Как отказывать навязчивым людям? Как отказывать друзьям вежливо: советы по психологии.

Многим людям очень трудно отказать в просьбе близким или друзьям, даже если, выполняя просьбу, человек отодвигает собственные планы и интересы. Готовность помочь – замечательная черта, но как определить границу между отзывчивостью и безотказностью? Как правильно отказывать?

Почему так трудно говорить «нет»

Труднее всего отказывать самым близким людям. Кажется, что наш отказ будет выглядеть грубо, и ребенок или близкий родственник обидится и перестанет общаться. Этот страх толкает на то, чтобы обязательно выполнить просьбу.

Мы боимся создать конфликт своим отказом. Нам кажется, что, если не согласится выполнить просьбу, человеку будет неприятно и он рассердится. В условиях современной жизни, когда стрессовые ситуации встречаются довольно часто, а уровень агрессии в отношениях достаточно высок, мы стремимся любым путем избежать развития конфликта и не отстаиваем свои интересы.

Еще одна причина безотказности – страх остаться в одиночестве. Такое чувство движет нами, когда мы присоединяемся к большинству, хотя на самом деле имеем другое мнение. Мы начинаем сомневаться в правильности своей позиции и соглашаемся против воли.

Соглашаться на любую просьбу нас может толкать доброта. Это качество очень ценится и поощряется окружающими, и мы сами начинаем гордится такой чертой своего характера. Однако именно это заставляет нас всегда входить в положение просящего, сочувствовать и выполнять просьбу.

Мы можем бояться потерять возможность в будущем. Нам кажется, что если откажем в просьбе начальнику, то и он в дальнейшем не пойдет нам на встречу. А если не согласимся выполнить желание друга, даже по объективным причинам, то не сможем рассчитывать в будущем на помощь и поддержку с его стороны.

Еще одной причиной может быть нежелание рушить отношения, даже приятельские. Некоторые люди воспринимают отказ в просьбе, как абсолютное неприятие и после этого прекращают любое общение.

Безотказность – это плохо!

Чтобы научится бороться с безотказность, необходимо понимать, почему не стоит всегда выполнять просьбы окружающих и к каким негативным результатам это может привести.

Как отмечают психологи, безотказных людей очень часто считают слабохарактерными. Вы должны понимать, что путем выполнения любой просьбы нельзя завоевать уважение и доверие окружающих. А со временем близкие, друзья, коллеги по работе просто начнут пользоваться вашей мягкостью и добротой.

Чтобы чувствовать себя целостной и свободной личностью, необходимо соблюдать баланс. Взаимопомощь и взаимовыручка необходимы, но при этом не должны страдать ваши интересы и принципы. Всегда необходимо анализировать ситуацию, не стесняться просить время, чтобы обдумать просьбу и принять решение.

Очень многие из нас не хотят бороться с внутренними проблемами. Распространенная фраза: «Умейте говорить нет!» знакома каждому, но не все хотят этому учиться. Произнося отказ, мы внутренне готовимся к негативной реакции, поэтому часто выбираем легкий путь и соглашаемся.

Если начать анализировать свои мысли и поведение в подобной ситуации, вы поймете, что перед тем как дать ответ, мало обдумали все «за» и «против». И уже только согласившись, вы можете вспомнить, что нарушаете свои планы, которые были для вас важны.

Как правильно отказать

Основные правила грамотного отказа можно сформулировать так:

  • отказывайте спокойно;
  • не оправдывайтесь;
  • ведите себя уверенно;
  • предложите альтернативный вариант.

Во время разговора не нужно позволять обиде, возмущению или агрессии взять над вам верх. Не уходите в защиту. Ваше «нет» должно быть спокойным и доброжелательным. Вы должны понимать, что отказать – это вовсе не значит испортить отношения или поссориться. Вас просят, поэтому вы имеете право, как согласиться, так и отказать в просьбе.

Когда начинаете оправдываться, вы даете возможность просящему начать вас уговаривать и давить на вас. На любые самые веские аргументы всегда можно возразить.

Если не обойтись без объяснения причины, то скажите собеседнику, что вы сожалеете, сошлитесь на обстоятельства, не зависящие от вас, например, на более раннюю договоренность, которую уже нельзя изменить. Не стоит говорить, что у вас просто нет настроения или вы очень устали. Просто будьте уверены в своем решении, чтобы оно не звучало как оправдание или отговорка.

В некоторых случаях вместо того, чтобы объяснять причину отказа лучше предложить альтернативный вариант решения проблемы, в котором друг или коллега могут обойтись и без вашей помощи.

Умейте говорить о том, что помощь не соответствует вашим сегодняшним потребностям и приоритетам. Нет ничего страшного, если вам необходимо потратить время на решение собственных проблем.

Очень действенной психологи называют фразу: «Мне кажется вы выбрали не совсем подходящего человека». Сошлитесь на то, что для выполнения просьбы вам просто не хватает знаний и опыта. Лучше всего прямо сказать об этом, чем зря обнадеживать собеседника. Найти опытного специалиста будет лучшим вариантом для вашего друга или знакомого.

Прямо сказать о том, что вы не можете выполнить просьбу – хороший вариант. Мы сами себе ставим барьеры, которые мешают говорить открыто и честно. Знайте, что просящий человек меньше всего хочет, чтобы его обманывали или понапрасну обнадеживали, он хочет точно знать сможете вы ему помочь или нет.

Как нельзя отказывать

Главные ошибки, которые совершают люди, когда отказывают, происходят и-за того, что мы хотим быть вежливыми и тактичными. Но эффект получается противоположный. Психологи рекомендуют при отказе говорить четко и смотреть на собеседника. Если вы будете отводить глаза и что-то мямлить создастся впечатление, что вы просто пренебрегли просьбой.

Правильно отказывать - настоящее искусство. Особенно сложно говорить «нет» тем, от кого зависит работа, карьера, заработок. Как сделать так, чтобы отказ не только не повредил отношениям на работе, но и укрепил их?

Специалист по логистике Маргарита Крылова страдает от собственного неумения сказать «нет»: «Еще в школе у меня списывали все, кому не лень. Я постоянно оставалась дежурной или выполняла поручения классного руководителя».

Теперь Маргариту эксплуатируют на работе. Если нужно выйти в выходной день - звонят ей. На переговоры со вздорными клиентами - тоже она. Кроме этого, она подстраховывает опоздавших на работу коллег, обучает новичков и отвечает на звонки в отсутствие офис-менеджера. «Про себя проклинаю и начальство, и сослуживцев, а вслух сказать «нет» боюсь. Ведь у меня такая хорошая репутация. И начальство меня ценит, и коллеги», - оправдывается г-жа Крылова и продолжает разрываться на части.

Быть или не быть

Чтобы понять, какие просьбы стоит выполнять, а на какие наложить категоричное вето, надо ответить (прежде всего, себе) на несколько вопросов.

Вопрос первый: «кому это надо?». Если от того, будет ли исполнена просьба или нет, зависит работа всей компании, ее однозначно стоит выполнить. Даже если это не входит в ваши обязанности. В частности, это касается ситуаций, когда компания имеет шанс заполучить важного клиента, выиграть тендер или, напротив, рискует потерять крупную сумму денег. Начальство, как правило, не забывает тех, кто не подвел в трудную минуту.

Вопрос второй: «могу ли я отказать просящему?». В некоторых компаниях просьбы начальства не обсуждаются. Хотя в таком случае непонятно, почему они называются просьбами.

Вопрос третий: «что я получу, выполнив просьбу?» / «что я потеряю, не выполнив просьбу?». Как уже говорилось, человек, который готов пойти навстречу другим, получает из-за своей безотказности и много хорошего - благодарность, доверие и, что немаловажно, возможность озвучить встречную просьбу. И, напротив, жестко и категорично отказывая ближним, человек теряет хорошее отношение к себе. Если же сотруднику ничего из вышеперечисленных «пряников» от просителя не светит (или не нужно), можно смело отказывать.

И четвертый вопрос, ответ на который может перечеркнуть все предыдущие: «что я потеряю, выполнив просьбу?». Если на кону оказывается качество выполнения собственных обязанностей, личные деньги, здоровье, семья или свобода, стоит найти корректный способ отказаться.

Психологи выделают две основные ошибки отказывающих: слишком завуалированное «нет» и неаргументированность отказа.

В первом случае может возникнуть недопонимание, и просящий решит, что ему ответили согласием. Лучший способ отказать в просьбе - честно сказать «я не буду этого делать». Чтобы у просящего не оставалось иллюзий и ложных надежд.

Для особо трепетных особ стоит еще сообщить мотив своего отказа. Объяснить, что это не личное, а исключительно желание хорошо сделать свою работу. Так как если будешь делать работу других, то кто же сделает твою?

Неаргументированный отказ создает у просящего впечатление, что ему отказывают просто так. А это может привести к конфликту. Если просящим оказывается начальник, упор в аргументации стоит делать на благе компании. Это не только сглаживает отказ, но и характеризует «отказника», как профессионала.

Если же с просьбой обращается коллега, лучше честно сообщить причину отказа. Конечно, если она достаточно веская и нет причин ее скрывать (скажем, речь не идет о чем-то глубоко личном или о третьих лицах). В отдельных случаях безопаснее переложить ответственность за отказ на другого («начальник завалил меня работой»). А еще лучше на обстоятельства («завтра подменить тебя не смогу - меня не будет в городе»). При этом не лишним будет посокрушаться на сей счет, чтобы у просящего не осталось сомнений в том, что ему отказывают не по собственной воле.

«Я бы с радостью, но…»

Один из беспроигрышных вариантов, если просителем выступает начальник, - показать план своей работы на ближайшее время и предложить шефу самостоятельно определить, в ущерб чего будет исполняться просьба. Если этот прием не действует предложить руководителю кандидатуры тех, кому это можно перепоручить.

Есть общий метод под названием «махровый формализм». В рамках этого метода поручения начальства принимаются и выдаются только в письменном виде и с подписью: да, выполню, но соответствующий приказ, пожалуйста, составьте. Начальники в таком случае предпочитают дать задание кому-либо другому, нежели утруждать себя составлением подобных бумажек. Правда, применить этот способ лучше в крупных и забюрократизированных структурах.

Не откажите, господин начальник

С неудобными просьбами сталкиваются не только подчиненные, которых донимают начальники, но и руководители, к которым обращаются сотрудники. Стоит ли отказывать в таком случае?

Если подчиненный пришел с деликатным вопросом или серьезной проблемой, значит он просит принять участие в своих делах не руководителя лично, а компанию, в которой они оба работают. В такой ситуации лучше пойти навстречу просящему и заполучить крайне лояльного сотрудника. Если же руководитель по тем или иным причинам не может выполнить просьбу подчиненного, можно воспользоваться тактикой «это не от меня зависит». При этом шеф не отказывает, а говорит подопечному, что он должен посоветоваться с вышестоящим начальством. А спустя некоторое время с огорчением сообщает, что «он сам бы с удовольствием согласился, но начальство несогласно».

В любом случае начальнику желательно избегать конфликтных ситуаций и, кроме того, отказывать вежливо. Особенно если с просьбой приходит ценный специалист. Даже если в итоге ему предстоит услышать отказ, лучше озвучить его после веских аргументов и нескольких хвалебных фраз: «Мы вас очень ценим», «Ваш вклад в работу компании значителен»...

Напоследок - универсальный совет. Кому бы и при каких обстоятельствах не пришлось отказывать, для начала стоит поставить себя на место просящего и посмотреть на ситуацию с его колокольни. В таком случае, даже категоричное «нет» будет звучать максимально вежливо и необидно.

Основные ошибки, которые совершают «отказники»:



  • Отказывают слишком агрессивно

  • Спешат сказать «нет», вместо того чтобы подготовить просящего к отказу

  • Не аргументируют отказ

  • Не предлагают альтернативу

  • Отказывают слишком завуалировано

Приемлемые способы отказа



  • Честно озвучить причину отказа

    « К сожалению, я не смогу это сделать, потому что…»


  • Предложить альтернативу

    «Сегодня у меня совершенно нет времени, зато, думаю, смогу выполнить вашу просьбу завтра»


  • Посетовать на отсутствие знаний/умений/компетенции/полномочий, необходимых для выполнения просьбы

    «Вряд ли компания получит желаемый результат, если переводчиком на переговорах буду я, инженер третьего разряда», «Согласно должностной инструкции, у меня нет полномочий выполнять эти функции»


  • Переложить ответственность за отказ на третье лицо/обстоятельства

    «Я бы с радостью, но мой непосредственный руководитель этого не одобряет», «Я бы рад раньше выйти из отпуска, но в авиакассе мне не хотят менять билеты»


ИТОГО: Перед тем как озвучить отказ, стоит подумать, не лучше ли выполнить просьбу. Если решение принято, отказ должен быть аргументированным, вежливым, но категоричным.

Летова Ольга

Ваша компания может производить отличный продукт по справедливой цене или оказывать услуги высочайшего класса, вы можете быть вежливым и внимательным к своим клиентам. Но это неважно, потому что клиенты всегда найдут повод для недовольства.

Программа зависает, такси стоит в пробке, курьер едет слишком медленно, «я думала что она будет зеленой, а это цвет морской волны», «а можно мне скидку не 10% а хотя бы 35%», «а где луна с неба за эти пару тысяч?» .

Нет, ответное хамство, даже если оно кажется адекватной реакцией, не вариант. Но вы в любом случае должны научиться говорить клиентам «нет», с одной стороны, без обжигающего чувства вины и, с другой — без агрессии.

Мы расскажем о способах вежливого отказа, которые помогут вам справиться с неловкой ситуацией и без зазрения совести сказать клиенту «нет», не испортив с ним отношения.

Попросите уточнить

Довольно часто претензии клиентов эмоциональны, но не слишком содержательны:

«Ваше обновление — отстой, что за фигня!!! Верните все как было!», «А где тот менеджер, вроде бы его звали Василий, с которым я разговаривала в среду? Я хочу работать только с ним, а вас я вообще не знаю и знать не хочу! Что значит уволился? Как же мне быть?» .

Когда клиенты ведут себя подобным образом, они, по крайней мере, дают вам возможность задать уточняющий вопрос, например такой:

«Мне очень жаль это слышать. Не могли бы вы уточнить, что именно вам нравилось в прошлой версии, чего вы не смогли найти после обновления? Почему вам нравилось работать именно с Василием? Если вы объясните, я постараюсь это учесть, и, может быть, вам станет удобнее работать с нашей компанией».

Конечно, вы не замените новую версию продукта на старую, равно как и не уговорите уволившегося Василия вернуться обратно, вы даже не будете пытаться. В данном случае это и неважно.

Вы дадите клиенту повод почувствовать, что его мнение для вас на самом деле важно и оно заботит вашу компанию.

Кстати, дополнительным бонусом может стать то, что объяснения клиентов действительно помогут вам решить их проблему.

Обещайте клиенту рассмотреть его запрос в будущем

Очень часто клиенты слишком буквально понимают фразу «любой каприз за ваши деньги» и хотят от вашей компании того, что она не может им дать.

Компании по доставке пиццы на дом обычно не предоставляют в качестве дополнительной опции вынос мусора или выгул собаки. И пицца — не всегда то же самое, что и роллы. Компании специализирующиеся на организации детских праздников редко занимаются холостяцкими вечеринками, но клиент иногда так не думает.

Казалось бы простого «нет, у нас доставка пиццы, а не роллов» было бы достаточно. Но это не совсем так, потому что

во-первых , это расстраивает клиента и снижает его потенциальную лояльность (ведь когда-нибудь он захочет именно пиццы),

а во-вторых , вы лишаете себя дополнительного и совершенно бесплатного маркетингового инструмента.

Чтобы не расстраивать клиента, вы можете ответить примерно так:

«К сожалению, в данный момент мы не занимаемся доставкой роллов, но мы обязательно подумаем об этом. Наша компания внимательно отслеживает запросы клиентов, и если таких запросов, как ваш, будет достаточно, в будущем мы пересмотрим свой ассортимент».

Клиенту приятно осознавать, что его запрос не исчезнет и что на него обратили внимание, даже если это тот тип клиента, который пытается заказать стриптиз в агентстве по организации детских праздников.

Однако важно учитывать, что этот способ вежливого отказа работает только в том случае, если ваша компания действительно готова изменить свою продуктовую линейку, исходя из клиентских запросов.

Но не врите

Как бы сильно вам ни хотелось обнадежить клиента, чтобы просто избавиться от него «здесь и сейчас», не делайте этого. Избегайте лжи и пустых обещаний.

Не стоит врать клиенту, что его запрос будет учтен и рассмотрен, если вы не собираетесь даже делиться этой информацией с теми, кто принимает подобные решения.

Обманывать клиента плохо не только потому, что это неэтично, но и потому, что обычно люди хорошо чувствуют подобного рода неискренность, и ваше лукавство может обернуться против вас.

Лучше расстроить клиента и ответить «нет», чем сжульничать, сказав:«Мы обязательно рассмотрим ваш запрос». Потому что через некоторое время, когда вы забудете о нем либо на вашем месте будет ваш ничего не подозревающий коллега или, еще хуже, начальник, упорный клиент перезвонит и спросит, как там обстоят дела с его «хотелкой».

Скажите «нет» другими словами

Если вам все-таки нужно отказать клиенту в его просьбе, вы вполне можете сделать это, вообще не употребляя слова «нет».

Вместо «Нет, у нас нет и не будет торта со стриптизершей» можно сказать «Да, мы понимаем, что многим нравится стриптиз и бакалея и что объединить их было бы интересным ходом, но, боюсь, наша компания к этому не готова и вряд ли эта опция когда-нибудь у нас появится» или «В настоящее время мы никак не сможем сделать это для вас, но спасибо, что уделили нам время».

Честный, но вежливый ответ с большей вероятностью оставит дверь открытой для успешного обращения в будущем, и у клиента не останется ощущения, что он совершенно зря потратил на вас время.

Дайте клиенту почувствовать, что его услышали

Очень часто людям важно понимать, что их проблему услышали и поняли. Простые уловки, такие как обращение к клиенту по имени или фразы типа «Я понимаю, о чем вы говорите» продолжают работать.

Поблагодарите людей за то, что они дали вам знать, что им нужно. Какой-бы ни была их проблема, важно, что они нашли время и обратились именно к вам, даже если они не отличают роллов от пиццы и не понимают, что оператор колл-центра не решит их проблемы с низкой обучаемостью новым технологиям.

Кстати : отвечайте быстро, но не слишком быстро, чтобы не вызвать у клиента неприятного подозрения, что вы делаете это автоматически, даже не вникая в его проблему.

Предложите альтернативы

Если вы серьезно настроены на то, чтобы поддержать лояльность клиентов к вашей компании или лично к вам в длительной временной перспективе, вы должны постараться помочь им, даже если прямо сейчас это не принесет вам очевидной выгоды. Да, вы не доставляете роллы, но можете с ходу назвать компанию, которая это делает, даже если это ваш конкурент.

Следующая наиболее важная для клиента вещь (после получения того, что он хотел получить) — это чувство того, что к его запросу отнеслись достаточно внимательно и серьезно.

Если вы грамотно и почти честно комбинируете разные приемы вежливого отказа, то ваше «нет» будет воспринимается клиентом почти как «да». Это позволит вам не просто избежать неловкости, но и укрепит двусторонние отношения между клиентом и компанией и, что не менее важно, между вами и клиентом.

Невозможно отрицать: отказ — это очень неприятно. Тем не менее это часть жизни. Неважно, разбивают ли вам сердце, отказывают в приеме на работу или вас просто подводит близкий человек, эмоции всегда будут неприятными. Такие ситуации никогда не проходят без проблем, это всегда некомфортно. Если вы сами хотите кому-то отказать, вам тоже приходится непросто. Вам нужно вести себя тактично, поддерживать человека и при этом справляться с собственными негативными эмоциями. Если вам не удается, вы делаете отказ еще более болезненным. Многие люди хотели бы уметь отказывать мягко и вежливо. Вы ведь не хотите ранить другого человека, заставить его чувствовать боль и разочарование. Все это так сложно! К счастью, есть некоторые рекомендации, которые помогают вам справиться с подобными моментами в жизни наиболее мягко.
Это может даже быть вполне позитивный опыт! Иногда отказ становится толчком к переменам, потому что человек начинает задумываться о том, как ему стать лучше. Отказ заставляет вас больше думать о себе. Это своего рода мотивация, которая помогает двигаться дальше. Если вам нужно кому-то отказать, используйте описанные ниже советы. Это сделает ситуацию более комфортной для всех.

Говорите правду

Это может казаться очевидным, тем не менее важно знать: если вы обманываете человека насчет причины своего отказа, вы не облегчаете его положение ничем. Некоторые предпочитают врать для того, чтобы не ранить чувства человека, которому отказывают. Это хорошее намерение, но такое поведение никак не помогает смягчить удар. Честность — это ваш лучший выбор, не стоит пытаться что-то приукрасить. Даже если вы думаете, что ложь бывает во спасение, не поддавайтесь таким мыслям. Правда ранит, но потом ее проще принять, а ложь смягчает эффект лишь в первые минуты беседы, но в конечном итоге отравляет всю симпатию, которая остается после отказа.

Будьте точны

Общие слова не несут никакой пользы. Если вы должны отказать кому-то, будьте как можно более точны и конкретны. В дальнейшей перспективе это только поможет человеку, получившему отказ. Нередко отказ, что бы не стало его причиной, воспринимается как личное оскорбление.
Чем более точно вы сможете объяснить, что стало причиной сложившейся ситуации, тем лучше человеку будет понятно, что это не его личная вина. Это очень важный момент для обеих сторон беседы. Продумайте свое обоснование заранее, чтобы изложить его наиболее понятно и доходчиво. Это поможет вам снизить собственное напряжение во время отказа.

Следите за своим тоном

Не забывайте, что проблема может быть не только в том, что именно вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Подумайте, что будет чувствовать другой человек в такой ситуации, и старайтесь вести себя соответственно.
Тон голоса и выбранное для беседы время — важнейшие характеристики, так что помните, что дело не только в выбранных вами словах. Конечно, они тоже имеют огромное значение, но не стоит забывать и о других критериях. Делайте дыхательные упражнения, старайтесь не напрягаться и следите за интонациями своего голоса. Обращая на это внимание, вы снижаете и собственный стресс, и дискомфорт другого человека.

Примите свою роль

Если вы тоже неким образом вовлечены в сложившуюся ситуацию, обязательно сообщите об этом человеку, с которым расстаетесь. Если вина не ложится исключительно на его плечи, ситуация становится чуть более комфортной. Разделите вину, если это действительное положение дел, ведь отказ и основан на том, чтобы объяснить реальную ситуацию. Это поможет вам четко объяснить причины вашего решения, хотя в момент беседы вашему собеседнику и трудно будет все воспринимать рационально и без лишних эмоций. Это вполне объяснимо, ведь расставание может быть крайне изматывающим. Будьте готовы к этому, заранее примите тот факт, что негатив неизбежен и отчасти с ним связаны вы.

Подумайте о компромиссе

Если ситуация позволяет, возможно, вам необязательно жестко отказывать человеку. Иногда проблему можно разрешить с помощью компромисса. Если вы начинаете беседу с целью донести свою точку зрения и получить то, что хотите, вполне возможно, что и другой человек сможет пойти вам навстречу. В таком случае он будет чувствовать себя значительно комфортнее.
В такой ситуации никто не сможет выйти победителем, но важно договориться и установить необходимые границы. Это самое важное, потому что иначе вы не сможете понять, что беспокоит другого человека и как он примет отказ. В любом случае понятно, что это будет неприятно. Учитесь заботиться о своих интересах, не делая больно другим людям. Это очень важный навык, который помогает переживать отказы куда более комфортно.

Практикуйтесь заранее

Если вы сильно нервничаете из-за того, что вам придется отказать кому-то, и хотите, чтобы все слова, интонация и выраженные эмоции были уместными, вам стоит попрактиковаться, продумать, что вы скажете и как будете это делать. Это будет крайне полезно для вас. К примеру, вам нужно уволить кого-нибудь. Попрактикуйтесь, как вы будете говорить неприятную новость другому человеку. Когда вам нужно будет реально это сделать, вы уже будете знать, что можете сказать это спокойно, и тогда вам удастся выразить все свои мысли гармоничным образом, честно и внимательно, что поможет другому человеку понять: жизнь не кончилась, все в порядке. Вы сможете сделать то, что должны, но максимально оптимальным образом. Достаточно количество практики очень полезно и для вас, и для человека, которому вы отказываете. Вы можете также попрактиковаться с другом или близкими. В таком случае вы сможете получить оценку своего поведения со стороны и попросить о полезном совете. Это поможет вам еще лучше понять тонкости ситуации и научиться себя вести как можно более корректно.

Не ждите четкого вывода

Естественно, что вам бы хотелось получить некое облегчение после тяжелого разговора, но далеко не всегда ситуация заканчивается именно так. Это совершенно нормально. Многие люди мечтают о том, чтобы отказ прошел для всех позитивно и безболезненно, но стоит сразу же понимать, что ваш собеседник не будет счастлив. Просто не спешите, не подгоняйте его эмоции, не пытайтесь поднять ему настроение, когда это неуместно. Настраивая себя на то, что ситуация разрешится сразу же, вы обрекаете себя на разочарование. Не стоит так поступать! Будьте сразу готовы, что ваш разговор не даст четких последствий.

Отказ — это трудно

Важно всегда помнить, что лучший способ отказать человеку — вести себя с максимумом внимания, доброты и уважения. Ведите себя так, как стараетесь вести себя и в других ситуациях. Возможно, в процессе вы столкнетесь с обидой и злостью, тем не менее, если вы будете добры, все пройдет как можно лучше для всех.

Каковы же причины, по которым мы часто не можем отказать человеку? Почему важно научиться говорить « нет»? Как это сделать, не обидев собеседника и не чувствуя вины? Если вы хотите знать ответы на все эти вопросы, тогда эта статья именно для вас! КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ.

А к какому типу людей относитесь вы? КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ

Иногда, кажется, что всех людей можно поделить на две группы — на тех, кто может четко, вежливо и уверенно сказать «нет» в любой неудобной ситуации и тех, кто, сомневаясь в правильности, всегда соглашается на просьбы коллег, друзей, соседей и родственников.

Первая группа людей, как правило, увереннее в себе, четче высказывает свою точку зрения, выходят победителями из словесных битв. Про вторую группу можно сказать, что они не могут отстоять свое мнение, менее уверенны, но они всегда приходят на помощь, выручают, дают деньги в долг, работают сверхурочно, гуляют с чье-то собакой или сидят с чужим ребенком и т.д.

Они утешают себя мыслью: «А кто, если не я?» или «А для чего же тогда нужны друзья?». Им неловко, неудобно, стыдно отказать или даже молча отрицательно покачать головой. КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ

Почему мы не можем отказать? КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ

Почему люди так боятся говорить «нет», даже если у них нет свободного времени, сил и желания? Главной причиной являются страхи. Самые разные и их большое количество:

  • страх показаться грубым, невежливым,
  • страх потерять дружбу,
  • боязнь, что тебе тоже откажут,
  • боязнь конфликта,
  • страх чувства вины.

Мы боимся лишиться хорошего к себе отношения, боимся одиночества. Как правило, такой человек думает: « Если я откажу в помощи, то от меня отвернутся друзья, близкие, коллеги.

Я останусь один. Когда мне потребуется помощь, уже никто не поможет». Большинство психологов сходятся во мнении, что все эти страхи родом из детства. В большинстве случаев строгие родители наказывали ребенка за плохое поведение, лишали его любви, похвалы, ласки.

В такой семье ребенок беспрекословно слушал условия мамы (или папы), не имея своего мнения, и всеми силами старался заслужить одобрение или похвалу. Наказывая или ругая ребенка за любой проступок, родители формировали в нем страх потерять любовь, стать «плохим».

Со временем, из такого ребенка вырастает человек, зависимый от мнения окружающих, человек, старающийся всем понравиться и угодить. КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ

Мы привыкли думать, что отказ – это грубо и невежливо. А нам хочется жить в гармонии, где все рады, счастливы и довольны общением. И подсознательно, желание понравиться превалирует над разумом.

Мы думаем: «Если ко мне обращаются за помощью, если я востребован, значит, меня любят». Но это далеко не так. Чаще всего мы не осознаем, когда нами начинают манипулировать.

И вместо того, чтобы делать то, что нравится нам, мы причиняем себе ущерб. Наши внутренние ощущения отходят на второй план, и мы становимся зависимы от внешнего одобрения.

Часто бывает так, что соглашаясь помочь, мы боимся упустить возможность. Данные ситуации, как правило, случаются на работе, когда беря на себя дополнительную ношу, мы надеемся на повышение, увеличение зарплаты или на то, что нас заметят.

И, конечно же, соглашаемся из-за страха быть уволенными. КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ

Почему важно научиться говорить «нет»? КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ

  • Безотказных людей окружающие считают слабохарактерными, так как они не могут твердо и четко отказать в той или иной ситуации. Соответственно, не надо полагаться, что к вам появится больше любви, уважения или доверия, если вы будете всем помогать.
  • Научившись отказывать, у вас сразу появится больше свободного времени, которое вы с радостью сможете посвятить себе или своим близким.
  • Ваши силы и энергия не будут тратиться в ненужное русло.
  • Если неумение говорить «нет» создавало вам душевный дискомфорт, было причиной стресса, апатии или депрессии, то научившись отказывать, вы почувствуете себя счастливее, спокойнее.
  • Вы станете увереннее в себе, и ваша самооценка повысится, если вы будете знать, что вас не используют.
  • Почувствуете себя свободнее от мнений окружающих и от корыстных людей, которые любят «садиться на шею» безотказным друзьям.

Думаете сложно научиться правильно и вежливо отказывать? Считаете, что обречены на всю жизнь быть ведомыми и обманутыми? Вовсе нет! Нужно приложить немного сил, терпения, настойчивости и воплотить наши советы в жизнь.

И вы сразу заметите, как сильнее, увереннее и счастливее вы себя почувствуете. Кто-то вооружается полученными советами для того, чтобы не позволять себя использовать.

Кто-то понимает, как нужно разговаривать с назойливой соседкой или хитрым коллегой, который во всем старается найти выгоду. А может, вы сами станете со временем манипулятором? В любом случае это лично ваше дело.

10 способов как правильно отказать.

  1. Во-первых, вы должны для себя переосмыслить все детские страхи и понять, что всем угодить и быть всегда хорошим невозможно. Вы не можете постоянно жить чужой жизнью, отдавать всего себя ради кого-то, даже если этот кто-то – ваша семья или друг.Вы вступаете в противоречия с самим собой, ущемляете и лишаете себя приятных моментов, жалеете об упущенном времени и силах. Вы предаете себя! Жертвуете собой во имя другого человека.Помните, у вас всегда есть выбор и вы вправе всегда сказать твердое «нет».
  2. Во-вторых, важно понять, что вы не станете для кого-то лучше, даже если вы постоянно будете соглашаться на все просьбы в ущерб себе. Окружающие не станут вас больше любить. Прося вас о чем-то, манипулятор использует корыстный интерес, а дружба и любовь – это искренние чувства.
  3. Отметьте для себя и запомните массу выгод свободного, не обремененного обещаниями, человека. И каждый раз, слыша в свой адрес просьбу, подумайте в первую очередь о себе. Это прибавит вам уверенности в разговоре с оппонентом.
  4. Услышав просьбу, не давайте лишних обещаний, таких как: « я постараюсь (попытаюсь)» или «я подумаю». Эти фразы кладут на вас груз ответственности за сказанное, а для просителя это означает согласие. И он будет ждать выполненное задание.
  5. Спокойно, уверенно и дружелюбно, глядя человеку в глаза скажите: « Нет, сегодня я не могу задержаться на работе/не могу посидеть с вашим ребенком/не могу одолжить тебе денег, потому что ….». Важно сказать эту фразу без тени сомнения, иначе вас будут продолжать уговаривать. А вам это ни к чему.
  1. Не извиняйтесь за свой отказ. Подсознательно, человек начинает извиняться, когда чувствует себя виноватым. Но мы же выяснили, что вашей вины в этом нет. Вам не за что просить прощения, если у вас совсем другие планы.
  2. Дайте себе обещание быть всегда честным перед самим собой и перед другими. Отказывая человеку в просьбе, важно честно высказать причину отказа. « У меня сегодня совсем другие планы/не хватает опыта в данном вопросе/мне это не интересно».
  3. Если можете предложить альтернативное решение проблемы, помогите советом, выразите сочувствие.
  4. Если собеседник продолжает настаивать, выпрашивать, умолять, необходимо выслушать его еще раз и без раздражения и ярости повторить причины отказа.
  5. И наконец, научитесь сами просить о помощи. Как правило, люди, не умеющие сказать «нет», сами не могут попросить о чем-либо. Они привыкают все взваливать на свои плечи и нести груз за себя и за «того парня». КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ

Мы не призываем вас становиться бессердечными и черствыми эгоистами и всем и во всем отказывать. Делайте так, как подсказывает вам ваше сердце. Будьте честны сами с собой.

Найдите гармонию и баланс в своей жизни. А чтобы жить в ладу с собой и своими принципами, нужно понимать, что вы в данный момент чувствуете: желание искренне помочь или раздражение к собеседнику?

Безусловно, помогать другим важно и нужно, так как мы живем в социуме. Ведь с просьбой иногда обращаются люди, действительно нуждающиеся в помощи. Удачи вам!

Каковы же причины, по которым мы часто не можем отказать человеку? Почему важно научиться говорить « нет»? Как это сделать, не обидев собеседника и не чувствуя вины? Если вы хотите знать ответы на все эти вопросы, тогда эта статья именно для вас! КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ .

Ключевые слова и количество просмотров для фразы: КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ

Как отказать человеку 2 938, почему люди отказывают 509, +как вежливо отказать человеку 378, отказывают ноги +у пожилого человека 360, человек отказал +в помощи 270, +как научиться отказывать людям 217,

Как правильно отказывать людям 194, +как отказать человеку +не обидев +его 178, отказали ноги причины +у пожилых людей 175, почему отказали ноги +у человека 160, +как тактично отказать человеку 130, +как отказать человеку +в работе 125, людям отказывают +в пенсии 124,

Как культурно отказать человеку 90, отказывают ноги +у пожилого человека лечение 90, отказывают ноги +у пожилого человека причины лечение 86, почему отказывают ноги +у пожилого человека 86, +как отказать человеку +в деньгах 84, +если отказали почки сколько человек +может прожить 68, +как правильно отказать человеку +чтобы +не обидеть 58,

сколько живет человек +если отказали почки 53, человек +в коме отказывают почки 49, человек отказывает +в общении 47, отказали почки +у пожилого человека 45, +как грамотно отказать человеку 43, +у человека отказали легкие 42, почему отказывают почки +у человека 41, +как корректно отказать человеку 41, +как деликатно отказать человеку 39,

Как мягко отказать человеку 39, +как отказать человеку +чтобы +он +не обиделся 36, умение отказывать людям 36, +как отказать молодому человеку 34, +если отказали почки сколько осталось жить человеку 31, +от +чего отказывают почки +у человека 31,

Как попросить человека +чтобы +он +не отказал 31, +как отказать человеку +во встрече 30, отказывают почки симптомы +у пожилого человека 29, +когда отказывают почки +что происходит +с человеком 28, нужно уметь отказывать людям 28, +от +чего отказывают ноги +у человека 26, +как вежливо отказать человеку +в просьбе 25,

Как отказать человеку +в приеме +на работу 25, +как культурно отказать человеку фразы 24, заговор +чтобы человек +не отказал 24, +как научиться отказывать людям +в +их просьбах 22, +как красиво отказать человеку 22, +как вежливо отказать человеку +в работе 21, тяжело отказывать людям 21, +как отказывать людям +с +их просьбами 20