Как правильно управлять коллективом на производстве. Поддерживайте сотрудников в трудные минуты

Иногда карьерная лестница приводит человека к руководящей должности. Это может произойти в том случае, если он обладает особым потенциалом, определенными личностными качествами, знаниями и профессиональным опытом, необходимыми для управления коллективом.

Кто-то стремится стать руководителем, кто-то становится им случайно в связи со сложившимися обстоятельствами. В любом случае, перед человеком, вступившим на эту ответственную «тропу», возникает сразу несколько задач:

  • понять психологию своего коллектива;
  • найти индивидуальный подход к каждому отдельному сотруднику;
  • суметь создать доброжелательную атмосферу сотрудничества;
  • научится реализовывать идеи с помощью объединенного коллективного труда.

Коллектив подразумевает сложную «систему» взаимоотношений, поэтому начинающему руководителю очень важно научиться настраивать своих подчиненных на движение в правильном направлении.

Если раньше рабочий коллектив воспринимался как абстрактная масса людей, трудящаяся для выполнения конкретных задач начальника, то сегодня механизмы стратегии значительно поменялись. Руководитель должен взять на вооружение психологические приемы, которые помогут ему общаться со своим коллективом и создавать все необходимые условия для его нормального функционирования.

Как завоевать авторитет?

За каким руководителем последует коллектив? Несомненно, это должен быть человек, которого все уважают. При этом уважают за его личностные и профессиональные качества, опыт и умение грамотно общаться с сотрудниками. Только так он сможет добиться авторитета, сумеет влиять на своих подчиненных и направлять ход их работы в нужном ему русле.

Существует несколько проверенных способов, позволяющих добиться авторитета:

  • закрепление лидерской позиции (необходимо внимательно следить за своей устной и письменной речью, быть максимально уверенным в себе, стараться не допускать ошибок и своими действиями во всем оставаться образцом для подражания; не поручать сотруднику то, чего не сможет сделать сам);
  • психоэмоциональная устойчивость (важно научиться контролировать собственные эмоции, быть максимально сдержанным в любой ситуации, так как любой эмоциональный срыв может повлиять на качество работы сотрудников и даже на их взаимоотношения с клиентами);
  • взаимопонимание (руководитель должен уметь идти навстречу своему подчиненному там, где это допустимо, но при этом не забывать об определенных рамках, ограничивающих их отношения);
  • правильная постановка задач (после того, как руководитель расскажет суть задачи, сотрудник должен быть осведомлен во всех подробностях работы, у него не должно оставаться вопросов).

Идеальная модель поведения мудрого руководителя

На сегодняшний день существует немало классификаций моделей поведения, предназначенных на выбор начинающему руководителю. Чаще всего большинство классификаций сводится к трем основным моделям поведения: обучающая модель поведения, строгая регламентация рабочего процесса и делегирование. Рассмотрим каждую из них по отдельности.

Обучающая модель поведения

В большей степени обучающая модель поведения распространена в странах США и Великобритании. Основывается на системе непрерывного обучения подчиненных, где руководитель выступает в роли «учителя», благодаря наставлениям и советам которого коллектив движется по направлению к своим профессиональным достижениям.

Задачи руководителя:

  • помочь сотрудникам освоить новые навыки на практике, получить полезные знания, необходимые для успешного развития коллективной работы;
  • научить работников самостоятельно планировать собственный ход работы;
  • объяснить принцип расстановки приоритетов в работе.

Преимущество данной модели в том, что сотрудникам не нужно отвлекаться от текущей деятельности на курсы повышения квалификации, посещать дополнительные семинары и т.д. Обучение осуществляется в процессе самой работы, что позволяет руководителю сразу оценивать результат работы своего подчиненного и дать ей свою объективную оценку.

Также для обучающей модели поведения свойственно максимальное психологическое сближение руководителя и членов коллектива. Для этого организовываются специальные дополнительные мероприятия, позволяющие коллективу общаться со своим руководителем вне работы (пикник на природе, капустник, туристическая поездка, игра в футбол, встреча в кафе и т.д.).

Неформальные отношения помогают сплотить коллектив, сделать людей не только коллегами, но и друзьями. Разумеется, в дружеской атмосфере каждый работник будет чувствовать себя комфортно, что позволит ему плодотворнее работать в дальнейшем.

Несмотря на многочисленные преимущества данной модели поведения, у нее есть один существенный недостаток: заниматься обучением всего коллектива довольно сложно. Нередко руководитель уделяет обучению своих подчиненных так много внимания, что не успевает довести до завершения ту деятельность, за которую несет ответственность он один.

Строгая регламентация рабочего процесса

В Германии распространена модель строгого регламентирования рабочего процесса. Немцы убеждены, что система управления коллективом должна основываться на четких правилах и принципах.

Задачи руководителя:

  • определить место каждого отдельного сотрудника в коллективной системе;
  • следить за успеваемостью каждого сотрудника;
  • контролировать недочеты в работе сотрудника.

Перед каждым членом коллектива ставится ряд задач, которые он должен будет выполнять в строгой последовательности. Если сотрудник не справляется хотя бы с одной из задач, он попадает под особый «индивидуальный» контроль своего руководителя. Ему предстоит писать отчеты по работе, докладывать, что он сделал за день и т.п. Если руководитель замечает, что сотрудник длительное время не справляется с поставленной задачей, он увольняет его.

Неформальные отношения, которые предполагает обучающая форма поведения, для модели строгой регламентации не подходят. В данном случае руководитель не стремится сплотить коллектив психологически, ему важно успешное выполнение задач от каждого конкретного специалиста.

Таким образом, данная система напоминает некую машину с множеством встроенных механизмов. Если один из них останавливается, машина прекращает работу. Поэтому руководителю, выбравшему модель строгой регламентации, так важно внимательно следить за тем, насколько эффективно справляются со своими функциями все остальные механизмы этой системы.

Преимущество данной модели в том, что она позволяет приносить эффективные результаты. Однако от самих сотрудников постоянно требуется максимальная стрессоустойчивость, а от руководителя - предельная внимательность ко всем деталям работы.

Модель делегирования

Модель делегирования распространена в странах Скандинавии, преимущественно в Швеции. Она базируется на делегировании полномочий, то есть передачи части обязанностей на нижестоящих руководителей, менеджеров и т.д. Как правило, такой руководитель не разбирается во всех сферах деятельности организации, поэтому доверяет управление нескольким людям с узкими специализациями.

Задачи руководителя:

  • распределить функции между руководителями и сотрудниками;
  • выяснить у специалистов, какие ресурсы им потребуются для дальнейшего руководства и достижения успешных результатов коллективной работы;
  • создать необходимые условия для получения этих ресурсов.

Важная особенность модели делегирования в том, что она предполагает поддержку постоянных взаимоотношений между руководителем и его подчиненными. Для этого периодически устраиваются специальные мероприятия, встречи, на которых руководящее лицо и его подчиненный выясняют, в чем им удалость добиться успеха за определенное время, а где были проблемы. На таких мероприятиях составляется план работ на будущее.

Еще один принцип данной модели поведения: начальник позволяет своим подчиненным самостоятельно выбирать путь для достижения результатов. В данном случае важен не сам процесс («как выполняется работа, какими способами достигается намеченная цель»), а сам продукт этой работы и его качество.

Свобода действия позволяет сотрудникам реализовывать свои возможности, проявлять энтузиазм и делиться своими идеями. Если методы сотрудника однажды принесут результаты, они будут официально подтверждены руководством и распространены для дальнейшего применения.

Какую модель поведения выбрать?

Модель поведения выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей коллектива (средний возраст работников, пол и т.д.) и характера работы.

Так, например, обучающую модель обычно применяют для управления молодыми специалистами, недавно закончившими высшее учебное заведение. Для них обучающая форма является наиболее эффективной: они приобретают новые знания и умения, восполняют пробелы и учатся твердо вставать на профессиональный путь.

Модель регламентирования наилучшим образом подходит для кризисных положений (например, когда бизнес находится под угрозой). Благодаря строгому регламентированию удается сравнительно быстро повысить продуктивность коллективной деятельности, за сжатые сроки успеть выполнить колоссальный объем работы.

Что касается модели делегирования, то она сейчас с успехом используется многими руководителями для организаций, деятельность которых связана с творчеством. Для творческого коллектива необходимы комфортные условия, а также предоставление определенной свободы для достижения успешного результата.

Выбирая модель поведения, руководитель должен отталкиваться от целей, которые намерен достичь вместе со своим коллективом. Последнее время все три модели часто комбинируются. Действительно, по мнению психоаналитиков, лучше всего применять ту или иную модель в зависимости от определенной ситуации и не стоит ограничиваться какой-то одной моделью поведения.

Если вы являетесь начинающим руководителем и хотите завоевать авторитет, но вас беспокоят психологические проблемы, можете задать свой вопрос в анонимной форме (или с указанием имени) на нашем сайте.

Как стать руководителем? Наверняка этот вопрос интересовал и интересует большинство сотрудников, находящихся у кого-то в подчинении. Он вполне закономерен, поскольку «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Сегодня на прилавках книжных магазинов можно найти массу литературы, посвященной тому, как «выбиться в начальники».

Вместе с тем парадоксален тот факт, что универсального рецепта на тему того, как стать руководителем, не существует. Вопрос заключается в другом: будете вы боссом или нет – зависит только от вас…

Сегодня очень часто можно слышать: «Я не могу стать начальником, поскольку у меня нет нужных связей». Действительно ли «деловые знакомства и связи» ключевые слова? Отнюдь. Даже если какого-нибудь богатого отпрыска посадить в кресло начальника, он может в считанные дни обанкротить фирму. Почему? Да просто потому, что он никогда этим раньше не занимался. Здесь важны и определенные навыки, умения, опыт, качества и психологический настрой. И важно не только научиться управлять, но еще и делать это хорошо. Прежде чем ответить на вопрос, как стать руководителем, определимся с тем, что вообще означает понятие: «управлять».

Что такое «управлять»

Руководить – это значит уметь организовывать, планировать, контролировать и мотивировать людей. Также сюда относится способность грамотно ставить задачи и распоряжаться подчиненными.

Умение подбирать кадры и принимать решения в трудные минуты – это тоже одна из граней правильного руководства.

Руководитель, пользующийся авторитетом у подчиненных: кто он?

А как стать хорошим руководителем? Необходимо отметить, что успешный руководитель практически всегда умеет добиваться поставленной цели. Примечателен тот факт, что у сотрудников и боссов нередко она противоположная. Например, начальник хочет, чтобы работник трудился эффективнее даже при небольшом окладе, а последний мечтает о том, чтобы ему повысили заработную плату, причем проявлять повышенную активность в труде он не хочет. Если вы хотите узнать, как стать хорошим руководителем, то должны уяснить для себя одну простую истину: «Добренький начальник (что называется «свой человек»), в котором души не чают его сотрудники, – плохой управленец».

Можно ли любить человека, если он заставляет работать? Навряд ли. Хороший управленец – человек твердых убеждений, который будет гнуть свою линию в любых обстоятельствах. Конечно же, такой босс может стать для некоторых сотрудников неугодным, но интересы компании должны быть всегда на первом месте.

Идеальный начальник

Рассматривая вопрос о том, как стать руководителем, следует отметить, что последний должен уметь налаживать контакт со своими подчиненными. Сотрудники должны уважительно относиться к своему боссу. В процессе управленческой работы будут возникать как негативные, так и позитивные моменты, и для поддержания благоприятного климата в трудовом коллективе важно использовать не только кнут, но и пряник. Не скупитесь на похвалу для своих сотрудников и поощряйте их за труд, если они этого заслуживают. За ошибки и огрехи в работе следует наказывать, но предварительно нужно побеседовать с провинившимся и довести до него мысль о том, что в будущем подобных эксцессов в работе быть не должно.

Вдохновляйте коллектив

Не имеете понятия о том, как стать успешным руководителем? Вы должны уяснить, что начальство – это движущая сила трудового коллектива, и от того, насколько он будет качественно мотивирован, зависит успех предприятия.

Например, в ближайшее время необходимо реализовать важный проект. Пригласите подчиненных в кабинет и объясните им, какую значимость он имеет для компании. Обязательно выслушайте точку зрения сотрудников о том, как они видят его реализацию. Опять же, психологически настройте подчиненных на эту работу и пообещайте по ее результатам наградить денежными премиями отличившихся.

Личный пример

Существует еще один ключевой момент в вопросе, как стать эффективным руководителем. Вы должны стать образцом для подражания. В первую очередь, это касается внешнего вида. Деловой костюм, элитный парфюм, вычищенная до блеска обувь, кожаный портфель – вот образ современного бизнесмена. Приезжайте на работу вовремя. Будьте хозяином своего слова: если что-то пообещали – выполните. Учтите, подчиненные обращают на это внимание, и от этого будет зависеть ваш авторитет в трудовом коллективе.

Поддерживайте сотрудников в трудные минуты

Запомните, что ваши подчиненные – это, прежде всего, люди, и у каждого из них могут случаться трудные периоды в жизни. Поддержите их психологически, выдайте определенную денежную сумму, дайте несколько дней отдыха. Но делайте это для тех, кто действительно попал в сложное положение, а не пытается манипулировать вами.

Может ли быть грамотным управленцем женщина?

Многих представительниц слабого пола заботит вопрос о том, как стать руководителем женщине. Реально ли это? Принято считать, что функции руководства могут исполнять исключительно мужчины, а роль женщин – это поддерживать и оберегать семейный очаг.

Так или иначе, но идеи феминизма сегодня достаточно популярны в обществе, и дамы доказали, что могут быть успешными бизнес-леди. Но как ими стать? Опять же, универсального ответа на этот вопрос не существует, но деловая женщина должна обладать определенными качествами, умениями и опытом. Целеустремленность, желание работать 24 часа в сутки, высокий уровень профессионализма, ответственность, умение выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать трудовую дисциплину, харизма, вера в победу – вот главные слагаемые успеха предприимчивой женщины. И, конечно же, каждая бизнес-вумен должна уметь соответствующим образом одеваться и правильно подбирать аксессуары к деловому костюму. Однако не следует забывать, что наряд в офис должен быть не только строгим, но и красивым.

Женщине-руководителю не следует заводить служебные романы с подчиненными. В ряде случаев мужчины-фавориты становятся в компании «серыми кардиналами», которые постепенно начинают негласно управлять делами. Естественно, такие начальники могут впоследствии сильно навредить интересам фирмы, и не исключено, что все придется начинать с нуля. Необходимо разделять работу и личные отношения.

Что важно помнить, когда велик шанс стать главой отдела

Огромное количество менеджеров ломает голову над тем, как стать руководителем отдела. Естественно, доказать вышестоящему руководству, что ты достоин этой должности – задача не из легких. Как правило, повышение получают инициативные, ответственные, исполнительные и коммуникабельные сотрудники, которые умеют быстро находить общий язык со своими коллегами. Но и после того, как вам доверили возглавлять целый отдел, вы должны сработаться с вашими подчиненными, иначе можно опять перейти в статус рядового сотрудника.

Во-первых, вы должны всегда находить время для своих подопечных и с каждым беседовать лично, обсуждая ту или иную проблему. Во-вторых, не следует в оскорбительной форме указывать им на совершенные ошибки и огрехи в работе. Обязательно советуйтесь со своими подчиненными, как, по их мнению, нужно поступить в конкретной ситуации. Только таким способом вы завоюете у них авторитет.

Качества руководителя-лидера

Как стать первоклассным руководителем? Конечно же, ко всему вышеперечисленному следует воспитать в себе лидерские качества. А кто такой лидер?

В широком понимании это человек, который умеет повести за собой толпы людей. Ну а начальники из них – самые лучшие, поскольку они умеют организовать работу таким образом, что у их подчиненных «глаза горят» от того, чем они профессионально занимаются. Как стать руководителем-лидером? Нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их, быть уверенным в себе, уметь приспосабливаться к ситуации, быть интеллектуалом. Такой человек никогда не унывает и не падает духом, он стойко переносит все неурядицы и неудачи. Лидер – настолько энергичная натура, что он заражает своей увлеченностью окружающих.

Руководитель-лидер не просто помогает своим работникам достигать определенной цели, но и беспокоится о том, чтобы при этом каждый сотрудник мог раскрыть свой потенциал для достижения общего результата.

Если вы уже являетесь начальником, но при этом хотите стать лидером, хотя таковым себя не считаете, то нижеприведенные рекомендации будут вам полезны.

Во-первых, детально проанализируйте ваш стиль управления. Вы должны определить, в чем сильные стороны вашего руководства, а какие из них нуждаются в корректировке. Существуют даже специальные тесты, которые помогают выяснить, насколько вы хороший начальник. Во-вторых, подумайте над тем, какие качества, присущие вам, используются для управления, насколько они уместны вообще. Все очень просто. Если что-то мешает или носит неэффективный характер, то необходимо это исключить. В-третьих, лидер должен регулярно ставить перед своими подопечными новые задачи, ибо только так можно оценивать масштаб творческого потенциала. В-четвертых, вы должны быть примером для подражания для своих сотрудников. У них должно появиться жгучее желание походить на вас – это показатель того, что вы настоящий лидер-управленец.

Заключение

Так или иначе, но большинство людей хочет управлять, а не подчиняться кому-то. Руководить может каждый, а вот грамотно руководить – это целая наука, которую порой постигаешь долгие годы. Как уже подчеркивалось, для эффективного управления мало быть профессионалом своего дела, нужны еще и определенные качества. Помните, что именно в кресле начальника вам будет труднее всего доказать то, что вы самый лучший, поскольку на ваше место метят очень многие.

Руководить коллективом стремятся многие сотрудники, но не каждый имеет необходимые способности для этой должности, ведь она подразумевает глубокое знание профессии, а также внимательность и чуткость к людям. Наша статья подскажет, каких правил нужно придерживаться, какие умения развивать и какие книги читать, чтобы стать успешным руководителем.

Вы узнаете:

  • Что должен уметь хороший руководитель.
  • Какую модель поведения выбрать руководителю.
  • Как руководить новым коллективом.
  • Как управлять женским коллективом.
  • Какие ошибки нельзя допускать, руководя коллективом.
  • Какие книги научат управлять коллективом.

Что нужно делать, чтобы эффективно руководить коллективом: 9 умений

Чаще всего руководителями становятся те, кого уважает и ценит коллектив. Такой человек обычно безусловный лидер, но это не значит, что он обладает компетенцией, необходимой для управленческой должности. Ведь ее основная суть – контроль над деятельностью работников компании, обеспечение качественной работы компании в целом за счет мотивации сотрудников.

Материал для скачивания:

Хороший управленец всегда готов к нововведениям и мотивирует сотрудников стремиться к самостоятельности в принятии решений, а также предлагать идеи для развития компании. Это возможно осуществить только при наличии высококвалифицированных специалистов. Чтобы качественно руководить коллективом, человек должен обладать следующими умениями.

  1. Разбираться в тонкостях рабочего процесса.

Хороший управленец всегда в развитии: знакомится с новым информационным обеспечением, проходит обучение на специализированных офлайн- или онлайн-семинарах. Он должен в совершенстве владеть тайм-менеджментом, а также уметь концентрироваться на рабочих нюансах, ничего не упуская из виду. Возможные риски должны быть учтены и просчитаны наперед. Для своевременного решения возникающих вопросов необходимо, чтобы вся управленческая структура работала слаженно и четко.

  1. Создать благоприятные условия для труда.

Чем более автоматизирована работа, тем она эффективнее. Для повышения производительности необходимо использовать оргтехнику и различное специализированное программное обеспечение. Существуют и другие способы повысить скорость и качество работы, например:

  • в рабочих кабинетах необходимо придерживаться правил санитарии и гигиены;
  • обязательно наличие стола для работы;
  • помимо стола должна быть и другая мебель;
  • необходимо, чтобы у каждого работника были инструменты для работы и канцелярские принадлежности;
  • безупречно организованное расписание, включающее в себя как рабочее время, так и перерывы.

Для качественной работы необходимы также правильное освещение, комфортная температура и отсутствие отвлекающего шума.

  1. Грамотно организовать работу коллектива.

Человек, руководящий любым коллективом, должен правильно формулировать и доносить свои идеи до подчиненных. Лучше всего воспринимается информация, оформленная письменно, поэтому стоит создать свод определенных правил, действующих в компании. Не менее важным является деятельности, то есть при подготовке любого проекта нужно определиться с порядком выполняемых операций. Все идеи необходимо фиксировать и реализовывать, но есть ограничение: не стоит вносить глобальные изменения в проект, который уже находится в стадии активной разработки, можно делать небольшие изменения, а существенные идеи оставить на следующий раз.

  1. Создать правильную атмосферу в коллективе.

Руководить коллективом необходимо так, чтобы сотрудники делились своими идеями и мнениями. Управленцу следует прислушиваться к ним, ведь взгляд со стороны весьма полезен для дела, особенно на стадии завершения. Не стоит запугивать работников и создавать ситуацию, в которой они будут бояться высказывать свои мысли. Чтобы познакомиться с идеями подчиненных, можно использовать различные методы: анкетирования с вопросами об улучшении компании, индивидуальные рассылки или персональные беседы с каждым членом коллектива. Не стоит требовать идей постоянно – любому человеку необходимо время на то, чтобы понять, поможет ли его замысел .

  1. Держать дистанцию с подчиненными.

Не стоит быть с сотрудниками на «короткой ноге», лучше использовать другие методы, позволяющие заслужить уважение коллектива:

  • не бояться признать свою неправоту ― все ошибаются, и руководитель не исключение. Не рекомендуется сваливать вину за ошибки на окружающих ― гораздо лучше самостоятельно определить, что именно пошло не так, и устранить неполадку. Это покажет, что управленец способен брать на себя ответственность за решение возникающих нестандартных ситуаций;
  • правильно формулировать задачи, стоящие перед коллективом. Важно, чтобы действия были последовательными, тогда работникам будет ясно, что необходимо делать для достижения цели, и они смогут предложить свои варианты;
  • сохранять уважительные отношения начальник–подчиненный. Руководитель обязан общаться с работником вне зависимости от того, в каком настроении тот находится. Качество общения должно выражаться в большом количестве заключенных сделок, а не в дружеских отношениях с сотрудниками.
  1. Быть строгим, но справедливым.

Профессиональный руководитель умеет на продуктивную работу. Для этого существуют различные способы поощрения:

  • ежемесячный ужин с коллективом в неформальной обстановке, который это позволит наладить дружеские отношения с подчиненными, а также зарядить их энергией на выполнение поставленных задач;
  • публичная похвала сотрудников, которые выполняют свои обязанности на высоком уровне; личная беседа с ними, обсуждение их идей и предложений;
  • помимо устного одобрения следует использовать и материальное вознаграждение за труд отличившихся работников ― это может быть, например, приглашение на какое-нибудь мероприятие или какая-нибудь полезная вещь.
  1. Брать ответственность на себя.

Неотъемлемое качество руководителя ― ответственность за свои действия и решения. Если возникают нестандартные ситуации, управленец должен в первую очередь попытаться найти ошибку в своих действиях. Это способствует появлению опыта и принятию правильных решений в дальнейшем.

Сотрудник может не выполнить задачу по нескольким причинам: непонимание или неверное понимание задания, выбор неправильного способа или обычная забывчивость. Что касается человека, который руководит коллективом, то его ошибки будут заключаться в следующем: нечеткая постановка задач перед работниками; ненадлежащий контроль за исполнением; отсутствие списка действий, позволяющих решить стандартные вопросы. Способы решения необычных ситуаций разрабатываются управленческим аппаратом самостоятельно, а также осуществляется контроль за выполнением поставленных задач.

  1. Отстаивать интересы подчиненных.

Управленец должен иметь влияние на все внутренние процессы компании и не допускать какого-либо внешнего воздействия на нее. Квалифицированный руководитель выступает на стороне своих сотрудников и всегда готов вступиться за них в любых ситуациях, в том числе перед вышестоящим начальством, общается с подчиненными на равных насколько это возможно ― только тогда коллектив будет относиться к руководителю с уважением, а это способствует повышению производительности труда. Если поведение руководителя будет одинаково как с отдельным сотрудником, так и со всем коллективом, то отношения в компании будут строиться на доверии и дружелюбии.

  1. Держать свое слово.

Одним из важных качеств, присущих хорошему руководителю, является умение отвечать за свои слова. Слово управленца должно ассоциироваться с действиями. Если человек, который руководит коллективом, дает какое-то обещание своему подчиненному, то он обязан его выполнить; не рекомендуется ранжировать обещания по степени важности, так как каждое из них должно быть выполнено в любом случае, вне зависимости от условий. Например, если кому-то из сотрудников необходим помощник и руководитель дал слово его найти, то он обязан взять на работу необходимого человека, даже если это не предусмотрено бюджетом компании. Невыполнение обязательств отрицательно влияет на мнение коллектива об управленце.

Поведенческая модель «идеального руководителя»

  1. Обучающая модель поведения.

Такой способ поведения чаще всего можно встретить в англоязычных странах, таких как Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Суть ее заключается в том, что сотрудники постоянно повышают свои профессиональные навыки, а руководитель в этой ситуации является своеобразным «путеводителем», указывающим правильное направление развития. В результате весь коллектив стремится к достижению поставленных целей.

Перед управленцем стоят следующие задачи:

  • способствовать обучению подчиненных и применению полученных знаний на практике;
  • развивать в сотрудниках навыки планирования деятельности;
  • научить работников правильно определять важность выполняемых задач.

Одним из плюсов такого метода поведения является экономия времени подчиненных, так как все обучение проходит непосредственно в процессе деятельности, без посещения дополнительных лекций, семинаров и курсов. Человек, использующий такой метод в процессе руководства коллективом, может оценить полученные сотрудником знания непосредственно на рабочем месте и дать свои комментарии.

Еще одной особенностью этого способа является формирование дружеского отношения между руководителем и коллективом. Поддержанию такой атмосферы способствует совместное времяпрепровождение вне работы, например, выезды на природу, спортивные мероприятия, корпоративные вечеринки.

Дружелюбная атмосфера, сложившаяся внутри коллектива, создает более комфортные условия для работы, в результате чего сотрудники будут больше мотивированы на качественное исполнение своих обязанностей.

Несмотря на очевидные преимущества этой модели, существует и недостаток: чем больше коллектив, тем сложнее его обучать. Если вместо того чтобы руководить и выполнять другие управленческие функции, человек постоянно занимается только обучением персонала, то это может сильно отразиться на качестве деятельности компании, так как не все задачи будут выполняться в срок.

  1. Строгая регламентация рабочего процесса.

Подобный метод поведения распространен во многих странах. Его суть заключается в создании определенных правил, которых должен придерживаться каждый член коллектива.

Чтобы руководить в рамках этого метода, необходимо выполнять следующие задачи:

  • создавать , где каждый член имеет свое определенное место;
  • осуществлять контроль за успехами подчиненных;
  • проверять деятельность работника на наличие ошибок.

Для каждого сотрудника формулируется четкий порядок действий, которого тот должен придерживаться. В случае невыполнения какого-либо задания руководитель начинает более пристально наблюдать за деятельностью такого работника: может потребовать от него предоставления отчетов или докладов с результатами работы за определенный период. Если подчиненный продолжительное время выполняет свои обязанности некачественно, управленец может принять решение о его увольнении.

Здесь, в отличие от предыдущей модели, не предусмотрены дружеские взаимоотношения в коллективе. Цель руководителя – добиться качественного исполнения профессиональных обязанностей каждым сотрудником.

Такой способ поведения превращает компанию в единый механизм, в котором важна каждая деталь: в случае неправильной работы одной из составляющих происходит сбой всего механизма. Человеку, который использует такой метод, следует строго следить за тем, чтобы каждый винтик системы работал без перебоев.

Достоинство этой модели поведения заключается в том, что компания в таких условиях действует максимально эффективно. Но жесткие условия труда могут вызвать у работников стресс, а специалист, который руководит компанией, обязан всегда четко следить за качественным и правильным выполнением поставленных задач.

  1. Модель делегирования.

Такой способ управленческого поведения распространен в скандинавских странах. Основа этого метода – передача части обязанностей руководителя другим сотрудникам, обычно находящимся на более низкой ступени. Эта модель подходит тем, кто задается вопросом, как руководить коллективом без опыта: в таком случае управленец не обязан знать особенности всех видов деятельности компании, он может передать полномочия специалистам в этих областях.

Задачи руководителя:

  • правильно распределить обязанности между работниками и начальством;
  • узнать у сотрудников, что именно необходимо для выполнения управленческих функций и решения поставленных перед коллективом задач;
  • обеспечить специалистов условиями и ресурсами, необходимыми для качественной работы и успешного достижения поставленных целей.

Этот метод поведения предусматривает постоянное общение между начальством и сотрудниками для выяснения возникающих проблем и их максимально быстрого решения, а также для построения плана будущей деятельности. Подобное обсуждение обычно проходит на специально организованных мероприятиях.

Одно из преимуществ такого стиля управления – независимость сотрудника в принятии решений. Это значит, что на первом месте ― результат работы, а не процесс достижения этого результата.

Возможность действовать самостоятельно вдохновляет работника на реализацию своих идей. И если действия, произведенные сотрудником, оказались эффективными и позволили достичь желаемого результата, то они будут приняты руководством и станут официально установленными правилами.

Перед тем как начать руководить, следует подобрать подходящий способ поведения, ориентируясь на особенности коллектива – его численность, возраст сотрудников и специфику деятельности. Если большая часть работников – недавние выпускники, то оптимальным вариантом управления будет обучение. Это позволит начинающим специалистам получить необходимый профессиональный опыт и навыки для работы.

В случае каких-либо проблем в компании, например, финансового кризиса, лучшим вариантом будет использование регламентированного способа управления. Четкий свод правил позволит организовать коллектив и настроить сотрудников на быстрое и качественное выполнение работы, что положительно повлияет на развитие организации и поможет ей быстрее преодолеть имеющиеся проблемы.

Последняя же модель, подразумевающая распределение обязанностей, подходит для творческой деятельности, так как именно там работникам необходимо иметь возможность для самовыражения и реализации своих идей.

Для достижения наилучших результатов следует использовать все три модели, чередуя их между собой. Приоритет того или иного способа определяется исходя из особенностей коллектива и конкретной ситуации. Не рекомендуется придерживаться только одной модели, так как это может отрицательно сказаться на деятельности компании.

Как руководить новым коллективом, чтобы сразу завоевать авторитет

Замена руководящего состава имеет противоречивое значение. С одной стороны, новые управленческие кадры полны идей, которые могут положительно сказаться на деятельности компании, но с другой ― любые изменения влекут за собой эмоциональные переживания и возможные конфликты.

Существуют определенные проблемы, с которыми сталкивается каждый начинающий руководитель коллектива:

  1. В компании давно не было изменений, и всех членов коллектива это устраивало. Новый человек, назначенный руководить компанией, обычно является высококвалифицированным специалистом и приходит со своими идеями и определенными требованиями к сотрудникам. Такие изменения могут устраивать далеко не всех.
  2. В коллективе уже существовал определенный порядок, которого придерживаются все сотрудники. При этом их профессиональные качества могут быть выше, чем у человека, которого назначали ими руководить. В таком случае предложения управленца коллектив может не принять, так как они будут отличаться от представлений подчиненных. Такая ситуация отрицательно скажется на результатах работы сотрудников.
  3. Внутри компании может существовать неформальный лидер, обладающий высокими профессиональными качествами. И когда руководителем становится не он, у коллектива возникает неприятие нового начальника. Если к тому же выбранный стиль управления не понравится сотрудникам, могут возникнуть конфликты и даже своеобразное разделение коллектива. Все действия работников в такой ситуации направляются не на исполнение профессиональных обязанностей, а на разжигание конфликта.
  4. Сам коллектив прекрасно отнесся к новому руководителю, и большая часть сотрудников принимает его методы работы и профессиональные качества. Но существует человек, который тоже хотел бы руководить, и так как назначили не его, он будет отрицательно относиться к своему сопернику. Это может привести к активному выражению несогласия с позицией управленца и подстрекательству коллектива против руководства. Результатом может стать напряженная психологическая атмосфера в компании.
  5. Бывает так, что новый начальник принимает на работу сотрудников, с которыми он работал ранее и в чьем профессионализме он уверен. В результате этого коллектив может разделиться на две части: «старые» работники компании и новая команда. Такое разделение впоследствии может перерасти в открытое противостояние. Обычно исходом этой ситуации является постепенное увольнение всего старого состава организации.
  6. Встречается и обратная ситуация, когда за предыдущим начальником уходит и весь коллектив, которым он руководил. Вместе с людьми могут пропасть и имеющиеся наработки, а также информация, содержащая коммерческую тайну, и даже база клиентов. Если весь коллектив готов уйти за бывшим начальником, то это значит, что его авторитет для них гораздо важнее самой организации. Такая ситуация весьма неприятна для предприятия, так как если человек уходит на отрицательной ноте, он может в качестве мести увести за собой самых квалифицированных сотрудников компании, что нанесет ей немалый вред.

Материал для скачивания:

Согласно проведенным исследованиям, примерно 1/3 руководителей испытывают проблемы в первый год. Если ошибки, совершенные управленцем, являются существенными, то это может причинить серьезный ущерб компании, а для самого человека, едва начавшего руководить, стать концом управленческой карьеры.

Чтобы успешно руководить, необходимо соблюдать определенные правила.

  1. Активно идти навстречу ожиданиям коллектива.

От нового руководства коллектив всегда ждет каких-либо изменений. У каждого сотрудника обычно есть пожелания и предложения по улучшению качества работы. Задача человека, только вступившего в должность, правильно и адекватно воспринимать все предложения и ожидания сотрудников.

Квалифицированный руководитель сможет определить не только высказанные, но и неозвученные ожидания и идеи. Важно понимать, что это только идеи, предложения и пожелания, но не четкие задачи, требующие немедленного и обязательного выполнения. Чаще всего вся информация, которая начинает поступать от сотрудников, состоит как из действительно хороших бизнес-идей, так и из обычных человеческих пожеланий.

Стоит внимательно относиться ко всем предложениям сотрудников и придерживаться следующих правил:

  • не стоит воспринимать все предложения как руководство к действию;
  • необходимо проявлять уважение ко всем сотрудникам;
  • прислушиваться к тем пожеланиям, которые поступают от вышестоящего начальства, даже если они не высказаны напрямую;
  • стоит внимательно отнестись к подчиненным, чтобы сотрудники были уверены в своем стабильном положении в компании.
  1. Развивать отношения с ключевыми фигурами.

Для того чтобы успешно руководить компанией, управленцу необходимо поддерживать хорошие отношения с максимальным количеством людей: коллегами, клиентами, акционерами и, конечно, с вышестоящим начальством. Любое непонимание может привести к неправильным действиям и печальным результатам, что крайне неприятно в начале управленческой карьеры. Осложнить ситуацию могут и недоброжелатели, например, люди, не получившие желаемую должность, или .

Очень важно провести правильную психологическую работу с человеком, не получившим должность; не стоит сочувствовать и давать невыполнимые обещания. Такое поведение является ошибочным. Правильной позицией будет предложение сотрудничества и обсуждение идей бывшего соперника. Это позволит создать деловую обстановку и настроиться на взаимовыгодные отношения. Пережить неудачу человек способен самостоятельно, руководителю не стоит проявлять эмоциональное сочувствие и жалость.

  1. «Приглашения», которые лучше не принимать.

Существуют формулировки, содержащие скрытые сравнения с предыдущим руководителем, звучат они примерно так: «Уж вы-то точно знаете, как это делается» или «Теперь-то работа будет организована правильно, и дела пойдут на лад». Их можно назвать своеобразными рекомендациями начинающему руководителю от коллектива. Но когда человек соглашается с такими формулировками, это приводит к противоположному результату. Хитрость состоит в том, что принимая эти «приглашения», руководитель, сам того не подозревая, подтверждает негативные ожидания сотрудников, что приводит к их разочарованию, особенно в тех случаях, когда коллектив, может быть продолжительное время, успешно справлялся с работой без руководителя.

Если человек умеет правильно руководить или имеет опыт управленческой деятельности, он не пойдет на такую провокацию, а просто подождет, пока сотрудники привыкнут к тому, что у них теперь есть начальник и им не придется выполнять работу сверх своих основных обязанностей. Управленцу, в свою очередь, также необходимо время, чтобы войти в работу в новой должности и начать проявлять активность.

  1. Формирование сети отношений.

Отношения с коллективом рекомендуется строить с учетом таких факторов, как конкуренция, лояльность и разочарование. Стоит наладить взаимоотношения с подчиненными, ведь это позволит посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. К тому же для проведения различных мероприятий помощь новому руководителю будет крайне необходима, так как в современном мире трудно организовать что-либо в одиночку.

Рассказывает практик

В новом коллективе вычислите, кто есть кто

Ильдар Янгазин ,

управляющий рестораном «Люксор Синема», Москва

Чаще всего формальная и неформальная структура организации существенно различаются. С самого начала работы в качестве руководителя человеку необходимо собирать информацию о реальном положении дел в компании: кто с кем дружит, кто обычно выполняет то или иное дело, к кому обратиться за помощью в случае необходимости. Получить эту информацию можно в личной беседе с сотрудниками.

Как руководить женским коллективом

Проблемы с женским коллективом могут возникать по разным причинам, но чаще всего они не связанны с профессиональной деятельностью. Неопытные управленцы могут не справиться с таким коллективом и сбежать от него.

Наиболее подходящим руководителем для женского коллектива считается женщина, так как ей понятны мотивы поступков подчиненных, их желания и особенности характера. Женщина-руководитель сможет найти способ стимулировать коллег к работе. К тому же она сможет определить, настроены ли ее подчиненные на работу в данный момент или же они только изображают активную деятельность.

Однако женщине тоже не так-то просто руководить женским коллективом. Так как представительницы слабого пола придирчиво относятся к внешности, то женщина-начальник не имеет права появляться на службе в неряшливом виде, она должна быть на ступень выше своих коллег, чтобы они не почувствовали над ней свое превосходство. Иначе подчиненные могут потерять к ней уважение и будут вести себя бескомпромиссно, в результате чего руководить ими станет сложно.

Для мужчины руководство женским коллективом – весьма трудная задача. Мужчина-начальник должен быть стрессоустойчивым, так как его вероятно ждет обсуждение за спиной.

Менеджеру женского коллектива следует запомнить особенности характера женщин-сотрудник:

  • высокая степень эмоциональности;
  • склонность к созданию и обсуждению слухов;
  • неумение радоваться успехам других;
  • стремление к превосходству над другими;
  • бурная реакция на некоторые жизненные события;
  • нестабильное эмоциональное состояние.

Это далеко не полный список женских качеств, которые хороший руководитель должен научиться применять в работе, чтобы направлять сотрудниц в нужное ему русло.

Если человек, который руководит коллективом, хочет сделать так, чтобы его уважали, ему необходимо следовать определенными правилам:

  1. Не стоит устанавливать с сотрудницами фамильярные отношения. Рекомендуется четко донести информацию о строгом подчинении всем, кто не соблюдает субординацию.
  2. Ставьте конкретные задачи на день. У каждой сотрудницы должен быть собственный список заданий на каждый рабочий день. Наличие у каждого сотрудника четких задач упрощает руководство и контроль за работой подчиненных.
  3. Избегайте рутины, меняйте виды деятельности. Любому человеку, а женщине особенно, свойственно уставать от монотонной деятельности, поэтому в список обязанностей должны входить разные виды работы, иначе в качестве передышки подчиненные начнут собираться группами и обсуждать руководство. Чередовать деятельность можно за счет смены рабочих мест. Того, кто весь день общался с клиентами, можно посадить за бумажную работу, а того, кто занимался оформлением документов, ― на телефон для приема звонков. Такой способ применяется во многих компаниях, например, в магазинах, где продавцов периодически перемещают из одного отдела в другой.
  4. Организуйте досуг. Хорошим способом установления дружеских отношений с коллективом является проведение совместных мероприятий. Самые популярные ― выезды на природу, круизы или туристические поездки выходного дня, квесты, конкурсы развлекательного и профессионального характера. Общее времяпрепровождение способствует установлению теплых отношений внутри коллектива и создает комфортную для работы эмоциональную обстановку, позволяющую успешно руководить компанией.
  5. Почаще балуйте . Денежное вознаграждение по итогам работы за определенный период будет весьма кстати и замотивирует сотрудниц на дальнейшую качественную работу.
  6. В режиме рабочего дня должны быть предусмотрены небольшие перерывы, позволяющие женщинам привести в порядок внешний вид и обменяться новостями с коллегами. После такого отдыха подчиненные станут работать более продуктивно, а результаты деятельности компании приятно удивят.

Одним из способов стимулирования женского коллектива является обещание продвижения по служебной лестнице. Но подходит он немногим, ведь большая часть женщин ориентирована на семейные ценности. Если же представительнице прекрасного пола удается совмещать личную жизнь и профессиональную деятельность, то такие специалисты всегда добиваются высоких успехов, потому что обладают такими качествами, как ответственность, исполнительность, развитая интуиция.

Одна из важных положительных женских черт ― умение сопереживать окружающим. Это прекрасно применяется в общении с клиентами и помогает решать возникающие конфликтные ситуации. Человек, который руководит коллективом, должен уметь правильно распределять работу между сотрудниками с учетом их свойств характера.

Однако у женщин есть и недостатки, например, бурное реагирование на какие-либо ситуации или действия, в результате чего в женском коллективе могут возникать конфликты. Руководителю не стоит вмешиваться в споры между коллегами, и уж тем более вставать на сторону кого-либо из конфликтующих. Спор заканчивается, бывшие скандалисты мирятся, а вот человек, занимающий определенную позицию, остается в итоге общим врагом.

Как правильно руководить коллективом, избегая типичных ошибок

Ошибка 1. Отсутствие желания напрягаться .

Человек, который только начинает руководить, может посчитать, что он не должен выполнять ту или иную работу и имеет право передавать свои обязанности коллегам. Это мнение ошибочно: чем больше у человека ответственности, тем больше у него становится работы, и тем больше требований к нему предъявляется. Начинающему руководителю сотрудники могут оказывать помощь в самом начале деятельности, но последующая работа лежит на плечах начальника.

Ошибка 2. Неумение ценить работников .

Одной из потребностей каждого человека является самореализация и признание, поэтому любая хорошо выполненная работа должна быть отмечена хотя бы словесной похвалой. Довольными сотрудниками руководить проще.

Ошибка 3. Неумение организовать работу .

Руководить – не значит только командовать. Чтобы быть грамотным управленцем, следует подробно ознакомиться со всеми тонкостями работы. Незнание каких-либо производственных мелочей может вызвать конфликты или проблемы в работе, а недальновидный начальник будет , считая их неквалифицированными.

Ошибка 4. Отсутствие желания совершенствоваться, познавать что-то новое .

Умение руководить подразумевает под собой не только распределение обязанностей между подчиненными или их обучение, но и стремление к самосовершенствованию и получению новых знаний. К сожалению, некоторые руководители, имеющие большой опыт работы, считают, что обучение им не требуется.

Ошибка 5. Присвоение чужих заслуг .

Не стоит выдавать достижения подчиненного за свои. Несомненно, заслуга руководителя в том, что его сотрудник смог добиться великолепных результатов, но все-таки это достижение непосредственно подчиненного, и не стоит это скрывать. Нужно уметь руководить так, чтобы работники не сомневались в честности человека, занимающего высокую должность.

Ошибка 6. Проявление хамства и неуважения к коллективу .

Руководить непросто – это требует много физических и эмоциональных сил. Но начальник никогда не должен выплескивать негативные эмоции на своих сотрудников. Какой бы стрессовой ни была ситуация, необходимо стараться сдерживаться, так как обычно подчиненные никак не связаны с плохим настроением руководителя.

Ошибка 7. Незащищенность сотрудников .

Человек, который руководит коллективом, обязан быть на стороне своих подчиненных в любых внешних спорах, чтобы они чувствовали себя уверенно и защищено. Некоторые руководители не пытаются разобраться в ситуации, а сразу обвиняют работников и применяют к ним какие-либо меры наказания.

Список подобных ошибок можно продолжить, ведь людям, и особенно руководству, свойственно ошибаться. Но руководителю не следует забывать, что он несет полную , и их успехи и неудачи – его прямая заслуга или вина.

ТОП-10 книг о том, как научиться руководить коллективом

Марк Сидоний Фалкс. Как управлять рабами

Профессор университета Кембриджа Джерри Тонер написал книгу от лица древнеримского аристократа Марка Сидония Фалкса. Согласное его мнению, оптимальным методом управления коллективом является чередование наказания и поощрения. Книга «Как управлять рабами», несмотря на свое название, актуальна до сих пор, так как в ней подробно расписаны советы по правильному обучению сотрудников, методы наказания и способы мотивации и завоевания уважения подчиненных. Является прекрасным практическим пособием для тех, кто начинает руководить.

Сьюзен Фаулер. Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников

Существует множество методов стимулирования сотрудников, которые руководитель может применять в своей деятельности, например, финансовая мотивация или правильное распределение рабочего времени. Автор книги Сьюзен Фаулер изучала деятельность нескольких компаний по всему миру в течение целого десятилетия. В результате она смогла сформулировать правила эффективного мотивирования персонала, которые помогут человеку, только начинающему руководить, добиться успеха в своей деятельности.

Говард Бехар. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks

Книга описывает историю развития компании Starbucks, которая на данный момент является одной из самых крупных в мире. Говард Бехар, сотрудник организации с 1989 года, рассказывает о своем пути в этой компании, об идеях, планах и их реализации с помощью коллег и единомышленников. Дает советы по работе со сложными клиентами и по правильному построению бизнеса. Книга подойдет не только тем, кто планирует руководить пищевой промышленностью, но и тем, кто занимает высокую должность в любой другой компании, так как советы являются универсальными.

Микал Хем. Быть диктатором. Практическое руководство

На примере известных исторических личностей автор книги формулирует правила управления коллективом. В книге также можно найти советы, касающиеся финансовой составляющей деятельности руководителя, а также способы получения уважения со стороны подчиненных. Набор идеальных рекомендаций о том, как правильно руководить небольшим коллективом или крупной корпорацией.

Эд Кэтмелл, Эми Уоллес. Корпорация гениев: как управлять командой творческих людей

Книга от человека, который не понаслышке знает о том, как правильно руководить творческими людьми. Руководитель студии PIXAR, известной во всем мире благодаря своим мультфильмам, подробно рассказывает о том, как ладить с подчиненными, выходить из любого конфликта и решать нестандартные ситуации. К тому же в книге дается подробное описание процесса создания мультфильмов. Главная мысль автора заключается в том, что компания – это семья, в которой каждый член достоин уважения.

Дэниел Пинк. Драйв: что на самом деле нас мотивирует

Дэниел Пинк в своей книге изучает вопросы мотивации и мотивирования. Он опровергает теории бихевиористов и высказывает предложения о новых способах мотивирования подчиненных. Автор также рассказывает о своих исследованиях, проведенных на данную тему. Книга была признана лучшей согласно рейтингу Forbes. После прочтения книги станет понятнее, как правильно применять наказание и поощрение, формулировать цели и задачи и акцентировать внимание на действительно важных вещах. Произведение позволит получить четкое представление о том, как надо руководить.

Ицхак Кальдерон Адизес. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует?

Мнение автора этой книги заключается в следующем: существуют четыре вида управленцев: Производитель, Предприниматель, Администратор и Интегратор. Каждый из них имеет свои особенности, которые подробны представлены. Имея большой опыт работы во многих крупных компаниях, Ицхах Адизес приводит решения и способы выхода из конфликтов различного вида, а также дает рекомендации о правильном подборе персонала, ведь квалифицированными сотрудниками руководить гораздо легче, чем неопытными.

Стивен Кови. Лидерство, основанное на принципах

Автор известного бестселлера по саморазвитию в своей очередной книге основывается на тех же принципах, о которых идет речь в его всемирно известном произведении «Семь навыков высокоэффективных людей». Стивен Кови считает, что все эти правила можно применять и по отношению к организации в целом, и к коллективу в частности. Писатель считает, что человек, умеющий руководить, способен достичь высоких результатов в своей деятельности за счет построения доверительных отношений с подчиненными.

Саймон Синек. Лидеры едят последними. Как создать команду мечты

Саймон Синек является автором двух известных книг по саморазвитию и бизнесу, участником телевизионных программ, а также популярным спикером. В книге описывается созданная им теория «золотого кольца», суть которой ― три вопроса: «как?», «почему?» и «зачем?». Идеальными качествами для человека, стремящегося руководить, по мнению автора, является умение четко формулировать цели и задачи, а также творческое мышление. Грамотный руководитель обеспечивает дружелюбную атмосферу между сотрудниками, дает им ощущение уверенности и стабильности. Книга содержит также набор рекомендаций для воспитания в себе управленческих качеств.

Джеффри К. Лайкер. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира

Одна из самых известных автомобильных компаний мира раскрывает секреты своего успеха. Принцип работы руководителей Toyota заключается в абсолютном доверии к сотрудникам, в результате чего предприятие получает потрясающие результаты своей деятельности. Книга считается своеобразным справочником правильного менеджмента, основанного на постоянном развитии не только качества производимого продукта, но и труда сотрудников. Идеальное пособие для тех, кто только начинает руководить, или опытных управленцев, желающих вывести свою компанию на высокий уровень.

Порой молодым руководителям случается попадать в коллектив, где все сотрудники старше (и даже значительно). Wall Street Journal недавно опубликовал исследование, что, например, в США специалисты в возрасте старше 65 лет все чаще продолжают работать даже после выхода на пенсию. Это, в числе прочего, вызвано тем, что средняя продолжительность жизни выросла. Тренд набирает обороты и в России. Как вести себя молодым управленцам в зрелом коллективе?

Принимая во внимание все обстоятельства, руководителям имеет смысл готовить себя к ситуации, что, возможно, придется руководить специалистами старше и опытнее себя. И с этой задачей можно вполне успешно справиться. О чем нужно помнить?

Различия между поколениями. Всех нас формируют некие ключевые события, социальные тренды, отношения. Бэби-бумеры не так ослеплены скоростью и не очень хотят и любят работать в многозадачной среде, как, например, представители поколений Х и Y (или миллениалов - тех, кто родился после 1981 года). Но грамотная обратная связь требуется всем сотрудникам, вне зависимости от поколения, к которому они принадлежат. Каждое из поколений имеет свои сильные и слабые стороны - руководителю необходимо присмотреться к ним и понять, как правильно использовать плюсы.

Опыт имеет значение. Возможно, приятно думать, что технологии меняют и упрощают все, что теперь можно проще и быстрее достигать новых рубежей. Но многие бизнес-вопросы (от финансовых потоков до стратегического позиционирования) все равно остаются прерогативой сотрудников с богатым жизненным и профессиональным опытом. И это нельзя сбрасывать со счетов.

Сотрудники в возрасте не устали! Даже если специалист уже приближается к пенсионному возрасту (или даже достиг его), то это вовсе не говорит о том, что он устал, что работа ему надоела, и он только и думает, как бы скорее уйти на заслуженный отдых. Сотрудники продолжают любить свое дело, они зачастую энергичны и полны энтузиазма.

С разнообразием возрастов так же сложно, как с гендерным разнообразием. Но плюсов от этого разнообразия очень много. Опыт бесценен, и старшие сотрудники могут выступить в роли наставников для молодых. Объединение "старых" и "новых" идей принесет пользу.

Сплоченность. К сожалению, временами сотрудники могут быть не слишком лояльным не только к компании, но и по отношению друг к другу. Но укрепления отношений между представителями разных поколений способствует и укреплению компании. Опыт "останется" в компании, обучение не пройдет впустую.

Партнерские отношения - идеал взаимодействия в коллективе

"Ситуации, когда руководитель младше своих подчиненных, можно встретить в компаниях практический каждой индустрии. Разумеется, попав в такое положение, молодой управленец должен выбрать правильную стратегию выстраивания взаимодействия со своим персоналом и не допускать роковых ошибок", - говорит старший консультант департамента "Executive Search & Management Selection для индустрии ИТ и Телекоммуникации" Анастасия Овчаренко.

В первую очередь, считает эксперт, в общении с нижестоящими коллегами не стоит подчеркивать свою значимость и превосходство над ними, ведь в ином случае руководитель встретит только негативное отношение к своей персоне. Необходимо показать своим сотрудникам, что карьерный рост стал результатом кропотливой и плодотворной работы, что уровень знаний и экспертизы соответствует всем требованиям, предъявляемым к кандидатам на это место. Проще говоря, они должны понять, что повышение "не свалилось с небес", что менеджер заслужил.

"В идеале ваши отношения должны быть партнерскими, и вы сами должны понимать, что каждый из членов вашей команды профессионал своего дела, а вы - человек, который курирует их работу в силу того, что имеет большую экспертизу в данной сфере. "Здоровые" отношения в коллективе всегда строятся на личностных отношениях, а значит, наладив общение со своими подчиненными, продемонстрировав им, что каждый из них ценен в вашей команде, вы получите свой путь к успеху", - отмечает Анастасия Овчаренко.

Руководящий состав "омолаживается" в разных сферах

"Сегодня достаточно популярна ситуация, когда молодой руководитель может управлять коллективом, где большинство сотрудников старше его. "Омоложение" управленческого звена происходит в разных сферах: система госуправления, производство, HoReCa, телеком, интернет-проекты, коммуникационные группы и агентства.

Самый верный способ для молодого босса завоевать и утвердить авторитет среди подчиненных - регулярно демонстрировать профессиональное отношение к работе и повышать уровень своих компетенций и знаний. Если босс заражает команду своей неукротимой энергией, верой в успех реализации сложнейших проектов, внимательным и аккуратным подходом к деталям, новыми идеями и не переходит на личности в выяснении сложных ситуаций, то ему гарантирован успех", - уверена руководитель департамента "Банки, инвестиции, финансы" рекрутингового агентства Элла Михайлова.

Коллегиальное руководство предпочтительнее диктатуры

"Чаще всего появление молодых руководителей в возрастном коллективе можно связать с антикризисными программами или сделками слияния-поглощения, когда новые собственники меняют команду топ-менеджеров. Однако такое явление встречается и в различных отраслях, например, в строительстве, где эксперты и технологи зачастую старше своих руководителей. В связи со спецификой профессии, часто сейловыми командами руководят молодые, успешные, задающие активный тон руководители, чьи подчиненные могут быть гораздо старше. Тенденция не обошла и госкорпорации, где наблюдается тренд замены руководства предпенсионного возраста молодыми кадрами", - рассказывает управляющий партнер Инна Суматохина.

Чтобы правильно выстроить отношения с более старшими подчиненными, молодому руководителю необходимо быть четким и ясным в своих целях, его методы работы должны быть просты и понятны, считает эксперт.

"Стоит избегать профессионального иностранного сленга, непонятной терминологии и постепенно внедрять новые практики. В таких командах эксперты советуют избегать авторитарного стиля общения, выбирая коллегиальное руководство. Возможно, в некоторых ситуациях можно посоветовать молодому руководителю "поставить" на неформального лидера возрастного коллектива и сделать его своим единомышленником. Также хочу добавить, чтобы правильно доносить свои цели и методы, нужно регулярно брать и давать обратную связь, которая является важным ключом в выстраивании отношений в коллективе", - говорит Инна Суматохина.

Выберите наставника и будьте готовы расти

По словам партнера академии Skills of the Future Екатерины Лукьяновой, требования экономики и глобального рынка качественно меняют запрос бизнеса на кадры. Инновационность проектов, быстрый поиск и создание новых бизнес-решений, необходимая мобильность в их реализации и исполнении выходят на первое место. Как правило, в компаниях сейчас формируется смешанный, разновозрастной коллектив. Тенденция попасть во "взрослый" коллектив больше относится к крупным госкорпорациям. Это касается и производственные предприятия (заводы), где "старший" возраст рабочих кадров преобладает над "молодым". Опыт и качество работы берут свое.

"Каждая ситуация уникальна и специфична. Вариантов может быть несколько:
- Чаще советуйтесь. Но действительно по делу - по профессиональным и всем рабочим вопросам со старшими коллегами. Покажите, что вам важно знать их мнение, их практику, их оценку вашей работы. Продемонстрируйте свою готовность корректировать свои планы, исходя из их рекомендаций. Но не перегибайте. Этим вы можете показать как стремление к повышению своего профессионального уровня и желание соединить интересы каждого, так и непрофессионализм, когда по каждым "пустякам" вы обращаетесь к старшим коллегам.
- Меньше эмоций и слов - больше дела.
- Выберите для себя человека, который вам наиболее симпатичен и которого вы видите в качестве своего потенциального наставника. Есть одно "но": симпатия должна быть обоюдной. Консультируйтесь с выбранным вами наставником. Говорите о своих идеях, решениях, проектах, успехах и рисках. Завоюйте его симпатию и расположение. И тогда он станет "проводником" ваших идей в аудитории старших и более статусных коллег.
- Наберитесь терпения и будьте готовы постоянно расти и повышать свою компетентность. Если вы действительно профессиональны. Готовы работать во благо компании и в интересах как своих собственных, своих коллег и всего бизнеса? Победа за вами!" - говорит Екатерина Лукьянова.

Наконец-то дождались повышения? Поздравляем! Свой профессионализм вы уже доказали, теперь время продемонстрировать свои управленческие и организаторские способности. Потому что новая должность - это не только новые обязанности, но и новая роль в коллективе. Вы к этому готовы?

Я решила собрать рекомендации для начинающих руководителей отделов, подразделений, компаний. Ведь продвижение по карьерной лестнице одного человека может стать проблемой для остальных членов коллектива и даже негативно отразиться на рабочей атмосфере.

Какой стиль руководства выбрать? Как мотивировать сотрудников? Что такое психоклимат и как понять, что он негативный? С этими вопросами я обратилась к психологу-консультанту агентства Wezom Антонине Ульяннской. По её словам, 80% начинающих менеджеров не знают или даже не задумываются о психологических аспектах управления коллективом. А задуматься есть над чем, если вы не хотите через месяц-два увидеть снижение производительности и пачку заявлений на увольнение от недовольных подчинённых.

Что делать начинающему руководителю

1. Выбирайте демократичный стиль управления

Из трёх стилей - авторитарного (решения единолично принимает руководитель), демократического (решения принимаются коллегиально, начальник контролирует исполнение) и либерального (коллектив сам принимает решения, роль руководителя минимальна) - именно демократический может обеспечить комфортную рабочую атмосферу и максимальную результативность. Потому что начальник-демократ:

  • не отдаёт жёстких приказов, как в армии, он работает в команде;
  • предоставляет подчинённым полномочия решать задачи в рамках их компетенций самостоятельно;
  • привлекает сотрудников к решению организационных вопросов;
  • поощряет творческие идеи, инициативы;
  • выстраивает доверительные отношения с коллегами: информирует о текущем состоянии дел в компании и о планах развития;
  • видит и помогает раскрыть потенциал сотрудника.

Демократический стиль даёт подчиненным почувствовать себя скорее партнёрами, нежели просто исполнителями. Для начинающего руководителя этот стиль станет залогом успеха команды, лидером которой он стал.

Нюанс. Если руководитель пришёл извне (не из числа сотрудников отдела или компании), рекомендуем:

  • поинтересоваться, каким был предшественник на этой должности, какой стиль управления использовал;
  • познакомиться с коллективом и организационными процессами;
  • определить приоритетные цели работы, обсудить их с вышестоящим руководством, а потом с подчинёнными.

Не забудьте выслушать предложения вверенного вам отдела.

2. Мотивируйте не приказами, а с помощью привлечения к решению задач

Такой способ поможет повысить самодисциплину в коллективе. Ведь ответственность за принятые решения переходит на сотрудников. Это и подразумевает демократический стиль менеджмента. Дайте почувствовать сотрудникам свою значимость. Ощущение простого винтика в огромном механизме вряд ли вызовет энтузиазм. А когда подчинённые станут важными участниками общего процесса, будут более ответственно подходить к делу.

Если сотрудники не справляются, начальник-демократ не использует властные методы и ни в коем случае не ругает прилюдно.

Запомните правило: хвалить при всех, наказывать наедине.

Подчинённые не должны бояться вызова на ковёр. Наказать в демократическом стиле означает разъяснить, что не так, найти причины и способы это устранить.

3. Создавайте команду

Помните, что вы руководите командой (отделом, департаментом или компанией), а не каждым человеком по отдельности. Формируйте команду, которая будет реализовывать задуманные проекты. Для этого развивайте управленческие навыки. Будьте готовы ставить цели для команды, определять результаты, трансформировать цели в чёткие задачи, мотивировать исполнителей их решать, контролировать выполнение, устранять возникшие проблемы и конфликты.

И ещё учитесь подбирать людей адекватно задачам. Другими словами - не выжимайте лимон в надежде получить томатный сок.

Ошибка начинающих менеджеров - в перетягивании одеяла на себя с мотивацией «я сделаю быстрее и качественнее сам». С таким подходом построить команду не удастся.

4. Не зазнавайтесь

  • признаёт, что повышение - это не венец карьеры, а он не властелин мира;
  • понимает, что новая должность - это большая ответственность;
  • учитывает личный опыт до повышения;
  • продолжает работать над собой, совершенствовать личностные и профессиональные навыки;
  • не злоупотребляет своим положением, не кричит на каждом углу, что знает всё лучше.

Зазнайство, как и всезнайство, не поможет завоевать уважение в глазах коллег. Принцип «я начальник, ты дурак» - признак авторитарного стиля управления. Вы же не хотите, чтобы за спиной вас тихо ненавидели?

5. Соблюдайте дистанцию в общении

Найти идеальный баланс между дружбой и службой нелегко. Удаётся это не каждому руководителю со стажем, что уже говорить о начинающем. Некоторые молодые начальники выстраивают дружеские отношения с одним подчинённым, тем самым формируя негативное отношение у других сотрудников.

В коллективе не должно быть панибратства. Придерживайтесь культуры делового общения. Стройте отношения на взаимоуважении.

Если вы сторонник обращения на «ты» между подчинёнными и начальником, дайте понять работникам, что это не повод фривольно относиться к заданиям.

Нюанс. Как выстраивать общение, если подчинённый старше начальника? Придерживайтесь партнёрской линии в общении. Используйте местоимение «вы». Не бойтесь спросить совета. Такие обращения, как «Хотел узнать ваше мнение», «Как вы считаете», продемонстрируют уважение к старшему сотруднику, повысят чувство его значимости, помогут выявить ценный опыт и использовать его для развития компании.

Главное - не задевать эго подчинённого, а создать комфортные деловые отношения. Устанавливайте дистанцию постепенно.

Во многом от стиля управления руководителя зависит, какой психоклимат воцаряется в коллективе.

Что такое психоклимат и как понять, что он негативный

Психоклимат - это комфортный эмоциональный настрой, атмосфера, в которой работают сотрудники. Показатели негативного климата в коллективе - это:

  • текучка кадров;
  • частые больничные;
  • низкая производительность труда;
  • напряжённые отношения между коллегами;
  • всеобщая раздражительность и неудовлетворённость;
  • нежелание сотрудников совершенствоваться;
  • недоверие;
  • психологическая несовместимость;
  • отсутствие желания работать в одном кабинете.

К признакам позитивного климата относятся:

  • доброжелательные взаимоотношения;
  • высокая степень доверия среди членов коллектива;
  • желание находиться в коллективе в рабочее время и проводить вместе досуг (корпоративный отдых, совместные тренинги, вылазки на природу и прочее);
  • отсутствие внутренних конфликтов и «группировок»;
  • сплочённость сотрудников в форс-мажорных ситуациях, высокий уровень взаимопомощи (не каждый сам за себя);
  • свободное обсуждение текущих вопросов (никто не боится высказывать собственное мнение);
  • здоровая деловая критика;
  • отсутствие давления на подчинённых.

Кроме внутренних факторов, на атмосферу в коллективе влияют:

  • физические условия труда;
  • текущее положение дел в компании;
  • экономическая, политическая, социальная ситуация в государстве.

Проанализируйте, как подшефные общаются и взаимодействуют между собой, часто ли конфликтуют или выражают недовольство, как относятся к сотрудникам из других (смежных) отделов.

Психологи рекомендуют провести анонимное анкетирование, чтобы выяснить, какой психоклимат преобладает в коллективе. И если повлиять на положение дел в стране начальник отдела не в силах, то позаботиться об условиях труда, выяснить причины недовольства и может.

И напоследок

Рекомендаций для начинающих управленцев гораздо больше, чем пять. Но мы попытались выбрать базовые советы, следуя которым молодой руководитель гладко войдёт в новую роль и не станет объектом негативных обсуждений в коллективе.