Как писать эссе по истории егэ. Как писать историческое эссе в егэ

Задание №25 в ЕГЭ по истории в 2018 году будет заключаться в написании исторического эссе. Именно за качественное выполнение этого непростого задания все экзаменующиеся получат сразу 11 первичных баллов. Вот почему всем, кто хочет получить максимально высокий балл по ЕГЭ в этом году, просто необходимо знать, как писать эссе по истории.

Это задание не только самое «прибыльное» в отношении баллов, но и, пожалуй, самое сложное во всём экзамене. К его выполнению необходимо подготовиться заранее, тщательно изучив все вопросы, связанные с его написанием.

Как писать эссе по истории - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

В 2018 году ЕГЭ по истории не претерпел каких-либо серьёзных изменений. Самым сложным во всём тесте по-прежнему остаётся последнее задание - написание краткого сочинения на историческую тему (эссе). Выполняя это задание, ученик должен будет продемонстрировать все свои знания по истории, полученные и усвоенные им во время обучения в школе. Приступая к выполнению 25 задания, он должен будет выбрать один из трёх исторических периодов, по которым нужно будет писать сочинение. Эти периоды относятся к разделам: «Древность и средневековье», «Новая история», «Новейшая история».

Об одном из этих периодов и нужно будет написать сочинение, при этом нужно строго соблюдать его хронологические рамки.

Например, выбран период «Древность и средневековье». К нему относятся исторические события, личности и даты, имевшие место быть в IХ-XVIII в. Экзаменуемый должен написать сочинение о значимом событии, произошедшем в то время. Это может быть эссе, посвящённое Куликовской битве, крещению Руси, основанию Москвы, битве на Чудском озере и т. д.

Для написания эссе нужно выбрать историческое событие

Если на экзамене был выбран период «Новая история», то, соответственно, нужно будет написать сочинение о событии, произошедшем с 1700 по 1914 годы. Это может быть воцарение Петра I, Полтавское сражение, Восстание декабристов, реформы Александра II, Революция 1905 года и т. д.

Если же темой для исторического эссе становится событие из периода «Новейшая история», то для его написания можно выбрать одно из событий, произошедших в промежуток между 1914 и 1991 годами. В этом случае написать сочинение можно об участии России в Первой мировой войне, Февральской революции, Гражданской войне в России, НЭПе, перестройке, коллективизации, индустриализации и т. д. Каждая выбранная тема требует детального описания и структуризации.

Структура и содержание

Правильно оформленное эссе по истории будет включать в себя следующие пункты:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Каждый пункт должен нести в себе информацию, которая будет максимально раскрывать выбранную тему. При этом не стоит снабжать своё эссе пустыми, ничего незначащими предложениями.

Во введении необходимо указать название события и указать период, когда оно произошло. Например, Смутное время: 1598 - 1613 годы. Затем нужно упомянуть деятелей, живших и в то время и внёсших свой вклад в историю.

Если эссе о Смутном времени, то это могут быть Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий, Минин и Пожарский и т. д. После этого следует кратко описать ситуацию, которая сложилась на тот момент в стране, отметить основные моменты, явления и процессы, связанные с нею.

Вот пример краткого и достаточно информативного введения:

«Период с 1598 по 1613 годы в российской историографии принято называть Смутным временем. В это время Российское государство пережило большое количество политических, экономических и социальных кризисов. В этот период в России было много политических деятелей, которые желали заполучить в свои руки всю власть в стране.

После гибели последнего царя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, в стране стал править избранный Земским собором Борис Годунов (1598 - 1605). Годунов был влиятельным боярином, приближённым к семье последнего русского царя - Фёдора.

Именно с периодом правления Бориса Годунова многие историки связывают начало Смутного времени. Царь Иван Грозный разорил страну своей опричниной, голод 1601 - 1603 годов привёл к массовому недовольству населения и постоянным восстаниям. Эти события способствовали усилению недовольства населения правлением Бориса Годунова, а также подстрекали его врагов начать борьбу за власть в Москве».

В основной части нужно упомянуть как минимум два исторических процесса, которые напрямую относятся к выбранной дате. Это может быть правление Бориса Годунова и воцарение после него Лжедмитрия I. Также нужно упомянуть других людей, прямо или косвенно повлиявших на ход этих событий.

Постарайтесь раскрыть каждый раздел сочинения

Здесь же нужно упомянуть причинно-следственные связи, применить историческую терминологию. Примером причинно-следственной связи может служить следующий текст из сочинения:

«Ситуация для Годунова серьёзно ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, который предъявил свои права на московский престол, объявляя себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием. Благодаря поддержке крестьян, казаков и бояр, ему удалось с польским отрядом закрепиться в Москве.

К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора».

Помните, все исторические явления или события порождают другие явления и события, и сами они при этом были рождены какими-то более ранними событиями и явлениями.

К исторической терминологии можно отнести такие понятия, как: царь, бояре, царство, Смута, Земский собор, опричнина и т. д.

В основной части выберите исторического деятеля, который, по вашему мнению, оказал самое большое влияние на дальнейший ход событий. Раскройте его историческую роль. При этом старайтесь приводить как можно большее количество исторических фактов и дат, конечно, если вы твёрдо в них уверены.

Укажите, каковы были итоги описанного вами исторического события. Напишите, к каким последствиям оно привело, как оно повлияло на другие процессы.

Основываясь на вышеперечисленных принципах, кратко опишите вторую часть в своём сочинении (напрямую связанное с первым).

Например:

«Важный шаг к восстановлению государственности был сделан в 1613 году, когда Земский Собор избрал новым русским царём Михаила Фёдоровича Романова.

Члены Земского Собора смогли перебороть кризис и избрать твёрдую политическую власть в Российском царстве благодаря Смуте. В годы Смутного времени они убедились, что их страна и народ могут справиться с произволом, хаосом и коррупцией».

Основываясь на фактах, указанных в эссе, в заключении нужно сделать главный вывод о значении этого периода для истории всей России. Постарайтесь вспомнить, что историки из разных стран и эпох писали о вышеперечисленных событиях. Вы также можете дать своё оценочное суждение, но при этом необходимо опираться только на подтверждённые официальной наукой факты.

Как оформить

Сам текст сочинения должен быть написан аккуратным почерком и разделён на абзацы, каждый из которых может соответствовать определённому пункту эссе: введению, основной части и заключению.

Сочинение также может быть выполнено по заранее подготовленному шаблону. Он значительно облегчает подготовку к написанию этой непростой работы.

Необходимо потренироваться в написании эссе перед экзаменом - это поможет справиться с волнением непосредственно во время него

Фразы-клише

Чтобы написать эссе по истории было немного легче, существуют специальные фразы-клише. С их помощью выстраивать предложения в своём сочинении будет гораздо проще.

Ниже приведены примеры для некоторых разделов сочинения.

Для введения

  • Период [даты] относится к царствованию/правлению [личность];
  • Это время является частью эпохи […];
  • (дворцовых переворотов, революции, Гражданской войны, смуты и т.д.);
  • Для данного периода характерно […];
  • (быстрое развитие промышленности, упадок экономики, сильнейший политический кризис);
  • Фразы-клише основной части;
  • В [дата] произошло (вариации: вторжение, революция, реформа, война и т. д.);
  • Сложные предложения со словами: «так как», «из-за», «потому что», «причиной было» и т. д.;
  • (неудачи и отсталость русской экономики из-за крепостного права стали причиной проведения Крестьянской реформы).

Для заключения

  • Историки расходятся в оценках этого периода… (вариации: существует несколько точек зрения на описанные события/в исторической науке до сих пор ведутся споры о значении этих событий);
  • Чтобы получить наивысший балл по ЕГЭ, нужно хорошо подготовиться как к теоретической, так и к письменной части

    Экзаменаторы зачтут ваше сочинение и поставят за него максимально высокий балл, если оно будет соответствовать главным критериям:

    • в тексте будут указаны как минимум два процесса, которые относятся к выбранной дате;
    • будут упомянуты исторические деятели, повлиявшие на события, процессы, явления;
    • в сочинении будут представлены причинно-следственные связи, применена историческая терминология;
    • не будет допущено фактических ошибок.

    Несмотря на всю сложность и заманчивость последнего задания в ЕГЭ по истории 2018, не стоит забывать и про другие вопросы из этого экзамена. Они также требуют пристального внимания, подготовки и тренировки со стороны экзаменуемого. За полностью решённую экзаменационную работу вы можете получить 55 первичных баллов.

Всем привет! На связи Андрей Пучков.

Провел очередной свободный вебинар для всех желающих, на котором объяснил основные принципы того, как писать эссе по истории. Это задание теста ЕГЭ за номером 25 вызывает традиционные трудности абитуриентов. Ребят к ЕГЭ я готовлю давно, уже 9 лет как, и поэтому увидел еще самые ранние варианты этого задания.

В то время историческое сочинение представляло собой исторический портрет. В настоящее время задание это стало более адекватным и представляет собой написание эссе по одному из четырех исторических периодов, которые предложены выпускнику.

Как пишут историческое сочинение все?

Обычно учащиеся думают, что историческое сочинение — это что-то вроде итогового сочинения по литературе, в котором ты высказываешь свое мнение. Как раз на обозначенном вебинаре ребята протранслировали такое понимание.

То есть все пишут по обычной схеме: введение, основная часть, заключение. В результате максимум, что они набирают — это 4-5 баллов из 11 возможных... Да, да, ребят, за историческое эссе в тесте дается сегодня 11 первичных баллов. Это пятая часть всей работы.

Почему «школьный» метод написания такого сочинения оценивается экспертами в 4-5 баллов? Потому что такая работа совсем не отвечает критериям оценивания. Их Вы можете найти в самом демотесте, который можно скачать с сайта ФИПИ. Именно поэтому то, как пишут сочинение все — нас не устраивает — нам ведь нужны максимальные баллы!

Вот как надо писать эссе по истории

Как только я объяснил на вебинаре, что эссе по истории к ЕГЭ 2018 надо выполнять по заранее составленному плану, так сразу обрушились вопросы. В одном из них участница спрашивала, а есть ли какие-то клише написания эссе? Грубо говоря, есть ли какой-то шаблон его выполнения?

Друзья мои — если вы начинаете писать эссе по шаблону, забудьте о высоких баллах. Сначала надо учиться писать эссе по плану, а не по шаблону. Он же применяется только в том случае, если ученик не может справиться самостоятельно. Тогда преподаватель может сделать такой образец, с пропущенными частями текста. Такой образец пишется самим преподавателем под конкретного ученика, с учетом его ошибок и его непонимания. Ведь один может не понимать, что такое исторический процесс. Другой будет путать исторические события с историческими явлениями.

Такой образец может включать в себя как сам текст эссе, так и заранее составленный преподавателем план. В частности такой метод мы используем на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории .

В целом же на вебинаре была предложена следующая схема выполнения задания 25:

  • Составляем план по образцу под данный исторический период: то есть прописываем исторические процессы и события, которые их составляли.
  • Далее пишем сам текст эссе с опорой на этот план.
  • Пишем вывод, в котором используем либо свое мнение о периоде, либо позиции разных историков.

Образец прекрасно выполненного эссе вы можете

Помните, что надо постоянно тренироваться, что выполнять задание 25 на максимальные баллы. Более того, нужно, чтобы постоянно Вас поправлял опытный преподаватель. Ребята на наших курсах уже пишут эссе по более расширенной методике. И пишут на 11 баллов из 11 на реальном ЕГЭ.

История России

ЕГЭ: пишем историческое сочинение

Хорошее сочинение может принести на ЕГЭ по истории 11 баллов из максимальных 55 за всю работу. Педагог и автор учебников Роман Пазин подробно разобрал критерии оценки этого важного задания и дал советы по подготовке к нему.

Задание № 25

Выпускник должен написать ответ по одной из трех эпох. Первая: IX - конец XVII вв. Вторая: конец XVII в. - 1914 год. Третья: XX век от Первой мировой войны до декабря 1991 года. Даты во втором и третьем промежутках часто указаны с месяцами, как своеобразная подсказка ученику. Например, если выбран период «март 1801 г. - декабрь 1812 г.», нужно рассказать не только об Отечественной войне 1812 года, но и в целом о внутренней и внешней политике первого этапа правления Александра I.

Историческое сочинение - это творческая работа по определенному алгоритму. Сама формулировка задания включает почти все критерии, по которым текст будет оценен экспертом. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Указание событий (явлений, процессов)

В сочинении должны быть указаны два события (можно без дат) из выбранного временного промежутка. Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие - 1 балл. Не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой. Первому критерию соответствует, по статистике, более 76% сочинений.

Когда указано больше двух явлений и два из них правильны, остальное именно по данному критерию не имеет значения, но все же, конечно, влияет на результат. Пример: «В период 1825-1855 гг. было создано III отделение С.Е.И.В. канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Кроме того, в этот же период в России начинают создаваться военные поселения». Эксперт справедливо начислит 2 балла по первому критерию, однако потом оштрафует за наличие ошибки, поскольку третье событие не вписывается в период.

Исторические личности и их роль

Нужно не только назвать имена, но и обозначить роль личностей в указанных событиях. Если правильно раскрыты два исторических деятеля, эксперт ставит 2 балла. Если верно представлена только одна личность, начисляется 1 балл. Эта задача вызывает у большинства выпускников затруднения.

Сложность в том, что под ролью в событии понимаются конкретные действия. Эти действия должны носить единичный характер и выражаться непременно в личной активности.

Неправильные примеры:

  • «Иван III сыграл решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы»,
  • «Румянцев участвовал в Семилетней войне»,
  • «Ленин возглавлял СНК».

Правильные примеры:

  • «Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя»,
  • «Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом»,
  • «Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина».

Действия вроде «взойти на престол» и «быть главнокомандующим» - слишком абстрактные, за них не снимут балл, но и не начислят. По этому критерию легко работать с деятелями культуры и результатами из творчества, например: «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича».

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. и соответствует ФГОС основного общего образования и историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника для 10 класса авторо О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова. Тетрадь содержит разнообразные задания: тесты, составление эссе, работа с исторической картой, соотнесение дат и событий и т.д. и адаптирована для тренинга учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Причинно-следственные связи

Если правильно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь - 1 балл. Больше половины выпускников с этим не справляется.

Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина), при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Причинно-следственные связи, прописанные в роли личности, здесь уже не считаются. Однако кроме самих причин учитываются предпосылки событий, выходящие за границы периода, и поводы (если обозначено, что это повод).

Пример: «Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание указа Петра I о престолонаследии».

Оценка влияния событий на дальнейшую историю России

За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, эксперт начисляет 1 балл. Здесь ученик обязательно должен выйти за верхнюю границу указанного промежутка времени. Это один из самых сложных критериев.

Если выпускник не упоминает конкретного историка, а пишет, например, «по мнению ряда историков...», то ответ также засчитывается в качестве правильного (конечно, когда точка зрения действительно присутствует в историографии). В любом случае, опираться лучше на исторические факты, а мнение историков приводить дополнительно.

Пример на базе фактов: «1565–1572 гг.: Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привел страну к Смуте».

Пример на базе мнения историков: «1237–1242 гг.: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве».

Практикум предназначен для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности старшеклассников при изучении курса истории России (10 класс). Может быть использован и для организации учебной деятельности на уроке в рамках базового курса истории, в качестве курса по выбору, системы уроков при профильном уровне изучения предмета, дополнительных занятий при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Использование исторической терминологии

Чтобы получить еще 1 балл выпускнику достаточно корректно использовать хотя бы один исторический термин. Это, по статистике, удается подавляющему большинству.

Под историческим термином подразумевается слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Могут использоваться такие слова как: полюдье, вече, десятина, Смута, местничество, мануфактура, парсуна, гвардия, продразверстка, индустриализация, коллективизация, реабилитация, приватизация и другие. Раскрывать в скобках значение термина не обязательно, но желательно.

Пример: «Княгиня Ольга провела налоговую реформу, установила уроки и погосты».

Наличие фактических ошибок

Если в сочинении нет фактических ошибок, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка - 1 балл. Важно учесть, что эксперт рассматривает этот критерий, когда за первые четыре выпускник набрал минимум 4 балла. К сожалению, ошибки встречаются даже в очень «сильных» сочинениях.

Ребятам лучше действовать по принципу: «не уверен - не пишу». Не учитываются стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам (мЕтрополия - мИтрополия).

Типичные фактические ошибки

  • Излишние обобщения («Битва на Калке должна восприниматься как поражение всех русских княжеств»).
  • Спорные суждения («Указ о престолонаследии Павла I не позволял женщинам занять престол»).
  • Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («ордынская оккупация»).
  • Содержательные ошибки. Связаны с соотношением личности и события («Петр I вел Семилетнюю войну»), датировкой («Павел I издал указ о престолонаследии в 1799 г.»), наименованием должностей («Н.С. Хрущев был Генеральным секретарем ЦК КПСС»), инициалами (В. И. Сталин, С. С. Карамзин) и др.

Хрестоматия является составной частью УМК "История России. начало XX - начало XXI века.10 класс. " (авторы О.В. волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов), соответствует историко-культурному стандарту и может быть использована с любым учебником по отечественной истории для 10 класса, входящим в Федеральный перечень.

Форма изложения

Если ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл. Но тоже только при условии, что за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов. С формой стравляется чуть больше половины выпускников.

Советы ученикам:

  • Не путайте историческое сочинение с эссе (в нем нет проблематики, но есть факты, которые обязательно нужно указать).
  • Не забывайте о логических связках и абзацном членении текста.
  • Не пренебрегайте правилами русского языка.

Алгоритм работы над сочинением

  1. Выбираем период. Имеет смысл не брать сложный период с запутанным ходом событий.
  2. Работаем с черновиком. Его можно составить в виде таблицы с 4 колонками: «Событие», «Причина», «Роль и действия личности», «Последствия». Также прописываем термины и вывод.
  3. Пишем вступление (общую характеристику).
  4. Пишем основную часть с указанием событий, личностей, причинно-следственных связей, не забывая о терминах.
  5. Пишем заключение.

Как подготовить учеников к сочинению в 10-11 классах

  • Объясните структуру исторического сочинения (что нужно написать, от чего следует отказаться).
  • Объясните критерии оценивания.
  • Тренируйте учеников работать с черновиками.
  • Пишите сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
  • Задавайте сочинения на дом.

Этот жанр сейчас переживает очевидное возрастание своей популярности. Сейчас он востребован не только литераторами, но и также программой обучения в выпускных классах средней школы. Французское слово «эссе» в нашем языке имеет значение «опыт, попытка, очерк». И действительно, этот жанр предполагает безусловно глубокое знание автором такого произведения предмета своего исследования. Но, кроме знания, важна оригинальная мысль, притягательный стиль изложения.

Жанровые особенности эссе

Как следует понимать из вышесказанного, пересказ истории этим жанром отличается от того, что мы можем видеть в учебниках. Здесь не ощущается желание представить предмет изложения объемно и систематично. Эссе по истории имеет четко выраженную направленность на раскрытие определенного сюжета, эпизода истории. Автор должен представить свой оригинальный взгляд, стиль мышления, изложить весомые аргументы.

Какого объема должны быть эссе

Не должно быть большим, соразмерным, например, с романом. Скорее, оно имеет компактный, ограниченный характер, хотя бы в силу освещения достаточно ограниченной темы. Ведь перед этим жанром стоит задача - осветить конкретный исторический сюжет, показать определенное видение роли отдельной личности. Обычно, в зависимости от замысла автора, оно соразмерно с рассказом или небольшой повестью. Объем - от нескольких до 20-30 страниц. Не существует единых рекомендаций о том, как пишут эссе по истории. Есть, как мы уже упоминали, лишь рекомендация придерживаться не разговорного, а академического стиля. Изложение сюжета может быть самым разнообразным и даже парадоксальным. Главное - другое: заставить историю «говорить», сделать ее «живой», пробудить эмоциональное внимание читателя к событиям «давно минувших дней». Следует подчеркнуть, что при этом субъективность автора находится в определенных границах: она не может противоречить реальным фактам и событиям.

Эссе по истории: как писать?

Многим из нас нравятся определенные сюжеты из истории. Они вызывают ассоциации и эмоции, позволяют гордиться своей страной. Как пишут эссе по истории?

Получив тему, произведите подборку материала к ней. Удостоверьтесь, что вы сможете ее изложить ярко и нестандартно. Если же собранный материал не позволяет этого сделать - тему лучше поменять. Составьте, исходя из вашей выборки, свой план рассуждений. Это - очень важно - жесткое следование выбранной логике.

Структурно эссе по истории начинаются со вступления, где сформулирован главный вопрос, определяющий направление изложения. Затем - основная часть, представляющая собой развернутый авторский ответ, отображающий его личную точку зрения на предложенную тему. Автору следует заранее предусмотреть аргументацию, все возможные «за» и «против». Они должны фигурировать в произведении. В основной части, на ее промежуточном этапе, дополнительно позиционируют краткий концентрированный ответ на вопрос, представленный во вступлении, а также - несколько предположительных подвыводов. Это - одна из жанровых особенностей. Заключение же представляет собой окончательную расшифровку подвыводов.

Аргументация эссе по истории

Ответ на вопрос, как пишут эссе по истории, будет, конечно же, не полным без указания, как использовать в нем аргументацию. Суть этого жанра составляет доказательство истинности взглядов автора. Оно использует не только логические рассуждения. Также в нем фигурируют и ассоциации, связанные с существующими в обществе моральными нормами и порожденными ними чувствами, эмоциями людей. Используются общеизвестные логические термины: индукция (способ доказательства, предполагающий логику: от частного - к общему выводу); дедукции (из общего умозаключения формулируется частный вывод); аналогии (сравнение логики прохождения двух исторических событий: эталонного и изучаемого, с последующей формулировкой выводов). Это всего лишь некоторые логические приемы, которые используются в эссе по истории. «Как писать доказательство его главного тезиса?» - этот вопрос предполагает многовариантность, в том числе и доказательство от противного, логическое опровержение, косвенное доказательство.

Планирование работы над эссе по истории

Вначале следует досконально изучить материал об исторической обстановке, в которой произошло формирование исторических личностей-фигурантов, подробности, обстоятельства и хронологию основных событий вашего эссе по истории. «Как писать о ходе исторических событий?» - спросите вы. Наиболее распространенное изложение - в хронологическом порядке. Его, как правило, рекомендуют для начинающих авторов. Говоря об исторических персонажах, следует представлять их личностные характеристики: на страже чьих интересов они стоят, какие взгляды на общество им присущи, способствовали ли лично они прогрессу или же наоборот. Сами темы эссе по истории зачастую содержат краткий намек на обосновываемый автором тезис.

Личность главного героя - важный элемент эссе

Что еще об историческом герое может прозвучать в таком сочинении? Его предпочтения, интеллектуальный уровень, организаторские способности. Противоречива ли его личность? Каково ее значение: для улучшения качества жизни народа, для дальнейшего развития страны. Особо ценна в эссе - эмоциональная авторская нравственная характеристика его главных героев. Она должна логично исходить из общей нити повествования и быть самым выигрышным ее элементом с точки зрения влияния на читателя. Эссе по истории России поэтому очень часто посвящаются харизматичным историческим личностям, настоящим героям и видным государственным деятелям - Александру Невскому, Петру I, Александру Суворову.

Блестящие битвы двадцати-двадцатидвухлетнего князя Александра: и послужили великому и святому делу - сохранению русской государственности, не в меньшей мере, чем его дипломатические успехи во взаимоотношениях с Золотой Ордой. Великое реформаторство, глубокое обостренное понимание важности прогресса, умение организовать и воодушевить людей отличало Петра Великого. Блестящий и героический Альпийский поход, удивительная и просто фантастическое взятие крепости Измаил прославили Россию и великого полководца Александра Суворова. Множество сюжетов, достойных эссе, содержит наша история.

Вывод

Рассматриваемый в статье эссе в настоящее время переживает свое возрождение. Он, воспитывая патриотизм, помогает взглянуть на яркие страницы истории свежим взглядом, заинтересовать историей своей страны широкий круг людей и особенно молодежь. А как известно, без прошлого нет и будущего. Важно помнить: кто мы и откуда, чтить и помнить своих великих земляков. Это - залог преемственности и того, что большие и важные дела, начатые нашими предшественниками, будут продолжены.

Как мы видим, план эссе по истории является, конечно же, необходимым элементом для его написания, но далеко не достаточным. Кроме него, для написание такого произведения важна стройная логика изложения, мощные неоспоримые документы в доказательстве и тонко донесенные до читателя основополагающие гражданские моральные принципы.

Задание № 25 в ЕГЭ по истории (историческое эссе) безусловно является одним из самых сложных заданий экзамена. В этой статье мы расскажем, как правильно написать историческое сочинение для ЕГЭ 2019 на максимальный балл.

В этом задании ученикам предлагается три периода российской истории на выбор:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

Один из периодов всегда относится к древней истории Руси и Средневековью, второй к Новой истории (с конца 17 века) и последний – к Новейшей истории (20 век). Вам необходимо написать сочинение об одном из этих периодов, строго учитывая его хронологические рамки.

Полный список всех периодов исторических сочинений

Как писать сочинение ЕГЭ по истории?

При написании исторического сочинения руководствуйтесь нашим алгоритмом написания эссе.

Алгоритм работы над историческим сочинением ЕГЭ:

1. Выбираете наиболее подходящий период, который знаете лучше всего.
2. Определяете, к чьему периоду правления он относится.
3. Вспоминаете исторические события, произошедшие в это время; выявляете наиболее важные и второстепенные.
4. Вспоминаете исторических личностей, живших в это время, их роль и влияние на события, приведенные Вами выше.
5. Выявляете причинно – следственные связи между двумя событиями.
6. Выявляете причины происходящих в этом периоде событий.
7. Составляете , оно должно быть логично разбито на несколько абзацев.
8. Пишете эссе на основе плана и подготовленной информации.
9. Пишете заключение к сочинению, где даем оценку выбранного периода.
10. Проверяем и дорабатываем сочинение.

Историческое сочинение – одно из самых сложных заданий ЕГЭ

Чтобы лучше структурировать ваше эссе используйте распространенные фразы и клише и конструкции из

1) Используйте историческую терминологию. Термины, имеющие отношение к данному историческому периоду требуются для получения балла по одному из критериев оценки!