памятник снять - лысый пока сохранить.

Особая разновидность монолога - внутренний мо­нолог, цель которого - выразить, имитировать про­цесс эмоционально-мыслительной деятельности че­ловека, "поток сознания". Для такого монолога ти­пичны прерывистость речи, незаконченные фразы, не связанные внешне друг с другом синтаксические по­строения. Монологи подобного типа могут воспроиз­водиться в строго литературных формах, но могут включать в себя и грамматически не оформленные эле­менты, чтобы показать работу не только сознания, но и подсознания. Таков, например, поток внутрен­ней речи Анны Карениной перед самоубийством:

"Туда! - говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпа­лы, - туда, на самую середину, и я накажу его и из­бавлюсь от всех и от себя".

Она хотела упасть под поравнявшийся с ней середи­ною первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда купаясь готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знаме­ния вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со все­ми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спу­скала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на коле­на. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что де­лала. "Где я? Что я делаю? Зачем?" Она хотела под­няться, откинуться, но что-то огромное, неумолимое тол­кнуло ее в голову и потащило за спину. "Господи! Прости мне все!" - проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над же­лезом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла...

До сих пор речь шла о монологе как компоненте художественного произведения. Но существует и осо­бый, самостоятельный тип монологической речи - сказ. По определению акад. В.В. Виноградова, "сказ - это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это художе­ственная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения". Авторская речь сказа поглощает диалог, речь героев сливается с ней в единую стилизованную речь, диа­логические черты которой имитируют живую речь. В сказе широко используются просторечие, диалектизмы, профессиональная речь. Обращение к сказу часто свя­зано со стремлением писателей вывести на сцену но­вого героя (обычно далекого от книжной культуры - Н.С. Лесков, В.И. Даль, "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя) и новый жизненный материал. Сказ дает этому герою возможность наиболее полно­го самовыражения, свободного от авторского "конт­роля". И читатель в результате остро переживает но­визну и двуплановость построения рассказа, сочета­ние двух, нередко противоположных оценок - автора и рассказчика, как, например, в рассказах М.М. Зо­щенко.

Любитель

"Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях. Ну, ска­жем, возвратный тиф или с лестницы ссыпался.

Тогда, действительно, обращаюсь за медицинской по­мощью. А так я не любитель лечиться. Природа, по-мо­ему, сама органы регулирует. Ей видней.

Конечно, я иду не против медицины. Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме го­сударственного строительства. Но особенно увлекаться медициной, я скажу, нехорошо.

А таких любителей медицины как раз сейчас много.

Тоже вот мой приятель Сашка Егоров. Форменно за­лечился. А хороший был человек. Развитой, полуинтел­лигентный, не дурак выпить. И вот пятый год лечится.

Совершенно ясно, что используемые в рассказе ре­чевые обороты не свойственны автору, который как бы надевает на себя языковую маску персонажа, чтобы острее, непосредственнее и рельефнее обрисовать его.

За пределами художественных произведений к мо­нологической речи можно отнести такие жанры уст­ной речи, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению.

Подберите из художественной литературы или составь­те на любую тему монолог (в форме исповеди, или внут­реннего монолога, или сказа).

Диалог

Диалог - форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое вы­сказывание, называемое репликой, обращено к со­беседнику.

Диалогическая речь - первичная, естественная фор­ма языкового общения. Если иметь в виду бытовые ди­алоги, то это, как правило, речь спонтанная, непод­готовленная, в наименьшей степени литературно об­работанная.

Для диалогической речи характерна тесная содер­жательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:

- Где ты был?

- На работе задержался.

Реплики могут также выражать добавление, пояс­нение, распространение, согласие, возражение, по­буждение и т. д.

Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому ди­алогическая речь часто неполна, эллиптична, например:

- Сюда!

- Сырку?

Ситуация (говорящие идут мимо магазина) позво­ляет максимально уплотнить речь.

- Математика когда?

- Последняя пара.

Это из разговора студентов о расписании лекций.

Информативная неполнота диалогической речи вос­полняется также интонацией, жестами, мимикой.

Диалоги могут иметь и более сложный характер. Ин­формация, содержащаяся в репликах, нередко не ис­черпывается значениями языковых единиц. Например:

А. Мы поедем в воскресенье за город?

Б. Нет, у меня сел аккумулятор.

Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Помимо той информации, которая явно присутству­ет в диалоге, мы можем извлечь еще и следующую информацию:

Что у Б есть машина;

Что Б считает, что А имеет в виду поездку на машине;

Что совместные поездки А и Б за город, по всей вероятности, дело обычное и (или) что вопрос о такой поездке уже ставился;

Что отношения между А и Б таковы, что А считает себя вправе рассчитывать на совместную поездку за город.

Если же А и Б муж и жена и до этого времени они были в ссоре, то вопрос А- завуалированное предложение помириться, а ответ Б - отказ, но не окончательный. Получается, что самое важное в со­общении прямо не выражено, но каким-то образом извлекается из сказанного. Смысл реплик, как пока­зывает пример, часто не покрывается их языковыми значениями и свидетельствует не только о структур­ной, но и смысловой сложности диалога. Полное его понимание определяется знанием условий, ситуации разговора, речевых навыков говорящих и другими фак­торами.

В художественной литературе, публицистике диа­логи выступают как яркий стилистический прием, сред­ство оживления рассказа. Например:

Через несколько дней чистильщик обуви, усаживая сво­его постоянного клиента, рассказал ему о том, что в по­жаре сгорел их "районный" сумасшедший, псих Гижи-Кола.

Как же он сгорел?.. - рассеянно спросил клиент.

Да кто его знает? Сделал пожар и сгорел.

В дурдом его надо было посадить. Хорошо еще, что не убил никого.

Да нет, он добрый был. Такого доброго человека я еще не видел, - покачал головой чистильщик, и ему стало стыдно за то, что много раз он брал у юродивого деньги и ни разу не вычистил ему его старые, разбитые башмаки.

А Христос таким ноги мыл, - словно отвечая на его мысли, неожиданно произнес клиент, и чистильщик вдруг почувствовал от этих слов жуткий страх, словно Кола мог пожаловаться на него Христу.

Но Кола был добрым человеком и этого не сделал.

Это концовка повести Михаила Гиголашвили "По­хлебка для человечества". Цитированный диалог вы­полняет несколько функций. Во-первых, он разнооб­разит речь, сменяя авторский монолог диалогом, во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей, в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, "мораль" повести, которая в изло­жении от автора могла бы показаться излишне нра­воучительной. Большую роль играют в диалоге и ав­торские ремарки, комментарии, направляющие чи­тательское восприятие.

В диалоге обычно раскрываются характеры. Он - средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.

Художественно-эстетические функции диалогов мно­гообразны, они зависят от индивидуального стиля пи­сателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.

В публицистике, в газете используются два вида ди­алогов. Во-первых, диалог информационный. Он относительно прост в структурном отношении, нейт­рален - в стилистическом. Диалогическое развитие ли­нейно, реплики либо прямо дополняют друг друга со­держательно, либо образуют замкнутое вопросно-ответное единство, например:

- Ведь это вроде как восточная легенда получается?

- Да, войди в любой дом, и везде свои предания.

"Газетный диалог, - пишет В.В. Одинцов, имея в виду первый тип диалога, - в принципе враждебен стихии разговорной речи, что вполне понятно и оп­равданно, поэтому "отклонение от нормы" (а нор­мативным, "нулевым" можно считать диалог инфор­мационного типа) связано со структурно-семантиче­ским усложнением отношений между репликами и - что еще более характерно - между репликами и ок­ружающим их текстом".

Второй тип диалога в газете можно назвать сюжет­ным. Информационный диалог по сути дела форма­лен, структурно независим, не связан с "сюжетом" газетного материала (содержание его легко можно было бы передать и без помощи диалога), это чисто внешняя диалогизация текста. Сюжетный же диалог оказыва­ется конструктивно значимым. Автор в этом случае стремится к созданию "драматизма" изображаемого, к созданию "диалогического напряжения", в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ждем утверждение, а получаем отрицание, как в статье об очередном создателе всемирного языка ("Язык для всей планеты"):

Что послужило фундаментом для создания ваше­го языка?

Создавать ничего не пришлось, - прозвучало не­ожиданно. - Речь идет только об оформлении всеоб­щего языка, понятного различным народам...

Здесь действует эффект "нарушения ожидания". Вме­сто ожидаемого "нормального" ответа: Фундаментом послужило то-то и то-то, следует неожиданная от­рицательная реплика.

Стилистические ресурсы диалога весьма значительны. Далеко не случайно, что форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, "беседы за круглым столом" и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диа­логическая речь.

Напишите диалог в разговорном стиле, а затем преоб­разуйте его в диалог из воображаемого произведения ху­дожественной литературы. Чем они отличаются?

Полилог

Полилог - разговор между несколькими лицами. По­лилог в принципе не противопоставляется диалогу. Об­щее и главное для обоих понятий - мена, чередова­ние говорящих и слушающих. Количество же говоря­щих (больше двух) не изменяет этого принципа.

Полилог- форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например семейная беседа, застолье, групповое обсуждение ка­кой-либо темы (политическое событие, спектакль, ли­тературные произведение, спорт и т. д.). Общие чер­ты диалога - связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и др. - ярко проявля­ются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания) некоторых из них.

Современная лингвистика (точнее, одна из ее от­раслей - социолингвистика) исследует закономер­ности, этикетные правила ведения полилогов в тех или иных группах, коллективах (социумах). Так, у не­которых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.

Широко используется полилог в художественной ли­тературе, театре, кино. Это прежде всего массовые сце­ны, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.

В качестве яркой иллюстрации можно привесш заклю­чительную сцену из "Бориса Годунова" Пушкина:

Расступитесь, расступитесь Бояре идут.

(Они входят в дом.)

Один из народа

Зачем они пришли?

А верно приводить к присяге Феодора Годунова.

В самом деле? - слышишь, какой в доме шум! Тре­вога, дерутся...

(Отворяются двери. Мосалъский является на крыльце.)

Мосальский

Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.)

Что же вы молчите? кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!

Народ безмолвствует.

Подберите полилог из любой пьесы, например А.Н. Ос­тровского или А.П. Чехова. Выражается ли в подобранном вами полилоге авторская позиция? Если да, то каким образом?