Как перестать обращать внимание на критику. Как реагировать на критику в свой адрес? Как же реагировать на конструктивную критику

, — это критика. Она может ранить ваши чувства и задевать самоуважение. Иногда критика настолько расстраивает, что вы принимаете даже несправедливые замечания и переживаете по этому поводу. Учимся правильно реагировать на критические замечания начальника и коллег.

На самом деле критические замечания бывают как реалистичными и справедливыми, так и необоснованными. Критиковать можно тактично или грубо, наедине или перед аудиторией. И случается, что человек ведет себя неправильно. В некоторых случаях такое поведение становится стандартной моделью. Остановимся на нескольких способах реагирования на критику: справедливую и несправедливую.

Как реагировать на справедливую критику

Принять критику. Самое простое — согласиться с замечаниями без демонстрации чувства вины, оправданий или извинений. Мы все совершаем ошибки, и лучшее, что можно сделать, это признать ошибку, исправить ее, сделать нужные выводы и двигаться дальше. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Руководитель: «Вы не слишком хорошо справились с заданием».
Вы: «Да, согласен. Попробую переделать».

Еще один вариант — принять негативный отзыв, но сразу же попросить дополнительную информацию у критикующего. Задавайте любые уточняющие вопросы — абсолютно любые — по поводу услышанного. На самом деле совершенно не важно, о чем вы спрашиваете, — с помощью этого приема вы «разбавляете» критику и демонстрируете, что уверены в себе и контролируете ситуацию.

Руководитель: «Вы не очень хорошо провели встречу».
Вы: «Да, получилось не слишком эффективно. На ваш взгляд, проблемы возникли в начале встречи или позже?»

Что делать, если критика несправедлива?

В силу различных причин незаслуженная критика ранит сильнее, чем справедливые замечания. Ознакомьтесь с тремя видами реакции на несправедливую кри-тику, не забывая, что жизнь бывает несправедлива ко всем. Тогда неприятная ситуация пройдет менее болезненно.

Не соглашаться с критикой. Главное — оставаться спокойным и дружелюбным. Сделайте небольшую паузу, а затем мягко не согласитесь с замечанием. Например:

Коллега: «Вы вечно опаздываете на встречи».
Вы: «Ну что вы, я не вечно опаздываю... Возможно, такое случилось один или два раза, но определенно я опаздываю не всегда».

Попросить дополнительную информацию. Вы можете дружелюбно и с энтузиазмом задавать уточняющие вопросы, чтобы получить дополнительную информацию, пока ваш критик не пожалеет, что он вообще поднял эту тему!

Избегать прямого ответа. Постарайтесь уклониться от прямого ответа, завуалируйте ситуацию, пусть она станет неясной; ничего не отрицайте и не подтверждайте, не давайте вашему критику информацию, за которую он мог бы зацепиться. Так его замечания не попадут в цель. Со стороны все выглядит, словно критика принята, но не оказала на вас практически никакого эффекта. Такое поведение отбивает охоту незаслуженно критиковать вас в будущем.

Немного практики, и вы сможете овладеть этим искусством. Такие слова, как «возможно», «вероятно», «может быть», сделают неопределенной любую тему. Или попробуйте отвечать, используя следующие фразы: «Возможно, вы правы, всякое случается...», «Сложно сказать наверняка...», «В ваших словах есть доля истины...»

Как быть со скрытой критикой?

Иногда коллеги или руководители высказывают замечания и претензии открыто, и с этим бывает довольно сложно справиться. Но время от времени все мы сталкиваемся со скрытой критикой — манипуляциями и непрямой агрессией. Порой люди даже не отдают себе отчета в том, что произносят оскорбительные и неприятные вещи. Вы знаете, как это бывает. Вот несколько примеров:

— Не беспокойтесь, оставьте все как есть. Я сам об этом позабочусь.
— Вы уверены, что ваш способ лучший?
— Разве вы еще не закончили отчет?

Комментарии подобного рода обычно произносят дружелюбно, иногда даже с улыбкой, но при этом возникает смутное ощущение, что вас раскритиковали, хотя вы в этом не вполне уверены. Такой вот «улыбающийся убийца». Вы теряетесь в поисках ответа, а тем временем момент упущен. Или, возможно, вы, инстинктивно чувствуя, что на вас нападают, демонстрируете раздражение и гнев. Однако собеседник тут же принимает изумленный вид и говорит что-то вроде:

— Что? Что я сказал? — Я вовсе не имел этого в виду... вы слишком остро реагируете.
— Вы все придумали... так обидчивы... у вас проблема с восприятием.

Такие замечания заставляют человека ощущать свою незначительность и подрывают его уверенность в себе. Помните, подобные критические комментарии в ваш адрес могут войти в привычку, если вы будете это позволять, поскольку доказать, что они являются оскорблением или агрессией, достаточно трудно. Так как же на них реагировать?

Лучший способ — спокойно, бесстрастно и не угрожая дать собеседнику понять, что вы отлично понимаете подоплеку его высказываний. Получив такой отпор один раз, большинство людей отступят и вряд ли захотят повторить этот фокус. Коллеги ведут себя с вами оскорбительно только тогда, когда вы спускаете им это. Прежде чем перенести подобную ситуацию в реальность, отрепетируйте свое поведение. Однако прибегайте к этому способу, только если ваша реакция не вызовет нежелательных последствий.

Можно согласиться с замечанием — открыто, но достаточно бесстрастно , и сопроводить спокойным комментарием, как в примере 1 из следующей таблицы.

На неясное утверждение вы можете ответить не менее неопределенной фразой. Так вы завуалированно признаете скрытую критику, как в примерах 2 и 3. Уклонение от прямого ответа «разоружит» вашего оппонента и даже разочарует, поскольку он не поймет, достигла ли его критика цели.

Вот примеры разных видов реакции на три случая скрытой критики, описанных ранее.

Обсуждение

На заметку полезная статья!!!

Кое-что вынести для себя можно. Спасибо!

Комментировать статью "Вас критикуют? Как отвечать на ""наезды"": 8 ситуаций"

Еще по теме "Вас критикуют? Как отвечать на ""наезды"": 8 ситуаций":

У меня ближе к 40 годам пришло осознание того, что, кроме негатива, родительские наезды и главное не как критикуешь, а что при этом чувствуешь - любовь или злобу. Мы обсуждаем ситуации, и я просто говорю, что мне кажется, что лучше было бы поступить вот так, а не так.

Вчера после работы ездили с "женихом", искали мне платье на юбилей его сестры, время 19:30, раздаётся звонок в машине, включаю громкую связь, старший вопит на весь салон истеричным голосом: "Где ты опять шляешься?! Я есть хочу!" Отвечаю кратко, что езжу по магазинам, еда в холодильнике, погрей и ешь, самсусам, скоро буду... Когда отключаюсь, мой мужчина так грустно сокрушается: "Давно бы пора нам зарегистрировать отношения и жить вместе, уже родной сын тебя шлюхой зовёт!" Возмущаюсь, что...

Вот как реагировать, если мама обвиняет, что я детей отправляю в лагерь, чтоб "больше времени со своим хохл...ким ё...ем проводить"?! О_О Лагеря интересные, развивающие, один с дополнительными занятиями английским языком на 2 недели, другой - школа туризма и выживания на 12 дней... Сейчас они отдыхают в English Camp и даже не звонят, не пишут по своей инициативе, очень заняты! В вск поеду на родительский день... Дома не появляюсь, работаю, ночую у своего мужчины, так снова мама возмущается...

В письме - какая-то статейка из женского журнала, типичная байда про "никогда не критикуйте мужа, говорите ему больше комплиментов и всегда будьте красивой и сексуальной". Во тут про это все сказано.Ну и вообще автор отвечает на все насущные вопросы в жизни.

На днях спросила супа, как там его поиски работы?! Ответил: "А никак... Помоги, если можешь, буду признателен!" В принципе, у меня есть пара знакомых-благодетелей, которые мне кое-чем обязаны, и я могу их озадачить трудоустройством бывшего мужа... С одним из них завтра даже гуляю на новогоднем корпоративе, удачный момент для такой просьбы... Но нужно ли мне это?! :/ С одной стороны, дети будут получать нормальные алименты, а не жалкие 9тр, прекратится популяризация тунеядства и домоводства...

Сегодня была в суде с целью получить штамп о вступлении решения в законную силу и исполнительный лист... 45 минут искали моё дело, пока рылись во всех стопках, выяснилось, что вчера приезжал суп, заказал 5 копий решения суда! Сказал, что собирается менять работу, пусть будут запасные... :/ Попросил мои реквизиты для перечисления алиментов, собрался сам предоставить их и решение в свою бухгалтерию для выплат... А мне говорили, что надо брать исполнительный лист, идти к судебным приставам, там...

Сегодня звонит мне на работу мама... Вся в растрёпанных чувствах... :(Пока она кормила обедом внуков, зашёл к нам свёкор с виноградом из своего сада... Позвала к чаю, слово за слово, и заявил папаша супа, что "слишком много мне перепало при разводе, выгнали его сына из собственного дома, а все семейные реликвии, подаренные ему, остались тут, вот эти вазы от моей покойной бабушки, вот тот сервиз от любимой тёщи" О_О Приехала с работы, первым делом упаковала "раритетный сервиз", вручила детям...

Ситуевина у нас неприятная приключилась, на днях.. В пятницу шли домой с площадки, из окна 9го этажа, в нас кинули сначала яблоко, которое упало рядом с Дашкой, а затем пакет с водой, который пролетел сантиметрах в десяти, от Тимкиной головки.. Такое уже случалось однажды, пару лет назад, мы тогда не ту квартиру заподозрили.. но это в прошлом.. в этот раз, за пол часа до нас, запустили яйцом в автомобиль, только что припарковавшегося знакомого... ну и собственно я стою смотрю на окна, мне...

Думайте,что хотите,никого не неволю отвечать в теме. Какие-то долги, наезды на него, спасать его от кредиторов надо... Когда он на приемного наезжает, критикует и высмеивает попробуйте серьезно спросить его: "Ты так считаешь?

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

не отвечать на ее вопросы, касающиеся личной жизни, или отвечать уклончиво Не приятное ощущение, но пока другого выхода не нашла, что бы прекратить наезды на мужа 03.04.2011 22:52:28, Зимний сон. Или такое уже бывало? Ситуация очень понятная и не у вас одной...

Про наезды вообще речи нет... Вот как интересно получается...я задала один вопрос, а мне отвечают совершенно на другой, обвиняя меня во всех смертных грехах, и что я последнюю Ответы были адресованы лично мне,не как автору топа,а как главному участнику ситуации.

150 комментариев. Мне нравится, когда меня критикуют. Нормально отношусь, мне интересны взгляды на ситуацию со всех сторон. спасибо:-), я не знала...не изучала возможности, так как мне пока достаточно было просто писать и отвечать без реги..... про...

Что уж тут говорить про ситуацию Петровны... как тут однажды сказала одна конфянка: "Когда мне надоели вопросы о том, зачем я взяла Я предлагаю не отвечать только _ на наезды не по делу_, не несущие в себе никакого смысла, кроме желания зачем-то человека пнуть.

И поэтому любые наезды со стороны кого-бы то ни было воспринимает очень болезненно. Сегодня в школе был сбор макулатуры. Добавлю вот что! Эта ситуация - проверка нас мам "на вшивость", сможем ли мы защитить своих деток. Это потом окупается нам заботой и...

Возможно я слишком остра на язык, но как сидеть и не реагировать на откровенные несправедливые наезды и оголтелое хамство? Скажите "хамство" - вам ответят ТОЧНО хамством, даже если до того была пограничная ситуация.

А за ЧТО Вас критиковать, если Вы ведете себя нормально и доброжелательно? Вот, Хел, наглядный пример того, что твой принцип применим не для всех ситуаций и не для всех людей. Это не наезд.

Критика – неотъемлемая часть нашей жизни. Нас критикуют дома, на работе, на учёбе, практически везде. И некоторые люди настолько болезненно на это реагируют, что теряют уверенность в себе. А как научиться «держать лицо» и воспринимать критику адекватно?

Какой бывает критика?

Для начала стоит перечислить виды критики:

  • Абсолютно несправедливая. Это оскорбления, обзывания или обобщённые фразы типа «Что это за безобразие?» или «Да что вы себе позволяете?». Такая критика не имеет под собой никаких оснований и, как правило, основывается на личном предвзятом мнении критикующего или же на его негативном отношении к тому, в чей адрес обрушиваются обвинения.
  • Частично справедливая. Она чаще всего затрагивает какие-то черты характера, привычки, поведение, особенности человека. Доля правды в замечаниях может быть, но полностью согласиться с ними всё же нельзя.
  • Справедливая критика. Тут всё понятно. Критикующий указывает на какой-то конкретный поступок или обосновывает своё замечание.

Чего делать нельзя?

Сначала перечислим некоторые самые распространённые ошибки в реакции на критику:

  1. Молчание. Молчать не стоит. Во-первых, вы будете выглядеть нелепо и жалко. Во-вторых, критикующий может подумать, что вам просто нечего сказать, и будет считать себя правым. В-третьих, некоторых молчание сильно раздражает и злит, так что человек может попытаться вывести вас на конфликт.
  2. Оправдания. Некоторые, опешив, начинают оправдываться. Так делать тоже не стоит. Оправдания, во-первых, никому не нужны и неинтересны, так что слушать их критикующий захочет вряд ли. Во-вторых, вы автоматически займёте самую низшую позицию и будете выглядеть, как ребёнок, которого родители наказывают за шалости. Вам всё это абсолютно не нужно.
  3. Контратака. Лучшая защита – это нападение, но критика – это не тот случай. Не пытайтесь обвинить критикующего в ответ, это вам абсолютно ничего не даст, а вот оппонент непременно захочет ответить на ваши обвинения, что может спровоцировать конфликт. Если вам это и нужно, то, в принципе, можно выбрать такой способ реакции. Но в данном случае вы должны быть абсолютно уверены в том, что в этом конфликте сможете привести веские аргументы в свою пользу и в итоге одержите победу над критикующим. В противном случае такой вариант не ваш.

Как реагировать на несправедливую критику?

Если в свой адрес вы слышите абсолютно необоснованные и неоправданные замечания, то можно выбрать один из следующих вариантов:

  • Просто согласитесь со всем. Это просто обескуражит оппонента и он, скорее всего, от вас отстанет. Если вам именно это и нужно, поступите таким образом. Также можно ещё добавить милую доброжелательную улыбку, она «добьёт» оппонента. Но если вы хотите защитить свои честь и достоинство, то такая тактика не будет уместной.
  • Можно сказать что-то типа «Это твоё мнение, а другие думают иначе. И моё мнение отличается от твоего». Веский и обескураживающий вариант. Но оппонент может попытаться занять оборонительную позицию или обосновать свои замечания, будьте к этому готовы.
  • Попросите критикующего привести конкретные факты и подтверждения того, что вы что-то делаете не так. Если критикующий ничего не ответит, то разговор заканчивайте, если же ответ найдётся, то переходите к следующему пункту.
  • Уточнения, разъяснения. Спросите оппонента о том, что именно ему не нравится и почему. Выясняйте, что не нравится больше всего. Также уточните, почему критикующий так думает. В общем, буквально проведите расследование. Как правило, такие расспросы приводят к окончанию разговора.
  • А можно задать такой вопрос: «А что вам ещё не нравится?». Если критикующий просто хочет выговориться, то он это сразу же сделает и разговор на этом окончится.

Как реагировать на частично справедливую критику?

Как правильно реагировать на критику, если хотя бы её часть обоснована? Вот несколько вариантов:

  • Если вы не желаете соглашаться ни с одной частью обвинений, то скажите что-то типа: «Да, некоторые так считают» или «Это ваше мнение, вы вправе так считать». Скорее всего, критикующий успокоится.
  • Можно поступить следующим образом: со справедливыми замечаниями согласитесь, а остальное просто пропустите мимо ушей. Оппонент вряд ли захочет продолжать разговор.
  • А можно попробовать обернуть критикуемый недостаток в достоинство, но для этого требуются определённые интеллектуальные способности и быстрота реакции.

Как реагировать на справедливую критику?

Если замечание было оправданным и справедливым, то единственный и верный вариант – это просто согласиться с критикой. При этом не стоит извиняться или оправдываться, но можно сказать о том, что все замечания будут учтены, а ошибки – исправлены. Это полностью удовлетворит критикующего и охарактеризует вас с лучшей стороны.

Как быть, если критикуют ваш внешний вид?

Что делать, если критикуют вашу внешность?

  • Прежде всего, не принимать всё близко к сердцу. Сколько людей, столько и мнений. Если у вас есть вторая половина, то подумайте о том, что вас любят, а это значит, что ваша внешность в любом случае кому-то нравится.
  • Если замечание было слишком грубым или оскорбительным, не пытайтесь атаковать в ответ. Вы испортите себе настроение на весь оставшийся день. Можно сказать что-то наподобие «Как вы грубы и невоспитанны!» или «Наверное, у вас очень плохое настроение, или вы встали не с той ноги».
  • На грубость можно отвечать грубостью, но вам это не нужно. А вот мягко указать на недостаток оппонента можно, если вы хотите успокоить себя. Например, скажите так: «Я вас тоже не считаю привлекательным, что же теперь?».
  • Можно просто сказать о том, что вас и многих других всё вполне устраивает.
  • А некоторые замечания могут послужить стимулом к совершенствованию себя и своего тела.
  • Если с грубияном вам приходится общаться часто, и вы хотите предотвратить его дальнейшие подобные вольности, то можно сказать критикующему о том, что его мнение вас не интересует и будет лучше, если он это мнение впредь будет держать при себе.

Основополагающие моменты

Несколько важных моментов реакции на критику, о которых нужно помнить:

  1. Не отвечайте на провокационные или риторические вопросы типа «Когда это кончится?» или «Как вы собираетесь поступать дальше?».
  2. Ваш тон во время разговора должен быть спокойным и уверенным. Не кричите, не мямлите.
  3. Фразы должны быть чёткими и короткими. Никаких «Да, но….» и прочего. Всё по делу и коротко.

Несколько советов тем, кто хочет научиться адекватно реагировать на критику в свой адрес:

  1. Если критикующий просто хочет вас разозлить и обидеть, лучше никак не реагировать, а развернуться и уйти или прекратить всякое общение.
  2. Если вы чувствуете, что вот-вот «взорвётесь», то уйдите в другое помещение, если есть такая возможность, и успокойтесь, подышите, попейте воды. А потом уже возвращайтесь и продолжайте разговор.
  3. Есть смысл прислушаться к критике и провести работу над ошибками. Замечания порой бывают весьма полезными и помогают нам увидеть то, чего раньше мы не замечали.
  4. Не принимайте всё близко к сердцу и не портите себе настроение.

Реагируйте на критику правильно, и она не будет отравлять вашу жизнь.

ФОТО Getty Images

«Несправедливая критика очень обидна. Она может заставить человека не спать полночи, озлобиться, строить планы изощренной мести. Иногда из-за нее взрослый человек превращается в подростка или даже ребенка... И поскольку избежать несправедливой критики у нас вряд ли получится, нам стоит позаботиться о том, чтобы найти культурные способы обхождения с ней.

Чтобы противостоять критике, не разрушая себя, есть несколько интересных решений. Я бы назвала их жемчужинами психотерапевтической и социальной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

Представьте ситуацию. На работе вы слышите в свой адрес обидное замечание, туманный намек: «Как к вам ни зайдешь, вы все чай пьете, вот бы у нас в отделе было так же». Язвительное замечание, которое кто-то бросил, зайдя к вам в кабинет, несправедливо хотя бы потом, что вы не все время пьете чай. Что вы можете ответить? Есть такой замечательный прием, который полностью исключает попытки объяснить, что это не так, «вы неправильно поняли, мы работаем». Неожиданное и парадоксальное решение – согласитесь. «Да, такое впечатление может сложиться». Ваш ответ подчеркнет, что человек имеет право заблуждаться, он не знает правды и, похоже, не очень ею интересуется. Вы соглашаетесь и одновременно ставите человека на место.

Второй прием: начните задавать уточняющие вопросы. Например, в ситуации, когда вы слышите нелестное замечание в свой адрес: «Согласитесь, среди блондинок нет умных женщин», говорит мужчина. А вы блондинка. Как вы будете реагировать? Конечно, можно сделать недоуменное лицо и промолчать, но есть прием, который тут же поставит человека на место. «Вы имеет в виде натуральных блондинок или крашеные тоже подходят?»

И в первом и во втором случае вы даете понять, что ничего из того, что было сказано, не заставило вас обидеться, не стало толчком к тому, чтобы начать защищаться. Вы, скорее, восприняли это как импульс к некоторой игре: «Вот как? Интересно, давайте посмотрим на это повнимательнее». Вы не обижаетесь, а с интересом начинаете рассматривать собственно обидчика! И тогда у него выбивается почва из-под ног: ведь он не достиг своей цели, не выбил вас из центра, не сделал менее сильным, более управляемым, более уязвимым.

Эти стратегии при несправедливой критике является наиболее эффективными. Вы не торопитесь обижаться, а начинаете разбираться с тем, почему человек так думает, что он знает, что произошло на самом деле, о чем идет речь, что именно он хочет вас сказать. Здесь подходит любой прием уточнения, перефразирования, чтобы яснее понять собеседника.

Иногда это очень трудно сделать, потому что человек кричит, он агрессивен, подавляет своей энергетикой, и тогда хорошо сказать – «Я очень серьезно отношусь к вашим словам, мне будет проще вас понять, если вы будете говорить немножко потише».

Думаю, вы сталкиваетесь с критикой также часто, как и я - современные люди очень любят высказывать свое мнение. Иногда это не слишком приятно, но не всегда удобно оборвать собеседника, да и критика порой ранит в самое сердце. Я расскажу, как реагировать на критику, чтоб она была только полезной и чтоб настроение не портилось от чужого мнения (как бы оно ни было высказано).

Почему люди критикуют

Существует множество предположений, почему люди считают, что у них есть право критиковать других людей, чью-то работу, внешность или детей. Однако, на самом деле, причин не так уж и много:
  • потребность самоутвердиться за чужой счет;
  • желание принести больше пользы, чем ожидает собеседник;
  • желание улучшить ваши результаты;
  • проекции из детства;
  • проекции из собственной жизни;
  • страх от того, что мир вокруг не совершенен;
  • желание все контролировать;
  • страх заниматься своей жизнью.
Как вы видите, среди причин для критики только две можно назвать условно-положительными - желание принести вам пользу и желание улучшить ваши результаты (внешность, семью, работу - выберите нужное). Во всех остальных случаях критика - не самое лучшее проявление негативной стороны человеческой натуры.

Если вы уверены в том, что собеседник нацелен на хороший результат (это часто случается в рабочей обстановке среди коллег и начальства), то можно смириться или же попросить собеседника высказывать критические замечания максимально мягко - лучше всего прямым текстом спокойно сказать , что слишком жесткая и прямолинейная критика вас расстраивает, а в расстройстве продуктивно работать невозможно.

Во всех остальных случаях критика не приносит вам пользы - собственно, это происходит потому, что нужна она на самом деле не вам. Это не полезная или необходимая для вас информация, это способ собеседника решить собственные задачи (самоутверждение, например) за ваш счет, а не за свой (путем работы над своими проблемами).

Да, бывают случаи, когда поставить человека на место нельзя, и здесь пригодятся рекомендации, как правильно воспринимать критику - научиться выносить из нее максимум пользы и сохранять свое настроение.

Правила хорошей критики

Эти правила помогут вам научиться критиковать других правильно и адекватно, а еще вы сможете рассказать о них тем, с чьей критикой вам часто приходится сталкиваться.

В общем и целом само понятие - довольно негативное, и лучше отказаться от него вовсе, есть чудесная формулировка - обратная связь, или как её еще называют, фидбэк. По сути, обратная связь предполагает взаимодействие сторон, и в этом нет ничего обидного и неприятного (конечно, если форма высказывания соответствует общепринятым нормам этикета).

Лучшие критические замечания - те, до которых человек дошел сам. Да, как в детстве, нужно задавать наводящие вопросы, пока собеседник не хлопнет себя рукой по лбу и не воскликнет - господи, какую глупость я сделал! Наводящие вопросы - это очень просто. Спросите, как он пришел к таким мыслям и действиям, чьим примером руководствовался, на чем базируется его точка зрения. Если вы уверены в своей правоте, то буквально за пять минут спокойной беседы можно привести собеседника к тому мнению, которое устроит вас обоих.

Найдите причины для похвалы, и обязательно отметьте то, что вам нравится в начале и в конце . Так у человека формируется ощущение, что ему сказали много хорошего и дали совет, как исправить недочеты.

Восприятие критики

Бывают люди, которые не принимают близко к сердцу то, что им говорят окружающие - на мой взгляд, им можно только позавидовать, а всем остальным, которые чувствительны к чужому мнению, лучше позаботиться о том, как правильно реагировать на критику, чтоб не чувствовать себя обиженным и подавленным.

Следует разобраться в себе, что вас больше всего задевает - суть сказанного или форма? Если вы испытываете отторжение именно в отношении сути сказанного в свой адрес, то в такой ситуации необходимо разобраться, как воспринимать критику без особых проблем и при этом пользоваться полученными рекомендациями. Что нужно сделать:

  • побеседовать с тем, кто высказывает замечания, и выяснить суть недовольства - возможно, человек просто переживает за результат, и хочет помочь.
  • взвесить все за и против в отношении того, что говорят, и попробовать найти то решение, которое удовлетворит всех;
  • спросить собеседника о его предложениях.
Дело в том, что чаще всего люди критикуют тогда, когда им хочется внести свой вклад, а предложить что-то буквально-таки на ровном месте им кажется неудобным, поэтому они ищут недостатки.

Еще один полезный навык, который пригодится, умение «переводить» с эмоционального языка на буквальный. Так, например, если вам говорят, что вы вечно опаздываете, а на самом деле вы опоздали второй раз за месяц (и у вас есть для этого некие причины), то прямо во время разговора скажите вслух, или произнесите про себя, как обстоят дела на самом деле.

Вы не вечно опаздываете, а всего второй раз за месяц, и по уважительной причине. Вы не безрукое чудовище, а просто устали и поэтому разбили свой любимый чайник, о чем, безусловно, сожалеете. Вы не ленивый человек, а предпочитаете работать размеренно. Это поможет не обижаться на собеседника - вы поймете, что он просто обобщает и эмоционально реагирует.

И, конечно же, нужно рассмотреть способы, как не обращать внимание на критику вообще - довольно часто критикуют нас те люди, которые не имеют должной компетенции и квалификации. Наверняка вы оказывались в той ситуации, когда человек критиковал, например, ваш внешний вид. Опустим те варианты, где внешний облик человека противоречит законам и правилам общества. Если вы не просили оценку внешности, то это не критика, а непрошеные советы.

Если человек перед вами не является профессионалом в той области, о которой говорит, или не имеет достаточного опыта, то его слова ничего не стоят и мало что значат. Просто ему хочется что-то сказать. Конечно, когда вы разговариваете с уважаемым человеком, или просто находитесь не в том положении, чтоб возражать, то лучше потерпеть эти глупости - помните о том, что каждый свой настоящий недостаток вы знаете сами.

Однако, если человек перед вами - не любимая бабушка вашего супруга, не ваш начальник или клиент, то не позволяйте ему портить вам настроение. Как противостоять критике? Спокойно и вежливо отвечать, что вы не хотите говорить на эту тему , это лучшее решение. После этого здравомыслящий человек поймет, что его немного занесло, и скорее всего, вы переведете разговор.

А если о здравомыслии не идет речь, то, скорее всего разговор перейдет на повышенные тона, но в любом случае, лучше постараться вести себя спокойно. Не позволяйте собеседнику говорить о вас дурно, в большинстве случаев то, что люди выдают за критику и доброжелательность - не что иное, как пассивная агрессия.

Как отличить пассивную агрессию от критики?

Хорошая критика начинается с несовершенства, которое кому-то мешает. Помните о том, что если речь идет о том, как вы воспитываете ребенка, как вы выглядите или же как вы строите свою жизнь, то ваше поведение должно регулироваться законодательством, общественными нормами и здравым смыслом, а вовсе не чужим мнением и опытом.

Если вам говорят - «Нельзя включать хард-рок по ночам, это нарушение закона!», то это разумно и правильно (пусть и чуть грубо по форме). И это можно отнести к критике. Но если вы слышите в свой адрес «Ты слушаешь плохую музыку, вот я слушаю другое», то это - чье-то мнение и пассивная агрессия в вашу сторону. Наверняка, вы вспомните из детства слова родителей о том, что «Пока ты тут выбираешь лук из супа, в Африке умирают дети от голода» - это самая что ни на есть пассивная агрессия.

Человек недоволен вашим поведением, он считает, что имеет право его комментировать, он приводит в качестве аргумента абсолютно бессвязный исторический и социальный факт на свой вкус.

Таких примеров можно привести множество, но есть и более удобный способ отличить одно от другого - хорошая конструктивная критика направлена на результат, пассивная агрессия - на эмоциональную подавленность .

Если за словами собеседника стоит «Ты плохой, делаешь все плохо, мне не нравится твой выбор» - это агрессия. Если же он говорит «Это хороший дизайн, но его нужно немного подправить, по нормативу поля должны быть больше, посмотри в техзадании и давай подумаем, как мы можем это исправить» - это критика.

После того, как вы немного потренируетесь и подумаете над тем, как относиться к критике, вы найдете несколько своих универсальных моделей поведения. Чаще всего люди пользуются такими реакциями, как:
  • вежливая благодарность (это позволяет прекратить поток критики прямо сейчас, и ничем не омрачить отношения);
  • просьба облечь критику в более лояльную и дружелюбную форму (это подходит для любых длительных отношений, будь то сотрудничество по работе или дружба);
  • вежливый отказ (иногда он имеет форму благодарности);
  • открытая конфронтация (уверенное и жесткое отстаивание своих позиций и своего права не слушать непрошеных советов и не следовать им).
Да, проще всего быть вежливым и добродушным (мы все это делаем в 90% случаев), но в некоторых ситуациях нельзя обойтись без открытой конфронтации. Как относиться к критике, если вы слышите её ежедневно? Это уже не критика, а давление, и человек под давлением испытывает тяжелый стресс.

Нужно научиться противостоять этому давлению и не поддаваться на все слова о том, что это давление делается с благой целью, потому что когда вам ежедневно обидно, неприятно и вы чувствуете себя расстроенным - это не к добру однозначно.

Когда вы слышите жесткие и неконструктивные рекомендации в свой адрес, попробуйте отвечать тем же. Это работает далеко не со всеми, но может единоразово спасти ситуацию - собеседник опешит. В большинстве случаев, можно научиться переводить разговор на другую тему.

Обычно люди недовольны тем, в чем сами преуспевают, но в то же время они боятся сравнения с более успешными людьми. Пользуйтесь их же оружием - так вы сможете не только защититься, но и надолго обезопасить себя от словесных баталий.

Нельзя молчать и глотать обиды - это тоже стресс, а любой стресс, если он накапливается, рано или поздно становится неврозом или другим неприятным медицинским диагнозом. Так, например, специалисты под руководством доктора Хамера выяснили, что постоянный стресс увеличивает риск развития онкологических заболеваний .


Берегите себя и свое спокойствие, не позволяйте себя обижать, но в то же время проявляйте внимание к критике, если она конструктивна - именно так вы можете стать лучше.

Делаем так, чтобы критика приносила нам пользу, а не страдания!

Если вы человек - значит, вас постоянно оценивают другие люди. Этот механизм заложен природой, даже самые продвинутые представители человечества не только оценивают, судят, выносят приговоры, но и подвергаются критике в свой адрес. Если вы за собой такого не замечали, то перестаньте читать эту статью, подойдите к зеркалу и проверьте, не сияет ли над вами нимб.

Хорошие слова в свой адрес слышать, конечно, приятнее. Похвала мотивирует и вдохновляет нас, вызывает чувство уверенности. А вот критика, наоборот, зачастую негативно влияет на самооценку и убивает всякое желание что-либо делать дальше. Впрочем, все реагируют на нее по-разному. Кто-то относится к ней спокойно, делает выводы и не страдает эмоционально. Другие же видят в этом угрозу и проблему. И весь вопрос заключается не в том, что нам говорят, а в том, как мы на это реагируем. Так как же правильно реагировать на критику, чтобы она приносила нам пользу, а не страдания?

Не поддавайтесь первому порыву

Не поддавайте первому порыву

В спокойном состоянии мы способны видеть и осознавать гораздо больше. Поэтому если вы сможете переварить первую волну эмоций, ваше восприятие изменится, вы сможете увидеть много других аспектов критической ситуации. Например, вы поймете, что претензии к вам ничем не обоснованы, а человек, который вам это высказывает, находится в дурном расположении духа. Или наоборот, в критической оценке есть доля правды, если принять ее во внимание, то вы сможете избежать некоторых ошибок в будущем.

Три экспресс-техники для расслабления

  • Медленно сосчитать в уме до десяти. Медленно, еще медленнее.
  • Cделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Записать свои мысли и описать все свои чувства на бумаге (если вы находитесь не в прямом диалоге, а общаетесь по почте).

Если вы научитесь контролировать свою сиюминутную реакцию, то вам будет намного легче не поддаваться негативным эмоциям, не реагировать на них сразу, а использовать время, чтобы найти самое лучшее решение для себя. Кстати, подобное качество сильно пригодится и при воспитании детей.

Как действовать, когда вас критикуют

Детализируйте это

Люди имеют свойство обобщать: ты всегда опаздываешь, ты никогда не сдаешь работу в срок, ты вечно разбрасываешь вещи. Детализируйте: попросите привести конкретные примеры, с ними согласиться гораздо проще, чем с абстрактными обвинениями. Может выясниться, что вы действительно не слишком пунктуальны или наоборот, факты преувеличены, и вещи вы разбросали всего-то пару раз: после зажигательного девичника у подруги и развеселого празднования дня рождения. А это святое, так что иногда можно.

Примите несовершенство

Да, и ваше, и вашего обидчика. Поймите, что никто не идеален, работа не всегда получается с первого раза. Если бы люди могли работать идеально или вести себя совершенным образом, то им не нужно было бы общаться в принципе. Именно поэтому, пока космические корабли бороздят просторы Большого театра, мы спорим, обсуждаем, предлагаем, указываем на ошибки. Даже самые большие начальники не принимают важные решения в одиночку, потому что знают: каждому свойственно ошибаться.

Научитесь спокойно относиться к своим промахам и недостаткам. Отвергая критику, мы лишаем себя возможности стать лучше, научиться чему-то новому и полезному.

Кто вас критикует? Может тот, кто чувствует себя важным, когда ругает кого-то? Или это ваша подруга, которая хочет помочь, но не очень понимает, как это сделать? Поймите, кто перед вами и, возможно, ваша реакция изменится.

Не кормите тролля

Не ввязывайтесь в бессмысленные споры: научитесь проходить мимо, если критика беспочвенна. Это сэкономит вам время и силы.

Отвечайте при необходимости

Чужую критику важно уметь принимать, прислушиваться к ней. Однако случается, что она переходит все границы и превращается в оскорбление и хамство. Поэтому реагировать нужно в соответствии с ситуацией. Если кто-то в интернете написал вам «толстая корова», пройдите мимо: писать гадости куда проще, чем говорить их в лицо. В крайнем случае, подумайте, чувствуете ли вы, что вам нужно похудеть. И если ответ положительный, запишитесь в спортзал или пересмотрите режим питания.

Как можно сбросить вес без вреда для здоровья, можно узнать, посмотрев это видео:

Если же вас обидели в реальной жизни, помните, что вы имеете право на уважение. И если ваш обидчик этого не понимает, скажите ему: «Как печально, что не всем повезло с воспитанием». Как тут обижаться? Тут надо пожалеть человека.

Используйте критику как возможность

Разные люди видят ситуацию по-разному, по-разному рассуждают, замечают то, чего не видят другие и не видят того, что очевидно многим. Поэтому нам нужно уметь разговаривать и договариваться друг с другом и в офисе, и дома.

Научитесь воспринимать критику не как повод обидеть вас, а как помощь, которая покажет вам ваши слабые стороны или недостатки проекта, с которым вы работаете. Когда мастер в автосервисе говорит вам, что у машины неисправны тормоза, вы же не злитесь на него? Хотя он указал вам на недостаток. Наоборот, вы благодарите его и отстегиваете солидную сумму на починку. Почему-то с людьми происходит иначе: стоит кому-то указать на наше несовершенство, как мы злимся или расстраиваемся.

Принимайте критику как горькое лекарство, не воспринимайте ее как приговор для себя. Если она касается ваших личных качеств (пунктуальность, аккуратность, вежливость), помните, что практически все можно развить. Если же вы не можете или не хотите что-либо менять (мало ли, вдруг коллеге не нравятся ваши шикарные рыжие волосы. А вас они как раз полностью устраивают), то расстраиваться не имеет смысла. В самом деле, какой толк горевать о том, чего не исправить?

Критика может быть самой разной: неадекватной и правдивой, с любовью или ненавистью, агрессивной или тактичной. Если вы найдете в ней долю истины, она станет полезной для вас. Ну а если не найдете, то потренируете дзен: иммунитет к оскорблениям и нападкам - залог уверенности в себе, здоровой самооценки и твердого характера.