Как рассказывать истории правильно. Как рассказывать истории, чтобы всем было интересно

Любите послушать интересные истории, не правда ли? Поэтому если вдруг найдётся кто-то, кто очень увлекательно умеет повествовать, Вы его тут же выделите среди других. И точно так же Вы выделитесь в глазах других, если сможете увлечь слушателей интересным рассказом. А для этого просто нужно знать, как стать интересным рассказчиком.

Я бы выделил здесь два пути:

  • перспективный – действия, которые впоследствии будут делать Ваши рассказы всё более интересными и интересными, а также придавать Вашим повествованиям всё более «вкусный» эмоциональный окрас. Однако непосредственно при общении с собеседником их применять не получится
  • сиюминутный – те приёмы и методы, которые позволяют сделать рассказ более интересным по факту повествования

Стратегические шаги на перспективу

Общайтесь с разными людьми

Каждый человек неповторим своей энергетикой, манерами, словесными оборотами и т.д. И у каждого из них Вы можете чему-то научиться. Иногда даже достаточно лишь слушать рассказы от разных людей, не вступая с ними в диалог. Например, немалую долю своих пикантных, циничных и острословных речевых оборотов я сформировал, слушая Александра Невзорова.

Возможно, Вы не заметите сразу того, как меняется и обогащается Ваша речь, жесты и манеры, но через некоторое время результаты станут явными. Здесь работает принцип обогащённой среды, о котором я узнал из книги К. Шереметьева «Как стать умнее». Работает он так: например, если Вы постоянно общаетесь с врачами, проводите все свои трудовые будни, работая в клинике, овладевание многими медицинскими знаниями происходит само собой. Просто оттого, что Вы постоянно слушаете эту терминологию, регулярно наблюдаете те или иные методы лечения, да и обсуждаете с врачами случаи из их практики.

Вносите в свою жизнь разнообразие

Если каждый день Вашей жизни как две копии похож один на другой, то вряд ли Вы будете способны эмоционально обогатить свой рассказ. И наоборот – чем больше впечатлений каждый день Вы будете получать, тем богаче будет Ваш эмоциональный мир, и тем ярче будут звучать Ваши истории.

Для каждодневного поиска новых впечатлений необязательно что-либо выдумывать искусственно – достаточно просто найти «наболевшую» часть Вашей жизни, и ежедневно делать какие-либо шаги в сторону улучшения. Например, у Вас не клеятся отношения с девушками? Тогда возьмите за правило каждый день знакомиться с одной новой девушкой просто ради самого знакомства и общения. А если Вы ищите свои таланты и способности, то просто каждый день отводите занятию каким-либо новым делом, и определяйтесь с тем, насколько оно Вам нравится.

Во-первых, они служат источником интересных цитат, примеров, метафор и мыслей. Во-вторых, благодаря ним Вы всегда сможете поддержать беседу на соответствующую тему или даже рассказать интересную историю (либо кусочек истории) просто потому что это интересно Вам самим.

Обогащайте своё чувство юмора

Для этого смотрите различные юмористические постановки, передачи, зарисовки, мемы и т.д. А также пытайтесь самостоятельно придумывать шутливые выражения, ответы, фразы. Остроумие здорово повышает интересность рассказа.

Открывайте новые горизонты в своём деле

Профессионал – не тот, кто занимается своим делом долго, а тот, кто каждый день открывает в своей области новые (субъективно для себя) знания, умения и навыки. Дело в том, что освоение нового помимо собственной прокачки даёт ещё и потрясающее чувство радости познания. И если её испытывать регулярно, то Ваша эмоциональная сфера станет более заинтересовывающей сама по себе. А это – важнейшее условие для придания любому Вашему рассказу увлекательности.

Упражняйтесь как рассказчик

Любое качество развивается при должном упражнении и гаснет при его неиспользовании. Поэтому если Вы будете регулярно рассказывать разные интересные истории, этот навык будет прокачиваться сам собой. И ниже Вы узнаете приёмы, которые смогут сделать любой Ваш рассказ намного увлекательнее (чем если бы Вы их не использовали). Некоторые из них можно применять сразу, другие же придётся немного потренировать.

Учитесь расслабляться

Помните, что наиболее притягательны те люди, которые не носят в себе какого-либо внутреннего напряжения, зажимов и т.д. От таких людей идёт энергетика внутреннего спокойствия и свободы (к которой нередко добавляется живой энтузиазм), что действует на собеседников почти магически. И если Вы проявите достаточную чувствительность к интересным людям, то почувствуете то самое (едва уловимое) качество расслабленности и внутренней свободы, которое привлекает окружающих. И точно так же, научившись расслабляться при общении (освобождаясь от тисков боязни сказать что-то не так и внутреннего напряжения) Вы постепенно повысите свою притягательность для других людей (особенно противоположного пола).

Приёмы рассказчика

Самым главным приёмом является вызывание в себе эмоций. Об этом подробно рассказано в статье «Как управлять своими эмоциями? ». Помните, что без эмоциональной составляющей любой рассказ будет скучным и пресным.

Вовлечение в слушание

Ваш рассказ никогда не будет интересным, если Вы не сможете вовлечь в него слушателя. А для этого Вам нужен «якорь» и внимание к собеседнику. Якорем может быть:

  • шокирующий факт или высказывание (в значимой для собеседника теме). Например: «А ты знаешь, что ревнивые люди в старости чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями? И вот почему…». При этом Ваш визави признаёт себя ревнивцем
  • параллель с жизненной ситуацией собеседника . «Помнишь, ты рассказывал, как тебя подставила та девушка… любовь всей твоей жизни): так вот, у меня похожая фиговина случилась…»
  • эмоциональный якорь. Здесь необязательно строить какие-либо обороты и увязывать начало своего рассказа с интересами слушателя. Достаточно лишь добавить в начало своего повествования нужную эмоцию, и человек вовлечётся в слушание сам собой. Часто эта эмоция может быть выражена словами «Слушай!», «А ты знаешь, что…?», «Никогда бы не подумал, что со мной произойдёт такое…» и т.п. Здесь главное заинтересовать эмоционально (при этом можно пользоваться самым заурядными и примитивными оборотами).

Иногда для вовлечения вовсе необязательно пользоваться вышеприведёнными техниками – достаточно лишь начать свой рассказ, убедившись во внимании со стороны собеседника.

Интрига

– Слушай, а как тебе удалось её соблазнить?

– Это не телефонный разговор

– Понятно. Опять буду отпрашиваться у начальника,

чтобы встретиться и поговорить с тобой

Если хотите держать внимание слушателя на протяжении всего рассказа, заинтригуйте его. Сравните два варианта:

  1. Недавно встретил интересную девушку, разговорился с ней, посидели в кафе…
  2. Недавно встретил девушку одну, поговорили мы с ней в кафе, и тут она мне рассказала об одной маленькой профессиональной хитрости (она совсем простая, но её которую не все опытные мастера по ногтям знают). Но об этом расскажу чуть позже. Она работает…

При прочих равных условиях второй вариант собеседник будет слушать более внимательно, т.к. ему захочется узнать про маленькую профессиональную хитрость.

Шутки, анекдоты

Если Вы начнёте свой рассказ с анекдота, это поможет установить намного более тесный контакт, чем сухое начало. Впрочем, юмором можно не только «зажигать» внимание слушателя, но и удерживать его на протяжении всего повествования. Поэтому обязательно делайте вставочки элементов юмора (приём, это может быть как безобидная «ванильная» шуточка, так и жёсткий циничный стёб).

Вы непосредственно в момент рассказа можете подумать «Что бы такого сейчас рассказать, чтобы он со смеху покатился?!». Не стоит думать в таком ключе, т.к. от подобных мыслей Вы получите ненужное напряжение, в то время, как наиболее интересен расслабленный и непринуждённый рассказчик.

В этой статье было дано стратегическое направление «прокачки» себя как рассказчика. В других же постах я более детально опишу все те шаги, по которым здесь пробежался мимолётом. Поэтому не забывайте подписаться на блог, чтобы не пропустить дальнейшие полезные статьи по сегодняшней теме.

Произвести впечатление на собеседовании, провести презентацию, привлечь новых клиентов, заразить аудиторию идеей - умение рассказывать истории полезно каждому. Но не каждый представляет себе, что для этого нужно. ЧТД собрал несколько советов и примеров.

Хорошего рассказчика мы узнаем с первых слов. Иногда кажется, что он не говорит ничего существенного, но его хочется дослушать. Рассказ обладает гипнотической силой, которая приковывает наше внимание и не отпускает. По сути, им является и пост в соцсети. Его могут пролистнуть, а могут дочитать до конца, лайкнуть и сделать репост. Как разбудить в себе рассказчика, если он не пробудился естественным путем?

1. Определитесь с целью

Жизненный опыт - кладезь историй. Каждый день мы попадаем в ситуации, которые нам что-то сообщают о том, как устроен мир, о поведении людей, стране. Писатели, сценаристы, комики и коучи подмечают их и используют их, чтобы рассказать о жизни в целом. Например, история о мужчине, нашедшем телефон незнакомой девушки, превращается в романтическую притчу о роли случая, а сцена на собрании жителей дома становится метафорой общества.

Но у истории должна быть цель, чтобы у слушателей осталось ощущение ценности потраченного времени. Точнее, она должна быть у того, кто рассказывает. Если вы знаете, зачем говорите, будет проще продумать все остальное.

Крис Андерсон в книге «TED Talks. Слова меняют мир», предлагает несколько вариантов целей для рассказчика:

Создать связь

Если выступаете перед незнакомой аудиторией или хотите завоевать расположение человека, с которым встретились впервые, хорошая история может помочь. Она снимет напряжение, сократит дистанцию и сделает вас более понятным. Не бойтесь быть уязвимыми. Людей отпугивают высокомерие, эгоцентризм и категоричность суждений, расслабляет человечность.

Не бойтесь рассказать о ситуациях, в которых вам было неловко, вы чувствовали себя неуверенно, были сбиты с толку, попали впросак.

Здесь важна конгруэнтность - соответствие самому себе. Когда кто-то играет несвойственную ему роль, это всегда бросается в глаза. Рассудительный человек вдруг начинает говорить с интонациями, затверженными после сотни просмотров видео с Тони Роббинсом. Душевный в общении бизнесмен, выходя к трибуне, превращается в кислого бюрократа. Это создает впечатление фальши и обмана и разрушает доверие.

Крис Андерсон в своей книге предлагает несколько способов «вжиться в себя», вырастить в себе рассказчика со своей индивидуальностью:

Протестируйте себя

Простой тест: порепетировать перед небольшой знакомой аудиторией и спросить их, что они думают о вашем поведении. Можете записать себя на видео и посмотреть, как вы себя ведете.

Сосредоточьтесь на своей теме и отношении к ней

Комик Мейсун Зайинд, которая страдает церебральным параличом, вышла на сцену, дрожа. Свое выступление она начала со слов: «Я не пила сегодня... но врач, который принимал роды у моей матери, был пьян». Аудитория мгновенно прониклась к ней сочувствием: у каждого в жизни был опыт отвержения.

Не бойтесь продемонстрировать индивидуальность

Подчеркните это с помощью аксессуаров, чтобы закрепить эффект. Выступая на конференции TED, философ Данил Разеев вышел на сцену с куклой-марионеткой, которую использовал как собеседника и наглядное пособие, выступление было посвящено свободе воли.

Копируйте тех, кто вам близок

Найдите харизматичного героя, который похож на вас, у кого те же интонации, жесты и мимика. Это полезно и вот чем: благодаря кино и телевидению мы помним образы неказистых, но по-своему интересных и сложных людей - Форреста Гампа, Уолтера Митти, еврея-парикмахера из фильма «Великий диктатор». Обратите внимание, как вдохновляюще они выглядят на экране, когда говорят от сердца.

3. Заставьте слушателя споткнуться

Вы идете по улице, думаете о чем-то своем, вдруг задеваете ногой бордюр и чуть не падаете. Внимание переключилось мгновенно. Так же действуют громкие звуки или что-то абсурдное, скажем, овца, которую хозяин беспечно выгуливает на поводке в городском сквере.

Задача рассказчика - подбросить то, обо что внимание может споткнуться.

Эмоциональный разговор, который ведут соседи в транспорте. Вы невольно подслушиваете и заражаетесь чужой эмоцией. Это тоже подножка: нам становится любопытно, что происходит в жизни людей, как мы могли бы перенести эту ситуацию на свой опыт. Несколько примеров, как можно сделать начало запоминающимся.

Атмосфера

«Взметнувшиеся в воздух самолетики... Падающие и вновь взлетающие. Белые, голубые, даже черные... Так Москва отстаивает свободу слова в интернете». Это начало речи Григория Баженова «Борьба с Левиафаном». Фраза, которая вводит тему, стоит чуть позже картинки. Таким приемом одновременно задается настроение разговора, тема «заземляется», а рассказчик настраивает слушателей на романтический лад.

Интрига

Интрига создает напряжение, которое должно разрешиться. Пример из книги Криса Андерсона: «Как четырнадцатилетняя девочка, у которой на счету меньше двухсот долларов, сумела помочь своему городу совершить гигантский скачок в будущее?» Мы тоже заинтригованы: история обещает быть интересной.

Яркий факт или говорящая деталь

Иногда затягивать интригу недопустимо, если вы хотите сразу ударить в больное место, ввести контекст. «В России 25 млн бедных. Это и есть суть вопроса» - начинается одна из речей Григория Явлинского. Главная трудность здесь: подобрать точную и красноречивую реплику, которая бы не нуждалась в пояснении.

Вызов (пощечина)

Вот как начинает свою лекцию о Чехове Дмитрий Быков: «Есть один парадокс в русской литературе: Чехова называют самым депрессивным писателем, самым унылым и даже иногда однообразным». Парадокс - слово сильное, потому что пробуждает любопытство. Провокативное, смелое, нетривиальное начало разговора о знаменитом писателе заставляет прислушаться.

4. Не забывайте о динамике

Еще одна причина, по которой речь оказывается скучной: в ней нет эмоционального ландшафта. Речь обращена непонятно к кому, она кажется перечислением фактов или потоком сознания. В этот момент возникает мысль о телефоне в кармане, неоплаченных счетах или покупках в выходные.

Как создать эмоциональный ландшафт? Писательница Ванесса Эдвардс предлагает метафору американских горок: если мы едем в поезде, который идеально скользит по рельсам, поездка кажется спокойной, эмоционально ровной.

Но если нас постоянно подбрасывает, если мы чувствуем каждый поворот, как на американских горках, это невольно заставляет быть начеку.

В хорошей истрии важны повороты, подъемы и спуски, небольшая встряска, смена темпа. Некоторые приемы, которые создают эти эффекты:

Метафора. Инструмент, который делает мысль афористичной, запоминающейся. С ее помощью удается эффектно донести главную мысль, на которую нанизываются остальное. Например, из речи Дмитрия Быкова: «Чехов - самый мощный антидепрессант в русской литературе».

Гипербола. Сильный образ, который придает пафос речи. Часто используется для того, чтобы призвать к действию, заострить тему: «Завтра мы потеряем миллионы жизней из-за того, что сегодня топчемся на месте». Можно использовать ее и как шутку.

Градация. Постепенное сгущение красок, наращивание выразительности с каждой следующей фразой: «Когда у вас тоска, когда вам не хочется вообще смотреть на людей, когда вы не можете выйти на улицу».

Лексический повтор. Средство, которое закрепляет идею, создает якорь в сознании слушателя и задает «маршевый» ритм рассказа: «Цель всегда понятная, цель всегда простая, и цель всегда одна».

Риторический вопрос. Средство, которое помогает вступить в диалог со слушателем, даже если диалога нет. Другие варианты диалога - например, ответы на незаданные вопросы, реакции на невысказанные реплики («и вы будете правы», «знаю, не для всех это актуально»).

Хороший рассказ не терпит монотонности, и в этом он похож на хороший фильм, заключает Крис Андерсон. Мы видим, что на экране сменяются планы, музыка становится громче и тише, камера «окидывает взглядом» окрестности и погружается в жизнь героев. Попробуйте в качестве упражнения описать любимый фильм так, чтобы получился живой и атмосферный рассказ.

Сначала вам нужно поработать над эпистолярным жанром. Помочь в этом может ведение дневника, в который вы будете записывать все текущие события. Только проследите за тем, чтобы ваши заметки имели забавные подробности и интересные детали, а не представляли собой сухой перечень того, что вы делали в течение дня.

Ведение дневника поможет вам увидеть суть вещей и главное в событиях вашей жизни. Следите за логичностью повествования. Для этого вы должны четко видеть всю структуру каждой записи.

Чтение, безусловно, помогает развить речь, и письменную, и разговорную. Но не каждая книга подойдет для такого обучения. Остановите свой выбор на произведениях мировых классиков. Читайте медленно и вдумчиво.

Старайтесь отслеживать удачные формулировки и сравнения, а не только обращать внимание на развитие событий

От классической литературы вы должны взять умение чувствовать разные стили повествования и видение композиции, красоты письменного языка. После прочтения книги попробуйте написать отзыв, как сочинение в школе. Выразите свои чувства, которые вызвал у вас литературный труд, и отметьте наиболее примечательные места в произведении.

Расширяйте лексикон

Встречаясь с незнакомым словом, обязательно смотрите его значение в словаре. Мало того, возьмите за правило каждый день знакомиться с новым словом. Ведь чем богаче ваш словарный запас, тем больше возможностей стать интересным рассказчиком вы имеете.

Приобретите словарь поговорок и пословиц. Порой меткое и точное употребление афоризма, крылатой фразы или народной мудрости может добавить в ваше повествование живость и юмор.

Основы правильной красивой речи

  • Подробнее

Работайте с речью

Займитесь совершенствованием своей дикции, практикуйтесь с помощью различных скороговорок. Кроме того, вам нужно отработать комфортный для слушателей темп и тембр вашей речи.

Скорость рассказа должна быть средней. Если будете говорить слишком медленно, слушатели устанут или даже уснут. А начнете тараторить – часть истории может быть не услышанной.

Тембр, наиболее приятный для восприятия, – это не слишком громкий, низкий, грудной голос. Положите руку на грудь и почувствуйте вибрации во время разговора.

Овладейте искусством ораторов. Изучите секреты красноречия и правила завоевания внимания слушателей, а также его удержания.

Играйте

Отработайте актерские навыки. Как бы интересно вы ни рассказывали, если к истории добавить красноречивые жесты, богатую мимику, она станет еще лучше. Говорите разными голосами, если в вашем повествовании есть несколько героев с прямой речью. Наглядно показывайте, как именно и что сделал тот или иной персонаж вашего рассказа.

Как рассказывать истории так, чтобы слушатели не заскучали? Талант рассказчика был востребован во все времена, начиная с глубокой древности. Ошибаются те, кто полагает, что с этим умением люди рождаются. Приложив определенные усилия, любой человек способен развить навыки интересной речи. Что же для этого необходимо?

С чего начать

Как рассказывать истории, чтобы их с удовольствием слушали? Начать стоит с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не произведет впечатления на аудиторию, если человек, ее излагающий, проглатывает окончания слов, нечетко выговаривает звуки. Проблему решает регулярное выполнение упражнений, которые улучшают подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить на большой скорости скороговорки.

Словарный запас рассказчика играет столь же важную роль. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не ленясь уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, научиться структурировать свою речь помогает ведение дневника. В тетради можно фиксировать основные события дня, стараясь делать записи краткими, отражающими главное.

Упражнения

Как рассказывать истории, чтобы окружающие жадно внимали им? Для начала стоит сделать своим слушателем зеркало, ведя перед ним монологи, затрагивающие разнообразные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Желательно пользоваться при этом диктофоном, записывая произносимые монологи. Прослушав записи, легче понять минусы и плюсы своих рассказов.

Существует и другое упражнение, дающее великолепные результаты. Нужно выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, к примеру, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказывать об этом предмете мебели. В роли слушателя по-прежнему может выступать зеркало. Упражнение развивает фантазию, к тому же в процессе его выполнения рассказчик учится структурировать собственные истории.

Как рассказывать истории: правильное начало

Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало - залог успеха всего рассказа. Как рассказывать истории, способные заинтересовать слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно вводить аудиторию в суть рассказа, однако не затрагивать основную интригу.

Допустим, человек желает посвятить друзей в смешную историю, которая приключилась с ним во время отдыха. Ему не стоит начинать рассказ с предупреждения о том, что сейчас последует забавная история. Правильный вариант - безотлагательный переход к сути. К примеру, первое предложение может прозвучать так: «Как-то раз я врезался в яхту на гидроцикле». После этого слушателям обязательно захочется узнать подробности, которые рассказчик им изложит в основной части собственной истории.

Нарастание напряжения

Как рассказывать истории интересно, заставляя аудиторию ловить каждое слово? Слишком поспешный переход к кульминации - распространенная ошибка, которую допускают многие неопытные рассказчики. Небольшое введение только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину истории, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.

Затягивать с самой интересной частью рассказа также не рекомендуется. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Здесь пригодится умение структурировать историю, выделять самое главное и отбрасывать лишнее. О том, как его развить, написано выше.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать минут. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создание образов

Как рассказывать истории друзьям так, чтобы заслужить репутацию превосходного рассказчика? Рассказы, порождающие в сознании яркие образы, всегда пользуются большим успехом у аудитории. Нужно учиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. К примеру, в этом поможет добавление в свою историю описания местности, где она произошла. Однако не стоит делать его пространным, достаточно нескольких метких характеристик.

Исследования показали, что люди практически всегда отдают предпочтение рассказам, которые ведутся от первого лица. Приключилась ли история с рассказчиком или с кем-то из его знакомых, лучше всего сделать себя ее главным героем. В этом случае можно рассчитывать на сопереживание аудитории, от которого многое зависит.

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину - вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Уверенность - залог успеха

Слушатели моментально потеряют интерес к истории, какой бы необычной она ни была, если ее автор не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как запинки, блуждающий взгляд, излишне длинные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно сохранять зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком уверенности. Не стоит также резко обрывать историю, заметив, что окружающим она совершенно неинтересна. Лучше вместе посмеяться над этим, а затем уже перевести разговор на другую тему.

Избавиться от ненужного волнения поможет регулярная практика. Скажем, можно отрабатывать навыки рассказчика на близких родственниках или делиться короткими историями с незнакомцами - продавцами, попутчиками, соседями по очереди.

Иностранные языки

Как рассказывать истории на английском так, чтобы они неизменно имели успех у аудитории? Актуальны все вышеперечисленные рекомендации, помогающие сделать рассказ живым и интересным. Если же советы не работают, не исключено, что проблема заключается в такой «мелочи», как произношение рассказчика. Как и в случае с плохой дикцией, неправильное произношение может сделать историю слишком сложной для восприятия. Помочь справиться с проблемой могут аудиоуроки английского, просмотр фильмов без перевода, общение с носителями языка.

Безусловно, существуют мастера экспромта, которым, чтобы поведать что-то интересное, подготовка не нужна.

Они знают, как рассказывать истории интересно, чуть ли не с рождения. У них припасена байка или быль на каждую тему – остается только найти благодарного слушателя. Большинству же из нас, чтобы выдать на-гора что-то воистину занимательное, желательно заранее прорепетировать – подумать, как именно построить рассказ, и на чем сделать акцент.

Как говорил гуру остроумия Марк Твен: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь».

Чистая правда

Иногда, чтобы рассказ возымел больший эффект на аудиторию, появляется соблазн его немного приукрасить – сделать рыбу на 10 сантиметров больше, количество нападающих удвоить, количество воздыхателей, которые добивались руки и сердца, – утроить… Это не совсем верный путь.

Лгать и приукрашивать – конечно, если речь о реальной истории, а не байке – не рекомендуется даже в мелочах.

Потом легко самому запутаться и выставить себя на смех. Жизнь полна реальных историй, настолько необычных, что не придумал бы самый талантливый романист.

Суть и детали

В хорошем рассказе наиболее запоминаются две вещи: его мораль и небольшие, но важные детали. Думая, как научиться рассказывать интересно, важно помнить об этом:

Суть истории должна быть близкой публике, ее возрасту и интересам.

В течение рассказа важно упоминать удивительные мелочи, которые подчеркивают происходящее, стимулируют воображение, позволяют более полно представить картину. Скорее всего, слушатели не запомнят имена и даты – но в память врежется тот факт, что у дамы была родинка в форме сердечка на предплечье, а у начальника, перебравшегося шампанского и исполняющего танцы на барной стойке, – белье с Микки Маусом.

Только важно не переборщить – слишком отягощенный деталями рассказ утомляет. Они должны быть рассыпаны по истории ненавязчиво и уместно.

В хорошем рассказе желательно использовать яркие сравнения – они дают более красочную картинку происходящего.

Голос

Безусловно, это ключевой инструмент рассказчика. В нем важно все: громкость, умение расставлять акценты и делать многозначительные паузы, если они уместны. Развивать умение управлять голосом можно и нужно.

Мимика и жесты

Шутят, что если итальянцу или испанцы связать руки, они не смогут разговаривать.

Активность мимики и жестов при разговоре существенно варьируется у людей – это зависит от национальных традиций, темперамента и привычек.

  • Чтобы слушателям было любопытнее, важно уметь управлять не только голосом, но и невербальными проявлениями своего тела: выражением лица, движением рук и корпуса.
  • Если история длинная, нужно менять свое положение относительно слушателей. То стоять на месте (но не прикидываться статуей), то прохаживаться (но не мельтешить). Это помогает поддерживать уровень интереса.
  • Иногда в рассказе вполне уместны более активные движения, нежели осторожные мановения рук – например, если вам нужно показать, как вы мчались на лихом коне вдоль бескрайних полей.

Лучший способ учиться управлять мимикой и жестами – тренировать перед зеркалом и записывать себя на видеокамеру.

Эмоции

Хороший рассказ воздействует на эмоции. Продумывая историю, важно подбирать средства в соответствии с тем, что оратор планирует сделать: рассмешить людей, озадачить или заставить задуматься?