Как решать любые проблемы? Как решать проблемы быстро и эффективно.

Способ 1. Четко сформулируйте суть задачи.
Как правильно поставленный вопрос можно считать половиной ответа, так и четко сформулированную задачу можно считать наполовину решенной. А когда вы напрягаете свои извилины, чтобы по другому посмотреть а ситуацию, что тревожит вас, переосмыслить ее, и стараетесь все это четко определить, внутри вас возникает новое понимание. А в жизни перед вами открываются новые возможности.

Способ 2. Отстраните себя и посмотрите со стороны.
Очень часто люди ярко и эмоционально реагируют на любые трудности, испытывая страх, злость, обиду и другие сильные негативные чувства. Все это не позволяет правильно увидеть ситуацию, рассмотреть открывающиеся перспективы и оценить их. Представьте себя зрителем в цирке, на арене которого разыгрывается представление по вашей ситуации. Так, со стороны, вы сможете увидеть больше возможностей.

Способ 3. Упростите проблему.
Людям свойственно усложнять вещи и ситуации, искать сложные пути и сложные решения. Легкий путь считается недостойным сильного человека: “лучше в гору я пойду, чем ее я обойду”. На самом деле, жизнь – проста. И чем проще что-то происходит, тем это правильнее и лучше. Самое простое решение чаще всего является самым лучшим.

Способ 4. Сфокусируйтесь на решении.
На чем сфокусируешься, то и притянется в твою жизнь. Фокусировка на трудностях только усугубит ситуацию, увеличит ваше беспокойство. И все вам будет казаться значительно сложнее, чем на самом деле. Если же верить, что решение существует и сосредоточить все внимание на поиске путей решения, то ваша задача всегда будет решена. Наше Подсознание может само найти решение и выдать готовый ответ.

Способ 5. Отыщите нужную информацию.
Часто проблема кажется неподъемной только из-за того, что у человека нет каких-то определенных знаний. Тогда надо внимательно осмотреться и понять, что же вам нужно еще знать или чему еще нужно научиться, чтобы разрешить эту трудность. Если вы не можете ясно сформулировать свою проблему, то данное решение часто является самым лучшим из того, что вы можете сделать.

Способ 6. Найдите эксперта.
Если же получить необходимые знания не предоставляется возможным или поджимают сроки, то лучшим вариантом будет поиск эксперта по данному вопросу. Очень редко перед человеком возникают трудности, с которыми никто еще не сталкивался. Скорее всего, ваша ситуация уже была когда-то кем-то разрешена. И ни один раз. Просто найдите этих людей.

Способ 7. Используйте мозговой штурм.
Мозговой штурм является лучшим способом поиска решений. Хорошо для этого подключить своих друзей или тех же экспертов. Чем больше новых идей будет сгенерировано, тем больше шанс найти верное решение. Ничего не отбрасывайте сразу. Соберите все и хорошо проанализируйте.

— Как быстро найти решение проблемы.

1) Дерево принятия решений.
Инструмент, поддерживающий принятие решений. Чаще всего он применяется при анализе данных и в статистике, но может использоваться и в обычной жизни. Дерево решений имеет «ствол», «ветки» и «листья». Ствол – это проблема, на ветках отображаются ее атрибуты, а на листьях – из значения. Среди достоинств метода следует выделить простоту его понимания и интерпретации, отсутствие необходимости в подготовке данных, возможность работать с интервалами и категориями, возможность оценки при помощи статических тестов, надежность и возможность обрабатывать большие потоки информации без подготовительных процедур.

2) Метод «Колесо».
Позволяет относительно быстро найти решение проблемы и произвести его оценку. Состоит из восьми шагов: сначала во всех деталях описывается проблемная ситуация, затем осуществляется поиск конкретных фактов и устанавливается недостающая информация, после этого проблема формулируется в позитивном ключе. Далее проводится мозговой штурм для создания поля идей для решения проблемы, производится оценка найденных вариантов на реалистичность, продумывается сценарий практического осуществления, составляется подробный план действий. На последнем этапе выполняются действия, после чего оценивается их эффективность.

3) Метод «Три сундука».
Предназначен для еще более быстрого поиска решений проблем. В процессе необходимо наполнить информацией три «сундука». В первый кладутся ответы на вопрос: «Какие негативные последствия ждут нас, если мы пойдем по этому пути?». Для наполнения второго оценивается реальная угроза рисков, содержащихся в первом сундуке. Третий сундук наполняется возможными «противоядиями» от угроз второго сундука, которые находятся методом мозгового штурма. В результате находятся решения, реализуются на практике и оцениваются.

4) Метод последовательных приближений.
По сути, это метод проб и ошибок. Предпочтительно применять его тогда, когда мало информации по проблеме. Суть состоит в том, что последовательно выдвигаются и рассматриваются варианты решений. Неудачные идеи отбрасываются, а вместо них предлагаются новые, и опять проверяются. Никаких особых правил для поиска и оценки здесь нет – все решается субъективно, а эффективность метода зависит от того, насколько разбираются в вопросе люди (или человек), решающие проблему. При использовании метода важно учитывать элемент случайности.

5) Матрица идей Буша.
Это метод анализа проблемных ситуаций и определения поля поиска решений. Чтобы его реализовать, нужно построить матрицу двусторонних отношений, для чего нужно ответить на вопросы: «Что?», «Кто?», «Где?», «Как?», «Зачем?», «Чем?» и «Когда?». Отвечая на них, человек получает всю информацию о проблеме. Если же вопросы скомбинировать, можно получить большую эвристическую подсказку для решения.

6)
Популярнейший инструмент поиска решений, применяемый обычными людьми и специалистами по всему миру. Смысл матрицы в том, чтобы научить человека оптимально распределять нагрузку, отличать важное и срочное, сокращать время на бессмысленные занятия. Матрица представляет собой четыре квадранта с двумя осями – важностью и срочностью. В каждый из них заносятся дела и задачи, и в результате человек получает объективную картину приоритетных задач.

7) Квадрат Декарта.
Очень простая техника принятия решений, на применение которой уходит совсем немного времени. Техника помогает выявить основные критерии выбора и дать оценку последствиям принимаемых решений. Для использования техники нужно нарисовать квадрат и разделить его на четыре части. В каждой части пишется вопрос: «Что будет, если это случится?», «Что будет, если этого не случится?», «Чего не будет, если это случится?» и «Чего не будет, если это не случится?». Эти вопросы являются пунктами наблюдения за проблемой. Именно с этих позиций и нужно ее рассматривать. Ответив на все вопросы, человек получает объективную картину положения дел и возможность оценить перспективы.

— Все получится, если…

1) Собрать достаточно информации о сути проблемы;

2) Проанализировать информацию;

3) Выработать как можно больше вариантов решения проблемы;

4) Правильно сопоставить ваши варианты относительно стоимости, доступности и времени;

5) Взвесить все «за» и «против»;

6) Обдумать все возможности и вероятность успеха;

7) Быть уверенным в том, что это и есть решение проблемы.

Также читайте статью « «

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео:

Решение комплексных проблем может быть сложным, но не обязательно должно быть мучительным. Для этого нужны лишь правильный образ мыслей и отлаженный процесс. К счастью, есть множество техник, помогающих разрешить любые проблемы, с которыми вы можете столкнуться на работе.

Когда перед вами встает сложная задача, с чего вам начать? И какие методики решения проблем вы можете использовать прямо сейчас?

В сегодняшнем посте вы найдете несколько советов и техник решения сложных задач, которые позволят вам решить любую проблему с уверенностью профессионала.

На сколько этапов можно разбить процесс решения проблемы?

В основе своей решение проблем - это процесс, состоящий из четырех этапов. Вы, возможно, даже помните эти этапы из азов научного метода.

  1. Сначала нужно определить проблему . В чем ее причина? Как вы поняли, что она вообще существует?
  2. Затем вы определяете возможные варианты решения проблемы. Какие идеи приходят вам в голову?
  3. Затем нужно оценить варианты решения и выбрать из них самый удачный. Какой вариант подходит лучше всего? Какой самый простой? Какому отдать предпочтение?
  4. Наконец, примените выбранный вариант . Решил ли он проблему? Стоит ли попробовать другой путь?

При применении методов решения проблем некоторые вариации этих четырех этапов всегда будут служить вам фундаментом.

Вывод: прежде чем решать проблему, постарайтесь полностью ее понять.

Креативные способы решения проблем

Задействуйте творческую жилку! Вы, вероятно, ждали, что здесь будет список нестандартных решений для мозгового штурма. Не совсем.

На самом деле креативное решение проблем (creative problem solving, CPS) - это формальный процесс, описанный Сидни Парнсом (Sidney Parnes) и Алексом Фейкни Осборном (Alex Faickney Osborn), которого считают отцом традиционной «мозговой атаки» .

1. Спросите: «Что происходит?» Определите проблему, ее влияние на компанию, а затем - ваше видение будущего.
2. Спросите: «Что значит успех?» Определите, как должно сработать решение, какие ресурсы для него нужны, каков его масштаб и какие ценности оно поддерживает.
3. Спросите: «В чем вопрос?» Составьте полный список вопросов, ответы на которые решат проблему.
4. Найдите ответы . Ответьте на вопросы из 3-го этапа.
5. Сформулируйте решение . Оцените ценные идеи по критериям из 2-го этапа. Выберите решение.
6. Подберите ресурсы . Определите, какие сотрудники и ресурсы нужны для выполнения решения.

Составьте диаграмму Исикавы для анализа причин
Самая важная часть определения проблемы - это изучить возможную причину ее возникновения. Вам придется задать себе примерно такие вопросы: где и когда это происходит? Как это происходит? С кем это происходит? Почему это происходит?

Добраться до первопричины можно с помощью диаграммы Исикавы (которую также называют диаграммой причинно-следственных связей и диаграммой рыбьей кости).

В правой части диаграммы мы располагаем последствие, используя его в качестве формулировки проблемы. Затем мы перечисляем слева все возможные причины, сгруппировав их в более крупные категории. Получившаяся в итоге диаграмма напоминает рыбий скелет.

Для поиска решения используйте аналогииЁЁ
Аналогии - еще один полезный инструмент. "Мышление по аналогии" использует информацию из одной области для решения проблемы в другой. Суть заключается в том, что мы находим способ решить текущую проблему, используя для этого решение другой проблемы. Но будьте внимательны! Новичкам работать с аналогиями непросто, к ним нужно привыкнуть.

Пример: у врача есть пациент с неоперабельной опухолью. Чтобы убрать опухоль, врач может использовать лучевую терапию, но она уничтожит и здоровые ткани.

Двое исследователей, Гик и Холиок, отметили, что людям было гораздо проще решить, что делать врачу, если перед этим они читали историю о генерале, которому необходимо захватить королевскую крепость, но при этом постараться избежать мин, которые сдетонируют, если по улицам пройдет большая армия. Генерал посылает небольшие отряды солдат по разным улицам, так что армия собирается возле крепости в одно время и штурмует ее всей мощью.

Задайте 12 вопросов «что еще?»
В книге «Архитектура изобилия» Ленидра Дж. Кэрролл описывает методику решения проблем, состоящую из вопросов и ответов.

Если вкратце, то при возникновении проблемы задайте себе вопрос относительно нее и найдите 12 вариантов решения проблемы (12 «что еще?»). Далее можно взять один из этих вариантов, превратить его в вопрос и придумать еще 12 «что еще». И повторять, пока решение не будет полностью готово и его можно будет доставать из духовки.

Начните использовать эти методики прямо сейчас

Надеемся, что эти методы покажутся вам полезными, и ваше воображение примется фонтанировать вариантами решений различных проблем.

Если так и случится, то у вас есть четыре утверждения, которыми вы можете воспользоваться, столкнувшись с очередной проблемой:

  1. Не начинайте с попыток решить проблему. Сначала постарайтесь понять ее причину.
  2. Задавайте вопросы - они помогут найти варианты решения проблемы.
  3. Вспомните, как были решены предыдущие проблемы - это может помочь решить текущую.
  4. Прежде чем пытаться решить проблему, избавьтесь от предвзятых рассуждений и прошлого опыта.

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения, ну не может быть так, что бы человечество с момента своего появления не сталкивалось с проблемами. Их было много и они как - то решались. Сейчас у нас нет проблем с тем, что нам за едой из пещеры выйти не дает саблезубый тигр, который хочет нас съесть. Проблемы решаются.

Первое, что нужно знать (а это многие люди и так знают, но я лишь напомню), что если человек сам не захочет решить свою проблему или проблемы, то они и не решатся. Человеку можно только помочь ее решить. И это утверждение было пробовано - испробовано, проверено и перепроверено, но факт остается фактом: если человек (или группа людей) не хочет решить проблему, то она не решится и никто не поможет ее решить. Есть, конечно же, и еще более тяжелый случай, когда человек или группа людей, вообще не осознают наличие у них реальных проблем и соответственно они будут в них сидеть, а они (проблемы) будут им портить жизнь. Поэтому, для того, что бы можно было решить проблему или проблемы, необходимо их вначале осознавать, обнаружить.

И вот есть метод, хотите назовите его упражнением или как-то еще, но он работает:

  • Первое, что нужно сделать - это взять лист бумаги и ручку и написать список проблем, которые есть у Вас или в вашей области деятельности, не зависимо от того, считаете ли Вы ее такой, которую можно решить или такой, которую нельзя решить, просто записываете.
  • Второе: выбираете из всего списка ту проблему, наличие которой у Вас Вам легче всего осознавать, то есть ту проблему, которая Вам кажется или воспринимается Вами как самая маленькая. Люди часто допускают ошибку пытаясь что-то сделать с самой большой проблемой.
  • Третье: вы выбрали такую проблему (хотите, во всем списке ее как-то пометьте или выпишите ее формулировку ниже всего списка), а теперь запишите(естественно, нужно и подумать над этим будет), что вы можете сделать, что бы решить эту проблему. То есть реально, что Вы можете сделать, что бы решить эту проблему.
  • И четвертое: сделайте это!!! То есть решите ее, эту маленькую проблему.

Давайте пробежимся по этому быстро:

  1. Вы составляете список проблем (например у вас их 5):
    - проблема с зубами, надо идти к стоматологу, но боюсь;
    - Квартира без ремонта 15 лет;
    - мусорное ведро не вынесет никто, кухня провонялась;
    - нет дополнительного источника заработка, но хочется еще побольше денег;
    - сын учиться не хочет и никак с этим ничего сделать ничего не можем.
  2. Вы видите, что мусорное ведро вас меньше всего беспокоит (и не нужно сюда включать "сын-оболтус, мало того, что учиться не хочет, так он еще и мусор не выносит, не понимает, что мусор надо выносить " - Вам сейчас воняет, а не ему - у вас проблема). Вот и записываете эту проблему, как самую маленькую или помечаете ее в своем списке.
  3. Записываете, что вы с ней можете сделать. Вы, а не оболтус. И пишете"Вынести во двор в мусорный контейнер" (или домашний мусоропровод, или куда-то еще, куда нормальные люди мусор выбрасывают, а не соседу под квартиру, так как это будет еще одна проблема).
  4. Легко так или со скрипом, скрепя зубы, Вы выносите это ведро с мусором и приносите домой без мусора и возможно моете его (если там что-то воняло). И на одну проблему меньше и сына потом не гоняете за это - ее нет.

И вот математика тут такая: возьмем и обозначим одну проблему как единица, единица ваших нервов, внимания, времени, сил, мыслительной деятельности, забот, энергии и прочего. В нашем примере 5 проблем, то есть 5 единиц. Благодаря тому, что они есть у Вас, они не складываются одна с другой, а именно умножаются, так как все это ваше. И получаем 5 (единиц) проблем умножаются на 5 проблем (единиц) и получаем 25 единиц негативных эмоций, нервов и так далее и ощущение, что у Вас не 5 отдельных проблем, а 25! И это все давит на вас и скорее у вас ощущение, что всё является проблемой и нет выхода из этого.

И вот вы хотели справиться с самой большой - откуда силы брать, если у вас, по-существу, 25 проблем, которые всей мощью давят на вас?

И тут вы вынесли мусорное ведро и теперь у вас 4 проблемы, а 4 умножить на 4 будет 16, то есть на 9 единиц негатива или напряжения меньше. Это те 9 единиц, которые теперь ваши, и которые Вы теперь сможете использовать для решения следующей проблемы из списка и на какие-то другие, более конструктивные или полезные и приятные вещи.

Затем смотрим список дальше. И вы обнаруживаете, что следующая проблема, на которую вам легче всего смотреть - это то, что нужно зубы привести в порядок и вы записываете, что с этим можно сделать и затем идете к стоматологу (возможно быстренько до этого узнав, где находится самый человечный в мире стоматолог) и приводите зубы в порядок. Теперь у вас 3 проблемы, а 3 умножить на 3 будет 9 единиц, то есть еще меньше на 7 единиц. И так далее по списку: находите из списка самую легкую, пишите, что можете с ней сделать и теперь у вас 2 проблемы или в общей сложности 4 единицы (а остальные из изначальных 25 освобождаются и дают Вам больше возможностей что-то делать и больше смелости для решения других проблем возникает и тому подобное). И затем у вас остается одна проблема, которая уже скорее всего и не будет проблемой, а будет задачей, которую нужно выполнить.

Есть тут одно предостережение: по мере уменьшения количества проблем у вас может возникнуть желание забросить все остальные. Не делайте этого, правильно - решить их. Естественно, может при высвобождении "запертых" в проблемах единиц появиться новый взгляд на жизнь и вы что-то перепланируете в своей жизни и что-либо просто перестанет быть вашей проблемой (как например ураган в США вас перестанет заботить или вы выясните, что ваш сын знает, чего он хочет и его интересует профильное обучение и вот цель появится - найти тех людей или заведения, которые помогут вашему сыну развивать свои способности и таланты в той сфере деятельности, к которой у него есть тяга).

Сделайте эти 4-е шага, они очень сильно помогают и естественно то, что чтобы вынести мусорное ведро может понадобиться несколько минут, а создать и раскрутить свой бизнес (или еще один) - это скорее всего займет побольше времени.

Если начинают заедать проблемы - просто делайте эти 4-е шага.

Что касается решения проблем, которые касаются не лично вас, а, например, коллектива (штат сотрудников, страны и так далее), то здесь наоборот, нужно самые большие завалы всем сообща устранять, но это уже отдельная тема.

У вас все получится!

Каждый из нас так или иначе постоянно сталкивается с различными задачами и проблемами. Это могут быть проблемы личного и делового характера, нерешенные вопросы, которые с течением времени превращаются в проблемы, личная ответственность за принятие того или иного решения.

Не всегда и у всех получается находить наилучший выход из создавшейся ситуации. Чаще всего для того, чтобы найти эффективное решение , не хватает опыта, мудрости, времени или знаний. Существует множество различных техник нахождения решений, и главная задача состоит в том, какая их техник подходит конкретно вам или конкретной ситуации.

Не так давно появились утверждения о том, что проблем не существуют. Есть только задачи, которые нужно решить. Проблемы существуют только в наших головах. На этот счет есть много мнений, и в принципе, каждый волен думать по-своему. Но так как слово «решение» в большей степени соответствует слову «задача», давайте постараемся рассматривать свои проблемы как задачи, так их будет проще решить. Мы же все в школе учились решать задачи: с одним неизвестным, с двумя неизвестными, были даже такие, когда исходных данных для ее решения казалось совсем мало.

Вот так и в жизни, когда находишься на первый взгляд в неразрешимой ситуации, сначала кажется, что справиться в одиночку практически невозможно, но начиная распутывать клубок вопросов, становится понятно, что решение найдено и найдено верно.

Как же сделать так, чтобы в любых ситуациях мы действовали по одному и тому же алгоритму, который ранее доказал свою эффективность? Ответ банально простой — создавать свою личную систему принятия решений, и оттачивать мастерство поиска эффективных решений до автоматизма.

«Если мы поймем, что любая проблема или задача имеет решение, то наши мысли будут фокусироваться не нашем отношении к ней, а на том, что сделать, чтобы на одну задачу или проблему стало меньше.»

«Безвыходность положения заключается чаще всего не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти.»

«Все наши трудности в большей степени связаны с тем, что мы думаем о них, а не с истинным положением вещей. Поэтому проблема заключается не в том, что именно произошло, а в том, как мы реагируем на произошедшее.»

«Парадоксы и закономерности нашей жизни и бизнеса таковы, что за отсутствие проблем, приходится платить… отсутствием успехов!»

Мудрые мысли, афоризмы, порой как отголоски из далеких миров и веков, часто бывают хорошими помощниками и советчиками в разнообразных ситуациях. Это уже чей-то пережитый опыт. Но мы привычно хотим наступать на свои, а не на чужие грабли, поэтому ценность советов чаще всего оцениваем уже после того как…

Давайте посмотрим, как находят решение задач и проблем те, кто уже умеет это делать. Заметьте, что перед нами сейчас стоит важная задача: научиться находить самое эффективное решение.

Техники поиска эффективного решения

1. Убедитесь, что вы решаете ту задачу, которую нужно. Важно на забывать: «Главное внимание — главным вещам».

2. На второе место я поставлю способность задавать себе нужные вопросы. Вспомните, иногда чей-то вопрос способен в корне изменить отношение к проблеме и взглянуть на нее под другим углом зрения. Вопросы нужны и для того, чтобы проанализировать имеющуюся ситуацию, понять, от чего нужно отталкиваться и какими ресурсами мы обладаем.

Способностью задавать вопросы обладают коучи. Коучем называют такого человека, который профессионально решает чужие задачи. В своей практике коучи используют технику, при которой они искусственно создают ситуацию, в которой человек должен найти свое собственное правильное и эффективное решение. То решение, которое он с большим желанием и удовольствием реализует.

Брайан Трейси утверждает, что успешные люди тратят 25 % всего времени, отведенного на решения задачи. Действительно, наша неспособность определить истинную причину возникновения ситуации привет к тому, что эта проблема может повторяться снова и снова в разных вариациях.

3. Эффективным средством в поиске наиболее эффективного решения может стать обычный мозговой штурм, проведенный в кругу коллег, сотрудников, друзей, членов семьи. В таких случаях говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше.» Более того, в такой среде часто возникают идеальные и креативные способы решения задачи. Имея на руках несколько вариантов, главной задачей будет выбрать наилучшее из них. Нелишним в этом случае будет знание о том, как правильно сделать выбор.

4. Эффективным считают метод «Шести думающих шляп», изобретенным Эдвардом де Боно для оценки провокационных и необычных идей, инновационных предложений и ситуаций.

Учитывая, что коллективное мнение часто представляет собой борьбу разных мнений, метод «Шести думающих шляп» побуждает участников думать параллельно. Для этого участники одевают шляпы разных цветов, и смотрят на задачу в ракурсе соответствующего цвета шляпы. Сначала озвучивается предложение, а затем каждый участник по очереди одевает шляпы:

Белая шляпа — шляпа информации. В белой шляпе можно попросить предоставить дополнительную информацию, цифры, факты, которые помогут оценить ситуацию.

Красная шляпа — шляпа эмоций. Можно описать эмоции, которые вызывает данное предложение.

Желтая шляпа — шляпа оптимизма. Даже если идея кажется плохой, нужно найти в ней положительные стороны.

Черная шляпа — шляпа пессимизма. Даже если идея отличная, надо найти в ней недостатки и угрозы.

Зеленая шляпа — шляпа роста и возможностей. Каждый может предложить способ улучшения идеи для того, чтобы она работала лучше.

Голубая шляпа — шляпа процесса. Одевая шляпу голубого цвета люди включаются в процесс размышления над ним. Цель: выяснить, насколько эффективен данный метод оценки предложения.

С помощью метода «Шести думающих шляп» в корпорациях решают проблемы текучки кадров или обмена электронного документооборота.

5. Найти максимальное количество информации по данному вопросу. В этом случае также появится необходимость выбора из имеющегося арсенала и адаптации чьего-то эффективного решения под конкретную ситуацию. Старайтесь читать хорошую бизнес-литературу, накапливайте знания. Читайте больше, анализируйте прочитанное, запоминайте информацию.

6. Самый любимый и быстрой поиск нужного и эффективного решения — подбросить монетку. Это на случай, когда хороших вариантов так много, что определиться становится трудно.

Встретила по этому поводу перевод стихотворения Питера Хейна:

Коль ты в плену сомнений мук,

В них заперт, словно в клетке.

Мудрей всего, не смейся друг, —

Подбросить вверх монетку.

Лишь в воздух устремиться грош,

Лишь станет мир короче.

Ты неожиданно поймешь,

Чего ты втайне хочешь.

7. Хорошо бы услышать свою интуицию. Иногда, в экстремальных ситуациях, подсознание способно предложить наилучший выход. Доверяя своей интуиции надо помнить о вероятности ошибок.

8. Случайно наткнулась на технику «Лощади», который, считаю, имеет право на жизнь в некоторых случаях. Когда не остается сил, а решение еще не найдено, ложитесь спать. «Утро вечера мудренее» — говорили наши бабушки. Только перед сном мысленно подумайте о задаче и скажите: «Пусть об этом подумает лошадь».

Таким образом вы отпускаете проблему, и если навязчивая задача будет беспокоить, говорите себе, что теперь это не ваша задача, что теперь об этом думает Лошадь. Сняв таким образом напряжение и поверив в то, что ответ найдется у Лошади, автор метода советует поблагодарить Лошадь, когда ответ придет вам в голову или вложит в уста другого человека.

9. Техника стакана воды по Методу Сильвы. С помощью этого метода можно задействовать скрытые способности сознания. Это по сути — самовнушение, и оно стимулирует творческие способности нашего мозга за счет использования обоих полушарий.

Перед тем, как лечь спать, наполните стакан чистой водой и выпейте половину. Затем закройте глаза и направьте взгляд слегка вверх. Произнесите мысленно: «Это все, что мне нужно сделать, чтобы найти решение проблемы, о которой я думаю». После этого отпустите проблему и перестаньте о ней думать — вы передали ее на рассмотрение своему сознанию.

Проснувшись утром, выпейте вторую половину воды и проделайте те же действия, что и перед сном. Люди, использующие этот метода, считают, что решение приходит либо ночью во сне, либо в виде какой-то случайной подсказки. Этот метод очень похож на технику «Лошади», вероятно, в поисках эффективного решения люди изобрели много подобных способов на тот случай, когда идея совершенно не приходила в голову.

10. А теперь, когда единственное решение все-таки найдено, его можно проверить на соответствие критериям «Каким должно быть эффективное решение».

  • Наше решение является обоснованным.
  • Наше решение является реальным, у нас есть все ресурсы для его осуществления.
  • Наше решение можно разложить на простые составляющие.
  • Наше решение своевременно. Его исполнение все еще актуально.
  • Наше решение является гибким. Его можно адаптировать под изменившиеся условия.
  • Наше решение должно принести максимальную выгоду.
  • Наше решение предусматривает контроль над его исполнением.

Друзья, никто из нас не застрахован от принятия неверных решений. Это нужно понимать и постараться избавиться от этого страха. Единственный разумный способ справиться с проблемами и задачами — как можно быстрее создать импульс движения. Не пускать все на самотек, а начать действовать. В процессе движения обязательно появляются средства и пути решения проблемы, обычно скрытые от нас.

Олег Левяков

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.