Как противостоять травле. Причины школьного моббинга

Моббинг - травля коллективом одного из сотрудников - явление весьма распространенное.

Дружба — явление позитивное и любой руководитель доволен, если сотрудники во вверенной ему организации находят общий язык. Но в любом рабочем коллективе может возникнуть и извращенная форма дружбы — когда большинство объединяется против одного из сотрудников. Раньше такие действия называли бойкотом или травлей, сейчас появился термин «моббинг». Распознать моббинг в коллективе нетрудно, ибо этот процесс имеет достаточно характерные черты:

— с объектом моббинга практически не общаются остальные члены коллектива;

— при появлении объекта, прекращаются все разговоры, люди многозначительно переглядываются и перемигиваются;

— с объектом моббинга подчеркнуто холодны и корректны, если общение неизбежно;

— за глаза объект моббинга активно дискредитируют, особенно в глазах руководства и влиятельных персон;

— если объект о чем-то просит окружающих, вероятность выполнения этой просьбы близка к нулю;

— объект моббинга часто подставляют под удар, а также пакостят по-мелкому, например, не сообщают о важных звонках или прячут важные документы.

— В коллективе меня не любят, потому что вместо того, чтобы распивать чаи по три часа, я предпочитаю работать, — рассказывает Саша. — Меня активно обсуждают за спиной, когда я вхожу в кабинет, замолкают, включают кондиционер, хотя я не выношу холода, и они это знают. Я упорно делаю вид, что меня это не касается, но последний случай просто «добил». На мой телефон начали звонить как в бордель. Сперва я решила, что ошибка, но потом переспросила номер, узнала, где было опубликовано объявление, не поленилась и нашла газету. Там и правда был мой телефон. Судя по подчеркнутому невниманию, с которым слушали мои переговоры мои заклятые коллеги, это их идея. Не знаю, конечно, что ими двигало, но, по-моему, действия достойны детсадовцев, а не специалистов с высшим образованием.

Моббинг часто возникает в кризисных ситуациях, например, перед сокращением или , когда существует риск потерять работу или быть пониженным в должности. Обычно моббинг возникает стихийно, но бывает и целенаправленным — когда руководитель дает понять, что человек — объект моббинга — неугоден и его надо «слить». Чаще всего моббинг возникает в женском коллективе или в организации, где женщин — большинство. Травля и обструкция — любимые женские забавы, ведь они не обходятся без сплетен и перемывания костей.

Кто чаще всего является объектом травли.

Объектом моббинга в коллективе становятся те, кого обобщенно можно назвать асоциалами — люди, отличающиеся от большинства. Даже в интеллигентном и высококультурном коллективе может появиться объект для моббинга, если его поведение идет вразрез с принятыми в коллективе правилами и нормами. Другое дело, что травить культурный коллектив вряд ли станет. Чаще всего объектами обструкции становятся следующие типажи:

Гордец. Есть такие персонажи — они считают себя выше всех окружающих, по интеллектуальным ли, по внешним ли, или по любым другим качествам. Они ведут себя так, будто бы говорят: вы все здесь плебеи, а я — голубая кровь. Во всяком случае, так кажется большинству. Нередко эти люди имеют все основания для заносчивости, но коллектив не готов признавать их заслуги и торопится «поправить корону» на голове гордецов.

Отступник. Эти люди категорически не готовы принимать нормы и традиции коллектива. Они не гоняют чаи по утрам и не устраивают «неформальные планерки» по корпоративной аське. Они не ходят на корпоративы и не участвуют в обсуждении начальника. Такого рода нон-конформизм мало кому нравится: своим неприятием существующих норм отступник подвергает их явному сомнению и презрению. Мало кто готов смириться с таким положением вещей.

Отличник . Очень часто объектом моббинга становится самый умный член коллектива, имеющий максимальное количество достижений и пользующийся расположением руководства. Очевидно, что остальные сотрудники начинают завидовать успешному коллеге, а те, кто не обладает достаточным умом, еще и строить против него козни. Кстати, порой такая тактика приносит плоды, моббинг лидера может закончиться провокацией, после которой человек утратит свои лидерские позиции.

— Моя история очень простая и невеселая, — рассказывает экономист Полина. — В нашем коллективе работало трое начальников среднего звена, одним из которых была я. Мы дружили и часто собирались вместе после работы. Не хочу хвастаться, но я всегда было объективно способнее и талантливее их. Это видел наш шеф, который как-то поручил мне работу над очень «вкусным» проектом. Это уже настроило моих коллег против меня. Но проект был не только привлекательным, но еще и очень трудным. На планерке я обратилась к коллегам с просьбой не дергать меня по мелочам и не отвлекать от главного. После этого мои «подруги» решили, что я «зазвездилась» и устроили мне реальную обструкцию. Они перестали со мной общаться, обсуждали меня со всеми, зачем-то вынесли на свет божий все подробности моей личной жизни и везде рассказывали, какая я выскочка. Я терпела и работала. Закончилось все диверсией: в итоговом варианте проекта оказались перепутаны цифры. В итоге проект провалился, доверие руководства я утратила, хотя уверена на 100% — в моем варианте все было верно. А влезть в мой компьютер, по большому счету, мог любой.

Фаворит. В коллективах терпеть не могут людей, которые пользуются особенным расположением начальства. Если шеф кого-то особенно выделяет, причем, без видимых причин, в коллективе может зародиться моббинг этого фаворита, особенно если покровительство приобретает формы покрывательства, которым фаворит откровенно пользуется.

Салага. Одним из самых распространенных видов моббинга в коллективе становится дедовщина. Приходит в организацию этакий молодой и ранний, знающий все больше всех и начинает противопоставлять . Нужно быть готовым к тому, что редкий коллектив не объединяется против выскочек, которые работают без году неделя, а уже стремятся показать себя умнее остальных.

Белая ворона . По большому счету, каждый объект травли — «белая ворона», которая не похожа на остальных. Но встречаются в коллективах и явные фрики, и к ним у коллектива часто возникают вопросы. Бывают чудаки безобидные, их чаще оберегают, а встречаются злостные. Они по разным причинам . Коллектив таких не терпит.

— В нашей редакции работал один товарищ, большой любитель кошек, — рассказывает Екатерина, журналист. — Увлечение, конечно, похвальное, у него в разное время жили до 15 животных. Нам казалось, что он и ест с ними из одной тарелки, а спит в кошачьем лотке. Пахло от него невыносимо. Что мы только ни делали: и просили, и требовали — бесполезно. В итоге просто отселили его в каптерку на лестнице и задышали полной грудью.

Правдоруб. Существует такая категория принципиальных сотрудников, которые существуют исключительно по установленным правилам. Они четко соблюдают , никогда не отклоняются от намеченного курса и не терпят таких отклонений у других. Если что-то делается вразрез с официальными нормами, правдоруб считает своей обязанностью сообщать об этом руководству — открыто и без обиняков. Само собой, такого работника не полюбят, ведь почти каждый хотя бы раз да нарушал установленные правила.

Стукач. Бывает, что вычеркивание человека из коллектива происходит и по более серьезным причинам. Например, он оказался , который «сливает» конфиденциальную (личную) информацию начальству. Или он откровенный вредитель, способный испортить любое хорошее начинание, причем злонамеренно.

Бездельник. Часто объектом моббинга становятся этакие наросты на теле коллектива, которые не занимаются ничем, кроме болтовни по телефону или просмотра роликов в интернете. Чаще всего, блатным, это сходит им с рук, но коллеги то видят, что им приходятся работать и за себя, и за того парня. Просто так терпеть эту ситуацию никто не захочет — рано или поздно обструкции такому персонажу не избежать.

Несмотря на то, что во многих случаях работник бывает сам виноват в негативном отношении коллектива, травля одного человека в коллективе — это практически всегда демонстрация несостоятельности этого самого коллектива перед одним человеком. Нередко «изгой» оказывается выше, культурнее и успешнее тех, кто его гнобит. Обычно такие вещи очевидны всем, кроме банды заговорщиков. Очень часто травлей занимаются бездельники, которые не имеют больше занятий — только посплетничать и повтыкать палки в колеса более успешному коллеге. Если же моббинг устраивают за дело, то это тоже не вариант. Решать проблему необходимо иным способом, предпочтительнее — с привлечением руководства. Разница в том, что если гнобят того, кто объективно выше и лучше, то делают это с удовольствием, а если того, кто реально наносит ущерб, то такой моббинг — вынужденный, и долго продолжаться не сможет. Коллективными усилиями проблему рано или поздно решат.

К сожалению, можно быть идеальным работником, белым и пушистым, но все равно оказаться под перекрестным огнем ненавидящих взглядов. Как вести себя в такой ситуации? Во-первых, не включаться в дискуссию и не оправдываться. Скорее всего, вас и упрекать никто не в чем не будет, вы сами будете ощущать чувство вины, получив более перспективное задание или одобрение от руководителя в присутствии коллектива. Не скатывайтесь на монологи типа «Я же не сам, это начальник так решил». Никого вы этим не убедите, лишь добавите масла в огонь и разовьете еще большее шушукание. Молчите, принимайте поощрения с достоинством и никак не комментируйте.

Во-вторых, работайте изо всех сил. Если вы оказались объектом интриг, то в профессиональной деятельности вы обязаны быть безупречным, иначе окажется, что дружба коллектива против вас все-таки имеет какие-то основания.

В-третьих, попробуйте изменить свое отношение к ситуации. Это непросто, но попробуйте воспользоваться техникой отрицания ценности. Вы не хотите со мной общаться? Да и не надо — это я не хочу с вами дружить. Надо стараться не обращать внимания на обстановку и воспринимать работу только как работу. Никаких неформальных связей, only business.

В-четвертых, если уж ситуация вовсе невыносима, надо найти источник травли и нейтрализовать его. Дело в том, что моббинг никогда не обходится без зачинщика, который ведет за собой толпу и технично подогревает в людях раздражение. Попробуйте решить вопрос с глазу на глаз, поговорить с ним, переубедить. Если в его лице вы обретете союзника, то с остальными он решит вопрос сам.

Наконец, если травля вызвана вашими реальными недостатками, начинайте с ними бороться. Прекращайте бегать и «барабанить» руководству, начните работать и тогда проблема устранится сама собой.

Моббинг представляет реальную опасность и для руководителя, который чаще всего остается в стороне от процесса и нередко даже не знает о нем. В коллективе, где занимаются травлей, отношения складываются нездоровые, коллективные бойкоты оборачиваются потерей прибыли для компании, созданием дурной репутации, рано или поздно моббинг может перейти в открытую войну или революцию. Ни один из вариантов для грамотного менеджера не допустим. Потому любой уважающий себя руководитель обязан пресекать процесс травли любыми доступными способами: силовым, административным, поощрительным. Чаще всего, именно вмешательство руководства помогает прекратить моббинг. Потому, если в вашей жизни настала такая малоприятная ситуация, не стесняйтесь обращаться к сильному. В вашем случае это будет не стукачество, а вынужденная мера самообороны.

Моббинг, буллинг, боссинг... Эти загадочные слова означают всего лишь различные варианты организованной одним или несколькими людьми травли на работе неугодного им сотрудника. Думаете, вам это не грозит? Ошибаетесь. Потенциальной жертвой может стать любая из нас, а счет пострадавших от офисного террора идет на миллионы во всем мире.

Заговор против жертвы

Алла не понаслышке знает, каково это, когда коллектив отвергает и не пускает в свои дружные ряды. Когда-то она трудилась в компании, где основной контингент работников составляли дамы намного старше ее. Но вместо материнской заботы девушка столкнулась с игнорированием и открытой неприязнью коллег. И хотя работа ей нравилась и у начальства претензий к ней не было, Алле пришлось уволиться спустя несколько месяцев после начала заговора против нее.

Это типичный пример моббинга (mob — толпа), или преследования группой лиц одного человека. Как правило, цель моббинга и других видов психологического прессинга — добиться, чтобы у жертвы сдали нервы, и она позорно сбежала с "поля брани".

Основное отличие целенаправленной травли от обычных конфликтов и натянутых отношений с кем-либо — в ее постоянности и длительности, от нескольких недель до нескольких лет. Есть и другие признаки, по которым можно предположить, что против вас развязали войну. Например, регулярная критика, зачастую слишком мелочная или не содержащая никакой конкретики; насмешки и оскорбления; угрозы и откровенная клевета. От вас скрывают важную информацию либо не предоставляют ее вовремя; загружают делами, которые не слишком относятся к вашей компетенции; не приглашают на совместные коллективные мероприятия... Но если вам предъявляют обоснованные претензии по поводу действительно низкого качества вашей работы, списать их на травлю не удастся.

У человека, подвергшегося психологическому террору, могут появиться и неполадки со здоровьем: расстройства сна, физическое истощение, постоянные мигрени, и различные заболевания. Падает самооценка, появляется неуверенность в своих силах. На проблемах со здоровьем преследователи также не преминут раскинуть еще одну козырную карту: "Зачем держать сотрудника, который все время находится на больничном?".

Пять причин моббинга

Наиболее распространенных причин моббинга и его вариантов несколько.

  1. Банальная зависть и страх, что вы перейдете кому-то дорогу, — поэтому успешные профессионалы довольно часто подвергаются остракизму.
  2. Иногда пусковым механизмом становится ссора между людьми , которая, достигнув своего пика, приводит к преследованию на рабочем месте.
  3. Еще один вариант — начальника и его подчиненного в свое время уже связывали отношения , выходящие за рамки служебных: например дружеские или любовные. Но затем они были прерваны. Однако обеим сторонам приходится работать вместе, и в некоторых случаях босс будет стремиться избавиться от человека, с которым его что-то объединяло.
  4. Чаще всего офисные войны провоцирует нездоровая атмосфера в компании — постоянная текучка кадров, жесткая система штрафов и контроля, недоверие друг к другу. В таком коллективе присутствует скрываемое до поры до времени напряжение, которое рано или поздно потребует разрядки. И тогда "козлом отпущения" может стать любой.
  5. Большую роль в том, имеется ли в организации тенденция к "охоте на ведьм", играет личность руководителя . Есть начальники, обожающие манипулировать людьми и сталкивать их лбами. Коллективная травля сотрудника происходит с их молчаливого одобрения, а то и с их подачи, когда чужими руками они хотят избавиться от неугодного человека. Иногда руководители недооценивают степень серьезности сложившейся ситуации, терпимо относятся к подобным выходкам подчиненных и не предпринимают никаких мер по отношению к зачинщикам травли, оставляя у тех чувство безнаказанности. А ведь начальник как никто другой несет ответственность за положительный психологический климат в коллективе и урегулирование производственных конфликтов.

Дарья Стасевич, психолог

В некоторых компаниях принята "дедовщина" новичков, это своеобразная традиция вхождения в коллектив. Когда вы пройдете этот этап, то все, скорее всего, образуется. На причины прессинга по отношению к себе можно посмотреть и с другой стороны. Возможно, подобные ситуации уже встречались в вашей жизни. Тогда необходимо разобраться, что в вашем поведении может провоцировать других на такое отношение. Например, вы привыкли играть роль жертвы и не умеете за себя постоять. Или слишком сильно отличаетесь от коллег — поведением, внешним видом, — и они вас не понимают и не принимают. Среди других причин — вы по незнанию или намеренно игнорируете устоявшиеся "правила игры" и не разделяете ценности группы; вы пришли в компанию по блату; на ваше место хотят посадить "своего" человека.

Буллинг: один на один

Когда начальник Майи, работавшей помощником судьи, попал на целый год в больницу в связи с тяжелой болезнью, его сотрудники были временно переведены на другой участок. Там женщине пришлось столкнуться с неадекватным поведением одной из коллег. "Она работала помощником моего нового руководителя и почему-то сразу меня невзлюбила, пакостила со страшной силой. То слухи за моей спиной распустит, что якобы я получила работу через постель. То умолчит о важной просьбе шефа, а сама нагло ему врала, что все мне передала", — делится Майя.

Это еще один вариант психологического террора — буллинг (bully — хулиган), или преследование одним человеком другого, обычно равного по статусу. Считается, что особенностью буллеров является постоянная жажда "свежей крови". Часто после того, как жертва, не выдержав издевательств, увольняется, нападающий принимается за следующего "барашка".

Как наладить отношения?

Если чувствуете, что против вас проводится целенаправленная масштабная акция, вы можете выбрать несколько стратегий борьбы . Главное — осознать, ради чего вы готовы сражаться.

Попробуйте дать решительный отпор агрессорам. Еще вариант — игнорировать нападки с расчетом на то, что рано или поздно от вас отстанут. Помогает и такой прием, как "внешнее согласие": "Возможно, вы правы, я подумаю над этим". Иногда это производит эффект неожиданности: от вас ожидали вспышки гнева или жалких оправданий, а теперь у вас появляется шанс взять ситуацию под контроль.

Обратитесь за помощью к боссу. По большому счету, моббинг или буллинг возможно прекратить, если он предпримет соответствующие меры. В противном случае дальнейшая борьба за свои права может обернуться сражением с ветряными мельницами.

Вы также в состоянии предпринять определенные шаги для того, чтобы предупредить возможное негативное отношение к себе . При найме на работу узнайте, какова корпоративная культура и ценности компании, принята ли взаимопомощь, уважение друг к другу и т.д. Источники подобной информации — собеседования с менеджером по персоналу и будущим руководителем. Если вы нанимаетесь в фирму, чьей продукцией вам приходилось пользоваться, обратите внимание на то, как в магазинах этой организации относятся к клиентам. Ведь зачастую это является отражением стиля взаимоотношений внутри компании. Во время испытательного срока также можно узнать немало интересного. Например, о том, есть ли прессинг кого-либо из сотрудников. Если такое явление существует, сделайте соответствующие выводы.

Карина Хутаева, директор международного образовательного центра

Если вы встречаетесь с травлей на работе, держитесь спокойно и не опускайтесь до уровня преследователей. Не кричите и не запугивайте в ответ. Часто "нападающие" специально вас провоцируют, ожидая ответной агрессии, поскольку это предоставит им шанс ответить вам еще более сильной провокацией. Не рекомендуется плакать или показывать свою слабость, этого от вас ждут в первую очередь. Продолжайте качественно работать, ведь "доброжелатели" надеются увидеть вас сломленным, а когда вы раз за разом добиваетесь успеха, это воспринимается ими как поражение. Обязательно показывайте результаты своей работы начальству, чтобы обезопасить себя от злостных наветов о вашем непрофессионализме. И не позволяйте изолировать вас от лояльных коллег, поддерживайте с ними деловые и дружеские связи.

Наталья Веригина, бизнес-тренер

Жертвами буллинга или моббинга нередко становятся люди с заниженной самооценкой, поэтому важно работать над ее повышением. В этом поможет обращение к психологу, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства. Часто преследованию подвергаются , держащиеся особняком от коллектива. Учитесь строить отношения с людьми — это позволит проще устанавливать контакт с коллегами и сформировать "армию союзников". Ими могут стать сотрудники не только из своего, но и из смежных отделов, а еще весомее — непосредственный руководитель. Учитесь отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех сторон и принятые в компании "ритуалы", чтобы спорные ситуации не перерастали в жесткий конфликт. Не создавайте себе врагов своими же руками.

Боссинг: начальник — против

Противостояние Нины и ее начальницы тянется давно, и первопричину уже никто не вспомнит. Руководитель создает на работе невыносимую обстановку для своей сотрудницы. Ставит перед ней нереальные сроки выполнения задач, требует строгого соблюдения трудовой дисциплины, причем остальным даются значительные поблажки. Нина находится в постоянном стрессе, и от увольнения ее пока останавливает только еще больший страх остаться безработной.

В этом случае речь идет о боссинге (boss — шеф, босс), травле руководителем своего подчиненного. Фактически это тот же буллинг, но не горизонтальный, а вертикальный. Обычно он применяется тогда, когда для законного увольнения человека у босса не хватает весомых аргументов.

Как правило, на помощь коллег надежды у жертвы мало, ведь те отнюдь не горят желанием тоже попасть под карающий меч. Порой отношение шефа к кому-либо воспринимается подчиненными как наглядное указание к действию, в такой ситуации человек находится под перекрестным огнем травли буквально со всех сторон.

На вас могут давить, принуждая срочно написать заявление на увольнение по собственному желанию. Не принимайте никаких решений в спешке, вы имеете полное право взять паузу на раздумье. Если вы согласны уволиться с работы, попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон. Это предполагает, что обе стороны готовы на уступки друг другу. Вы уходите, а работодатель, если с ним удастся договориться, выплачивает выходное пособие в определенном размере. Ведь увольнение по собственной инициативе предполагает только компенсацию за неиспользованный отпуск.

Специалисты рекомендуют в любом случае увольняться из такой компании, где допускается безнаказанный террор людей, и чем раньше, тем лучше. Иначе последствия для вашего здоровья и психологического состояния могут стать необратимыми.

Дарья Стасевич, психолог

Если шеф решил вас уволить, вам придется очень нелегко. Но ваш уход — не единственный вариант развития событий, хотя и очень вероятный. Можно попробовать перевестись в другой отдел этой же компании либо в другой филиал или даже регион, если есть такая возможность. Можно обратиться за помощью к вышестоящему начальству или в суд. Также есть городская и районные трудовые инспекции. Важно предоставить документальные свидетельства нарушения ваших прав — подойдут диктофонные записи разговоров с начальством, различная переписка, трудовой договор и т.д.

Офисный моббинг одинаково распространён как в российских, так и в зарубежных компаниях. При этом инициаторами корпоративного раздора становятся и руководители, и подчинённые. Чаще всего агрессор (или агрессоры) пытается самоутвердиться за счёт слабой стороны или же ликвидировать соперника, мешающего карьерному росту.

Надежда Сафьян

гештальт-психолог, HR-консультант и бизнес-тренер

Инициаторы моббинга — люди властные, стремящиеся влиять на окружающих. Нападающие отстаивают свою территорию, статус, ресурсы и значимость.

Офисный моббинг представляет собой повторяющиеся или регулярные конфликты внутри организации, имеющие деструктивный характер, влияющие на трудовые отношения. Варианты офисного моббинга могут быть очень разными: явный или скрытый, сознательный или неосознанный, масштабный или локальный, управляемый или неуправляемый, вертикальный (от руководителя) или горизонтальный.

Алексей Горбунов

генеральный директор консалтинговой компании SQ-Team

Моббинг существует в любом коллективе, начиная с детского сада. Но степень агрессии и давления - всегда разные. Любые кризисные ситуации в компании или нерешённые, тлеющие конфликты провоцируют травлю. Если руководство компании неравнодушно к психологическому климату в коллективе и само не поощряет распространение слухов, непроверенной информации и не использует манипулятивные инструменты в управлении, то моббинг носит инцидентный или временный характер.

Моббинг бывает стихийным или управляемым. Стихийный вариант в подавляющем большинстве случаев - «заслуга» страдающей стороны, которая не может справиться с ситуацией.

Управляемый моббинг нередко используется как инструмент давления на «неугодных» сотрудников, которых хотят уволить.

Марина Кондратенко

HR-директор РДТЕХ

Моббинг «цветёт» в условиях жёсткой нехватки ресурсов: финансовых, человеческих или временных.

Офисная война - один из способов насильственного, неконструктивного перераспределения ресурса. Соответственно, если компания находится в ресурсном дефиците, скрытый или явный моббинг сотрудников там обязательно будет.

Проявления офисной травли многогранны: бойкот, словесные унижения, критика, угрозы, сплетни, клевета. Любой из этих методов воздействия негативно сказывается на работе не только жертвы, но и всего коллектива.

Последствия офисного моббинга

Поведение жертвы моббинга во многом предопределяет дальнейшее развитие событий. Если сотрудник может дать отпор, то травля сама собой сходит на нет. Если человек, на которого нападают, эмоционально слаб, раним и ведом, то ярлык «груши для битья» закрепляется за ним автоматически.

Что ждёт жертву моббинга:

  • Работа в постоянном стрессе, что может привести к ухудшению здоровья, увеличению тревожности.
  • Низкая мотивация достижения успеха.
  • Снижение затрачиваемых усилий в рабочем процессе.
  • Минимальный уровень вовлеченности в дела компании.

По словам Надежды Сафьян, от жертвы моббинга не стоит ждать инициативы и максимальной продуктивности на производстве. Практически всю свою энергию такой сотрудник тратит на защиту себя от коллег и на эмоциональное восстановление.

Моббинг для коллектива - это:

  • Напряжённый социально-психологический климат.
  • Нарушение коммуникации между сотрудниками.
  • Излишняя зацикленность на отношениях между сотрудниками, а не на рабочем процессе.

Последствия корпоративных войн для компании также разрушительны. Это и нарушение бизнес-процессов, и текучка кадров, и снижение производственных оборотов.

Как прекратить офисный моббинг

Бороться с моббингом можно несколькими способами. Одни психологи советуют ни в ком случае не жаловаться на обидчиков руководителям, так как большинство из них не любит проявлений слабости. Другие считают, что к начальству нужно обращаться, если причина конфликта - производственный вопрос, решение которого повлияет на судьбу компании.

В 90% случаев моббинг заканчивается переключением на более слабого (после испытательного срока и «притирки») или уходом из компании, - такой позиции придерживается гендиректор директор консалтинговой компании SQ-Team Алексей Горбунов.

Светлана Иншакова

директор HR-департамента Delivery Club

Самое страшное, что может произойти в компании - это коллективные саботажи. В этом случае важно устранить источник конфликта - сотрудника-провокатора.

Жалоба начальству на коллег, провоцирующих конфликт, будет весьма рациональным поступком, ведь искоренение источника проблемы поможет вернуть общую работу в обычное русло. Для компании стараются воспитывать корпоративный дух у сотрудников, устраивая различные тимбилдинги и мероприятия для совместного досуга. В некоторых крупных компаниях числятся штатные психологи, помогающие работникам решить должностные и даже личные проблемы.

Гештальт-психолог Надежда Сафьян считает, что во многих случаях начальство занимает безучастную позицию, предпочитая не вмешиваться в споры между сотрудниками. В этом случае задача жертвы моббинга - уметь постоять за себя.

Как вести себя сотруднику, если он стал

  1. Первым делом следует понаблюдать за происходящим и объективно оценить ситуацию.
  2. Попытаться выяснить причины негативного к себе отношения.
  3. Понять, не допустил ли он оплошности, которая привела к конфликтной ситуации.
  4. Можно сдружиться с влиятельными людьми в компании: секретарём или человеком, который очень долго работает в организации.
  5. Если в компании есть психолог или HR, обратиться к нему за консультацией.

От офисного моббинга не застрахован ни один сотрудник. Чаще всего жертва корпоративной войны способна самостоятельно защитить свои интересы. Если же ситуация зашла в тупик, а родной офис стал похож на поле боевых действий, стоит задуматься о смене работы.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Специалисты по кадровому менеджменту называют это явление моббингом, иначе говоря - групповой травлей. Чаще всего моббинг возникает среди подростков и в женских коллективах.

О том, как решить эту проблему, рассказывает медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва .

Сто причин для негатива

Ольга Жукова, «ЛекОбоз»: Светлана Валерьевна, ситуация, когда рабочий коллектив по каким-то причинам невзлюбил одного из сотрудников, встречается довольно часто. Это негативно отражается не только на психологическом климате в коллективе, но и на качестве работы. Но больше всего страдает тот человек, на кого направлена нелюбовь коллег. Что может сделать такой сотрудник для исправления ситуации?

Светлана Королёва: Прежде всего нужно понять причину такого негатива. Причины негативного отношения со стороны коллег могут быть внешние и внутренние. Внешние причины обычно бывают понятны и известны: чаще всего это конкретный рабочий конфликт, о котором знают все сотрудники. В этом случае моббинг заканчивается, как только конфликтная ситуация будет полностью урегулирована.

Но чаще всего негативное отношение коллег бывает вызвано внутренними причинами, которые выявить довольно сложно. Это могут быть какие-то барьеры в общении, которые люди сознательно или бессознательно возводят вокруг себя и тем самым противопоставляют себя окружающим. Иногда в их создании виноват сам этот человек, а иногда эти барьеры создаёт вокруг него коллектив.

- Как возникают такие барьеры?

Если человека по какой-либо причине невзлюбили в коллективе, то проблема всегда кроется в нём самом. Чаще всего это банальное неумение общаться с другими людьми, но может быть и так, что человек по каким-то собственным внутренним причинам не принимает традиции коллектива или даже отторгает их. Многие современные люди закрыты для общения: их волнуют только собственные проблемы, поэтому на интересы коллектива они не обращают никакого внимания. В большинстве случаев это провоцирует агрессию, потому что поведение такого человека при общении с окружающими воспринимается как угроза. Например, на простой вопрос: «Вы сейчас свободны?» - он агрессивно отвечает: «И что из этого?» Со стороны самого человека такой резкий ответ всего лишь защитная реакция, а окружающие воспринимают это как барьер для нормального общения.

Бег с препятствиями

- Это единственный случай, когда человек сам создаёт вокруг себя проблемы в общении?

Конечно, нет. Если человек закрыт для общения, то вокруг него очень часто возникают и другие барьеры. В психологии их называют барьерами дистанции: «вверх - вниз» или «дальше - ближе». Если вы сознательно или бессознательно выстраиваете вокруг себя такие барьеры, это непременно вызовет негативное отношение со стороны окружающих. Давайте рассмотрим каждый вариант отдельно.

Барьер «вверх» - это всегда директивная позиция. Слишком самоуверенный человек, который ставит себя выше других, слышит только то, что совпадает с его собственным мнением, и не считается с мнением окружающих, всегда воспринимается окружающими негативно: они видят в нём высокомерного человека, который никого не замечает вокруг себя. Если интересы коллектива не совпадают с личными ценностями такого человека, то добиться взаимопонимания с ним практически невозможно.

Барьер «вниз» - это позиция «маленького» человека, который старается спрятать своё «я» и не привлекать к себе внимания окружающих. В этом случае человек становится «серой мышкой»: коллеги зачастую просто не замечают его присутствия и относятся к нему «никак».

Барьер «дальше» - это отдаление от сослуживцев на максимальное расстояние. Если человек концентрируется исключительно на самом себе и не видит ничего дальше собственного носа, если он не участвует в жизни рабочего коллектива, если его не волнуют те проблемы, успехи или организационные вопросы, которые касаются всех, то возникает «длинная дистанция». Такой человек избегает прямых взглядов и рукопожатий, дистанцируется от общих интересов коллектива и тем самым становится недосягаем для коллег.

Барьер «ближе» - другая крайность. В этом случае человек пренебрегает деловыми отношениями или просто забывает о том, что нельзя путать деловые отношения с личными, поэтому он позволяет себе резко сократить ту дистанцию, которая существует между коллегами. Такой сотрудник при общении быстро переходит на «ты» и резко, без приглашения вторгается в личное пространство сослуживцев. Подобное поведение никому не нравится, и это создаёт барьеры в общении.

Все эти барьеры отдаляют человека от коллег и служат причиной их неприязни, а иногда и моббинга.

- Как же нужно себя вести, чтобы не возникало таких ситуаций?

Есть золотое правило общения: уйти от собственного «я» и научиться слушать, слышать и понимать собеседника. Для этого нужно развивать свои коммуникативные навыки и не допускать ошибок при общении с коллективом. Основной ошибкой является то, что многие люди смешивают личные отношения с рабочими. Необходимо помнить: приходя на работу, мы выполняем определённые роли, которые нельзя проектировать на собственное «я». В рабочем коллективе существуют только деловые отношения, поэтому общение с коллегами должно быть исключительно деловым. Другими словами, если вас критикуют за ненадлежащее выполнение вами рабочих обязанностей, то относиться к такой критике нужно конструктивно и без личной обиды, так как она не имеет ничего общего с персональным отношением к вам как человеку.

Если коллектив против

- Какие опасности в общении могут поджидать новичка со стороны коллектива?

Чаще всего такие барьеры возникают в тех случаях, когда коллектив не готов принять новичка. Причины для этого могут быть разные: например, если нового сотрудника назначили на должность, занять которую надеялись другие работники этой организации, или когда новый сотрудник пришёл на место уволенного всеобщего любимчика. Если на новом месте работы вы чувствуете негатив со стороны коллектива и не можете понять его причину, попытайтесь прояснить этот вопрос у руководства или у самих работников. Если такие опасения подтвердятся, нужно открыто обсудить проблему с новыми коллегами. Но разговаривать с ними нужно спокойно, без вызова или агрессии.

У нового сотрудника могут быть и другие причины для неприязни со стороны коллектива. Часто бывает так, что в сложившемся коллективе есть свой неформальный лидер, который может почувствовать в новом сотруднике угрозу своему авторитету и начнёт настраивать остальных сотрудников против новичка. В этой ситуации новичку предстоит пройти определённую проверку: некоторое время придётся терпеть немилость со стороны новых коллег и завоёвывать их благосклонность. При смене места работы вхождение в новый коллектив - очень важный психологический этап. Он определяет для новичка его будущие отношения в этом коллективе, и, если завоевать доброе отношение со стороны новых коллег не получится, не исключено, что придётся «сложить оружие» и уйти. Необходимо помнить, что неформальный лидер есть в любом рабочем коллективе и с ним нужно считаться, поэтому, оказавшись в новом рабочем коллективе, постарайтесь определить, кто является неформальным лидером, и установить с ним хорошие отношения.

Вызвать неприязнь коллег могут также некоторые привычки. У окружающих может возникать раздражение, если кто-то слишком громко говорит по телефону или обсуждает по телефону свои личные дела, если кто-то громко смеётся, постоянно жуёт жвачку или часто поправляет на рабочем месте косметику или маникюр. Если вам нужно поговорить по телефону по личным вопросам, выходите в коридор или ещё куда-нибудь, где вас не будет слышно. Неприязнь со стороны коллег может также вызвать резкий запах духов или слишком интенсивный запах лосьона после бритья, поэтому постарайтесь с этим не переборщить.

Невзлюбить сотрудника могут также из чувства зависти: если человек ездит на дорогом автомобиле, одевается лучше других (особенно если это женщина) или чем-либо хвастается (например, своими путешествиями в разные страны), то такое поведение тоже может вызвать неприязнь коллег. Откровенных карьеристов и подхалимов тоже не любят, поэтому в стремлении продвинуться по карьерной лестнице важно не переусердствовать.

- Могут ли вызвать неприязнь у коллег различия в возрасте?

Возрастной фактор на любовь или нелюбовь со стороны коллег влияет гораздо меньше, чем перечисленные выше факторы. Если «старичок» молод душой и не противопоставляет себя коллективу, то всё будет хорошо.

- Что может сделать руководство, чтобы не допустить моббинга?

Если в рабочем коллективе вдруг кого-то невзлюбили, то руководитель должен взять этого сотрудника под свою защиту. Это покажет остальным, что руководство не допустит негативного отношения ни к одному из членов рабочего коллектива. При этом самому сотруднику не стоит добиваться защиты руководства, иначе можно прослыть подхалимом и ябедой.

Причины и последствия травли на работе – советы жертве моббинга, как бороться и противостоять

Свой «козел отпущения» есть в любом коллективе и обществе. Обычно им становится человек, просто не похожий на других. И не всегда коллективу требуется особый повод для издевательств – чаще всего моббинг (а именно так и называется травля, террор в коллективе) возникает стихийно и без веских причин.

Откуда «растут ноги» моббинга, и можно ли от него защититься?

Причины моббинга – с чего начинается травля на работе и почему именно Вы стали жертвой моббинга?

Само понятие появилось у нас недавно, хотя история явления исчисляется сотнями веков. Если говорить кратко, моббинг – это травля коллективом одного человека . Как правило, на работе.

В чем кроются причины явления?

  • Не такой, как все.
    Едва в коллективе появляется «белая ворона», такого человека «без суда и следствия» признают чужаком и с криком «ату его» приступают к травле. Происходит это автоматически, бессознательно. А вдруг эта «белая ворона» — «засланный казачок»? На всякий случай, затерроризируем его. Чтобы знал. Эта ситуация обычно возникает в том коллективе, который представляет собой «застоявшееся болото» — то есть, группу людей с уже сложившимся климатом, стилем общения и пр. В новых коллективах, где все сотрудники начинают с нуля, моббинг – явление редкое.
  • Внутреннее напряжение в коллективе.
    Если психологический климат в коллективе тяжелый (неграмотно организованная работа, босс-диктатор, сплетни вместо обеда и пр.), то рано или поздно «плотину» прорвет, и недовольство сотрудников выплеснется на первого, кто попадется под руку. То есть, на самого слабого. Либо на того, кто в момент выплеска коллективных эмоций случайно спровоцирует сотрудников на агрессию.
  • Безделье.
    Есть и такие коллективы, как это ни грустно. Не загруженные работой сотрудники маются от безделья, сосредоточенные не на выполнении какой-либо задачи, а на том, чтобы убить время. И любой трудоголик рискует в таком коллективе попасть под раздачу. Мол, «а тебе что — больше всех надо? Не иначе, как перед боссом стелешься, иуда?». Такая ситуация возникает, как правило, в тех коллективах, где невозможно взлететь по карьерной лестнице, если ты не ходишь у шефа в любимчиках. И даже если человек действительно ответственно выполняет свои обязанности (а не рисуется перед начальством), то травить его начинают еще до того, как босс его заметит.
  • Травля «сверху».
    Если боссу не нравится сотрудник, то большая часть коллектива настраивается на волну руководства, поддерживая прессинг бедняги. Еще сложнее ситуация, когда неугодную сотрудницу терроризируют из-за ее близких отношений с боссом. Читайте также:
  • Зависть.
    Например, к быстро развивающейся карьере сотрудника, к его личностным качествам, финансовому благополучию, счастью в семейной жизни, внешности и пр.
  • Самоутверждение.
    Не только в детских, но и, увы, во взрослых коллективах многие предпочитают самоутверждаться (психологически) за счет более слабых сотрудников.
  • Комплекс жертвы.
    Есть люди с определенными психологическими проблемами, которые просто не способны «держать удар». Причины «самоуничижения» — заниженная самооценка, демонстрация своей беспомощности и слабости, трусость и пр. Такой сотрудник сам «провоцирует» своих коллег на моббинг.

Помимо основных причин моббинга, есть и прочие (организационные). Если внутренняя атмосфера компании располагает к возникновению коллективного террора (некомпетентность босса, отсутствие обратной связи с начальством или субординации, попустительство относительно интриг и пр.) – рано или поздно кто-нибудь попадет под каток моббинга.

Виды моббинга – последствия травли в рабочем коллективе

Известно немало видов моббинга, мы выделим основные, самые «популярные»:

  • Горизонтальный моббинг.
    Данный вид террора представляет собой притеснения одного сотрудника его коллегами.
  • Вертикальный моббинг (боссинг).
    Психологический террор со стороны руководителя.
  • Латентный моббинг.
    Скрытая форма давления на сотрудника, когда различными действиями (изоляция, бойкот, игнорирование, палки в колеса и пр.) ему указывают, что он – нежеланный в коллективе человек.
  • Вертикальный латентный моббинг.
    В этом случае босс демонстративно не замечает сотрудника, игнорирует все его инициативы, дает самую сложную или безнадежную работу, блокирует продвижение по карьерной лестнице и пр.
  • Открытый моббинг.
    Крайняя степень террора, когда в ход идут не только насмешки, но и оскорбления, унижения, откровенные издевательства и даже порча имущества.

Каковы последствия моббинга для самой жертвы террора?

  • Быстрое развитие психологической нестабильности (уязвимость, неуверенность, беспомощность).
  • Появление фобий.
  • Падение самооценки.
  • Стрессы, депрессии, обострение хронических заболеваний.
  • Потеря концентрации внимания и снижение работоспособности.
  • Немотивированная агрессия.

Как бороться с моббингом – советы специалистов, что делать и как противостоять травле на работе

Бороться с террором на работе можно и нужно! Как?

  • Если вам «посчастливилось» стать жертвой моббинга, для начала разберитесь в ситуации . Проведите анализ и выясните – почему это происходит. Уволиться, конечно, можно, но если не понять причин травли, вы рискуете снова и снова менять место работы.
  • Вас хотят выдавить из коллектива? Ждут, когда вы сдадитесь и уволитесь? Не сдавайтесь. Докажите, что вы – то самое исключение из правил, сотрудник, которого нельзя заменить. Все выпады и колкости игнорируйте, держитесь уверенно и вежливо, делайте свое дело, не опускаясь до ответных шпилек или оскорблений.
  • Не допускайте профессиональных ошибок и будьте начеку – внимательно анализируйте каждую ситуацию, чтобы вовремя заметить «подложенную свинью».
  • Не отпускайте ситуацию на самотек. Одно дело – игнорировать насмешки, другое – молчать, когда об вас откровенно вытирают ноги. Ваша слабость и «терпимость» не разжалобит террористов, а еще более настроит против вас. Истерить тоже не следует. Лучшая позиция – по-русски, с честью, достоинством и максимально вежливо.
  • Выведите на разговор главного зачинщика травли («кукловода»). Иногда разговор по душам быстро возвращает ситуацию в нормальное русло.

Диалог – всегда разумнее и продуктивнее любого другого способа решения конфликта

  • Носите с собой диктофон или видеокамеру. Если ситуация выходит из-под контроля, у вас хотя бы будут доказательства (например, для предъявления их в суде или начальству).
  • Не будьте наивными и не верьте фразе «жертва моббинга обычно не виновата». Виноваты всегда обе стороны, априори. Да, спровоцирована ситуация не вами, а коллективом (или боссом), но почему? Впадать в панику, заламывать руки и заниматься самоедством не стоит, но анализ причин такого к вам отношения будет очень полезен. Вполне может оказаться, что моббинг на самом деле просто является коллективным неприятием вашей высокомерности, заносчивости, карьеризма и пр. В любом случае инфантильная позиция «страуса» не решит проблему моббинга. Учитесь меньше говорить и больше слышать и видеть – мудрый и наблюдательный человек жертвой моббинга никогда не станет.
  • Если же вы – человек умный, с наблюдательностью у вас все в порядке, заносчивостью и высокомерностью не страдаете, а терроризируют вас за вашу индивидуальность, то учитесь ее отстаивать . То есть, просто игнорировать чужое неприятие вашей позиции (внешности, стиля и пр.). Рано или поздно все устанут вас цеплять и успокоятся. Правда, это работает только в случае, если ваша индивидуальность не мешает работе.
  • Если травля только-только начинается, дайте жесткий отпор. Если вы сразу продемонстрируете, что с вами данный номер не пройдет, то, скорее всего, террористы отступят.
  • Моббинг – сродни психологическому вампиризму. И вампиры, терроризируя жертву, безусловно жаждут «крови» — ответной реакции. И если ни агрессии, ни истерики, ни даже раздражения от вас не исходит, то и интерес к вам быстро остынет. Главное – не сорваться. Запаситесь терпением.

Увольнение — путь человека, который машет белым флагом. То есть, полное поражение. Но если вы чувствуете, что террор на работе постепенно превращает вас в нервного человека с темными кругами под глазами, которому по ночам снится автомат Калашникова в руках, то, возможно, отдых вам действительно пойдет на пользу . Хотя бы для того, чтобы подлечить стресс, пересмотреть свое поведение, разобраться в ситуации и, усвоив уроки, найти более душевный коллектив.