Как научить ребенка внимательно писать диктанты. Как научить ребенка писать диктанты грамотно, без ошибок

Грамотность – не дар и не талант, а приобретенный навык письма. Поэтому не нужно отчаиваться, если Ваш ребенок часто делает грамматические ошибки при написании. Просто стоит с ним потренироваться и закрепить в памяти пройденный материал, а начинать нужно с азов, а именно с правильного произношения звуков, букв и .

Давайте нарисуем картинку, что происходит в мозгу у человека при письме. Сначала мы произносим слово по слогам, затем определенный звук ассоциируем с буквой алфавита. Далее мы вспоминаем как та или иная буква выглядит и изображаем ее на бумаге. Теперь более сложный процесс – нужно соединить все воедино и получить готовое слово.

Но на практике намного все проще и требует от Вашего ребенка всего лишь ежедневных занятий, которые помогут закрепить сформированные знания и включить режим «автомат» при последующем письме.

Учителя – те люди, которые постоянно сталкиваются с такой проблемой, как безграмотность. Поэтому исходя из многолетнего опыта была создана специальная методика с простыми и эффективными упражнениями, которые за считанный срок научат любого ребенка правильно писать без ошибок как под диктовку, так и при списывании текста из учебника.

  • Упражнение №1 – ловим буквы. Очень часто у деток плохо развито слуховое восприятие, что, соответственно, негативно скажется на диктантах. Поэтому с раннего детства нужно приучать ребенка улавливать звуки и буквы со сказанных слов. И делать это лучше в игровой форме. Например, игра в слова – произносите слово, а ребенок говорит на какую букву оно заканчивается и называет другое слово, которое начинается с данной буквы.
  • Упражнения №2 – делим на слоги. Нередко в словах упускаются некоторые буквы. Для предотвращения ошибок такого типа, выполняем следующее упражнение. Берем листик с карандашом и даем ребенку. Произносим слово, а Ваш малыш делит его по слогам и параллельно рисует нижние подчеркивания на бумаге. Сколько слогов – столько и пунктиров. А теперь повторите слово и пусть он запишет каждый слог на свою линию.
  • Упражнения №3 – проверочное слово. Дети постоянно путают О и А, Б и П и так далее. И тут главное научить ребенка ассоциировать то или иное слово с другим однокоренным. Например, глагол ночевать – часто пишут «нАчевать», но, если ребенок проверит с помощью однокоренного существительного «ночь», то все вопросы сразу отпадут.
  • Упражнение №4 – сканер. Непосредственная практика – залог успеха в любом деле. И лучше здесь начать с простого, а именно с обычного переписывания текста. Так мы закрепим в памяти саму моторику письма. А от ребенка понадобится только концентрация и внимание.
  • Упражнение №5 – диктовка. Записывание слов под диктовку – более сложная наука, так как включаются дополнительные механизмы в головном мозге. И преступать к ней стоит после закрепления предыдущего навыка. Чем больше Вы будете писать диктантов, тем быстрее Ваш ребенок научится грамотно писать.
  • Упражнение №6 – пунктуация. Нету точек и запятых или, наоборот, чересчур много знаков препинания. Единственный метод наладить пунктуационные навыки в письме – осознанное чтение вслух. Да, ребенок должен понимать, о чем он читает и передавать нужную интонацию. Тогда закончить предложение или поставить запятую в нужном месте и по смыслу не составит большого труда.

Помимо вышеописанных упражнений не стоит забывать и о правилах русского языка. Но не заставляйте ребенка их зубрить, пусть лучше почитает художественную литературу. Ведь чтение формирует зрительную память и закладывает основы грамматики на подсознательном уровне.

«Однажды ты спросишь меня, что я люблю больше: ихнего или евоного. Я отвечу: ложить, и ты уйдешь отсюдова по колидору, так и не узнав, что мне в общем-то все равно». Знакомый мем из сети, правда? А ведь очень хочется, чтобы любимое чадо не стало персонажем одной из таких зарисовок. И чтобы над отрывками из его сочинений не седели учителя. Как этого добиться? Способы есть.

Врожденная грамотность, – пожимала я плечами в ответ на вопрос, как мне удается получать «отлично» за пунктуацию, орфографию и прочий синтаксис.

Я действительно писала без ошибок, абсолютно не задумываясь об этом. Интуитивно верно расставляла запятые. Не зная при этом ни единого правила по русскому языку – кроме разве что «жи-ши». Совершенно, на мой взгляд, очевидное.

Но разве бывает грамотность действительно врожденной? Может, дело в чем-то другом? Скорее всего, да. Я много читала, причем книги в хорошем издании. Впитывала красивую грамотную речь прямо со страниц. Специалисты тоже говорят, что дело больше в зрительной памяти. А ее можно развить – и тем самым помочь и ребенку, и себе начать говорить и писать «по-русски», безо всякого «падонкаффского».

Фото Getty Images

Почему дети разучились писать

  • Учителя, психологи и социологи в первую очередь в один голос называют первую и главную причину безграмотности: отсутствие привычки к чтению . Причем не читают не только дети и подростки, но и большиство взрослых. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, но и с корректурой дела там обстоят из рук вон плохо. Комиксы, детективы в мягких обложках – там ни слога, ни грамотности не увидишь.
  • Свою лепту в безграмотность вносит и интернет-общение : сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией и прочие «как слышу, так и пишу» невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  • Проблемы с грамматикой могут появиться и из-за логопедических проблем . Грамотность ребенка очень часто зависит от того, правильно ли он выговаривает все звуки (неправильно произносит, неправильно будет и писать). Перед школой, а лучше еще раньше обязательно посетите логопеда. Ведь профессионал иногда может услышать то, чего не слышит даже мама. Если удастся вовремя исправить произношение, ребенку гораздо легче будет избежать многих проблем с правильным написанием.

Как развить зрительную память

Занятие в общем-то нехитрое. И даже веселое. Детям вообще все надо прививать в форме игры. И с памятью мы поработаем, тоже играя. Например:

  • картинки «Найди 10 отличий» – не только способ убить время, но и отличный метод развития внимания и памяти;
  • игра в «Что пропало?». Разложите на столе несколько предметов (5−10, в зависимости от возраста). Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача – определить, что изменилось;
  • игра «Нарисуй по памяти». Покажите ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры. Пусть он попытается нарисовать их по памяти;
  • планшет в помощь. Да, развивающие игры добрались и до памяти. Есть такие разновидности пасьянса – переворачиваешь карту, видишь значение, а потом ищешь для нее пару. Волей-неволей запомнишь, где какую карту видел. Азарт ведь свое дело делает.

Фото Getty Images

Как развить грамотность

В дошкольном возрасте

  • Читайте ребенку. При чтении четко проговаривайте все слова. Пусть даже это будет одна и та же сказка, которую требует малыш снова и снова.
  • Больше разговаривайте с ребенком. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а строил предложения.

В начальной школе

  • В 1-м классе смотрите, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делайте работу над ошибками. Причем не делайте акцента на ошибках! Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу дайте правильный ответ. То есть фразу строим не так: «Здесь пишется не «а», а «о». А вот так: «Правильно писать букву «о».
  • Воспитать грамотность помогут и регулярные диктанты. Например, из упражнений учебника. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Фото GettyImages

В средней школе

Если ребенок пропустил школу, делайте не только домашнее задание, но и все то, что дети проходили на уроках. И вообще, золотое правило – лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. А если что-то никак не получается, надо обратиться за помощью к учителю.

Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляют диктанты.

Не могу не написать в этой статье о правилах произношения некоторых слов, которые очень часто произносятся неверно и ужасно режут слух. Это просто крик души…

  • Начнем с банальных звонИт и их . Если кто-то до сих пор произносит эти слова неправильно, то напишите их красным маркером и повесьте на видном месте. Ударение в слове «звонИт» ставится аналогино слову «стучИт». И запомните – местоимения «ихний» НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Говорите и пишите – ИХ !
  • Глаголы «одеть» и «надеть» . Запомните, что одежду НАДЕВАЮТ, а человека ОДЕВАЮТ. Если это сложно понять, то запомните фразу: «Одеть Надежду, надеть одежду».
  • В русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ слова «ложить»! С приставками – пожалуйста: ПОложить , ЗАложить, ПЕРЕложить. Есть слово «класть» , вот оно используется без приставок – ни в коем случае не «покласть» или «поклади»!
  • Никогда не говорите: «победю» или «побежду»! У глагола «победить» нет формы 1-го лица единственного числа в будущем времени. Заменяется она на – «одержу победу» , «сумею победить».

Фух, полегчало. Конечно, это далеко не весь список типичных ошибок. Но избавиться хотя бы от них – это уже круто.

Пролетело время, и вот ваш ребенок уже первоклассник. Родителям предстоит потратить немало сил и набраться терпения, чтобы вместе с учителями помочь детям освоить школьные знания. Случаются ситуации, что с первых дней начала занятий у школьников обнаруживаются затруднения с письмом.

При этом человек имеет хороший интеллект, правильно развивается, успешно осваивает другие науки, в том числе математику. Родители часто паникуют по этому поводу. Но из сложившейся ситуации есть выход, необходимо лишь четко представлять себе, что это за явление, является ли оно заболеванием, как вовремя распознать его, каковы его причины, какие меры надо принимать, чтобы помочь детишкам в освоении правил русского языка.

Полное представление о том, как научить ребенка правильно писать без исправлений можно получить, ознакомившись с данной публикацией.

Явление, когда человек не в состоянии научиться писать без ошибок, носит название «дисграфия». Дети с такими особенностями постоянно делают ошибки. Довольно часто люди путают дисграфию с другим явлением, которое носит название «аграфия». Он означает полное отсутствие способности писать. Есть еще один термин, о котором следует знать, чтобы правильно распознавать наличие у детей того или иного отклонения. Это дислексия – неспособность ребятишек проговаривать слова при чтении.

Психологи утверждают, что эти явления связаны с недостаточно развитым вниманием детей и зрительной памятью, а также с особым восприятием пространства вокруг. При этом ребята не способны запомнить разные буквы и распознать их правильно.

Ситуация усугубляется тем, что школьники не запоминают правил языка, и поэтому применять их при написании текстов не могут. Все данные проявления и нарушения относятся к психическим расстройствам. Но врачи не считают детей отсталыми в умственном развитии, по всем показателям они относятся к здоровым людям.

Проявления дисграфии

Оказывается, дисграфия и сопутствующие ей отклонения проявляются у школьников достаточно часто. Если рассматривать численность детей в одной школе, то около 6% из них страдают дисграфией. Чаще она проявляется у мальчиков, чем у прекрасного пола. Откуда же берется это расстройство?

В некоторых семьях есть мама или папа, у которых в школьные годы наблюдались такие же признаки написания текста с ошибками. Данное отклонение передается по наследству. И родителям надо знать и учесть существующий факт. Они должны заранее быть готовыми к тому, что у их детей может возникнуть сложная ситуация с грамотным письмом. Только в этом случае они смогут вовремя все заметить и помочь им.

Дисграфия проявляется с самого начала учебы в школе, когда человек не может овладеть правилами грамотного написания. Дети с нарушениями плохо пишут под диктовку. Они делают множество ошибок, не используют заглавные буквы, также возникают проблемы со знаками препинания.

Человек с диагнозом дисграфия зачастую имеет плохой непонятный почерк.

Большинство детишек знает о присущем им расстройстве. Им трудно дается написание диктантов и сочинений, они не любят этого делать. Стараются написать работу, используя самые короткие предложения. По этой причине сочинения получаются сухими, не объемными и не раскрывающими тему полностью.

Если вовремя не заметить проблемы с письмом у детей, то в старшем возрасте уроки русского языка станут для них обузой. Часто школьники просто не посещают занятия, стесняясь своей проблемы. Это отражается и на участии в общественной жизни школы. Они от всех отдаляются, не имея желания приходить на любые мероприятия. Далее люди с подобными расстройствами стараются найти работу, не связанную совсем с написанием любого текста.

Не у всех малышей сразу же получается хорошо выговаривать все звуки. читайте в материале по ссылке.

Как узнать, что у ребенка дисграфия

Если родители вовремя заметят у своих малышей проблемы с письмом или чтением и вовремя окажут помощь, то это благотворно повлияет на всю дальнейшую жизнь маленького человека. Увидеть отклонения, распознать дисграфию довольно просто, необходимо лишь внимательно наблюдать за ребенком и участвовать в его жизни.

Признаки дисграфии :

1. Когда заканчивается первый год обучения, многие дети уже знают все буквы, с легкостью пишут и читают. Ребята с существующей проблемой всегда путают буквы, похожие по написанию. Например, буквы «Э» и «З», «Р» и «Ь», «Ш» и «Щ». Для этих ребятишек пары букв одинаковые, они не видят, в чем их отличие. Написание текста превращается для них в пытку, пишут они медленно. Если требовать их писать быстрее, тогда может начать формироваться плохой почерк.

2. Возможно, у ребят имеется нарушение слуха. Поэтому он не может правильно писать и читать. Очень трудно написать по звуку правильную букву, когда звуки плохо различаются из-за нарушений слуха. Иногда бывает, что дети хорошо читают, а пишут с ошибками.

3. Ребята с дисграфией неправильно пишут слова, которые слышат. Например, «дом» и «том». Происходит замена слова, поэтому может теряться весь смысл предложения.

4. Можно заметить, что школьники, пишущие неправильно слова, очень хорошо рисуют. Это связано с тем, что у них хорошо развита область мозга называемая «древней». В древности вместо слов люди изъяснялись при помощи рисунков на скалах.

Причины дисграфии: есть ли виновные?

Специалисты говорят об увеличении количества ребятишек, страдающих подобными расстройствами. Но установить одну причину так и не удалось. Можно выделить основные:

1. Наследственность.

2. Не развитый головной мозг.

3. Черепно-мозговые травмы.

4. Осложненная беременность и роды.

5. Разные заболевания с осложнениями.

6. Использование неправильной речи родителями.

7. Применение нескольких языков в семье.

8. У ребенка мало предметов, которые можно рассматривать.

9. Слишком раннее обучение малышей по разным современным методикам.

10. Недостаток общения.

11. Дети часто не подготовлены к школе с психологической точки зрения.

Если вы проявите излишнюю настойчивость в занятиях, ни к чему хорошему это не приведет. Лучше поищите информацию об игровых методиках, ей уделяется много внимания в нашем материале .

Методы оказания помощи детям с дисграфией

Разработано несколько методов, позволяющих бороться с этим явлением. Необходимо знать, что предупредить заранее дисграфию невозможно, профилактических мер не существует. Ее можно только распознать, когда она уже проявляется. Но делать шаги надо на ранних сроках.

Одним из эффективных способов является зачеркивание в текстах определенных букв. Процесс позволяет концентрировать внимание, развивать зрительную память, проговаривать буквы вслух.

Для быстрого запоминания букв родители могут предлагать рассматривать картинки с изображением букв. Также часто надо давать детям переписывать тексты.

Заметив у ребятишек нарушения в написании текстов, лучше сразу обратиться к врачу. Только специалист может дать нужные методики для занятий. Кроме всего, часто назначается массаж, плавание, физиотерапию и прием препаратов, улучшающих память.

Навыку правильного письма обязательно должен предшествовать навык уверенного и четкого произношения слов. читайте в нашей следующей статье.

Видео-инструкция по теме

Умение грамотно писать актуально всю жизнь. Деловые бумаги, письма, пусть и электронные, личные записи - все должно быть без ошибок. И работать над грамотностью письма нужно постоянно, так как прогресс не стоит на месте. Вместе с ним в русском языке появляются новые слова, писать которые тоже нужно правильно. Письмо под диктовку при этом является трудной работой, требующей сочетания различных умений. Помогите ребенку эти умения выработать.

Инструкция

Научите ребенка сначала полностью выслушивать предложение, только потом приступать к его написанию.

Формируйте у ребенка умение диктовать себе по слогам то, что нужно написать. Дома диктовать себе можно вслух, тщательно проговаривая все звуки. В классе придется делать это шепотом, что тоже нужно уметь.

Выпишите вместе с ребенком на карточки все словарные слова, необходимые для запоминания в данном классе (они содержатся в словарике в конце учебника по русскому языку). Развесьте эти карточки по квартире. Ребенок будет натыкаться на них взглядом и автоматически запомнит слова.

Проверьте у ребенка знание всех правил написания слов, изучаемых в данном классе. Формируйте умение применять их на письме. Просите ребенка не только сказать, какую букву следует писать в каком-либо слове, но и обосновать ее написание.

Развивайте у ребенка орфографическую зоркость. Предложите ему текст, написанный с ошибками, и попросите эти ошибки найти и исправить.

Пишите предупредительные диктанты . Диктуйте предложение сначала целиком, потом словосочетаниями. Перед написанием ребенок должен объяснить что, как и почему он будет писать.

Дайте ребенку прочитать текст. Найдите вместе с ним все опасные в плане возможных ошибок места. Уточните написание всех слов, регулируемых правилами. Повторите правописание всех встречающихся словарных слов. Продиктуйте текст ребенку. Вместе прочитайте написанное, исправьте все ошибки, докажите необходимость исправлений. Напишите диктант еще раз. Проверьте его.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить грамотному письму

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата.За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.