Как пройти аттестацию, если ваш ребенок не ходит в школу. Новый директор московской школы

В блоге «Учим дома» Дарья Лаговская рассказывает о всех этапах эксперимента по семейному образованию 7-летнего сына Мити.

В октябре я рассказывала, как узаконить свои отношения со средней школой и какие права имеют родители и дети, выбравшие семейное образование. Тогда мы оформили Митю в дистанционную школу ЦОДИВ из Санкт-Петербурга, где есть доступ к электронным урокам, а аттестации (кроме 9 и 11 классов) проходят в форме тестов.

В начале мая 2017 года мы решили, что наш сын уже готов сдать работы за первый класс и дали ему задания. По программе 1 класса Митя должен был сдать восемь предметов, я рассчитывала растянуть их на несколько дней, но сын сделал все за один день! На выполнение каждого предмета у Мити ушло от 20 до 40 минут.

Не думаю, что такой успех характеризует моего ребенка как мальчика с выдающимися способностями. Тесты, на мой взгляд, были легкие, как и сама программа первого класса достаточно простая.

Во время прохождения тестов я не помогала сыну с ответами на вопросы. Он сам читал задания и ставил галочки в ответах. Митя допустил по одной ошибке в тестах по русскому языку, литературе и музыке. Также в процессе аттестации выяснилось, что Митя не прочитал рассказ про утенка, по которому были вопросы в одном из тестов, но быстро сориентировался, что его можно найти в интернете. Очень странными нам показались вопросы по труду. Например, фото кусочка пластилина и вопрос «Как называется этот прием работы» (Ответ - «прищипнуть»). Зачем ребенку такие знания и правда ли это объясняют им в школе? Митя угадал правильный ответ интуитивно.

Такой формат аттестации очень нас устроил, все прошло спокойно, без стресса. Не надо было ходить в школу и писать задания под присмотром учителей. Сейчас школа все оформит и нам пришлют справку с итогами аттестации, а также внесут их в личное дело ученика. Так что на следующий год мы тоже будем аттестовываться в ЦОДИВе.

По опыту других родителей я знаю, что многие «семейники» прикрепляются к школам «Наши пенаты» и «Международная школа завтрашнего дня». В них тоже щадящие условия сдачи работ, но все же для первоклассников они уже письменные. Рассказывает мама первоклассника Екатерина Заостровцева:

  • Федор учится заочно в московской школе «Наши пенаты». В конце апреля мы получили по электронной почте итоговые контрольные работы, распечатали, ребенок выполнил задания и мы сдали работы в школу на проверку. По физкультуре достаточно предоставить справку из секции, по предметам ИЗО и технология - рисунок и фотографию поделки. Самым сложным для нас оказалось красиво оформить работы, это то, чему мы в течение года уделяли совсем мало времени. Мне кажется, навык красивого оформления письменной работы человеку в современном мире не нужен, сейчас все автоматически оформляет компьютер. Но для школы это важно, и учительница не должна тратить время на то, чтобы догадаться, что же имел ввиду ребенок. Поэтому первую работу сын переписывал трижды - ради красоты и отсутствия помарок. Еще одна сложность - очень мудреный тест по музыке (ваш первоклассник знает, например, героя какой оперы зовут Папагено?). Если бы сын не имел возможности писать этот тест дома, и писал бы в незнакомой обстановке в классе - завалил бы именно музыку. Зато у нас с сыном было время разобраться и погуглить правильные ответы, послушать оперы и музыкальные произведения, которые наверняка очники слушали в течение года. В остальном все темы контрольных соответствовали ФГОС, и были вполне посильными для первоклассника.

Пройти аттестацию можно в любой школе по месту жительства или которая нравится. Но будьте готовы, что не любая администрация лояльно относится к семейному образованию. Кристина Сандалова, мама Гриши, закончившего 4 класс:

  • По моему опыту могу сказать, что, конечно, прохождение аттестации очень сильно зависит от требований школы. Первые два года мой сын был прикреплен к обычной столичной школе с лояльным директором, и процесс аттестации проходил очень легко и приятно. В 3-м классе оттуда нам пришлось уйти, поскольку сменился директор, новый совсем не приветствовал семейное образование. Мы «прикрепились» к частной школе с государственной аккредитацией, довольно известной среди «семейников». Трудно поверить, но я была поражена некомфортными условиями сдачи. Мы столкнулись с массой придирок из серии «3 клеточки справа, 2 клеточки сверху», «килограммы в задаче надо писать целым словом, а не сокращать» - то есть всем тем, что процветает в рядовых школах, и что я не слишком люблю. За такие мелочи, которые, к слову сказать, заранее не обговаривали, нам снижали отметки. И эти проблемы выяснились уже в процессе. Мы требовали упростить условия, школа со скрипом, но шла навстречу, однако в какой-то момент мы устали бороться, постоянно доказывать нелепость формализма, которого не было даже в обычной школе. И в итоге мы и другие семейники из нашего центра после года учебы ушли из этой школы, и прикрепились к другой частной школе, также имеющую госаккредитацию.

Кстати, по закону об образовании промежуточные аттестации являются правом, а не обязанностью ребенка. Поэтому ученик, выбравший форму семейного образования или самообразования имеет право не сдавать контрольные каждый год. Елена Иванова, чей 13-летний сын первый год находится на семейном обучении, поделилась, почему они не сдают аттестации:

  • Первый год нужен для «расшколивания», чтобы понять, как и куда двигаться, а не просто формально выполнять какую-либо программу. Я осознанно выстраиваю учёбу, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, можно сказать я этому также учусь. Я исхожу из родительского понимания, куда направлять внимание сына, какая информация будет давать ему рост и развитие. Для этого - вся наша жизнь, практика отношений и обучения. Я допускаю возможность сдачи аттестаций, экзаменов в будущем, но на данный период времени для роста осознанности ребенка, для более качественного обучения, нам нужно найти свой ритм, свой стиль учебы, чем мы и занимаемся сейчас. Смысл ухода на семейное образование - это научиться учиться самостоятельно, постепенно переходя на самообразование, более осознанное отношение к жизни. Я хорошо прочувстовала, что жизнь без аттестаций сохраняет семейные отношения, они у нас стали крепче, теплее и доверительнее.

Обязательные экзамены без которых ребенок, находящийся на семейном образовании совершенно точно не получит аттестат, проходят в 9 и 11 классе. Я знаю, что в обычных школах начинают «грузить» детей про ОГЭ и ЕГЭ с самого первого класса, как-будто от этого экзамена зависит вся жизнь ребенка. Семейники подходят к «страшному» экзамену более творчески: кто-то просто учит программу нужного предмета, кто-то пользуется услугами репетиторов или специальных курсов. Герман Гласко, 14-летний ученик московской школы 1103 рассказывает как сдает ОГЭ (экзамен для 9 класса):

  • Я учусь на заочном в обычной школе уже в 9 классе, хотя 15 лет мне только исполнится в августе. Дело в том, что когда я был в начальной школе, я «перескакивал» через классы. 10 и 11 классы я тоже планирую пройти за один год. В этом году я сдаю ОГЭ, в принципе я буду доучиваться, поэтому результат экзамена мне не важен, но для себя я решил сдать его хорошо. К репетиторам не ходил, но самостоятельно решал тренировочные варианты. С русским языком мне бабушка помогала, математикой я занимался сам. Для экзамена по химии я записался в химический кружок и дополнительно готовился сам. Хотя, сейчас понимаю, что выбрать химию - было моей ошибкой, она оказалась очень сложной. Если, например, информатику я могу написать без специальной подготовки, то к химии готовился много. Конечно, в экзаменах есть свои хитрости, например, в русском в конце надо писать сочинение и примеры нужны из литературы, а я вставил из жизни, думаю за это мне снизят баллы. Пригодятся ли мне эти экзамены для ВУЗа, пока не знаю. Возможно я поступлю на географический факультет или пойду учиться на оператора кино. К выбору предметов ЕГЭ, конечно, подойду ответственно и выберу те, что нужны для института.

Так что вариантов аттестации детей на семейном образовании много, и найти тот, который устроит родителей и ребенка всегда можно. И хочу вернуться к нашей семье и главному итогу нашего года: мы все довольны домашним обучением. Конечно, были сложности, иногда завышенные ожидания к сыну, иногда наши страхи, иногда его нежелание что-то делать. Но к концу года все устаканилось. У Мити появилась осознанность, что образование - это не обязаловка для учителей или папы с мамой, а это то, что его развивает. Митя сам выполняет задания и главное не потерял интерес к знаниям. Даже сам попросил новые прописи, чтобы писать красиво. Где-то из-за особенностей нашего учебного плана Митя отстает (я писала, что мы пока не учим звуки), где-то идет на опережение программы (решает уравнения, умножает и делит). Мы с мужем избавлены от общения и выяснения отношений со школой, от сборов денег на подарки директору и на ремонт класса. Поэтому пока вдруг Митя сам не попросится в школу, мы продолжим наш маленький эксперимент с семейным образованием.


​Официально тема конференции заявлена так: "Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей".

В мероприятии принимают участие представители региональных министерство и департаментов образования, руководители и педагоги образовательных организаций, а также представители общественно-профессиональных объединений и ассоциаций педагогов.

Согласно программе, сегодня планируется обсудить новую модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках Национальной системы учительского роста, ЕФОМ как механизмы определения уровня сформированности профессиональных компетенций, участие общественно-профессиональных объединений в оценке уровня квалификаций иперспективы внедрения и применения разработанной модели аттестации учителей.

Программа конференции предусматривает проведение четырех круглых столов и пленарного заседания. В числе модераторов круглых столов - первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2015 Алла Волкова, директор московской школы №109, президент педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений Ямбург и другие эксперты.

На пленарном заседании ожидаются выступления министра просвещения РФ Ольги Васильевой, замминистра просвещения РФ Татьяны Синюгиной, главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, президента РАО Юрия Зинченко, ректора МПГУ Алексея Лубкова, профессора МГППУ Виталия Рубцова и директора московской школы №109 Евгения Ямбурга.

11.30

Тема одного из круглых столов - "ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям - механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций и персонифицированного маршрута дополнительного профессионального образования". В ходе него выступил Андрей Милехин, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе.

Он напомнил, что апробация новой модели состоялась ранее в 19 регионах страны среди учителей и студентов - будущих педагогов. Сегодняшняя конференция предполагает обсуждение именно результатов этой апробации, а не принятие самой модели аттестации, "чтобы понять, на что обратить внимание при дальнейших апробационных процедурах".


Он сформулировал цель аттестации:

Если рассматривать аттестацию как часть Национальной системы учительского роста, нам кажется, что она призвана, прежде всего, стимулировать этот рост и, самое главное, демонстрировать педагогам те профессиональные дефициты, устранение которых позволит этому росту развиваться в дальнейшем.

Говоря об оценке коммуникативных компетенций, эксперт пояснил, что она подразумевает оценку воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценку создания мотивирующей образовательной среды. Он представил ключевые составляющие этой оценки.

Первая - это анализ образца профессиональной деятельности учителя - плана-конспекта, сценария урока в свободной форме, видеоурока с указанием фрагментов, иллюстрирующих оценивание компетенций. Сюда же входят образцы самостоятельной работы учащихся с оцениванием этих работ учителем и рефлексивный самоотчет в свободной форме.

"Сформированность компетенций профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов и педагогических ситуаций, направленных на оценку сформированности профессионального мышления", - добавил Андрей Милехин.

При этом он подчеркнул, что учителю оставляют возможность выбора: например, при оценке одной из компетенций он может выбрать кейс, по другой - предоставить образец профессиональной деятельности.


12.05.

По итогам апробации была организована обратная связь с ее участниками. Как рассказал Андрей Милехин, учителям и директорам предлагалось ответить на несколько вопросов. Например, у них спросили, насколько объективна, на их взгляд, модель аттестации учителей, построенная только на учете результатов обучающихся. Подавляющее большинство дало ответ - "не знаю". Примерно такой же результат оказался при ответе на вопрос "Возможна ли оценка квалификации учителей на основе ЕФОМ?".

"Целесообразно ли установление возможности выбора учителем прохождения аттестации по ныне действующей системе или аттестации с использованием ЕФОМ?". За и против высказали примерно одинаковое количество респондентов. Более 60% учителей считают применимыми указанные выше средства оценки компетенций (анализ образца, решение кейсов и пр.), но были и несогласные с этим.

Андрей Милехин отметил, помимо прочего, что каждому региону требуется конкретный подход при внедрении новой системы.


12.30.

Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием этого инструментария.

1. Демонстрация учителем постановочного урока.

По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок - это неплохо ("Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет"). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными - вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя.

Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, - констатировала учитель.

2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов.

"Качество видеоматериалов моет быть различным", - утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры, которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику.

Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука - того, что говорят учитель и дети, - должно быть высоким.

3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур

Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, - убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании.

4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей.

Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда":

В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно.

5. Процедурные сложности.

Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся.

Тенденции к повышению стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – современные требования и реалии ближайшего будущего. Чем хороша нынешняя система аттестации и нужно ли её менять?

«ВО» обратились с этим вопросом к Андрею Милехину, проректору ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе, и Екатерине Морозовой, председателю региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподавателю английского языка.

Андрей Милехин, проректор ФГБОУ ВО МГППУ по внеучебной и социальной работе :

– В 2016 году по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации президент дал поручение «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

Аттестационный механизм

– Наш университет исследовал состояние аттестационных механизмов в 85 субъектах нашей страны, в ближнем зарубежье и в западных странах.

В нашей стране – 85 субъектов и 85 подходов.

Эти подходы не противоречат друг другу, но разъединены, поэтому единого понимания образцов лучшей педагогической практики нет. Это фактор риска для формирования единого образовательного пространства в России.

По итогам прохождения аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом – 600.

В ряде региональных подходов ключевым элементом действующей модели аттестации выступает оценка образовательных результатов учащихся. Это, безусловно, один из главных результатов деятельности учителя.

Но такая оценка не определяет вклада именно аттестуемого учителя в эти результаты, а главное – не определяет уровни владения профессиональными компетенциями педагога, его дефициты, перспективы развития и роста.

Основание для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя и построению новой системы аттестации – профессиональный стандарт педагога.

Апробация новой модели

– Новая модель аттестации подразумевает введение такого понятия, как единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) по предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Прохождение учителем ЕФОМов позволит оценить сформированность и уровень владения профессиональными компетенциями.

В соответствии с «дорожной картой» формирования и введения национальной системы учительского роста (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703) недавно был объявлен конкурс на разработку первого набора ЕФОМов по предметным и методическим компетенциям.

В «дорожной карте» указаны девять предметов, по которым должны быть разработаны и апробированы ЕФОМы. Наш университет принял участие и организовал работу по формированию ЕФОМов по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям.

Структура и содержание ЕФОМ по всем компетенциям, в соответствии с «дорожной картой», формируются на основе профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель) и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Апробация модели начала проходить в мае этого года, и первый этап окончился 22 июня. Это была добровольная апробация. В качестве экспертов были приглашены сами учителя.

Итоги апробации новой модели аттестации на основе использования ЕФОМов будут представлены на общественно-профессиональное обсуждение осенью 2018 года, а на 2020 год запланирована итоговая апробация новой модели аттестации.

Какие инструменты были апробированы для оценки компетенций? Это анализ образца профессиональной деятельности. Сам по себе диплом на вопросы о том, как учитель владеет навыками преподавания детям, не отвечает.

Структура образца профессиональной деятельности проста – в свободной форме план-конспект или сценарий урока, который, по замыслу аттестуемого учителя, отражает сформированность, например, психолого-педагогической компетенции, касающейся формирования универсальных учебных действий (УУД) или индивидуализации.

Для аттестации нужно приложить видеофайл, снятый камерой, установленной в конце класса, которая не снимает лица, и это видеосъемка без монтажа. Плюс несколько примеров анонимных работ учащихся и рефлексивный самоотчет учителя.

Задача независимого эксперта – оценить сформированность психолого-педагогической или коммуникативной компетенции.

Новое в аттестации

1. На выбор: урок или кейс

– В будущей аттестации появится второй инструмент - решение кейса, или педагогической ситуации. Она обозначена в текстовом виде с обозначением педагогической проблемы. Также представлены возможные варианты разрешения этой ситуации, требующие представления соответствующего обоснования. Здесь оценивается профессиональное мышление.

Учитель имеет право выбора, какую составляющую каждой из двух компетенций (психолого-педагогической и коммуникативной) в какой форме он выразит: урок или решение кейса.

Урок – феномен многогранный.

Урок может быть смоделирован так, чтобы обе компетенции в нем были отражены – психолого-педагогическая и коммуникативная.

В таком случае один и тот же урок может быть представлен как отражение и той и другой компетенции, но с разным акцентом, указанном в прилагаемых файлах-описаниях.

2. Три уровня аттестации

3. Профессиональный экзамен

– В новой модели появляется еще один, предварительный, уровень, первая «ступень учительского роста» – профессиональный экзамен, или «вход в профессию», первичная аттестация.

Профессиональный экзамен можно сдать по желанию студента в период окончания педагогического вуза.

Это позволит даже в ситуации успешной сдачи увидеть те профессиональные дефициты, над которыми нужно работать.

Эта независимая процедура подразумевается для тех, кто не оканчивал педагогических учебных заведений, или для учителей, имеющих большой перерыв в педагогической практике.

4. Учет образовательных результатов

– Для уже практикующих учителей в рамках аттестации крайне важно учитывать образовательные результаты учащихся.

5. Сведения из справки работодателя

– Наряду с образовательными результатами планируется учитывать сведения из справки работодателя – объективной информации, которая собирается руководителем образовательной организации по нескольким направлениям, начиная от социально-демографической характеристики школы и класса до предоставления информации о материально-технических условиях, в которых учитель находится.

Задача этой справки – контекстуализировать условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагога.

Например, выяснить – это выдающаяся гимназия или сельская школа.

6. Учет мнений выпускников

– Пристальное внимание вызывает учет мнения выпускников. Предварительная апробация показала дисбаланс мнений в этом пункте. Не каждый учитель выпускает: физкультура, технология, начальные классы, музыка – эти учителя не являются классными руководителями, ведут уроки у класса не весь период обучения, и отзывы выпускников о них собрать очень сложно.

Учет мнений выпускников собирают спустя четыре года после окончания школы.

Учитель может переехать из одного региона в другой, а его ученики остались в прежнем регионе. В настоящее время мы видим, что учет мнения выпускников – это не всегда объективно, поскольку сколько людей, столько и мнений, а выпускники – еще не совсем взрослые люди и могут сказать что-то от старой обиды, незаслуженно дать педагогу не самую лестную характеристику из-за двойки в пятом классе. Сам сбор вызывает сложности, не каждый учитель может себе позволить разыскать таких учеников.

Важно профессионально отнестись к первым итогам апробации модели аттестации, принять к сведению все экспертные мнения и продолжать дальнейшую доработку новой модели аттестации учителей.



Екатерина Морозова, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», преподаватель английского языка

Сейчас проверка нацелена на результат – учителя и ученика

– Имеющаяся система аттестации себя отлично показала. Являясь не первый год членом городской аттестационной комиссии, могу сказать, что учителя проходят проверку совершенно безболезненно, в два клика.

Глагол «проходят» - самый подходящий, поскольку они на ней не зациклены. Их результаты заложены в электронных ресурсах – сейчас это московская электронная школа. Учитель пишет заявление, потом все данные загружаются из электронных источников, и он просто нажимает кнопку «отправить».

В прошлом году аттестационная комиссия приняла решение, по которому некоторые учителя получают аттестацию автоматически. Это те учителя, у которых ученики на ЕГЭ получили за три экзамена по 80 и более баллов.

Такая система нацелена на результат.

Новая аттестация мешает преподаванию?

– Новая система отрывает учителя от учебного процесса, поскольку он обязан к ней готовиться - создать видеоурок: красиво подготовить, снять и отправить неизвестным экспертам.Кто эти люди? Мы их не знаем.

Зачем собирать отзывы учеников, окончивших четыре года назад школу? Такие поиски и просьбы комментариев унижают учителя.

Квалификационные экзамены – тоже не очень понятный пункт. Есть ЕГЭ, который педагог по своему желанию может сдать, чтобы проверить, имеет ли он право готовить своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Учителя возмущены.

Нынешняя аттестация направлена на комфортные условия для учителя: не заставляет никуда ехать, не нужно снимать «спектакль» (тот самый видеоурок)...

Мы находимся в тесном контакте с учителями тех школ, которые входят с нами в комплексное учебное заведение – нам хватает обмена опытом. Зачем нам его транслировать незнакомым людям? Дети перед камерой, очевидно, будут стесняться – это лишняя головная боль для всех.

Новая система затратнее электронной

– С этой новой моделью мы только вернемся к старому – когда учителя стояли на улице в очередях с огромными папками с доказательством своей работы.

Учитывая, что Москва – огромный город, тратить минимум три часа на поездку в комиссию – это потеря времени. Тогда как сейчас, чтобы пройти аттестацию, ему даже не нужно вставать с рабочего места.

Может быть, должны быть общие подходы к аттестации. Возможно, в регионах это имеет смысл, но в Москве - точно нет.

Система становится субъективной, потому что каждый эксперт – это отдельный человек. Сейчас мы не привлекаем третьих лиц. Есть база с результатами ученика, учителя и аттестационная комиссия, которая просматривает и собирает эти показатели по каждому пункту.

Нельзя отрицать и финансовый момент.

Экспертам нужно будет платить деньги за то, чтобы они тратили свое время на чтение и просмотр аттестационных работ.

В прошлом месяце Минобрнауки России утвердило . В целом идея данной системы предполагает, что в школах появятся должности старшего и ведущего учителей при сохранении существующего сегодня деления на учителя первой и высшей категорий. Пока находится на стадии формирования, но некоторые регионы, в частности, столичный, стараются идти по пути совершенствования существующей системы аттестации учителей.

Речь идет не об аттестации, которая проводится раз в пять лет для подтверждения соответствия учителя занимаемой должности ( ; далее – Порядок). Новый подход в столице применяется к аттестации, по итогам которой педагогам устанавливается первая или высшая квалификационная категория (). Разница между данными видами аттестации заключается в том, что первая – обязательная, а вторая – добровольная.

Может ли считаться платной дополнительной образовательной услугой снижение установленной наполняемости классов? Ответ – в"Домашней правовой энциклопедии " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Эксперты сообщили, что сегодня московские учителя практически избавлены от "бумажной работы" и сосредоточены на образовательном процессе. Директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин рассказал, что в прошлом педагогу для получения категории нужно было собирать портфолио в бумажном виде, ехать в городскую аттестационную комиссию, сдавать его, выстаивая большую очередь. После этого к нему на урок приезжал эксперт и оценивал качество его проведения. "Система действовала много лет, в ней, правда, не было самого главного – прямой привязки к динамике результатов учащихся", – указал на недостаток эксперт.

Сегодня, как рассказали специалисты, в столице введены информационные системы, которые позволяют подать заявку на аттестацию в электронном виде (через личный кабинет) и вообще не участвовать в заседаниях комиссий. Образовательная организация, ответственная за аттестацию, самостоятельно собирает данные по учителю из информационных систем и открытых источников. Павел Кузьмин отметил, что существуют признанные в профессиональном сообществе издания и конференции, поэтому нет никакой необходимости просить от педагога отчет о публикации или участии в мероприятии. "Нашей задачей было разгрузить учителя от несвойственной ему работы. Учитель должен учить детей, а не заниматься сбором бумаг", – подчеркнул эксперт.

"Ключевой принцип аттестации заключается в том, что учитель для ее прохождения минимально расходует свое рабочее время, ведь оно должно быть адресовано прежде всего учащимся, может быть самосовершенствованию, но никак не отчетным мероприятиям", – добавил депутат Мосгордумы Антон Молев . К слову об учащихся – главной особенностью аттестации учителей эксперты называют то, что она основана на динамике результатов их учеников. Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ Павел Кузьмин, в первую очередь в расчет принимаются специальные диагностические работы, результаты ОГЭ и ЕГЭ, олимпиад, а также общепризнанных конкурсов и подобных мероприятий, в которых исключен субъективизм. Однако специалисты подчеркивают, что получить категорию может любой педагог – даже если не работает с одаренными детьми, победителями олимпиад и теми, кто имеет высокие баллы ЕГЭ. Главное – это динамика результатов учащихся у конкретного педагога, вне зависимости от первоначального уровня их знаний.

Такой подход при аттестации влияет и на систему образования в целом. Антон Молев указал, что в последнее время уровень доверия учителю и школе определяется родителями – они выбирают ту школу, в которую хотелось бы отправить ребенка учиться, а это зависит от того, насколько профессиональны и заинтересованы в результатах своих учащихся наставники и педагоги.

Специалисты подчеркнули, что аттестация педагогических кадров – это не инструмент давления или попытка избавления от какого-то учителя либо создания для него некомфортных условий. Напротив, это инструмент, способствующий росту профессионального мастерства учителя. А если аттестация на установление квалификационной категории не пройдена, никаких неблагоприятных последствий для педагога не будет, у него есть возможность снова подать заявление через год.

Можно сказать, что аттестация учителей направлена на выявление не столько знания предмета, сколько умения его преподать. "Отличное знание предмета не всегда гарантирует такое же качество преподавания детям. У всех нас были замечательные профессора или учителя, которые шикарно знали свой предмет, но преподать его детям не могли, и результатов у детей нет", – отметил Павел Кузьмин. Однако, безусловно, учитель должен превосходно владеть необходимыми для преподавания знаниями. В числе прочего для оценки знаний педагогов используется диагностика в формате ЕГЭ, но она уже не связана с аттестацией, а нормативные документы не содержат обязанности учителя проходить такое испытание.

В то же время, как обращают внимание представители сферы образования, интерес и желание проходить такую диагностику есть у многих – уже более 40 тыс. учителей поучаствовали в данном испытании. Правда, не факт, что результаты "ЕГЭ" педагога увидят его ученики и их родители. Илья Бронштейн подчеркнул, что школа в лице директора как образовательная организация точно не покажет результаты такой диагностики учителя. Педагог может сделать это самостоятельно, если сочтет нужным: либо показав заинтересованному родителю или ученику, либо опубликовав результаты через свой личный кабинет сайта Московского центра качества образования (mcko.ru).

Она выражается и в заработной плате, и в моральном поощрении работников образования, и в том почете и уважении, которые складываются в общественном сознании. Вопрос заключается только в том, кто и как именно производит оценку конкретных учительских трудозатрат.

Нет никаких возражений против того, что параметры должны быть общероссийскими. Стране действительно остро необходимы так называемые единые федеральные оценочные материалы. Так родилось известное поручение президента Российской Федерации «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

И вот Минобрнауки России предлагает Московскому государственному психолого-педагогическому университету разработать современную модель аттестации педагогических кадров, которую можно было бы распространить на территории всей Российской Федерации. Сказано - сделано. И даже апробировано на всех желающих. В итоге на общественно-профессиональное обсуждение вынесена якобы новая модель аттестация.

Москва отреагировала мгновенно и недвусмысленно. Особенно ценными и приятными для столичного учительства стали слова руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины : «Уверен, нельзя тратить время самого учителя на его аттестацию». Руководство столичной системы образования не только на словах, но и на деле доказало, как важно беречь время учителя, высвобождая его на личностный и профессиональный рост, творчество, культурный досуг, чтение, посещение музеев и театров. Исключительно с целью дебюрократизации учительского труда на протяжении ряда лет в Москве были сохранены ключевые подходы к аттестации педагогических кадров, в основе которых лежат принципы экономии ресурсов и здоровьесбережения.

«Но, позвольте, а в чем новизна проекта?», - задается вопросом председатель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Екатерина Морозова , адресуя его разработчикам от Московского государственного психолого-педагогического университета. «Выделение предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагогов? - продолжает свои размышления Екатерина Морозова. - Вроде старо как мир. Предоставление учителем плана (конспекта) урока и его письменного самоанализа? Мы это проходили десять лет назад. Приложение видеоурока? Да, есть что-то новое, ведь используются информационные технологии. Однако всем очевидно, что сделать постановочный урок способен практически всякий работающий в школе учитель. Проверенные учителем работы обучающихся! Только зачем?! Такое ощущение, что учитель мало проверяет работы. Попробуй вовремя не проверить - родители тут как тут, бьют тревогу!».

В дискуссию вступает председатель Ассоциации учителей начальных классов Елена Волкова: «Немного возражу. Новизна, безусловно, есть. Например, запрос информации от работодателя об условиях работы педагога и учет отзывов выпускников учителя, которые окончили школу не менее четырех лет назад. Все бы ничего, только для меня и моих коллег первое выглядит как своеобразная игра в бумаги, а второе вообще смотрится как нечто из области фантастики. Кто же обяжет выпускника, особенно спустя четыре года, оставлять о педагоге те или иные отзывы?! В нашей российской действительности такие подходы неприменимы по целому ряду причин».

Председатель Независимой ассоциации словесников Роман Дощинский также без оптимизма воспринимает предлагаемую модель: «Я не могу сказать, что не доверяю разработчикам модели в их самых благородных намерениях и устремлениях. Но здесь, как мне представляется, тот самый случай, когда с большим трудом обнаруживается прямая связь между позиционируемой системой аттестации и собственно системой учительского роста. Вектор учительского роста можно было задать, не усложняя и без того тяжелый труд педагога. А главное - кто будет тот судья, в чьи руки попадет вся груда информации об аттестуемом? Как всегда, мы столкнемся с тем, что называется человеческим фактором. Со всеми вытекающими последствиями. Думаю, что в формируемом Министерстве просвещения Российской Федерации с должным вниманием отнесутся к замечаниям и примут правильные решения. Раз мы говорим о четкой и понятной всем системе учительского роста - значит, ей под стать должна быть абсолютно прозрачная и объективная система аттестации».

«Полностью согласна с экспертами, настороженно относящимися к нововведению. Если работаешь, то и об аттестации не думаешь. А работы всегда много. Вот, например, Московская электронная школа. Это и интересно, и много времени занимает, думать заставляет, опыт лучших перенимаешь. Не открою большого секрета, если скажу, что самое правильное при аттестации педагога - обращать внимание на результаты, показанные его учениками. Весь педагог - в успехах своих воспитанников», - так комментирует ситуацию Ольга Житкова, председатель Ассоциации учителей информатики и ИКТ.

Московское учительство рьяно защищает признанную педагогическим сообществом Москвы модель аттестации педагогов. Готово к публичным обсуждениям на Форуме педагогов города Москвы «Надежный учитель - надежная школа - надежный вуз» в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетская среда для учителей». Мероприятие пройдет 27 августа в стенах Российского университета дружбы народов, и вопрос о новой системе аттестации будет на форуме ключевым.

Очевидным становится одно: совместными усилиями профессиональному педагогическому сообществу предстоит решить довольно непростую задачу, стоящую на повестке дня. С одной стороны, наспех апробированная модель национального учительского роста, включающая в том числе прохождение учителем, по сути своей, некоего многоэтапного квалификационного экзамена. С другой стороны, уже имеющийся у Москвы опыт упрощенной модели аттестации, при которой учитель фактически сам ничего не делает, все выгружается из базы (личного кабинета учителя), учитель только заполняет заявление и отправляет в аттестационную комиссию (аттестация в два клика, как ее называют в народе).