Как объяснить выражение соловья баснями не кормят. Соловья баснями не кормят

Соловья баснями не кормят

нареч , кол-во синонимов: 1

разговорами не накормишь того, кто хочет есть (1)


  • - ъ хочешь ѣсть, ищи и добывай. Руки за ложкой не протянешь, такъ не придетъ сама. Ср. Онъ, говоритъ, просилъ тебя привезти къ нему; портретченко... жены хочетъ тебѣ заказать. Ну, вѣдь, волка, я думаю, ножки кормятъ...
  • - см. Солома не съедома...
  • - звонкая; нежная; серебристая; серебряная; тающая...

    Словарь эпитетов

  • - хочешь есть, ищи и добывай Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. Ср. Он, говорит, просил тебя привезти к нему; портретченко... жены хочет тебе заказать. Ну, ведь, волка, я думаю, ножки кормят...
  • - Ср. Да что это я болтаю: соловья баснями не кормят. Василисса! Что ж мы сидим: скорей вели собирать на стол, до обеда долго, он позавтракает... Чай, кофе давай, птичьего молока достань! - И сама засмеялась. Гончаров...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Гой ты, родина моя! Гой ты, боръ дремучій! Свистъ полночный соловья, Вѣтеръ, степь да тучи! Гр. А. А. Толстой. См. Родина...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - см. Волк рыщет, хлеба...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Завтраками сыт не будешь. См. БЫЛОЕ - БУДУЩЕЕ Завтраками кормит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УСЛОВИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УСЛОВИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УСЛОВИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Песнею коня не накормишь...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Корми меня, когда я голоден...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кому. Пск. Говорить вздор, обманывать кого-л. СПП 2001, 71...
  • - Жарг. угол., арест. Выключить радиоприёмник. Б., 143; Быков, 180...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 разговорами не накормишь того, кто хочет есть...

    Словарь синонимов

"соловья баснями не кормят" в книгах

9. Под песню соловья

автора Шестаков Дмитрий Петрович

9. Под песню соловья

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

9. Под песню соловья Полна любви, полна волшебной силы, Из сада песнь лилася соловья, И просиял улыбкой взор твой милый, И подарил улыбкою меня. И сладкая, и странная тревога В трепещущей рождалася груди… Так много роз и тихих звезд так много Певец весны сулил нам

Волка кормят ноги

Из книги Воспоминания автора Мандельштам Надежда Яковлевна

Волка кормят ноги В детстве, читая про французскую революцию, я часто задавалась вопросом, можно ли уцелеть при терроре. Теперь я твердо знаю, что нельзя. Кто дышал этим воздухом, тот погиб, даже если случайно сохранил жизнь. Мертвые есть мертвые, но все остальные - палачи,

Ресторатора ноги кормят

Из книги Кухня. Записки повара автора Овсянников Александр

Ресторатора ноги кормят 4 декабря 2012, 20:01 вечераБегаю по Питеру на просмотры новых помещений для ресторана. Стараюсь больше оценивать не головой, а интуицией. Хотя и это не просто. Конечно, по кухне я все знаю и вижу сразу, но вот по залу вопросов много, хорошо, что я в «Мясной

«Трель соловья в оправе Фаберже». О маме

Из книги Этюды о моде и стиле автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

«Трель соловья в оправе Фаберже». О маме Моя мама была русской актрисой. России, ее театру и Москве она посвятила всю свою прекрасную, поэтичную жизнь. Мама родилась в 1924 году в Белоруссии, в Гомельском крае, где ее родители отдыхали на даче - дед был страстным охотником. С

ПО СЛЕДАМ СОЛОВЬЯ РАЗБОЙНИКА

Из книги Сильбо Гомера и другие автора Босов Геннадий

ПО СЛЕДАМ СОЛОВЬЯ РАЗБОЙНИКА По следам соловья разбойникаЕсли бы только языки свиста индейцев Центральной Америки, жителей Канарских островов, гурунси-нанкансе и бваба Западной Африки, пиренейских горцев Беарна остались своего рода этнографическими и

Гнездовище Соловья… в Кремле

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Гнездовище Соловья… в Кремле Как у той ли у грязи-то у черноей, Да у той березы у покляпыя, Да у той ли речки у Смородины, У того у камня Леванидова Сидит Соловей-разбойник во сыром бору. Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. У нас есть

Гнездовище Соловья… в Кремле

Из книги Русь колыбельная [Северная прародина славян. Арктида, Гиперборея и Древняя Русь] автора Асов Александр Игоревич

Гнездовище Соловья… в Кремле Как у той ли у грязи-то у черноей, Да у той березы у покляпыя, Да у той ли речки у Смородины, У того у камня Леванидова Сидит Соловей-разбойник во сыром бору. Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. У нас есть все основания считать, что гнездо

Соловья баснями не кормят

Из книги автора

Соловья баснями не кормят Обращаем внимание читателей на выпущенную только что новоискровцами брошюру Рабочего: «Рабочие и интеллигенты в наших организациях» с предисловием Аксельрода. Нам придется, вероятно, неоднократно возвращаться к этому поучительнейшему

Сперва на северо-восток: за баснями, жестокими романами и «несвоевременными мыслями»

Из книги Вокруг Парижа с Борисом Носиком. Том 1 автора Носик Борис Михайлович

Сперва на северо-восток: за баснями, жестокими романами и «несвоевременными мыслями» Бонди Ренси Ганьи Шель Война на Марне Вильруа Мо-Жуар Ла Ферте-су-Жуар Шато-Тьери Лафонтен Франко-американский монументЕсли из покалеченного беспорядочной

Шепот, робкое дыханье, трели соловья

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Шепот, робкое дыханье, трели соловья Начало названного по этой строке стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892).Употребляется как шутливо-иронический комментарий к какой-либо лирической, любовной сцене на лоне

Кто будет платить деньги, чтобы послушать соловья?

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Кто будет платить деньги, чтобы послушать соловья? - То, что здесь происходит с нами и между нами, - это взаимообмен энергии. Они начинают производить какое-то действие, какую-то трансформацию. Я не хочу говорить о том, что это и как. Хотя, в связи с этим, можно выдвинуть

Что же есть у соловья, или Навстречу выборам

Из книги Записки репортера автора Свинаренко Игорь Николаевич

Что же есть у соловья, или Навстречу выборам 4 октября2007 г.,15:37Зубков станет президентом в 2008 году, поработает месяца три, потом немного устанет – все-таки сплошные стрессы, да еще в таком возрасте – и уедет в санаторий. Оттуда пришлет заявление по собственному, с

Я полюбил соловья, и он в меня вселил вдохновение!

Из книги Автобиография автора Кавсокаливит Порфирий

Я полюбил соловья, и он в меня вселил вдохновение! Однажды утром я один пошел в девственный лес, - вспоминал старец Порфирий. - Все было в утренней росе, сверкало на солнце. Я оказался в ущелье, перешел на другую сторону и сел на скале. Неподалеку ручей тихо нес свои

ПОСТ О ТОМ, ЧТО БИЗНЕС И СЕМЬЯ – НЕ ЧУДНОЕ ПЕНИЕ СОЛОВЬЯ

Из книги Фанаты бизнеса. Истории о тех, кто строит наше будущее автора Кузьмичев Андрей

ПОСТ О ТОМ, ЧТО БИЗНЕС И СЕМЬЯ – НЕ ЧУДНОЕ ПЕНИЕ СОЛОВЬЯ Анита Роддик, легендарная британская предпринимательница, как и Наталья Касперская не жаловала консультантов по управлению. Один из них попытался вписать маркетинг в набор формул, – пишет она в своих

0 Некоторые граждане иногда вставали в своей жизни перед выбором, что лучше, хорошая и прибыльная работа или плохо оплачиваемое, но любимое дело. Выбирая работу по душе, люди в итоге приходили к мысли, что конечно прекрасно заниматься тем, к чему лежит душа, но ведь и кушать хочется всегда. Подобные мудрые сентенции тревожат не только современников, но и заставляли задуматься наших далёких предков. Ведь всегда находились люди, которые не хотели напрягаться, и заниматься тем, чем им хочется. Вероятно именно из-за таких хитрецов и сформировалась пословица, о которой мы сегодня и будем говорить. Как вы уже поняли, мы расшифруем поговорку Соловья баснями не кормят , что значит вы сможете узнать немного ниже. На нашем ресурсе вы сможете найти информацию на любой вкус, начиная с описания крылатых выражений, и заканчивая оскорблениями и разговорами о секазе. Поэтому добавьте этот полезный сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда иметь доступ к нужной и востребованной инфе.
Однако, перед тем, как продолжить, мне хотелось бы указать вам на несколько интересных статей по тематике популярных фраз и поговорок. Например, что значит Не рой другому яму, сам в неё попадёшь ; перевод Memento Mori ; как понять Лес рубят - щепки летят ; что означает Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки и т. п.
Итак, продолжим, Соловья баснями не кормят, значение? В данном конкретном случае, под словом "басни", подразумевают пустые разговоры, и бессмысленные обещания.

Соловья баснями не кормят - означает, что сколько не убеждай того, кто голоден, что ему не нужна пища, тот всё равно будет хотеть кушать.


Аналог пословицы :

Красивыми словами пастернак не намаслишь (англ. поговорка).

Похвалой сыт не будешь.

Голодное брюха к словам глухо.

Словами сыт не будешь.

Соловья баснями не кормят - так говорят перед тем, как пригласить кого-либо к столу, как правило после долгих разговоров.


Пример :

Да, что это мы засиделись, уже три часа болтаем, а соловья баснями не накормишь, пора к столу гости дорогие.

Ну да, ты прав, соловья баснями не кормят, поэтому Марина, принеси ка ты нам с кухни водочки и закуски.

Несмотря на то, что смысл данной крылатой фразы филологи трактуют совершенно по разному, но все имеющиеся расшифровки можно без труда использовать по отношению, как к Царской России, так и нашему непростому времени. Основное значение этого интересного выражения заключается в том, что предлагается от слов перейти к делу. Кроме того, есть ещё одна трактовка, но она менее распространена. Под ней подразумевают человека или группу лиц, которые нуждаются в материальной поддержке, ну а ещё об одном значении мы уже упоминали выше. Обычно так говорят, когда добрая беседа слишком затянулась, и пора переходить ко второй части мерлезонского балета , то есть к принятию пищи.

Прочтя эту полезную статью, вы узнали, что значит фразеологизм Соловья баснями не накормишь , и теперь не попадёте в трудную ситуацию, если вдруг снова обнаружите это мудрёное крылатое выражение.

Олимпиада по русскому языку (5 класс).

1. В первую группу выпишите слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпишите слова с глухим непарным согласным звуком на конце.

Волк, герой, дуб, боец, успех, помощь, капитан, врач, гроздь, лагерь, король.

2. Запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы русского алфавита. (2 балл)

3. Какое из слов исторически является однокоренным слову РЖАВЧИНА?

А) зараза; Б) зардеться; В) заржать; Г) оранжевый; Д) ржаной.

Объясните свой выбор. (2 балла)

4. Допишите фразеологизмы (устойчивые словосочетания).

Соловья баснями……

После драки………

Охота пуще………

Семь пятниц на………

Назвался груздем………

Не плюй в колодец…………

Один с сошкой…………

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

5. Какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный …»:

кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто? (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

6. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.

Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды : ну, например, может быть он под-водником или про-водником , или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой , или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

7. Определите, имеют ли отличия выделенные слова.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведерко руку окуни -

Не бойся, это окуни ! (2 балла)

8. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь. А.Пушкин (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

9. К данным пословицам подберите аналогичные русские пословицы. В чем сходство пословиц разных народов? Различия? Чем, на ваш взгляд, объясняются различия?

Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).

Молчание – цветы (японская пословица).

Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).

Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

10. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин… А.К.Толстой (10 баллов)

Ответы

5 класс .

1. Герой, капитан, лагерь, король,

боец, успех, помощь, врач.

2. За каждую правильную букву – 1 балл

3. Зардеться. Этот глагол означает ПОКРАСНЕТЬ, в нём выделяется корень РД-, причём, чередование д/ж встречается в русском языке очень часто (судить – сужу). В слове РЖАВЧИНА корень РЖ-. Таким образом, ржавчина и зардеться связаны между собой и по смыслу и по форме (2 балла)

Соловья баснями не кормят.

После драки кулаками не машут.

Охота пуще неволи.

Семь пятниц на неделе.

Назвался груздем полезай в кузов.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

За каждый верный ответ 1балл.

5. При определении рода несклоняемых существительных помогает их отнесение к одушевленным или неодушевленным (1балл). Большая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.) (1балл); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) (1балл). Следовательно, со словом черный можно употребить слова – кофе, шимпанзе, какаду.

6. Однокоренные: 1. Водяной, воды, подводником.

2. Проводником, вводную, заводилой, водителем.

3. Завода, руководителя.

Игра основывается на омонимии корней.

За каждое правильно разобранное слово 0,5 -1 балл, по 0,5 баллов за каждую правильно подобранную группу.

7. Слова окуни и окуни – омоформы.

Окунуть – «погрузить в жидкость», глагол, в тексте - совершенного вида, настоящего времени, 2 лица, ед.числа, 0 – приставка, ку – корень, н – суффикс, и - окончание; окунь – «рыба с красноватыми нижними плавниками», существительное, в тексте - множественного числа, именит. падежа, окун – корень, и - окончание.

8. Подлежащее – царица, сказуемые – хохотать, плечами пожимать, подмигивать, прищёлкивать, вертеться.

9. Яблоко от яблони недалеко падает.

Молчание – золото.

Сапожник без сапог.

Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг

10.Определение темы – 2 балл;

Соответствие созданного текста теме – 4 балла;

Композиционная стройность – 2 балл;

Выразительность языка – 2 балл. Итого 10 баллов

| следующая лекция ==>
азақ поэзиясындағы ұйқас сапасы |

Источник: Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / В. И. Ленин; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - 5-е изд. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1967. - Т. 9. Июль 1904 ~ март 1905. - С. 160-166.


Обращаем внимание читателей на выпущенную только что новоискровцами брошюру Рабочего : «Рабочие и интеллигенты в наших организациях» с предисловием Аксельрода. Нам придется, вероятно, неоднократно возвращаться к этому поучительнейшему произведению, которое великолепно показывает, какие плоды приносила и приносит демагогическая проповедь «меньшинства» или новоискровцев, и как эти последние стараются сами выпутаться теперь из всего того хлама, что они наговорили. Отметим пока лишь суть брошюры и предисловия.

«Рабочий» имел несчастье поверить проповеди новоискровцев. Он так и сыплет поэтому рабочедельческими фразами в духе Акимова. «Наши руководители-интеллигенты... не ставили себе задачей... развивать сознание и самодеятельность рабочих...». Стремления к самодеятельности «систематически преследовались». «Ни в одном из типов организации не было и нет места для развития самодеятельности рабочих...». «Экономическая борьба была совсем заброшена», даже на пропагандистские и агитационные сходки «рабочие не допускались» (вот даже как!). Демонстрации «пережили себя» - все эти ужасы (о которых давно кричало старое «Рабочее Дело» против старой «Искры») вызваны, конечно, «бюрократическими централистами», т. е. большинством второго нашего съезда, которое боролось с рабочедельством. Натравленный обиженным меньшинством против партийного съезда, несчастный «Рабочий» разносит в пух и прах этот съезд за то, что он был «без нас» (без рабочих), «без нашего участия», там не было «почти ни одного рабочего», - причем, разумеется, скромно обходится тот факт, что все действительные рабочие, бывшие делегатами съезда, Степанов, Горский и Браун, были решительными сторонниками большинства и противниками интеллигентской бесхарактерности. Но это не важно. Важно то, до какого бесконечного разврата доводит проповедь новоискровцев, которые «разносят» съезд после поражения на выборах, разносят перед не участвовавшими на съезде, подстрекая к оплевыванию всяких социал-демократических съездов, разносят в то самое время, когда они благородно пролезли в центральные учреждения, действующие исключительно от имени съезда. Не честнее ли позиция Рязанова (см. его брошюру: «Разбитые иллюзии»), который открыто объявил съезд свозом и который, по крайней мере, не пользуется от «своза» никакими титулами и званиями?

Крайне характерно, однако, для психологии рабочего, хотя и натравленного на «большинство», что он не удовлетворяется фразами об автономии, рабочей самодеятельности и проч. Он повторяет эти слова, как и всякий новоискровец или рабочеделец, но он с трезвым пролетарским инстинктом добивается дел в подтверждение слов , он не удовлетворяется тем, что его кормят баснями. Красивые слова, говорит он, остаются словами «без изменения в составе» (курсив «Рабочего») руководителей. Надо требовать доступа рабочих во все серьезные партийные учреждения, надо добиваться равных прав с интеллигентами. С глубоким недоверием истинного пролетария и истинного демократа ко всякому фразерству «Рабочий» говорит: где гарантия , что в комитетах не будут заседать одни лишь интеллигенты? Это не в бровь, а прямо в глаз нашим новоискровцам. Этот великолепный вопрос показывает, что рабочедельское науськивание не засорило еще ясной мысли пролетария. Он прямо заявляет, что комитет, где он работал, «комитетом меньшинства оставался в принципе на бумаге (слушайте!), - в практике же своей ничем не отличался от комитетов большинства. Нам, рабочим, не было доступа ни в какое (не говоря уже о комитете) ответственное, а значит руководящее учреждение».

Никому не удалось бы так хорошо вывести на чистую воду меньшевиков, как этому рабочему-меньшевику. Он понял, что без гарантий разглагольствование об автономии и самодеятельности пролетариата остается пошлым фразерством. А какие возможны гарантии в социал-демократических организациях, подумали ли вы об этом, товарищ «Рабочий»? Какие гарантии возможны против того, что революционеры, сообща собравшиеся на съезд партии, начнут потом, обидевшись на невыбор их съездом, кричать, что съезд был реакционной попыткой закрепить искровские взгляды (Троцкий в брошюре, изданной под редакцией новой «Искры» ), что решения съезда не священны, что на съезде не было рабочих из массы? Какие гарантии возможны против того, что общее решение относительно форм и норм партийной организации, решение, которое называется организационным уставом партии и которое не может существовать иначе, как в виде такого устава, - это решение рвется потом бесхарактерными людьми в той части, которая им неприятна, под предлогом бюрократичности и формалистичности таких вещей, как уставы? Какие гарантии возможны против того, что люди, нарушившие сообща принятые правила организации, начнут рассуждать потом, что организация есть процесс, организация есть тенденция, организация есть форма, идущая в ногу с содержанием, и что поэтому нелепо и утопично требовать соблюдения правил организаций? «Рабочий», автор брошюры, не подумал ни об одном из этих вопросов. Но он так близко, вплотную подошел к ним, так искренне и смело поставил их в упор фразерам и политиканам, что мы от души рекомендуем его брошюру. Эта брошюра - превосходный образчик того, как разоблачают рыцарей «красивого слова» их собственные сторонники.

«Рабочий» восстает, с чужих слов, против «организационного плана» Ленина, не указывая, как водится ни единого ясного и определенного пункта недовольства планом, ссылаясь на Панина и Череванина (ничего не давших, кроме раздраженных слов) и не пытаясь даже заглянуть в пресловутое письмо Ленина к петербургскому товарищу. А если бы «Рабочий» не верил своим науськивателям на слово и поглядел это письмо, он, к своему великому удивлению, прочел бы там:

«Надо особенно стараться о том, чтобы как можно более рабочих становились вполне сознательными и профессиональными революционерами и попадали в комитет. В комитет надо стараться ввести рабочих-революционеров, имеющих наибольшие связи и наилучшее «имя» в рабочей массе. В комитете должны быть поэтому, по возможности, все главные вожаки рабочего движения из самих рабочих» (Письмо, стр. 7-8).

Прочтите и перечтите эти строки, товарищ «Рабочий», и вы увидите, как обморочили вас рабочедельцы и новоискровцы, разносящие старую «Искру» и ее сторонников, «большинство» второго съезда. Вчитайтесь в эти строки и попробуйте принять такой мой вызов: найдите мне в нашей социал-демократической литературе другое место, где бы так же ясно и прямо и решительно ставился вами поставленный вопрос о «рабочих и интеллигентах в наших организациях», причем указывалось бы на необходимость вводить как можно более рабочих в комитет, вводить, по возможности, всех вожаков рабочего движения из рабочих в комитет. Я утверждаю, что вы такого другого места указать не сможете. Я утверждаю, что всякий, давший себе труд изучить наши партийные споры по документам, по «Рабочему Делу», по «Искре» и брошюрам, а не по россказням сплетников, увидит лживость и демагогический характер новоискровской проповеди.

Вы возразите, пожалуй: Ленин мог это писать, но его советы не всегда исполнялись. Разумеется, это возможно. Ни один партийный писатель не поручится за то, что все, называющие себя его сторонниками, на деле исполняют всегда его советы. Но, во-первых, разве такой социал-демократ, который называл бы себя сторонником «письма» и в то же время не исполнял его советов, не изобличался бы самым этим письмом? Разве письмо напечатано для одних интеллигентов, а и не для рабочих тоже? Разве есть у писателя иные средства проводить свои взгляды, кроме печатного заявления? А, во-вторых, если эти советы не исполнялись, по свидетельству хотя бы «Рабочего», ни меньшевиками, ни большевиками, то не ясно ли отсюда, что меньшевики не имели никакого права сочинять подобного «разногласия» с большевиками? что их науськивание рабочих против большевиков за игнорирование последними рабочей самодеятельности было демагогией?

В чем же состоит реальная разница по этому пункту между меньшевиками и большевиками? Не в том ли, что большевики гораздо раньше и гораздо прямее давали ясные и определенные советы вводить в комитет рабочих? Не в том ли, что большевики презирали и презирают «красивые слова» об автономии и самодеятельности рабочих, когда эти слова (как у меньшевиков) остаются только словами?

Посмотрите, как вывертывается теперь почтенный, заслуженный и старейший Аксельрод в своем предисловии, припертый к стене пролетарской прямотой и дерзостью рабочего, начитавшегося рабочедельческой мудрости из «замечательных» фельетонов Аксельрода, из незабвенных статей Мартова, из превосходной (с точки зрения интересов «большинства») брошюры Троцкого.

«Рабочий» пробует оспорить утверждение Рядового, что наша партийная организация со времени экономизма по личному составу стала относительно более пролетарской. «Рабочий», очевидно, неправ. Это знает всякий, кто близко наблюдал дела в нашей партии за сколько-нибудь значительный промежуток времени. Но курьезнее всего видеть, как переметывается наш Аксельрод. Кто не помнит его великолепных, так искусно использованных врагами социал-демократии, либеральными освобожденцами, утверждений, что социал-демократия есть интеллигентская организация? Кто не помнит, как повторяли и разжевывали эту клевету на партию обиженные партией новоискровцы? И вот, этот же самый Аксельрод, испугавшись тех прямых и честных выводов, которые сделал из этой клеветы «Рабочий», изворачивается:

«В период зарождения и первоначального развития социал-демократии, - говорит он в предисловии, - русская революционная партия была партией чисто интеллигентской... Теперь сознательно-революционные рабочие составляют собой главные отряды (слушайте!) социал-демократической партии» (стр. 15).

Бедный «Рабочий»! Как наказан он за то, что поверил «красивым словам» Аксельрода! И всегда будут наказаны те, кто верит писателям, за полтора года говорящим то одно, то другое, смотря по надобностям «кооптации».

Посмотрите, как изворачивается Аксельрод от поставленного ему в упор вопроса о «гарантиях». Ведь это прелесть, это - перл новоискровской литературы. «Рабочий» говорит об отношении рабочих и интеллигентов в организациях , «Рабочий» тысячу раз прав , когда заявляет, что без гарантий, без равных прав, т. е. без выборного начала, красивые слова о небюрократическом централизме остаются одним фразерством. И как отвечает Аксельрод? «Увлечение мыслью об изменении правового положения рабочих в наших организациях односторонне», напрасно автор переносит вопрос об устранении зла «в область формально-организационных отношений», напрасно забывает, что «частная задача уравнения в правах» решается лишь «в процессе дальнейшего развития нашей практики в социал-демократическом направлении». «Вопрос, специально занимающий автора брошюры, радикально может быть разрешен только в процессе сознательной коллективной работы нашей партии».

Не правда ли, разве это не перл? Ведь сам же Аксельрод поднял и первый поставил именно организационный и только организационный вопрос на съезде Лиги и в новой «Искре» (№ 55), а когда «Рабочий» пишет специальную брошюру об организации, то ему величественно говорят: не формальность важна, а процесс работы!

Не принципы организации важны новой «Искре» и Аксельроду, а процесс болтовни для оправдания беспринципной позиции. И никакого другого содержания, кроме защиты беспринципности, нет во всей пресловутой теории организации-процесса (см. особенно статьи Розы Люксембург), теории, опошляющей и проституирующей марксизм.

Повторяем: нельзя достаточно рекомендовать замечательной брошюры «Рабочего» для ознакомления со всей фальшью организационной позиции новоискровцев. Особенно настоятельно рекомендуем мы эту брошюру рабочим, которых меньшевики науськивают на большевиков проповедью выборного начала . Рабочие великолепно изобличают фразеров и лгунов. Они отлично ставят вопрос: либо выборное начало, либо только совет о введении рабочих в комитеты. Если выборное начало, тогда давайте формальные гарантии, уставные гарантии, уставное равноправие. Рабочие увидят, как вертятся новоискровцы от этого вопроса, точно черти перед заутреней. Если желательны советы вводить рабочих, если права старая «Искра», считавшая демократизм, т. е. всеобщее применение выборного начала в русских конспиративных организациях, несовместимым с самодержавно-полицейским строем, тогда вы нигде не найдете таких прямых и назидательных советов вводить рабочих в комитеты, как у большинства.

→ → → Соловья баснями не кормят в Толково-фразеологическом словаре Михельсона (ориг. орф.)

Соловья баснями не кормят - это

Соловья баснями не кормят

Соловья баснями (п?снями) не кормятъ (?сть хочетъ, - п?сни и у самого есть).

Ср. Да что это я болтаю: соловья баснями не кормятъ. Василисса! Чтожъ мы сидимъ: скор?й вели собирать на столъ, до об?да долго, онъ позавтракаетъ... Чай, кофе давай, птичьяго молока достань! И сама засм?ялась.

Гончаровъ. Обрывъ. 2, 1. Ср. Достоевскій. Б?сы. 2, 6, 3.

Ср. Von schonen Worten wird man nicht satt.

Ср. Belles paroles ne font pas bouillir la marmite.

Ср. Languaige ne paist pas gens.

Prov. Gallic. Manuscr. XV s.

Ср. Le-Roux de Liucy. Prov. Fr.

Ср. Venter non imp!etur rhytmis.

Venter praecepta non audit.

Seneca (4-65). Ер. 21.

См. У брюха нет уха.

См. Брюхо глухо: словом не уймешь.

См. Хорошо песни петь, пообедавши.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук..

М. И. Михельсон.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/michelson_old/8787/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Соловья баснями не кормят в Толково-фразеологическом словаре Михельсона (ориг. орф.);
  • BB-код ссылки: Определение понятия Соловья баснями не кормят в Толково-фразеологическом словаре Михельсона (ориг. орф.).