Как найти себя в жизни? Познакомься — это ты. Как найти себя? Что посоветует человек, нашедший себя

Закончилась учеба в институте, наступила взрослая жизнь. Первая работа, новые ощущения, новая ответственность. И вдруг понимаешь: я не хочу этим заниматься всю жизнь. Когда я поступал в институт, я не понимал, не осознавал, что мне это не подходит. Может быть, мое решение было принято под давлением родителей или сверстников, или я сам ошибся в своем выборе, но теперь важно не это. Как понять, чего я хочу на самом деле? К чему у меня способности? Есть ли вообще у каждого человека свое призвание? И как его найти?

Об этом мы разговариваем с Ириной Николаевной Мошковой, основателем и руководителем психологической консультации «Семейное благо» .

У каждого ли человека есть призвание?

В духовной литературе нет прямых указаний на то, что у каждого человека есть некая конкретная профессиональная деятельность, к которой он предрасположен более всего. Но сказано, что каждый человек призван Богом к личностной форме бытия. Это главное предназначение человека.

Решая эту задачу, на протяжении всей своей жизни человек должен духовно развиваться и совершенствоваться, приумножая дарованные Богом и способности. Содействуя раскрытию в человеке творческого начала, Господь подает каждому из нас благодать Святого Духа для того, чтобы наша вера не осталась бесплодной , чтобы она нашла свое выражение в осознанном служении Богу, другим людям и тварному Божьему миру.

Человек не должен жить на земле праздно. Человек – это высшее творение Божие, которое призвано не просто есть, пить, спать и отправлять какие-то свои нужды. Господь видит в человеке Своего друга, помощника и со-работника, способного приумножить красоту и многообразие тварного Божьего мира, увидеть глубочайшие, сущностные связи различных сторон Бытия. Прозревая с помощью Божией суть вещей, изучая духовные законы бытия человеческого рода, мы можем разумно строить свою жизнь на земле, не нарушая созданную Богом гармонию мира.

Отсюда следует, что перед каждым человеком стоят непростые задачи: во-первых, задача осознания своего человеческого призвания, во-вторых, вкладывания нравственных усилий в развитие собственной личности, без чего невозможно развить свои таланты и способности, а в–третьих – поиска самого себя и своего места служения Богу, ближнему и тварному Божьему миру, на котором приобретенный творческий потенциал личности может быть успешно реализован.

У любого человека есть та или иная форма и мера одаренности. Есть люди, у которых таланты и способности находятся на уровне гениальности. Про таких говорят: «Он композитор от Бога», «художник от Бога», «учитель от Бога», «врач от Бога». Мы говорим это, имея в виду, что человек не просто ощутил то, что он несет в себе некий Божий дар, но он еще сумел этот дар правильно реализовать. Развиваясь как личность, этот человек сумел так использовать свои дары и способности, что в его сознании соединилось понимание своей одаренности с ощущением того, как он должен этим даром распорядиться. В итоге его христианская личность приобрела такое величие, что окружающие люди начинают «видеть его добрые дела и прославлять Отца Небесного» (Мф 5, 16).

Приумножить данное Богом

Бывает наоборот, человек с большим трудом осознает сильные стороны своего «Я» и далеко не сразу различает, по какому пути идти, чему научаться, куда себя приложить. Это встречается, к сожалению, гораздо чаще. Но и эти явления надо правильно истолковать.

На мой взгляд, это не говорит о том, что человек обделен Богом, что у него нет тех данных, за счет которых он мог бы со временем превратиться в развитую личность, которая могла прославить своего Создателя. Господь говорит в притче о талантах, что даже если человеку дан всего один талант, все равно нужно постараться его раскрыть, употребить по назначению, реализовать в ту меру, какая определена свыше. Господь многомилостив: даже если Он в чем-то ограничивает человека, то обязательно компенсирует это преизбытком его способностей в другом.

Очень часто бывает, например, что недостаток зрения человека компенсируется хорошим слухом или, наоборот, человек не все слышит, но зато различает какие-то нюансы цветовых оттенков, которые не воспринимают другие люди, или удивительно тонко ощущает запахи.

Некоторое время назад в актовом зале Царицынского КЦСО, где мы работаем как психологи, висели картины, которые рисовали люди-инвалиды, имеющие различные душевные заболевания. У многих из них стоят диагнозы: шизофрения, эпилепсия, истерия. Когда с этими людьми начинают работать художники, когда они побуждают больных людей к творческому самораскрытию – рождаются удивительные по красоте и выразительности художественные полотна.

В психологии и психотерапии сейчас есть такое направление в лечении душевных заболеваний: «терапия творческим самовыражением». Оказывается, чрезвычайно важно для человека заниматься какими-то творческими видами труда, чтобы он мог выразить себя, свой внутренний мир, выговорить то, что у него творится внутри.

Способность к самопознанию важнее талантов

Мне кажется, для того, чтобы человек нашел себя в жизни, важно не просто наличие каких-то незаурядных способностей и талантов, – важно, чтобы у человека были воспитаны, развиты такие свойства, которые дают ему возможность правильно распорядиться тем, что для него открывается внутри себя. В психологии это называется способностью к самосознанию и самопознанию.

Важно подчеркнуть, что способности к осознанию того, кто я, что я, на что я способен, формируются в процессе жизни. И здесь для детей, которые только развиваются, опыт родительской жизни очень поучителен и важен. Родители, увлеченные своим трудом, своей профессией, личным примером существенно помогают ребенку найти самого себя в жизни. В семьях, где родители сами занимаются творчеством, где есть некая творческая раскрепощенность в обстановке дома, когда детям доступны книги, хорошие иллюстрации, когда есть возможность взять холст, краски, кисти и вместе с отцом или с матерью начать рисовать – ребенок получает дополнительные возможности в поиске своего любимого дела.

Если дети видят, как, например, отец-художник с увлечением работает над созданием картин – сами начинают рисовать и смешивать краски. Если, например, папа-писатель, который, сидя за компьютером, все время работает над текстами книг – то ребенок, вглядываясь в жизнь родителей, чаще всего также пробует себя в сочинении стихов и рассказов. Дети учатся умению мыслить предметно, развиваться содержательно, как правило, в той области, в которой работают их родители.

Мы это замечаем в деятельности нашей семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне, которой я руковожу много лет. Если сами родители, скажем, хотят заниматься живописью, они могут привести на занятия и своего ребенка. Или, наоборот, дети захотели заниматься росписью по дереву, а вместе с ними могут прийти на эти творческие занятия папа и мама. Родители, которые вместе с ребенком занимаются каким-то видом творчества, огромную пользу приносят своему ребенку, потому что он тогда вырастает с ощущением опыта творческой деятельности.

Человек узнает самого себя, занимаясь творческой деятельностью, выполняя поставленные перед самим собой конкретные задачи, принадлежащие той или иной предметной области. Этот опыт формирует самосознание человека, ощущение объема творческих ресурсов, присущих его личности.

Поиск самого себя в свете Христовой веры

Но более всего самосознание человека зависит от его духовного развития, от того, насколько человек приобщен к жизни Церкви. Когда человек сообщается с благодатью Святого Духа, он начинает самого себя узнавать совершенно по-новому. Все ненужное, поверхностное отпадает, как некая шелуха, остается главное, суть.

Если человек верует не поверхностно и воцерковляется глубоко, если у него есть хороший духовный наставник, то внутри человека происходит переворот, внутри него вспыхивает тот внутренний свет, о котором в Церкви поется: «Во свете Твоем узрим свет». Зарождается вера, человек приобщается Таинствам, и свет Христов дает человеку возможность глубже себя понимать. Практика исповеди, покаяния дает возможность наблюдать за собой, изучать самого себя в разных своих проявлениях.

Работа Духа Святого в человеке приносит огромные плоды. И в том числе она непосредственным образом влияет на то, чтобы человек пересмотрел те основания, на которых была построена его прежняя жизнь.

В этом случае часто бывает, что люди переходят к другой профессии, начинают интересоваться тем, чем раньше никогда не увлекались. Есть удивительные примеры, когда человек, никак не подготовленный заранее, вдруг начинает писать замечательные иконописные работы. Мы не раз наблюдали, как женщины, увлекались церковной вышивкой, находили себя в этом искусстве, хотя раньше никогда этим дома не занимались. Или еще пример: человек никогда не пел, начал ходить в храм, начал молиться, начал как-то созревать духовно, его душа начала петь, и вместе с этим у него родилось желание обучиться этому делу.

Возникновение новых предметных интересов у верующего человека – совершенно закономерное явление. Человек духовно прозревает, а вместе с этим в нем рождается и новое понимание самого себя, а также формируется потребность выразить духовное богатство своего внутреннего мира, которое он теперь обретает в своей душе. Если человеку в этот момент немного помочь, научить его ориентироваться в новой предметной области и дать возможность усвоить необходимые технические основы интересующего дела, – он сможет создавать высокопрофессиональные работы.

Сам этот переворот закономерен: человек очищается от греха, духовно преображается, а вместе с этим иначе осознает себя и находит свое новое поприще. Конечно, не всегда получается так, что человек отбрасывает свою прежнюю профессию и начисто забывает о ней. Чаще всего после воцерковления на новом этапе жизни человек ищет возможности прежнее образование соединить, сочленить с новым христианским мировоззрением.

Так случилось и в моей собственной жизни. Когда я только начала воцерковляться (это было в девяностые годы), священники с большим подозрением относились к психологии как к науке, потому что она только-только вышла из материалистической традиции. Плюс к тому в 90-е годы начали свою практическую деятельность колдуны, экстрасенсы, маги, чародеи всех сортов. Многие священники тогда опасались, что занятие психологией приведет к увлечению людей оккультизмом, а это очень и очень опасно для души!

Мне было известно, что многие мои коллеги, как только стали воцерковляться, решительно оставили психологию и начали заниматься совершенно другим делом. Я хорошо понимала, что прежнее мое мировоззрение рухнуло. Но одновременно мне было очень горько терять свой научный багаж, который я приобретала в МГУ в течение многих лет. После некоторых раздумий, я пришла к выводу, что мне нужно приступить к изучению христианской антропологии и на основе ее создавать новую психологическую практику.

Хочу признаться, что мне тогда было очень тяжело! Возникло ощущение, что я сижу на развалинах, прежний опыт не работает, а нового подхода вообще не существует… Конечно, не было тогда у меня никакого чувства уверенности в своих силах, была лишь тревога и неопределенность. Поиск самой себя был тогда в самом разгаре!

Состояться в качестве православного семейного психолога мне помог опытный духовник, . По опыту знаю, что в такой момент очень важна помощь духовного наставника! Священник, духовник, который знает тревоги, интересы, размышления своего духовного чада может побудить человека к созидательной внутренней работе. Здесь нельзя командовать, нельзя запретить человеку: «вот это брось, вот это начни».

В человеке должен совершиться процесс поиска самого себя в свете Христовой веры. Этим процессом становления христианской личности руководит Сам Господь Бог при содействии духовного наставника. По молитвам духовного отца открывается сердце человека, и Господь дает ему новое знание, понимание самого себя, своего места в Церкви и мире.

Часть 2. На чем строить новое мировоззрение?

Что взять из прежней жизни? На чем строить новое мировоззрение? Этот процесс не свершается в один день, требуется время для выполнения важной внутренней работы. Нужно мыслить, наблюдать за собой и за людьми, отбирать, анализировать, обобщать прежний опыт своей жизни и т.п. Интенсивная работа сознания и самосознания со временем позволяет человеку, ищущему себя, сделать необходимый духовный прорыв.

В настоящее время я возглавляю Автономную Некоммерческую Организацию «Психологическая служба Семейное благо». Это православная психологическая консультация, деятельность которой направлена на оказание помощи людям, попавшим в трудные жизненные и семейные обстоятельства. Процесс рождения этой организации происходил в моей душе очень таинственно. Это потребовало около десяти лет собирания сил и кристаллизации мысли. Я помню несколько важных моментов, которые определили успешность поиска.

Постановка цели

Во-первых, постановка цели. Вопрос «как найти самого себя» становится актуальным для тех людей, которые хотят не просто «иметь» или «казаться» важными людьми. Такими вопросами задаются люди, которые хотят по-настоящему «быть», хотят решить задачу посвящения себя и своих сил осмысленной содержательной форме бытия в этом мире. Такое стремление закономерно приобщает человека к христианской традиции. Жажда подлинной, настоящей, содержательной жизни равносильна поиску Истины, которая неразрывно связана с именем Господа Иисуса Христа. Понимание того, что Сам Христос есть Истина, радикально меняет мировоззрение людей, и дает новую точку отсчета для поиска самого себя.

Вместе с началом христианской жизни и воцерковлением у человека естественным образом возникает желание двигаться в глубину и жить с полной отдачей, относиться ко всему ответственно и серьезно. Вместе с изменением мировоззренческой позиции, Господь посылает человеку правильные мысли, правильные суждения, указывает правильные направления поиска самого себя. Для того, чтобы этот процесс начался, надо духовные ценности поставить выше материальных, и довериться Господу Богу, как Творцу, Создателю и Подателю всякого Блага. Митрополит Антоний Сурожский в своих работах пишет: если мы сами свою руку протягиваем ко Христу, тогда Он ее берет и ведет к новой жизни. Поэтому, прежде всего, мы должны к нему обратиться за помощью как к Учителю, как к Другу, как к Наставнику: «Господи, помоги! Приведи меня туда, куда ты имеешь целью привести. Да будет воля Твоя!».

В тот момент, когда я искала свое место в жизни, для меня ориентиром была фраза из Евангелия: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Я часто повторяла внутри себя эти слова, и они очень помогали мне не сбиваться с правильной дороги.

Евангелие говорит нам о том, что для человека важнее всего встать перед Лицом Божиим и вступить в молитвенное общение с Ним, и, если это будет сделано, то Он Сам будет активно содействовать благоустроению человеческой жизни в окружающем мире. Иначе говоря, если построена в человеческой жизни «вертикаль», то тогда «горизонтальные» отношения с окружающим миром формируются как бы сами собой, легко и непринужденно. Сам Господь Бог тогда «ведет» человека за руку к целям и задачам, утверждающим его духовное достоинство.

Анализ жизни

Во-вторых, чтобы найти себя, необходимо умение осуществлять анализ собственной жизни, пройденного жизненного пути.

Опять возьму за основу свой личный опыт. В МГУ нам преподавали много учебных дисциплин, но среди них были предметы, касающиеся такого раздела как детская, возрастная и педагогическая психология. Именно эти знания мне и помогли в создании христианского подхода к психологическому консультированию.

В 1995 году о. Георгий Бреев благословил меня стать директором Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне. В это время в Воскресной школе учились только дети школьного возраста. Став директором школы, я четко поняла, что, ограничивая контингент учащихся школы только детьми, мы неправильно ставим перед собой учебно-воспитательную задачу, поскольку смысловой клеточкой, единицей распространения православной веры должна быть семья. Как только я эти слова произнесла вслух, то сразу поняла, что в Воскресную школу надо принимать не только школьников, но и дошкольников, и самое главное, что и подростков, и молодежь, и родителей, даже бабушек и дедушек.

Школа «Живоносный Источник» стала учебно-воспитательным учреждением, которое учит людей жить по-христиански в кругу собственной семьи, потому что семья, по учению Церкви, – это малая, домашняя церковь. Если человек создает в кругу семьи атмосферу взаимной поддержки, доверия и любви, то вместе с этим он формирует ту духовно-здоровую среду, необходимую для формирования христианской личности. В такой атмосфере вырастают дети, которые, выходя за порог родительского дома, способны жить самостоятельно и ответственно.

Когда я произнесла слово «семья» (а это был 1997 год) – в моей душе вспыхнул свет! Я думаю, что это Господь дал мне тайный знак, что мы выбрали правильный курс. Когда тебя посещает некая мысль, посланная свыше, от Бога, она осеняет тебя изнутри, и ты понимаешь, что неожиданно перед тобой открывается некое новое поприще, новая жизненная дорога, пока никем не проторенная.

Когда родилась семейная школа, одновременно с этим родилась идея создания семейной консультации. В этот момент я и нашла место приложения своих профессиональных знаний. Хотя первоначально меня о. Георгий Бреев, мой духовник, благословлял просто преподавать в Воскресной школе и потом стать ее директором. Но как только слово «семья» было произнесено, возникло четкое понимание, где мне надо быть, чем заниматься и какое направление развивать.

Правильная постановка задачи дает возможность человеку ощутить свою предназначенность, свою миссию, свою посвященность конкретной теме. Вместе с этим формируется понимание своего профессионального труда как некого предназначения, призвания.

Что такое призвание?

Что такое призвание? Это не просто работа за деньги, «от и до». Это та деятельность, врастая в которую человек формируется как христианская личность. Это та деятельность, при выполнении которой происходит духовный рост человека, осуществляется служение Богу и окружающим людям.

Из Евангелия известно, что Господь Иисус Христос избрал Апостолов, которым надлежало сначала воспринять, усвоить проповедь Божественного Учителя и Наставника, а затем стать носителями и распространителями великих идей. Таким образом, Апостолы Христовы стали теми людьми, которые вначале сами прошли путь формирования христианской личности, а затем стали проповедниками и создателями христианской Церкви, в которой обретают теперь спасение души множество людей по всей земле.

Неподкупное, честное и творческое служение человека Церкви, родине и всякому Божьему делу на земле, одухотворенное верой во Христа, называл «предметным поведением». В работе Ильина «Творческая идея нашего будущего» говорится следующее:

«Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».

В свою очередь, «предметность», по его определению, есть закономерный результат христианского подвига творческого преображения самого себя в Боге и творческого преобразования мира («миро приятия»). Будущее России, по мнению Ильина, требует воспитания сильных духом, «предметно» мыслящих и способных к «предметной» деятельности людей, способных жить с пониманием христианской ответственности за свое предстояние перед Богом.

Все сказанное выше позволяет обозначить в качестве принципиального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе «предметный» подход, который основан на разъяснении учащимся идеи христианского подвига жертвенной любви, а также возможности и необходимости его осуществления в ходе повседневной жизни в кругу семьи.

Размышляя о судьбе России после Октябрьской революции, И.А. Ильин в книге «Творческая идея нашего будущего» писал, что России нужно создавать свою систему государственной и общественной жизни, свою культуру и систему образования. Россия, писал философ, страна христианского уклада жизни. Этот уклад является базовым образованием российской общественной жизни, формирующим самобытность самосознания народа.

Осуществить свой замысел на практике

Третий важный момент : находя главную точку приложения своих творческих сил, важно, чтобы человек начал практически осуществлять свой идеальный замысел. Нужно, чтобы дальше были намечены конкретные шаги внедрения творческой идеи в жизнь. Этот этап становится проверкой жизнеспособности наших замыслов.

Для нас эта стадия была связана с созданием семейной школы, потом созданием консультации, потом перенесением консультации в стены государственного учреждения – ГУ Царицынского комплексного центра социального обслуживания (КЦСО). Последовательное прохождение этих этапов выводило нас на исследование новых проблем, которые мы первоначально не думали рассматривать. Например, проблем психического здоровья и поддержки со стороны семьи психически больного человека, проведение просветительских семинаров с обсуждением проблем родительского призвания. Вопросы супружества и родительства составили целый пласт новых тем, над которыми нам пришлось серьезно задуматься. Вместе с этим родилась новая психологическая практика, состоящая из сочетания консультативной, психотерапевтической работы и просветительской деятельности.

Вся наша деятельность теперь разбита по направлениям, и каждое направление рождает какой-то социальный проект. Мы понимаем, что мало просто объявить, что мы будем заниматься тем-то и тем-то. Нужно довести свою разработку до стадии четко очерченной программы действий, направленной на оказание помощи конкретным людям, имеющим определенный возраст, социальный статус и т.д. Нужно добиваться практической пользы, практического результата деятельности.

Дерзновение. Научиться «пахать, не оглядываясь»

Есть еще один важный момент поиска самого себя. Очень часто бывает, что долго не находят себя люди нетерпеливые, которые не могут дождаться положительного результата. Они хотят сразу снимать «пенки» и «сливки». Результаты не появляются сразу. Например, обучение, образование, просвещение – эти виды деятельности не позволяют быстро увидеть плоды своего труда. Здесь надо сначала вкалывать, надо сначала вложить душу, потратить много сил, времени, не побояться это сделать. А результат можно увидеть только с большой отсрочкой.

У святых отцов есть такое понятие – «дерзновение». в своих работах писал:

«Православие дает возможность человеку стать святым, но далеко не все люди становятся святыми».

Возникает вопрос: почему это происходит только в редких, исключительных случаях? Отец Иоанн в своих проповедях отвечал:

«Потому, что нет у людей дерзновения».

Когда мы читаем духовную литературу и знакомимся с жизнью святых людей, мы видим, как трудно этого достичь. Мы говорим: «Да я-то никогда не смогу так, мне жизни не хватит. Стоит ли вообще этим заниматься»? Для того, чтобы был результат, человек должен научиться «пахать, не оглядываясь».

Нужно поверить, что твоя идея верна, и какой-то период жизни посвятить тому, что ты будешь просто делать все для ее реализации, не оглядываясь назад. И потом наступает такой момент, когда количество трудов принесенных уже само по себе плодоносит, дает какие-то росточки, какие-то важные творческие продолжения. Потом уже не ты ищешь работу, работа тебя ищет.

photosight.ru. Фото: Владимир Черкасов

У каждого из нас есть свои собственные врожденные желания, которые обязательно обеспечены талантами и способностями, то есть свойствами для реализации. Проблема в том, что мы не осознаем их. Получается, я «хочу и могу», но не знаю, чего именно хочу. Что именно я могу.

Ты хочешь знать, как найти себя в жизни? Как реализовать себя? Ответ прост: нужно познакомиться с собой. Ты ведь себя совсем не знаешь!

Попроси у кого-нибудь, у первого встречного, пусть расскажет о себе. Максимум, что ты услышишь, это факты из биографии.

А сам ты что можешь рассказать о себе? Кто ты? Чем отличаешься от других? Чего ты хочешь? Что тебе известно о том, как найти свое место в жизни?

Мы ничего о себе не знаем. Ни-че-го! Проживаем свои жизни «на ощупь». Кому-то повезло нащупать свой путь и занять именно свое место в человеческом общежитии, работая с удовольствием, получая прекрасные результаты и признание общества. А кто-то и в 50 лет продолжает искать себя. Правда, чем больше тебе лет, тем грустнее и безнадежнее выглядят твои поиски.

К счастью, научный прогресс не стоит на месте. Новые открытия в психологии избавляют от необходимости искать себя методом научного тыка, пробовать себя в разных специальностях, меняя места работы одно за другим. Ведь на поиски себя и своего пути можно потратить всю жизнь!

Найти себя можно в невероятно короткие строки, познакомившись с собой настоящим, осознав то, что скрывает твое бессознательное. Итак, путь к самореализации - с чего начать?

В этой статье вы узнаете:

    Как поверить в себя и свои возможности.

    Как найти свое призвание, четко осознать, что значит найти себя, свои способности и таланты, реализация которых принесет настоящее удовлетворение. ;

    Как распознать ложные цели и отказаться от них.

    Как определить свое место в обществе.

    Почему именно вы пытаетесь найти свое место в жизни, а другие - нет. Почему вы не можете жить как все и довольствоваться малым.

Итак, как найти себя в этой жизни?

Современный мир наполнен возможностями, целями и желаниями… других людей. Мы живем среди этого изобилия и черпаем оттуда свои ориентиры. Кто-то снимает великолепные фильмы, кто-то создает красивую одежду, кто-то разрабатывает программы, а кто-то красиво играет на гитаре. И ты думаешь: и мне бы так хотелось! Как найти себя в этом всем?

Кто-то рядом так сильно чего-то хочет, что и ты начинаешь этого хотеть, не понимая, что это не твое желание. И даже если ты потратишь на эту цель годы жизни, тебя неминуемо ждет разочарование от результата. Потому что природа совершенна - мы с рождением получаем все необходимые задатки для того, что нам нужно, все для самореализации. Знать бы, с чего начать!

У каждого из нас есть свои собственные врожденные желания, которые обязательно обеспечены талантами и способностями, то есть свойствами для реализации. Проблема в том, что мы не осознаем их. Получается, я «хочу и могу», но не знаю, как найти, чего именно хочу. Что именно я могу.

В Системно-векторной психологии Юрия Бурлана эти наборы желаний и свойств называются векторами. Именно набор векторов и их состояние определяет ту призму, через которую человек видит и чувствует жизнь, а также его желания, возможности и пути реализации.

Абсолютное понимание всей глубины своей психической природы, осознание причин своих состояний, желаний, потребностей - это и есть знание себя.

Как найти себя эмоциональному человеку?

Например, если у человека особенное, чувствительное зрение, различающее большее количество цветов и оттенков, хороший художественный вкус, а его ключевое слово «красиво» - это означает, что у него есть . Его жизнь наполнена эмоциями - он чувственный, смешливый, добрый, пугливый, и глаза у него на мокром месте.

Если у тебя есть зрительный вектор, ты можешь найти себя в интеллектуальных и творческих профессиях. Культура и искусство, дизайн, фотография, мода - зрительнику хорошо будет там, где он сможет наслаждаться красотой, созидать ее, выражая эмоции, переживая эмоции, передавая эмоции другим. Эмоции для него - это и есть жизнь.

Все самое доброе и прекрасное, созданное людьми, мы получаем от зрительников, которые максимально реализуют то, что задала им природа.

А теперь представим себе зрительника, который работает бухгалтером, маркетологом или продавцом. Как тут реализовать себя? Где тут эмоции? Где прекрасное? Нереализованные эмоции рвутся наружу в виде истерических срывов, от которых страдают близкие, или он постоянно в кого-нибудь влюбляется.

А если ничего не интересно? Как найти себя в профессии?

Есть восемь векторов, и у каждого современного человека их несколько. В разных обстоятельствах жизни мы можем применять разные свои способности, свойства и таланты. , к примеру, наделяет человека рациональным умом и прагматичностью, ловкостью и предпринимательской жилкой. Анальный вектор позволяет стать профессионалом в любой отрасли, накапливая опыт и знания в своем деле.

Но есть один вектор, который делает своего обладателя не таким, как все.

Именно этот вектор больше других заставляет думать, как себя найти в жизни. Это - . Именно благодаря ему ты думаешь о вещах, которые для других ничего не значат. Например, о смысле жизни, космосе, каких-то энергиях, о состоянии измененного сознания, о познании себя.

Если у тебя есть звуковой вектор - он самый главный в твоем психическом. Его желания очень объемны, и если они не реализуются, твое состояние становится тяжелым. Ты замыкаешься в себе, а желания других векторов как бы блокируются. Другие люди становятся неинтересными, глупыми, раздражающими.

И тогда, чем бы ты ни занимался в жизни, ты ощущаешь, что это не твое. Жизнь превращается в поиск себя и своего пути. Все пустое, неинтересное, тягостное, все не стоящее того, чтобы им заниматься. Работая помощником руководителя, например, ты ненавидишь своего кожного шефа и втайне презираешь его торгашескую жилку. Офисная жизнь с ее суетой и сплетнями кажется невыносимо отвратительной.

Как можно быть такими приземленными? Наверняка работа твоей мечты - это удаленка. Закрыться дома и побыть наедине с собой - постоянное твое желание. Но в этом нет реализации, нет наполнения врожденного желания звука - познания самого себя.

Как найти свое призвание, если ты не такой, как все?

Реализация в жизни звуковика всегда связана с познанием. Неживой природы: законов физики и математики, освоение которых дало миру невероятные IT-технологии и Интернет. Растительной и живой природы: ученые разработали уникальные в истории человечества пищевые технологии, а медицина достигла высочайшего уровня. Человеческой природы: именно звуковики стремятся к психотерапии и психиатрии, пытаясь разгадать тайны человеческой души и защититься от своего родного страха - сойти с ума.

Как найти себя в профессии? Спектр профессий, в которых может состояться звуковик, достаточно широк: это программирование, точные науки, иностранные языки, письменное творчество, музыка, психология, психотерапия, есть и другие.

Имена реализованных звуковиков, жизни которых - яркий пример той великой ценности, которую они принесли обществу, - это Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, Стив Джобс, Никола Тесла и Альберт Энштейн.

Но вовсе не обязательно родиться гением для того, чтобы состояться и быть счастливым, ведь каждый рождается со своим объемом желания, который и нужно реализовать. И этого будет вполне достаточно для того, чтобы чувствовать наверняка - жизнь удалась.

Невероятные изменения происходят, когда ты наполняешь фундаментальные желания звука к познанию себя, человечества, смысла всего, что существует, причинно-следственных связей происходящего вокруг тебя в частности и в мире в целом. Когда ты знакомишься не только с собой, но и научаешься сосредотачиваться на людях и каждого человека понимать, как самого себя. И шефа с торгашеской жилкой, и поверхностных коллег по офису, даже самых отъявленных любителей сплетен. Да, как себя - совершенно без раздражения и осуждения.

Это возможно, и о том, как найти свое место в жизни, рассказывают в своих результатах , которые прошли тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Что же происходит после этого?

Все твои желания высвобождаются из-под гнета звукового вектора, и все твое естество буквально взрывается от интереса к жизни и желаний - самых неожиданных и разных. Неожиданно перед тобой возникнет новая реальность - многогранная и наполненная смыслом. И ты больше не будешь задаваться вопросом, что значит найти себя, потому что обретешь и себя, и новую реальность.

Ну а после знакомства с собой и применить себя будет очень легко. Убедись в этом сам - не пропусти бесплатные вступительные лекции онлайн по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйся в форме внизу.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

На первый взгляд, совет может казаться очень простым, даже банальным, но не ведитесь на это...
Во время прочтения многие из вас осознают, что нас с детства приучали быть кем-то, но только не самим собой: "Кем ты хочешь быть, когда вырастешь ?" - невольно нас подталкивают к выбору без выбора... мы хотим быть докторами, космонавтами, трансформерами, золушками, ниндзями-черепашками... затем у нас кумиры бизнесмены, певцы и кинозвезды. И уже к 20 годам вы просто не знаете кто вы и на что способны. Осознание этой главы и простое самовнушение в дебри подсознания "Будь самим собой !" выведут вас из замкнутого круга и навсегда изменят жизнь!

«Будь собой. Прочие роли уже заняты.» Оскар Уайльд

Как быть собой, Вступление:

Эта история произошла около 700 лет назад. Великий учитель, умудренный опытом, пользующийся почетом и славой, лежал на смертном одре. Ученики и верные последователи спрашивали, страшно ли ему умирать. «Да, – ответил мудрец, – я боюсь встречи с Творцом». «Как же так? – удивились они. – Вы прожили такую до­стойную жизнь. Вы вывели нас из мрака незнания, как Моисей – свой народ. Вы решали споры между нами с мудростью Соломона». Услышав эти слова, учитель ти­хо ответил: «Когда я встану перед Творцом, он спросит меня не о том, на кого я был похож, на Моисея или Соломона. Он спросит: «Был ли ты собой?» Как видите, человек с незапамятных времен пытается быть собой. Почему он до сих пор не преуспел в этом? Потому что стремится угодить сразу всем.

Когда мы решаем жить так, как считаем нужным , обя­зательно появляются недовольные и обиженные: на­чальник, супруг или супруга, родители, дети. Сначала это решение приносит только чувство одиночества и ощу­щение того, будто все против нас. Но мы отвечаем только перед самими собой . Мнение или одобрение окружа­ющих не имеет никакого значения.

Вы несете ответственность за то, что решили жить по-своему. Вы отвечаете за результаты своих поступков и за обстоятельства своей жизни. Вина за ваши действия (или бездействие) ложится на ваши плечи . Нередко цен­ности и убеждения других людей будут расходиться с вашими. Несоответствие вашего образа жизни их представлениям о том, что правильно, а что неправиль­но, пугает их, поскольку на этих представлениях строи­лась вся их жизнь.

При столкновении противоположных убеждений на­чинается внутренняя борьба. Человек спрашивает себя: «Может быть, правы другие? Значит ли это, что я оши­баюсь?» Но тому, кто познал свою сущность, не могут угрожать чужие убеждения. Только сомневающийся в се­бе и не знающий своего истинного «я» может испугаться людей, которые прямо или косвенно ставят под угрозу его систему ценностей.

Роберт Энтони

”Хватить думать! Действуй!”

НАЙДИТЕ СЕБЯ И БУДЬТЕ СОБОЙ (Отрывок из книги Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить")

Перед началом статьи, хотелось бы добавить некоторое эссе
НАЙДИТЕ СЕБЯ И БУДЬТЕ СОБОЙ: ПОМНИТЕ, ЧТО НА ЗЕМЛЕ НЕТ ДРУГОГО ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК ВЫ

Я получил письмо от миссис Эдит Олред.. «Когда я была ребенком, я отличалась повышенной чувствительностью и застенчивостью, – говорит она в своем письме. – Я всегда имела лишний вес, а щеки у меня были такие, что я казалась даже толще, чем была. Моя мать была женщиной старого закала и полагала, что одежда не должна быть красивой. Она считала, что все это глупости. Она всегда говорила: „Широкая одежда будет хорошо носиться, а узкие вещи быстро порвутся“. Она одевала меня в соответствии с этим принципом. Я никогда не ходила в гости, не имела никаких развлечений. Когда я пошла в школу, я никогда не участвовала в играх на свежем воздухе и даже не занималась спортом. Я была болезненно застенчива. Я чувствовала, что я непохожа на других, и считала себя совершенно непривлекательной.

Став взрослой, я вышла замуж за человека на несколько лет старше меня. Но я не изменилась. Мои родственники со стороны мужа были людьми спокойными и уверенными в себе. Они обладали всеми качествами, которыми должна была бы обладать я. Я старалась изо всех сил быть похожей на них, но у меня ничего не получалось. Все их попытки сделать меня более общительной приводили к тому, что я все больше и больше замыкалась в себе. Я стала нервной и раздражительной. Я избегала всех своих друзей. Мое состояние настолько ухудшилось, что я дрожала от ужаса, когда звонили в дверь. Я чувствовала себя неудачницей. Я знала это и боялась, что муж это заметит. Поэтому, когда мы бывали в обществе, я старалась выглядеть веселой и нередко переигрывала. После этого я чувствовала себя несчастной в течение нескольких дней. Наконец, я пришла в такое подавленное состояние, что мне стало казаться бессмысленным продолжать жить. Я стала думать о самоубийстве».

Что же изменило жизнь этой несчастной женщины? Одно случайное замечание!

«Случайное замечание, – продолжала миссис Олред, – преобразило всю мою жизнь. Однажды моя свекровь стала рассказывать о том, как она воспитывала своих детей, и сказала: „Что бы ни случилось, я всегда требовала, чтобы они были самими собой “… Быть собой? .. Это замечание заставило меня по новому осмыслить мою жизнь. Вдруг меня осенило. Я поняла, что все мои горести были вызваны тем, что я пыталась играть роль, которая мне совершенно не подходила.

Я сразу изменила свое поведение. Я начала быть собой. Я старалась изучить свою собственную личность. Пыталась выяснить, что я собой представляю. Я изучила свои достоинства. Я научилась выбирать цвета и стили в одежде, стала одеваться к лицу. Завела новых друзей. Вступила в общественную организацию, которая сначала была небольшой, – и я оцепенела от страха, когда мне поручили сделать доклад. Но с каждым новым выступлением я становилась все смелее и смелее. Мне потребовалось много времени – но сегодня я более счастлива, чем мне когда либо представлялось в мечтах. Воспитывая своих детей, я всегда учила их тому, что познала на таком горьком опыте: „!”»

Эта проблема – хотеть быть собой – «стара как мир, – говорит доктор Джеймс Гордон Джилки, – и столь же универсальна, как человеческая жизнь». Нежелание быть собой является скрытой причиной многих неврозов, психозов и комплексов. Анджело Патри написал тринадцать книг и тысячи газетных статей о воспитании детей, и он говорит: «Наиболее несчастен тот человек, который жаждет стать кем то и чем то другим, чем та личность, которой он является по своему физическому и психическому складу».

Это стремление быть кем то другим особенно распространено в Голливуде. Сэм Вуд, один из самых известных режиссеров Голливуда, рассказывал, что самые большие трудности с молодыми честолюбивыми актерами возникали у него из за этой проблемы: заставить их быть самими собой. Они все хотели стать второсортной Ланой Тэрнер или третьесортным Кларком Гейблом. «Публике уже знакома их яркая индивидуальность, – неустанно повторяет им Сэм Вуд, – и сейчас она хочет чего то другого».
До постановки таких фильмов, как «Прощайте, мистер Чипс» и «По ком звонит колокол», Сэм Вуд много лет работал в сфере торговли недвижимым имуществом, подготавливая кадры агентов по сбыту. Он заявляет, что одни и те же принципы применимы и к миру бизнеса, и к миру кино. «Вы ничего не достигнете, если будете все время обезьянничать. Нельзя быть попугаем. Опыт научил меня, – говорит Сэм Вуд, – что самое целесообразное – как можно быстрее избавляться от людей, которые изображают из себя тех, кем они не являются».

Недавно я спросил Пола Бойнтона, руководителя отдела кадров крупной нефтяной компании «Сокони–Ва куум Ойл», в чем самая большая ошибка людей, которые обращаются к нему по поводу работы. Он должен знать: он беседовал более чем с шестьюдесятью тысячами человек, искавших работу, а кроме того, он написал книгу, озаглавленную «6 способов получить работу». Он ответил: «Самая большая ошибка людей, ищущих работу, состоит в том, что они хотят казаться не такими, какими они являются. Вместо того, чтобы держаться непринужденно и быть совершенно откровенными, они часто стараются давать такие ответы, которые, как они думают, вы хотите услышать. Но это не срабатывает, потому что обманщики никому не нужны. Как и фальшивые монеты».

Вот история одной женщины, которая убедилась в этом на собственном горьком опыте. Она была дочерью кондуктора трамвая. Эта девушка стремилась стать певицей. Но ее лицо причиняло ей большие неприятности. У нее был большой рот и выдающиеся вперед зубы. Впервые выступая перед публикой в ночном клубе в Нью Джерси, она старалась оттягивать верхнюю губу вниз, чтобы скрыть свои зубы. Она пыталась держаться «очаровательно», но что из этого получилось? Она выглядела смешной. Ее карьера могла кончиться провалом.

Однако среди посетителей ночного клуба оказался человек, который, услышав ее пение, подумал, что у нее есть талант. «Послушай, – напрямик сказал он, – я наблюдал твое выступление и знаю, что ты пытаешься скрыть. Ты стыдишься своих зубов». Девушка смутилась, но мужчина продолжал говорить: «Ну и что из этого? Разве это преступление – иметь некрасивые зубы? Не старайся скрывать их! Открывай рот, и публика полюбит тебя, когда увидит, что ты не стыдишься. Кроме того, – проницательно заметил он, – эти самые зубы, которые ты стараешься скрыть, возможно, принесут тебе успех и богатство!»
Кэсс Дейли последовала его совету и забыла о своих зубах. С того времени она думала только о публике, которая слушала ее. Она широко открывала рот и пела с таким чувством и темпераментом, что стала одной из самых ярких звезд в кино и на радио. Другие комедийные актрисы пытаются сейчас подражать ей!

Знаменитый Уильям Джеймс имел в виду людей, которые так и не нашли себя, когда заявил, что средний человек развивает только десять процентов заложенных в нем интеллектуальных способностей. «В сравнении с тем, какими мы должны быть, – писал он, – мы бодрствуем только наполовину. Мы используем лишь небольшую часть наших физических и умственных ресурсов. Говоря в общем, человек, таким образом, далеко не использует своих возможностей. Он обладает силами различного рода, которые обычно пропадают втуне».

Вы и я обладаем такими способностями, поэтому не будем терять ни секунды на беспокойство по поводу того, что мы непохожи на других людей. Вы представляете собой нечто новое в этом мире. Никогда, с самого начала времен, не было другого человека, в точности такого, как вы; и на протяжении всех будущих веков никогда снова не будет вашего полного подобия. Согласно данным генетики, мы становимся именно такими, как мы есть, в основном в результате взаимодействия 24 отцовских и 24 материнских хромосом. В этих 48 хромосомах заложено все, что определяет нашу наследственность. «В каждой хромосоме может насчитываться, – пишет Амран Шейнфелд, – от двух десятков до сотен генов, – причем в некоторых случаях лишь один ген способен изменить всю жизнь человека». Действительно, мы сотворены «страшным и чудесным образом».

Даже после того, как ваши отец и мать встретились и вступили в брак, существовал только один шанс из 300000 миллиардов, что родится именно такой человек, как вы! Другими словами, если бы у вас было 300000 миллиардов братьев и сестер, они все могли бы быть непохожими на вас. Вы думаете, все это предположения? Ничего подобного. Это научный факт. Если вы хотите получить дополнительные сведения по этому вопросу, зайдите в вашу публичную библиотеку и возьмите книгу, озаглавленную «Вы и наследственность». Автор – Амран Шейнфелд.

У меня есть основания говорить о необходимости «найти себя», поскольку меня это глубоко затрагивает. Я знаю, о чем говорю. Мой печальный опыт обошелся мне слишком дорого. Вот иллюстрация: когда я впервые приехал в Нью Йорк с кукурузных полей Миссури, я поступил в Американскую академию драматических искусств. Я стремился стать актером. Мне пришла в голову, как я считал, блестящая идея, настолько простая, настолько беспроигрышная, что я не мог понять, почему тысячи честолюбивых людей на нее еще не натолкнулись. Идея заключалась в следующем: я изучу как знаменитые актеры того времени – Джон Дрю, Уолтер Хэмпден и Отис Скиннер, . Затем я собирался заимствовать лучшие качества каждого из них и объединить их в себе. Я думал, что это поможет мне стать самым блистательным и непревзойденным актером. Как глупо! Как нелепо! Мне пришлось потерять годы cвоей жизни, подражая другим людям, пока до моей бестолковой миссурийской башки дошло, что я должен быть самим собой и что, возможно, я и не мог бы стать кем либо другим.

Этот печальный опыт должен был послужить мне уроком на много лет. Но этого не случилось. Куда мне, я был слишком туп. Мне пришлось снова пройти через все это. Несколько лет спустя я принялся писать книгу, которая, как я надеялся, будет самой лучшей книгой по ораторскому искусству для деловых людей, которая когда либо была написана. Однако в работе над книгой я руководствовался той же глупой идеей, которую я применял, готовясь стать актером. Я собирался заимствовать мысли многих других писателей и объединить их в одной книге, – книге, в которой содержалось бы все. Итак, я достал десятки книг по ораторскому искусству и потратил целый год на то, чтобы включить их мысли в свою рукопись. Но в конце концов меня осенило, что я снова веду себя глупо. Эта мешанина из мыслей других людей, которую я написал, была такой компилятивной, такой скучной, что ни один деловой человек не стал бы корпеть над ней. Тогда я отправил в корзину для мусора этот плод моего годичного труда и начал все сначала. На этот раз я сказал себе: «Ты должен оставаться Дейлом Карнеги, со всеми его недостатками и слабостями. По всей вероятности, мы можешь быть никем другим». Я отказался от мысли сочетать в себе достоинства других людей, засучил рукава и занялся тем, чем мне Следовало заняться с самого начала: написал учебник по ораторскому искусству, в котором нашли отражение мой собственный опыт, наблюдения и мысли, накопившиеся у меня как у оратора и преподавателя ораторского мастерства. Я усвоил – надеюсь навсегда – урок, который усвоил сэр Уолтер Рэлей. (Я говорю не о сэре Уолтере, который бросил свой плащ на грязную мостовую, чтобы на него ступила королева. Речь идет о сэре Рэлее, который был профессором английской литературы в Оксфорде в 1904 году.) «Я не могу написать книгу на уровне Шекспира, – сказал он, – но я могу написать свою собственную книгу».

Будьте самим собой. Следуйте мудрому совету, который Ирвинг Берлин дал покойному Джорджу Гершвину. Когда Берлин и Гершвин впервые встретились, Берлин был знаменит, а Гершвин был молодым композитором, пробивающим свою дорогу в жизни. Он зарабатывал только тридцать пять долларов в неделю сочинением легкой музыки. На Берлина произвели глубокое впечатление способности Гершвина, и он предложил ему работу в качестве своего музыкального секретаря, причем его заработок должен был увеличиться втрое. «Но не соглашайтесь на эту работу, – посоветовал Берлин. – Если вы займетесь ею, вы, возможно, станете второсортным Берлином. Но если вы будете настойчиво оставаться самим собой, настанет день, когда вы станете первоклассным Гершвином».

Гершвин внял этому предупреждению и постепенно стал одним из самых известных американских композиторов своего поколения.

Чарли Чаплин, Уилл Роджерс, Мэри Маргарет Макбрайд, Джин Отри и миллионы других были вынуждена усвоить урок, который в этой главе я пытаюсь донести до вашего разума. Им это дорого обошлось – как и мне.

Когда Чарли Чаплин начал сниматься в кино, режиссер фильмов настаивал, чтобы он подражал популярному немецкому комику того времени. Чарли Чаплин не мог ничего достичь, пока не проявил свою индивидуальность. Боб Хоуп пережил то же самое: в течение многих лет он был исполнителем танцев с пением – и ему так и не удавалось . Он прославился, когда выбрал свой собственный жанр – искусство юмористического рассказа. Роджерс много лет выступал статистом в водевилях, не произнося ни слова. Он бы так и не преуспел, если бы не обнаружил у себя дар рассказывать юмористические истории.

Когда Мэри Маргарет Макбрайд впервые стала выступать на радио, она избрала для себя амплуа комической актрисы ирландки и потерпела неудачу. Когда же она начала играть саму себя – простую деревенскую девушку из Миссури, – то стала одной из самых популярных звезд нью йоркского радио.

Когда Джин Отри старался избавиться от своего техасского акцента и утверждал, что он из Нью Йорка, люди только смеялись за его спиной. Но когда он стал играть на своем банджо и петь ковбойские баллады, то было положено начало его карьеры. Джин Отри сделался самым популярным в мире ковбоем как в кино, так и на радио. (прим. напоминает историю всем известной Опры Уинфри)
Вы являетесь чем то совершенно новым в этом мире. Радуйтесь этому. Используйте наилучшим образом то, что вам дала природа. В конечном итоге всякое искусство автобиографично. Вы можете петь только своим голосом. Вы можете рисовать только своей рукой. Вы должны быть таким, каким вас сделали ваш опыт, ваша среда и ваша наследственность. Что бы ни случилось, вы должны возделывать свой маленький сад. Чтобы ни случилось, вы должны играть на своем маленьком инструменте в оркестре жизни.

Эмерсон в своем эссе «Доверие к себе» писал: «В духовной жизни каждого человека наступает такой момент, когда он приходит к убеждению, что зависть порождается невежеством; что подражание – самоубийство; что человек, хочет он того или нет, должен примириться с собой, как и с назначенным ему уделом; что какими бы благами ни изобиловала вселенная, хлеба насущного ему не найти, коль скоро он не будет прилежно возделывать отведенный ему клочок земли. Силы, заложенные в нем, не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен, а это не прояснится, пока он не испытает себя»

Чтобы выработать у себя такое отношение к жизни, которое принесет вам покой и освободит от беспокойствва, выполняйте правило пятое:

Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой
.

Одна из самых серьезных и болезненных проблем для тех, кто встал на путь серьезного, а не бутафорского личностного роста – это нахождение себя. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, решается она далеко не так легко, как кажется. Ведь если бы всё было так просто и каждый человек мог бы быть самим собой, то мы бы с вами жили в совершенно другом мире. Поэтому предлагаемая стратегия подойдет только для реально сильных личностей.


Шаг 1. Понять ложность системы координат

Каждого человека можно сравнить с кораблем. Как и корабль человек плывет по волнам жизни, вот только далеко не всегда ясно КТО капитан, КУДА именно и по каким координатам плывет этот корабль. Всё это приводит к тому, что человек неадекватно воспринимает реальность, совершает глупые и грубые ошибки, рушит те дела и проекты в которых мог бы достичь неплохих результатов, занимается не тем чем хочется. Короче, мается по жизни, периодически наступая на разного рода грабли и проваливаясь в жопы.

Путь к себе , путь роста – это в первую очередь преодоление собственной лжи и иллюзий в отношении реальности, людей, собственных целей и желаний. Сделать это можно одним единственным способом – начав честно рассматривать всю свою жизнь от начала до конца. И первым признаком того, что вы делаете это так как надо – будут сопровождающие вас неприятные чувства.

Ложь сладка и приятна, правда горька и порой обидна. Но честность перед самим собой даёт самый сильный бонус – адекватное восприятие реальности, чёткое понимание происходящего и восстановление заблокированных способностей (а также «зарытых в землю» талантов).


Шаг 2. Сбросить маски

Каждый из нас носит огромное количество масок. Их можно называть ролями, индивидуальностями, субличностями, аспектами.. да как угодно. У каждой маски своя цель, свой «двигатель» и практически всегда это совсем не то, что нужно нашему истинному Я.

Чтобы вы, что называется, наглядно увидели, что это такое – представьте, что вы стоите в центре огромной комнаты и вам нужно из неё выйти. Вы вроде даже знаете где находится дверь и пытаетесь двигаться по направлению к ней. Но окружающие вас люди всячески вам мешают: берут в кольцо, оттесняют в сторону, отвлекают разговорами, обманывают, указывая неверное направление, даже толкают и ставят подножки. Лишь бы не давать вам двигаться туда куда вы хотите.

Именно так и проходит наша жизнь с нашими масками. Мы вступаем с ними во внутренний диалог, ругаемся, не замечаем, как их надеваем и живем под личиною не своей жизнью, а жизнью маски. Поэтому, чтобы понять себя, маски нужно сбросить. Все!

Один из самых лучших способов сделать это – пройти процесс Гностического интенсива, в ходе которого вы последовательно проясняете и сбрасываете все свои маски, открывая путь к своему истинному Я, обладающему всей полнотой информации о вашем предназначении (миссии в жизни).


Шаг 3. Огонь истинных желаний

Есть два типа мотиваций – мотивация ОТ и мотивация К . Первая направлена на то, чтобы избежать чего-то. А вторая соответственно на то, чтобы прийти к чему-то. Например, человек устраивается на работу, чтобы избежать голода (хотя в наше время можно не работать и при этом неплохо питаться) или вдруг «клюет жаренный петух» и сразу появляются силы и ресурсы для исправления ситуации. Особенность такой мотивации в её слабости и кратковременности.

Мотивация К – другое дело. Здесь человек движим не избеганием (проблем), а стремлением к достижению нового состояния реальности в которой он будет чувствовать себя гораздо лучше. Такая мотивация – естественное следствие осознания и реализации человеком своих истинных ценностей и желаний.

Прикол заключается в том, что часто одну мотивацию путают с другой. Характерная ошибка хорошо заметна в мещанских мечтах – хочу быть сытым, хочу красивого партнера, хочу финансовую свободу, хочу много путешествовать, хочу покупать дорогие вещи, хочу иметь… хочу, хочу, хочу. На самом деле, несмотря на все эти хочу, среднестатистический обыватель даже не поднимет жопу с дивана, чтобы хоть что-то сделать.

Почему? Потому что на самом деле он просто не хочет своей серой, убогой и скучной жизни с её нелюбимой работой и неинтересными людьми вокруг и всеми фибрами мечтает из неё убежать в красивую сказку материального благополучия. Но сказки придумываются чтобы дурачить лохов (буратин). В реальности всё имеет свою цену. Цену, которую не каждый захочет платить.

Это же, к слову, железный критерий отделения истинных желаний от ложных – за последние человек не готов сражаться. По крайней мере до первого кровавого пота..


Шаг 4. Ваша мечта водит вас за нос

Знаете, чем хорошо иметь мечту? А тем, что можно ничего не делать, абсолютно бездействовать, пребывая в радостном состоянии рассмотрения собственной абстрактной и неконкретной мечты. Ведь если мечта размыта и неясна, то и достигнуть её нельзя, зато можно сколько угодно любоваться и греть себе этим душу.

В отличие от мечты цель всегда конкретна. Ясно какой результат будет и ясно зачем он нужен. И главное – у цели всегда есть план, то есть предельно чёткая последовательность действий, необходимых для получения ожидаемого результата. Когда есть план, то ВСЕГДА понятно, ЧТО КОНКРЕТНО нужно делать. А если вдруг непонятно, то значит плана у вас нет, а есть иллюзии и неопределенность.

Составление плана – это процесс. Процесс настойчивый, интенсивный, серьезный, творческий, порой трудный и мучительный (причины этого я раскрою ниже), но весьма интересный и увлекательный. Это как игра, где ты бросаешь кубик и передвигаешь фишку по карте, попадая в различные ситуации из которых требуется найти нетривиальный выход. А чтобы не играть в скучном одиночестве сильные личности привлекают к участию профессионалов, владеющих методами моделирования и решения проблем.


Шаг 5. Двигаться без усилия

Есть распространенный стереотип о том, что процесс движения к цели – это тяжкий и адский труд, что надо дико пахать и прилагать неимоверные усилия для того, чтобы достигнуть результата.

Да, прилагать усилия надо. Но только в том случае, если для достижения цели обязательно требуется физическая сила. А она требуется если вы спортсмен или занимаетесь единоборствами. Либо строите домом. Либо используете какие-либо механизмы для достижения желаемого вами эффекта.

Во всех остальных случаях усилия не требуются! А требуется намерение, чёткий план действий и отсутствие противодействия (самосаботажа). Ведь ментальное (умственное) или эмоциональное усилие требуется ТОЛЬКО ТОГДА , когда у вас в бессознанке притаились противостоящие (блокирующие, мешающие) усилия. И именно противостояние этих усилий порождает внутреннее напряжение, которое вы вынуждены преодолевать, двигаясь к цели. И которое совершенно справедливо идентифицируете с «адским трудом». Действительно – это адский труд бороться с самим собой..

Подумайте сами, в чем проще идти: в легких мокасинах или кирзовых сапогах со свинцовыми подошвами и налипшими килограммами грязи и шлака. Просто снимите сапоги и бегите куда хотите.


Вы сильная личность?

В заключение я попрошу сказать вас правду. Правду самому себе, глядя прямо в глаза. Вы действительно хотите найти себя в жизни? Вы хотите расти и развиваться как личность? Вы хотите иметь Великую и Захватывающую Цель? Вы хотите делать себя и мир лучше? Вы хотите постоянно самореализовываться, занимаясь своим делом жизни? Вы хотите пребывать в состоянии потока? Вы готовы сражаться за то, что любите и во что верите. Вы хотите, наконец, жить своей собственной жизнью?

Если вы ответили честно, то тогда действуйте и всё у вас получится. Я верю в вас! (но если вы хотя бы один раз, хотя бы самую малость соврали себе, то пеняйте на себя, получив от реальности пинок в лицо).

А если у вас возникают трудности и сложности – свяжитесь со мной, будем разбираться с ними вместе.

Знаете, чем отличается гений от простого человека? Гений отстаивает своё право заниматься любимым делом. Обычно это происходит в самом раннем возрасте.

Ответьте себе на вопрос, чем вы любили заниматься в детстве. Ещё до того как ваши родители начали впихивать в вас установки, что «рисованием на хлеб не заработаешь» или «танцы - это несерьёзно». Напишите три вещи, которые вас реально увлекали в детстве. Это небольшая подсказка, куда вам стремиться.

Упражнение 2. Ищем закономерности: 20 любимых занятий

Теперь давайте составим список из 20 ваших . Пусть некоторые из них вам кажутся банальными (например, есть вкусную еду) - всё равно пишите. Когда список будет готов, посмотрите внимательно на эти занятия. Видите закономерности? Может быть, в вашем списке превалируют дела, связанные с помощью людям? Или какие-то спортивные занятия? Или дела, связанные со спокойной монотонной работой?

Поймите, по каким группам можно разбить этот список. Он поможет вам понять, какой жизнью вы хотели бы жить.

Упражнение 3. Ваше идеальное окружение

Если в вас никто не верит, то поверить самому в себя становится ещё сложнее. Именно поэтому среда, порождающая победителей, почти всегда состоит из победителей. К сожалению, среда, в которой мы привыкли расти, не располагает к созданию гениев.

Представьте, что мир за ночь изменился под ваши запросы. И наутро он будет наполнен такими людьми, какими вы захотите. Какими будут эти люди? Какими качествами они обладают? Может, все они , или, наоборот, это люди, сдавшие сопромат на пять с плюсом? Может, они всё делают быстро, или, наоборот, вы бы хотели замедлить мир?

Что вы узнали о себе и что вам нужно, чтобы полностью проявить себя?

Упражнение 4. Пять жизней

А теперь представьте: у вас будет пять жизней. И в каждой из них вы сможете стать тем, кем хотите. Как вы проживёте эти пять жизней?

Это упражнение, как и все остальные, вы можете подогнать под себя. Если управитесь за три жизни - берите три. Нужно десять - ни в чём себе не отказывайте. Я выбрала пять только потому, что мне нравится это число.

Итак, представьте, что одну жизнь вы посвятите биологии, вторую - профессиональным путешествиям, третью - тому, чтобы завести большую семью с кучей , в четвёртой станете скульптором, а в пятой - астронавтом. Какая нравится больше?

Самое важное тут понять следующее: если вам надо выбрать всего одну жизнь, пусть даже ту, что вам больше всего нравится, вам всё равно будет не хватать остальных. Потому что они - это ваша неотъемлемая часть. Нам в головы вдолбили: «Определись!». И это печально.

В мире встречаются люди, рождённые для единственной цели, но это редкое исключение. Каждая из ваших жизней содержит что-то, что вы очень любите и в чём нуждаетесь. И вы можете привнести это в свою жизнь.

Упражнение 5. Мой идеальный день

Сейчас нам предстоит длинная прогулка по вашему воображению. Возьмите ручку и листок, и погнали. Итак, каким вы видите свой идеальный день?

Проживите этот день в настоящем времени и во всех подробностях: где вы просыпаетесь, какой это дом, кто лежит рядом с вами, что вы едите на завтрак, какую одежду вы надеваете, что вы делаете, какой работой вы заняты, дома или в офисе?

Не ограничивайте свою фантазию. Описывайте день, который бы проживали, будь у вас абсолютная свобода, неограниченные средства и все силы и , о которых вы только мечтали.

После того как список составлен, поделите все ваши фантазии на три группы:

  1. Что из этого вам необходимо как воздух.
  2. Что необязательно, но всё равно очень хотелось бы иметь.
  3. Без чего можете обойтись.

Наша жизнь состоит из жизненного опыта, историй, ролей, отношений, заработка, навыков. Что-то из этого мы сами выбираем. Что-то из того, что мы называем своим выбором, на самом деле является компромиссом. Что-то вообще случайность. Что-то из этого необходимо и очень дорого. Но всё это - не вы.

Сосредоточьтесь на себе. Найдите то, что любите. И начните двигаться к своему предназначению.