Как называлась буденовка в 1917 году. История создания шлема "богатырка-буденовка"

Эксперты помогли Metro разобраться с происхождением символов новой власти и красных командиров - будёновки, шинели, кожанки комиссаров и красной косынки.

Древние корни и французское влияние
"Когда именно появилась косынка, точно непонятно, - признаётся Анна Хорошева, старший преподаватель исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедры истории России XX-XXI веков. - А такой предмет одежды, как платок, имеет давнюю историю. Женщины в домонгольской Руси носили убрус (белое полотенце из льна, украшенное вышивкой). В XVII веке появляется уже более традиционный платок". Косынка, собственно, это тот же платок, только сложенный вдвое. Его частенько использовали работницы на фабрике - концы завязывались на затылке для удобства во время работы.
Самое важное в косынке начала XX века - красный цвет. "Это символ революции ещё со времён Великой французской революции 1789 года, - продолжает историк. - Этот образ большевики позаимствовали именно из Франции. Головной убор работницы красного цвета стал символом раскрепощения женщины и её деятельной роли в происходящих преобразованиях".

1918 год. Народный комиссариат по военным делам РСФСР издал приказ и объявил конкурс по разработке нового
обмундирования для военнослужащих РККА.

1919 год. Именно тогда был издан приказ, который официально ввёл в военное обмундирование богатырку (будёновку) как новый зимний головной убор во всех родах войск Красной армии.

Наследство прежнего режима
"Кожаная куртка, или, как тогда говорили, кожанка, была форменной курткой лётчиков и шофёров времён Первой мировой войны, - напоминает Анна Хорошева. - Она лежала в больших количествах на складах. Как одежда, она была очень практичная, ей не было износа, а потому распределялась среди значимых людей в среде большевиков и очень быстро стала символом новой власти и красного командира".
Кстати, теория "царского" наследства применялась и к объяснению происхождения советской шинели и будёновки. В Интернете можно найти информацию, согласно которой будёновка (похожий на неё головной убор) была разработана около 1915 года для Парада Победы нашей армии в Берлине и Константинополе. Пишут о том, что она долго лежала на складах и была экспроприирована большевиками.
"Этот достаточно нелепый миф (с полным отсутствием даже косвенных подтверждений) получил распространение в период гласности 80-х годов, когда на страницы печати выплеснулось немало действительно захватывающих сюжетов из ранее закрытого советского прошлого", - рассказывает Кирилл Цыплёнков, консультант по военному костюму Российской государственной библиотеки искусств.
Наш эксперт уверен, что будёновку и шинель не могли изготовить к параду 1915 года просто потому, что в них не было никакой необходимости: "Армия и Гвардия уже имели новую парадную форму, её к тому моменту только разработали и начинали вводить. Это была форма образца 1907-1909 годов, наряднее которой не создавалось ничего в российской истории. Ещё до начала Мировой войны, при подготовке к празднованию 300-летнего юбилея Дома Романовых в 1913 году, эта форма прошла целенаправленную адаптацию к комбинированному ношению с предметами походного обмундирования, получив, таким образом, ещё и упрощённый вариант для случаев массового применения. Ни о какой разработке новой "с головы до пят" парадной формы в стране, экономика которой за два последующих года была до предела истощена войной, попросту не могла идти речь".

Васнецов, Кустодиев и другие...
Согласно официальной версии, происхождение будёновки приписывают коллективному творчеству российских художников.
"7 мая 1918 года был объявлен конкурс на разработку. В нём участвовали знаменитые русские художники
Б. М. Кустодиев, В. М. Васнецов и другие, - подтверждает Анна Хорошева. - В итоге победил образ, разработанный этими художниками, где за основу был взят образ русского витязя. В 1919 году была утверждена и шинель с суконными петлицами - "разговорами" (так назывались красные поперечные клапаны). Автором стал С. Аркадьевский".

Кирилл Цыплёнков, консультант по военному костюму РГБИ

Крупномасштабная затея 1918 года по введению формы для РККА на первых порах выразилась в принятии лишь небольшого набора "революционно новых" предметов. Полноценную форму одежды на этой основе удалось создать только по окончании Гражданской войны, и она просуществовала с 1922 по 1924 год. После отстранения Троцкого от главных постов в РККА стали разбираться, почему при нём была такая дорогая и неудобная военная форма, кто автор этих "разговоров", которые нас чуть не разорили, кто ответственен за летние головные уборы, съезжающие на глаза при стрельбе. Следственная проверка не была доведена до обвинений во вредительстве, но для нас её результатом стали опросные листы с письменными объяснениями сотрудников Военно-хозяйственного управления РККА. Отвечая на вопросы следствия, участники событий вспоминали известные им обстоятельства появления будёновок и кафтанов. Все эти показания в целом сходятся с документальными данными, известными нам из опубликованных приказов Наркома по военным делам и Реввоенсовета РСФСР за 1918 год, но есть в архивных записях и интересные детали. Например, уже к 1920 году почти полностью были утрачены материалы разогнанной ВЧК временной комиссии при Всеросглавштабе. Теперь за неимением данных народная молва приписывает авторство победивших в конкурсе эскизов великим Васнецову и Кустодиеву, но в действительности это оказалось не так. Художником, который внёс решающий вклад в создание образа богатырской шапки и "стрелецких" кафтанов, стал вернувшийся в 1918 году из австрийского плена Михаил Дмитриевич Езучевский. Это обстоятельство подтверждается не только архивными свидетельствами (прямым упоминанием со стороны председателя комитета по выработке форм обмундирования М. В. Акимова), но и выявленными в последнее время подлинными эскизами Езучевского, находящимися в частных собраниях историка униформы РККА Алексея Степанова и коллекционера Сергея Подстаницкого.

Главные факты о Гражданской войне
. Гражданская война развернулась на территории бывшей Российской империи в 1917-1923 годах.
. Бои велись силами советской власти, Белого движения и сепаратистов при вмешательстве западных интервентов.
. Потери в ходе войны составили 12,5 млн человек. Эта цифра включает убитых и погибших от ран, погибших в результате красного, белого и зелёного (партизанского) террора, а также умерших от голода и эпидемий.
. Гражданская война закончилась установлением советской власти на большей части бывшей имперской территории.
. На тему Гражданской войны снято более 80 фильмов, среди которых четыре экранизации "Тихого Дона" Михаила Шолохова.

Считается, что буденовка была разработана еще в царские времена – в Первую мировую войну. Однако такое мнение сегодня признается лишь одной из версий возникновения всеми узнаваемого головного убора. А когда же на самом деле появилась идея о пошиве буденовки?

«Царская» версия

Эту версию поддерживает современная историческая литература. По данной гипотезе, для участия в Параде Победы в Берлине для Русской императорской армии в 1915 году разработали головной убор, напоминавший по своей форме ту будёновку, которую впоследствии носили красноармейцы. Но из-за войны головной убор так и остался лежать на складах. И лишь после октябрьской революции в 1918 году он поступил в распоряжение большевиков.
Версия получилась довольно стройная. Однако, по мнению журналиста и писателя Бориса Сопельняка, данная теория – всего лишь «одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды». И подчеркивает, что в СССР отчасти тоже поддерживали такой вариант происхождения буденовки. В качестве доказательства всегда приводилась документация, содержащая распоряжения и отчеты по разработке нового обмундирования для Красной Армии и подписанная председателем Реввоенсовета Советской республики Львом Троцким. В составе утверждаемой для красноармейцев формы была буденовка, которая лежала в то время на бывших царских армейских складах. Но в том варианте, в каком этот головной убор находился на консервации, его нельзя было использовать. Герб Российской империи и двуглавый орел, присутствовавшие на шапке, не могли служить символами Красной армии. И их закрыли крупной пятиконечной звездой. Причем изначально она была синего цвета.
Кстати, приведенные в качестве доказательства документы, датированные послереволюционными годами, использовались многими советскими историками и в качестве контраргумента против «царской версии» происхождения буденовки. Тем более, ни в военных, ни в гражданских архивах, доставшихся от Российской империи, нет никаких бумаг, которые бы указывали на разработку нового обмундирования для царской армии.

В феврале 1918 года была создана Красная Армия, для которой потребовалась своя форма, отличная от ранее принятого в царское время обмундирования. С этой целью 7 мая 1918 года по приказу Народного комиссариата по военным делам республики объявляется конкурс на разработку новой формы. В этом конкурсе участвовали даже художники с мировыми именами – В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и мастер исторического жанра М.Д. Езучевский.
Эскизы новой формы принимались целый месяц – до 10 июня 1918 года. Причем и головной убор, и шинель, и иные части обмундирования подробно описывались в самом приказе. Этих критериев должны были придерживаться все художники. 18 декабря 1918 года был утвержден зимний вариант буденовки. И уже под самый конец этого же года первая боевая часть Красной Армии – отряд, сформированный в Иваново-Вознесенске, –получила новую форму и отправилась на Восточный фронт в распоряжение Михаила Фрунзе. Именно поэтому буденовку сначала называли «фрунзевка». Кстати, было у этой шапки и еще одно имя – «богатырка», из-за схожести ее формы с древнерусским шлемом.
Противники красноармейского происхождения буденовки указывали в своих исследованиях, что на момент свершения Октябрьской революции на интендантских складах уже лежала новая форма, разработанная, кстати, по эскизам Василия Васнецова, который впоследствии участвовал в майском конкурсе 1918 года. Царская форма состояла из длиннополых шинелей со стрелами-застежками и суконных шлемов, которые были стилизацией старорусских богатырских шлемов. Свидетельства об этой форме проскальзывали и в эмигрантских мемуарах. Однако все это можно поставить под сомнение. Тем более, что представленный в 1918 году Васнецовым эскиз новой формы, который повторял (и только!) обмундирование царской армии для парада, судя по всему, понравился и большевикам. Но лежавшая на складе форма была парадной, а не военной! Поэтому, скорее всего, Васнецов внес коррективы в прежний свой вариант.
Однако есть одно «но», которое приводит в легкое замешательство от «советского» происхождения буденовки. Страна после революции и Первой мировой войны была финансово разорена. И где же большевики смогли достать столько денег, чтобы обеспечить новую Армию формой? Но тут стоит вспомнить, что царская форма была сшита для парада, а значит, и ее было не так уж много комплектов. Иными словами, шить ее все-таки пришлось уже большевикам и не сразу. Поэтому в Гражданскую войну (1918-1922 гг.) вместо буденовки на головах многих красноармейцев были папахи и фуражки еще царской армии.

От синей до оранжевой

Звезда на буденовке изначально не была красной. Сначала ее выполнили в синем варианте, а потом ей присвоили в зависимости от рода войск свой цвет. Для пехоты нашивали малиновую звезду, для кавалерии оставили синюю, для артиллерии ее сделали оранжевой (а в 1922 году она стала черной). Инженерным войскам присвоили черную звезду, броневые силы (будущие бронетанковые войска) получили красную, а авиаторы – голубую и т.д. Поверх суконной звезды крепили еще и медную красную звездочку.
Чекисты буденовку получили только в июне 1922 года. Причем она была у них темного синего цвета, а звезда – из темного зеленого сукна. В 1923 году их буденовку «перекрасили» в черный цвет, а звезду – в малиновый. В 1924 году их шлем приобрел темный серый цвет, а звезда стала краповой.

От летнего шлема к зимнему варианту

Буденовка образца 1918 года предназначалась для холодного времени года. У нее был длинный назатыльник, который складывался вдвое и пристегивался по бокам на 2 пуговицы. При необходимости его разворачивали, чтобы закрыть уши и шею.
С апреля 1919 года по февраль 1922 года буденовка стала всесезонным убором. А 31 января 1922 года ввели полотняную буденовку без назатыльника и с двумя козырьками, которые располагались у шлема сзади и спереди. За это в народе головной убор прозвали «Здравствуй-прощай». Кроме того, он очень сильно напоминал германскую каску из-за острого наконечника. Это нередко приводило в замешательство белогвардейцев. Например, летом 1920-го года был случай в Северной Таврии (в Крыму), когда белый офицер, воевавший в свое время в Первой мировой войне, принял красноармейцев за немцев.
Поэтому напоминавший германскую каску шлем заменили фуражкой в мае 1924 года. Что касается буденовки, одобренной еще в 1918 году, она снова вернулась в Армию в феврале 1922 года, став зимним головным убором. При этом ее форма приобрела округлость, а навершие перестало быть таким острым и сильно выдающимся. В данном варианте буденовка просуществовала до 1927 года. Правда, с лета 1926 года до весны 1927 года эта буденовка была «лишена» звезды, потому что никак не удавалось ее пристрочить.
В войну с Финляндией шлем показал себя не лучшим образом. Поэтому его упразднили в июле 1940 года, заменив простой шапкой-ушанкой. Но поскольку ушанок требовалось огромное количество, буденовку пришлось носить вплоть до 1942 г. А в отдельных случаях буденовка выдавалась солдатам даже до марта 1943 года.

От «громоотвода» до символа

Буденовка имела множество имен, среди которых было и «громоотвод» или «умоотвод». Такое обидное название она получила из-за острого навершия. Существует по этому поводу даже легенда: красный командир, служивший на Дальнем Восток в 1936 году, любил спрашивать у своих подчиненных, что означает «шпиль» на буденовке. И тут же сам отвечал: «Это для того, когда запоют «Интернационал», чтобы на словах «Кипит наш разум возмущенный» через этот шпиль смог выходить пар…».
Однако обидное и насмешливое отношение к этому шлему сумели изменить художники, режиссеры и писатели. Правда, романтический образ буденовки появился только в 1950-х гг. И с того момента она активно, поскольку была узнаваема, изображалась на плакатах и открытках. Кстати, благодаря стараниям этих людей по сей день буденовка для иностранцев остается твердым символом России.

Автор Ђелль Саккет задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

А как называлась будённовка, пока на нее не нашили красную звезду? и получил лучший ответ

Ответ от Елена[гуру]

БУДЕНОВКА (БОГАТЫРКА, ФРУНЗЕВКА) - красноармейский суконный головной убор, сделанный по типу древнерусского богатырского шлема. В 1918 году в России была учреждена временная комиссия по выработке формы обмундирования для Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) , и Народный комиссариат по военным делам объявил конкурс на лучшие образцы новой военной формы. "Формы обмундирования, - говорилось в условиях конкурса, - вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества", художники В. Васнецов и Б. Кустодиев с начала первой мировой войны революции занимались разработкой униформы для русской армии. Идея заключалась в том, чтобы придать облику русского солдата черты древненерусского воина. С этой целью они изучали подлинные образцы древнерусского воинского снаряжения из Оружейной палаты и других музеев.
Ничего не было проще, как взять на вооружение уже разработанную и изготовленную униформу, тем более что ее запасы хранились на складах, и в конце 1918 года Реввоенсовет Республики утвердил новый тип военного головного убора - суконный шлем с шишаком, шинель с "разговорами" (нагрудными хлястиками) , рубаху и кожаные лапти (сапоги для красноармейцев были недоступны в разоренной стране) . Головной убор красноармейца был назван богатыркой. Первыми богатырку надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. Но уже в 1920 году, поступив на обмундирование Первой Конной армии, которой командовал С. М. Буденный, богатырка становится буденовкой. Называли этот шлем и фрунзевкой (1920), так как М. В. Фрунзе в то время командовал армией в Туркестане. Буденовки шили из сукна. Специальные отвороты делали их удобными и теплыми. Цвет звезды на шлеме (тоже суконной) отличал род войск. Буденовка сохранилась в Красной Армии до начала Великой Отечественной войны.
И ещё в википедии можно почитать.

Ответ от Unixaix CATIA [гуру]
самое интересное - когда нашили, она тоже так не называлась

16 января 1919 года в качестве головного убора красной армии была введена суконная шапка-богатырка, впоследствии названная "будёновкой".
В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако появление белых армий, солдаты которых носили форму того же покроя, вынудило командование РККА озаботиться введением новых элементов обмундирования, чтобы хоть издали хоть в темноте можно было легко отличить красноармейца от белогвардейца. Первоначально был введён нагрудный знак в виде красной звезды, расположенной поверх венка, одна ветка которого была дубовой. а другая - лавровой. В центре же этой звезды располагались скрещённые плуг и молот, а 29 июля 1918 года была введена металлическая звёздочка для головного убора с теми же плугом и молотом.

Уже 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие известные русские художники. 18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей, за что первоначально этот шлем и получил обиходное название «богатырка».
Существует легенда о том, что будущая будёновка была создана ещё до революции как элемент будущей парадной формы русской армии. Возможно, проект такого головного убора и существовал, но приказов о его производстве ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства до настоящего времени не найдено.
Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за № 116 от 16 января 1919 года. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади - спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.
Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом - эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние - 20 мм.

Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск.
Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии - синюю, в артиллерии - оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках - чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов - голубую, пограничники - традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.

Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 года была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» - по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился. Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см.
Несмотря на введение единого обмундирования, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев.
Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.

("Будёновка" в архитектуре)

Летний шлем был частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет и в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона и цвета сукна, который стал тёмно-серым.

В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок, на котором вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства - серп и молот. В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема с тёмно-серого обратно на защитный. С несущественными изменениями будёновка продолжала служить основным зимним головным убором РККА. В таком виде её и застала Зимняя война, в ходе которой неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем шапка-ушанка, в которую были обуты головы финских солдат.

Эту ушанку у нас в те времена так и называли финкой, а сами финны звали её просто turkislakki - меховая шапка. Именно ею и было решено заменить будёновку, но процесс замены затянулся, и многие части воевали в будёновках в первые два с половиной года войны. Лишь когда в РККА было ведено новое обмундирование с погонами будёновка окончательно исчезла из войск.

Через несколько месяцев мы будем отмечать столетие Октябрьской революции. Конечно, история не знает сослагательного наклонения. И все же.. По мнению ряда специалистов, поздней осенью 1917 года могло произойти другое и тоже очень важное событие: парад в Берлине армий стран Антанты по случаю победоносного завершения Первой мировой, или, как тогда говорили, Великой войны. К этому параду знаменитый художник Виктор Васнецов разработал специальную форму для солдат российской армии. Спустя непродолжительное время она с небольшими изменениями стала первой формой Красной Армии.

Победа была близка?

…В декабре 1916 года был убит один из самых загадочных персонажей российской истории Григорий Распутин . Уже в наше время получила распространение версия, что старец склонял императора Николая II заключить сепаратный мир с Германией и выйти из войны. А это не устраивало наших союзников по Антанте, что и привело к убийству. Однако не все исследователи согласны с такой точкой зрения.

Распутин, действительно, давал советы царю и царице, однако император обычно их игнорировал, - считает английский историк Дуглас Смит.

Перед началом войны Россия имела большие долги перед Англией и Францией , - сказал корреспонденту «Комсомолки» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Военно-исторический музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Юркевич . – И это исключало возможность сепаратного мира с Германией. Хотя немцы через нейтралов, действительно, передавали такие предложения российскому императору.

В самом начале 1917 года в Петрограде состоялась конференция, в которой участвовали делегации входящих в Антанту стран. Есть свидетельства того, что на ней было принято решение начать в апреле наступление на обоих фронтах. Планировалось, что осенью враг капитулирует.

К 1917 году союзники Германии – Турция и Автор-Венгрия – фактически уже вышли из войны, - утверждает Евгений Юркевич. – В самой Германии экономическое положение было очень тяжелым. Достаточно сказать, что качество продаваемого в немецких городах хлеба не сильно отличалось от того, что выпекался в блокадном Ленинграде .

Разработку формы, которая предназначалась главным образом для парадов, поручили выдающемуся живописцу Виктору Васнецову. Он стилизовал шинели и гимнастерки под стрелецкие кафтаны с цветными карманами, а богатырку – под стрелецкий шишак.

Фото: архив "КП". Шинель образа 1916 года

Однако надеть эту форму солдатам и офицерам российской армии было не суждено. Меньше, чем через месяц после Петроградской конференции грянула Февральская революция. (Как утверждает ряд историков, не без помощи тех же англичан и французов). В армии начались разброд и шатания, солдаты отказывались воевать. Ситуация на Восточном фронте изменилась для противника в лучшую сторону. В результате война затянулась и завершилась лишь в ноябре 1918 года, а Россия не вошла в число держав-победительниц.

Чтобы отличать «красных» от «белых»

После Октябрьской революции встал вопрос обмундирования вновь созданной Красной Армии. Была создана даже специальная комиссия, за основу формы красноармейца взяли «васнецовский вариант». Правда, с некоторыми изменениями. В первую очередь, отказались от погонов, как символа «проклятого царского режима».

В стране шла Гражданская война. И было очень важно, чтобы военные формы красноармейцев и белогвардейцев отличались друг от друга, - говорит Евгений Юркевич. – И это, пожалуй, главная причина того, почему выбрали «васнецовский вариант». Что касается изменений, то также убрали кокарду, а двуглавого орла на богатырке или буденовке заменили пятиконечной звездой.


Фото: архив "КП". Шинель образца 1922 года

Следует добавить, что от буденовки в Красной Армии отказались лишь в 1940 году, после Зимней войны. Но солдаты носили ее вплоть до завершения Великой Отечественной войны. От «васнецовской» шинели отказались в 1925 году. Вернули шинель образца 1882 года, которая просуществовала в нашей армии более ста лет.

Кстати

Пришедшие к власти в 1917 году большевики беззастенчиво пользовались творческим наследием царского режима, выдавая созданные в Российской империи стихи и песни за произведения советских авторов. Наиболее яркий пример – знаменитая песня «Вставай страна, огромная!». Автором слов значится поэт Василий Лебедев -Кумач. На самом деле, он лишь внес некоторые изменения в стихотворение, написанное в 1916 году учителем словесности из Рыбинска Александром Боде.