Как освоить скорочтение. Скорочтение для детей: методики обучения, упражнения в домашних условиях

Как известно «сначала было слово», а затем его стали изображать и писать, печатать и у человечества уже одной проблемой больше. Как научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?

В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание, объем прочитанного с каждым периодом школы растет. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.

Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.

При чтении у детей возникает ряд проблем , среди которых:

  1. При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
  2. Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

Что являет собой скорочтение для ребенка

Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых). Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.

Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих» моментов. Когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно увеличивается и скорость. Скорочтение предоставляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности в чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.

При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное , плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали. При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным. Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.

Образную память считают самой крепкой у детей. Для представления ребенком красочных, ярких и запоминающихся образов нужно развивать его воображение, которое выступает основным процессом познавательной деятельности у младших школьников. Когда ребенок умеет представить образы, он успешнее запоминает материал, изучает новые предметы. Кроме того, многие родители говорят о том, что их дети при чтении рассеяны, отвлекаются на любой раздражитель, при этом при отрыве от чтения они не помнят, где остановились. Иногда бывает, что глаза еще передвигаются по тексту, но мысли в голове уже где-то далеко. Скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание.

Обучить ребенка основам скорочтения можно и в домашних условиях. Для этого вам необходимо регулярно выполнять с ним некоторые упражнения. При этом нужно учитывать, что разработанная в образовательных заведениях и годами проверенная практикой система обучения чтению является прочным фундаментом для грамотного письма, изучения наук в будущем, но при этом данная система не способствует расширению возможностей самостоятельного восприятия материала. Занимаясь с ребенком основами скорочтения, не стоит отменять проверенные годами практики методики. Вы всего лишь имеете возможность посмотреть, на что способна более быстрая методика чтения, которую можно применять с начальных классов.

Структура занятий

Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут трижды в неделю. Занятие имеет следующую структуру:

  • Разминка. Чтение короткого текста (до 100 слов), после которого вы должны задать вопросы на понимание прочитанного.
  • Таблицы Шульте . Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20.
  • Поврежденный текст. Вначале текст нужно разрезать на две части, приклеить его на карточку, сместив на 1-2 строчки. Затем задания усложняются: части вырезают в середине текста, в начале или конце строки не хватает букв. После прочтения необходимо проводить беседу по тексту.
  • Словарная работа, при которой выполняют упражнения на скоростное восприятие групп слов.
  • Упражнения, развивающие логическое мышление. Во избежание переутомления, чаще такие упражнения основываются на математическом материале. Можно периодически заменять их рисованием на тему прочитанного текста.

Первый этап занятий предполагает, что основное внимание будет уделяться устранению таких причин медленного чтения как акртикулирование и небольшое поле зрения. Чтение производят при условии механического сдерживания артикуляционного аппарата, с созданием шумов и помех. Уже начиная с первого класса следует проводить работу с таблицами Шульте, она расширит поле зрения и послужит выработке внимания.

Следующий этап предполагает основное внимание сосредоточить на повышении качества усвоения прочитанного. Проводят чтение поврежденного текста, который разделен на 2-3 полосы, разведенные на 1сантиметр. Читают два текста разной структуры одновременно, к примеру, сказку о животных и рассказ о природе. Затем ребенка просят нарисовать, вспомнить похожее. Дети в начальных классах часто не могут увидеть смысл в каждой отдельной строчке, самостоятельно выбрать темп чтения при разных целях чтения. Такие занятия значительно улучшают способность детей пересказывать тексты.

Упражнения

Важно выполнять упражнения, направленные на развитие и активизацию словарного запаса, преобразование слов, составление предложений или рассказа на основе заданных слов, не связанных между собой.

Не стоит забывать и об азах обучения чтению. Так, на начальном этапе проводите с ребенком общие упражнения, повышающие скорость чтения. Начните с самых простых, развивающих четкость произношения («машины едут ж-ж-ж», «ползет змея ш-ш-ш» и т.д.). Читайте с ним скороговорки, поговорки. Читайте на одном вдохе несколько согласных подряд, затем к ним добавляйте гласную. Складывайте слова из половинок, используя примерно 3-10 слов и предлагая ребенку быстро сложить осмысленные слова из двух половинок.

Также существует несколько упражнений , направленных на умение определять нужную скорость чтения и менять ее, где нужно. Например, вы читаете «про себя», сопровождая чтение движением пальца по тексту, ребенок читает вслух по вашему пальцу, т.е. поспевая за вами. Естественно, не стоит устанавливать слишком высокую скорость.

Вызвать положительные эмоции к чтению позволяют упражнение на многократное чтение. На протяжении минуты предложите ребенку прочесть текст и отметить, где он остановился. Затем он должен повторно прочесть этот отрывок, естественно, что в результате будет прочитано на несколько слов больше, что вызовет у ребенка положительные эмоции и веру в свои силы. Такое упражнение не следует повторять более трех раз.


Развитие навыков и качеств

Чтобы развить умение ориентироваться в тексте , используют упражнение «бросок-засечка». Ребенок располагает руки у себя на коленях и приступает к чтению текста по команде «бросок». Как только от взрослого прозвучала команда «засечка», малыш отрывает глаза от книги, при этом продолжает держать руки на коленях, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Взрослый снова произносит команду «бросок», после чего ребенок должен глазами отыскать в тексте то место, где он завершил чтение, и продолжить с того момента читать текст вслух. Продолжительность упражнения – до пяти минут.

Интересно упражнение, направленное на понимание текстов и формирование навыков чтения. Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. Особенность его заключается в том, что смышленость ребенка позволит ему заметить некую особенность – при чтении верхней строчки по половинкам букв, нижняя строчка остается полностью открытой, поэтому «выгодно» быстро прочитать нижнюю строчку, пока она открыта, и затем быстро выдать готовый результат, когда ее закроют. Такое упражнение способствует формированию сразу нескольких важных учебных качеств :

  • Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
  • Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
  • Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.

Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Наверняка, вы не раз слышали такое выражение, как техника быстрого чтения. Но делали ли вы что-либо для того, чтобы освоить навыки скорочтения? Да и какова нормальная скорость чтения и как измерить ее? Давайте же поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно можно ее увеличить. Кроме того, затронем мы и такие вопросы, как проверка техники чтения, его виды, а также рассмотрим наиболее эффективные упражнения, которые помогут существенно увеличить скорость восприятия текстовой информации.

Что такое техника чтения?

Прежде чем мы с вами разберемся, как можно быстро читать, запоминая при этом материал, поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно ее измеряют. Затронем также технику скорочтения, которая позволяет довольно быстро и качественно обрабатывать тексты. Отметим также, что скорочтение и развитие памяти довольно тесно связаны между собой.

Скорость чтения - отношение прочитанных знаков ко времени, за которое они прочитаны. При этом учитывается понимание текста, то есть то, насколько внимательно читатель прочитал его и запомнил.

В школьной практике скорость чтения измеряют в словах, но специалисты рекомендуют измерять ее в символах, так как длинна слов разная.

Скорочтение - набор специальных техник и методик, которые позволяют значительно увеличить скорость чтения, восприятие содержания текста. Люди, которые владеют техникой скорочтения, имеют широкое умеют фильтровать прочитанный материал, выделять в нем основное. А самое главное, могут быстро найти в тексте нужную информацию. Именно поэтому довольно важно знать, что такое техника быстрого чтения и как овладеть ею в короткий срок.

Виды чтения

Прежде чем говорить о технике чтения и о том, скажем пару слов о видах чтения. Кстати, отметим, что большинство из них - это способы быстрого чтения.

Психолингвисты и люди, занимающиеся обучением скорочтению, выделяют несколько видов ознакомления с текстом. Так, можно выделить углубленное, быстрое, панорамное, выборочное, а также чтение-просмотр и чтение-сканирование.

Давайте кратко охарактеризуем каждый из этих видов и разберем их особенности.

  • Так, при углубленном чтении производится анализ всех деталей, критикуется прочитанное, формулируются выводы. Обычно так обрабатывается научная литература.
  • Быстрое чтение подразумевает не только высокую скорость процесса, но и отличное понимание прочитанного. Сюда можно отнести ознакомление с художественной литературой.
  • При панорамном чтении используется методика расширения периферийного зрения. То есть человек, читающий таким способом, охватывает глазами довольно большой участок текста, что значительно влияет на скорость. Таким образом можно изучать практически любую книгу.
  • При выборочном чтении обрабатываются лишь некоторые части текста. Это могут быть отдельные главы, разделы, абзацы и даже предложения. Такой применяется студентами при подготовке к экзаменам.
  • Чтение-просмотр обычно применяется специалистами и студентами при подборе той или иной литературы. Просматривая книгу - аннотацию, предисловие, оглавление, человек решает, нужна она ему или же нет.
  • При чтении-сканировании производится быстрый просмотр страниц с целью поиска отдельных определений, дат, фамилий и имен.

Основные составляющие скорости чтения

Прежде чем мы разберем, что такое методика быстрого чтения, поговорим о составляющих быстроты данного процесса. Для того чтобы проверить скорость чтения, нужно в первую очередь знать о них.

Так, формула, по которой обычно рассчитывают скорость чтения, выглядит следующим образом:

  • V = Q х K: T.

Давайте теперь расшифруем каждое из этих условных обозначений.

Нормативы скорости чтения

Выделяют несколько скоростей чтения. Измеряется она в знаках, так как такой параметр более объективен, чем такие измерения в словах.

При этом очень медленной считается скорость в 900 знаков в минуту. Медленная приравнивается к 1200 знакам в минуту. Человек, читающий 1500 знаков в минуту, читает на средней скорости. Выше средней считается 1800 знаков. Быстрое чтение подразумевает скорость в 3000 знаков, очень быстрое - 5000, а люди, которые осваивают за минуту выше 10 000 символов, считаются овладевшими сверхбыстрой скоростью чтения.

Проверяем скорость чтения

Прежде чем говорить об упражнениях, которые помогут вам значительно улучшить скорость чтения, стоит ее проверить. Для этого можно как воспользоваться специальными программами, так и проверить ее самостоятельно, хотя это могут быть не совсем точные данные. Если вы решили воспользоваться вторым вариантом, то вам обязательно понадобится помощь кого-либо из родных или знакомых, текст, секундомер.

Начинаем с того, что берем в руки незнакомый текст, затем просим засечь время, за которое вы его прочитаете. Начинаем читать. По окончании вам должны задать пару вопросов по тексту. Если вы ответили на них, это очень хорошо. Если же нет - уже хуже. Кстати, отметим, что скорочтение и развитие памяти - две неразрывные вещи. Если вы довольно быстро читаете и не запоминаете прочитанного, то ни о каком скорочтении не может идти и речи.

Далее считаем количество прочитанных знаков в тексте (это можно сделать с помощью программы Word (Статистика) выделив нужный отрезок). Затем используем приведенные выше формулы и вычисляем нашу скорость чтения. Тут отметим, что коэффициент понимания считать не стоит.

Таким образом, вы сможете определить для себя, следует вам повышать скорость чтения или же нет.

Зачем развивать скорость чтения

Главная причина, по которой следует развивать навыки скорочтения, - повышение восприятия информации. Нас постоянно окружают разнообразные сообщения, и довольно важно, чтобы мы успевали вовремя воспринимать и запоминать их. И если восприятие звуковой и визуальной информации происходит довольно быстро и развить этот навык практически невозможно, то восприятие текстовых сообщений происходит довольно медленно и напрямую зависит от нашей скорости чтения. Именно поэтому следует развивать навыки скорочтения, причем делать это нужно не только взрослым, но и детям. И именно поэтому скорочтение для детей - довольно нужный навык.

К тому же процесс этот развивает память и внимание. Достоверно известно, что чем больше человек читает, тем он грамотнее и развитее. А для того чтобы читать много, нужно уметь читать быстро.

Отметим также, что люди всегда стремятся овладеть особыми навыками, которые присущи далеко не всем. Так вот, скорочтение также относится к ним. Освоив его, вы сможете с чистой совестью рассказывать о своих достижениях знакомым и друзьям.

Причины низкой скорости чтения


Эти и многие другие вещи значительно снижают возможность быстро освоить скорочтение. Для детей и взрослых существуют специальные упражнения, которые помогают решить указанные проблемы.

Методики развития техники чтения

Если вы хотите освоить любой метод быстрого чтения, то вам обязательно нужно знать о разнообразных методиках и методах, которые помогут вам существенно улучшить восприятие информации.

В принципе, каждый психолингвист и специалист в данной сфере вырабатывает свою собственную методику обучения скорочтению, делая упор на тот или иной комплекс упражнений.

Наиболее известные из них - методика быстрого чтения Олега Андреева, Андрея Сподина.

В основе всех их лежат одни принципы - расширить поле и угол зрения человека, научить его избегать регрессий, артикуляционных движений при чтении, развить память и мышление, умение критически воспринимать и запоминать текст.

Не важно, чью методику вы выберете, главное - чтобы вам было легко и интересно по ней заниматься.

Ниже мы предлагаем вам упражнения, которые лежат в основе практически каждого курса по скорочтению.

Упражнения для развития скорости чтения

Если вы хотите развить свои навыки скорочтения, рекомендуем вам ежедневно работать над этим. Для этого нужно выделять для занятий хотя бы час свободного времени и выполнять несложные упражнения, о которых мы сейчас вам расскажем.

  • Читая текст, закрывайте каждую прочитанную строчку чистым листом бумаги. Вместо листа бумаги можно использовать руку. Главное - не возвращаться назад и не открывать уже прочитанных вами строк.
  • Работайте с постепенно расширяя угол зрения. Кстати, техника быстрого чтения подразумевает также наличие широкого угла зрения.
  • Читая, обязательно держите на губах указательный палец - это поможет предотвратить артикуляцию, то есть проговаривание прочитанного текста губами.
  • Не отвлекайтесь на посторонние звуки, старайтесь читать в тишине и максимально концентрировать свое внимание на тексте.
  • По прочтении пересказывайте себе прочитанное, проверяйте, все ли вы запомнили или же что-то ускользнуло от вас.

Установите специальные программы, которые помогают быстро читать тексты. Так вы сможете менять темп чтения, постепенно привыкать к нему. Ниже мы предложим вам несколько таких программ и поговорим немного о том, какая техника быстрого чтения для детей существует.

Программы для развития навыков скорочтения

Мы с вами разобрались, что такое чтение, его скорость, вспомнили несколько довольно простых упражнений, которые помогут нам улучшить свои показатели. Давайте же теперь рассмотрим программы для быстрого чтения. Приведем три наиболее известные и употребляемые.

  • Программа Spritz помогает быстро читать тексты. Вы вводите в поле нужный вам кусок и устанавливаете скорость, с которой программа читает его. Весьма хороша для того, чтобы проверить не только скорость своего чтения, но и в рекордные сроки освоить материал.
  • Вторая программа - Psy games. Это целый комплекс разнообразных упражнений, который поможет расширить поле зрения, улучшить память и внимание, реакцию.
  • Отметим также еще один комплекс для улучшения навыков чтения - Speed reading software. С его помощью также можно значительно подтянуть скорость чтения.

Учим детей скорочтению

Последнее, о чем стоит упомянуть, - обучение скорочтению детей. Как мы уже говорили, данный навык будет довольно полезен как для развития памяти, внимания вашего сына или дочери, так и для дальнейшего обучения в школе или университете.

Несколько советов тем, кто хочет узнать, как научить ребенка быстрому чтению. Для того чтобы научить детей быстро читать, нужно в первую очередь показать им, что они могут это делать. Для этого можно провести следующий опыт. Дать прочитать текст, при этом следует ограничить время чтения одной минутой. Затем подсчитайте количество слов в прочитанном отрезке текста и попросите ребенка прочитать его еще раз. При этом снова засеките время. Второй раз текст будет прочитан быстрее, а значит, вы сможете доказать ребенку, что чем больше он читает, тем больше увеличивает скорость чтения.

Обязательно расспросите ребенка после прочтения о том, что именно он узнал из текста. Это поможет научить читать не только быстро, но и внимательно.

Отметим, что любая методика быстрого чтения для детей будет интересна только в том случае, если вы будете стараться заинтересовать ребенка, заниматься с ним в игровой форме, не заставляя делать то, чего он не хочет.

Выводы

Итак, мы с вами разобрали, что такоетехника быстрого чтения и насколько важно овладеть ею. Мы выяснили, какие виды чтения существуют, что мешает нам читать быстро и как можно преодолеть эти препятствия. Поговорили и о том, как приучить ребенка к чтению, развить его навыки.

Надеемся, наша статья была полезна.

Человеческий разум похож на некое хранилище данных с ограниченным ресурсом свободного места. Если происходят нарушения в процессе забывания ненужной информации, то начинает происходить переполнение разума. Он начинает запоминать всё подряд:

  • номера автомобилей;
  • даты;
  • надписи и номера на афишах;
  • имена;
  • рацион питания незнакомых людей и т.д.

От этого человек сильно страдает.

Женщин раздражает, что мужчины всё забывают. Мужчин раздражает, что женщины всё помнят.

Люди с феноменальной памятью

На данный момент существуют 4 официально зарегистрированных с феноменальной памятью. Такое состояние не является врождённым. Запоминание всего на свете происходит от таких расстройств, как аутизм или навязчивое состояние.

Боб Петрелла. Этот человек способен запоминать даты и числа. Боб использовал свои способности для создания карьеры. Он является руководителем известного спортивного телеканала.

Боб помнит результаты большинства сыгранных матчей. Если ему показать фрагмент какой-либо игры, он скажет, какие команды играли, когда состоялся матч и с каким счётом закончили игру.

Петрелла обнаружил свои феноменальные способности в 5-летнем возрасте. Его мозг запоминает все номера телефонов, карт, пин-коды. Он рассказал. Что однажды потерял мобильный телефон. Но потеря не была причиной для беспокойства. Потому что все номера телефонов он хранит в голове.

Джилл Прайс. Джил, начиная с возраста в 14 лет, помнит свою жизнь до мельчайших подробностей. Она чаще всех попадала на экраны телевизоров и страницы газет из-за своих способностей. Джилл стала запоминать всё в деталях после получения травмы и психологического расстройства. Женщина говорит, что её жизнь похожа на видеокамеру, которая включена круглые сутки. Если ей нужно что-то вспомнить, она как будто перематывает кассету на необходимый фрагмент и вспоминает. Если бы эта женщина жила в военные времена, из неё вышла бы не плохая шпионка.

Джилл не ведёт популярный образ жизни. Она преподает в еврейской школе и живёт недалеко от Голливуда. Сама она считает, что этот дар скорее отягощает, а не радует. Потому что тяжело жить с четкими неприятными воспоминаниями.

Ким Пик. Ким страдал патологией мозга в мозжечковой части. Его считали чокнутым человеком. Однако, помимо других аномалий мозга, мужчина потерял способность забывать. Он мог прочитать разворот книги за 8 секунд, при этом запомнить до 99% прочитанной информации. В возрасте 7 лет Ким помнил наизусть библию. А в 20 лет мог предоставить полное собрание Шекспира по памяти.

Из-за своих травм Ким не мог полноценно ходить. Его походка была странной. Он даже не мог застегнуть пуговицы на своей рубашке. Всё дело в том, что его мозг был нацелен на запоминание информации. Конечно, за свою долгую жизнь он научился застегиваться и даже играть на фортепиано.

Брэд Уильямс. Мужчина работает радиоведущим. Свою феноменальную память он не считает патологией, скорее наоборот, он пользуется любым удобным случаем, чтобы продемонстрировать свои способности. В отличие от Джилл Прайс мужчина гордится своей способностью всё помнить. Если его спросить, что случилось в определённую дату, он безошибочно назовёт знаменательное событие в этот день.

Брэд помнит, в какой день была какая погода. Способен воспроизвести свой рацион питания, который был год назад. В Америке его прозвали человеком-гуглом. Принимая участие в одном известном телешоу, радиоведущий почти стал победителем. Его подвело лишь то, что спорт его мало интересует. А вопросы были спортивного характера. Сам Брэд свои способности сверхъестественными не считает.

Рик Бэрон. Рик свои способности удачно использует для зарабатывания денег. Он не занимает какую-либо должность, он зарабатывает на жизнь, принимая участи в интеллектуальных конкурсах.

Память Рика начала сохранять всё подряд, начиная с 11 лет. С тех пор он выигрывает скидочные купоны, бесплатные билеты. Родные Рика считают, что он страдает навязчивым состоянием. Рик старается всё держать под контролем и порядком. Все оплаченные счета, чеки и билеты он не выбрасывает, а аккуратно хранит.


Преимущества навыка скорочтения

Скорочтение является очень полезным навыком. Причём навык скорочтения и развития памяти нужно осваивать не только ученикам и студентам, но и занятым людям. Особенно на пользу скорочтение пойдёт на пользу мамам в декрете.

К преимуществам скорочтения относят:

  • существенно уменьшается время на изучение материала, что важно для тех людей, у которых мало свободного времени, которое можно провести с пользой;
  • увеличивается способность обработки текста, способом быстрого нахождения важной информации из всего объёма;
  • происходит развитие памяти, словарного запаса, внимания;
  • изучение новых материалов, как профессиональной, так и художественной литературы;
  • благодаря книгам происходит более качественное и быстрое обучение;
  • все сложные книги станут понятыми и доступными;
  • приобретение нового навыка значительно повысит уверенность в себе и самооценку.

Скорочтение – это не только способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию, но и развитие памяти и внимательности.

Как память влияет на навык скорочтения

Учёные доказали, что на развитие памяти особое внимание оказывает скорочтение. Но также был доказан и обратный результат. Развитие своей памяти положительно влияет на быстрое обучение скорочтению.

Чтобы развить скорочтение, нужно оказывать не только различные факторы влияния. Индивидуальные особенности человека также оказывают воздействие на скорость обучения. На развитие скорочтения оказываются следующие воздействия:

  • остановка в чтении, связанная со встречей незнакомого слова в тексте;
  • количество информации, которую человек воспринимает благодаря периферийному зрению.

Память непосредственно влияет на скорочтение. Ведь чем больше человек знает слов, тем меньше времени он тратит на восприятие материала из книги. Запоминая термины и разные слова, методика скорочтения и развития памяти будет улучшаться.

Упражнения для развития скорочтения и памяти

Многие задаются вопросом, как развить скорочтение и память. Чтобы научиться быстро и внятно читать, при этом понимая всю предложенную информацию, нужно использовать следующие 3 упражнения:

  1. Выберете 1 предмет. Выделите у предмета 3 детали, характеризующие его. Затем закройте глаза, и максимально чётко и подробно представьте предмет. Откройте глаза и сравните реальную картинку и картинку, представленную в воображении. Далее выберете другие 3 особенности. Закройте глаза и повторите упражнение несколько раз, меняя отличительные черты предмета.
  2. Прочитайте любой короткий текст. Закройте глаза и попытайтесь вспомнить максимальное количество фактов из текста. Выделите те вещи, которые нужно запомнить при следующем прочтении текста. Откройте глаза, и повторите упражнение.
  3. Возьмите любой рассказ и прочтите первую страницу, как обычно, вторую страницу прочтите вверх ногами. Затем переверните книгу и прочтите вторую страницу повторно. Уже изученный текст будет восприниматься гораздо легче и быстрее.
  4. Данный метод предлагает читать тексты задом наперед. После этого упражнения восприятие и чтение в обычном режиме гораздо увеличатся.
  5. Прочтите какой-нибудь текст и, закрыв в глаза, выделите 3 важные детали этого текста. Затем откройте глаза и уточните, насколько верно были запомнены важные детали. Затем снова закройте глаза и попытайтесь вспомнить другие 3 особенности, придумайте краткую формулировку тексту. Повторите упражнение 4-5 раз для закрепления.

Вывод

Техника скорочтения и развития памяти позволят улучшить показатели чтения в 4-6 раз. Помимо упражнений по скорочтению и развитию памяти существует множество других способов. Главное не лениться, а искать подходящие методики для себя и развивать свой кругозор.

Методик по скорочтению в наше время появилось очень много. Сказать какая из них лучшая вы можете только сами. Выбрать именно ту что подходит Вам. Методики по скорочтению вы можете найти в книгах, на курсах, скачать в интернете. Многие из предлагаемых автором методик быстрого чтения можно использовать онлайн. Разработаны специальные упражнения и тренинги на расширение угла зрения, увеличение концентрации на тексте, развитии памяти.

Нужно ли больше читать и зубрить?

Те кто зубрит не самые успешные и сообразительные люди. Вы слышали что-либо о жизненных успехах школьных отличников?

Никак не оставляет меня желание научиться читать быстрей! Дело в том, что быстро читать - необходимость. По роду своей деятельности мне приходиться читать много литературы, документов и т.д. Но я просто физически не успеваю всего того, что должен сделать. А, мои успехи в скорочтении оставляют желать лучшего.

О методиках скорочтения

Динамическое чтение - это набор приемов, позволяющих существенно увеличить скорость чтения скорочитателя без большой потери понимания прочитанного. Следует, в частности иметь в виду, что официально не существует официального разделения между "медленным" и «скоростным» методами чтения по той причине, что много читателей используют подходящие для них, упражнения чтения.

Основные приемы скорочтения

  • Устранение, регрессии, остановок, возвратных движений глаз . При классическом способе чтения распространены перечитывания, а это значительно замедляет скорость чтение и снижает коэффициент усваивания информации.
  • Отработка привычки мгновенного выделения главной мысли текста , отсекания ненужной информации и чтения полезной и эффективной информации.
  • Подавление внутренней артикуляции - выработка новой стратегии чтения: . Средний читатель имеет необходимые навыки визуального чтения. Например, сразу декодируются логотипы, («Nike», «Pepsi», "Ford", "GM"). Очень многие знакомые словосочетания, воспринимаются картинкой. При этом следует знать, что непонятные слова нужно читать декодируя слова в звуковые образы, то есть проговаривать текст.
  • Просмотровое чтение . «Просматривание» без внимательного фокусирования на тексте с малой значимостью.
  • Расширения поля охвата зрения . Применяют специальные тренинги (например, таблица «Шульте»), направленные на расширение угла зрения до двух-трех слов, страницы. Благодаря этому навыку, читающий за одну фиксацию взгляда, может охватить гораздо большее информации, чем читатель, не обладающий подобным навыком.
Существует множество, школнаправлений, методик, курсов, тренирующих навык скорочтения. Большинство из них базируются на перечисленных выше методиках скорочтения.

Любые упражнения, развивающие ваш мозг, ваше мышление – это очень полезно! Особенно хорошо, когда это очень различающиеся упражнения. Тогда можно быть уверенным, что будут развиваться различные функции вашего мышления. А все это приведёт к тому, что вы изменитесь качественно.

Упражнение убивает сразу двух зайцев - расширяет угол зрения, что является одним из условий овладения навыком быстрого чтения. Второй заяц - вхождение в состояние транса при занятиях. Глаза расфокусированны, устремлены вперед. Все признаки транса.

Каждый может научиться скорочтению без курсов и без бесполезной траты денег

А теперь воспользуемся технологией визуализации и запишем фразу "ученый малый, но педант" . Все ссылки идут на прямые тексты.

Скорочтение не приемлемо, если наша задача глубоко прочувствовать мироощущение книги. Любой психоаналитик объяснит, насколько важны «несущественные» детали, как много информации они несут.

Век информационных технологий наступил давно и с каждым днём данные и знания начинают иметь всё большую ценность, при этом технические мощности компьютеров и средств передачи данных увеличиваются постоянно, а ресурсы человеческого мозга по-прежнему используются лишь в незначительной степени. Почему же все чаще люди хотят развивать свои способности.

Напишите статью. Теперь сожмите его в два раза, затем еще в два. Повторяйте до тех пор, пока не останется одно-два слова. В парной технологии есть такой алгоритм работы пары учеников, - он называется "поабзацное чтение". В нем каждый имеет один текст.

Перед прочтением литературы сделайте ее небольшой обзор – узнайте, о чем она и в каком жанре написана. Просмотрите аннотацию и содержание. Чтобы не загружать память ненужной информацией, определитесь - какие именно части книги Вы будете читать. Читать лучше в спокойной обстановке, в отсутствие отвлекающих предметов. В комнате должно быть светло. Помните, что информация усваивается хуже, если поблизости работает телевизор, радио или играют дети. Спина должна находиться в прямом положении.

Тренировка диагонального чтения

Кто из людей обладал навыком быстрого чтения?

Он одним из первых предложил некоторые техники скорочтения. Ими овладели Наполеон Бонапарт, Александр Сергеевич Пушкин, Джон Кеннеди. Они обладали лучшими методиками скорочтения

На что вождь отвечал, что конечно, читает иначе он бы не смог получить всех знаний, которые у него сейчас существуют. Один из проверенных способов скорочтения заключается в движении глаз слева направо со скоростью одна строчка в минуту. В наибольшей степени скорость чтения снижает мысленное проговаривание текста. Скорочтения, требует повышенной концентрации.

Как читал книги Гитлер

У Адольфа Гитлера была своя техника быстрого чтения. Он брал в руку книгу, журнал, научную статью и открывал на последней странице. Если видел что-то стоящее, то читал ее. Из воспоминаний секретаря Адольфа Гитлера нам известно, что вождь очень сожалел о том, что не может прочесть ни одну художественную книгу, так как в его обязанности входит лишь прочтение научной литературы. Известный холерик Александр Сергеевич Пушкин обладал феноменальной памятью. Он помнил биографии известных вплоть до точных дат, названия географических объектов. Читал произведения он очень быстро.

Карл Маркс и быстрое чтение

Любил загибать страницы книг и на их полях ставить пометки и Карл Маркс. Президент Рузвельт был просто влюблен в скорочтение . Он за один присест мог прочесть всю книгу. Оноре де Бальзак рассказывал своим современникам том, с какой легкостью ему удается прочесть сразу восемь предложений, и при этом выделить из них одно ключевое.

Увлечение даже самотестированиями тормозит развитие. Тестирования нужны для понимания того, что происходит. Достаточно было случаев в практике, когда абсолютное отсутствие улучшений было связано именно с нарушением запрета на частые домашние самотестирования.

Теодор Рузвельт о быстром чтении

Все тексты разные. Теодор Рузвельт читал одновременно по два предложения, а потом легко мог пересказать текст, иногда даже дословно. Максим Горький имел уникальные способности. Он в совершенстве овладел техникой скорочтения и когда брал свежий номер журнала, резал странички и читал текст, словно «рисуя» зигзаг. Прочитав один журнал, брался за новую литературу. Эта техника получила название - скорочтение по диагонали. Чтобы повысить быстроту восприятия текста применяется комплекс методик по скорочтению.Каждый работает в паре с партнером короткое время по одному и тому же алгоритму. Ученики меняют партнеров много раз, пока не проработают свои тексты полностью. В результате каждый получает "очень сжатый и выпуклый полифонический" материал своего текста.

Можно ли научиться быстро читать билиберду?

Попробуйте открыть сайт с арабской вязью или китайской грамотой, и вы будете испытывать те же самые чувства - "смотрю в книгу - вижу фигу".

Те кто любит запоминать не очень любят думать. Возможно ли запомнить историю КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза)? Пожалуйста! От проговаривания я давно избавился и в отличие от многих моих знакомых без особых усилий и регрессий почти нет всегда стараюсь скользить по тексту вертикальным взглядом. Но проблема заключается в том, что мне постоянно хочется скользить по тексту быстрее и быстрее.

Те, кто пересдавал, сдались заранее. Сначала они сдались и себе доказали, что они не способны. Например, неспособны запомнить или сдать экзамен, а уж потом эту фразу им сказал преподаватель.

Сегодня стала очень востребована техника быстрого чтения. Это необходимо людям любых профессий. Развить эту способность может каждый. Скорочтение упражнения, как научиться скорочтению, все методики обучения вы узнаете в этой статье.
Прежде всего человек должен для себя понять, зачем ему это нужно, какова цель и что ему это даст. Для взрослого человека важна мотивация, чтобы не забросить обучение на полпути. А также необходима уверенность в себе. Вы должны понимать, что читать быстро может научиться каждый человек, если действительно имеет такое желание.

Как научиться скорочтению самостоятельно?

Сейчас есть множество курсов, которые обучают скорочтению. Но на курсы нужно время и деньги, которых зачастую не хватает. Чтобы научиться читать быстро, можно выполнять упражнения по скорочтению в домашних условиях. Для этого необходимо найти 20-25 свободного времени в день.
Самые действенные методики скорочтения, которые можно выполнять самостоятельно. Скорочтение: упражнения.

  1. «Метод пристрелки» Необходимо научиться за несколько секунд выделить в тексте те отрывки, на которые нужно обратить внимание, отсеяв уже известный материал. Сначала нужно это упражнение испробовать на предметах. Посмотрите несколько секунд на вещь, и закрыв глаза, вспомните его во всех мелочах. Далее отметьте, что вы забыли и повторите упражнение еще несколько раз.
  2. Метод нахождения ключевых слов в тексте позволит не только читать быстро, но и запоминать прочитанное, улавливать суть текста.
  3. Очень важны упражнения на подавление артикуляции , так как они отбирают большое количество времени. Артикулируя, мы читаем с той скоростью, если бы мы читали вслух.Посчитайте в уме от 10 до 1. А теперь попробуйте читать текст и при этом продолжать считать в уме. Все внимание должно быть на цифрах. Конечно, вы не сможете ничего понять из того, что прочли. Ведь у вас не было возможности по привычке проговаривать текст. Вместо счета можете петь мысленно песню. Это отучит вас от привычки артикулировать. После регулярного выполнения таких упражнений у вас появится ощущение, что вы можете понимать слова, даже не прочитывая их.
  4. Научитесь использовать зрительную память . Нужно читать не по буквам, а научиться схватывать слова, состоящие из 9-10 букв. Это легко сделать, если сделать таблички с наиболее распространенными словами. Взглянув на таблицу, но не читая слова, закрыть глаза и произнести то, что написано.
  5. Причина маленькой скорости чтения – плохо развитое периферическое зрение. Человек читает строчку по частям, так как не может взглядом уловить ее целиком.Нужно научиться читать «вертикально», это значит, что смотря в одну точку, вы сможете видеть всю строку или даже страницу целиком. В этом помогут таблицы Шульте.Можно написать текст от руки или напечатать на компьютере так, чтобы текст выглядел в форме треугольника. Смотрите в центр каждой строчки и не водя глазами влево-вправо, прочитайте текст.Развивать периферическое зрение можно на улице или на работе. Смотрите в одну точку, но при этом попробуйте увидеть, что происходит вокруг.
  6. Еще один враг быстрого чтения – регрессия. Человек часто возвращается к уже прочитанному тексту. Это происходит из-за непонимания текста, отсутствия внимания, а иногда по привычке. Чтобы научиться читать быстро, не нужно «прыгать» по тексту во время чтения.Справиться с привычкой перечитывать текст, поможет обычная закладка, которой нужно закрывать уже прочитанную строчку.
  7. В скорочтении очень важно научиться брать из текста максимум полезной информации . Специалисты рекомендуют разбить текст на блоки и обратить на них особое внимание: название, автор, тема, факты, критика и новизна материала. Прочтите текст 3 раза и выпишите основную информацию для каждого блока. Первый раз прочтите бегло и уловите суть, второй раз прочитайте внимательно и подчеркните максимум информации. В третий раз убедитесь, что ничто важное не ускользнуло от вашего внимания. Читайте так 1-2 текста в день и скоро вы научитесь работать с информацией. Вам больше никогда не придется конспектировать.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы научиться видеть всю страницу целиком, не фокусируясь на мелочах.

Научиться скорочтению дома можно с помощью интересного упражнения «Перепутанные буквы». В словах все буквы написаны в произвольном порядке, кроме первой и последней. Нужно прочитать текст из таких слов. В Интернете есть множество таких текстов. Или попросите друга написать вам такой текст. Многие с легкостью справляются с таким заданием, так как мозг человека воспринимает лучше не буквенное, а словарное чтение.

  • Упражнение «Вычеркнутые буквы». Друг пишет вам текст с пропущенными гласными или согласными. А вы пишете ему. Кто быстрее сможет прочесть?
  • Вычеркните или зарисуйте в тексте каждое второе слово и попробуйте понять смысл текста. Это упражнение активизирует работу мозга и развивает интеллектуальные способности.
  • Упражнение «Смысловая догадка» заключается в том, что многие слова можно пропускать и не читать, так как и так понятно, что они там написаны по предыдущему смыслу. Можно научиться пропускать целые блоки текста. Например: «Каждому человеку нужно поддерживать хорошую физическую …
  • Нужно посещать тренажерный …». Слова «форма» и «зал» понятны по смыслу и вы сразу понимаете, какие слова пропущены.

Как научить скорочтению ребенка

Начинать учить ребенка скорочтению имеет смысл в 9-10 лет. До этого возраста ребенок не готов к упражнениям по скорочтению.

Чем старше становятся дети, тем больше им необходимо читать. Количество литературы, которую необходимо прочесть, к 5 классу в два раза увеличивается. К 8 классу – в три раза. Ребенок должен не просто научиться читать быстро, но и понимать то, о чем он читает. Навык скорочтения пригодится ему на всю жизнь. Сейчас есть множество курсов по скорочтению, но если родители могут уделить занятиям с ребенком 20 минут в день, то этому можно достаточно быстро научиться и в домашних условиях.

Проблемы, которые возникают у детей при чтении. Скорочтение: упражнения

  1. При чтении «про себя» дети артикулируют, шевелят губами. При этом глаза надолго задерживаются на одном месте;
  2. Многие читают вслух, хотя зрение воспринимает информацию в 10 раз быстрее;
  3. Большинство детей имеет маленькое поле зрения, поэтому необходимы упражнения по его увеличению;
  4. Ученики младших классов часто запинаются, непроизвольно меняют буквы местами, не дочитывают окончания. Это снижает скорость чтения в разы.

Скорочтение помогает устранить эти ошибки, увеличить скорость чтения. Также важно, чтобы ребенок понимал и мог пересказать то, о чем прочел. Для решения задачи качественного понимания, методики скорочтения помогают ребенку увидеть важное в тексте, развивает внимание, воображение, память и мышление.

Многие дети при чтении рассеяны, улетают мыслями, не помнят, где остановили чтение. Так вот основные методики скорочтения научат ребенка вниманию, сосредоточенности, собранности.

Скорочтение Методика обучения для ребенка в домашних условиях

Заниматься с ребенком нужно по 15-20 минут трижды в неделю. Структура занятия:

Первый этап занятий устраняет причины медленного чтения и расширяют поле зрения.

  1. Чтение короткого текста (до 100 слов). После этого задаете ребенку вопросы по пониманию прочитанного;
  2. Таблица Шульте. Задача ребенка быстро найти разбросанные цифры в квадрате. Начинайте с 9 и доводите до 36 цифр в таблице;
    Следующий этап предполагает сосредоточение внимания на прочитанном и усвоение информации.
  3. Методика поврежденного текста. Разрезаете текст на части и приклеиваете на карточку, смещая на 1-2 строчки. Потом вырезаете середину текста, отдельные буквы и т.д. Потом проводите беседу по тексту.
  4. Математические упражнения на развитие внимания чередуются с рисованием на тему прочитанного текста.

Вывод

Упражнение на изменение скорости чтения заключается в том, что вы водите пальцев по тексту, а ребенок старается успевать читать за вами. Постепенно увеличиваете скорость.

Упражнение на понимание текста. Нужно прикрыть верхнюю часть строчки. Нижняя при этом остается полностью открытой. Ребенок поймет, что нужно быстро успеть прочитать нижнюю строчку, пока не откроют полностью верхнюю. После этого сопоставить текст и пересказать. Это также развивает чтение про себя.

Ваша задача – привить ребенку любовь к чтению. Проводите эти занятия в хорошем расположении духа. Такие занятия облегчат в будущем ребенку выполнение многих задач, они будут преуспевать в учебе, быстро воспринимать большое количество информации.