Как смириться со смертью мужа.

Здравствуйте,мне не так давно исполнилось 20,я учусь,замужем,есть полугодовалая дочь,кот,собака-в общем всё как у взрослых. В жизни я очень позитивный и общительный человек человек.Но меня всё чаще и чаще тревожат мысли о смерти ,на самом деле об этих вопросах я задумывалась ещё с детства,но в последнее время значительно чаще.Во первых я не могу найти единомышленников,в основном все мои знакомые даже не задумываются об этом,а у кого спрашиваешь отвечают что это неизбежно и нет никакого смысла зацикливаться на этом.Поколение моих родителей,да и сами родители верят в реинкарнацию,бабушки пропагандируют существования рая и ада,но я к сожалению ни в одно ни в другое не верю.Конечно я допускаю существование Бога,но это только из-за того что закладывалось в детстве,да и жить так на много проще.Я скорее склонна к тому,что существуют мистические силы и тому подобное,но это лишь из-за того что я никогда не смирюсь с тем что я умру и всё.... Я умру и просто ничего не будет,так же будет заходить и вставать солнце,так же будет кипеть людская жизнь,но всё это будет без меня,а через 2-3 поколения даже никто и знать не будет что я жила,про мою насыщенную жизнь и всё такое... Эти мысли доводят меня до слёз,я на самом деле рыдаю 3-4 раза в неделю от осознания что все кого я знаю,умрут. Обострение моих переживаний началось с потерей дедушки,который умер месяца 4 назад.Он был болен раком горла и на последних месяцах жизни он выглядел просто ужасно,я навещала его очень редко,но не из-за того что мне было брезгливо или жалко,а потому что,думала что он не желает что бы его такого мужественного и сильного видели таким немощным и ужасным,когда сказали что он в смертельной агонии я приехала к нему,вся семья была в сборе,все рыдали и хоронили ещё живого деда,он немощно прикрывал лицо рукой и я чувствовала на сколько он жаждит остаться в одиночестве.После этого я постоянно думаю о том,что когда-нибудь и я буду такой,это сводит меня с ума.Так же меня беспокоит то,что когда-нидуь умрёт и мой ребёнок,для чего я рожала? Для чего мы вообще живём если нас всех ждёт одна и та же учесть? Так совпало,что первый месяц жизни моего ребёнка и последний дедушки происходило в одно и тоже время и я смотрела на свою дочь и рыдала потому что думала о её смерти,она будет старенькая,а если будет так же мучяться? А меня даже рядом не будет,я не смогу ей ничем помоч,я даже не узнаю об этом.Короче можно рассказывать об этом очень долго,но саму суть проблемы я написала.Подскажите как можно перестать думать об этом? Иначе чуеться мне что скоро у меня начнётся параноя. Зарание спасибо!

В современном социуме принято избегать всего, что связано со смертью. Люди, пережившие кончину родственника или друга, стараются не показывать свою печаль. Они теряются, когда дети задают вопросы по поводу покойного. Слезы и долгое проявление горя приравниваются к болезненному состоянию. Как смириться со смертью близких? Этот вопрос волнует практически каждого.

Как помочь пережившему утрату?

Человек, у которого недавно произошло горе, оказывается в изоляции. Знакомые начинают сторониться его.

Прекращается общение с друзьями. Оно не вызывает у окружающих положительных эмоций, доставляет только дискомфорт. Человек плачет, и приходится его утешать, но не всегда можно найти подходящие слова. Разговоры об ушедшем родственнике или друге кажутся лишними. Беседы на посторонние темы представляются неуместными. Человек может подумать, что окружающие проявляют бесчувствие. Все эти обстоятельства приводят к тому, что друзья и родные стараются оставить близкого в одиночестве, чтобы он пережил утрату самостоятельно. Как смириться со смертью? Этот вопрос приходит в голову многим из тех, кто понимает, что сам должен помочь себе справиться с горем. Ведь лишь сильные люди способны оставаться рядом в такой ситуации. Следует помнить о том, что эмоциональное состояние после пережитой утраты проходит несколько стадий.

Этапы горя

Они представляют собой ступени, преодолевая которые, индивид приобретает навыки управления негативными эмоциями. Каждый, кто задает вопрос о том, как смириться со смертью, должен знать, что это печаль имеет несколько стадий:


Основные задачи

Как смириться со смертью близкого человека? Чтобы преодолеть душевную боль, необходимо пройти несколько этапов, которые предполагают активное участие родственника или друга покойного в своей жизни. Эти задачи были выделены психологом Дж. Вильямом Ворденом. К ним относятся:

  1. Признание потери. Для того чтобы привыкнуть к ней, необходимо дать себе время.
  2. Переживание чувства горя.
  3. Реорганизация окружения и обстановки.
  4. Формирование нового восприятия умершего и продолжение собственной жизни без него.

Активная роль человека в процессе принятия горя не означает, что нужно опираться только на свои силы. Если в жизни индивида есть близкие или друзья, которые готовы оказывать поддержку, это обстоятельство способствует улучшению душевного состояния.

Потеря ребенка

Данную проблему стоит обсудить отдельно.

Некоторые родители вскоре после такой трагедии решают произвести на свет нового малыша, не дав себе время, чтобы принять утрату. Это свидетельствует об отрицании необратимости события. В подобных обстоятельствах мама и папа будут подсознательно сравнивать только что рожденного ребенка с недавно умершим. Таким образом, они не смогут выстроить здоровых отношений с малышом. Многие задают вопрос: «Что делать, если я не могу смириться со смертью сына или дочери?» Рождение другого ребенка вскоре после потери предыдущего не лучший выход из подобной ситуации. Психологи рекомендуют сначала пройти все стадии утраты, дать себе пережить душевную боль. Только потом можно планировать нового малыша.

Смерть матери

Такое событие является очень тяжелым. И неважно, сколько лет сыну или дочери.

Если не уделить внимание преодолению всех этапов горя, последствия трагедии будут преследовать человека на протяжении всей жизни. «Как смириться со смертью мамы?» - этот вопрос задают индивиды разного возраста. Отзывы рекомендуют следующее:

  1. Нужно дать себе определенный период времени, чтобы привыкнуть к ситуации. Постепенно человеку нужно возвращаться к повседневным обязанностям. Ведь мама вряд ли хотела бы, чтобы с ее кончиной жизнь сына или дочери остановилась.
  2. Важно стараться сохранить вещи и воспоминания, связанные с близким человеком. Можно собрать в шкатулку вещи, украшения, фото. Пригласить родственников и угостить их кушаньем, которое любила мама, поговорить с ними о ней.
  3. Важно уделять достаточно времени своему здоровью, полноценному питанию, отдыху и сну.
  4. Стараться общаться с теми, кто способен оказать поддержку.
  5. Пытаться отвлечь себя от грустных мыслей. В этом помогут прогулки, увлечения, работа по дому.

Потеря супруга

Отношения в браке нередко бывают сложными. Однако между мужем и женой существует особенная связь, ведь они переживают вместе и радостные, и печальные события. Они занимаются воспитанием общих детей, обустраивают быт в своем доме. И когда любимый супруг уходит из жизни, его спутница ощущает пустоту и безысходность.

Как смириться со смертью мужа? Этот вопрос волнует всех женщин, переживших такую потерю. Оставшись одна, супруга начинает обвинять себя в кончине любимого. Ей приходит в голову мысль о том, что можно было изменить ход событий и не допустить трагедии. В первые дни после смерти мужа такое состояние естественно. Но надо переходить к следующему этапу. Нужно научиться жить без супруга. Чтобы строить планы на будущее, необходимо дать себе время на слезы и печаль. Только после того,как женщина выразит свои ощущения подобным образом, она почувствует себя легче. Помочь пережить утрату способны дети, родные, знакомые. Им можно дарить тепло, любовь, заботу. Таким образом женщина будет отвлекаться от печальных мыслей. Отзывы также советуют заняться благотворительностью. Важно найти для себя любимое дело, которое приносит удовольствие (живопись, рукоделие, написание стихов, уход за домашними питомцами).

Когда нужна консультация специалиста?

Вопрос о том, как смириться со смертью человека, очень сложный. Не всем удается справиться с этой проблемой самостоятельно.

Психологи утверждают, что нужно уметь отличать переживание этапов горя от проявлений депрессивного состояния. Патология характеризуется такими симптомами:

  1. Постоянные мысли о безнадежности жизни.
  2. Разговоры о смерти и самоубийстве.
  3. Отрицание факта потери близкого.
  4. Неконтролируемые приступы слез.
  5. Заторможенность.
  6. Резкое снижение веса.
  7. Неспособность к решению повседневных задач.

Согласно отзывам специалистов, человек с подобными симптомами нуждается в помощи психотерапевта.

Заключение

У многих в окружении есть человек, который не может смириться со смертью брата, сестры, мамы, папы или другого родственника. Иногда трудно найти нужные слова, чтобы поддержать близких в такой ситуации. Пережившему утрату требуется время, чтобы выплакаться и побыть одному. Но это не значит, что ему не нужна поддержка.

Конечно, не следует навязывать свое присутствие. Но человек должен чувствовать, что родные и друзья рядом с ним и всегда готовы помочь.

Смерть «вписана» в нашу жизнь. А вместе с ней – боль. Можно ли как-то себе помочь, когда она не проходит, перерастая в отчаяние и депрессию? Как отпустить человека, ушедшего в иной мир, как смириться со смертью близкого – супруга, мамы, папы, ребенка?… Этот список потерь может получиться немаленьким, ведь в жизни каждого есть живые создания, чей уход становится настоящей трагедией…

Ноябрь – месяц ностальгии и печали. Мир вокруг нас теряет цвета и медленно укладывается спать мертвым сном. Наверное, неслучайно на начало ноября приходятся религиозно-сакральные дни поминовения усопших и воспоминаний о людях, которых мы знали, любили… и до сих пор любим. Однако в то же время это повод задуматься над нашим отношением к расставанию. Ведь уход из этой жизни предначертан каждому.

Его невозможно избежать. В ноябре многих из нас с особенной остротой постигает мысль о том, что каждый перешагнет порог, соединяющий этот мир с тем. Стоит задуматься о том, как мы думаем о смерти, насколько поддерживает нас это понимание и осознание. Если нет, то можем ли мы изменить его на такое мышление, которое сможет вызывать больше положительных, чем негативных чувств?.. Зачем это вообще нужно делать? Вот что по этому поводу говорят специалисты — так называемые лайф-коучи.

Как отпустить человека: сила исцеляющего принятия

В рамках современной науки нейробиологии, квантовой физики и медицины в последнее время было совершено немало интересных открытий, которые могут рассматриваться в контексте позитивной психологии. Многие из уже доказанных теорий объясняют процессы, которые мы запускаем нашими мыслями и чувствами. Мы воздействуем ими и на нас самих и на все вокруг. Поэтому стоит осознавать и быть внимательными с тем, о чем и как именно мы думаем.

По словам ученых, нейромедиаторы, гормоны и нейропептиды «транспортируют» негативные мысли по всему организму, особенно в клетки иммунной системы. Когда мы реагируем на сильный стресс, эмоциональную боль, когда нами управляют сложные чувства, в конце концов мы попадаем в сети болезней. Поэтому любое страдание, которое мы испытываем в трудных жизненных ситуациях, может надолго или даже навсегда причинить нам вред. И, следовательно, является сигналом для изменения убеждений.

Расставание и потеря, безусловно, относятся к ситуациям, которые вызывают в нас сильнейшую боль. Иногда так глубокую, что трудно описать ее какими бы то ни было словами. Как смириться со смертью близкого, как отпустить человека из мыслей и сердца – что бы ни советовали психологи, кажется, что ответа на эти вопросы не может быть вообще. Более того – многие его и не ищут, потому что погружаются в скорбь, имеющую большие шансы превратиться в депрессию. А она делает так, что люди теряют желание жизнь и погружаются в отчаяние очень надолго.

Бывает, что у кого-то после смерти любимого человека душевное равновесие больше никогда не восстанавливается полностью. Это выражение любви? Или, может быть, такое положение вещей проистекает из страха и зависимости от чьего-то присутствия и близости?

Если мы воспринимаем жизнь такой, какая она есть, и принимаем ее условия, правила игры (а смерть является одним из них), то мы должны быть готовы отпустить того, кого мы любим. Любовь – это наши предпочтения, а не зависимость. И не «право собственности». Если мы любим, то, конечно же, чувствуем печаль, сожаление и даже отчаяние после окончательного разрыва с близким человеком. Причем это необязательно касается его ухода из жизни, ведь вопросом, как отпустить любимого человека из мыслей, из души, люди задаются и в других, менее трагических, ситуациях. Но в нас есть (по крайней мере, должно быть) и другое — принятие факта ухода этого человека из нашей жизни и принятие всех связанных с этим негативных чувств. Поэтому они в конце концов и проходят, оставляя ощущение покоя и благодарности за то, что когда-то мы встретились и были вместе.

А вот если в нашей жизни доминирует позиция, основанная на контроле и порожденная страхом, то мы не можем мириться со смертью, не можем отпустить от себя потерю. Да, вроде бы мы страдаем – плачем и чувствуем себя несчастными, – но при этом, как ни парадоксально, не подпускаем к себе истинных чувств! Мы останавливаемся на их поверхности, боясь, что они нас поглотят. Тогда мы не даем себе шансов на истинные переживания и можем искать помощи в какой-то принудительной активности или лекарствах, алкоголе. И таким образом мы способствуем продлению состояния отчаяния, доведя его до глубочайшей депрессии. Поэтому не надо бежать от себя, от своих настоящих чувств, искать от них спасение – нужно принять их существование и позволить себе их пережить.

Думайте с любовью

По мнению физика доктора Бена Джонсона, человек свои мыслями генерирует разные частоты энергии. Мы не можем их видеть, но зато чувствуем их выраженное влияние на наше самочувствие. Известно, что мысли позитивные и негативные отличаются принципиально. Положительные, то есть связанные с любовью, радостью, благодарностью, высоко заряжены энергией жизни и действуют на нас очень благоприятно. В свою очередь, негативные мысли вибрируют низкими частотами, которые снижают наши жизненные силы.

В ходе исследований было выяснено, что наиболее творческое, витальное и здоровое электромагнитное поле генерируют мысли, связанные с любовью, заботой и нежностью. Так что если вы будете углублять свое состояние, рисуя черные сценарии типа «Я не справлюсь», «Моя жизнь теперь будет одинокой и беспросветной», «Я всегда буду один/одна», то существенно снизите свою жизненную силу.

Конечно, когда человека мучает вопрос, как смириться со смертью любимых, как отпустить умершего человека, который всегда в мыслях, в сердце, в душе, ему как-то не до мыслей о себе, о своем самочувствии. Однако есть проблема. Спустя какое-то время вдруг выясняется, что жизнь, остановившаяся для страдающего человека, почему-то не хочет останавливаться во внешних проявлениях. Иными словами, человеку по-прежнему приходится ходить на работу и что-то там делать, зарабатывать деньги на жизнь, кормить детей и водить их в школу… Какое-то время к нему будут проявлять снисхождение, но это не может продолжаться слишком долго. А если человек будет абсолютно наплевательски относиться к своему самочувствию, то может наступить момент, когда он не сможет сделать то, в чем ему никто не сможет помочь. Даже рядовая бытовая проблема может оказаться для него непосильной задачей. Он поймет, что нужно брать себя в руки, но пошатнувшееся здоровье окажется очень большим препятствием на этом пути.

Никто не призывает гнать от себя мысли от утрате, но когда стадия острого горя будет пережита, пора менять акценты в этих мыслях.

Думая о тех, кто ушел, с любовью, вспоминая счастливые моменты, человек себя укрепляет, а в некоторых случаях просто спасает.

Как проститься с любимым человеком? Как отпустить его и не мешать своей привязанностью?

Психологи советуют: если вы понесли тяжелую утрату, примите чувства и эмоции, которые ее сопровождают. Не бегите от них в какую-либо имитацию деятельности, которая должна вам помочь забыться, стать немного «бесчувственнее».

Вот упражнение, относящееся к практике так называемого интегрированного присутствия. Считается, что оно делает человека ближе к себе самому и к своим чувствам.

  1. Когда вы остро почувствуете печаль и отчаяние, страх, растерянность, ощущение потери, сядьте, закройте глаза и начните глубоко дышать.
  2. Почувствуйте, как воздух заполняет ваши легкие. Не делайте длинных перерывов между вдохами и выдохами. Старайтесь дышать плавно.
  3. Постарайтесь дышать своими чувствами — так, как будто они висят в воздухе. Если вы чувствуете печаль, представьте себе, что вы набираете ее легкие, что она в полной мере в вас присутствует.
  4. Потом поищите место в теле, в котором вы острее всего чувствуете свои эмоции. Дышите дальше.

Чувства, которым вы даете пространство, интегрируются. Тогда печаль превратится в благодарность за то, что у вас была возможность быть, жить с близким человеком. Вы сможете вспоминать его характер, поступки и общие переживания с улыбкой и подлинной, аутентичной радостью. Повторяйте это упражнение как можно чаще — и неожиданно почувствуете в себе силу. Печаль превратится в умиротворение, и вопрос, как отпустить любимого человека так, чтобы дать ему и себе покой, как найти в себе силы смириться с его уходом, больше не будет стоять так остро.

Рассказывают астрологи: Скорпион – царь смерти

Из всех знаков Зодиака тема прощания, смерти, поминания наиболее близка Скорпиону. Он правит VIII астрологическим домом, домом смерти, понимаемой, прежде всего, как трансформация.

Архетип Скорпиона приближает нас к этой теме, проводя через все смерти, которые человек испытывает, находясь в теле. Скорпион любит умертвлять в широком смысле — способствовать тому, чтобы старое, уже устаревшее уходило, уступая место новому. Что должно умереть? По мнению Скорпионов, это в основном «гнилые» компромиссы, в том числе с самими собой, когда мы отрицаем наши истинные чувства и желания. Скорпион учит четко говорить «да» или «нет», чтобы жить по-настоящему, полноценно

Феникс возрождается только из пепла. Что с ним происходит, прежде чем вновь раскроются крылья? Он очищает себя в огне страданий. Жизнь, по мнению Скорпиона, это чистилище. Мы не сможем вкусить ярких удовольствий, не вознесемся на вершины блаженства, прежде чем не узнаем, какова на вкус боль. Благодаря ей, глядя ей в глаза, мы начинаем все заново. Со Скорпионами ассоциируется змея, символ трансформации, а также орел, парящий высоко в небе – уже изменившийся, уже оздоровившийся, с уже более земными чувствами…

Говорить на тему, как отпустить ушедшего человека, как не держать его душу на привязи своих негативных мыслей и скорби, очень сложно простыми, «бытовыми» словами. Уж слишком непросто само явление, которое предстоит осмыслить и принять. Тем не менее, каждый человек, который вынужден вступить на столь драматический путь, должен понимать, что обязан его пройти – не только ради себя, но и ради любви, которую он будет всегда хранить в своем сердце…

У меня для вас хорошие новости.

Смерть - не неизбежна. Потенциально каждый из нас - бессмертен, причём вовсе не в религиозном или "духовном" смысле.

На самом деле смерть - вовсе не естественное явление, как бы не парадоксально это звучало. Простейшие многоклеточные существа, такие, как гидры, кораллы и пр. не умирают "от старости". Не умирают "от старости" многие рыбы, добрая половина растений (у них просто нет механизма умирания). Давайте разберём, что такое "смерть", каковы её физиологические причины.

"Естественная смерть" от старости - это не больше, чем отказ тех или иных органов, вовсе не неизбежный. Зачастую мы не видим причин износа и отказа того или иного органа - но при правильном уходе, своевременной диагностике и лечении человек вполне способен дожить лет до 150.

Далее, старение. Причина многих проблем со здоровьем. Старение - запланированный генетически гормональный процесс, сочетающийся с разрушением ДНК (накоплением ошибок при репликации). Процессы, которые можно обратить вспять. Да, вечно юными 20-летними мы скорее всего не будем никогда, но зависнуть на уровне вечных 40 лет вполне реально. К слову, некоторые медузы умеют "расти обратно", как тот самый Бенжамин Баттон. А нам что-то мешает.

Последнее - рак. Вы удивитесь, но смерть от рака - это смерть от бессмертия, такой вот парадокс. Раковые клетки не умирают. В принципе. Не имеют такого механизма, их можно только убить. Их безудержный рост и исключительная прожорливость убивают организм. Но если опухоль удалить и поместить в питательный раствор, жить она будет бесконечно. Клетки Генриетты Ларс, умершей в 1951, до сих пор плодятся и размножаются (https://ru.wikipedia.org/wiki/HeLa). Таким образом, в нашем организме уже есть клетки, которые сами по себе не умирают. Кстати, если не ошибаюсь, в нервной системе человека есть нейроны, которые могут сохраняться в течение всей жизни, если не большей её части.

В общем, обеспечение бессмертия или жизни, настолько длинной, что смерть может стать осознанным и вполне удовлетворительным выбором для каждого человека - это дело времени. Главное, чтобы "бессмертные" не уничтожили человечество, как это делают раковые клетки =)

Конечно, немногие из читателей Question будут жить вечно. Возможно, вообще никто. Но вероятность бессмертия есть, она не равна 0. А это - надежда.

Если же вы всё-такие умрёте, то тоже не всё потеряно.

Есть намного менее научные (если вышеизложенное можно назвать таковым), но всё ещё не религиозные и, теоретически, реализуемые теории о жизни после смерти.

Русский философ-космист Николай Фёдоров считал, что реальная цель человечества - это воскресить всех до единого своих потомков и населить ими космос. Причём всё это он укладывал в немного изменённую православную систему ценностей. Типа, рай возможен только от Земли, а ада и грешников нет в принципе, т.к. когда все воскреснут, то не будет и греха.

Думаете, бред? Не совсем. Во-первых, важным условием возможности воскрешения давно умерших является достижения человеком бессмертия. А как уже было написано выше, это скорее всего вопрос времени. Конечно, даже после этого вероятность воскрешения после смерти очевидно стремится к 0, но и время, отведённое человечеству на решение этой проблемы, будет стремится к бесконечности. Так что то, что однажды вы снова начнёте осознавать себя и пожмёте руку вашему прапра...n*[пра]...прадеду, всё же вероятнее, чем райские кущи и перерождение в лягушку)

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

Завтра Димитриевская суббота - особый день поминовения усопших, и мы с отцом Филаретом сегодня поговорим о смерти, о православном отношении к смерти, о поминовении усопших: что нужно и что не нужно делать, о каких-то, может быть, мифах вокруг всего этого. Постараемся утешить тех, кто, может быть, находится в скорби.

Отец Филарет, мне кажется, что есть некоторое противоречие: в Пасхальном тропаре мы поем, что Господь победил смерть, и вообще очень часто говорим о том, что смерти нет, что Бог есть жизнь, что Он есть Бог живых. Но все равно все мы, любой из нас, умрем. Нет ли здесь противоречия?

Очень часто мы с вами встречаем два понятия смерти. Первое понятие - смерть телесная как следствие нашей греховной природы. Вообще Господь не сотворил смерть. Смерть явилась следствием того, что произошло в раю тогда, когда люди захотели жить без Бога. Вот эта смерть, в принципе, для нас, верующих, не является чем-то страшным, безысходным. Потому что смерть, как говорит апостол Павел, - это приобретение. Не потеря, а приобретение: из худшего мы переходим в лучшее. То есть смерть - это прежде всего переход, если мы понимаем его как материальный, физиологический, когда заканчиваются все жизненные процессы.

А второе понятие смерти - это смерть души, и вот это намного страшнее. Когда человек ведет греховный образ жизни, он, так или иначе, соприкасается с постепенным умиранием своей души, человек становится неспособным видеть эту жизнь так, как нужно ее видеть. Происходит очерствение сердца, сердце становится неспособным на то, чтобы дарить любовь в этом мире, быть добрым, отзывчивым.

То есть когда мы поем, что Господь Своею смертью разрушил смерть, это значит, что мы прославляем Спасителя за надежду, которую Он дал нам: после земного пребывания нас ждет не смерть, не небытие, как часто мы читаем и находим это в других религиях («уйти в небытие», «раствориться и стать ничем»). Все-таки мы имеем божественное начало, поэтому наша душа бессмертна; прекращается один вид бытия человека и начинается другой. Поэтому смерть не страшна для нас. Христос и есть наша жизнь. Будучи Богом, Богочеловеком, Он победил эту безысходность.

Как ведь раньше происходило? Хоронили человека, и не было уже никакой надежды на будущее. А Христос дал нам надежду на воскресение: Он воскрес из мертвых, попрал смерть. Когда апостол Павел проповедовал слово Христа, он пришел в ареопаг, чтобы рассказать о том, чему был свидетелем и чему учил. Его слушали хорошо, благосклонно, но как только он начал говорить, что Христос воскрес из мертвых, попрал все законы мыслимые и немыслимые, его просто освистали и выгнали: «Иди, ты сумасшедший, мы тебя потом послушаем».

Поэтому мы, конечно, смотрим на Христа как на продолжение нашего бытия. Человек не становится ничем, он становится частью вечности. Это очень важно, это основное учение христианства.

А к чему эти сложности? Нельзя бы так, чтобы мы жили вечно на этой земле, продолжали ходить в храмы, ставить свечи, исповедоваться?..

Господь является Творцом двух миров: видимого и невидимого. И человек (как говорили древние философы - микрокосмос) также заключает в себе два мира: видимый и невидимый. Видимый мир - это временной отрезок, это та материя, которая не вечна. Но в нас есть то, что принадлежит вечности, то, что принадлежит к иному миру. Поэтому наше земное бытие, наше земное странствие - это некое испытание для вечности. Потому что мы не видим ни рая, ни ада; мы не видим то, что Господь уготовал любящим Его, и не видим мучения грешников, которые, к сожалению, присутствуют в бытии человека. Мы здесь должны определиться, на какой мы стороне: на стороне добра или на стороне зла, со Христом или без Него. Все очень просто. Жизнь - это некая школа, чтобы, подойдя к концу своего земного бытия, к смерти, мы могли пройти экзамен нашей жизни. Смерть - это экзамен нашей жизни, это некая черта, которая будет подведена, и будет сказано: пожалуйста, теперь иди в свой отчий дом. Потому что частица бессмертия внутри нас. Господь вечен, Он не имеет ни начала, ни конца, Он ни имеет каких-то временных ограничений, Он - бессмертное Существо. И мы стремимся к Нему, преобразуя свою жизнь согласно заповедям Христовым.

Действительно, смерть - это экзамен. А если жизнь - это школа, то как научиться ценить ее? Вот, например, когда учишься в школе ребенком, может быть не очень интересно. Институт - не очень интересно, потому что есть какие-то другие дела. Как самого себя заставить постигать жизненные уроки? Как не совершать ошибок в жизни, чтобы к экзамену достойно подготовиться?

Чем отличается восточное христианство от иных течений? Здесь свято соблюдается святоотеческое предание. Я всегда представляю Церковь как некую хранилищницу опыта жизни миллионов людей, в том числе людей праведных, святых, которые, так или иначе, писали, оставляли нам какие-то свидетельства. Святые отцы всегда говорили так: помни последний твой день и вовек не согрешишь. Удивительно! Это память смертная, о чем мы просим и у Господа в молитвах: чтобы Господь не дал нам забывать, что мы все-таки в материальном бытии ограниченные существа; мы, конечно, умрем.

Если спросить у человека, сколько он хочет прожить, наверное, лет пятьсот как минимум. На самом деле дано очень и очень мало. Поэтому за этот маленький отрезок времени, что Господь нам дал, мы должны найти и полюбить свое дело в этом мире. Например, стать водителем, учителем и так далее; пройдя обучение, стать именно созидателем, потому что христианин - это созидатель. Все-таки надо учиться любить то место, где ты живешь, учиться любить своих близких, учиться уступать, тем более в семье. Очень непросто быть семейным человеком. Говорят, что монахам труднее, чем семейным. Я бы так не сказал. Семья - это тоже определенные трудности, крест.

Поэтому мы не должны бояться смерти как неизбежности, но быть всегда начеку. Потому что все-таки это встреча с Богом; экзамен жизни, а также встреча с нашим Спасителем. И мы должны к ней быть готовы.

Если мы не должны бояться смерти, то почему в вечернем правиле, в молитве Иоанна Дамаскина мы вопрошаем: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?..» Если не страшно умирать, если это всего лишь экзамен...

За каждым богослужением мы просим у Господа, чтобы Он дал нам тихую, мирную кончину нашей жизни. Часто люди, далекие от христианского учения, от Церкви, говорят так: шел, упал, умер - самая хорошая смерть; как говорится, не мучился. Человек боится мучений, и это естественно, потому что мы так сотворены: мы боимся боли, страданий, которые доставляют нам определенные неудобства. Так вот, внезапная смерть не есть хорошая. Святой великомученице Варваре, которая на иконах пишется с Чашей, часто молятся за родственников, чья жизнь оборвалась вот так, внезапно.

Здесь очень важно понимать: «Господи, сейчас я ложусь на свой одр, на свою постель, сделай так, чтобы все-таки это был не последний мой вздох; дай мне возможность и время на покаяние». То есть мы не боимся смерти как факта, но мы боимся быть неготовыми встретиться с Господом. Словами этой молитвы, которые мы произносим каждый вечер (неужели мне одр сей гроб будет) , мы говорим: «Господи, дай мне еще время, пожалуйста. Я еще не готов, я еще хочу что-то изменить в своей жизни». Вот в этом ключе надо понимать слова этой молитвы.

- Неужели можно быть готовым к смерти?

Как Вам сказать?.. Когда Спасителя спрашивали, кто может спастись, Он говорил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Иногда секунда нас отделяет от вечности, иногда какие-то слова, произнесенные от сердца, для человека открывают рай. Я всегда привожу в пример благоразумного разбойника, который вошел в рай: у него руки по локоть были в крови. Но почему Господь простил его? Потому что тот пожалел умирающего на кресте Человека. Верил ли он в Спасителя, в Иисуса, Который умирал рядом, вместе с ним, я не знаю, не хочу в этом разбираться. Но он был прощен: «Сегодня же будешь со Мною в раю». За то только, что он сказал: «Вспомни меня, Господи...» Не «возьми меня к Себе», а сказал, считая себя недостойным: «Вспомни меня, Господи, когда будешь в Твоем Царствии».

Поэтому у Бога все возможно, а мы должны стремиться... У нас не должно быть никакой расхлябанности, расхоложенности, мол, мы же все равно ходим в церковь, причащаемся... Как старушки любят шутить: «Где-то в раю будем дорожки подметать - и хватит с нас».

Конечно, мы никогда не будем достойны и готовы, но стремиться очищать себя от грехов, от пороков должны. Грехи есть у каждого человека, и самое страшное, что после смерти все страсти остаются. Почему говорят «геенна огненная» и мучения всегда сравнивают с огнем? Вспомните какую-то свою страсть: как она вас жгла, когда вы не давали, так сказать, «печи дрова»; страсть жжет человека изнутри. Так же и в том мире страсти будут жечь человека. Поэтому здесь надо стараться избавляться от них, с Божией помощью преодолевать свои греховные наклонности. К этому всем нам надо стремиться.

Вы сейчас сказали о посмертной участи. Мы, живые, надеемся, что своими действиями здесь, на земле, можем облегчить посмертную участь наших почивших родных, людей, которые нам дороги, наших предков. Откуда появилась традиция поминовения усопших? Откуда появилась надежда, что мы можем что-то изменить в их посмертной участи?

Я хотел бы прочитать слова Иоанна Златоуста, который пишет так: «Не напрасно узаконено апостолами творить пред Страшными Таинами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние».

На самом деле и Ветхий Завет знает традицию поминовения усопших. Что делал еврейский народ, когда умирал близкий человек? Люди, конечно, налагали на себя пост, мы это читаем в некоторых ветхозаветных книгах. А пост без молитвы не совершался, значит, была и молитва. Во 2-й Маккавейской Книге мы читаем, как Иуда совершает ритуал по усопшим воинам, по своим друзьям, и он приносит жертву умилостивления, чтобы ошибки воинов, так сказать, были изглажены. Это Ветхий Завет. Потом, мы с вами должны понимать, что в Ветхом Завете существовало такое понятие, как милостыня. А в завершение всего были (как наши) поминки, когда всем предлагали вкусить от трапезы в память об усопшем человеке.

Поминовение усопших в Новом Завете тоже обосновано Церковью, потому что молитва за упокой - это прежде всего молитва любви. В жизни мы любили своих близких, заботились о своих знакомых, об отце, матери, детях. Если теряем их в этой жизни, неужели эта любовь прекращается? Конечно же, нет. Апостол Павел ясно нам говорит, что любовь не прекращается, не останавливается, ее никак нельзя ограничить...

В своей жизни я несколько раз служил (в сослужении) литургию Иакова, брата Господня. Эта литургия крайне редко служится: в день памяти Иакова, брата Господня, апостола, и это самый древний чин Божественной литургии, как говорят ученые. И знаете, в этом древнем чине присутствует молитва об упокоении усопших. Уже тогда апостолы молились за своих единоверцев, можно сказать.

Какой смысл молитвы? Часто мы думаем так: Господь был непреклонным, покарал душу усопшего, отправил его в ад, а я сейчас помолюсь, поставлю свечку, сделаю дела милосердия, и Господь подобреет... Господь есть любовь, Господь не может изменяться: сегодня Он злой, завтра - добрый; Господь всегда добрый. Но нам нужно понимать, что через наши дела ради усопшего, через нашу любовь души усопших, связь с которыми мы, несомненно, имеем (есть Церковь земная и Церковь небесная, мы же объединены молитвой святых) и за которых молимся, чувствуют это и становятся лучше.

Почему надо попытаться еще в земной жизни и попросить прощения, и побороть свои грехи? Потому что душа имеет инструмент - тело. Но когда приходит час смерти, к сожалению, уже рук, ног нет, уже ничего не сделаешь. Кто-то из святых отцов писал, что душа, которая уходит отсюда, становится как бы немой, глухой, не способной ничего сделать. Вот здесь пригодятся молитвы верующих. Поэтому мы, конечно, приходим в храм и молимся.

Отпевание - это тоже очень важный момент в цикле поминовения усопших. Молитвы, тринадцать стихир, которые поются на отпевании («Плачу и рыдаю…»; «Приидите, дадим последнее целование…»), составил Иоанн Дамаскин, которого мы сегодня вспоминали; это VIII век. А традиция класть усопшим разрешительную молитву (а также крестик, венчик) появилась с XI века (преподобный Феодосий Печерский). Понимаете, не все так просто, как кажется; все взаимосвязано и несет определенную смысловую нагрузку. В Церкви вообще нет ничего случайного, тем более если это связано с таким важным аспектом, как память о наших близких, которые, я уверен, нас помнят. И мы их помним. И молитва помогает держать эту связь. Почему мы и говорим, что надо прийти в храм, поставить свечу. Свеча - это жертва, это тоже некое доброе благодеяние. Мы приносим какие-то приношения: зачем это надо? Мы делаем дела милосердия за того человека, который не может сейчас предпринять ничего, потому что находится в другом измерении, в другом мире, в другой реальности.

Вопрос телезрительницы: «Завтра родительская суббота, но сегодня у меня не получилось сходить в храм и завтра вряд ли получится. Насколько это страшно?»

И чем можно утешить тех, кто оказался в такой же ситуации?

Я бы попросил как-то заранее рассчитывать свою жизнь, потому что можно прийти в храм и заказать поминовение на какой-то день, заранее можно подать записку. Если не получилось прийти сегодня, завтра, вы можете прийти послезавтра, в любой день. Родительские субботы приурочены к какому-то событию. Завтра Димитриевская родительская суббота. Первоначально в этот день поминали воинов, которые погибли на Куликовом поле в 1380 году. Почему Димитриевская? Потому что она совершалась накануне памяти великомученика Димитрия Солунского. Он всегда изображается с копьем; он был военачальником, пострадал за имя Христа в начале четвертого столетия. Так вот, поминали воинов, павших на Куликовом поле.

Но мы, конечно, молимся в этот день не только за вождей и воинов, которые отдали свою жизнь, мы молимся за всех православных христиан. Чтобы все знали и понимали, есть особые дни поминовения - семь Вселенских родительских суббот в течение года: мясопустная, Троицкая и те родительские субботы, которые мы совершаем Великим постом. Но не забывайте, что у нас еще среди недели есть суббота. Если смотреть богослужебный круг, то каждый день седмицы (понедельник, вторник и далее) чему-то посвящен. Так вот, любая суббота посвящена памяти Пресвятой Богородицы, а также и памяти усопших.

Поэтому если не получилось прийти в храм, не расстраивайтесь, обязательно придите тогда, когда есть время. Самое главное, чтобы вы помолились: не просто подали записку, хотя это очень важно, но чтобы вы сами прочитали молитву, задумались о своей жизни. Самое важное, чтобы и с вашей стороны были какие-то стремления измениться, стать лучше; хорошо бы пойти исповедоваться, причаститься. То есть все можно сделать, если хотеть.

Мы переживаем о загробной жизни близких. А может ли посмертная жизнь человека зависеть от того, в какой день он умер? Например, человек умер на Пасху - значит, сразу в рай. Или это все народом придумано?..

Существует такое понятие, что если человек умирает на Пасху или даже на Светлой седмице, то ему будет хорошо. Но должно быть одно условие: человек соблюдал пост, исповедовался, причащался, был верующим. Однако в какой день умирать… думаю, здесь не надо искать особого дня.

В моем пастырском опыте был такой интересный случай. Меня пригласили на отпевание бабушки. Бабушка была действительно праведной жизни, всю жизнь в храме. И она очень почитала Смоленскую икону Божией Матери. Так что самое интересное, она умерла в день памяти Смоленской иконы Божией Матери. И когда мы считали третий, девятый, сороковой дни, то они все выпадали на какие-то очень значимые события; по крайней мере, на те, что Церковь празднует.

Что еще важно - Господь видит наше усердие. Самое главное, просить у Него, чтобы наша смерть не была внезапной, чтобы все-таки мы были готовы перейти в иной мир, исповедовавшись, причастившись. Вот к этому надо стремиться. А в какой день умирать - у Бога все дни благословенны, у Бога нет хороших и плохих дней. Люди часто числам придают большое значение, а на самом деле Бог все освятил: и все числа, и число тринадцать, и любой день, и пятница не страшна, потому что Господь всегда с нами пребывает.

- Значит, нет ничего автоматического, что могло бы произойти независимо от твоей жизни...

Мы, конечно, всегда надеемся на какое-то чудо. Мы должны надеяться на любовь и милосердие нашего Создателя. Я всегда вспоминаю слова Алексея Ильича Осипова (очень уважаю этого человека, как бы то ни было, он очень грамотный). Мне понравилось, как в одной из программ он задает вопрос: «Неужели вы думаете, что Христос воплотился и стал Человеком, чтобы спасти ноль целых, ноль миллиардных? Зачем тогда Он приходил?»

Поэтому мы многого не знаем. И не нужно рыться в том, что там и как будет, надо все оставить на волю Божию, Господь Сам разберется. Самое главное, чтобы мы прошли жизненный путь, не стыдясь за свои поступки, а если какие-то и совершаются в нашей жизни ошибки, нужно приносить в них достойное покаяние.

Вопрос телезрительницы: «Моего мужа отпевали в храме. Когда он умирал на моих глазах, смотрел в потолок и говорил: “Господи, прости меня грешного”. У меня такой вопрос: прошло тринадцать лет, я в храм хожу постоянно, подаю записки о нем, но он мне все время снится; почему?»

Вообще снам верить нельзя. В святоотеческой традиции сон воспринимается как волна, которая набежала и ушла. Но, естественно, когда человек думает об этом, при погружении в сон какие-то вещи могут всплывать. Поэтому когда мы видим во сне наших усопших, конечно же, надо молиться. Не надо этого бояться. Потому что часто люди боятся: ой, мне приснился усопший, значит, будет какое-то несчастье. Не бойтесь и не верьте этому. Потому что усопшие, перейдя в иной мир, уже не имеют на нас такого влияния, чтобы как-то влиять на нашу судьбу. Я не говорю о святых, которые молятся Господу, предстательствуют пред Ним. А кто дает силу святым? Господь, Он является источником нашей жизни, и Он, так или иначе, промышляет о нашей судьбе.

Поэтому не надо этого бояться. Если приснился усопший, сходите в храм, попросите у Господа: «Господи, тревожится мое сердце, пожалуйста, помоги моему усопшему». Не бойтесь этого. Еще раз говорю, снам не надо верить, надо жить реальной жизнью. А реальность такова, что, к сожалению, наши близкие, родные, любимые могут уходить вперед нас. Поэтому мы должны набираться мужества, терпения, веры и просить у Господа милости.

Поэтому Вы все делаете правильно, Вы поступаете как настоящий верующий человек, я думаю, что Вашему усопшему близкому там будет только хорошо от этого. Укрепи Вас Господь!

А как смириться со смертью близкого, если считаешь, что Господь несправедливо забрал жизнь? Например, у ребенка или у слишком молодой матери...

Знаете, боль от утраты близких будет всегда. А боль утраты самых любимых - родителей, детей - никогда не пройдет. Это естественно, это нормально. Я вспоминаю ситуацию, которая произошла с Господом, когда Он пошел воскресить Лазаря. Когда Ему рассказывали: «Господи, если бы Ты был здесь, он бы не умер», многие заметили, что Иисус прослезился. И начали говорить: «Посмотри, как Он его любил».

Поэтому нам свойственно и плакать, и переживать. Но чего нельзя делать, это добавлять в нотку сожаления некий ропот, отчаяние, говорить: что это? почему это?.. Мы должны быть готовы к этому. Даже когда рождается маленький ребеночек, в нем уже есть жало смерти. Маленькие дети часто умирают, это действительно трагедия. Я как священник всегда очень тяжело совершаю отпевание младенцев. Не поверите, насколько это тяжело... Если тяжело мне, человеку, который видит семью в первый раз, то какой шок и боль испытывают родители...

Самое главное, не надо задавать лишних вопросов, а надо просто просить у Господа мужества и терпения это перенести: «Господи, Ты мне дал это испытание, помоги мне вынести все, дай мне вынести какой-то жизненный урок». Но в этом нет никакой безысходности, потому что пройдет время, мы же опять встретимся. Вот здесь и говорится: смертью смерть поправ. Господь нам, верующим в Него, дает надежду, возможность опять увидеться с теми, кто нам очень дорог. Связь между нами не прерывается.

Иногда надо просто выслушать человека. В апостольских посланиях так и написано: с плачущими плачьте, с радующимися радуйтесь. Так и здесь: иногда надо просто побыть рядом с человеком, не задавая лишних вопросов. Потому что часто родственники начинают говорить: ну как же так?.. И начинают давить на болевую точку от потери. Наоборот: просто посидите, помолчите, успокойте, утешьте, найдите какие-то слова, побудьте с этими людьми. К сожалению, это наша жизнь, так устроено наше бытие.

Недавно в Москве проходило совещание по социальному служению, где Святейший Патриарх так сказал: если священник говорит родителям, что ребенок был отнят по их грехам, такому священнику надо идти на пенсию. Потому что священник не имеет права так говорить. Если родители сами сказали (если мы говорим о детях): «Батюшка, не уберегли, не смогли», - тут тоже надо посочувствовать. Но когда священник берет на себя прерогативу Бога и так говорит, я бы к такому батюшке не пошел. Все-таки священник - это сопереживатель. Понятно, что люди бывают разные, разные жизненные ситуации, но всегда мы должны ориентироваться на любовь. Господь никого от Себя не отталкивал, всем давал утешение. Мы тоже должны людям стараться дать хоть какое-то утешение.

Поэтому потеря близких очень тяжела, и мы все это понимаем и знаем, но будем укрепляться верою в Господа.

- И верить, что рано или поздно мы встретимся.

Тем более они нас слышат, понимают. Еще раз повторю, мы многого о загробной жизни не знаем, но, как говорят, родственные связи все-таки не теряются.

- Конечно, если даже столько лет проходит, а во снах являются. И мы о них думаем, и, видимо, они о нас.

Тоже сложная тема, одна из наших телезрительниц пишет: «Как рассказать ребенку о смерти? Умерла бабушка, не знаю, как сказать. Брать ли ребенка на похороны? Сыну шесть лет».

Мой совет как священника, как христианина. Когда я получал теологическое образование, у нас был предмет «психология» (возрастная психология и другая). Я уже привожу пример из науки, потому что психология - это одна из отраслей науки. Там советуют так: ребенок должен знать этот момент, он должен прийти с бабушкой попрощаться. А когда мы ограждаем ребенка от этого, когда говорим, что «бабушка куда-то улетела, ушла», во-первых, мы его обманываем. А ребенок все прекрасно понимает. Но я думаю, что ребенок должен воспитываться с тем чувством, что это неизбежность; к сожалению, так и есть. То есть если мы воспитываем своих детей в вере христианской, то тема перехода из этого мира в мир иной всегда будет.

Конечно, я не знаю эту семью, не знаю, какое там воспитание, что за дети, потому что ведь и дети бывают разные, и родители разные. Но в идеале, как советует нам наша вера, а также православные психологи (если можно так назвать), ребенок должен попрощаться с бабушкой и увидеть это. Но все зависит, конечно, от родителей.

В такой сложной ситуации, когда происходит смерть близкого, действительно рядом оказывается священник, который может дать какой-то совет.

А чего не стоит делать при поминовении усопших? Какие ошибки мы совершаем?

Конечно, есть вещи, которые не следует делать. Мы придаем значение тому, закрывать зеркала или не закрывать, ставить рюмку с водой или с водкой, раздавать вещи или не раздавать, и прочее, и прочее. Такие чисто бытовые вопросы, но с этими вопросами люди приходят. И всегда отвечаешь: не надо закрывать зеркала, не надо ставить рюмки. А если вы хотите своему близкому сделать полезное, в течение сорока дней можно отдать вещи тем, кто нуждается. Ведь не случайны третий, девятый, сороковой дни. Сороковой день вообще очень важный, когда человеческой душе ставится точка: где она будет находиться до всеобщего Суда. И конечно, чем больше добрых дел мы сделаем, тем лучше. Многие говорят, что до сорокового дня ничего не нужно отдавать. Я думаю, наоборот, нужно определиться и что-то отдать нуждающимся, что-то - родственникам, сказав: вспоминайте, пожалуйста, молитесь за моего близкого (папу, маму, ребенка).

По поводу хождения на Пасху на кладбище - это же тоже советская выдумка, потому что на Пасху мы радуемся с живыми. А для того, чтобы поздравить наших усопших, есть Радоница - особый день поминовения. Видите, насколько все грамотно сделано. Если мы будем этому следовать, то не будем совершать ошибок. Это много чего касается, тут целая тема для разговора, но в общих чертах я бы так ответил.

- Завтра родительская суббота. Может быть, скажем, что нужно сделать человеку, когда он придет в церковь.

Еще раз хочу отметить, что церковное поминовение, конечно, очень важно. И слова Иоанна Златоуста нам об этом говорят. Поэтому когда мы завтра придем в храм, мы, конечно, должны вспомнить всех своих близких, написать и подать записку. Конечно, мы планируем и сами побыть на богослужении, а не только подать записочку и уйти (хотя у всех разные ситуации, кто-то работает и не может остаться на богослужение). Постойте, помолитесь, вспомните своих родных, поставьте свечи за них. Можно принести какое-то приношение, чтобы помянули; бывает, приносят какие-то продукты на канун.

То есть это день делания добрых дел за своих усопших - вот об этом я бы хотел напомнить нашим телезрителям. У кого есть возможность, можно и на кладбище съездить; если нет, тоже ничего страшного. Самое главное, именно прийти в храм - это важно для них.

- И надеяться на милость Божию.

Несомненно. Только этой надеждой верующий человек и должен жить: что смерти нет, что это всего лишь переход из одного состояния в другое. А потеря всегда будет потерей, это естественно для нас. Но еще раз хочу сказать, чтобы мы не налагали на себя слишком большую печаль. Ведь бывает, человек так себя доводит, что психика расстраивается, настолько бывает такая боль... Я понимаю, что тяжело, но надо как-то самоорганизоваться, чем-то отвлечься; бывает, люди уходят в работу или еще что-то. Хотя бы дать немножко передохнуть своей голове. И обязательно нужно молиться: наложить на себя какой-то небольшой подвиг. Например, каждый вечер читать по молитве или акафист. Разная есть практика совершения молитвы по усопшим именно от близких родственников. Тяжело, но что сделаешь… Я думаю, все равно Господь не оставляет человека, а дает некоторое утешение через это.

Я хотел этим советом о завтрашнем дне уже закончить программу, потому что время заканчивается. Но поступил звонок о том, что были преждевременные роды, скончался ребенок. Папа - верующий, мама - мусульманка. Что делать родителям?

Знаете, тоже бывают такие вопросы: как молиться за некрещеных младенцев? Мы же за ангелов не молимся. В нашей практике есть такое утверждение, что те младенцы, которые рождаются в таком случае, или когда их убивают, делая аборт, или которые умирают от каких-то болезней в естественной среде, в том мире не будут наказаны (потому что их наказывать не за что), но и не прославлены так, как это могло бы быть. У Бога много обителей.

Поэтому можно приходить в храм, я бы даже сказал, можно ставить и свечечки. Понятно, что записочку мы подаем только за членов Церкви, кто был крещен. Но в этой ситуации никто не мешает помянуть таким образом. Мы, конечно, не молимся о прощении грехов. Когда мы молимся за взрослых усопших, то просим, чтобы Господь ослабил им тяжесть тех грехов, которые они сотворили в жизни. А маленький ни в чем не виноват. Но это естественная наша жизнь. Мы должны просто к этому прийти. Люди не хотят думать о смерти, люди не хотят поворачивать себя к этому вопросу: «давай потом, только не об этом, только не сейчас». А это страшная ошибка. Когда встречается такая ситуация, человек оказывается просто безоружным, не подготовленным к этому.

Поэтому мужества и терпения желаю. И идти дальше по жизни, жизнь продолжается. К сожалению, пришло испытание, которое для чего-то дано этим людям.

Читал одно интервью, у одной семейной пары в жизни была такая ситуация, что беременность не завершилась родами. Время идет, и когда у них спрашивают: «У вас есть дети?», они отвечают: «Да». А на вопрос, сколько лет ребенку, говорят: «Знаете, он умер». Мне кажется, это пример, что к нашим умершим родным нужно относиться как к живым. Мы продолжаем дальше вместе жить, просто они в другом состоянии.

Конечно. Я еще раз хочу сказать, что тема смерти очень тяжелая. И когда кто-то умер из близких, люди часто не воспринимают, что ты им говоришь. Можно много чего говорить, но самое главное - просто разделить горе. Почему мы приходим, когда в доме какое-то горе? Мы приходим к близким, которые кого-то потеряли, просто разделить с ними их горе, помолиться, постоять рядышком. Вот в этом и есть высокое призвание быть христианином. Не задавать вопросы, не искать на них ответы, которые мы здесь никогда не получим. Это надо помнить. И благодарить Бога за все; что Господь дает нам возможность и радоваться, и скорбеть. Без этого никак, такова наша жизнь.

- Отец Филарет, большое спасибо за утешения и советы, которые Вы нам сегодня давали.

Пусть Господь хранит нас всегда!

Ведущий Антон Пепеляев

Записала Нина Кирсанова