Как научиться не отвечать на агрессию. Основные стратегии преодоления грубости


Любому из нас приходится иногда сталкиваться с человеческой грубостью и выслушивать в свой адрес обидные слова и выражения. У кого-то напряженная обстановка царит дома, а кому-то сильно не повезло с работой, где преобладает скандальная атмосфера, готовая в любой момент взорваться потоком брани и оскорблений. Так как отвечать на грубость и хамство?

Зачем нужно отвечать на грубость, а не молчать?

Психологи установили, что каждая агрессивная выходка со стороны порождает в нормальном человеке аутоагрессию, со временем выливающуюся в депрессивное настроение, снижение работоспособности, заниженную самооценку и т.п. Такая реакция организма не несет с собой ничего хорошего, а, следовательно, нужно учиться эффективной защите от проявлений чужеродной агрессии и правильной реакции на нее.

Причины грубого поведения


Одной из наиболее частых причин грубых нападок на человека является его недостаточно развитая . Такие люди гораздо чаще становятся жертвами хамства, чем сильные и уверенные в себе индивидуумы. Хамы и грубияны отличаются довольно хорошо развитым чутьем и никогда не станут связываться с тем, кто сможет дать им достойный ответ.

Если же перед ними человек из другой категории, то почему бы не позабавить себя и не сказать ему что-нибудь грубое. Чаще всего в число обиженных попадают следующие типы людей:

  • высококультурные и воспитанные в старых традициях;
  • обладающие заниженной самооценкой;
  • старающиеся избегать конфликтных ситуаций;
  • с высоким чувством вины;
  • опасающиеся задеть и обидеть других людей.

В данной ситуации реакция на грубость может быть разной, но предварительно следует поработать над собственной , чтобы не быть постоянной жертвой плохо воспитанных граждан. Обретение внутренней силы навсегда избавит от сторонней агрессии, ведь сильный человек не может быть объектом для нападок.

Психология

Как часто вам приходилось сталкиваться с неадекватным поведением на улице, в транспорте, в любом другом общественном месте? А сколько раз в ответ на свою доброжелательную улыбку или слово вы слышали грубость и хамство? Думаю, так же часто, как и мы. Почему так происходит? Психически неустойчивых людей стало больше или просто мы стали так остро реагировать на агрессивные выпады? И можно ли защититься от «энергетических вампиров»?

Психологи говорят: «Мы сами создаем себе ту реальность, в которой живем». Что это значит? Если мы зло и агрессивно настроены, то постоянно будем замечать негатив вокруг себя. Если же наоборот, то агрессивные выпады окружающих будут проходить мимо нас. Но, согласитесь, неудачи на работе, проблемы в личной жизни и просто плохое настроение разжигают в нас внутреннее напряжение, и одно хамское слово в нашу сторону действует как порох – и вот, бомба накопленного негатива взрывается, и мы уже в эпицентре скандала.

Напустить розового тумана
Есть определенная категория людей, которые склонны к скандалам в общественных местах. «Это, скорее всего, махровые неврастеники, у которых смысл в жизни – поругаться, – объясняет эксперт рубрики, психолог-консультант Виктория Рябова. – Весь мир для таких людей плох, для них доказать настоящую «правду жизни» становится делом чести. Причем доказывать они ее будут в маршрутке, в магазине, в общем там, где большое скопление народа».
Виктория Борисовна предупреждает: с такими людьми нельзя вступать в полемику. Но что делать, если агрессивная фраза обращена именно к вам? Если просто проигнорировать, то поток негатива будет продолжаться, и справедливое ощущение обиды не заставит себя ждать. В таких случаях необходимо применять специальный прием – психологическое айкидо или, по-другому, прием розового тумана. Его суть заключается в том, что последнюю фразу, брошенную в ваш адрес, вы переадресуете оппоненту. Например, вы зашли в маршрутку, на проходе стоит склочная женщина, которая не намерена пропускать вас, и делает все, чтобы вы ее задели. Так и происходит, в итоге на вас сыплются горы обвинительных фраз: «Прутся тут всякие, спокойно доехать нельзя!» Какие ваши действия? Вы возвращаете ей последнюю фразу: «Да, спокойно доехать нельзя». Она снова выкрикивает: «Нельзя спокойно домой доехать! Что мне теперь, на такси ездить?» Вы спокойно отвечаете: «Да, наверное, придется ездить на такси».
– Криком и руганью здесь не поможешь, – уверяет психолог. – Склочные люди, устраивая скандалы, пытаются обратить на себя внимание окружающих, причем их цель – вызвать положительное отношение. Они хотят, чтобы их поддержали (да, у нас все маршрутки переполнены, и все стали грубыми, толкаются, хамят). То есть они, затевая скандал, ждут поддержки от окружения. Когда человек начинает использовать прием психологического айкидо, то есть возвращения последней фразы собеседника обратно, ссора сходит на нет, вызывая смех окружающих.
Если же вы будете в ответ кричать, оправдываться или возмущаться, скорее всего, весь автобус встанет на позицию оппонента, а не вас: возмущается, вроде как, по делу, и, что немаловажно, раньше зашла в маршрутку и проехала целую остановку – почти как родная стала для остальных пассажиров.

Главное – не смотреть в глаза
Когда вы сталкиваетесь с агрессивными людьми, которые пытаются вывести вас на ответную реакцию, нельзя смотреть в глаза, иначе вы зацепите агрессию другого человека, и у вас на подсознательном уровне возникнет желание ответить. То есть, если вам говорят «дурак» вы, не задумываясь, отвечаете – «сам дурак!» Но агрессия имеет геометрическую прогрессию: если вам говорят «дурак», вам в ответ хочется ответить «дурак» два раза. И так до бесконечности, выйти из этой ситуации будет проблематично. Что же делать?
– Если вы слышите грубую фразу, адресованную вам, отведите глаза от человека и лучше всего посмотрите на кончики его пальцев. Таким образом, вы закончите негативный энергетический круг, и злость оппонента, направленная на вас, опустится в ноги. Он сам захлебнется собственной злостью, а значит, энергетического движения не произойдет, – уточняет Виктория Борисовна.
Существует множество психологических приемов, применяемых при агрессивном поведении окружающих: представить себя под стеклянным куполом, за стеклянной стеной, непроницаемым энергетическим полем, в капсуле и так далее. Если же вам очень хочется ответить на агрессивный выпад, сделайте это, но в более мягкой форме. Например, на обзывательство «дура» ответьте «сама ты дурочка». Эта техника сглаживания конфликта сработает безотказно, потому что по законам психологии, оппонент должен будет ответить вам уже менее агрессивно, а, следовательно, конфликт будет исчерпан.

Вежливо отстранитесь
Есть другая категория людей, которая неадекватно ведет себя в общественном месте. Это психически неполноценные люди, чаще шизофреники, но не опасные для общества. Часто такие люди, заходя, например, в автобус, начинают что-то рассказывать, обращаясь к пассажирам. «Ни в коем случае нельзя смеяться, потому что если это действительно шизофреник, то неизвестно, какую это вызовет у него реакцию, – предупреждает Виктория Рябова. – Такие люди очень легко переходят из состояния спокойствия в агрессию, любой смех с издевательским словом может привести к тому, что человек кинется на вас с кулаками».
В полемику с неадекватным человеком вступать нельзя, воспринимайте его поведение, как радио. Если он пристает к вам, есть такое вежливо-отстраненное поведение: полностью игнорировать его не получится, но можно кивать ему с улыбкой головой и говорить «да, конечно», но не ввязываться в разговор. И главное – не смотрите ему в глаза, тогда, скорее всего, он будет искать другого собеседника.

Будьте выше!
Если вы столкнулись с хамским поведением, не принимайте это на свой счет, агрессор никогда не злится на вас лично, ему просто необходимо выплеснуть свои отрицательные эмоции. Не доставляйте ему удовольствие – не выступайте для него боксерской грушей, на которой он сможет выместить всю свою обиду на этот несправедливый мир. И помните, если вы внутренне не готовы к тому, что вас могут оскорбить, вы никогда не оскорбитесь на агрессивные выпадки. Вы выше этого!

Когда в ответ на спокойный вопрос или просьбу вам нагрубили, не стоит отвечать тем же. Просто скажите: «Я понимаю, как вы сегодня устали, вам, наверное, очень тяжело». Все, конфликт исчерпан, человек сразу изменит свой агрессивный настрой и успокоится.

Уважаемые читатели! Если вас интересуют темы или вопросы, ответы на которые вы бы хотели увидеть в нашей постоянной рубрике «Психология», мы будем рады услышать их по телефону 2 – 39 – 09 – 68 или 2 – 61 – 99 – 99, а также прочитать по адресу [email protected]. Мы переадресуем их экспертам нашей рубрики и предоставим вам развернутые ответы.

Вспышки гнева, ссоры с близкими и коллегам, хамство в метро …WomanJournal.ru учится правильно реагировать на агрессию, не подавляя и не провоцируя ее.

Агрессия

Агрессия – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ней постоянно: реагируя на нападки окружающих или удивляясь своим собственным вспышкам гнева. В какой-то момент человек осознает, что бороться необходимо не только и не столько с чужой агрессией, сколько со своей собственной – ведь она мешает общению с людьми, а вреда от нее больше, чем пользы или удовольствия.
Как научиться правильно реагировать на агрессию и защититься от ее разрушительного влияния? С этими вопросами мы обратились к психологу-консультанту Александре Грушевской.

Понять истоки внутренней агрессии

Агрессия

Чтобы справиться со своей внутренней агрессией , необходимо понять, о каком именно типе агрессивного поведения идет речь.

Так, в случае враждебной агрессии (когда главной целью агрессора является сам факт причинения вреда "жертве"), – нужно попытаться найти ее истоки. Ведь неспроста же нам нравится получать удовольствие от нападок на людей? Быть может, нам не дают покоя какие-то детские обиды? Порой, чтобы сделать первый шаг к изменениям, достаточно просто осознать эти моменты.

Если же мы используем агрессию как инструмент для достижения определенной цели… значит, нам стоит задуматься о другом способе достижения своих целей. Агрессия – это колоссальная энергия, она дает нам силы, и полностью отказаться от нее не так уж просто, да и вряд ли нужно. Просто стоит направлять эту энергию в более мирное русло – в спорт или творчество, тем самым трансформируя ее во благо.
Правила общения с агрессором…

Игнорирование агресси

Правила общения с агрессором

В первую очередь, необходимо понять, что за агрессия направлена на тебя : попала ли ты начальнику "под горячую руку" или тебя намеренно и целенаправленно "травят".

В борьбе с агрессией условно можно выделить две составляющие. Первая – это самозащита или, говоря психологическим языком, укрепление и защита своей психологической целостности. Вторая – непосредственно противодействие. Часто эти составляющие трудно отделить друг от друга, так как они плавно вытекают одна из другой.

Агрессия как провокация

Игнорирование агресси

Если ты сталкиваешься с агрессией в общественных местах , то самым здоровым и безопасным способом противостояния будет ее игнорирование. И дело вовсе не в том, чтобы "казаться выше" или "не опускаться" до уровня агрессора. Просто, как правило, "трамвайные хамы" проявляют свою агрессию только для того, чтобы хоть кому-нибудь испортить настроение. Так стоит ли поддаваться на их провокацию? Ведь ты же не будешь вступать с капризным ребенком в долгий философский спор о способах разрешения экзистенциального кризиса?

Укрепить защитную броню

Но на практике этот, казалась бы, самый простой способ для многих оказывается невыполнимым: как же так, меня поливают грязью, а я промолчу?? Поэтому, чтобы успешно перейти к данному этапу, нужно для начала укрепить свою "защитную броню". Вместо того, чтобы ответить хамством на хамство, потратив заодно несколько сотен нервных клеток, стоит подумать, что, к примеру, облившая тебя грязью продавщица, возможно, очень несчастный человек. Как только мы ощущаем к кому-то жалость…

Начальник показывает пальцем

Как только мы ощущаем к кому-нибудь жалость, мы ставим себя автоматически выше этого человека и уже смотрим на его агрессивные проявления совсем с другой стороны, не раздражаясь, а сочувствуя.

Отразить агрессию

Еще одним не менее эффективным способом борьбы является отражение агрессии. Представь, что человек, говорящий тебе гадости, кидает в тебя небольшой мячик с шипами, а ты его аккуратно ловишь, обламываешь шипы и кидаешь обратно. Сложно? Попробуем понять это на примере.Предположим, кто-то (например, огромная дама климактерического возраста) на улице говорит тебе: "Эй, осторожнее, куда лезешь? Совсем обнаглели уже!" - как раз в тот момент, когда ты осторожно протискивалась мимо нее.

Начальник показывает пальцем

Легче всего в этот момент ответить столь же изящно и доброжелательно, тем самым, зарождая весьма неприятную дискуссию на тему "кто кого больше обхамит". Если ты не энергетический вампир, то результатом будет головная боль и испорченное настроение. Так что лучше представить, как ей самой тяжело, как сильно она ненавидит себя в глубине души и именно поэтому срывается на окружающих. И просто сказать: "Я вас задела? Извините, сама терпеть не могу, когда до меня дотрагиваются". Как правило, этого достаточно, чтобы зарубить на корню зарождающееся желание агрессора устроить скандал на пустом месте.

Юмор

Еще одним способом противодействия может стать юмор. Умение высмеять противника – страшное оружие. Но этот способ не так прост, ведь не зря владение словом является одним из ценнейших умений. Но есть и более простой ход…

У агрессии, как водится, две стороны медали. Светлая (в плюс) – злость помогает нам занимать «своё место под солнцем». Не просить, а добиваться. Не клянчить милости, а претендовать. Претендуй! И непременно будет в твоей жизни и любовь, и радость, и образование, и счастье.

Отвечает консультант :

Ещё агрессия позволяет нам быть инициативными, активными, а это всё про жизненный тонус. Важная штука.

Минусовой полюс агрессии - это неконтролируемые выплески. Словесная агрессия – хамство, грубость, ехидство. Телесная агрессия – драки, рукоприкладство, крушение всех и вся. Идеологическая агрессия – разрушение ценностей в другом человеке через «промывание мозгов» и тотальный контроль.

Только у человека агрессия может быть неконтролируемой, в мире животных агрессия всегда ТОЛЬКО контролируемая. Как только одно животное в схватке принимает позу подчинения (наклон головы или хвоста), то победитель сразу прекращает нападение. Никогда звери не бьются до крови в своём отряде (виде). Вот пойди теперь, разберись, кого называть зверем.... Человеконогое зверьё или гуманистичного представителя фауны?

Важно уметь регулировать баланс в себе. Чтобы ты рулил сложной ситуацией, а не ситуация – тобой. Как-то ученик спросил Учителя: «Какой волк внутри меня победит – злой или добрый?». «Тот, которого ты больше вскармливаешь...» – ответил Гуру.

Подумайте, чем вы чаще питаете свой внутренний мир? Мщением и категоричностью или осознанностью, что именно сейчас я хочу в результате? Война – это не единственный ответ. Есть ещё компромисс, просто пауза в принятии решения. Варианты есть, если вы захотите.

Где брать баланс?

Во-первых, развивать самооценку. Именно развивать, ваять, укреплять. Замечать то, что УЖЕ получается, наращивать мастерство. И не шибко важно, в какой сфере ты – Мастер. Может быть. пошутить умеешь вовремя, может быть руки правильные, т. е. «золотые», может быть, книжки любишь читать, а может быть и просто ты – хороший друг.

Есть, конечно же, и специальные упражнения (но придётся уделить этому время! Теория не поможет. Например, быть в состоянии «охотника». Это, значит, в разговоре напряжённом смотреть на человека особым образом: отслеживать, как меняется его лицо (краснеет-бледнеет), и тело (замирает – мельтешит). Тогда его нападение не вводит в ступор ваш организм, не заводит с «пол-оборота» вашу нервную систему и вы можете быть адекватным, а, значит, устойчивым, а, значит, «над ситуацией» будете именно вы.

В-третьих, есть спецпсихологические тренинги про уверенность (смотри интернет или ищи в городе), про агрессивное поведение.

В-четвёртых, при разрушительной агрессии, направленной на вас, надо уметь делать категорически правильный и единственно верный выбор – «делать ноги». Не надо доказывать лому или асфальтоукладчику, что вы – смельчак... А какие варианты у вас? Пишите.

В последнее время агрессивное поведение можно назвать едва ли не самой распространенной животрепещущей темой современного общества, так как сталкиваться с хамством, раздражением и насилием приходится довольно часто, да и проявление этих эмоций стало уже больше правилом, чем исключением. Мы все больше привыкаем к такому поведению и все чаще сами проявляем агрессию. Почему это происходит? Повседневное наше самочувствие соткано из многочисленных контактов с родными, друзьями, учителями - со всеми знакомыми и незнакомыми людьми, с которыми нас сталкивает жизнь. Находиться среди людей, взаимодействовать с ними необходимо, однако каждый из нас знает, что есть люди, с которыми этого очень трудно достичь и нам приходится испытывать неприятные негативные чувства. Конечно можно говорить, что современный темп жизни "подогревает" скопившиеся негативные эмоции и дает им выход, тем самым оправдывая себя, однако это не помогает нам научиться справляться с агрессией. И проблема заключается не в том, как их подавить, а как научиться выражать в таких формах, которые не нанесли бы вреда ни нам, ни окружающим.

Что представляет собой агрессия?

Агрессия - это реакция человека на враждебные действия другого человека "для защиты занимаемой территории", либо способ избавления от собственного чувства неуверенности. Эта реакция может быть как явной - ударить человека, так и косвенной - вспылить, накричать.

Все же мы чаще сталкиваемся с агрессией, которая выражается в словесном негативе, а с таким проявлением встретиться можно где угодно: в общественном транспорте, на работе. Такие встречи в любом случае оставляют неприятный осадок в душе, но как себя вести в такой ситуации, чтобы выйти с достоинством?

Нетерпимость к окружающим люди проявляют по многим причинам, в общем, их можно разделить на два типа:

"Хам случайный". В этом состояние человек способен выплеснуть негативные эмоции на первого встречного. Причиной может служить что угодно: вы нечаянно наступили ему на ногу или толкнули. В ваш адрес незамедлительно полетят ругательства и обвинения. Человек в таком состояние говорит быстрее, чем думает, поэтому он не отдаёт себе отчёта в происходящем.

"Хам провокатор". Есть люди, которые получают удовлетворение от унижения другого человека. Они ищут людей, которые не могут им ответить тем же. Например, застенчивая студентка более подходящая жертва для хама, чем высокий, широкоплечий молодой человек. Хам может специально провоцировать вас на конфликт, чтобы при первом вашем ответном действии, направить на вас весь свой поток гнева и злости.

  1. Не отвечайте вашему оппоненту оскорблением. Мало того, что вы опуститесь до его уровня, ещё неизвестно, кто победит в этой словесной перебранке, так как у вашего обидчика может оказаться солидный опыт в этом плане. Постарайтесь как можно спокойнее посмотреть на него и мысленно посочувствовать, возможно, это самый несчастный человек на свете. От мудрого осознания станет легче, вы сами удивитесь своей реакции.
  2. Можно, конечно, и не обращать внимания на оскорбления, но это не всегда помогает. Хам который поливает грязью своего оппонента и не получает ответа, может почувствовать свою безнаказанность и тогда его сложнее будет остановить. Уйти с достоинством от такого грубияна не всегда возможно. Это можно сделать, если вы с ним больше не увидитесь. А если это ваш коллега по работе? Главное - не терять контроля над ситуацией. Не отвечайте сразу, выждите небольшую паузу. Этого времени вам хватит обдумать ответ и объективно оценить случившееся. Лучше разговаривайте с хамом вежливым тоном. Его обвинения в свой адрес принимайте как ценные советы. Хаму быстро надоест то, что на вас его методы никак не действуют. Да, и вежливость, с которой вы выйдете из этой ситуации, оставит у окружающих только приятные впечатления.

Если же вы сами замечаете, что легко раздражаетесь и грубите окружающим, помните следующее - наилучший способ борьбы с "болезнью" - ее профилактика.

  • Для того, чтобы эффективно освобождаться от негативных эмоций и возобновлять душевный покой, научитесь простому методу - "правильно дышать и обращать внимание на дыхание" в течении 30 секунд. Просто осознавайте, что вы дышите через нос, а выдыхаете через рот. Обычно через полминуты вы уже забудете, что вас так разволновало.
  • Если вы на кого-то злитесь, попробуйте мысленно поставить себя на место другого человека. Спросите себя, а в чем он прав, почему ведет себя так, а не иначе?
  • Постарайтесь не обращать внимания на мелкие раздражители, живите так, как будто сегодня последний день вашей жизни.
  • Вместо того, чтобы винить других в неприятностях, попробуйте их простить, ведь у каждого есть свои недостатки.
  • Обрывайте агрессивный ход мыслей неприятным для себя действием, например, несильно прикусите губу. Со временем выработается условный рефлекс, позволяющий контролировать агрессию.
  • Каждый раз, когда у вас появляются агрессивные, циничные мысли, найдите 3 довода, почему это неразумно.
  • Расскажите человеку, которому вы доверяете, о своих агрессивных мыслях. Разделив свое беспокойство с кем-нибудь, вам легче будет с ним справляться...
  • Старайтесь во всех делах проявлять настойчивость, а не агрессивность.
  • Научитесь расслабляться и сбрасывать нервное напряжение, это может быть аутотренинг, спорт, медитация, общение с друзьями и т. д.
  • Старайтесь научиться доверять людям. Для начала, выберите простую ситуацию, где полное разочарование в человеке не принесет вам больших неприятностей.
  • По возможности, старайтесь больше слушать других и понимать, чего же они хотят добиться.
  • Но самое главное - помните, что ваше эмоциональное состояние зависит все же от вас , расстроиться, рассердиться, обидеться всегда очень просто, а вот научиться спокойно контролировать свои эмоции и выходить из ситуаций с достоинством - это сложная работа, которая требует усилий и определенных навыков.