Как понять что ты одержим демоном. Как узнать беса в человеке: первые признаки

Считается, что дьявол, вселяясь в человека, накладывает на него свою печать, отмечает добычу. И поэтому прежде всего важно уметь распознавать одержимость, дабы не спутать бесноватого с больным психическим заболеванием, например шизофренией.

Наиболее легко заметить в человеке признаки бесноватости во время церковной службы:

- «припадочный» боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание либо, наоборот, выкрикивает ругательства и проклятия;
- окропление святой водой, прикосновение креста, вдыхание ладана может вызывать у него физические муки;
- звон церковного колокола заставляет его морщиться и страдать от головной боли;
- одержимый физически не способен принять ни одно из христианских таинств. Если подходит к причастию, может запросто оттолкнуть руку священника, предлагающую ему вино и хлеб.

Однако одержимость может проявляться и за пределами храма. Согласно христианским представлениям, к признакам бесноватости относятся и следующие:

Утверждение самого человека о том, что он одержим дьяволом (демоном) или его мучают бесы;
- буйство, когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным;
- богохульство, ругательства и проклятия в адрес церкви, святых;
- называние себя другим именем, разговоры от другого лица (от лица той сущности, кем человек одержим);
- внезапное проявление способности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
- появление паранормальных способностей и неестественных знаний;
- бесстыдное поведение;
- физические изменения во время припадка (одержимый нередко теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях, часто у него появляется огромная сила);
- изменение внешнего облика во время приступа (бесноватый принимает дикий, страшный вид) и самой личности (злой, кидающийся на всех и сквернословящий человек может быть вполне добродушным и спокойным, когда припадок проходит).

«Человеку неопытному очень сложно, почти невозможно отличить настоящую одержимость от психических заболеваний, например истерии, так как приступы этих болезней нередко очень похожи на приступы беснования, - пишет в своей книге «Об Ангелах и бесах» о. Константин Пархоменко .

Больной может неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть, кричать, нередко у него появляется такая физическая сила, что несколько человек не могут с ним справиться.

В самом Евангелии случаи болезни и одержимости часто переплетаются, поэтому иногда говорится об исцелении Христом одержимых, иногда — об изгнании бесов; так, например, в отрывке о мальчике, беснующемся «в новолуния», сказано: «и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».

Чаще других припадкам подвержены люди пассивные, зависимые, уязвимые, открытые или впечатлительные. Нередко им не хватает чувства собственного достоинства, они чрезмерно чувствительны и легко поддаются внешним влияниям. Аура у таких людей обычно слабая, у них нет четкой определенности в отношении самих себя.

Бывают случаи, когда в состоянии одержимости оказываются группы людей, что можно наблюдать в действиях толпы; и даже население целых стран, как это было в Германии во время правления нацистов.

Официальная паука не признает возможности вселения в человека бесов или дьявола. В психологии есть специальный термин - какодемономания, обозначающий психическое расстройство, связанное с бредом вселения в больного нечистой силы. Какодемон - злой дух, в противоположность нейтральному духу (демону) и благому духу (агатодемону).

В 1923 году психолог и психиатр Зигмунд Фрейд назвал какодемономанию неврозом, при котором человек сам создает себе демонов. Демоны, по его мнению, - результат подавления желаний. Одним из знаменитых одержимых, о котором писал Фрейд, был успешный баварский художник XVII века Кристоф Хайцманн.

В августе 1677 года Хайцманн был доставлен в полицию: в отчаянии он молил, чтобы его отвезли в ближайший храм Девы Марии. За девять лет до этого дня художник якобы подписал договор с Сатаной, взяв кровь из ладони своей правой руки. Срок договора истекал, и теперь Кристоф боялся, что за ним придет Дьявол.

Полиция поверила ему и доставила в храм. После трехсуточных заклинаний раскаявшийся Хайцманн увидел Деву Марию, заставлявшую Дьявола порван, договор, который гласил: «Кристоф Хайцманн. Продаю себя Сатане, чтобы быть его сыном во плоти и вручить ему тело и душу на девятый год».

Фрейд объяснял, что в расстройстве мужчины проявился пугающий образ недавно умершего отца, который, по представлению Хайцманна, хотел изнасиловать его и кастрировать. С точки зрения Фрейда, причина болезни Кристофа крылась в неудачном разрешении эдипова комплекса.

Основное, что можно противопоставить позиции неверия в бесноватость, -это опыт людей, занимающихся экзорцизмом (отчиткой), а все они свидетельствуют, что хотя и редко, но встречаются среди психически больных люди, в которых обитает именно личностное существо - дьявол. Данный факт, кстати, подтверждают и врачи-психиатры, которые по роду деятельности часто общаются с душевнобольными людьми.

«Если врач-психиатр не враждебен религии, но объективно оценивает клиническую ситуацию своих подопечных, он может заметить, что некоторые из больных со странной иррациональной агрессией относятся ко всему религиозному: чтению над ними Священного Писания, молитв, окроплению их святой водой, - пишет о. Константин Пархоменко.

Такие больные рычат, кусаются, забиваются под кровать, сторонятся всего святого. После соприкосновения ro святыней эти больные успокаиваются на некоторое время.

Автор лично знаком с дипломированным врачом, женщиной, которая уже больше 25 лет работает в городской психиатрической больнице. (...) Эта врач столкнулась с таинственным явлением: некоторым больным лекарства были не нужны. Они приходили в себя после соприкосновения со святыней, после чтения над ними молитв».

Практика показывает, что такие больные могут отличить святую воду от обычной; в священнике, одетом в светскую одежду, различают служителя церкви, и т.д.

Подобные опыты проводил еще в первой половине XX века известный российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Николай Васильевич Краинский, вначале скептик и позитивист, впоследствии — верующий человек. На данную тему им была даже выпущена книга, называвшаяся «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни».

Вот выдержка из этой работы:

«Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как бы скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Кода была свежая, крещенских (исследование было произведено в средине января).

Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и пилил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды».

Как уже упоминалось, для избавления одержимых от душевных и физических мук служители Церкви проводят отчитку - специальный молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.

Раньше такие ритуалы совершались священником индивидуально над человеком, который явно одержим злым духом. Массовые отчитки появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.

Сегодня в храмах, где служат «сильные батюшки», как называют их прихожане, можно увидеть одновременно несколько десятков человек, пришедших увидеть «сеанс экзорцизма» на всякий случай («А вдруг в меня тоже вселился бес?»). Это напрасная трата времени. Отчитка нужна только при явных симптомах беснования.

Для того же, чтобы быть недоступным действию злых сил, нужно помнить и воплощать в жизнь слова современного афонского старца Паисия Святогорца, который говорил: «Когда грех пребывает в душе человека на протяжении долгого времени, тогда диавол приобретает на него больше прав. И тогда, чтобы он оставил, нам нужно разрушить старый дом и построить новый».

Инструкция

Внимательно понаблюдайте за «подозреваемым», в которого, как вам кажется, вселился бес. Если прежде веселый и добродушный человек стал проявлять беспричинную агрессию по отношению к окружающим, и бранные слова сами срываются с его с языка, то весьма вероятно, что в него вселился бес. Разумеется, прежде чем ставить такой диагноз, стоит спросить у вашего , все ли у него в порядке. Ведь такого поведения может быть тривиальна.

Одержимости сопутствует целый ряд физических заболеваний, такие как потеря аппетита и бессонница, колики и постоянная зевота, особенно во время молитв, беспричинная слабость и боли. Также может наблюдаться неуемное обжорство и болезненная худоба при этом.

Также один из распространенных признаков одержимости бесом – когда человек разражается беспричинным громким смехом или начинает выть.

Обратите внимание, не появилась ли у человека в последнее время страсть корчить рожи, передразнивать, паясничать. Бесы, вселившись в человека, ведут себя таким образом.

У одержимых появляется склонность к азартным и эксгибиционизму. Попробуйте незаметно проследить за подозреваемым в вечернее время, когда, по его мнению, он один. Узнайте, куда он ходит и как проводит свой . При этом помните, что сама по себе страсть к азартным играм не , что непременно сидит бес.

Прогуляйтесь с человеком, в котором вы хотите определить беса , мимо церкви. Njn, в ком действительно поселился нечистый, не сможет близко подойти к церкви, особенно если в это время звонят . При этом его может начать трясти, словно в эпилептическом припадке.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • БОЖИЯ БЛАГОДАТЬ, ПОПАЛЯЮЩАЯ БЕСОВ

Наверное, неприятно, когда твоим телом завладевает другая сущность. И вдвойне неприятно, если эта сущность злая, иными словами – бес. Чтобы предотвратить данную неприятность, нужно знать, каким образом бес вселяется в тело человека.

Религиозное толкование

Перед тем как завладеть человеком, бесы подготавливают «почву». Они не могут вселиться в человека с чистой душой, поэтому внушают мысли греховные. Но бесы так внушают свои мысли людям, что те не замечают этого внушения. Свои мысли бесы прилагают к мыслям людей, дабы не было заметно, как греховные помыслы проникают в человеческое сознание.

Постепенно греховные мысли овладевают разумом человека. Пользуясь этим, бес может подчинить себе волю последнего, войти в его тело и управлять им. Таких людей называют бесноватыми, одержимыми или зомбированными.

Вселиться бес может не только в грешника. Иногда Господь попустительствует тому, чтобы бес вселился и в церковного, искренне верующего человека.

Признаки одержимости

Об одержимых написано множество книг и снято еще больше фильмов. Как следует из вышеизложенного, религиозное толкование одержимости выглядит как подчинение бесом воли человека.

Одержимый человек очень сильно изменяется как внешне, так и внутренне. У него могут происходить припадки ярости, случаются судороги. Бесноватые часто задумывают о самоубийстве, а еще чаще – об убийстве. Они могут разговаривать от лица того, кто завладел их телом, при этом даже на незнакомом языке.

Еще одним признаком одержимости является неприятие христианской символики. Но в данном случае речь может идти о психических нарушениях, нежели о факте внешнего вмешательства. Ведь мусульмане также не приемлют христианской символики, но это не свидетельствует об их одержимости.

В признаком одержимости считается аморальное поведение, галлюцинации, психические отклонения и частые потери сознания. Правда, в мусульман вселяются не бесы, а джинны или шайтаны, что одно и то же.

Религии или культы могут быть разными, но в любой из них внедрение в человека враждебной сущности сопровождается схожими симптомами. Одержимый не только сам страдает, но и причиняет страдания окружающим. Вселение беса оказывает губительное действие на своего носителя. При этом сущность не поедает тело изнутри физически – она питается энергией этого тела.

Как изгнать беса

Феномен вселения враждебной сущности был известен задолго до появления христианства. Жрецы, а потом священники пытались бороться с этими сущностями при помощи ритуалов, заклинаний и молитв. Правда, как показала практика инквизиторов, нет ничего более действенного, чем физическое уничтожение носителя.

Собственно, нужны были физические страдания жертвы – они их и получали. Когда инквизиторы сначала пытали, а затем заживо сжигали тело на костре, то бес получал столько энергии, что ему только и оставалось, что покинуть тело носителя перед самой его смертью.

Бесы невидимы для человеческого глаза, но ощутить их присутствие человек может. В присутствии беса внезапно возникает чувство настороженности, опасности. Человеку, вблизи которого находится бес, кажется, что за ним наблюдают. Чувство это довольно неприятное и весьма гнетущее. Избавиться от бесов помогают молитвы и некоторые действия.

Кто такие бесы

Бесы или демоны – это злые духи, которые стремятся навредит всему живому. Бесы питаются греховной энергией человека именно тогда, когда он предается небогоугодным занятиям. Особенно бесам нравится, когда человек курит, злоупотребляет алкоголем, питается мясом (желательно с кровью), предается разврату. В общем, демонам нравятся те люди, которые не соблюдают заповеди Господни.

Бесы созданы из очень тонкой материи, поэтому способны проникать сквозь стены, двери и
другие материальные преграды. Однако, они не могут проникать в освященное место, так как это помещение отмечено для Бога.

Защита от бесов

Если в помещении читаются молитвы и совершатся угодные Господу действия, то Бес не сможет войти в него, так как Господь посылает в это здание (или комнату в здании) свою защиту и свое благословение. Все, кто будет находиться в защищенном Богом здании/помещении, будут ограждены от бесовского воздействия.

Защита Господа распространяется и на тех, кто читает молитвы. Молитва – это самый лучший способ спастись от бесов. Таких молитв существует великое множество, в каждом определенном случае помогает своя молитва.

Если человек не защищен Богом, то злые духи легко могут проникнуть в его душу или завладеть его телом. Бесы приходят только туда, где им подготовлено место. Т.е., если человек пренебрегает молитвами, ведет небогоугодный образ жизни, то его душой и телом могут попытаться овладеть злые сущности. И вот тогда их очень сложно изгнать, во всяком случае самостоятельно человек справиться не сможет.

Молитвы от бесов

Самая универсальная молитв – это «Отче наш». По сути своей бесы – существа лукавые и лживые. В именно в этой молитве человек просит Господа «избавить от лукавого». Еще человек может обратиться с молитвой о защите к своему святому покровителю или ангелу-хранителю.

Разновидностей злых сущностей много, от каждой из них есть своя молитва. Конечно, обычному человеку не дано знать, какой именно бес находится рядом с ним. Но если защищать себя, читая хотя бы по одной молитве в день, то ни один из бесов не сможет приблизиться к праведнику.

Молитвы от злых духов можно найти в молитвослове, который продается в церковных лавках. Также молитвы есть и в интернете. Но молитва может и не спасти, если человек не раскается в своих деяниях и не примет Господа в свое сознание.

Чтобы демоны вас не посещали и не покушались на ваше тело и душу, нужно вести праведный образ жизни, соблюдать заповеди Господни, не совершать злых дел и не иметь греховных помыслов.

Часто на ночь мы смотрим фильмы ужасов. Видим, как в людей вселяются бесы и мучают их, управляя человеческим сознанием. После просмотра фильма спокойно засыпаем, даже не задумываясь, что бесы на самом деле существуют, также вселяются в людей в нашей с Вами, реальной жизни. Верующие люди утверждают, что бесы могут вселиться только в того человека, который подсознательно дает на это разрешение. В основном, мучениям «нечисти» подвергаются те люди, которые занимаются оккультными науками, магией, гаданиями.

Как определить одержимость бесом

Следующие правила помогут это вычислить:

  • Первое подозрение, что человек одержим бесами – это резкое изменение характера. Человек становится раздражительным, агрессивным, на всех кричит и произносит гадостные слова в сторону окружающих его людей. В этой ситуации стоит откровенно поговорить с человеком, может у него возникли проблемы в личной жизни.
  • Следующее подозрение - больной плохо засыпает и не спит по ночам, у него отсутствует аппетит, он выглядит больным и уставшим.
  • Самый страшный и распространенный признак, позволяющий определить бесов в человеке – когда больной воет или смеется без определенных на то причин. Это очень страшное зрелище.
  • Чтобы проверить, вселился ли в человека бес, нужно к больному поднести зажженную свечу, взятую из церкви. Если Вы увидели, что из пламя начал пробиваться темный дым, то в человеке есть нечистая сила.
  • Если Ваш знакомый раньше был нормальным, адекватным человеком, но сейчас он корчит рожи, паясничает без повода, передразнивает окружающих… Здесь обязательно нужно задуматься, что толкает его на эти поступки.
  • В тех, в кого вселился бес, начинает проявляться сильный интерес к азартным играм. Если подозреваемый никогда таким не увлекался, а потом резко начал, в этом случае следует задуматься и попытаться откровенно поговорить с человеком, узнать, что подтолкнуло его на этот шаг.
  • Чтобы определить бесов в человеке, подведите подозреваемого к церкви. Если в человека действительно вселился бес, он не сможет близко подойти к церкви, а тем более зайти внутрь. Если такой человек услышит церковный звон, ему может стать плохо, начнется тошнота, рвота, озноб.

Признаки одержимости человека бесами

Библия говорит о людях, в которых вселился бес так: люди становятся злыми, раздражительными, могут применять физическую силу к другим людям, у них могут быть галлюцинации, непонятные видения, которых другие люди не видят. У некоторых людей, в которых вселился бес, обнаруживается ясновидение, они могут предсказывать будущее. В некоторых случаях такие люди могут терять речь, слух или зрение.

Инструкция

Агрессия. Чрезмерно агрессивное поведение и неконтролируемые приступы гнева могут свидетельствовать о том, что в человека вселился демон. Беспричинная раздражительность становится все более частой. Человек перестает логично воспринимать свои действия. Вспышки ненависти ко всему вокруг заставляют его совершать акты насилия. Он может ударить маленького ребенка за мелкую оплошность, разбить стакан о стену. Нервные срывы чередуются у одержимых с крайней апатией.

Припадки. Приступы эпилепсии и судороги являются проявлением одержимости демонами. Ни с того ни с сего человек, который был абсолютно спокоен, через минуту начинает биться в конвульсиях. При этом он может так неестественно изгибаться, что приводит окружающих в ужас. Все можно списать на индивидуальную гибкость позвоночника, но это не единственное объяснение.

Потеря связи с реальностью. Одержимость демонами проявляется в странном поведении людей, которые до этого вели себя абсолютно адекватно. Им слышатся голоса, они видят то, чего не могут узреть другие. Это похоже на шизофрению, но может оказаться и оккультным.

Апатия. Когда демон все больше укореняется в теле человека, последний впадает в апатичное состояние. Он бездействует, перестает ходить на работу, общаться с близкими. Затем это может перерасти в суицидальное состояние. Одержимый стремится лишить себя жизни. Обычно он пытается это осуществить через колющие и режущие предметы. В этом есть нечто сакральное. Так демон стремится окончательно ослабить волю одержимого.

Знание языков. Если предыдущие причины можно объяснить с точки зрения психологии, то это уже явно паранормальное явление. Человек, который не владел и двумя языками, неожиданно начинает изъясняться на нескольких. Чаще всего это языки, например, древняя или шумерский. Голос одержимого может меняться до неузнаваемости. Он переходит на крик, хрип, рык, звучит откуда-то издалека. Часто человек может быть одержим не одним, а несколькими демонами, поэтому они говорят на разных языках.

Брань. Наличие в речи одержимого скабрезностей и пошлостей является неотъемлемым признаком одержимости. В целом, человек становится пошлым и ведет себя неприлично. Его сексуальные нападки на других людей могут быть излишне вызывающими. Непристойное поведение обычно становится одним из последних критериев перед полным вселением демона и вытеснением человеческой личности.

Отрицание религии. На начальных стадиях одержимости человек негативно относится ко всем символам религии: крестам, Библии, святой воде. Но на последних порах демон настолько укрепляется в своей власти, что он начинает свершать святотатства над ними. Одержимый плюет на кресты, святая вода на него никак не действует.

Болезненность. На последнем этапе вселения демона человек выглядит очень болезненно. Его кожа приобретает зеленовато-серый оттенок. Глаза краснеют и слезятся. Его постоянно тошнит, ему ломит суставы. Он перестает есть, а его органы начинают постепенно отказывать. Постоянные судороги и ослабление организма приводят к летальному исходу.

Обратите внимание

В христианстве в одержимости виновными считают демонов и дьявола, а в исламе - шайтанов и джиннов.

Полезный совет

Если вы подозреваете кого-то в одержимости, стоит сразу обратиться к медиуму или священнику. Помощь одержимому нужна немедленно, иначе потом станет поздно.

Связанная статья

Источники:

  • О признаках вселения демонов и их видах

Наверное, неприятно, когда твоим телом завладевает другая сущность. И вдвойне неприятно, если эта сущность злая, иными словами – бес. Чтобы предотвратить данную неприятность, нужно знать, каким образом бес вселяется в тело человека.

Религиозное толкование

Перед тем как завладеть человеком, бесы подготавливают «почву». Они не могут вселиться в человека с чистой душой, поэтому внушают мысли греховные. Но бесы так внушают свои мысли людям, что те не замечают этого внушения. Свои мысли бесы прилагают к мыслям людей, дабы не было заметно, как греховные помыслы проникают в человеческое сознание.

Постепенно греховные мысли овладевают разумом человека. Пользуясь этим, бес может подчинить себе волю последнего, войти в его тело и управлять им. Таких людей называют бесноватыми, одержимыми или зомбированными.

Вселиться бес может не только в грешника. Иногда Господь попустительствует тому, чтобы бес вселился и в церковного, искренне верующего человека.

Признаки одержимости

Об одержимых написано множество книг и снято еще больше фильмов. Как следует из вышеизложенного, религиозное толкование одержимости выглядит как подчинение бесом воли человека.

Одержимый человек очень сильно изменяется как внешне, так и внутренне. У него могут происходить припадки ярости, случаются судороги. Бесноватые часто задумывают о самоубийстве, а еще чаще – об убийстве. Они могут разговаривать от лица того, кто завладел их телом, при этом даже на незнакомом языке.

Еще одним признаком одержимости является неприятие христианской символики. Но в данном случае речь может идти о психических нарушениях, нежели о факте внешнего вмешательства. Ведь мусульмане также не приемлют христианской символики, но это не свидетельствует об их одержимости.

В признаком одержимости считается аморальное поведение, галлюцинации, психические отклонения и частые потери сознания. Правда, в мусульман вселяются не бесы, а джинны или шайтаны, что одно и то же.

Религии или культы могут быть разными, но в любой из них внедрение в человека враждебной сущности сопровождается схожими симптомами. Одержимый не только сам страдает, но и причиняет страдания окружающим. Вселение беса оказывает губительное действие на своего носителя. При этом сущность не поедает тело изнутри физически – она питается энергией этого тела.

Как изгнать беса

Феномен вселения враждебной сущности был известен задолго до появления христианства. Жрецы, а потом священники пытались бороться с этими сущностями при помощи ритуалов, заклинаний и молитв. Правда, как показала практика инквизиторов, нет ничего более действенного, чем физическое уничтожение носителя.

Собственно, нужны были физические страдания жертвы – они их и получали. Когда инквизиторы сначала пытали, а затем заживо сжигали тело на костре, то бес получал столько энергии, что ему только и оставалось, что покинуть тело носителя перед самой его смертью.

СИАНЕЛ Copyright

21 ПРИЗНАК ПРИСУТСТВИЯ САТАНЫ

I. Первый трюк дьявола - попытка убедить всех, что он не существует. Маскируясь, пытается выглядеть, как все окружающие. Его называют князем тьмы потому, что, плетя свои козни, он стремится укрыться в тени, остаться инкогнито. На любые поступки у него заготовлен ряд алиби.

II. Человек одержимый дьяволом непременно обладает скрытым или явным нравственным пороком. Одержимость пороком проявляется как хромота умственная, хотя многих сынов и дочерей греха Бог метит врожденным физическим недостатком.

III. Дьявол всегда человеконенавистник. Дьявол не может любить и не терпит тех, кто любит. Каждое проявление нежности дьявол встречает бешеной злобой.

IV. Дьявол крайне агрессивен и чрезвычайно жесток. В проявлении власти и жестокости находит порочное сладострастие, доводя подвластного ему мужа до извержения семени. На дне души любого вождя притаился дьявол.

V. Дьявол, выглядя анархистом, всегда стремится к власти. Он не признает ничьей власти, кроме своей собственной. Его покорность чему-либо всегда временна и носит показной характер.

VI. Дьявол - отец лжи и первый обманщик: обещает золотые горы, а платит разбитыми черепками.

VII. Дьявол первый интриган. Коварство его врожденная черта. Одержим болезненным любопытством по отношению ко всяким тайнам. Разносит сплетни и клевету, находя в том особенное удовольствие, и сообщает о своих кознях только для того, чтобы еще раз посмеяться над легковерными. Все, что он делает, строится на холодном расчете.

VIII. Дьявол - это троянский конь всех времен и народов. Отец всех предателей и провокаторов, всех душевно неуравновешенных и вечно недовольных людей.

IX. Дьявол любит маскироваться под ангела света, борца за идеалы Церкви и Государства, а сам втайне защищает порок. Самые наибольшие носители греха производят впечатление особенной святости.

X. Дьявол любит прятаться за самые лучшие человеческие чувства. За разглагольствованиями о высокой любви весьма нередко скрывается смертный грех кровосмешения - Грех Эдипа, Электры и богомерзкого Калигулы, жившего с сестрой, подобно мужу.

XI. Дьявол – неустанный новатор, он же первый экстремист, всегда стремится к крайностям и никогда не удовлетворится полумерами.

XII. Дьявол всегда нигилист и циник. Втайне презирает, какие бы то ни было, истины Святой церкви и человеческого порядка и отвергает их на деле, если не боится уронить маску с лица своего.

XIII. Дьявол любит все делать в темноте, сзади и наоборот. Извращенность вкуса первостепенный признак дьявола. Привычка противоречить - неистребимое свойство дьявола.

XIV. Дьявол опасен только тогда, когда его не видят, и стоит ему только обнаружить себя, как он становится мерзким, смешным и жалким.

XV. Дьявол всегда склонен к иронии и сарказму, но сам над собой не может терпеть иронии и насмешек.

XVI. Дьявол всегда склонен к разрушению и саморазрушению, убийству и самоубийству. Находит удовольствие не только в том, чтобы мучить кого-нибудь, но и в провоцировании других на причинении ему боли.

XVII. Дьявол всегда лучше других знает, как влиять на людей, как завоевывать друзей, ибо темные стороны жизни видны ему лучше простаков, не привыкших всматриваться в темноту.

XVIII. Дьявол - это партия партий и союз союзов. Одержимые дьяволом быстро распознают друг друга по интимным признакам. По закону подобия они тянутся друг к другу. Создают внутри любой организации тайную когорту, с помощью которой захватывают власть в организации.

XIX. Легион – имя дьявола. Куда ни глянь, дьявол всегда будет между нами, ибо половина человечества, в той или иной степени, одержима грехом блудодеяния. Мужеложцы и лесбиянки первые слуги дьявола, но из них получаются самые способные шпионы для дела Святого ордена.

XX. Правда о дьяволе - это такая грязная вещь, что меченные дьяволом, люди не могут спокойно ее воспринимать.

XXI. Когда вы решите, что, наконец-то, поймали дьявола в капкан, вы увидите, что он сидит в вашем собственном кресле. Ибо, сталкиваясь с происками извечного противника человечества, сердце честного слуги Господа наполняется ожесточением. Это мешает делу инквизиции Святой римской церкви: одних грешников нужно лишь изолировать, других, как иудеев, - лишать прав, и только неисправимых нужно сжигать живыми, без пролития крови.

Подведу итог. Нравственный императив Добра: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Дьявол, поступая с другими, как с бессловесным скотом, требует к себе относиться, как к Богу. Являясь сущностью бессмертной, дьявол возомнил себя во всем равным Богу. К Нему он неустанно ревнует людей. Смириться перед Господом ему мешает непомерная гордыня. Вот почему смирение - первая добродетель воина ордена Святого Грааля.

Истины сии нетленные были возвещены мне, рабу божьему Кристобальду, пророком Иоанном, явившимся мне в ночь с 6 на 7 октября 1582 года от Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Записано достоверно монастыря Святого Себастьяна послушником Диего, Севилья. Пятница, 12 октября 1582 года.