Как сказать человеку, что он не прав, не обидев его? Я все время забываю имена, что делать в таких ситуациях? О чём ты больше всего думаешь.

Экология жизни: Сегодня хочу дать Вам несколько советов о том, как сказать мужчине, что он особенный. Принято считать, что мужчины должны быть сильными, самодостаточными и крепкими духом. Зачем же их хвалить и говорить, что ценишь?

8 советов, которые помогут подбодрить своего мужчину и поднять отношения на новый уровень

Сегодня хочу дать Вам несколько советов о том, как сказать мужчине, что он особенный. Принято считать, что мужчины должны быть сильными, самодостаточными и крепкими духом.

Зачем же их хвалить и говорить, что ценишь?

Ведь это мужчина должен быть романтиком, который носит свою возлюбленную на руках. А ее удел – принимать эту заботу. Вот такая точка зрения бытует в массах.

Но ведь отношения – это улица с двусторонним движением. Поэтому для их совершенствования нужна командная работа.

В большинстве случаев мужчины знают, как выполнять свою часть работы – говорить женщинам комплименты некоторые умеют чуть ли не с пеленок.

А вот во второй половине команды довольно часто наблюдается полное непонимание относительно того, как показать мужчине, что его ценят.

Следующие 8 советов всегда помогут тебе подбодрить своего мужчину и поднять отношения на новый уровень. Поверь мне, он будет очень благодарен за это.

1. Делай ему комплименты

Многих женщин этот совет может удивить, ведь обычно комплименты делают им, а не они.

Но нам (мужчинам) также приятно осознавать, что вы (женщины) восхищаетесь какими-нибудь нашими качествами, умениями, поступками и т. д. Поэтому не ленись лишний раз сказать, какой он мужественный, какие вкусные шашлыки умеет делать и насколько тонкое у него чувство юмора.

Это лучший способ подбодрить своего мужчину во времена, когда ему грустно (да, в принципе, и в любое другое время).

2. Почаще проси у него совета

Женщины часто рассказывают о своих проблемах мужчинам не потому, что хотят их решить, а просто потому, что им нужен слушатель.

Тем не менее, находить решение – один из основных мужских инстинктов.

Поэтому, если хочешь, например, поднять настроение мужчине, спроси у него совета. Это позволит ему чувствовать себя полезным, нужным и даже необходимым.

В такие моменты его эго раздувается, как воздушный шар и он чувствует, насколько сильно твоя жизнь зависит от него.

3. Носи одежду, которая ему нравится

Уверен, ты уже не раз слышала о том, что мужчины любят глазами.

Но просто хорошо выглядеть недостаточно.

Если мужчина увидит тебя в платье, которое ты не слишком любишь, но знаешь, что оно нравится ему, он поймет, что ты прикладываешь все возможные усилия, чтобы хорошо выглядеть специально для него.

4. Уделяй ему безраздельное внимание

Я знаю о том, что ты вполне можешь одновременно переписываться с друзьями в соц. сетях, красить ногти, говорить по телефону и смотреть с возлюбленным ваш любимый сериал. Но большинство других мужчин не знают или не верят в то, что женщины – существа мультизадачные.

Поэтому вполне обычной является ситуация, когда мужчина жалуется, что ты распыляешь свое внимание на кучу дел, вместо того, чтобы посвятить себя полностью тому, чем вы занимаетесь вдвоем. В этом плане взрослые мужчины хуже маленьких детей. Им нужно женское внимание целиком и полностью. Никакого совмещения!

Поэтому один из лучших способов показать мужчине, что его ценят – полностью сосредоточиться на нем во время общения и любых других совместных занятиях.

5. Будь той, кому можно довериться

Большинство мужчин не любит показывать свои эмоции, создавая сильный и беспристрастный образ. Но, как известно, держать эмоции в себе – это плохо. И если мужчина закрывается, значит он не чувствует себя рядом с тобой настолько комфортно, чтобы довериться и рассказать, что его беспокоит.

Будь искренней. Говори, что доверяешь ему. Делай все возможное, чтобы он решился раскрыться эмоционально перед тобой.

6. Будь ласкова с ним

Это настолько же просто, насколько часто об этом забывают.

Маленькие, кажущиеся незначительными вещи, такие как рука в руке, твоя голова у него на плече или долгие объятия, способны сказать о многом. Но в первую очередь, это способ показать мужчине, что его ценят, что рядом с ним ты чувствуешь себя защищенной. Также это лишний раз подчеркивает твои чувства к нему.

7. Покажи, что он является твоим приоритетом

У всех нас есть работа, хобби, родственники и друзья. И, конечно же, на все это нужно время. Убедись в том, что ему ты уделяешь достаточно этого ценного ресурса. Ведь время – это самый важный подарок, который можно дать кому-либо.

8. Говори, что ценишь его

Иногда лучше напрямую сказать мужчине, что он особенный и занимает важное место в твоей жизни, чем пытаться сообщить ему то же самое посредством каких-либо действий или намёков, которые, к слову, далеко не все способны понять.

Можешь приступать прямо сейчас

Описанные способы показать мужчине, что его ценят, не требуют какой-либо предварительной подготовки с твоей стороны. Конечно же, кроме наличия желания сказать мужчине, что он особенный.

О чем мы там говорили? Комплименты, советы, внимание, ласка, расстановка приоритетов – все это довольно просто. Поэтому можешь начинать действовать прямо сейчас .

Отвечаем на вопросы, которые белорусы обычно стесняются задавать друзьям и профессионалам, зато часто гуглят. Сегодня специалист по этикету дала нам четкие инструкции, как вести себя в неловких ситуациях, чтобы и вам не было стыдно, и хорошего человека не обидеть.

ИРИНА ЛАПАНОВИЧ
специалист по деловому и светскому этикету, эффективным коммуникациям

Собеседник меня все время перебивает - что делать?

Если это происходит постоянно, ваша фраза «не перебивайте меня, выслушайте» едва ли подействует либо подействует кратковременно. Верным решением в этой ситуации будет использование невербальных сигналов , которые дадут человеку понять, что он остался в одиночестве, что вы не слушаете его; либо тех сигналов, которые его остановят.

Чтобы остановить человека, достаточно просто показать рукой стоп-сигнал : выставить ладонь недалеко перед собой. Если человек долго-долго говорит и вы ему показываете этот знак, он в любом случае остановится. Это правда эффективно, ведь наше общение на 70-80% невербально.

Показать, что в этом разговоре вы не заинтересованы, можно приняв закрытую позу: скрестите руки на груди . Она не плоха и не хороша, она просто есть, но в определенных ситуациях хорошо срабатывает. Как правило, человеку становится некомфортно, он понимает вашу незаинтересованность в разговоре.

А что делать, если человек много и нудно говорит - слова вставить не дает?

Если вы готовы терпеть такой разговор, ничего не делайте. Но если нет, старайтесь корректно уйти: например, сошлитесь на срочное дело или встречу . Еще хорошо работает фраза: «Извини, у меня на встречу было всего полчаса, мне правда пора идти». Особенно если вы об этом заранее уведомили своего собеседника.

Не надо говорить человеку, что он (она) скучный (скучная) зануда, вы так только обидите. Но и не бойтесь уходить от такого разговора, так вы отстаиваете свои границы и комфорт. А встречаться с ним (ней) снова или нет - это уже ваше решение.

А если человек важен для меня, но такое происходит постоянно?

Вы можете его поторопить невербальными сигналами. В этом случае очень хорошо работает жест-точка - он есть у каждого человека. Обнаружить его можно только наблюдая: присмотритесь, что делает человек, когда заканчивает говорить, подытоживает свою речь. Дальше запомните этот жест и примените, когда хотите свернуть разговор с человеком.

Приведу пример. Мой знакомый, когда заканчивал говорить, отставлял чашку в сторону. Поэтому мне достаточно будет отставить чашку в сторону, чтобы он понял, что разговор окончен.

Если для вас это сложно, есть еще один вариант. Поверните кисти рук в сторону выхода - это мощный жест, который позволит быстро закончить разговор: человек либо ускорится, чтобы вам рассказать что-то, либо остановится.

Может, простосказать напрямую?

Вы можете аккуратно и наедине сказать человеку о том, что не относится к его личностным качествам. Если это черта его личности, характера, ваше замечание не даст эффекта и ни к чему хорошему не приведет: человек может обидеться и точно не примет эту информацию. Критика всегда воспринимается болезненно, когда о ней не просят.

Но если вас спросили: «Может, я вас часто перебиваю?», вы можете сказать об этом: «Да, есть такое, я бы хотел (хотела) иметь возможность больше высказываться в нашем диалоге».

Что делать, если у человека что-то не так с одеждой и это интимно? Например, пятно на попе, расстегнулась ширинка, видно нижнее белье.

Об этом нужно обязательно сказать, не замалчивайте эту информацию. Но здесь очень важно сказать тет-а-тет, ни в коем случае не при обществе . Отведите в сторону, спокойно скажите о проблеме с одеждой - человек будет вам очень признателен за то, что вы уберегли его от лишних взглядов и осуждения.

Может, просто написать сообщение в мессенджере?

Напишите, что вам нужно пару минут поговорить наедине, вы можете вывести его из компании и потом сказать. Писать, что у него расстегнулась ширинка, не стоит: по человеку сразу будет видно, что он засмущался, другие точно обратят на него внимание и, вероятнее всего, заметят проблему. Это то же самое, что сказать при всех.

Как сказать человеку, что у него что-то застряло в зубах?

Если у вас довольно близкие, дружеские отношения с человеком, вы можете сказать ему об этом тихо, наедине. В случае с малознакомыми людьми, партнерами по бизнесу, например, игнорируйте это во время разговора. Cкажите человеку о застрявшей еде очень аккуратно после встречи.

Можно придумать что-то, чтобы человек посмотрел на себя в зеркало. Если девушка говорит с девушкой, предложите сходить в дамскую комнату, она сама увидит все в зеркале и поправит. Это можно сделать, сказав «давайте зайдем в дамскую комнату», или спросить, проходя мимо уборной: «Зайдем?»

Что делать, если человек чавкает?

Это его привычка, замечанием вы смутите человека. В таких ситуациях я всегда рекомендую по возможности игнорировать проблему . Если совсем не можете терпеть, прекратите встречаться с человеком совсем или в местах, где есть еда.

Как намекнуть гостю, что он слишком засиделся у меня дома?

Сейчас в большинстве случаев мы встречаемся с кем-то в общественных местах, кафе, барах, а домой пускаем только очень близких людей. Близкому человеку всегда можно сказать, что вы устали, что вам рано на работу или что вы планировали еще что-то сделать до сна. И если вы очень трепетно относитесь к дому и своему времени там, то просто не приглашайте никого.

Но если в гости пришел просто приятель, лучше всего намекнуть о важных и неотложных делах. Вообще, если вам приходится давать человеку понять, что разговор или его присутствие неуместно, всегда думайте, стоит ли продолжать с ним такое тесное общение.

Что сказать родне и знакомым, когда начинают пилить вопросами про будущих детей, замужество и другие личные темы?

Это серьезное нарушение ваших личных границ, бестактность, и вы имеете право просто отказаться отвечать на такие вопросы, дать понять, что не хотите об этом говорить. Здесь будут уместны фразы «я не разговариваю на эту тему», «я не обсуждаю это» .

Если с этими вопросами пристают близкие родственники, просто скажите, что у вас все в порядке, что вы знаете, куда движетесь, что довольны своей жизнью , что все идет так, как вы хотите. Ведь в большинстве случаев от вас ждут не конкретной даты свадьбы, а успокоения - мамы, папы, бабушки и дедушки волнуются о вашем счастье.

В этом случае сразу говорите: «Спасибо за совет, но у меня есть свое мнение по этому поводу» или «Прошу прощения, но я не люблю, когда так делают» . Не ждите пятого или десятого вмешательства в ваши границы, иначе ваша реакция для человека будет внезапностью.

Главное - всегда очень спокойно и твердо на это реагировать. Когда вы так делаете, собеседники понимают, что это на самом деле так, а не минутная прихоть или скачок настроения.

Что делать, если человек во время общения часто до меня дотрагивается?

Здесь поступаем так же, как и в предыдущем случае: четко проговорите человеку, что вы не любите, когда вас трогают , твердо и спокойно дайте понять, что такой вариант общения вам не подходит.

Что делать, если мой коллега на работе сморкается, кашляет, чихает? Как намекнуть, что лучше ему вернуться домой?

Лучший вариант - проявить заботу. Не нужно говорить: «Хватит заражать всех вокруг». В таком состоянии забота будет приятна каждому из нас, лучше скажите: «Знаешь, у тебя такой нездоровый кашель, тебе лучше отдохнуть дома, давай быстренько ложись, лечись и выздоравливай. За проект не волнуйся, мы подстрахуем».

А может, предложить ему надеть маску?

К ношению масок у нас специфическое отношение. Вы не можете принудить человека надеть ее. В этом случае вы первый должны показать пример - носить маску, когда кашляете и чихаете. Если вы делаете это сами, то можете держать несколько масок в офисе, предлагать их заболевшим коллегам. И лучше всего подкрепить это чем-то: «Знаешь, я кладу в нее салфетку, капаю эвкалиптовое масло и так делаю еще и ингаляцию. Попробуй, тебе обязательно станет лучше». Любую ситуацию можно обыграть.

Что делать, если человек неаккуратный, разбрасывает вещи, не убирает за собой?

Если речь идет о личной территории коллеги, его столе, то вмешиваться вы просто не имеете права. Может, он любит творческий беспорядок и не может по-другому работать, люди бывают разными.

Если это какая-то общая территория, лучший вариант - создать общие правила для всех. Обращаться не лично к нему, а ко всем, чтобы это не было акцентом на недостатке, не создавайте неловких ситуаций. А если и в этом случае человек не убирает за собой, обыграйте это по-доброму, скажите: «Так приятно, когда в офисе чисто, давай вместе наведем порядок». Опять же - подайте пример.

Как сказать человеку, что от него плохо пахнет?

Как правило, есть две причины неприятного запаха: потоотделение и прокуренная одежда. И лучше всего, если вы корректно, но прямо скажете знакомому, другу или коллеге о том, что у него есть проблема и она создает дискомфорт для окружающих.

Говорить такое следует только наедине, например: «Мне кажется, твой дезодорант не работает. Знаешь, я недавно такой отличный купил (купила). Хочешь, порекомендую?»

Как и во всех предыдущих ситуациях, будьте терпимы к людям, но не испытывайте своего терпения, иначе подавленное раздражение однажды выстрелит, как бутылка шампанского, после чего вряд ли получится удержать отношения на прежнем уровне.

Как сказать человеку, что пора бы вернуть долг?

Это нормально - напомнить человеку, что пора возвращать долг. Только делать это надо вежливо, спокойно и проявляя терпение. Цель - все-таки деньги вернуть, а не поссориться и потерять и приятеля, и деньги. Часто люди мучаются чувством вины, мол, стыдно напомнить о долге. Однако ваш знакомый, приятель, коллега просил вас об услуге, и вы помогли. И ваша доброта не должна превращаться в безвольность, бесхарактерность.

Вторая типичная реакция на возвращение долга - открытая агрессия или психологическое давление. Дать захватить себя чувству как вины, как и агрессии - неудачный поворот событий. Тогда уж лучше решить для себя «списать» долг. Не зря же говорят, что одалживать можно ту сумму денег, с которой готов безболезненно проститься в случае невозврата или просто подарить.

Я все время забываю имена, что делать в таких ситуациях?

Здесь секрета нет, нужно просто заново уточнить имя . Не нужно стесняться, мы все люди и можем что-то забыть. Поэтому просто скажите: «Простите, мне так неловко, я забыл (забыла) ваше имя, напомните, пожалуйста». Люди воспринимают это очень хорошо.

Я не умею отказывать. То есть, конечно, пытаюсь сказать нет вежливо, но у меня это очень редко получается. Обычно все мои попытки вежливо отказать и при этом не задеть человека заканчиваются либо обидой, либо фразой «ну хорошо, я посмотрю, что можно будет сделать». Самый крайний случай - это . Не знаю, бывает ли обман маленьким, во благо или наполовину правдой. Это ещё более сложный вопрос.

Постоянно обманывать - не очень хороший выход, который в итоге всё равно приведёт к конфликту, так как вы окончательно запутаетесь и заврётесь.

Как отказать своему начальнику, который в очередной раз просит вас остаться после работы? Как сказать твёрдое «нет» своим родственникам так, чтоб они не обиделись? Как дать понять своим друзьям, что в данный момент вы не можете им помочь?

На самом деле вариантов есть огромное множество, просто мы о них не знаем.

Ваше предложение звучит очень заманчиво, но, к сожалению, сейчас у меня слишком много дел

Фразой «это звучит очень заманчиво» вы даёте понять человеку, что его предложение вас заинтересовало. А вторая часть говорит о том, что вы бы с удовольствием поучаствовали (или помогли), но в данный момент у вас слишком много срочных задач.

Красивый отказ, но по своему опыту могу сказать, что для близких друзей или родственников он подойдёт один-два раза, да и то не подряд. Если вы откажете им подобным образом в третий раз, в четвёртый вам уже никто ничего не предложит. Особенно это касается , пикников и других развлекательных мероприятий.

Помните, один-два раза - и потом либо поменяйте круг общения (вы же почему-то им постоянно отказываете?), либо сходите уже наконец хоть куда-нибудь. Вдруг вам понравится?

Зато для людей, которых вы видите не так часто, этот ответ отлично подойдёт.

Мне очень жаль, но когда в последний раз я делал/а то-то и то-то, получил/а негативный опыт

Душевная или эмоциональная травма - ещё один любопытный вариант. Только садист будет продолжать настаивать, чтоб человек сделал то, что ему не понравилось. Или законченный оптимист с лозунгом «А вдруг второй раз будет лучше?!».

Хотя с некоторыми бабушками, старающимися накормить исхудавшего отпрыска, ответы «я не ем мясо», «у меня непереносимость лактозы» или «я не люблю варёные овощи» не работают.

А вот если сказать, что в последний раз после того, как вы выпили молока, целый день не могли находиться в обществе из-за проблем с желудком, вы, возможно, спасётесь. Бабуля, конечно, посмотрит на вас немного искоса и с лёгким упреком, но не будет подливать в чашку со словами: «Ну, это же домашнее, от тёти Клавы, от него ничего не будет!».

Я бы с удовольствием, но…

Ещё один хороший способ отказать. Вы с удовольствием помогли бы, но, к сожалению, не можете в данный момент. Только ни в коем случае не пускайтесь в пространные объяснения почему.

Во-первых, начиная что-то подробно объяснять, вы постепенно начинаете чувствовать себя . А во-вторых, таким образом даёте человеку возможность зацепиться за что-то в вашем повествовании и уговорить вас.

Только краткий и чёткий ответ. Никаких сочинений на тему «я бы с удовольствием, но вы понимаете, мне надо сделать…».

Если честно, я не очень в этом разбираюсь. Почему бы вам не спросить N, он в этом деле профи

Это ни в коем случае не перевод стрелок.

Если вас попросили что-то сделать или помочь советом, а вы не чувствуете себя достаточно компетентным, почему бы не предложить того, кто в этом действительно разбирается? Так вы не только не обидите человека, но и покажете, что вам не всё равно и вы стараетесь помочь чем можете.

Я не могу сделать этого, но с удовольствием помогу с…

С одной стороны, вы отказываетесь делать то, что вам пытаются навязать, с другой - всё же помогаете и при этом сами выбираете то, что хотите делать.

Ты выглядишь отлично, но я в этом не совсем разбираюсь

Что делать, если подруга купила платье, которое, мягко говоря, ей не очень подходит. Тут возникает дилемма «кто больше друг» - тот, кто скажет правду, или тот, кто скажет, что она выглядит великолепно во всех нарядах?! Это касается не только внешности, но и выбора квартиры, работы и спутника жизни, в конце концов.

Но кто мы такие, чтоб свободно рассуждать на тему моды? Если бы мы были, например, известными дизайнерами, тогда могли бы критиковать и сразу же предложить несколько других вариантов на выбор.

А если нет? Тогда либо сказать всё как есть, если вы уверены в адекватности подруги или друга, либо перевести стрелки на какого-нибудь селебрити из мира .

Это звучит здорово! Но у меня сейчас, к сожалению, очень плотный график. Давайте я перезвоню вам…

Такой ответ прекрасно подходит, когда вариант интересен, но сейчас вы действительно не в состоянии помочь. Так вы не только не обижаете человека, но и оставляете для себя возможность присоединиться к заинтересовавшему вас предложению немного позже.

Ещё на лекциях по психологии в университете нас учили, что отказывать надо, начиная предложение со слова «да», а затем добавляя пресловутое «но».

Срабатывает он, правда, не всегда. Всё зависит от ситуации и от человека. Долго юлить не получится и рано или поздно придётся объяснять, почему всё-таки «нет».

Но если вы будете достаточно дипломатичны и тверды, тогда со временем люди будут знать, что если вы отказываете, то это не потому, что вам просто лень или вы не желаете иметь с ними никаких дел, а потому, что вы очень занятой человек и обязательно сможете, но немного позже. В конце концов, люди должны научиться уважать вас и ваше мнение. Как, впрочем, и вы - чужое.

Бывают ситуации, когда ты объективно прав - не просто какие-то принципы доказываешь, отстаиваешь свою точку зрения, а именно реально прав. Например, прав в том, что ребенка бить нельзя.

Как сказать другому человеку, что он не прав?

Бывает, что другой человек объективно не прав или не признает твою правоту. Что же делать? Как донести до человека правильную позицию, как сказать, чтобы он перестал делать то, что он делает?

Главная вещь, касаемая любой коммуникации, – смысл ваших слов ничего не значит! Вообще! А люди готовятся именно к этому, слова местами меняют, фразы готовят. А что имеет значение?

Во-первых, важно то, что отражает ваше тело. Глядя на человека, мы в течение пары секунд уже вполне в состоянии определить, хочется нам с ним общаться или нет, какое впечатление он производит. И часто это первое впечатление верное. Потому что его состояние, его эмоции, его отношение к себе, к нам, к той информации, которую он нам пытается передать, – это все видно. Львиная доля информации, примерно 70%, считывается с того, как вы выглядите, с того, что выражает ваше тело. Это просто та эмоция, которая есть у вас внутри, по отношению к себе, к человеку, к самой этой коммуникации.

Вторая важная вещь – это характеристики и тембр вашего голоса. Может, вы замечали, что у тех, кто долго и профессионально работает с людьми, очень ласковый, спокойный и размеренный голос. И напротив. Рассогласование всегда видно! То есть, не состыковка в словах и в том, как это произносится.

Собственно, с какой позиции имеет смысл начинать беседу с важным для тебя человеком, если ты хочешь сказать ему, что он не прав? А надо донести ему, чтобы он обратил внимание и перестал что-то делать, потому что это не полезно ни для него, ни для окружающих. Это должна быть правильная позиция очень большого миролюбия и позиция очень большой заботы об этом человеке. Это некий навык, который ты можешь выработать. Он возникнет только от повторения и от приверженности.

Это некий навык во что бы то ни стало, какая бы ни была реакция на тебя, находится в позиции желания блага. То есть, начинаешь ты разговор только из желания сделать для человека лучше. И все реакции ты воспринимаешь не как критику в отношении себя, а как реакцию человека, которому плохо и больно. Потому что когда больно, то все вокруг кажутся виноватыми. Хотя просто происходит не то, что хочется.

Почему так важна твоя позиция при общении?

Ты разговариваешь для того, чтобы ваши отношения улучшились, или для того, чтобы человеку стало лучше. Говоришь, что он для тебя близкий и важный, поэтому, проявляя заботу, ты просишь услышать тебя. Главное, чтобы позиция участия была не на словах. Надо, чтобы ты действительно так чувствовал, чтобы это было в мыслях, тогда это будет отражаться в теле и в голосе. Тогда человек тебя услышит с очень высокой долей вероятности.

Если твоя позиция лживая и мотивация на самом деле другая (отомстить, припомнить, ткнуть носом в неудачи, покрасоваться за его счет и т.д.), то это будет видно! И если на словах будет забота, а тело будет выражать желание отплатить той же монетой, то уродливая мотивация все равно будет видна. Наигранность будет воспринята в штыки. Ты не получишь желаемого результата точно.

Если ты решил с кем-то поговорить, то подумай, а для чего это? Какая у тебя мотивация? Порадует ли она другого человека? Если нет, то надо либо мотивацию поменять, либо подумать, а насколько вообще этот человек для тебя важен и близок. Смысл есть только, если ты действительно хочешь заботиться о человеке.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Представьте, что перед вами человек, жить которому остается совсем недолго. Как ему об этом сказать? Корреспондент расспросила врачей о том, как они проводят этот тяжелый разговор.

Когда мне было четырнадцать лет, мама сказала, что папа умирает.

Мы с сестрой сидели на полу в гостиной. В комнату зашла мама и сказала, что ей нужно с нами поговорить. Приготовившись к худшему, я уставилась невидящим взглядом в газету, на рекламу немецкого хрусталя. У отца нашли рак поджелудочной железы, врачи давали ему всего несколько месяцев.

Мама сказала, что папу прооперируют, чтобы уменьшить болевые ощущения. Будучи медсестрой, она наверняка понимала, что это бесполезно, но она понимала и то, с кем говорит. Рак поджелудочной железы относится к числу самых коварных. К тому времени как человек начинает замечать тошноту, желтуху и потерю веса, помочь уже ничем нельзя.

В тот вечер, судя по записи в моем дневнике, я могла думать только о своих чувствах. Сейчас, перечитывая те строки, я размышляю над тем, что чувствовала мама, - она и сама еще не оправилась от страшной вести, а ей надо было сообщить ее нам всем.

Как сказать человеку о том, что он или кто-нибудь из его близких находится при смерти? Врачи постоянно сталкиваются с этим вопросом. Я решила узнать, что об этом могут сказать они сами: как они подбирают слова, о чем, по их опыту, говорить нельзя и чего им стоят такие разговоры.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Сообщить человеку, что у него смертельная болезнь - отнюдь не рутинная задача

У доктора Кейт Грейнджер нет таких барьеров. Ей часто приходится сообщать плохие новости и говорить о смерти. Но у нее есть особая причина для интереса к этой теме. Три года назад, когда ей было двадцать девять, у нее нашли очень редкое и неизлечимое онкологическое заболевание, при котором поражаются мягкие ткани. Она много рассказывала и писала о том, как ей живется с этим смертельным заболеванием. Она инициировала в социальных сетях кампанию #hellomynameis ("Здравствуйте, меня зовут..."), призывая сотрудников государственной службы здравоохранения Великобритании сообщать свое имя каждому пациенту. Она планирует освещать свою собственную смерть в "Твиттере" в режиме реального времени.

Диагноз Грейнджер поставили, когда она отдыхала в США. "Когда я вернулась в Великобританию, мне пришлось пережить несколько тяжелых эпизодов, связанных с сообщением плохих новостей, - рассказывает она. - Когда пришли результаты МРТ, мне их сообщил младший врач, который не имел представления о плане лечения. Никого из близких рядом со мной в тот момент не было".

Приближение смерти

Она была одна и страдала от сильной боли, когда ей без предупреждения сообщили о том, что по данным МРТ, у нее начались метастазы. "Он, по сути, вынес мне смертный приговор. Было видно, что ему не терпится уйти, и больше я его никогда не видела".

Этот опыт оказал на нее большое влияние как на врача. "Мне кажется, я была довольно сострадательным и добрым врачом, но пройдя через все это и вернувшись на работу, я стала гораздо лучше понимать, например, какое значение имеет жестикуляция, и начала думать о том, как повлияют на человека страшные новости, вместо того чтобы воспринимать необходимость "сообщить миссис Смит о том, что у нее рак легких" просто как еще одну рутинную задачу".

Другой врач вспоминает женщину, поступившую в больницу вскоре после Рождества. Перед этим она около девяти месяцев периодически ходила к врачу, жалуясь на общие симптомы, на которые часто не обращают внимания: усталость, вздутие. Затем у нее внезапно появились желтуха и одышка, и одна из родственниц привезла ее в отделение неотложной помощи.

По словам врача, это была одна из тех ситуаций, когда сразу становится ясно: что-то не в порядке. "Очень редко можно пощупать больное место и сразу определить, что это рак". Осматривая пациентку, врач обратила внимание на то, что брюшная полость у нее "твердая, как камень".

"Она все время спрашивала: ‘Но ведь все будет хорошо, правда?’, а я отвечала: ‘Мы сделаем все, что сможем, только давайте возьмем анализы и выясним, что с вами происходит’. На этом этапе я понимала, что дело плохо, но что именно было плохо - пока не знала. Женщина очень хотела вернуться домой к Новому году, чтобы позвонить родным за рубеж, но когда были готовы анализы крови, стало ясно, что ей придется остаться в больнице. Она попросила: ‘Скажите мне, какой самый пессимистичный прогноз’. Я посмотрела на нее, она посмотрела на меня. Я подумала о том, что она не готова к этому диагнозу. Но тут вмешалась ее родственница и пояснила: ‘Нет-нет, она имеет в виду, сколько ей в худшем случае придется пробыть в больнице’. В такой момент понимаешь, что все мы прекрасно знаем, о чем идет речь, просто принимаем эту данность в разной степени".

Подготовка к концу

Как же медиков готовят к этому моменту? Шестеро студентов медицинского факультета, которые сидят в больничной комнате для осмотров, скоро об этом узнают. К двери пластилином прикреплен лист А4 с надписью: "Помещение забронировано на целый день для сообщения плохих новостей".

"Это живые люди. Они плачут, кричат", - объясняет врач своим студентам. Обстановка в помещении напряженная, раздаются нервные смешки. Люди, о которых говорит врач, - на самом деле два актера, приглашенных порепетировать различные сценарии со студентами, которые через год станут врачами.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Врачу тоже бывает страшно

Естественно, у будущих медиков много поводов для беспокойства: надо ли прикасаться к пациентам; а вдруг они не справятся с эмоциями или скажут не то, или не скажут то, что надо сказать, или вообще ничего не скажут…

Студентам раздают задания, и они спешно пробегают глазами по листкам. Кто-то ахает, кто-то сжимается от ужаса. Одно из заданий - сказать родителям о том, что у их сына подозрение на шизофрению. Еще одно - сообщить о неожиданной смерти родственника в больнице. Заглядывая в листок соседа, один из студентов качает головой: "Да-а-а, не повезло!".

Сосед направляется к двери - настала его очередь. Преподаватель предлагает: "Может быть, вам взять с собой носовые платочки?". "Да, для себя", - отвечает молодой человек. Его сокурсники сидят на пластиковых стульях, расставленных полукругом напротив экрана, и смотрят видеотрансляцию из страшной комнаты. Они непроизвольно прикасаются к лицу, принимают защитную позу, скрестив руки на груди. Несчастный студент начинает говорить сдавленным голосом.

Момент истины

В комнате сидит супружеская пара. Женщина все вертит в руках сумочку, не желая верить услышанному. Мужчина молча смотрит на свои руки, сжимая мобильный телефон. "Это что, правда, или это вы так думаете?" - агрессивно спрашивает он вдруг у молодого врача. Им только что объявили, что у их малыша, родившегося раньше срока, на 26-й неделе, серьезно поврежден мозг и что он вряд ли выживет.

Студенты бросают друг на друга косые взгляды, мотают головой, улыбаются, морщатся - все они понимают, какую муку сейчас переживает их коллега. Эту муку рано или поздно придется испытать им всем.

Ученые из Университета имени Аристотеля (Греция) установили, пожалуй, не такой уж неожиданный факт: сообщить пациенту (даже в учебной ситуации), что он болен раком, - это гораздо больший стресс для врача, чем скрывать правду. По мнению исследователей, те врачи, которые не называют пациенту диагноз, возможно, пытаются таким образом контролировать ситуацию и не допускать чересчур эмоциональной реакции у больного и у себя самого.

По мнению Лоры-Джейн Смит, ординатора отделения пульмонологии одной из лондонских клиник, из-за стресса, связанного с сообщением страшной новости, некоторые врачи иногда откладывают разговор с пациентом или сообщают ему диагноз не в самой правильной форме.

Бывает непросто выбрать правильный момент для обсуждения таких тем, как дальнейшее течение заболевания, и пациенты могут реагировать на сообщение по-разному. "Некоторые хотят поговорить, как только понимают, что больны. Некоторые настаивают: ‘Я уже бывал в больнице, я категорически против того, чтобы меня переводили [в реанимационное отделение]’", - рассказывает Смит. Некоторые просто не хотят знать, что с ними происходит.

Альтернатива

Кроме того, существует опасность агрессии против врача, сообщившего печальную новость. Кэтрин Слиман, врач и преподаватель Королевского колледжа в Лондоне (Великобритания), отмечает, что по результатам исследований пациенты считают, что им приятней общаться с теми врачами, которые дают более оптимистичный прогноз результатов паллиативной (не излечивающей) химиотерапии. "Получается, врач может сообщить пациенту о том, что его болезнь неизлечима, только ценой отношений с ним. Это поразительно", - говорит она.

Требования, которые предъявляют к врачам больные и члены их семей, - найти баланс между откровенностью, правдой и надеждой; относиться к больным по-человечески, но самому не проявлять присущих человеку слабостей; знать все, даже то, что не известно никому, - усугубляет стрессовое состояние медиков.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Врач-оптимист - это, конечно, приятно. Но есть ли в этом смысл?

"Мне кажется, нам сложно признать, что мы чего-то не знаем, - считает Стивен Баркли, который ведет исследовательскую работу в области паллиативной помощи в Кембриджском университете (Великобритания), - потому что пациенты обращаются к нам как к людям, способным провести обследование, принять решение, поставить диагноз и назначить лечение, и мы стараемся соответствовать этому образу".

Он полагает, что врачам с эмоциональной точки зрения сложно признать наличие неопределенности, которая проистекает не от недостатка их профессиональной компетентности, но от характерной для медицины невозможности точных прогнозов, особенно на более поздних стадиях многих заболеваний. "Это страшно. Никому такие разговоры не доставляют удовольствия", - говорит он.

Когда пациентам и их родным сообщают о смертельной болезни, многие их них хотят выяснить о ней все: какие существуют методы лечения, есть ли шанс выздороветь, сколько протянет пациент. Но ответы на эти вопросы есть не всегда.

Выполненные исследования часто бывают недостаточно масштабными или устаревшими, либо выясняется, что они проводились среди совсем других групп пациентов, и их результаты сложно применить к данному человеку.

Определенности может быть крайне мало - в тот самый момент, когда люди нуждаются в ней больше всего.

Дата ухода

"Сколько мне осталось?" - этого вопроса медики боятся больше всего. Ни один врач из тех, с кем я говорила, не называет пациенту конкретных дат, предпочитая говорить о том, что речь идет о нескольких годах, месяцах, неделях или днях.

Давно известно, что судить о ходе заболевания - дело неблагодарное. Если, к примеру, на конечной стадии развития злокачественной опухоли еще можно как-то оценить оставшийся срок жизни пациента, то понять, сколько проживет человек, страдающий старческой слабостью, деменцией или хроническим заболеванием легких, может быть очень трудно.

В целом, врачи обычно переоценивают продолжительность жизни неизлечимо больных более чем в пять раз, и пациенты умирают гораздо раньше, чем предполагалось.

Стивен Баркли никогда не называет пациентам конкретные сроки и учит этому своих студентов: "Я очень твердо говорю студентам, чтобы они не называли никаких точных дат, потому что часто такой информации просто нет, - говорит он. - И даже если такая информация есть, это среднее значение, и по определению 50% пациентов проживут дольше, а 50% меньше".

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Поддержка со стороны врача может выражаться во многом, в том числе и в верно выбранных словах

Устанавливать пациентам "срок годности" не только практически невозможно, но иногда и вредно. "У меня бывали пациенты, которым говорили, что они проживут полгода, и когда проходило полгода, они ждали смерти со дня на день. И если они в итоге жили намного дольше, это бывало очень тяжело", - рассказывает Баркли. И наоборот, если очевидно, что болезнь прогрессирует намного быстрее, то наличие определенной даты может вызвать у пациента необоснованную надежду.

Лора-Джейн Смит согласна с тем, что к подбору слов надо подходить очень тщательно. "Из разговоров с пациентами я поняла, что они никогда не забывают эту беседу и очень часто помнят ее слово в слово, - замечает она. - Если пытаться приукрасить действительность и избегать таких слов и выражений, как ‘рак’, ‘неизлечимый’ и ‘угроза жизни’, можно попасть в ловушку. Со временем я стала стараться говорить как можно яснее, хотя, конечно, без резкости. На мой взгляд, это гораздо продуктивнее".

Отдельные слова имеют большое значение. Елена Семино и ее коллеги из Ланкастерского университета (Великобритания) исследуют языковые средства выражения информации о конце жизни. Они собрали материал общим объемом 1,5 миллиона слов из бесед и форумов в интернете, где общаются пациенты, сиделки и медицинские работники.

Метафоры, связанные с насилием или войной ("борьба с болезнью", "продолжайте бороться!"), могут приводить онкобольных в уныние, поскольку содержат требование постоянно прилагать усилия или подразумевают, будто ухудшение состояния - это личная неудача пациента. Но в других контекстах они могут воодушевить человека, помочь выразить решимость или солидарность либо вернуть стремление к цели, гордость и индивидуальность.

"Не надо быть лингвистом, чтобы понять, какие метафоры использует пациент", - убеждена Семино. Врачам следует подумать над тем, полезны ли эти метафоры на данном этапе. Помогают ли они пациенту, дают ли ему ощущение смысла, цели, собственной индивидуальности? Или же, напротив, усугубляют тревогу?

Отсроченная смерть

Пациенты имеют право знать, что их ждет, но также имеют право не знать этого. Стивен Баркли вместе с группой исследователей изучил вопрос выбора времени для проведения беседы о приближении смерти с пациентами, страдающими такими заболеваниями, как сердечная недостаточность, деменция и хроническая обструктивная болезнь легких. "Многие больные, судя по всему, не хотят откровенных бесед на раннем этапе, а некоторые и вовсе не хотят таких бесед", - отмечает он. Баркли предупреждает, что, стремясь к так называемой "профессиональной чистоплотности" - незамедлительному откровенному уведомлению пациентов о том, что их жизнь подходит к концу, врач иногда больше думает о себе, чем об интересах пациента.

Хотя пациенты и их родные могут откладывать прямой разговор о смерти или избегать его, они не всегда действуют в целях самосохранения. По итогам исследования более 1 200 пациентов с неизлечимой злокачественной опухолью было установлено, что те, с кем такие беседы проводились на раннем этапе (в данном случае "ранний этап" определяется как более чем за тридцать дней до предполагаемой даты смерти), в последние дни и недели своей жизни реже нуждались в "агрессивной терапии", в том числе в химиотерапии в последние две недели, а также в неотложной помощи в больнице или в помещении в реанимацию в течение последнего месяца.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Конец жизни - это даже важнее, чем ее начало

Правильно сообщив больному о реальном положении дел, можно даже укрепить надежду. Слиман приводит в пример небольшое исследование, проведенное среди пациентов на конечной стадии заболевания почек. Ученые выяснили, что предоставление пациенту более подробной информации о течении заболевания на раннем этапе может укрепить в нем надежду, а не истребить ее. "При сообщении пациенту прогнозов течения заболевания выявляются новые угрозы, но вместо того чтобы уничтожить надежду, это дает ему возможность пересмотреть свои ожидания в соответствии с прогнозами", - пишут они.

И напротив, нереалистичные ожидания не позволяют пациенту правильно распорядиться оставшимся временем. Баркли вспоминает, как пациент на поздней стадии рака сообщил, что семья планирует вывезти его через полгода на дорогой морской курорт и устроить ему праздник. Врач предложил организовать праздник раньше и провести его дома, в Великобритании. "Они прислушались к моим словам и устроили праздник в следующем месяце, никуда не выезжая из страны. Они прекрасно провели время". Спустя два месяца пациент умер.

…С того дня, когда моему папе поставили страшный диагноз, прошел уже 21 год, но мама отчетливо помнит его реакцию. "Папа повернулся ко мне и сказал: ‘Ну что ж, я прожил хорошую и очень счастливую жизнь", - вспоминает она. Ему не хотелось делать операцию, которая могла лишь отсрочить смертельный исход, а не избежать его.

Я помню, как он вскоре вернулся из больницы домой, чтобы отдохнуть перед операцией. Мы купили ему его любимый слоеный яблочный пирог, но он к нему даже не притронулся. Папа сидел в кровати, опираясь на подушку, и составлял список дел. Он позвонил соседу и пригласил его зайти за инструментами, которые тот хотел взять у нас из гаража. Прочитал письмо от старого друга, которое тот подсунул под дверь, - это был единственный раз, когда мама видела у него в глазах слезы.

Через пару дней, раньше, чем планировалось, его увезли обратно в больницу. Домой он уже не вернулся. Но за тот короткий срок, который он прожил, зная, что неизлечимо болен, он успел попрощаться с нами. А мы с ним.

Прочитать неадаптированный оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте Mosaic.