Как помочь школьнику? Елена Камаровская - Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание.

Опубликовано автором - - Ноябрь 18, 2015

Мудрые люди всегда понимали, что истоком знаний является познание, а вселенский характер человеческого разума помогает осмыслить и научиться всему на свете. Знания об устройстве мира являются стартовыми ступеньками для изобретений и открытий. Чем больше базовых ступенек, тем шире кругозор и больше возможностей. Именно поэтому мы так стремимся развивать .

В этой статье мы будем разбираться со следующими вопросами:
— почему необходимо развивать навыки запоминания;
— основные виды памяти;
— семь принципов, помогающих улучшить кратковременную и долговременную память;
— пять веселых упражнений для улучшения слуховой памяти;
— семь советов для быстрого заучивания текстов наизусть;
— как расслабиться и получать удовольствие от тренировок памяти.

Почему необходимо развивать навыки запоминания.

Довод №1. При изучении большинства предметов необходимо постоянное запоминание:
— языки – лексика, правописание, пунктуация;
— математика – правила, формулы, теоремы;
— естествознания – понимание явлений и процессов, определения;
— история – даты, личности, события.

Довод №2. Дети довольно эгоистичны и жестоки, так как многого не понимают. Часто они дразнят ребенка, который чем-то отличается от большинства. И дружат с таким ребенком, соответственно, тоже далеко не все. Поэтому из-за проблем с памятью вытекает не только низкая успеваемость, но и заниженная самооценка.

Довод №3. Дети, плохо запоминающие информацию, обычно имеют сложности и в самоорганизации – у них возникают проблемы с личными вещами, путаются с распорядком дня и не всё успевают.

Виды памяти — почему для нас важны эти различия

Начнем с основных понятий. Память – это форма воспроизведения окружающего нас мира, позволяющая закреплять, хранить и преумножать личный опыт. Только у младенцев память, как чистый лист. Без памяти невозможно научиться чему-либо, именно она лежит в основе любого обучения и развития, в том числе и школьников.

Есть много видов памяти, но мы рассмотрим только основные, которые важны для работы над улучшением процесса запоминания. Образная память делится на несколько видов: зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная. Понаблюдав, внимательный родитель сможет определить приоритетный вид памяти у ребенка – некоторые воспринимают лучше информацию на слух (когда им читают), некоторые – зрительно (когда читают сами), некоторые предпочитают записать или проговорить информацию (двигательная память), а некоторые запоминают информацию, которая удивила или поразила (эмоциональная память). Обычно у ребенка ярко выражены несколько видов памяти, над остальными придется поработать.

Для каждого возраста ребенка характерен свой вид памяти. У младших школьников ярко выражена непроизвольная и наглядно-образная память, поэтому для лучшего запоминания целесообразно использовать яркие картинки и интерактивные способы. У детей среднего школьного возраста идет формирование словесно-логической и произвольной памяти – осваивать приходится все больше информации, притом не всегда интересной.

Родители часто удивляются: «Ну как так может быть – всех динозавров даже по хвосту узнать сможет, а с заглавной буквы писать предложение – забывает». Просто у этого ребенка хорошо развита долговременная память, в которой сохраняется важная для него информация, а вот кратковременная память пока не сформировалась – она обрывочная и ненадежная, то есть требует внимания. Это относится к вашему ребенку, если вы замечали за ним следующее:
— когда читает, плохо осознает прочитанное;
— имеет проблемы со слуховым восприятием – это важно для скорости превращения слова в мысленный образ;
— становится беспокойным и невнимательным, если приходится долго и пассивно получать информацию;
— в школу ходить не хочет, обижается на учителей и одноклассников, смущается отвечать;
— если теряет мысль, то совсем теряет и суть рассказа;
— не очень интересуется обучением вообще и данной темой в частности.

Кратковременная память – это дверь в царство долговременной памяти. Если какая-либо информация не задержится в кратковременной, мозг не сможет ее транспортировать в хранилище долговременной памяти.

Глупо требовать от ребенка запоминать то, чего он не осознаёт. Только увидев ряд следующих доказательств, родитель может быть уверен, что ребенок однозначно понял информацию:
— воспроизвел без подсказок и своими словами;
— рассказал правильно и кратко, без излишних дополнений.

Если заметили, что ребенок не полностью усваивает материал в школе, не нужно закрывать глаза на проблему, она не рассосется. Мало объяснить материал, надо проследить, чтоб информация попала в долговременную память, и ребенок смог ее оттуда извлечь по прошествии отрезка времени. Задача внимательных родителей – помочь детям освоить все виды памяти, потому что без умения запоминать и помнить информацию, результативная учеба в старших классах уже невозможна.

Семь принципов, помогающих улучшить кратковременную и долговременную память.

Принцип 1. Повторяем накапливая. Если хотите помочь запомнить что-то надолго – нужно добавить 15 минут в день к основному времени на выполнение домашнего задания. Эта методика запоминания получила название накопительного повторения. Определите три темы, требующие пристального внимания, и повторяйте нужный материал ежедневно пять минут, и тогда вы достигнете фундаментального наслаивания пластов знаний. Кстати, о пяти минутах. Еще госпожа Гурченко в своей знаменитой новогодней песенке про 5 минут пыталась определить — это много или мало. Давайте посчитаем: пять минут в день — это полчаса в неделю или два часа в месяц – выходит довольно приличный отрезок времени. Естественно, за пять минут вы не успеете повторить весь учебный материал по выбранной теме, но повторяя каждый день разные части, вы скоро освоите большой объем информации. Придерживайтесь ежедневно этого нововведения, и память ребенка начнет радовать.

Принцип 2. Сверхзапоминание. Суть метода состоит в постоянном повторении до достижения автоматизма – ребенок отвечает быстро и без подсказок. После этого периодически, раз в неделю, возвращаетесь к повторению – тогда материал усвоится так, что ребенок легко сможет воспользоваться им даже в стрессовых ситуациях. Оптимальным вариантом подачи информации является совместный визуальный и кинестетический, ребенок должен видеть и делать одновременно. Также следует учесть и состояние школьника – когда он отдохнувший, в хорошем настроении и ему интересно, тогда его долговременная память сохраняет и извлекает информацию более эффективно.

Принцип 3. Ассоциации. Понятно, что все мы лучше запоминаем новую информацию, если может ее привязать к уже знакомым фактам. Множество мнемонических техник и фраз помогают нам в этом. Например, «Каждый охотник желает знать, где…» Ну вот видите, знаете. В этой фразе каждая начальная буква слова помогает запомнить цвет радуги, порядок слов соответствует порядку расположения цветов.

Примеры известных мнемотехник:
— определять количество дней в месяцах, используя костяшки пальцев на руках;
— запоминать исключения, например, три наречия, которые пишутся без мягкого знака по фразе «уж замуж невтерпеж»;
— облегчить запоминание таблицы умножения на «5», объяснив, что все ответы заканчиваются на «0» или на «5».

Принцип 4. Метапознание. Это новомодное слово используется в значении «осознание собственного сознания». Когда мы помогаем нашим детям искать, замечать, связывать факты в единый ряд, мы учим их думать и понимать свой ход мысли. Раньше считалось, что есть способные ученики, которым дано от бога, и, скажем лояльно, менее способные ученики. Результаты многочисленных исследований в области неврологии опровергают это мнение. Учеными доказано, что наш мозг податлив и может научиться учиться.

А помочь в этом мы можем, используя диагностическую подсказку, когда ребенок допускает ошибку. Мы должны помочь осознать ошибку – то есть найти ее, обдумать и понять причину. Хочу привести пример на изучении таблицы умножения. Если на вопрос: «Сколько будет три умножить на три» ребенок радостно кричит: «Шесть», не стоит одергивать его фразами, типа: «Да будь же ты внимательнее!». Попробуйте применить диагностическую подсказку на практике: «Наверное, ты услышал три плюс три, поэтому ответил шесть, и это правильно. Но я просила тебя умножить. Итак, какой ты сейчас должен решить пример?» После этого стоит потренировать слуховое внимание, чередуя примеры на умножение и сложение.

Принцип 5. Быстро вспоминаем. Если одна и та же информация вспоминается довольно часто, мозг решает, что она важна для нас и направляет ее в долговременную память, из которой ею легко пользоваться. В мозге происходит интереснейший процесс — когда мы регулярно, пусть даже короткое время, вспоминаем определенный изученный материал, то при попытке его извлечения мозг пытается все больше информации сделать взаимосвязанной и отправить в долговременную память.

Принцип 6. Запоминаем по-разному. Чем больше различных способов запоминания вы используете, тем быстрее эта информация попадет в долговременную память. Различная информация будет храниться в разных областях мозга, и это помогает эффективно воспроизводить её. Приведу конкретный пример. Выучив историческую дату, ребенку нужно будет ответить и на вопрос «В каком году закончилась Великая отечественная война?» и на вопрос «Что произошло в 1945 году?»

Принцип 7. Постепенно увеличиваем временной интервал .

Если ребенок отлично отвечает через день, спрашивайте раз в неделю. Когда начнет прекрасно вспоминать данную информацию при еженедельном интервале опроса, спрашивайте раз в месяц на протяжении нескольких месяцев. После покорения этой ступени, информация будет надежно отправлена на пожизненное хранение в архив долговременной памяти.

Пять веселых упражнений для улучшения слуховой памяти.

Хочу рассказать про упражнения для улучшения слуховой памяти, которые нам с сыном очень помогли. Сын с удовольствием баловался со мной, не подозревая, что выполняет упражнения для тренировки памяти.

Упражнение 1. Эхо. Начинать в нее играть можно уже с трех лет и до момента, пока не надоест. Она помогает улучшить слуховое внимание, скорость визуализации, дикцию и точность воспроизведения интонаций. Только не забывайте, что и в эту игру не стоит играть более пяти минут в день.

Упражнение 2. Муха – повторуха. Говорить нужно только незнакомые слова. Сыну очень нравилось повторять шуточные заклинания, но и иностранные слова повторять он не отказывался. Так мы убиваем двух зайцев – рифмованная тарабарщина смешит, а слова пригодятся для общего развития.

Упражнение 3. Ты мне сказку расскажи, так как я тебе. В этой игре можно использовать небольшие литературные произведения. Сыну нравится делать это упражнение перед сном — вначале мы ему читаем сказку, потом он пересказывает услышанное. Если пересказывает хорошо, то мы читаем еще одну сказку, которую пересказывать уже не нужно. Судя по тому, что играем мы в эту игру уже больше года, условия сына вполне устраивают.

Упражнение 4. Я сказочник. Играем всей семьей. Кто-то говорит пять-шесть слов, не связанных по смыслу, например: «Кошка, окно, ветка, птичка, прыжок». Тот, кто запомнил, кричит: «Я сказочник!» И повторяет эти слова в том же порядке, но уже связав логически. Например, так. «Сидит кошка на окне, смотрит вдаль. И тут вдруг на ветку садится птичка. Кошка как прыгнет, а окно-то было закрыто. Тяжело домашней кошке быть удачливой охотницей». Если допущены ошибки, или что-то забыли упомянуть, можно назвать себя «волшебником» и внести изменения.

Упражнение 5. Учитель. Ребенок сам придумывает слова или предложения, а мы повторяем их за ним. Я стараюсь иногда допускать ошибки, что бы проверить его внимательность и порадовать – ведь приятно когда мальчишка находит у взрослых ошибки.

Скажу честно, я не знаю людей, которые любят заучивать тексты, но я знаю тех, кому это дается легко. Проштудировав много литературы на эту тематику, поняла, что этот навык нужно тренировать чуть ли не с самого рождения.

Для начала необходимо выбирать совсем легкие стишки, состоящие из двух рифмованных строк. После того, как две строки повторяются уже со второго раза, начинаем учить четыре строки, и так постепенно наращиваем количество строк и сложность текста.

Категорически нельзя раздражаться или агрессивно комментировать неудачные попытки, потому как детям и так тяжело воспроизводить на слух, а тут взрослые еще больно бьют по самооценке.

Совет 1. Прежде чем просить ребенка повторить изучаемый текст наизусть, прочитайте его вслух раз десять, медленно с выражением.

Совет 2. Задавайте ему вопросы, чтобы быть уверенным в понимании смысла текста вообще и всех слов в частности.

Совет 3. Теперь читайте текст так же, как вначале, только опускайте последнее слово в каждой строке, бросая выжидательные взгляды на ребенка. Делайте паузу, улыбайтесь и ждите – ребенок должен что-то сказать. Если он правильно назвал пропущенное слово, покажите ему кивком головы, что он молодец и вы довольны. Если ошибся или молчит, вы просто произносите сами нужное слово и читает дальше. Дойдя до последнего слова следующей строки, вы снова делаете паузу и, улыбаясь, смотрите на ребенка. Этот прием заучивания известен как методика пропущенных слов. Она помогает избежать ощущения допроса у следователя, ребенок расслаблен и не боится разочаровать вас своим незнанием. Читать стихотворение нужно до тех пор, пока ребенок не сможет уверенно произносить последнее слово в строке без подсказок и намеков. Важный момент – не затягивать время на обучение, постарайтесь успеть за пять минут.

Совет 4. Попробуйте теперь пропускать два последних слова в каждой строке, давая ребенку время самостоятельно вспомнить и назвать недостающие слова.

Совет 5. Теперь вы подсказываете только первых два слова в строке, дальше ребенок пытается сам вспомнить и рассказать. Каждый раз, когда у него это получится правильно, показывайте жестами и улыбкой, что вы довольны результатом.

Совет 6. Как только ребенок сам смог рассказать стихотворение, попросите его повторить уже с интонацией, добавлением мимики и жестов и стоя перед зеркалом. Если получилось хорошо – зовите родственников и устраивайте публичную репетицию.

Совет 7. Если думаете, что процесс заучивания завершен, придется вас расстроить – нет. Еще необходимо его несколько раз повторить, чтобы оно попало в хранилище долговременной памяти. Идеальный вариант, если вы будете иногда повторять ранее изученные стихотворения – это поможет ему в приобретении таких полезных навыков, как слуховое восприятие информации и быстрое заучивание наизусть.

Как расслабиться и получать удовольствие от тренировок памяти.

А теперь 7 основополагающих моментов, которые помогут вам сотрудничать с ребенком.

Момент 1. Тренировка памяти должны быть всегда по продолжительности не более пятнадцати минут, даже если ребенок попросит: «Еще, ну хоть чуть-чуть».

Момент 2. Всегда начинайте с легких вопросов – это будет разминкой для мозга и согреет самолюбие.

Момент 3. Всегда демонстрируйте радость на правильные ответы. Это можно показывать:
— улыбкой;
— похвалой, озвучивая конкретные достижения, например: «Раньше ты этого не знал, а теперь быстро отвечаешь. Все ответы правильные!»;
— знаком одобрения, например, поднятым вверх большим пальцем руки.

Момент 4. Чаще перефразируйте вопросы, например:
— сколько будет трижды шесть;
— сколько будет три умножить на шесть;
— сколько будет три раза по шесть;
— на сколько надо умножить шесть, чтобы получилось восемнадцать?;
— на сколько надо умножить три, чтобы получилось восемнадцать?

Чем больше вариантов придумаете — тем лучше, заодно и свои мозги потренируете.

Момент 5. Установите новые занимательные правила и регулярно их соблюдайте. Хочу привести примеры наших правил, которые сын воспринимает с энтузиазмом:
— по дороге в школу решаем 10 примеров на сложение и 10 примеров на вычитание;
— по дороге со школы учим два новых английских слова;
— когда стоим в очереди в магазине или в банке, играем в слова.

Момент 6. Если возникают сложности с запоминанием какой-то даты или события, помогите найти ассоциацию или провести параллели.

Момент 7. Часто за нытьем, спорами, отказами делать домашнее задание, прячется тревога. Мы можем помочь справиться с этим психологическим дискомфортом, используя:
— , то есть не обзывать ребенка гением, а говорить конкретно, что из сделанного было выполнено качественно;
— ответное слушание – это когда вы поддерживаете ребенка, озвучивая его эмоции: «Да, я понимаю, ты рассержен и расстроен тем, что у тебя не получилось с первого раза. Но ты сейчас внимательно посмотришь и сам найдешь ошибку, а потом мы вместе попробуем разобраться, почему так вышло, хорошо?». Такая манера разговора очень эффективно успокаивает детей, это их обезоруживает, и тогда они начинают понимать, что вы их единомышленник и просто стараетесь помочь.

Я очень надеюсь, что информация и советы, изложенные в этой статье, будет полезными и найдут свое место в вашей повседневной жизни. Если у вас есть возможность уделять 15 минут в день на развитие навыков запоминания информации, то уже через месяц вас удивят результаты. Обучая ребенка в игровой форме, вы не только приятно проведете время вместе, но и поможете ему стать внимательнее и , более в себе и своих силах. Удачи вам и радости новых открытий!

Низкая успеваемость ребенка в школе и нежелание ходить на занятия – распространенная проблема во многих семьях. Причиной этому могут быть большие нагрузки школьных программ и неумение учителей подать информацию в интересном виде. Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.

Эйдетика – наука о развитии памяти. Она помогает человеку более эффективно воспринимать информацию. Основной принцип эйдетики состоит в следующем: любую информацию можно представить в виде картинок-образов. Такой способ обучения используется не просто для улучшения памяти, он делает учебный процесс игрой. При этом дети будут стремиться получить новые знания и не захотят уклоняться от выполнения домашних заданий. Эйдетика для детей - методика, подходящая школьникам любого возраста.

Таблетки для памяти

Низкий уровень успеваемости в школе вполне может быть из-за рассеянного внимания. Решить проблему помогут ноотропные препараты для улучшения памяти, они позволяют повысить кровообращение мозга и концентрацию внимания. Ноотропы оказывают положительное воздействие не только на интеллектуальные способности детей и взрослых, они также нормализуют общее состояние нервной системы. Такие лекарства для улучшения памяти содержат нейромедиаторы, витамины и аминокислоты. Еще один активный компонент данного средства – глицин. Это вещество уменьшает психоэмоциональное напряжение и положительно влияет на умственные способности. Купить ноотропный препарат можно после консультации с врачом.

Вещества, которые имеют прямое отношение к памяти: кальций, йод, медь, марганец, железо, магний, цинк, ниацин, фолат, холин, лецитин, витамины В1, В6, В12 и С. Эти вещества содержатся в биологически активных добавках (БАД), которые не являются лекарственными средствами, а также в натуральных продуктах.

  • Мозгу нужна глюкоза - источник энергии. Чтобы восполнить ее недостачу, необходимо употреблять в пищу продукты, улучшающие память - бананы, картофель и виноград.
  • Естественные стимуляторы мозговой активности - витамины группы В. Они содержатся в злаковых культурах, молоке, печени и дрожжах.
  • В нежирном мясе, кунжуте и яблоках содержится железо, которое отвечает за нормальный уровень гемоглобина в крови.
  • Цинк и медь активизируют мышление. Они содержатся в цветной капусте, зернах подсолнуха и овсяной каше.
  • Лецитин отвечает за нормальный рост и развитие организма, он также нужен для обеспечения концентрации внимания и благоприятной работы мозга. Его основные источники: орехи, сельдь, яйца, сливочное масло.
  • Магний и кальций есть в сыре, авокадо, кунжуте и манго.

Мозг состоит из воды на 85%. Дефицит даже 2-3% воды может существенно понизить активность мозга. Чтобы иметь возможность быстро решать задачи и запоминать правила, подростку нужно выпивать не менее двух литров воды в день.

Головной мозг, как и тело, нуждается в постоянных тренировках, иначе он просто теряет тонус.

Развитие памяти у детей: упражнения для мозга

  1. Заставьте работать и правое и левое полушарие головного мозга. Для этого возьмите два карандаша, в правую и в левую руку, а затем нарисуйте одновременно две фигуры.
  2. В течение минуты левой рукой гладьте себя по голове, а правой отбивайте дробь по столу. Через минуту поменяйте действия для каждой из рук – левой отбивайте дробь, а правой – гладьте голову.
  3. Делайте привычные дела по-новому. Любое нестандартное поведение формирует новые нейронные связи, а значит, улучшает работу мозга.
  4. Применяйте нестандартные подходы к обучению. Например, ребенок учит правило: "не с глаголами пишется раздельно". Предложите ему представить, что глагол – это футболист, а частица "не" - это мяч, который нужно отбросить.
  5. Учите с ребенком стихи и песни. Ключевые слова предложений можно нарисовать в виде ярких образов.
  6. При заучивании последовательности слов попросите ребенка придумать историю, в которой запоминаемые слова будут располагаться в нужном порядке. Такой способ отлично тренирует память и развивает фантазию.
  7. Психологи подтверждают, эмоционально окрашенные события запоминаются быстрее. Чтобы запечатлеть в своей памяти что-либо, проводите аналогии и создавайте ассоциации. Чем больше ярких образов, тем лучше.
  8. Новые английские слова и математические формулы записывайте на стикерах и развешивайте там, где вы обязательно наткнетесь на них взглядом.
  9. То, что вам особенно хорошо нужно запомнить, повторяйте перед сном.

Существуют различные игры на развитие памяти, логики с интересными заданиями и головоломками. Полноценный сон, хорошая двигательная активность, правильное питание – все это важные условия для улучшения памяти и работы мозга.

Обсуждение

Комментировать статью "Как улучшить активность мозга у школьника"

Помогает ли тренировка? В основательном мышлении ничего плохого нет, мб ребенок гораздо полнее обрабатывает информацию, чем сверстники, и это стоит ему Развитие памяти у детей: упражнения для мозга. Заставьте работать и правое и левое полушарие головного мозга.

Обсуждение

Нам в свое время схожую проблему помог решить остеопат. Причем достаточно быстро, сеанса за три. Причина, как он сказал, была в недостаточной активности клеток головного мозга, медленно создавались ээээ нейронные, что ли, связи. Разница была очевидна, например если раньше ребенок мучил стихотворение полдня и все равно был не уверен, то после занятий стал запоминать стихотворения 16-20 строк за два-три прочтения. Ну и в целом на уроки времени стало уходить меньше. С эмоциями остеопат тоже поработал, ребенок стал более открытым и дружелюбным.
Однозначно легче было года два, потом увеличилась нагрузка в школе, стало опять труднее. Но, на мой взгляд, "завод" не кончился, просто телефон, будь он неладен, стало труднее контролировать. :(Виртуальный мир как будто прямо оперативку в мозгу сжирает...

12.09.2018 10:20:11, Неважно

У меня был такой ученик в классе. Я попросту(после согласования с родителями и учеником) давала ему возможность написать контрольную после основных уроков. Под эгидой дополнительных занятий. (Для сильно любопытствующих глаз). Один на один сл мной и без ограничения по времени. Результат-отличный!

11.09.2018 16:22:40, Ирина.

ноотропы и нейропсихолог, упражнения на развития межполушарных связей. только перед для улучшения памяти. У детя память вообще плохая,что посоветуете?Или к психиатору "Мы исследовали работу мозга абсолютно Домашние дела – лучшая тренировка для мозга детей...

Обсуждение

Таблеток для ума не существует, иначе бы сама пила)))
Существуют ноотропы, но суть их действия заключается в том, что они расширяют сосуды головного мозга и позволяют насытить клетки мозга кислородом. Больше кислорода - эффективней работа. (Это я сейчас очень грубо принцип описала). Как это влияет на человека: может увеличится внимательность, начать чуть лучше работать память, выработаться усидчивость, несколько вырастет трудоспособность. Какие обратные эффекты: может напасть настоящий жор, начать постоянно клонить в сон, проявиться некоторая заторможенность. (У меня такой эффект вызвал всем известный фенибут).
В моем студенчестве "коктейлем студента" называли смесь из таблеток глицерина и фенотропила, которую самые отчаянные головы запивали либо кофе, либо энергетиком. Эта адская смесь давала заряд бодрости на 12 часов (ночь+утро экзамена) и не давала отвалиться мозгу в процессе подготовки. Дозировки я по понятным причинам здесь приводить не буду, но попить курсами строго по рецепту фенотропил и/или глицин можно и без привязки к поступлению.

17.07.2018 10:02:32, Epsona

ноотропы и нейропсихолог, упражнения на развития межполушарных связей.
только перед тем как принимать ноотропы обязательно сделать ЭЭГ и убедиться что там все хорошо

Развитие памяти у ребенка. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей Любая школа, которая заботится о своем престиже и статусе, заинтересована прежде всего в способных детях - интеллектуально развитых.

Обсуждение

Меня тоже занимает этот вопрос. Со старшим ребёнком прошли кучу всего: Томатиса, занятия сенсорной интеграцией, иппотерапию, плавание, гомеопатию, несколько лет ортезы и спецстельки в обувь, исправление прикуса и ношение скобок с 5 до 7 лет, удаление аденоидов, вялый кишечник. Все деньги, все ресурсы с 5 до 8 лет шли туда. И вот я не знаю, то ли это помогло, то ли перерос, но тьфу 3 раза, координация стала лучше в разы (отдали в спортивную школу, не стали упираться в мозги, с ними всё в порядке), общий тонус стал лучше, мальчик вдруг рраз и выправился, и стал обычным мальчиком 11 лет. А сколько сил и ресурсов положено, об этом знаем только мы с мужем. И меня занимает только один вопрос: всё ли я сделала или надо было больше/лучше/другое?

31.01.2018 14:54:11, Тоже просто мама

Могу про себя рассказать. Родилась недоношенной (8 мес), проблемы по неврологии (гипоксия в родах, тазовое предлежание). Воспитывала меня одна мама.
В детстве я всегда была занята на кружке или в секции. Читаю с 4 лет, запоем. Наверное с 5 придумывала сказки и стишки. Закончила музыкальную школу. Пела в хоре, объездили много стран в Европе, участвуя в конкурсах. Плюс занятия изо. Из спорта плавание, бадминтон, большой теннис. С 8 класса постоянные репетиторы по математике, физике и химии, не тянула их.
В итоге. Серебряная медаль в школе. Выпускница СПбГУ. Защитила кандидатскую в ВШЭ. В браке, живём в отдельной трешке. Ипотека выплачена. Доход на двоих 250 тысяч в месяц. Ну до декрета так было... Сейчас у меня маленький ребёнок, тоже собираюсь вложить в него по максимуму.

27.01.2018 07:43:47, мммм1111

Есть приемный сын, 8 лет, усыновлен в возрасте 6 лет, дома третий год. Соматически здоров и психических отклонений ни психологи, ни нейропсихолог у него не выявили. Именно кора лобных долей мозга защищает нас от того, чтобы мы произносили любые глупые мысли вслух.

Обсуждение

У меня такой кадр, 10 лет, СДВГ. В школу пошли с 8 лет и в речевую (3 звука не выговаривал. В 1 классе были одни жалобы, хотя учитель соглашалась, что проблемы поведенческие, голова варит хорошо. Сейчас поутих, но бывают срывы когда устает (конец четверти, конец года). Учится хорошо.
Вы зря пренебрегаете лекарствами, ищите грамотного невролога, он вам необходим. Занятия с нейропсихологом вещь хорошая.

Фенибут синдрома отмены не дает. Вы зря боитесь лекарств, судя по всему, они нужны вашему ребенку. В коррекционном классе ему делать нечего, там дети с низким интеллектом, а не с поведенческими расстройствами (или с тем и другим вместе). А против вмешательства папы того ребенка, чьи вещи он портит, я бы не возражала. Может, он сможет донести до вашего мальчика то, что сами вы донести не умеете. На жалобы учителей на поведение на уроках отвечайте сочувствием и горячей поддержкой, а потом спрашивайте, как они считают, какие меры могут улучшить ситуацию?

"Для памяти ". Здоровье. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми "Для памяти ". У меня усидчивая дочка, занимается весьма усердно, а вот результаты оставляют желать лучшего. Для меня это сродни позору что ли. Сейчас мне посоветуют свой мозг лечить.

Обсуждение

Йодомарин 200 пропейте. Улучшает концентрацию внимания, снимает утомляемость (и раздражительность). А когда улучшается концентрация - тогда и запоминается больше и легче.

К экзаменам готовится? Обязательно 1 выходной в неделю переключиться - что она там у Вас любит? Тусить с друзьями или вязать? Но только чтоб никакой учебы.
И еще: может быть результаты, которые она выдает - это и есть ее объективные результаты? Завышение планки ведет к неврозам и нервным срывам. Может ничего она такого не попьет, чтобы Вашим ожиданиям соответствовать?

Смысл его действия - развитие того участка мозга, который сейчас стимулируется. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Есть ли какие-то лекарства или витамины для улучшения работы мозга ребенка?

Обсуждение

Про логосад - идите уже брать направление на комиссию, в нашему районе они уже идут. Да, и у нас, например, даже один сад перевели в разряд обычных - желающих туда мало, все хотят в современные сады с бассейнами и т.п., а логосады у нас в старых зданиях.
У меня младший ребенок до 3 не говорил вообще (кроме мама, папа, да)... когда я пришла к логопеду, мне было сказано "А где вы были в 1.5 года?, а где вы были в 2 года?". В общем мы получили направление в ЦВЛ (центр восстановит. лечения, наподобие логосада для малышей 2-4 лет, но с массажем и врачами, они подчиняются минздраву и являются по сути лечебным учреждением), сейчас ходим, с осени - в логосад.
Ему применение препаратов ничего не дало, хотя назначал очень грамотный невролог со словами, что вот-вот заговорит...
По сути, еще имеет смысл сделать ЭХО-ЭГ (как там с давлением), аудиометрию (слух может влиять на речь), УЗДГ (сосуды). На основании этих данных невролог может назначить препараты, которые ПОМОГУТ работе с ребенком.
Поверьте маме трех логопедических детей - не ведитесь на фразы "подождите еще, скоро заговорит", "а вот наш до 4 лет лет не говрил, а потом как затараторил"... Логопедия это то, где лучше перебдеть, чем недобдеть, ибо цена уж больно высока.

Мой сын совсем не говорил до 2,7. Указательный палец и звук "Ы" - были основными помощниками в общении. С 2,9 начали заниматься с логопедом. У нас основной стопор заключался в том, что сын не умел иммитировать (повторять звуки, действия за другими людьми). Через месяц процесс пошел. Сейчас, через 4 месяца занятий, до сих пор не умеем строить предложения, но словарный состав - огромный, называет вещи, действия своими именами, начал иммитировать (повторяет все как попугай:). Лекарства, там где мы живем, врачи, при задержке речи, не выписывают.

Посоветуйте, что-нить для памяти. Еще 35 лет нет, а уже чувствую иногда себя тормозом... никотиновая кислота и упражнения для мозгов постоянно - книги на иностранном языке читать, логические задачки Вообще то для развития памяти как раз и рекомендуют заучивать стихи.

Межполушарные связи. Развитие, обучение. Другие дети. Межполушарные связи. Не подскажите упражнения, направленые на развитие межполушарных связей / мозолистого тела? Это у нас кот. Ему уже 15 лет, и он правда замечательный...

Обсуждение

Одной из причин невозможности движений при ДЦП является монолатеральность головного мозга. Т.е. ребенок может двигать одновременно только руками, или только ногами, или рукой и ногой только на одной стороне тела. Здоровый ребенок билатерален. «особых» же деток надо этому учить.

Ладони ребенка вместе и по очереди подносятся к переносице ребенка и проводятся ими вниз по лицу.
Ладони ребенка вместе и по очереди подносятся к переносице ребенка и проводятся ими вниз щекам к ушам..
Одновременное сгибание и разгибание разноименных рук и ног. (правая рука-левая нога и наоборот) это выполняется и на животе, и на спине.

"Тик-так".Всем оно хорошо известно. Ребенок лежит на спине. Сгибаем ноги в коленках и кладем их то вправо, то влево. В быстром темпе. Расслабляет тазобедренный сустав. Начинают с 50 раз.
"Корзинка",которое очень эффективно, не смотря на простоту: ребенок лежит на животе, сгибаете ножки в коленке, руки ребенка отводите назад и хватаетесь за ноги, только обхватить надо с внутренней стороны, где свод стопы, чтобы сблизить лопатки. Начинаете поднимать ноги и опускать, как бы качать. Делать надо в быстром темпе. Начинают с 50раз. Потом постепенно увеличивают. Но надо смотреть по ребенку. Если возбудился или тонус чуть увеличился, надо снизить до того количества, когда все было нормально. Делая корзинку, работают все мышцы. Укрепляется шея, спина, плечи выводятся назад, раскрывается грудная клетка, улучшается дыхание, сердце работает лучше, расслабляется тазобедренный сустав.
Еще из положения в корзинке, если у ребенка получится, можно попросить поднять только голову, начать с 5 раз, потом повернуть ее вправо-влево, тоже 5 раз. Если ребетенок не может, не надо мучать, наступит момент, когда сможет.

Есть такая книга, называется "Эти невероятные левши", атора забыла, синяя в бумажной обложке, там много нужных вам упражнений, поищите. Я со своим ребенком делаю. Раньше думала, наблюдая за ним, что он точно левша, сейчас-непонятно. Специалисты рекомендуют подобные упражнения и развивать две руки. Ребенок с возрастом сам разберется, какая рука предпочтительнее, мне советовали не фиксировать его пока жестко как левшу или как правшу.

27.02.2007 10:48:55, КатяМ

Упражнения на развитие внимания. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Поговорим сегодня о том, как развивать память у подростков? Как преодолеть проблемы пубертатного периода и превратить сплошные минусы в безусловные плюсы?

Вы помните себя в 14 лет? Хулиганистые песни под гитару, вконец расстроенную и с порванной струной, во все горло, а рядом старый обшарпанный магнитофончик, не умолкающий ни на секунду?

Кто-то вспомнит свой первый мопед или мотоцикл, кто-то – коллекцию бейсболок футбольных команд, а кто-то – первую затяжку папиросы «Беломор», насмешливо протянутой рукою старшего товарища: «Куришь? – Курю!»

В подростковом возрасте все подчинено одной-единственной цели – свято блюсти свою независимость. И пусть суждения о мире еще неопытно-зеленые, окрашенные в призрачно-мечтательные тона из детских потрепанных книжек. Зато – какое наслаждение – ощущать себя взрослым и умным!

Взрыв деятельности мозга

По выводам психологов, в возрасте, который начинается, как правило, в 12 лет, совершается самый мощный скачок в развитии памяти. Причем упор идет на логическую память произвольного характера.

Логическая память опирается в первую очередь на осмысливание материала, установку связей между ключевыми понятиями.

Заканчивается этот рост памяти в 16 лет. К этому времени подросток уже может запоминать довольно большие объемы информации, подолгу удерживать внимание на одном и том же объекте. Мышление тинейджера становится цепким и последовательным, он может сам делать выводы, используя уже имеющиеся знания.

Если все так хорошо – почему же так часто приходится слышать жалобы подростков на слабую память?

На фоне растущей логической памяти ослабевает память механическая – так утверждают специалисты.

Механическая память – это когда зубришь первую строчку, к ней добавляешь вторую, потом третью…Еще круче – читаешь текст раз десять, а то и двадцать, и ждешь, пока он сам запомнится.

А ведь в школах делают упор именно на этот вид запоминания. Получается, что детей заставляют заучивать километры монотонного текста по географии, истории, биологии…что там еще? При этом, не обучая рациональным приемам работы с памятью? Парадокс? Конечно!! Еще какой.

На крыльях мнемотехники

Самое время познакомить нашего взрослеющего, и в то же время ребенка, с альтернативными методами запоминания, например, методом создания ассоциаций. Можете прочитать про него в статье « ».

В юношеском возрасте обычно присутствуют:

  • Непреодолимая тяга ко всему необычному, фантастическому;
  • Подростковый максимализм, достигший своего пика;
  • Желание все сделать в мгновение ока, везде успеть, перед товарищами выпендриться.

Мнемотехника, в основе которой лежит ассоциативное мышление, отвечает всем этим запросам. Создание образов может так увлечь подростка, что он уже сам начнет выбирать объекты для запоминания и подбирать ассоциации к ним.

Идеальный метод подготовки к экзаменам: и мозг не устает, и воображение тренируется, и память продуктивно работает.

Памятка по развитию памяти

Как улучшить память подростка? Приведенные ниже советы помогут вам в решении этой непростой и вместе с тем важной задачи:

  • Резкое ухудшение памяти подростка – серьезный повод задуматься о здоровье вашего ребенка. Возможно, требуется посещение врача. Другая причина – переутомление, недостаток сна и отдыха. Пересмотрите режим дня;
  • Выученное наизусть стихотворение или отрывок из прозы – замечательное упражнение для памяти. Алгоритм смотрите в статье
  • Обучайте подростка эффективным приемам работы с текстом: составление плана и конспектирование. Полезно следующее упражнение. Взять любую статью из научного журнала, не слишком сложную. Школьник читает один или два абзаца – записывает коротко, одним предложением, суть. Читает далее. Через день вернитесь к записям. Сможет ли ваш ребенок вспомнить то, что читал?
  • Игра на музыкальных инструментах хорошо развивает память. Можно заняться изучением танцевальных движений и комбинаций – сейчас много молодежных направлений: брейк, хип-хоп, джаз-фанк и другие.

  • Почаще нагружайте деятельностью левую руку. Благодаря этому включается в работу то полушарие мозга, которое отвечает за память.

Ну, и конечно, обязательно уделяйте внимание специальным упражнениям для тренировки памяти, которые можете найти в этой моего блога.

Приведу, пожалуй, еще парочку интересных заданий на развитие памяти подростков.

Упражнение №1: Квазислов

Перед занимающимся выкладывается лист бумаги с написанной абракадаброй букв (длина не больше 25). Нужно постараться запомнить этот набор и воспроизвести через пару часов или через день.

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Запоминаем таким образом. Делим всю цепочку на отдельные звенья, удобные для присвоения им образов. Например, КОМОЛИСТ, можно ассоциировать с вопросом: «Кому лист?» или создать картинку-образ со словами КОМ и ВОКАЛИСТ.

Теперь все образы выстраиваем в одну линию. Возможно, это будет смотреться таким образом: КОМ снега летит на голову ВОКАЛИСТА, сидящего на крыше РЕНО – и вдруг автомобиль выворачивается шиворот-навыворот, то есть исполняет ШИВЕРТ, увидев на обочине громадного мужчину в форме ООН.

Упражнение №2: Анализ данных

Дано задание развивает аналитическое мышление подростка, что особенно актуальноо в старших классах.


Берем текст, достаточно короткий, но содержащий в себе длинные предложения. Скажем, такого плана:

«Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве»

Школьник рисует на бумаге схему, отображающую суть и все смысловые единицы текста: ЧТО, ЗАЧЕМ, КУДА, В КОТОРОМ и т.д. Все это делается в виде рисунков, символов, комиксов – как угодно, только чтобы подробно. Взаимосвязи прорисовывает стрелочками.

Задача : с опорой на схему рассказать содержание текста со всеми мелкими деталями спустя 2 часа.

Сегодня мы затронули самые важные стороны темы развитие памяти подростков. Я думаю, возможность помочь своему ребенку есть у каждого родителя. Я рекомендую также сервис Викиум .

Хорошо сбалансированная подборка онлайн-тренажеров на нем способствует быстрому и эффективному развитию памяти и внимания.

Методы рационального запоминания, а также соответствующие упражнения найдете в интенсив-курсе Станислава Матвеева «Суперпамять» – великолепная методика, где все описано достаточно понятно и интересно.

Это все. Желаю плодотворной работы.
О результатах тренировок пишите в комментариях, не забывайте подписываться на новости блога. Поделитесь впечатлениями с друзьями.

До скорых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Проще говоря, при индивидуальном подходе во время обучения школьников, мышление становится более продуктивным. Но с другой стороны, у ребёнка должно быть соответствующее умственное развитие для повышения уровня обучаемости. Кстати, стоит сразу же отметить, что многие педагоги считают, что обучаемость зависит от уровня интеллекта ребёнка. То есть, проще говоря, если уровень низок, то сколько ребёнка не учи, он всё равно ничему не научится. Это утверждение является абсолютно неверным. Уровень интеллекта, прежде всего, зависит именно от способов обучения, а также, что немаловажно, от личностных качеств педагога. Для того чтобы обучить школьников и повысить их уровень мышления, необходимо чтобы учитель умел всегда находить особенный подход к каждому ребёнку. Ни для кого не секрет, что у каждого человека определённое мышление, ведь недаром людей условно делят на гуманитариев и техников. Поэтому, для того чтобы научить лучше думать, нужно выбирать ту сферу, которая даётся ребёнку проще, а уже через неё находить способы обучить сложным предметам.

Методики развития

Стоит отметить, что обучать школьников легче и проще именно в младшем школьном возрасте. В этом нет ничего удивительного, поскольку младшеклассники зачастую очень хотят познавать новое и искренне расстраиваются, если им это не удаётся. А вот ученики средней и старшей школы имеют уже несколько другие приоритеты. Обучение и познание перестают быть для них главной целью. Их умственное развитие намного сложнее улучшить и мотивировать детей обучаться чему-то новому, особенно если для них это сложно.

Если говорить о конкретных методах для улучшения мышления и повышения интеллекта, то конечно же, сразу же стоит делать упор на развитие памяти. Чем больше информации человек может запомнить, тем выше становится его интеллект. Но при условии, что полученную информацию он может не только накоплять, но и обрабатывать. В ином случае, быстрое запоминание больших количеств информации, без последующей их обработки, может являться признаком невысокого интеллекта, а наоборот, различных психических и психических заболеваний.

Для того чтобы улучшить умственное развитие и память, педагогам необходимо помнить о том, что работа с младшеклассниками должна проводиться в игровой форме. Ребёнка нельзя просто заставить выучить стих. Его необходимо заинтересовать этим стихотворением. Поэтому современные методики обучения предлагаютразнообразные формы проведения уроков в виде игры.

Тесты

Для того чтобы правильно определить методы обучения того или иного школьника, нужно точно знать уровень его интеллекта и мышления. Именно для этого существуют специальные психологические тесты. Они поделены на различные блоки, каждый из которых направлен на определённую область. После прохождения ребёнком тестов, педагог может определить, насколько ребёнок развит, какие методы обучения лучше использовать и какой вид информации школьник воспримет проще и быстрее всего.

Для того чтобы деты были достаточно развиты и имел большой запас знаний и умений, ими необходимо заниматься с раннего детства, улучшая их память и постоянно предлагая новую информацию. Но даже в случае, когда ребёнок не получил достаточно до поступления в школу, этот пробел всегда можно заполнить в младших классах. Просто необходим правильный подход, терпение и желание педагога.

Ключ к повышению успеваемости школьника – в понимании, каким образом происходит процесс обучения, какие факторы способствуют усвоению новой информации и творческому мышлению, а какие мешают ребенку сконцентрироваться на учебе. В этой книге мы постараемся подробно объяснить, каким образом ребенок воспринимает учебный материал, как работает его память и какую роль в обучении играют мотивация и концентрация внимания.

Мы хотим помочь родителям понять, что даже если ребенок не справляется с достаточно высокими требованиями, предъявляемыми современной школой, это не значит, что он обречен на «тройки» и «двойки» и в будущем не сможет получить достойное высшее образование и овладеть интересной профессией. Вы в силах изменить ситуацию и помочь своему ребенку! Очень часто успеваемость страдает у умных и талантливых детей, потому что они не могут раскрыть свои способности или же просто не умеют учиться. К счастью, это не врожденный дар, эффективным стратегиям обучения можно и нужно учиться, и вы, родители, играете в этом деле главную роль.

Многие родители полагают, что дисциплину и стремление к учебе ребенку должны прививать учителя в школе. Конечно, от таланта и опыта преподавателя зависит многое, однако основные навыки, необходимые детям для успешного обучения в школе, закладываются в семье, начиная с самого раннего возраста. Своим примером, правильно выбранными стратегиями воспитания, любовью и заботой родители закладывают фундамент для будущего интеллектуального и психического развития ребенка. И в школьные годы дети по-прежнему нуждаются в вашей поддержке, понимании и руководстве.

Зачастую из самых лучших побуждений родители совершают ошибки, за которые их детям приходится расплачиваться в дальнейшем. Хорошая новость в том, что их не поздно исправить, пока ребенок еще поддается вашему влиянию, прислушивается к советам старших и хочет добиться в жизни успеха. Вам нужно лишь слегка подтолкнуть его в нужном направлении, поддержать его веру в собственные силы и подсказать верное решение в сложной ситуации.

В первой части книги мы расскажем вам о значении мотивации для успешного обучения. Вы узнаете, как заинтересовать ребенка учебой, повысить его стремление к знаниям по различным предметам, вы научитесь определять его сильные и слабые стороны и помогать, когда это необходимо.

Вторая часть книги посвящена такому очевидно полезному и важному фактору обучения, как хорошая память и способность к концентрации внимания. И то и другое играет решающую роль в школьной успеваемости ребенка, и часто недостаток этих качеств становится препятствием на пути к успешной учебе. Мы рассматриваем эти явления в комплексе, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Тренировка памяти невозможна без концентрации внимания, и как ее добиться, мы вам подробно расскажем.

В конце книги вы найдете удобные и информативные тесты на память, мотивацию и концентрацию внимания. Они помогут вам лучше понять, в каких сферах у ребенка есть проблемы и что именно мешает ему успешно учиться.

В части «Чем школьнику могут помочь родители?» даны конкретные рекомендации для родителей на краткосрочный период времени (на неделю), на среднесрочный период (на месяц) и долгосрочный период (на полгода). Какие-то из этих простых и легко выполнимых советов могут показаться вам очевидными и само собой разумеющимися, а другие, возможно, укажут вам путь к решению проблем, которые прежде казались непреодолимыми.

Эта программа не потребует от вас больших усилий, а пользы принесет очень много. Научите своего ребенка учиться!

Мотивация

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: «Школа – это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Что такое мотивация?

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.