Как научиться говорить уверенно и убедительно в любой ситуации. Увеличиваем словарный запас

Начну сразу с хорошей новости! С умением говорить убедительно не рождаются, ему можно научиться. В этом материале вы найдете несколько полезных рекомендаций как это сделать. А в завершении три практических шага к этому фееричному умению - говорить убедительно!

Искусство общения и культура речи в умелых руках становятся мощным оружием, которое помогает без труда достигать поставленных задач: повышение продаж, карьерный рост, развитие бизнеса и другие.

«Заговори, чтоб я тебя увидел» - так говорил Сократ. Искусство общения и культура речи в умелых руках становятся мощным оружием, которое помогает без труда достигать поставленных задач.

Исход любых переговоров зависит от умения грамотно и четко излагать свои мысли, убеждать собеседника, преподносить информацию, отстаивать определенную точку зрения, принимая во внимание и точку зрения собеседника.

В любом случае существуют общие правила, чтобы говорить убедительно. Всегда нужно предварительно настроиться на беседу и сразу постараться занять в ней лидирующую позицию. Определяющим фактором является нужная интонация. Например, успех телефонных переговоров на 75% зависит именно от нее.

Взятая правильная первая нота в беседе - это уже половина успеха. Далее требуется только четкость, ясность и конкретность в высказываниях. И конечно, не стоит затягивать деловую беседу до бесконечности, ограничьте ее строгими временными рамками.

Вот первые шаги, которые вам необходимо сделать к освоению искуства убеждения:

Шаг первый

Научитесь в любой ситуации говорить уверенно. Даже если вас что-то смутило, ваша заминка сразу будет видна собеседнику и он потеряет доверие к вам. А как можно поверить человеку, который сам не уверен в том, что говорит. Именно поэтому ваш первый шаг связан с тем, чтобы научиться говорить уверенно, а потом уже все остальное. Как вы можете научиться говорить уверенно. Есть два простых способа. Во-первых, просто больше общайтесь. А во-вторых, ваш верный помощник — это зеркало. Именно так практикуются артисты. Ну а если вы хотите освоить этот шаг быстрее, к вашим услугам множество коммуникационных тренингов, таких как «Главные фишки переговорщика».

Шаг второй

Осваивайте умение аргументировать и ясно выражать свои мысли. На эту тему сейчас много литературы. Ее чтение принесет вам двойную пользу, поскольку будет еще и пополнятся ваш словарный запас. Много материалов на тему аргументации и ведения переговоров вы найдете и на этом сайте.


Шаг третий

Если вы хотите стать по настоящему убедительным вам нужно анализировать свои переговоры. Это требует времени и чаще всего нам лень это делать. Между тем такая методика является самой эффективной. Достаточно в день посвящать анализу 15-20 минут. В конце дня нужно взять листок бумаги (либо можете записывать в один файл в компьютере) и проанализировать двое своих переговоров по следующему алгоритму:

    какого результата я добился, а какого хотел?

    какие ошибки я совершил?

    Что я могу изменить, чтобы следующий раз достичь лучшего результата?

Таким образом каждый день вы будете совершенствовать свое умение говорить убедительно.

Осваивайте искусство переговоров и добивайтесь своих целей!

Получите в подарок курс из 52 самых крутых фишек в переговорах и продажах, просто заполнив заявку ниже!


– важнейшее направление самосовершенствования для многих людей. Оно необходимо для профессионального саморазвития , для быстрого и бесконфликтного достижения своих целей в общении с близкими и друзьями. Просто-таки определяющими являются эти навыки для тех, кто работает с клиентами, в сфере обслуживания или продаж. От того, насколько такой специалист владеет хотя бы основами убеждения, зависит уровень удовлетворенности клиентов и объемы продаж товаров или услуг, а, как следствие, его собственный карьерный рост и доходы компании.

Как научиться убедительно говорить?

Тема, которую мы затронули имеет множество аспектов, но едва ли не самый главный из них – это убедительная речь , грамотно построенная с точки зрения грамматики и смыслового наполнения. Проще говоря, в основе убеждения лежит умение правильно конструировать свои реплики и использовать для этого правильные слова. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Как убедительно говорить?

Для того чтобы каждый из вас смог сделать свою речь убедительной , мы подготовили ряд полезных рекомендаций о том, как лучше формулировать свои мысли так, чтобы достичь своих целей в разговоре и оставить благоприятное впечатление на собеседника. Все это – основы убеждения, которые будут полезны абсолютно каждому, вне зависимости от сферы деятельности и возраста. Для того чтобы лучше разобраться в этой теме, мы разделили вопрос того, как убедительно говорить, на несколько блоков.

Говорим в позитивном ключе

Базовые основы убеждения – использование позитивных формулировок . Это настраивает на благоприятный исход и позволяет избежать ненужных негативных ассоциаций. Позитивное мышление и позитивная, убедительная речь – мощные инструменты влияния на собеседника. В этом контексте можно предложить следующие рекомендации:

  • Очень важно избегать негативных формулировок, заменяя их нейтральными или позитивными. Простейшие примеры: «Этого легко достичь » вместо «Этого не так уж тяжело достичь »; «Нам удастся стабилизировать свое финансовое состояние » вместо «Нам удастся избежать банкротства ».
  • Таким же образом убедительная речь должна содержать как можно меньше частиц «не». Ведь всегда можно сказать «помните о… » вместо «не забудьте о… », «поймите меня правильно » вместо «не поймите меня не правильно » и т.д. Стоит уделить хотя бы пару минут анализу своей повседневной речи, и вы увидите, как много лишних «не» кроется там, где можно легко без них обойтись.
  • В том случае, если отрицание обязательно, лучше использовать конструктивное, мотивирующее отрицание, которое оставляет пространство для дальнейшего диалога и смягчает негативное впечатление. Примеры мотивирующих отрицаний: «По этому вопросу я не совсем с Вами согласен », «Те факты, которые Вы привели, не вполне соответствуют реальному положению вещей ».
  • Всегда лучше говорить «уже» вместо «еще»: «Мы уже сделали часть работы и продолжаем » вместо «Мы сделали еще только часть работы, но продолжаем ». Важно заметить, что слово «еще» преуменьшает объем чего-либо.
  • Для того чтобы сделать свою речь убедительной и располагающей собеседника, очень важно научиться правильно отказывать. Плохая идея – использовать жесткие формы отказа «нет», «это исключено», «ни в коем случае!», способные оставить крайне негативное впечатление и могут спровоцировать ссоры и конфликты . Кроме того, они выглядят как законченные и завершенные, чего бы не всегда хотелось. Лучше заменять их более корректными формами «В текущей ситуации я не могу Вам помочь », «К сожалению, этого недостаточно для решения данного вопроса », «В таком виде я не могу это согласовать » и т.д.

Как убедительно говорить? Избегаем лишних слов и оборотов

  • Крайне не рекомендуется использовать оборот «честно говоря», если вы хотите научиться убедительно говорить. Применяя это словосочетание, вы стремитесь достичь доверительной атмосферы в разговоре, но достигаете обратного эффекта: выходит, что раньше вы говорили не честно, а теперь вдруг разоткровенничались.
  • В числе лишних слов, не несущих никакой смысловой нагрузки - «в принципе», «вообще-то», «собственно» и другие. Так, например, говоря «вообще-то мы можем с этим согласиться », вы даете понять, что есть какие-то ограничения. Если они действительно есть – лучше сказать об этом прямо.
  • Если вы хотите, чтоб ваша речь была убедительной во время предложения какой-то идеи или собственных услуг, не стоит малодушничать, используя слово «просто» и «только» (например, «Мне просто пришло в голову, что… », «Это только наброски »). Лучше выражаться определенно: «Я хочу предложить… », «У меня возникла идея… », «Это мой предварительный проект ».
  • При деловом разговоре разумно не использовать обороты «и все же» или «но все же» (например, «…и все же я не могу Вам дать разрешение », «Я понимаю, что Вам трудно дать моментальный ответ, но все же давайте решим… »). Такая формулировка указывает на то, что аргументы собеседника никак на вас не влияют, и ваша позиция остается бескомпромиссной.

Основы убеждения: формулируем правильно

Любая мысль может быть высказано сотней разных способов. Смысл будет примерно один и тот же, но впечатление на собеседника будет разным, а различные оттенки значений могут быть восприняты по-разному. Именно поэтому к основам убеждения стоит отнести умение правильно формулировать и строить фразы . В этом контексте стоит посоветовать:

  • Старайтесь не использовать без крайней необходимости «вы должны… », «вы обязаны… », «вам следует… » и т.д. Даже в том случае, если человек действительно должен и обязан, такие формулировки вызывают отторжение и автоматическую негативную реакцию. На них так и хочется ответить «Я никому ничего не должен! » Убедительная речь должна быть менее категоричной и назидательной: например, «Было бы хорошо, если бы Вы… », «Если Вы…, это поможет нам решить данную проблему », «Я рекомендую Вам… », «Я советую Вам… » и т.д.
  • Всегда стоит аккуратно использовать местоимение «но», так как оно перечеркивает смысл сказанного в первой части предложения. Например, в реплике «Хорошо, что ты выполнил задание, но этого недостаточно » слово «но» уменьшает значимость того, что собеседник вообще что-то сделал. Лучше выразиться так: «Хорошо, что ты выполнил задание, и если ты еще сможешь презентовать подготовленный проект, то… »
  • Время и место лучше назначать конкретно. Формулировки «Давайте встретимся где-то в районе входа в метро », «Я позвоню ближе к выходным » или «Я наберу Вас где-то в 5 » звучат не слишком профессионально. Более благоприятное впечатление производят конкретные обещания: «Я позвоню Вам в пятницу », «Давайте встретимся у входа в метро в 17:00 » и т.д.
  • Основы убеждения клиентов базируются на умении задавать правильные вопросы. Самая грубая ошибка – это задать вопрос, подразумевающий однозначный ответ «да» или «нет». Например, «- Вам это интересно? – Нет ». На этом общение обычно заканчивается. Больше информации от собеседника можно получить с помощью открытых вопросов: «Как Вам нравится такая идея? », «Насколько такое предложение Вам подходит? » и т.д. Даже в том случае, если клиент не настроен на сотрудничество, с помощью открытых вопросов можно оставить пути для будущих контактов: «Когда я смогу связаться с Вами по этому вопросу? », «Какие условия были бы для Вас приемлемыми в будущем? » Научиться задавать правильные вопросы - важнейшая направление, касающееся того, как убедительно говорить.
  • Нет ничего конструктивного в формулировках «надо бы… », «нужно бы… », «следовало бы… » (например, «Вам нужно бы подключить эту услугу » или «Вам надо бы продлить этот договор »). Ведь даже если собеседник согласиться, ничего конкретно не решено. В этом случае лучше использовать конкретные установки «Для использования услуги Вам следует ее подключить в срок до … », «Вам следует продлить этот договор для того, чтобы… » и т.д.
  • В разумных дозах убедительную речь можно дополнять оборотами «Я буду Вам благодарен (признателен), если… » и «Я прошу Вас ». Такие фразы способны изменить позицию собеседника даже в том случае, если он имеет веские аргументы, чтобы отказать.
  • Не стоит использовать категоричные определения «никогда», «всегда», «любой», «каждый», «все» и им подобные. Во-первых, так ваш собеседник легко сможет уличить в излишнем обобщении (ведь в любом правиле есть исключения), а во-вторых, негативные обобщения (например, «Мне никогда это не удается ») ограничивают возможности для будущих успехов. Для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит более конкретным и определенным в своих высказываниях.
  • Одна из важнейших основ убеждения – желание показать собеседнику персонализированное желание помочь. Для этого стоит отказаться от формулировок «я должен », «в мои обязанности входит », «я обязан » (например, «Теперь я должен внести Ваши данные в... », «Я напишу Вам ответ по электронной почте. Это входит в мои обязанности »). Такие обороты однозначно указывают, что ваши услуги обусловлены только должностными компетенциями. Собеседника можно расположить к себе позитивными и более личными фразами «Я бы хотел… », «Я сделаю… », «Я сделаю все возможное, чтобы… ».
  • Во многих случаях разумно говорить «мы» и «Вы» вместо «я». Это подчеркивает факт сотрудничества между собеседниками и повышает ощущение важности клиента или партнера. Типичные примеры: «Мы с вами обязательно разрешим эту ситуацию », «Теперь Вам понятно истинное положение вещей ».

Разговаривать и говорить красиво - «две большие разницы». Молодые родители с нетерпением ждут, когда же их ребенок скажет первое слово, когда заговорит, и гордятся, если он сделает это раньше других деток в детском саду или во дворе. «Он (она) уже разговаривает!», - говорят они и на этом успокаиваются.

Словарный запас малыша в основном формируется из слов, которые он слышит от родителей, на улице, по телевизору. И не все понимают, как важно с раннего детства начинать читать ребенку детские книжки, а потом просить пересказать прочитанное своими словами. Главное - он научился разговаривать, а остальное приложится. В школе научат.

А вот в школе мы вдруг замечаем, что все говорят по-разному, в том числе и учителя. Чей-то монотонный голос навевает сон, кто-то вызывает раздражение из-за бесконечных «э-э-э» и «ну-у-у-у», а кто-то говорит так, что мы слушаем его как завороженные.

Казалось бы, какая разница, кто как говорит. Вот Эллочка-людоедка из романа Ильфа и Петрова «12» стульев вполне обходилась 30-ю словами, чтобы выразить любую свою мысль. Правда, и мыслей тех было немного. Для сравнения: «Словарь языка Пушкина» содержит 20 тысяч слов.

Бывает и так, что мы встречаем человека начитанного и много повидавшего, ждем от него ярких рассказов о своих впечатлениях, - и быстро теряем к нему интерес, потому что передать свои чувства словами он не умеет: его речь невнятна, неэмоциональна и неубедительна.

Людей, страдающих косноязычием, не так уж мало. Ведь косноязычными называют не только тех, кто говорит неразборчиво, словно у него каша во рту, но и тех, кто не умеет грамотно построить предложение, «двух слов связать не может».

Косноязычию противостоит красноречие - способность говорить красиво и убедительно. Немногим такой талант достался от природы, но ораторскому искусству можно научиться. Люди, которые говорят так, что заслушаешься, не только приятные собеседники, они еще и ценные сотрудники там, где нужно уметь убедить, уговорить, привлечь на свою сторону, побудить к необходимым действиям.

Первые школы ораторского искусства появились в Древней Греции, которая считается родиной красноречия - науке об искусстве «убеждать, увлекать и услаждать». Еще в те далекие времена, не владея словом, невозможно было добиться авторитета и сделать политическую карьеру.

А слава о великих древнегреческих ораторах Сократе, Платоне, Аристотеле и древнеримских Цицероне и Квинтилиане дошла до наших времен. Горгий, древнегреческий учитель красноречия, говорил, что слово - это великий властелин: «оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Английский писатель Олдокс Хаксли заметил, что с помощью магии слов и бархатного голоса можно «убедить слушателей даже в правоте дела, вовсе не являющегося правым». Ну так кто же не хотел бы уметь говорить красиво?

Как научиться говорить красиво и убедительно?

1. Записаться на тренинг, выбрать приемлемое для себя видео на YouTube, почитать книги по теме развития речи

Сейчас существует множество всевозможных тренингов, на которых нам с помощью специальных методик предлагают избавиться от качеств, мешающих жить, и взамен приобрести новые, благодаря которым мы станем «другими людьми». Среди них немало тренингов вроде «Харизматичный оратор», «Искусство грамотной и красивой речи», «Речевик» и др. Занятия проводят специалисты, в том числе психологи и актеры.

Однако платные тренинги могут позволить себе не все. Тогда выходом может быть просмотр тематических видео на YouTube. Например, серия видеоуроков об ораторском мастерстве Дмитрия Малиночки. Или же видео «Актерское мастерство от Николая Обабкова».

На тему «Как говорить красиво» есть и довольно любопытные книги. Стоит обратить внимание на книгу Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» (2013), Питера Грубера «Расскажи, чтобы победить» (2012), Мортимера Адлера «Искусство говорить и слушать» (2013).

2. Увеличиваем словарный запас

Словарный запас у каждого человека бывает активный и пассивный. В активный входят слова, которыми мы постоянно пользуемся. В пассивный - слова, которые мы знаем, но не используем.

В пассивном словарном запасе слов в несколько раз больше, чем в активном. Однако чем больше слов будет в нашем активном запасе, тем богаче и интереснее станет наша речь. Но мы не хотим долго раздумывать, и, образно говоря, берем то, что находится под рукой.

«Перевести» или «перекинуть» слова из пассивного запаса в активный можно с помощью упражнения: берем какой-нибудь текст и в ходе чтения заменяем одни слова (глаголы, существительные, прилагательные) другими, подходящими по смыслу, - синонимами. В первые дни нам придется прибегнуть к помощи словарей.

Неплохо начать вести дневник, в котором подробно описывать произошедшие за день события. Во-первых, постепенно мы научимся правильно строить предложения. Во-вторых, желая, чтобы наши описания были интересными, мы вспомним о метафорах, эпитетах, сравнениях, гиперболах и прочих лексических средствах выразительности.

3. Больше читаем

Читая, мы пополняем свой словарный запас, учимся строить предложения и выделять главную мысль. Кроме того, получаем новую информацию, а значит, и нам, и с нами будет о чем поговорить.

С помощью упражнений разминаем язык, губы и лицевые мышцы:


  1. высовываем язык как можно дальше вперед, затем назад. Это упражнение советуют делать в течение 5 минут;

  2. касаемся языком попеременно то правой, то левой щеки (5 мин.);

  3. с закрытым ртом вращаем языком по часовой и против часовой стрелки (20-30 раз);

  4. то же самое, только высунув язык;

  5. вытягиваем губы вперед, затем как можно шире улыбаемся (5 мин.);

  6. вытягиваем губы трубочкой и двигаем их влево-вправо и вверх-вниз;

  7. надуваем щеки и перекатываем этот пузырь по кругу;

  8. корчим гримасы, развивая лицевые мышцы;

  9. произносим вслух скороговорки вроде «Опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши».

6. Преодолеваем страх, неуверенность в себе и стараемся больше общаться, выступать, дискутировать

Кто-то верно заметил, что теорию без практики можно сравнить с сумкой, набитой учебниками по плаванию, за спиной тонущего.

В процессе освоения теории посещаем места, где бывают интересные умные люди (театры, лекции, книжные магазины, тематические кафе), слушаем их, вступаем с ними в беседу, вместе обсуждаем какие-то вопросы. Поступаем в соответствии с пожеланием: «Если хочешь научиться говорить, - говори!».


Всем нам хочется говорить убедительно и красиво.

Разница лишь в том, что одни люди для этого что-то делают, а другие — нет. Даже мечтать ленятся. Как бы то ни было – согласитесь: любая наша речь требует объективной оценки — будь это хоть диалог тет-а-тет, или выступление перед огромным залом. Если мы не будем анализировать качество своего выступления, мы останемся на месте. Отнимем сами у себя возможность осмысленно расти и развиваться. Зато разовьем способность игнорировать и оправдывать собственные ошибки. Но как-то не хочется, да?

Итак, что же делать?

Конечно, любой из вас мне скажет, что сложнее всего оценивать самого себя. Факты – упрямая вещь: «изнутри» нам всегда все кажется иначе, чем со стороны. Так как быть? Есть два пути. Впрочем, друг другу не противоречащие.

Путь первый назовем «самоанализ». Перед любым важным разговором вам нужно запастись листком бумаги с восемью написанными пунктами. Пишем:

  1. Удалось ли мне привлечь и удержать внимание собеседника/аудитории?
  2. Был ли соблюден регламент?
  3. Всё ли задуманное было сказано?
  4. Была ли донесена главная мысль?
  5. Не было ли ненужного отклонения от темы?
  6. Восприняли ли меня так, как было мной задумано?
  7. Не было ли с моей стороны этических нарушений?
  8. Достигнута ли поставленная мною цель?

После диалога потратьте буквально полминуты, чтобы оценить себя по десятибалльной шкале. Рядом с каждым пунктом поставьте ту оценку, которую заслужили. Будьте с собой честными. Если приходится себя перед собой же оправдывать и объяснять, почему так, а не эдак, — значит, лукавите.

Так, смотрим, что получилось. В чем-то вы оказались сильнее, а что-то явно недоработали. В следующий раз направляем больше усилий при подготовке на слабые места. Но и не забываем об остальном! Успех окрыляет, но и ослепляет.

Путь второй же больше применим для оценивания других ораторов. Но кто мешает записать себя на диктофон еще на этапе репетиции? Конечно, голос искажен. Но и здесь есть выход: либо делать на это скидку, либо пользоваться хорошей техникой, которая передает всё точно. За четыре тысячи уже вполне можно купить достойный прибор.

Хорошо, мы наговорили на диктофон, теперь слушаем запись и смотрим фото к посту. Здесь семь основных пунктов. Можно отвечать да/нет, можно давать оценку по десятибалльной шкале.

  1. Хорошим ли было начало и конец выступления.

Очень часто на своих тренингах я слышу от клиентов: «Так ведь важно именно начать и кончить, в середине может быть что угодно? Нам так рассказывали!» Очень зря, что это было принято на веру. Хорошее начало и конец не означают, что остальной текст можно делать тяп-ляп. Все должно быть продумано, логически перетекать из одного в другое. Начало стоит рассматривать как элемент имиджевый и организующий. Как начали – такой вы и есть. Окончание – тоже вещь имиджевая, к тому же с его помощью закрепляется сказанное, формируется послевкусие от вас и диалога в целом.

Как мы видим, эта система оценок вполне себе понятна, проста и достаточно универсальна. Вместе с тем, применяя ее к себе, вы сможете сами корректировать и улучшать свои ораторские качества. А анализируя выступления других, — расширить кругозор и отточить саму технику детального разбора.

Тренируйтесь, развивайтесь, обращайтесь.

Старайтесь говорить "и" вместо "но"

Например: "Это вы хорошо сделали, и если вы...", вместо: "Да, это хорошо, но Вы должны...". Потому что "но" перечеркивает все, что было сказано перед ним.

В разговоре используйте "и" вместо "и все же"

Например: "Я понимаю, что вы не можете дать ответ так быстро, и поэтому давайте...", вместо: "Я понимаю, что Вы не можете ответить прямо сейчас, но все же было бы лучше...". Потому что "и все же" говорит собеседнику, что тебе глубоко безразличны его пожелания, ожидания, сомнения или вопросы.

Говорите слово "для" вместо слова "против"

Например: "Для того, чтобы что-то изменилось, я запишусь в спортивную секцию", вместо "Что бы мне еще придумать против скуки?"

Избегайте говорить грубое "нет"

Слово "нет", произнесенное с соответствующей интонацией, может произвести очень негативное впечатление на собеседника.

Вычеркните выражение "честно говоря" из своего лексикона, потому что оно звучит так, будто честность для тебя - исключение.

Вместо "нет" можно говорить "не так", "не сейчас"

Например: "В таком виде мне это не нравится", "В данный момент у меня нет на это времени", вместо "Нет, мне это не нравится" "Нет, у меня нет времени". Потому что "нет" отталкивает. "Нет" - это нечто законченное и окончательно решенное.

Используйте слово "уже" вместо слова "еще"

Например: "Вы уже сделали половину", вместо "Вы сделали еще только половину?". Потому что слово "уже" превращает мало в много.

Забудьте слова "только" и "просто" или замените их другими

Например: "Это мое мнение", "Такова моя идея", вместо: "Я только говорю свое мнение", "Это просто такая идея".

Не используйте слово "неправильно"

Лучше задайте уточняющий вопрос и покажи собеседнику, что ты тоже стараешься решить проблему.

Например: "Это получилось не так, как нужно. Давай подумаем, как исправить ошибку или избежать ее в будущем", вместо "Неправильно! Это только твоя вина".

Говорите "в" и "во столько-то" вместо "где-то" и "в районе". Точно назначайте срок и время.

Например "Я позвоню в пятницу", "Я позвоню вам завтра в 11 часов", вместо "Я позвоню в конце недели", "Я позвоню завтра в районе 11".

Задавайте открытые вопросы.

Не довольствуйтесь односложными ответами "да" или "нет".

Например: "Как вам это понравилось?", "Когда мне можно будет вам перезвонить?", вместо "Вам это понравилось?", "Можно будет вам перезвонить". Потому что вопросы с "как", "что" или "кто" добывают ценную информацию.

В своей речи используйте "С этого момента я...", вместо "Если бы я..."

Например: "С этого момента я буду внимательней прислушиваться к советам", вместо "Если бы я послушалась его совета, тогда бы этого не случилось". Потому что "Если бы я..." сожалеет о том, что прошло, и редко помогает продвинуться дальше. Лучше смотрите в будущее. Формулировка "С этого момента я..." - хорошая основа для такой позиции.

Не нужно усиливать свою речь с помощью "надо бы" и "нужно бы"

Лучше: "Важно сделать эту работу в первую очередь", вместо "Надо об этом подумать", "Нужно бы сначала закончить эту работу". "Надо бы" и "нужно бы" не утверждают ничего конкретного. Например: "Тебе следует это доделать", "Вам следует отдавать приоритет этой работе".

Лучше скажите "Я сделаю" или "Я бы хотела" вместо "я должна"

Например: "Я бы хотела сперва немного подумать", "Я сперва соберу нужную информацию", вместо "Я должна сначала немного подумать", "Я должна собрать информацию". "Я должна" связано с принуждением, давлением или внешним определением. Все, что ты делаешь с такой установкой, ты делаешь не добровольно. "Я сделаю" или "Я бы хотела" звучит для других намного позитивнее, более дружественно и мотивированно.

Вычеркните слова "вообще-то" и "собственно" из своего словаря

Например: "Это правильно", вместо "Ну, вообще это правильно". "Вообще" не содержит никакой информации и воспринимается как ограничение.

Например: "Я советую вам довериться мне", "Я рекомендую вам подумать над этим", "Я советую вам принять решение как можно скорее". Словами "должны" и "следует" ты подвергаешь собеседника давлению и отбираешь у него возможность самостоятельно принять решение. "Я рекомендую вам" звучит более доброжелательно и позитивно.

Пользуйтесь альтернативными вариантами к "Я советую вам" , такими как "Я прошу вас" и "Я буду вам благодарна".

Например: "Я прошу вас принять решение как можно скорее", "Я благодарна вам, если вы мне доверяете", вместо "Вы должны принять решение как можно скорее", "Ты должен мне доверять". "Я прошу вас" и "Я вам благодарен" очень легко сказать, и они совершают чудо.

Не используйте формы отрицания; лучше высказывайтесь позитивно

Например: "Все будет в порядке", "Это действительно хорошая идея", "Это легко для меня", вместо "Это для меня не проблема", "Идея действительно неплохая", "Это будет нетрудно для меня". Говоря отрицаниями, ты идешь длинным путем. Это слишком сложно и может вызвать неприятные ассоциации. Говорите прямо и позитивно.

В разговоре избегайте также другие типичные формы с "не"

Например: "Пожалуйста, поймите меня правильно", "Пожалуйста, подумайте о...!", "Пожалуйста, следите за....!", вместо "Пожалуйста, не поймите меня неправильно", "Пожалуйста, не забудьте, что....!", "Давайте не терять это из виду!". Такие негативные выражения превращай в позитивные. Ясно говори, чего ты хочешь. Сосредоточивай тем самым все внимание на желанной цели.

Пользуйтесь "мотивирующими отрицаниями"

Например: "То, что ты сказал, не совсем правильно", "Тут я с вами не совсем согласна", вместо "То, что ты сказал, неправильно", "Здесь я должна вам возразить". Мотивирующее отрицание имеет смысл в ситуациях, когда тебе нужно сообщить другому человеку что-то неприятное или полностью отвергнуть его предположение. Важно, чтобы ты представляла свое мнение и при этом говорила правду. С помощью мотивирующего отрицания ты можешь сказать это более вежливо. Ты акцентируешь внимание на намеченной цели.

Используйте точные понятия вместо неспецифических глаголов "делать", "работать" и "заниматься"

Например: "Мы пока не приняли решения по....", "Я как раз читаю протокол", "Настоящее положение таково, что...", вместо "Мы тут пока не можем разобраться", "Я сейчас работаю с протоколом", "Мы делаем все, что можем". Неспецифические глаголы оставляют слишком большую свободу для толкований.

Задавайте вопросы с "когда" и "как" вместо таких, на которые можно лишь ответить "да" или "нет".

Например: "Когда вы сможете помочь мне....?", "Когда мы сможем собраться?", "Когда я смогу с вами поговорить?". В ответ на вопрос с "ли" мы получим реакцию только в виде "да" или "нет". Не спрашивай, возможно "ли" то-то или то-то, а продемонстрируй свое позитивное ожидание с помощью "когда" и "как".

Вычеркните из своего словаря "никогда", "каждый", "все", "всегда"

Например: "Тут вы мне обязательно поможете!", "Вы вторую неделю опаздываете", "... и... завидуют моему успеху", вместо "Мне никогда никто не помогает", "Ты все время опаздываешь", "Они все завидуют моему успеху". Убери обобщения. Подумай, "что" именно случилось, "кого" это касается, "когда" это произошло. Четко обозначайте свои цели. Обобщения создают негативное настоящее и ограничивают возможности в будущем.