Всякий человек сотворен по образу и подобию Божьему и всякий достоин, чтоб его любили. Осуждая других, мы как бы провозглашаем: я лучше, знаю больше, я совершенен и потому имею право «взвешивать» поступки других.
Человеческое осуждение подчас бывает крайне жестоким. Уж если виновному вынесен приговор, то он - «изгой» в глазах общественности.
Осуждение и рассуждение идут рука об руку. Природа человека такова, что только посмотрел на ближнего - сразу производишь оценку его внешности, манере разговаривать и т. п. Как увидеть ту грань, преступив которую мы выносим суд подобному себе? Если в рассуждениях присутствует толика презрения - это уже не рассуждение, а настоящее осуждение, которое есть грех.
«Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» 1 Коринфянам 2:11
Почему нельзя осуждать?
Осуждение разрушает личность осуждающего. Тот, кто выносит оценку ближнему сам провоцирует такое же отношение к себе со стороны окружающих.
Чем больше человек переносит страданий, тем выше его духовный уровень, тем сострадательнее он относится к другим, стараясь избегать осуждения.
Осуждение - порок, вредная привычка, предавшись которой мы тратим время на «пустоту». Осуждая, человек как бы примеряет поступки другого на себя, испытывая при этом негативные эмоции, которые, кроме разрушения, ничего хорошего не приносят.
Осуждение сопряжено с другими грехами: завистью, обидой, гневом. Погружаясь в осуждение, мы тешим свое самолюбие и тщеславие, испытывая удовольствия от того, что мы-то, оказывается лучше, совершеннее (в своих собственных глазах, конечно). Очень тяжело бороться с осуждением, потому что его корень кроется в человеческой гордости.
Что делать, если осуждают нас?
Когда обнаруживается, что кто-то шушукается за нашей спиной, осуждая слова и поступки - первая реакция - в ответ осудить обидчика, сделать явными его негативные стороны.
Но Бог с нами поступает не так. Его совершенный пример учит: не отвечать злом на злом, а любовью приобретать души.
Бог говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился о пути своего и был жив». Иеремии 33:11
Как избавиться от осуждения
Невозможно избавиться от того, чего не признаешь. Осуждение - это грех и тот, кто боится Бога, кто не желает Его огорчать способен увидеть присутствие этого порока в себе.как избавиться от соуждения
Тот, кто имеет навык исследовать себя способен замечать в душе импульсы осуждения и избавляться от греха посредством молитвы и работы над собой. Избавляясь от осуждения, мы попутно учимся видеть в ближнем образ Божий, учимся снисходить к поступкам других, исполняя заповедь: возлюби ближнего, как самого себя. Поступая так, прежде всего, мы сами обогащаемся, получая благословения от Бога.
Тот, Кто имел право судить пришел в этот мир и пострадал за наши грехи и беззакония.
Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Евангелие от Матфея 7:1-2
Никто, кроме Бога не может знать истинных побуждений человека. Потому никто, кроме Бога не может праведно судить. Только Он знает, что в человеке, знает его прошлое, настоящее и будущее.
Осуждая других, мы ставим себя на место Всевышнего. Мы в силу своей греховной природы не в состоянии судить беспристрастно. Потому, чтобы не грешить, осуждения следует избегать, т. е. воздерживаться, остерегаться, сторониться. Этому учит Творец.
Все мы прекрасно знаем, что сплетничать - это большой грех и нам не следует этим заниматься. Но в реальности же оказывается так, что мы делаем это подсознательно, не осознавая, где начинаются границы сплетни .
Что представляет собой сплетня и где она начинается? Пророк (мир ему) говорил: «Гыйба (сплетня) - это то, что вы говорите за спиной своего брата из того, что ему не нравится».
Один из сподвижников спросил: «А если то, что я говорю о нем, правда?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если то, что ты о нем говоришь, в нем присутствует, то это гыйба, а если в нем этого нет, то это клевета».
Распространение сплетен о людях подобно уничтожению человека за его спиной. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран 49: 12).
Многие оправдывают сплетни тем, что то, что они говорят - это правда. Когда человек постоянно оправдывает себя подобным образом, он продолжает распространять слухи о других. Даже если человек знает о другом что-то нехорошее, мусульманину не подобает обострять ситуацию и портить его репутацию. Истинный мусульманин помолится Всевышнему о человеке, которого считает оступившимся.
Не забывайте о пагубности греха распространения сплетен, эти советы помогут вам избегать его в вашей жизни:
И наконец, представьте себя на месте человека, о котом сплетничают. Вы не знаете всего, не знаете, почему он так поступил, возможно, у него были на то причины, а вы так легко его осуждаете. Как бы вы чувствовали себя, если бы знали, что вас осуждают за вашей же спиной?
Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка — осуждение.
Священники, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «мне чуждо осуждение». Это приятно услышать, но такое состояние - скорее исключение…
Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства,самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» - и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе… о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится»…
Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.
Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, - суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек - такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!
***
В Священном Писании есть очень глубокое выражение: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2:11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме (1 Кор 2:12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.
Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6:41–42).
Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому - если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе - перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения - нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.
***
Осуждение — это весьма тяжкий грех. Ведение, знание человека о себе самом и о Боге - мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой - не вышли на уровень покаяния.
Заглядывать в себя - это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание - может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь - отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.
Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество - от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».
Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага - поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь - смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб…
***
Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает. В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?
Поэтому осуждение - это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».
Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный, который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12:48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве - как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение - не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.
Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор - всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд - милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11).
***
Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим - такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, - ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!
Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин 2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».
Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства - но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) - эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты - Единый Судия, Ты - Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».
***
Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся!» Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание - особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.
У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.
«Все плохие и все плохо!» - это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:18–19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему - и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он - раз эдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке - тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.
***
Как бороться с осуждением? Во-первых, у есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».
Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И - почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!
В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека - на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье - сложности, с женой понимания нет, с детьми… Действительно, как ему, бедному, трудно!»
Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?
***
Осуждения избежать можно в любом случае. Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».
Осуждение - это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить - никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.
Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха Паисия Святогорца: «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, - как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.
Сам по себе человек - прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется - как во всех наших сказках всегда бывает - в последний момент…
прот. Георгий Бреев
Вполне вероятно, что как раз и воспитание в вас заложило ощущение собственной ничтожности. Ребенок же сам не знает какой он. Он верит родителям, что они говорят, то и становится для него истиной. А вам мама с папой что про вас говорили? Как оценивали ваши достижения и провалы, какие цели перед вами ставили?
Мне кажется, меня любили. Я была первым и очень долгожданным ребенком (до меня мама родила мертвую девочку). Родилась слабенькой, через кесарево. Я помню только, что мама иногда критиковала мою внешность - она говорила, что я слишком худенькая и что ноги тонкие (я до сих пор прячу свои ноги под брюками). Еще ей не нравилось, что я слишком застенчивая. Папа никогда не упрекал. Он был очень хороший человек, только пил сильно. В детстве я стеснялась его иногда. Например, мне стыдно было вести его пьяного домой, если он лежал на улице. Его приводили мама и бабушка, я никогда не ходила за ним. Маму я тоже стеснялась. Мне хотелось, чтобы она была молодой, красиво одетой, ухоженной... Это идиотизм, если учесть как мама жила - муж-алкоголик, трое детей, работа на заводе...
Насчет целей и задач я не помню, чтобы со мной кто-то разговаривал на эту тему. Я была достаточно самостоятельной и сама решала, в какой кружок мне ходить, с кем дружить, какую профессию выбрать, как учиться. У меня никогда не проверяли уроки, не ругали за оценки, я училась хорошо, но не потому что заставляли, я просто не могла по-другому. Была старостой класса, в летнем лагере - председателем отряда, совета дружины (если кто помнит).
Сколько себя помню, всегда кому-нибудь завидовала. Одно из ранних воспоминаний. Как-то ходила на новогоднюю елку, мне было лет 6 или 7. Там была одна девочка, очень хорошенькая, веселая, улыбающаяся, которая подбегала к Деду Морозу, рассказывала стишок, и он давал ей какой-то подарок. Она уносила подарок маме, и снова подбегала к Деду Морозу, опять рассказывала стишок и снова получала подарок. И так несколько раз. Я стояла на месте и не могла заставить себя подойти к Деду Морозу. Я стеснялась. Я хотела, чтобы он сам ко мне подошел, тогда бы я рассказала. Стояла и смотрела, как другие дети непринужденно подбегали, выхватывали конфеты, игрушки, пока подарки не закончились. В тот момент я хотела быть похожей на ту девочку, завидовала ее легкости. К тому же у нее было очень красивое платье, настоящий новогодний костюм, а у меня простое голубое платье, а под ним мамина кружевная блузка, на которые мама нашила мишуру, как будто я мальвина. Так я и ушла без подарка. Я помню, я еще возмущалась ее поведению. Ведь это неправильно - она же уже получила подарок, зачем же она снова бежит за ним? А Дед Мороз? Что, он не помнит, что давал уже подарок этой девочке? Зачем он ей не скажет: тебе уже дали, иди отсюда? Почему эта девочка не думает про других детей, ведь им теперь не достанется подарка? Как ей не стыдно? Но в тоже время мне хотелось быть такой же как она - красивой, наглой, нарядной.
Критическое мышление, несомненно, является преимуществом, но вот наше постоянное оценивание себя - размышления о том, кто мы, как мы вписываемся в общество, как мы выглядим в сравнении с другими - это один из наиболее пагубных аспектов современной жизни.
Мы находимся в плену у одних и тех же повторяющихся мыслей, напоминающих, что нам не хватает уверенности в себе, нас несправедливо обидели или забыли - или, наоборот, о том, какие мы умные, красивые и интересные. На самом деле мы соединяем в себе и те, и другие черты, а из-за такого ограниченного видения себя возникают нереалистичные ожидания, приводящие только к разочарованиям. И это отражается на нашем поведении.
Склонность слишком много думать о себе вкупе с постоянным желанием сравнивать себя с другими только увеличивает ощущение, что мы несчастливы. Неудивительно, что количество людей с депрессией и другими психическими заболеваниями только растёт.
Очень часто наше поведение определяется не действительным положением дел, а нашим представлением о нём.
Не стоит уделять слишком много внимания таким мыслям. Во-первых, они, скорее всего, не верны. Едва ли нас можно назвать объективным судьёй самому себе. Обычно мы преувеличиваем и свои достоинства, и свои недостатки. Во-вторых, верная или нет, такая всё равно бесполезна, она только заставляет нас чувствовать себя хуже.
Измените своё отношение к собственным мыслям
Старайтесь замечать, если вы портите свой день, какой-то счастливый момент или отношения с кем-то паническими мыслями или критикой. Поймите, что часто сама негативная мысль, а не произошедшее событие заставляет нас чувствовать себя плохо.
Как же научиться отстраняться от таких ?
1. Оставляйте себе напоминания
Приклейте листочки с напоминаниями на монитор (например, с надписью «Ты опять думаешь…») или поставьте мотивирующую заставку на телефон. Также хорошим напоминанием может стать браслет, который вы постоянно будете носить, или даже неброская татуировка.
2. Следите за своими мыслями
Попробуйте приучить себя подмечать, например, три первые мысли, которые приходят вам в голову сразу после пробуждения. О чём вы обычно думаете: о чём-то практичном и будничном или же сразу начинаете критиковать и осуждать?
Можете представить мысли как движущийся поток машин, которые проезжают мимо вас. Тогда какая-то повторяющаяся негативная мысль - это большой загрязняющий окружающую среду внедорожник, который некоторое время постоял рядом с вами, а потом уехал - и никак на вас не повлиял.
Ещё мысли можно представить как шумный поток, затягивающий вас вглубь. Каждый раз, когда вы погружаетесь, старайтесь замечать это и выныривать. Повторяйте это раз за разом, пока у вас не войдёт в привычку просто отмечать появление новой мысли, а не фиксироваться на ней.
3. Используйте специальные приложения
Есть множество приложений, которые учат находиться в настоящем моменте и просто наблюдать за своими мыслями, не оценивая их.
4. Примите действительность
- Вместо того чтобы обижаться и злиться из-за того, чего у вас нет, тому, что у вас есть.
- Вместо того чтобы беспокоиться из-за того, что вы не можете контролировать (мнения о вас других людей, например), сосредоточьтесь на том, что вы можете изменить, а остальное отпустите.
- Вместо того чтобы осуждать себя и окружающих, принимайте и себя, и других как есть.
- Вместо того чтобы портить себе жизнь, представляя, как всё «должно быть», примите тот факт, что не всё всегда будет идти так, как вам хочется.
И помните, вы - гораздо большее, чем ваше представление о себе.