Как повысить участие в конкурсах. Зачем учителю и директору профессиональные конкурсы? «Чудеса в моих руках»

Даже популярный Stihl не вечен: когда-то зубья бензопилы изнашиваются, что легко установить по характеру образующейся стружки. При затупленной режущей кромке стружка получается мелкой, потому что рабочая кромка не режет, а мнёт древесину. Естественно, что затрачиваемые оператором усилия резко возрастают. Пришло время заточить пилу. Каким образом это сделать верно – выбрать оптимальную технологию, установить, какой угол заточки зуба должен быть и как это проверить?

Внешние признаки затупившейся режущей кромки зуба бензопилы

Напомним, что зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию (см. рис. 1), которая зависит и от направления движения цепи. У него две рабочих кромки: боковая, которая расположена перпендикулярно оси перемещения звеньев, и верхняя, расположенная под определённым углом к направлению движения цепи. Кроме того, на каждом зубе предусмотрен ограничитель, параметры которого определяют высоту снимаемой стружки. Поскольку главное усилие реза приходится именно на рабочий угол, то от того, на какой угол заточить зуб, будет зависеть вся последующая работа с инструментом.

Рисунок 1 – Функциональные части зуба бензопилы и их вид

Перед началом длительных работ с бензопилой, ей необходимо выполнить осмотр и выполнить пробное пиление, в результате которых:

  1. Визуально установить наличие (или отсутствие) конического участка, прилегающего к углу зуба, а также радиусного закругления на нём – основных признаков затупления (см. рис. 2).

Рисунок 2

  1. Проверить усилие подачи, при котором инструмент работает устойчиво, с быстрым производством реза. Для острых зубьев начальный момент внедрения зуба в древесину происходит быстро, и без значительного сопротивления материала.
  2. Выяснить наличие вибраций цепи во время установившегося реза – если они ощутимы, то зубья необходимо затачивать.
  3. Осмотреть внешний вид только что разрезанного торца (особенно, если инструмент задействован для продольного пиления). При наличии грубых сколов и вмятин цепь бензопилы подлежит заточке.

Углы заточки и конфигурация зуба бензопилы

Режущая кромка зуба характеризуется следующими параметрами:

  • Шириной;
  • Толщиной;
  • Углом заточки.

Кроме того, каждая модель инструмента имеет свой шаг зубьев, значение которого для бытовых и полупрофессиональных моделей связано с мощностью бензопилы, и крутящим моментом, который развивает привод. Например, для продольного пиления шаг принимают меньше (например, 0,325 дюйма). Производительность работы при этом снизится, но требуемое усилие будет существенно ниже. Верхние значения шагов для бытовых бензопил принимают крайне редко, в основном, при валке деревьев с большим диаметром ствола. Мощность двигателя при этом не должна превышать 2500 Вт.

Толщина режущей кромки у большинства производителей бензопил устанавливается одинаковой, и равной 1,3 мм (бывают и кромки с толщиной 1,1 мм, но, во-первых, их крайне сложно заточить в домашних условиях, а, во-вторых, такие звенья крайне малофункциональны: их можно использовать лишь для распила тонких сучьев).

Высота цепного профиля может быть либо 0,625 мм, либо 0,762 мм, причём для бытового бензоинструмента в подавляющем большинстве случаев используется именно низкий профиль. При заточке ограничителей этот параметр весьма важен, потому что с уменьшением высоты сверхдопустимых значений вибрация инструмента при работе возрастает, хотя качество пропила остаётся по-прежнему удовлетворительным. Поэтому увлекаться снижением высоты ограничителя при заточке зуба не стоит.

Угол заточки цепи бензопилы зависит от основного предназначения инструмента – для поперечного или для продольного пиления. Поскольку при продольном пилении сопротивление древесины всегда заметно выше, то и кромка зуба должна быть очень острой. Рекомендуется делать её в диапазоне 6…12° (для сравнения – при преобладании поперечного распила – до 25…30°). Естественно, в первом случае заточка должна производиться чаще, и особенно тщательно, поскольку недопустимо малый угол наклона зуба способствует его быстрому выкрашиванию при работе бензопилы. Это особенно важно для звеньев, которые изготавливаются из конструкционных легированных сталей, содержащих кремний и марганец, например, 40ХГС или 35ХГСА.

Шаблон для заточки цепи бензопилы

Приобретая бензопилу, целесообразно обзавестись и специальным шаблоном (см. рис. 3), при помощи которого можно легко установить оптимальные значения углов зуба. С его помощью контролируются значения задних углов верхнего и торцевого лезвий, а также передний угол кромки (он указывается в инструкции производителя, и может изменяться в пределах 65…80°).

Особенно важно применение шаблона для оценки значения заднего угла верхнего лезвия. Этот угол заточки цепи бензопилы определить иначе очень сложно, а между тем его необходимо выдерживать в довольно ограниченных пределах — от 50 до 60°.


Измерение угла заточки выполняют определением угла между верхней режущей кромкой и линией, перпендикулярной к направляющей цепи.

Угол заточки цепи бензопилы можно менять, в зависимости от того, какие работы будут производиться. С увеличением твёрдости древесины, его значение должно быть меньше. В целом считается оптимальным значением угла 10…12° – при продольном распиле, и 25…30° – при поперечном распиле.

Рисунок 3 – Внешний вид шаблона для затачивания зубьев бензопилы

Заточку можно выполнять вручную, используя круглый напильник рабочим диаметром 4…5.5 мм, либо на станке. В первом случае крайне важно правильно располагать инструмент относительно затачиваемого зуба. Верхняя кромка рабочей части напильника располагается примерно на пятую часть выше верхней кромки зуба. Инструмент располагают перпендикулярно оси цепи, и под углом в 25…30° к верхней кромке зуба

Одного круглого напильника недостаточно. Для заточки ограничителя потребуется плоский напильник, а для очистки места проведения работ – крючок, снимающий образующиеся опилки. В продаже имеются также специальные державки, на которых проградуированы линии направления движения напильника относительно оси цепи. Как видно из рис. 4, державка может быть установлена на зуб сверху, и опираться на его верхнюю кромку. Поскольку высота державки адаптирована под определённый шаг цепи, то её следует выбирать применительно к бензопилам конкретных моделей и торговых марок.

Минимально необходимый комплект для того, чтобы получить верный угол заточки цепи ручным способом, представлен на рис. 5.

Рисунок 5 – Комплект заточного инструмента и приспособлений

Сначала затачиваются зубья одного направления, а затем – другого. Начинают с лёгких нажатий инструмента в направлении от себя, постепенно увеличивая нагрузку. В ходе заточки круглый напильник периодически проворачивают вдоль своей оси.

Механизированная заточка на станке

Заточка на станке значительно более удобна, и не требует высокой квалификации исполнителя. Такие станки имеют электропривод, и оснащаются специальными заточными кругами.

Для бытовой мастерской стоит приобретать компактные агрегаты, не занимающие много места при хранении, и пригодные для быстрого и качественного затачивания цепей бензопил от разных производителей. Такие агрегаты должны работать от стационарной электросети напряжением 220 В, обладать небольшим энергопотреблением (до 100 Вт) и лёгкостью своей установки на цепь.

Выбирая станок, необходимо обращать внимание на следующие его технологические характеристики:

  • Возможность обработки зубьев с различной толщиной верхней кромки и разным шагом цепи;
  • Возможностью регулирования угла заточки, в пределах, указанных ранее;
  • Наличие сменных шлифовальных дисков;
  • Постоянным значением ширины реза.

Конструкция станка проста, и включает в себя приводной электродвигатель, вал с посадочным местом для заточного диска, ручку с органами управления, приспособление для закрепления станка на цепь. Регулировка силы нажатия на затачиваемый элемент обеспечивается пружинным прижимом. Современные модели заточных станков снабжаются дифференцированным зажимом, которые предусматривает самоцентрирование изделия на станке. Для удобства проведения работ на корпусе зажима имеется измерительная шкала.

Опционно станки могут снабжаться также миниатюрной электрической лампочкой, которая производит подсветку рабочей зоны, а также гидроусилителем, облегчающим заточку.

Безопасность проведения работ обеспечивается откидным предохранительным щитком.

Правильная эксплуатация и уход значительно влияют на качество и производительность инструмента. Для комфортной работы нужно вовремя проводить заточку цепи . Затупленную цепь можно отнести к специалистам или же заточить её своими руками, тем более что весь процесс не является особо сложным. Необходимо лишь приобрести определённую сноровку, так как зубья на ней имеют необычную форму.

Когда нужно проводить заточку и как об этом узнать

Проблемы, которые могут возникнуть из-за несвоевременного обслуживания цепи:

  • кривые спилы;
  • повышенный расход топлива;
  • более быстрый износ ведущих деталей бензопилы и сокращение срока её эксплуатации.

Быстрота затупления зубьев зависит от частоты использования инструмента и условий. Достаточно всего пару раз зацепить землю или камни, и уже понадобится делать заточку цепи бензопилы.

Признаки, по которым можно узнать, что цепь затупилась:

  • инструмент пытается вырваться из рук, застревает;
  • сыпется мелкая стружка, практически пыль;
  • пила углубляется только при большом усилии;
  • увеличивается время распила.

Помимо этого, затупленные зубья можно просто внимательно осмотреть. Даже невооружённым глазом будут заметны признаки затупления.

Чем раньше проведена заточка цепи бензопилы, тем меньше металла стачивается, а значит, она дольше сможет прослужить.

Чем и как заточить зубья цепи

Зубья цепи для пилы имеют нестандартную форму. Состоят они из основания, лопатки и ограничителя глубины. Лопатка при этом имеет вертикальное лезвие и горизонтальное, спадающее под углом. Именно благодаря этим лезвиям бензопила распиливает древесину. Работают они по принципу рубанка, стёсывая кусочки, а ограничитель регулирует их толщину (разность по высоте между ним и горизонтальным лезвием и будет толщина стружки). Наточить цепь бензопилы можно ручным методом или с помощью станка.

Наборы для заточек

Один из самых распространённых способов – это с помощью набора, состоящего из круглого и плоского напильников, державки, шаблона для ограничителя и крючка, используемого для удаления опилок. Для правильного расположения державки на неё нанесены специальные разметки, позволяющие определить верный угол для заточки. Устанавливается она на верхнюю часть зуба и ограничителя, круглый напильник при этом остаётся под ней и располагается как раз возле лезвия. Благодаря державке напильник находится на правильной высоте, а точнее, на 1/5 выступает над лезвием. Для заточки режущего зубка используют только круглые напильники, так как контур зуба имеет округлую форму.

Наборы необходимо приобретать, учитывая размер шага цепи. Нельзя использовать один и тот же комплект для заточки разных цепей.

Перед тем как начать точить цепь бензопилы в домашних условиях, шину нужно закрепить в тиски или с помощью струбцины, главное, чтобы пила не шевелилась во время обработки. Установив державку согласно разметкам, начинают плавно и не слишком надавливая, двигать напильник строго от себя 2-3 раза. Аналогичные действия повторяются и со всеми остальными зубцами. Напильник время от времени нужно переворачивать, чтобы не было одностороннего износа. Сила давления и количество движений для всех должно быть одинаковым, это необходимо для равномерной заточки всех зубцов. Если они будут разными, то в цепи могут образоваться трещины, что приведёт к её поломке.

Чтобы работать было удобнее, сначала затачиваются зубцы с одной стороны, а после них пилу переворачивают и выравнивают зубья с другой.

Точить начинают с самого маленького зубца, чтобы длина всех остальных была одинаковой с ним. После того, как работа по обработке лезвий закончена, переходят к ограничителям. Сверху на цепь устанавливают шаблон из комплекта в таком положении, чтобы ограничитель находился в отверстие. Выступающую часть стачивают плоским напильником.

На видео показан пример того, как точить цепь бензопилы напильником:

Есть другой набор, который вместо державки, имеет один шаблон, как для заточки лезвия, так и для стачивания ограничителя. Устанавливают его так, чтобы цепь попадала в отверстия. После чего круглый напильник накладывается сверху на ролики и подводится под лезвие. Во время заточки нужно следить, чтобы он всегда был параллельно боковым граням шаблона.

Для ограничителя есть 2 отдельных отверстия, с надписью Soft, что значит для мягкой древесины, и Hard – для твёрдой. Выступающую часть из прорези, стачивают плоским напильником.

Заточка проводится только от себя и плавными движениями, количество последних должно быть одинаковым для всех зубьев.

Эта система позволяет заточить цепь за несколько секунд, даже не снимая её с шины. В комплект входит цепь PowerSharp, абразивный брус, пильная шина и заточное устройство. Для того чтобы заточить им цепь, понадобится сделать следующие 3 шага:

  • установить шину и цепь PowerSharp;
  • внутри заточного устройства закрепить брус, после чего его устанавливают на шину;
  • конец бензопилы упирают в какой-либо предмет и запускают на пару секунд.

В видео ниже показано более подробно, как заточить цепь бензопилы своими руками с помощью этой системы:

Ручные и электрические станки

Если зубья сильно сточились, и режущее лезвие потеряло свою форму, то выравнивать их вручную займёт много времени. В этом случае обычно используют ручной станок или электрический с кругом для заточки. Первый тип устройства имеет вид лучковой пилы с круглым напильником. Станки бывают стационарными и мобильными, которые можно установить прямо на шину.

Настраивать необходимые параметры начинают с самого маленького зубца. После того, как все зубья заточены и выровнены, круглый напильник заменяют на плоский, чтобы провести заточку ограничителей.

Преимущество электрических станков в том, что диск подводится прямо под затачиваемое лезвие. К тому же качество заточки в этом случае гарантированно и все зубцы будут одинакового размера.

В видео ниже показан пример заточки бензопилы своими руками с помощью электрического станка.

Сначала всегда затачиваются лезвия, а лишь потом ограничители.

Угол заточки можно менять – это зависит от цели назначения. Для распила твёрдой древесины используют меньший угол, а для мягкой больший. В любом случае он должен быть от 25° до 35°. 10° угол применяют для цепей, предназначенных для продольного разреза.

Качество строительного инструмента – вопрос не просто эффективности, но и безопасности работы. Именно поэтому следует тщательно следить за состоянием рабочих частей любого инструмента и бензопилы в том числе. Необходимо своевременно затачивать цепь и при этом не обязательно обращаться к специалисту: можно осуществить весь процесс самостоятельно. Далее подробно о технологии заточки цепи бензопилы своими руками (прилагается видеоинструкция).

Заточка цепи на бензопиле: необходимость процедуры и тонкости ее осуществления

Чтобы не потратить свое время напрасно, необходимо точно знать, что цепь на бензопиле уже затупилась. Определить это достаточно легко. Так, хорошо наточенная пила мягко и быстро входит в дерево. Если чувствуется хотя бы малейшее сопротивление во время работы с деревом, это – первый признак того, что цепь уже затупилась и не следует затягивать с ее заточкой. Дело в том, что изношенность цепи может повлиять следующим образом на очень важные показатели:

  • уменьшается производительность инструмента;
  • расход топлива сильно увеличивается;
  • звенья цепи испытывают перенагрузку, тем самым сокращается срок эксплуатации инструмента.

Бензопила

Чтобы должным образом осуществить заточку цепи бензопилы, необходимо иметь особую сноровку, а она может появиться лишь в том случае, если имеется представление об особенностях строения пилы. Дело в том, что зубья цепи отличаются достаточно сложным и необычным строением, соответственно, процесс заточки превращается в достаточно кропотливое дело.

Итак, край цепи густо покрыт зубьями, которые имеют 2 кромки: верхнюю и боковую. Одно звено цепи представлено основанием, лопаткой и ограничителем глубины.

То, насколько быстро цепь пилы затупится, зависит напрямую от нагрузки на инструмент и условий, в которых осуществляется работа. Так, достаточно лишь пару раз попасть пилой по камню или земле и придется точить цепь.

Оптимальные способы заточки цепи бензопилы

Существует несколько способов заточки бензопил, каждый из которых имеет свои преимущества и особенности. Далее детально о каждом из них.

Заточка напильником

Заточка напильником – один из наиболее распространенных, простых и эффективных способов заточки пилы. Чаще всего в специализированных магазинах продаются готовые наборы (иногда вместе с пилой) для заточки электро- и бензопил. Простейший набор состоит из следующих элементов:

  • напильника цилиндрической формы, установленного в державку;
  • плоского напильника;
  • крючка и шаблона для определения нужной глубины ограничителя.

Заточка с помощью напильника

Действовать напильником для заточки зубьев цепи следует осторожно, плавно, без излишнего давления на инструмент. Перед началом работы желательно закрепить шину. После этого можно приступать к работе. Итак, устанавливаем державку на затачиваемый зуб, удерживаем ее в одном положении и слегка прижимаем напильник к затачиваемой кромке. После этого делаем несколько плавных движений от себя.

Повторяем процесс аналогичным образом со всеми остальными зубьями. При этом следует помнить о том, что все зубья должны быть заточены одинаково. Добиться этого можно, применяя для заточки каждого зуба одинаковую силу и осуществляя при этом равное количество движений.

Совет. Во время процесса заточки зубьев цепи необходимо периодически поворачивать напильник по кругу. Это позволит избежать сильно выраженного износа точильного инструмента с одной стороны.

Заточка болгаркой

Данный способ считается одним из самых простых и доступных, но с одной оговоркой: при наличии под рукой болгарки и умении ею пользоваться. В противном случае, процесс заточки может быть не таким уж и простым.


Заточку можно провести с помощью болгарки

Особенность данного метода заточки состоит в том, что цепь не нужно снимать с пилы во время заточки ее зубьев. Для заточки следует подготовить уже использованный ранее диск по металлу толщиной около 2,5 мм.

Болгарка должна быть выставлена на минимальные обороты, а сам процесс необходимо осуществлять, постепенно двигаясь по порядку от одного зуба к другому.

Заточка на станке

К сожалению, в некоторых случаях недостаточно ручного способа заточки зубьев. Это происходит в том случае, когда пила использовалась столь часто и без оглядки на последствия неаккуратного использования, что кромка лезвия превращается в нечто бесформенное. Именно для таких случаев оптимальным вариантом можно считать станок.

Для заточки зубьев цепи чаще всего используют один из следующих типов станков:

  • Ручной станок. Это скорее особое приспособление, нежели станок. Рабочая часть ручного станка схожа с лучковой пилой, правда, используется здесь напильник цилиндрической формы. Механизм такого станка довольно непрост, но при тщательной настройке способен совершить процесс заточки точнейшим образом.

Станок для заточки пилы
  • Электрический станок. Заточку осуществляет непосредственно абразивный диск, встроенный в станок. Автоматическая настройка позволяет задать оптимальные параметры быстро и наилучшим образом. Дополнительно к станку в некоторых случаях идет защитная маска, которая предотвратит попадание в глаза искр и стружки.

Вот и все, что необходимо знать, для того чтобы быстро и грамотно осуществить заточку цепи. Удачи!

Как быстро заточить цепь бензопилы: видео

Режущее звено бензопилы состоит из:

  • основания звена цепи;
  • лопатки зубьев;
  • ограничителя глубины реза.

Для того, чтобы зубья достигли оптимальных режущих свойств, им придают некоторые углы. Спинка зуба, которая спадает по косой, формирует угол на верхнем лезвии, который необходим непосредственно для врезания лезвия в древесину.

Чуть дальше лопатка зуба начинает сужаться и образует сзади так называемый угол торцевого лезвия. Он необходим для качественного обрезания стружки дерева. Кромка на торцевом лезвии вместе с поверхностью скольжения режущего звена образует передний угол. Обычно он бывает от 61 до 86 градусов.

Задний угол реза регулирует наклон лезвия назад. В зависимости от типа цепи бензопилы угол бывает от 50 до 60 градусов. К сожалению, сзади угол верхнего лезвия невозможно измерять, поэтому его принято считать правильным, если соблюдены другие величины.

Угол заточки цепи бензоинструмента получают в результате измерений. Для получения точного угла заточки померьте, под каким углом верхняя режущая кромка находится к направляющей шине. Угол, под которым надо точить зубья, можно легко изменить.

Запомните, чем выше угол заточки цепи – тем выше производительность резания, в случае если вы работаете с непромерзлой мягкой древесиной. Угол заточки необходимо уменьшить в случае, если вы работаете с промерзлой твердой древесиной. Уменьшение угла поспособствует плавному ходу инструмента и уменьшению вибраций.

Однако, не забывайте, что угол заточки резов не должен превышать 35 градусов и быть менее, чем 25 градусов. Исключение возможно только цепи для продольного распила, у них угол заточки обычно 10 градусов.

На каждом звене для реза перед лопаткой зуба расположен ограничитель глубины. Расстояние ограничителя глубины – это разница между высотой верхней и передней кромки зуба. В зависимости от расстояния ограничителя будет меняться глубина вреза верхнего лезвия в древесину.

Расстояние ограничителя будет изменяться в зависимости от шага цепи. Как правило, оно должно быть в диапазоне 0,5-0,8 мм. На современных бензопилах чаще всего расстояние составляет 0,6 мм. Высокие значения будут приводить к повышенной вибрации и к сильной отдаче бензопилы. В свою очередь низкие значения будут приводить к меньшей производительности.

Что представляют собой зубья бензопилы

Зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию. Верхняя кромка зуба скошена под определенным углом к линии движения цепи. Он строгает древесину словно рубанок, а толщина стружки изменяется в зависимости от высоты ограничителя.

Не секрет, что интенсивная работа пилы приводит к быстрому изнашиванию и соответственно затуплению цепи. Бывали случаи, что рабочие в течение дня по нескольку раз затачивали зубья. Усугубляет износ ещё и то, что зуб достаточно быстро тупиться (если встречается с грунтом) в результате абразивного изнашивания.

Одного раза вполне достаточно, чтобы шина зацепила почву и начала плохо работать. Стружка становится мелкой, а бензопила с трудом проникает в дерево.

Совет : Важно помнить, что чем раньше изношенные зубья затачиваются, тем меньше материала вы должны снимать при настройке цепи.

Отсюда можно сделать вывод, что чем раньше заточена бензопила – тем лучше. Определить момент, когда необходимо наточить цепь бензопилы, несложно. Для начала обратите внимание на усилие подачи цепи.

Если цепь без труда режет материал при небольшом нажатии – значит, она наточена правильно. В случае, если бензопила начинает плохо резать при увеличенном усилии подачи – зубья изношены.

Также цепь пришла в негодность, если стружка из реза вылетает только мелкая. В этом случае бензопилу необходимо срочно точить, так как работа затупленной или дефектной цепью приведет к высоким циклическим нагрузкам, плохим результатам реза и к сильным напряжением в теле. Кроме того, вы израсходуете большое количество топлива и не сможете избежать повышенного износа практически всех деталей инструмента.

Как правильно точить цепь бензоагрегата

Так как внутренний контур поверхности зубьев круглый, а металл цепи не твёрдый, обычно цепь бензопилы затачивают напильником. Желательно, чтобы напильник имел круглую форму и небольшой диаметр. Положение напильника должно быть точным по отношению к зубу. Верхняя кромка напильника должна выступать на 1/5 часть зуба.

Прежде, чем вы начнете точить цепь бензопилы, вам необходимо посмотреть все её параметры, так как диаметр напильника будет изменяться в зависимости от шага цепи. Как правило, он бывает 4,5-6 мм. Помните, что напильник должен располагаться перпендикулярно относительно цепи в вертикальной плоскости, и под углом 30 градусов в горизонтальной.

Конечно, выполнить все эти условия в совершенстве, пользуясь одним напильником, сложно. Поэтому для качественной и правильной заточки пилы следует использовать различные приспособления. Приобрести их можно в специальных магазинах.

На державке круглого напильника нанесены специальные линии, которые помогут правильно выставить его относительно к цепи. Державку необходимо установить на затачиваемый зуб, ориентируясь по линиям.

Сама пластина должна опираться сверху на кромку зуба и на ограничитель глубины реза, а напильник необходимо расположить непосредственно под режущую кромку. Для разных шагов цепи существует различные державки.

Перед тем как точить цепь вашей бензопилы, рекомендуется закрепить шину. Во время заточки не нужно слишком сильно давить на напильник, ваши движения должны быть размеренными и плавными. Резкие движения напильником создают вероятность одностороннего износа, поэтому обязательно его проворачивайте.

Совет : Для того, чтобы все зубья были одинаковой конфигурации, совершайте все движения под одинаковым давлением.

Если же длина зубьев неодинакова, продолжайте точить – спиливайте их на длину самого короткого.

Для заточки ограничителя глубины лучше всего применять плоский напильник. Шаблон для заточки поможет вам обеспечить рациональные параметры заточки. Напильник, который будет наложен на шаблон, должен опираться на направляющие ролики.

Выступление на инструктивно-методическом совещании на тему:

«Участие в конкурсах педагогического мастерства:

проблема мотивации».

План:

1. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту (

2. Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно (проблема мотивации) (Авторы: Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова, А.С. Постников.// ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: МОСКОВСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА).

3. Материалы форума учителей.

4. Анкетирование.

5. Просмотр видеофильма о конкурсе «Сердце отдаю детям» 2011 г.

1.Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту.

Развитие педагогического потенциала является одним из 5 направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения также диктует потребность современных школ в новых кадрах.

Современный педагог. Какой он?

Чем же характеризуется профессиональная компетентность современного педагога или педагогическая компетентность?

Профессиональная компетентность педагога определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к делу.

Анализ профессионального опыта позволяет определить передовые тенденции в деятельности педагогов, их достижения. Он выражается в творческом стиле деятельности, проявляющейся в характере выдвигаемых целей, задач и результатов образования, использовании различных методов и средств воспитания, широте и глубине духовных контактов с учащимися.

В другом случае анализ опыта, как «лучший наставник», становится едва ли не ведущим ориентиром в определении педагогом целей, задач, результатов работы с учащимися. Обогащая его подобным образом, педагог в определенной степени содействует развитию своего мастерства.

Творческие поиски, воплощенные в профессиональном педагогическом опыте, отражают богатый внутренний мир педагога, его способность к рефлексии и экспериментированию. Такую возможность педагогу предоставляет участие в конкурсах педагогического мастерства.

Современный педагог - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин личного участия в конкурсах профессионального мастерства.

Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы становятся действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста. Опыт участия в различных конкурсах профессионального мастерства позволяет говорить его участникам о том, что конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.

Желание быть лучшим возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Признание в среде школьников и слова благодарности от родителей - безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение - победа на конкурсе профессионального мастерства и признание в среде коллег.

Профессиональные конкурсы - это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональных компетенций.

Участники конкурсов на своём примере доказывают, что учительский дар - это прежде всего призвание и огромный труд. Современный высококлассный педагог - не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу.

Профессиональные конкурсы направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержку инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Профессиональные конкурсы - не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: растут их знания, продвигается карьера.

Велением времени вызвана необходимость овладения профессиональными компетенциями. Педагог является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности.

Исходя из собственного опыта, участники конкурсов педагогического мастерства утверждают, что участие в таких конкурсах дает возможность педагогу: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях; повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах, социуме.

Приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, педагог должен проделать колоссальную работу: установить контакт с методистом-куратором своего направления, куратором конкурса; ознакомиться с документами конкурса; изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет; взвешенно оценить собственные возможности участия: не преувеличивать их, но и не умалять; выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации; продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса; систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия, выделив из них авторские и творческие находки; попытаться привлечь коллег к знакомству со своим педагогическим опытом: их мнения и суждения (особенно критические) помогут посмотреть на себя со стороны; не пренебрегать возможностями методической и психологической поддержки; продумать состав команды поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов.

2.Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно

(проблема мотивации)

Как гласит известная пословица, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к нашей педагогической сфере её, наверное, можно было бы перефразировать так: «Плох тот педагог, который не мечтает стать победителем профессионального конкурса».

Конечно, участие в любом конкурсе – это и значительные расходы времени, которого всегда не хватает, и естественные затраты нервной энергии. Наконец, что немаловажно для многих из нас, это и определённый психологический дискомфорт от того, что «твоё детище», не просто программу, педагогические наработки а, по сути, часть души, вложенной в занятия с детьми, будут оценивать не дети и их родители, чья оценка наиболее важна и значима для любого педагога, а строгие члены жюри, твои же коллеги, но судящие о ней со стороны, а не изнутри той повседневной кропотливой работы, которая и составляет суть педагогической профессии.

Поэтому, наверное, первым вопросом, на который должен ответить педагог, прежде чем согласиться с предложением руководства принять участие в конкурс, это вопрос, который стоит задать самому себе, - о мотивации такого поступка: зачем мне это надо? Есть масса вполне разумных аргументов, чтобы отказаться от участия в конкурсе, даже тогда, когда кажется, что собственный опыт работы носит действительно новаторский характер и позволяет достичь таких результатов в работе с детьми, которые не всегда доступны твоим коллегам.

Проблема мотивации поступков человека, как известно, одна из сложнейших проблем психологии. Мотивация – это не компьютерная программа, которую можно заложить в мозг человека, и заставить его действовать именно так, а не иначе.

Но в то же время не только наука, но и простой здравый смысл свидетельствуют о том, что в любой профессии человек нуждается во внешнем признании, что такое признание – важнейший стимул для работы и в то же время один из источников достижения внутренней гармонии, осознания собственной индивидуальности, профессионального и личностного самоутверждения.

Поэтому можно сказать, что на самом деле мотивация к соревнованию, проверке своих возможностей в открытом и честном сопоставлении собственной профессиональной деятельности с деятельностью коллег, есть в каждом из нас. Проблема не в её отсутствии, а в степени её проявления, в том, что можно определить как уровень профессиональных притязаний.

В сущности, уже само создание программы, педагогических разработок, работа по ним, доведение их до «блеска» – есть доказательство уровня профессиональных притязаний педагога. Поэтому любой педагог, их создатель, потенциально мотивирован на участие в конкурсе. Другое дело, что не всегда «обстоятельства времени и места» позволяют перевести возможное в действительное.

Поэтому нам представляется важным обратить внимание на несколько моментов, которые, возможно, стимулируют вашу мотивацию на участие в конкурсе.

Во-первых, приняв участие в конкурсе, вы сможете отшлифовать форму и содержание своей программы, поскольку те требования к её оформлению, которые являются необходимым элементом конкурса, позволяют придать ей более целостный и законченный вид. Опыт участия в таких конкурсах свидетельствует, что часто в процессе подобной частичной трансформации программы, её подведения под вроде бы формальные требования, автор неожиданно для самого себя обнаруживал какие-то скрытые возможности программы, усиливал её наиболее творческие, активные элементы, находил новые нестандартные шаги и повороты в её реализации, которые затем, осуществившись на практике, заметно повышали эффективность всей работы.

Во-вторых, самим фактом участия в конкурсе, пусть даже, если вы и не пройдёте дальше его первого этапа, вы демонстрируете и самому себе, и окружающим собственную профессиональную состоятельность, уверенность в том, что вы работаете на уровне, дающем основания претендовать на большее.

Опыт проведения предыдущих конкурсов свидетельствует, что некоторые участники, не дошедшие до финала в первый раз, вновь участвуют в конкурсе на следующий год и достигают успеха. При этом основным мотивом такой настойчивости становится именно уверенность в собственной состоятельности как профессионала.

В-третьих, при всех случайностях и досадных помехах, которые, конечно, случаются в каждом соревновании, конечный успех приходит к сильнейшим, но узнать, относишься ли ты сам к этому числу, можно только приняв участие в соревновании.

3.Материалы форума учителей.

Вопрос: Вот интересно - чем мотивированы учителя, принимающие участие в каких - либо конкурсах? Ведь конкурсы такие разные? И чего Вы достигли, что открыли для себя и в чем разочаровались, участвуя в них?

Ответы:

4.Анкета:

Участие в профессиональных педагогических конкурсах для Вас лично:

  1. показатель уровня Вашего педагогического мастерства;
  2. возможность "засветиться" в городском/районом методическом объединении, что будет положительно отмечено при аттестации;
  3. возможность повысить свой заработок за счет баллов стимулирующей части;
  4. этап рефлексии, который определяет Ваше дальнейшее направление в деятельности;
  5. другое

Вывод: все люди - разные. В опросе обозначены практически все возможные стороны, которые могут быть привлекательны педагогам. Каждый найдет свой стимул для участия в конкурсе.

Обращает на себя внимание, что большинство голосов привлекла к себе позиция возможности обмена опыта и общения с коллегами. Думаю, что это показательно и отражает современные тенденции развития нашего образования

Просмотр видеофильма о конкурсе «Сердце отдаю детям» 2011 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Областной конкурс программно-методических материалов педагогов дополнительного образования детей муниципальных учреждений дополнительного образования детей Московской области Круглый стол на тему: «Конкурс педагогического мастерства в повышении качества дополнительного образования»

« Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» А. Дистервег

Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Реализация современной государственной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Цель: педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Мотивы: профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта, принятие опыта других преподавателей. Результат: возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализация своего профессионального «Я» в условиях состязания, повышение своего профессионального уровня. Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияет на качество образования.

«Требования к учителю»: он должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием. На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель". А. Дистервег писал, что учитель - «солнце для вселенной».

Вопросы к обсуждению: 1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством? 2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего? 3. Что является критериями педагогического мастерства? 4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий?

В заключении можно сделать вывод: что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие.

1. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения. 2. Конкурсы педагогического мастерства играют существенную роль в стимулировании педагогического творчества. 3. Несут в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. 4. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

5. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. 6. Конкурс педагогического мастерства проводится в целях: - повышения престижа и статуса учителя в обществе, - усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, - общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, - а также развитие инноваций в образовании, распространение в системе образования передового педагогического опыта.

Желаем вам новых творческих идей и профессиональных достижений!

Предварительный просмотр:

Роль конкурсов профессионального мастерства в повышении
качества образования.

«Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,

Пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»

А. Дистервег

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Реализация современной государственной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта и принятие опыта других преподавателей для многих служат мотивом для участия в конкурсе профессионального мастерства. Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы.

В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень. Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег немецкий педагог , либеральный политик в свое время описал « Требования к учителю»: должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, постоянным самообразованием. На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель". А. Дистервег писал, что учитель - «солнце для вселенной».

Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Когда речь заходит о педагогическом мастерстве возникают спорные вопросы, например:

1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

3. Что является критериями педагогического мастерства?

4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий?

В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыт

Вопросы к обсуждению:

1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3. Что является критериями педагогического мастерства?

4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.