Как объяснить ребенку разделение слова на слоги. Правила деления на слоги

Научить детей делить слова на слоги – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Для детей, посещающих логопедическую группу, это ещё более важная задача! Как известно, у дошкольников с речевой патологией наблюдаются серьёзные нарушения в слоговой структуре слов. Дети не могут воспроизвести слова со сложной слоговой структурой, переставляют, заменяют, пропускают звуки и слоги, например: «снегиик» («снеговик»), «висипед» («велосипед») и т.п. Навык деления слов на слоги поможет ребёнку справиться с этой проблемой и будет способствовать улучшению дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учим детей делить слова на слоги»

Научить детей делить слова на слоги – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Для детей, посещающих логопедическую группу, это ещё более важная задача! Как известно, у дошкольников с речевой патологией наблюдаются серьёзные нарушения в слоговой структуре слов. Дети не могут воспроизвести слова со сложной слоговой структурой, переставляют, заменяют, пропускают звуки и слоги, например: «снегиик» («снеговик»), «висипед» («велосипед») и т.п. Навык деления слов на слоги поможет ребёнку справиться с этой проблемой и будет способствовать улучшению дикции.

Как правильно делить слова на слоги?

1 правило: ребёнок прикладывает тыльную сторону ладони к подбородку снизу.

2 правило: ребёнок медленно произносит слово, старательно проговаривая гласные.

3 правило: при проговаривании ребёнок отсчитывает, сколько раз открылся рот (и упёрся подбородок в ладонь). Отсчёт можно делать, разгибая или загибая пальчики, как удобнее.

4 правило: ребёнок делает вывод, напрмер: «В слове «барабан» три слога».

! Когда ребёнок усвоит понятие «гласный звук», ему важно запомнить следующее правило: « Сколько гласных звуков в слове, столько же и слогов».

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  1. С помощью ладошки под подбородком определить, сколько слогов в названии игрушки.
  2. Выбрать правильную слоговую схему, а лишнюю удалить щелчком мышки. Правильная схема не удалится!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра - презентация "Делим слова на слоги"

Веселый паровозик помогает ребенку определить количество слогов в слове. На экране появляется картинка, ребенок нажимает на вагончик с нужным количеством окошек (слогов). если выбор правильный, ...

Игра "Делим слова на слоги" (тема: "Животные жарких стран")

С помощью кисти руки под подбородком (ладонью вниз) определить, сколько слогов в названии животного. Сколько раз откроется рот (упрётся подбородок в кисть руки), столько слогов в слове. Рот отк...

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое - слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Многие детки ходят в дошкольные детские учреждения, в котором подготавливают вашего малыша к школе. Здесь с ними играют и проводят ежедневные занятия, направленные на общее развитие ребенка. Перед школой воспитатель уже знакомит детей с буквами, различием гласной и согласной, звонкой и шипящей.

Как научить ребенка делить слова на слоги

Обучение в садиках обычно проводят в игровой форме. Сначала детям объясняют, что каждый предмет имеет свое название. Ребята вслух проговаривают это слово, а воспитатель записывает его на доске, разделяет слоги через дефис. Чтобы научить ребенка делить слова на слоги, надо, чтобы он понял различие гласной буквы от согласной, и что в каждом слоге содержится по гласной и одной либо две согласных.

Научиться делению слов на слоги можно несколькими способами:

  • с помощью карточек со слогами, которые в детском садике вставляются в специальные кармашки. Делить на слоги слова детьми усваивается быстрее и легче;
  • игра в неполное слово. Это значит, что взрослый произносит начало слова, например, «ЗА», а ребенку предлагают закончить его, например «БОР»;
  • игра с мячом. Вы также называете начало слова и подкидываете мячик ребенку, а тот, в свою очередь, должен поймать его и дополнить каким-нибудь подходящим окончанием;
  • «путаница». Взрослый берет в руки 4 слога и специально неправильно составляет 2 слова, предлагает маленькому ученику «исправить» взрослые ошибки, например, «МАПА», а нужно составить правильное «МАМА» и «ПАПА». Это один из самых лучших способов обучения научиться читать слоги быстро, а также понять принцип деления.

Как научить ребенка соединять буквы в слоги

Для того, чтобы ребенок смог соединять буквы в слоги, необходимо полностью изучить все буквы в алфавите, а также отличать гласную от согласной. Как только вы увидите, что вашего ученика настала пора научить соединять слоги, — смело переходите к обучению.

Первый раз занятие проводите в игровой форме, чтобы малыш смог заинтересоваться, затем объясните, что можно складывать буквы в слоги. Слоги бывают открытыми, когда звук «МА» начинается с согласной буквы, и закрытыми, когда звук идет с гласной буквы, например, «АМ».

Как научить ребенка читать слоги слитно

Когда ребенок один, без помощи взрослых, научится складывать слоги, можно начинать учить читать слоги слитно.

Начиная с первого года обучения ребенка, учитель, согласно утвержденной школьной программе, много проводит занятий техники чтения. Очень важно, чтобы первоклассник уже был подготовлен к данному учебному процессу: хорошо ли он читает или плохо, но читать слоги слитно ребенку нужно научиться до 6-7 лет.

Вот несколько эффективных правил быстрого обучения:

  1. Читать с ребенком нужно постоянно, начиная с 2-3 летнего возраста. Родителю обязательно нужно выделять для этого время хотя бы один раз в день, лучше перед сном.
  2. Возьмите интересную полюбившуюся вашему малышу книжку с яркими иллюстрациями, чтобы заинтересовать кроху.
  3. Когда ребенок станет постарше (4-5 лет), переходите к знакомству с буквами.
  4. Возьмите букварь (например, Жукова Н.С.). Каждый день учите по 1-2 букве.
  5. После того, как малыш запомнит весь алфавит, начинайте знакомить со слогами, как нужно разделять слова на слоги, как они соединяются. Можно это сделать в игровой форме, когда буква «М» «торопится» к букве «А», и проговаривать вслух «МММААА».
  6. Начните с легких коротких слов: папа, мама, кот, рука и так далее.

Как научить ребенка говорить слоги

Родитель в процессе обучения своего ребенка может самостоятельно провести анализ уровня подготовки маленького ученика к школе: как он умеет разговаривать, строит ли логические предложения, знает ли все буквы алфавита, умеет ли говорить слоги, есть ли у него сложности с делением слов на слоги.

Очень важны систематические занятия с ребенком. Малыш должен правильно называть предметы, произносить звуки четко. Регулярные упражнения дома с родителем совместно с проведенными занятиями в детском саду – все это в комплексе значительно облегчит обучение в начальных классах вашего юного ученика.

Слог — это минимальная произносительная единица в русском языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков.

Ученики школ и студенты филологических направлений часто сталкиваются с заданиями из разряда: «Разделите слова на слоги». Казалось бы, справиться с подобной задачей очень легко. Однако, нередко у людей возникает вопрос: «Как правильно делить слова на слоги?».

В статье вы найдете ответ на этот вопрос. Познакомитесь с основными правилами и узнаете, слова на слоги.

Трудности слогораздела

Обычно не возникает проблем с разбиванием на слоги простых слов. Любой из нас сможет справиться со слогоразделом существительного «вода». Но как делить слово на слоги, если оно сложное по своему составу?

Возьмем для примера причастие «рассмотренный». Как правильно провести слогораздел: «рас-смо-тре-нный», «ра-ссмо-трен-ный», «ра-ссмо-тре-нный»? Верным ответом является третий вариант, но почему? Для того чтобы разобраться, познакомимся с основными правилами деления слова на слоги.

Основные правила слогораздела

Первое, что следует запомнить, - количество слогов в слове равно сумме гласных, которые входят в его состав. Границы слогораздела часто не совпадают с поморфемным членением, поэтому, делая разбор, необходимо опираться на следующие правила:

  • слогообразующими в русском языке являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука (о-вод) или комбинации гласных и согласных. Состоящий из двух и более звуков слог всегда начинается с согласного;
  • все слоги в русском языке стремятся к открытости.

Открытые и закрытые слоги

Для того чтобы определить, как делить слово на слоги правильно, необходимо уметь различать их по типу. Все слоги в современном русском языке делятся на два вида: открытые и закрытые.

Открытый слог всегда заканчивается на (про-во-да, го-ло-ва, пе-ле-на). Он может встретиться в начале, середине или на конце слова.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук. Чаще всего он появляется на конце слова (лук, смог, го-лод). Также закрытый слог может образоваться, если в середине слова находится (сил-ки, вол-ки, тан-ки).

Если в середине слова встречается группа из нескольких согласных, они обычно отходят к началу слога, оставляя предыдущий открытым (ди-кто-фон, на-зва-ни-е, ре-да-кти-ро-ва-ни-е).

Особенности слогораздела

Слогораздел в русском языке подчиняется не только закону открытого слога, но и закону восходящей звучности. Суть заключается в том, что слоги в слове расположены по нарастающей: от менее звучного к более. Отсюда вытекает несколько правил. Они подскажут, как правильно делить слова на слоги:

  1. Если в слове встречается согласный, который стоит между двумя гласными, он отходит к последующему слогу (то-пот, пу-ле-мет, вы-вод, и-ко-на, ка-ли-на);
  2. Сочетание нескольких шумных (все согласные, кроме сонорных) относят к следующему слогу (е-зда, ру-чка, мо-ли-тва, ка-ли-тка);
  3. Группа из шумного и сонорного согласных звуков причисляется ко второму по очереди слогу (ва-жный, со-про-ти-вле-ни-е, о-смы-сле-ни-е);
  4. Несколько сонорных согласных, стоящих в одном слове между гласными, относят к следующему слогу (а-лмаз, а-рми-я, по-мню);
  5. В сочетаниях сонорных и шумных между гласными первый звук отходит к слогу, стоящему перед ним (нель-зя, пол-ка, нор-ка, мер-ца-ни-е, вор-си-нка);
  6. Повторяющиеся согласные отходят к слогу, идущему за ними (во-жжи, Ро-сси-я, ко-ло-нна, а-лле-я);
  7. Если в слове встречается "й", стоящий перед сонорным или шумным, он причисляется к предыдущему слогу (мой-ва, лей-ка, ка-на-рей-ка, те-ло-грей-ка).

Запомнить эти правила не сложно, но они помогут вам с легкостью определить, как делить слово на слоги верно.

Алгоритм выполнения слогораздела

Мы разобрали теорию, которая поможет нам делить слова по слогам. Теперь перейдем к практической части. Успешно определить, сколько слогов в слове, нам поможет простой план:

  1. Выпишите слово, данное в задании, на отдельный лист.
  2. Определите, сколько гласных звуков входит в его состав.
  3. Проведите начальный слогораздел после каждого гласного звука.
  4. Посмотрите, нет ли в слове сложных мест: групп согласных, сонорных или удвоенных звуков.
  5. Если есть, измените границу слога в соответствии с правилами.

Следует помнить, что перенос по слогам и слогораздел не равны друг другу. осуществляется, исходя из морфемного Мы не можем отделить букву от приставки или суффикса.

Деление слова по слогам позволяет дробить целые морфемы на части в соответствии с правилами слогораздела. Для примера рассмотрим глагол «поднимать». Для переноса оно будет члениться следующим образом: «под-ни-мать». Деление по слогам будет отличаться: «по-дни-мать».

по слогам

Сейчас многие мамы стараются научить читать своего ребенка как можно раньше. Одним из самых эффективных способов в этом деле является чтение по слогам. Малышу не объяснишь, как делить слово на слоги при помощи сложных правил. Поэтому в ход идут игровые методики.

Начинать заниматься с ребенком можно уже с одного года. Упражнения, направленные на развитие навыков чтения, способствуют улучшению памяти, развитию абстрактного мышления. Учат ребенка мыслить логически, сопоставлять. К тому же занятия можно превратить в веселую игру.

Для начала выучите с ребенком алфавит. В этом помогут книжки с яркими картинками, кубики. Доски, на которых можно закреплять разноцветные буквы.

Затем объясните, что существуют гласные и Гласные произносятся долго и звонко. Согласные — коротко и глухо. Расскажите малышу, что дольше всех тянется ударный слог.

Произнесите вслух несколько простых слов и попросите ребенка определить, какой звук находится под ударением. Выбирайте существительные, с которыми малыш хорошо знаком. Для тренировки подойдут слова: "мыло", "вода", "рука", "нога", "лицо", "тело".

Объясните, что количество гласных соответствует числу слогов. Если ребенок уже умеет считать, попробуйте вместе с ним выяснить, сколько гласных в этих словах: "морковь", "лук", "тарелка", "капуста", "игрушка", "телевизор".

Познакомив ребенка с основами, переходите к игровым упражнениям.

Сделайте карточки, на которых будут написаны слоги на каждую согласную букву алфавита. Для того чтобы систематизировать методику, располагайте сочетания согласных и гласных в одном порядке на каждой карточке. Например: «ма, мя, мы, ми, мо, мё, му, мю».

Дайте ребенку карточку, пусть он смотрит на слоги, пока вы зачитываете их вслух, и повторяет. Это упражнение поможет развить визуальную память. Со временем ребенок сможет узнавать слоги и выговаривать их без вашей помощи.

Сделайте таблички, на которых будут написаны сочетания букв. Попросите ребенка составить из них слово и прочитать его. Для начала предложите ему карточки со слогами «ма», «па». Пусть малыш составит хорошо знакомые ему слова: «мама» и «папа».

Старайтесь придумывать для малыша различные игры, чтобы подогревать интерес. Например, предложите ему отправить одну букву в гости к другой и посмотреть, что получилось.

Переходим от простого к сложному

Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.

Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: "мыло" и "мило", "дом" и "дым".

Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные "рама", "мама", "папа", "дача", "рука", "нога", "лицо", "мыло", "тело", "мясо".

Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.

Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.

Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.

Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.

Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.

Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.

Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.

Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.

Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».

Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.

Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.

Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.