Как найти инфинитив в предложении. Функции инфинитива в предложении

Которая не имеет ни лица, ни числа. Инфинитив только называет действие, обозначаемое глаголом. Как и в русском языке, в английском неопределенная форма глагола отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?»

To think – думать.

To say – говорить.

Неопределенная форма глагола происходит от отглагольного существительного и сохраняет свойства этой части речи, выполняя в предложении синтаксические функции существительного.

Формальным признаком инфинитива в английском языке служит стоящая перед ним частица to, которая в некоторых случаях может опускаться. Частица to не имеет самостоятельного значения, на нее никогда не падает ударение.

Функции инфинитива

1. Функция подлежащего:

2. Именная часть сказуемого:

His aim was to deceive Mark. Его целью было обмануть Марка.

3. Часть составного глагольного сказуемого :

We intend to celebrate this occasion. Мы намереваемся отпраздновать это событие.

4. Функция дополнения :

Peter asked me to look after his son. Питер попросил меня присмотреть за его сыном.

5. Функция определения :

There is a lot of work to be done. Есть много работы, которую надо сделать.

6. Функция обстоятельства :

I swim everyday to be fit. Я плаваю каждый день, чтобы быть в форме.

Формы инфинитива: таблица

Переходные глаголы в английском языке имеют четыре формы инфинитива в действительном залоге и две – в страдательном, итого 6 форм:

Active Passive
Indefinite
Continuous
Perfect
Perfect Continuous
to accept
to be accepting
to have accepted
to have been accepting
to be accepted

to have been accepted

На русский язык соответствующими формами переводятся только две формы инфинитива: Indefinite Infinitive Active и Indefinite Infinitive Passive. Для остальных форм в русском языке соответствующих форм нет, поэтому они не могут переводиться в отрыве от предложения.

Употребление инфинитива с частицей to (full infinitive)

Как уже было сказано выше, неопределенная форма глагола в английском языке употребляется с частицей to :

To swim – плавать.

To play – играть .

Если два инфинитива стоят в предложении рядом, то частица to перед вторым из них обычно опускается:

He is too young to smoke and drink . Он слишком молод, чтобы курить и пить.

Иногда частица to может употребляться в конце предложения без глагола. Это происходит в тех случаях, когда глагол, к которому относится частица, уже был упомянут в предложении. В этой ситуации на частицу to падает ударение. Такое употребление частицы часто встречается в предложениях с глаголами to want – хотеть, to wish – желать, to mean – иметь в виду, to tr y – пытаться, стараться, to allow – разрешать, to be going – собираться, should (would) like – хотел бы и др.:

She wants me to go there today, but I don’t want to. Она хочет, чтобы я пошел туда сегодня, но я не хочу.

(Подразумевается: go ).

I didn’t want to stay there, but I had to. Я не хотел оставаться там, но мне пришлось.

(Подразумевается: stay ).

Употребление инфинитива без частицы to (bare infinitive)

В некоторых случаях инфинитив употребляется без частицы to .

1. После модальных глаголов must, can (could), may (might) и need :

He must help me . Он должен помочь мне.

You may come in. Ты можешь войти .

2. После глаголов to make – заставлять, to let – разрешать , а иногда также после to help – помогать :

Help me choose a gift for my sister. Помоги мне выбрать подарок для сестры.

Mother makes me clean my room. Мама заставляет меня убирать мою комнату.

Father let me go to my friend. Отец разрешил мне пойти к другу.

3. В обороте после глаголов to watch – наблюдать, to see – видеть, to hear – слышать, to feel – чувствовать и некоторых других:

I saw her write the letter. Я видел, как она пишет письмо.

Примечание. Если глаголы, перечисленные в пп. 2–3, употребляются в страдательном залоге, то следующий за таким глаголом инфинитив употребляется с частицей to :

He was made to clean his room. Его заставили убрать комнату.

She was seen to write the letter. Видели, как она пишет письмо.

4. После устойчивых выражений had better – лучше бы, would rather, would sooner – предпочёл бы:

You had better go home. Тебе лучше бы пойти домой.

I would rather stay here. Я предпочел бы остаться здесь.

Теперь вы знаете всё об инфинитиве в английском . Задавайте вопросы в комментариях.

Нужно ориентироваться на несколько параметров – на структуру предложения (взаимоотношение слов в нем), смысл предложения и в каких-то случаях на типичные «указатели» в предложении.

Часто помогает просто задать вопрос. Рассмотрим, как применять все эти параметры при определении конкретных функций.

Подлежащее-subject . Проще всего его определить, если инфинитив стоит в начале предложения: To live is to create. To understand her better was what he wanted. Немного сложнее это сделать в тех случаях, когда предложение начинается с вводного IT – It is nice to see you here. В данном случае формальное подлежащее «it», а смысловое подлежащее – to see you here. Почему? Задаем вопрос. What is nice? Отвечаем. To see you here is nice. Но по правилам практической грамматики принято говорить it is nice you see here, то есть начинать предложение не с объемной структуры в виде инфинитива, а с вводного местоимения, чтобы поставить инфинитив в конце, в более сильную смысловую позицию. Еще примеры – It is wonderful to watch the sunset. It is a shame to wear these clothes. Везде можно спросить – What is wonderful? What is a shame? То есть в этих предложениях подлежащим будет и it (формальное подлежащее) и инфинитивы – to watch…., to wear…. . А остальная часть “is wonderful”, “is a shame” это сказуемые (составные именные). Иногда сложно распознать эту структуру в вопросах. Is it necessary to punish children? для удобства просто возвратите предложение в утвердительную форму «It is necessary to punish children”. И следуйте логике, описанной выше.

Сказуемое= predicate . Инфинитивы, герундии и причастия НИКОГДА не бывают сказуемыми, так как это неличные формы. Неличные формы не имеют лица, числа, времени и так далее, поэтому выполнять роль главного глагола в предложении просто не могут.

Часть составного именного сказуемого= predicative . Например, His task is to work with the papers. My aim is to make you happy. To learn a language is to take effort. Так как любая неличная форма (и инфинитив, и герундий и причастие) – форма двойственная, то есть похожа одновременно на глагол и на существительное (прилагательное), то в этом случае надо воспринимать инфинитив как существительное или прилагательное. То есть можно сказать His task is difficult. Тогда сразу ясно, что “is difficult” – это сказуемое – составное именное сказуемое (глагол- связка + существительное или прилагательное). Подставляем вместо difficult какой-нибудь инфинитив, например, to work with the papers , сказуемое остается тем же. То есть целиком оно называется составное именное (compound nominal predicate), а инфинитив будет его частью, которая в английском называется predicative. Обычно подобное явление будет иметь место после глагола to be (или ему подобного глагола-связки). Это был структурный подход. По смыслу подобные предложения будут носить описательный характер. То есть в приведенных выше примерах смысл предложения – раскрыть суть подлежащего, то есть «Какая у него задача?», «Какая моя цель?» и так далее. Осторожно! Не перепутайте эту функцию с функцией определения. В функции attribute инфинитив должен стоять непосредственно рядом с существительным. А в этих предложениях инфинитив ОТДЕЛЕН от существительного, к которому он действительно имеет смысловое отношение, с помощью глагола to be . Если сказать, что инфинитивы в этих примерах являются определениями, то возникает вопрос, где же сказуемое?



Инфинитив как «часть от части составного именного сказуемого» . По-английски это звучит лучше part of the predicative . например, The grass is soft to walk on. The book is difficult to read. He is easy to deal with. В этих предложениях (рассмотрим первое) сказуемое целиком – “is soft to walk on” – глагол to be+ прилагательное +инфинитив. Отделим теперь от сказуемого его часть, то есть predicative, остается “soft to walk on”. Отделяем теперь еще и инфинитив (нас же интересует именно его функция), получается, что он является частью от predicative , то есть part of the predicative . Честно говоря, лучше эту структуру просто запомнить. То есть обращайте внимание на предложения с глаголом to be+прилагательное+инфинитив . Здесь инфинитив part of the predicative .

NB! будьте уверены, что различаете термины predicate – сказуемое, predicative – именная часть сказуемого

Инфинитив как часть составного глагольного сказуемого . Термин predicative здесь уже не применяется, так как predicative – это часть составного ИМЕННОГО сказуемого (после глагола-связки to be). По-английски эта функция будет “part of compound verbal predicate ”. Здесь ситуация осложняется тем, что составное глагольное сказуемое бывает двух видов – модальным и аспектным . Что это такое? 1) Модальное глагольное сказуемое по своему определению должно содержать модальный глагол или модальное выражение. Например, The boy must study hard. “Must study” - модальное глагольное сказуемое, а инфинитив study – его часть (тут инфинитив без частицы “to”, но все равно он остается инфинитивом). И с другими модальными глаголами – He had to leave early. He might call you. He ought to be ashamed. Инфинитивы здесь могут быть разных видов - и продолженный инфинитив, и перфектный инфинитив. На функцию это не влияет, она остается такой же – часть составного глагольного сказуемого. Например, We must have forgotten about your request. She may be reading in the garden. 2) Теперь об аспектном сказуемом . Такое сказуемое должно в обязательном порядке содержать глаголы, обозначающие начало действия (to begin, to start и их синонимы) или продолжение действия (to continue, to keep, to go on и их синонимы) или конец действия (to finish, to stop, to end и их синонимы). Например, he began to speak about his misfortunes, It started to rain . Эти сказуемые (выделенные жирным) являются аспектными составными глагольными сказуемыми, так как содержат вышеуказанные глаголы. А инфинитив будет, соответственно, их частью. Чаще всего эта функция будет проявляться у герундия, потому что большинство из этих глаголов требуют после себя именно герундий (to keep doing, to go on doing, to stop doing). По-английски эта функция называется либо part of aspect compound verbal predicate , либо part of aspective compound verbal predicate . Это одно и то же.

3) Модальное и аспектное глагольное сказуемое могут встретиться в пределах одной формы. Например, He must have begun to work on his report. Есть и модальный глагол, и глагол «начала действия» to begin, и инфинитив. Получается, что инфинитив – это часть модального аспектного глагольного сказуемого – part of modal aspect compound verbal predicate .

Далее. Инфинитив в роли дополнения – object . Самая простая для определения функция. Инфинитив должен появиться обязательно ПОСЛЕ какого-либо ГЛАГОЛА и отвечать на вопрос «что?» (что логично, потому что любое дополнение так себя и ведет - «дополняет глагол» и отвечает на вопрос «что»). например, He wants to sleep. Он хочет «что/чего?» - спать. He knows how to make you happy. Он знает «что?» - how to make you happy. Здесь инфинитив был прямым дополнением, то есть без предлога. I ask you to leave. I like to be with you. I hate to admit my failure. Везде инфинитив отвечает на вопрос «что» и является дополнением. Немного сложнее определять эту функцию, когда имеем дело не с глаголом плюс инфинитив, а с прилагательным или причастием + инфинитив. Например, I’m not ashamed to speak about him in this way. The child was afraid to enter the room. Здесь русский перевод может отвлечь от истины. Поэтому лучше мыслить и переводить более дословно «Я не стыжусь «чего» - говорить о нем…», «ребенок боялся чего? – входить в комнату». Все эти инфинитивы – тоже дополнения. Кстати, не только по структуре, а и по смыслу тоже. Если остановиться на середине предложения, то будет непонятно – he wants, I like, I’m not ashamed, I’m afraid. Чего человек хочет, боится, стыдится? То есть дополнение в виде инфинитива продолжает мысль глагола, тесно с ним связано.

Существует также явление формального дополнения в виде местоимения it . Мы его уже видели при обсуждении функции подлежащего. Суть здесь та же. Например, This money made it possible to hire the best teachers for him. Задаем вопрос. Что сделали деньги возможным? Нанять лучших учителей. То есть дополнением является и местоимение it (оно будет формальным дополнением) и инфинитив to hire the best teachers (это смысловое дополнение). С практической точки зрения мы не можем поставить инфинитив на место it , как требует логика - *This money made to hire the best teachers for him possible (так нельзя сказать). Поэтому отодвигаем инфинитив на последнее место в предложении, а на его место ставим it , которое будет указывать, что «скоро появится и сам инфинитив».

Инфинитив в роли определения attribute . Часто бывает путаница в словах attribute и attributive . Само слово attribute – существительное, а attributive – прилагательное. То есть можно сказать, что инфинитив употреблен in the function of an attribute или in the attributive function (это будет то же самое). Например, I didn’t accept his offer to work for his company. Я не принял его предложение – какое предложение? – поработать на его компанию. Определение отвечает на вопрос «какой?» и раскрывает смысл предшествующего существительного или местоимения. Инфинитив должен находиться непосредственно рядом с существительным или глаголом, к которому он относится. Еще примеры: I didn’t like his idea to go to the cinema. Какая идея? Идея пойти в кино. То есть инфинитив раскрывает суть существительного «idea». Без инфинитива не будет понятно, что стоит за этим словом, какая идея имеется в виду. Примеры: Where are the papers to be sent? (какие бумаги? которые нужно отослать). She was given a form to fill in. (какую анкету? которую она должна была заполнить) There is no time to lose (нет какого времени? которое можно терять). Немного сложнее, когда инфинитив относится к местоимениям, например: I have something to tell you. To tell you относится к something и раскрывает его смысл. У меня есть что-то - «какое что-то?» (можно так условно задать вопрос) – и инфинитив поясняет, что это за something. То же самое: I have nothing to tell you. Do you have anything to say? He had nowhere to go (nowhere=no place). I need somebody to help me. There was nobody to turn to. Отдельно следует запомнить такую модель – to be the first/second/third/last/the only one to do something . Например, She was the first to come to the office. He was the first African to receive a Nobel Prize. He is always the last to leave the office. В этих случаях инфинитив выступает в роли определения.

Инфинитив в роли обстоятельства (adverbial modifier) . Обстоятельство бывает разных видов. Для инфинитива актуальны такие виды, как обстоятельство сравнения (adverbial modifier of comparison), обстоятельство цели (adverbial modifier of purpose), обстоятельство следствия (adverbial modifier of result), обстоятельство сопутствующих действий (adverbial modifier of attendant circumstances). В случае с обстоятельством нужно ориентироваться на смысл предложения и некоторые указатели .

Самые простые виды обстоятельств с точки зрения определения функции – это обстоятельствово сравнения и обстоятельство цели . В случае с обстоятельством сравнения нужно ориентироваться на так называемые «маркеры-указатели» в предложении – as if или as though . Например, He opened his mouth as if to say something . He made a gesture as if to frighten me away . Обстоятельство цели просто распознается из-за очевидности своего значения – «С какой целью сделано действие». He rose to greet me – Он встал, чтобы поздороваться со мной. He went to the kitchen to bring me some juice (ЧТОБЫ принести). Иногда в предложении могут быть и вспомогательные слова, такие как in order to : He bought a car in order to get to the office more quickly.

Обстоятельство следствия (adverbial modifier of result) нужно научиться чувствовать и по смыслу и ориентируясь на такие указатели, как «too», «enough», “so+adjective+ as to”, “such as to” . Например, He was too young to get married. Он был слишком молод, и как следствие, было нежелательно, чтобы он женился. I’m experienced enough to take decisions. У меня достаточно опыта, и как следствие, я могу принимать решения. The wind was so strong as to blow off the roofs. Ветер был такой сильным, что как следствие, срывал крыши домов. His strength was such as to let him lift huge weights. Его сила была такая, что как следствие, он мог поднимать тяжести. Если не очень чувствуете эту функцию по смыслу, то лучше ориентируйтесь на перечисленные выше слова-«указатели».

Самой сложной для распознавания обычно считается функция обстоятельства сопутствующих действий (adverbial modifier of attendant circumstances) . Здесь нужно проанализировать смысл предложения. Начнем с ярких примеров. He went to Africa to die of malaria. Он специально поехал в Африку, чтобы умереть от малярии? Нет. То есть это не цель. Поехал и, как следствие, умер от малярии? Тоже нет. Африка опасна, но не с 100процентной гарантией летального исхода. Он поехал в Африку И умер от малярии – вот в чем смысл. То есть инфинитив выражает еще одно, дополнительное, действие в предложении. Поэтому функция и называется функцией сопутствующих действий. Часто в подобных предложениях инфинитив привносит еще и значение «неожиданности» второго действия. One morning he awoke to find himself famous. Специально проснулся, чтобы стать знаменитым? Нет, это не цель. Стал знаменитым как следствие того, что проснулся? Тоже нет J Он проснулся и обнаружил (неожиданно), что он знаменит. Два действия в рамках одного предложения. Еще примеры – He went out in the street to see it was deserted. He returned home to find that his flat had been burgled. The boy looked up to see a stranger above him. Вышел на улицу И увидел, вернулся домой И обнаружил, поднял глаза И увидел. Часто инфинитивами будут такие глаголы, как to find, to discover, to see, to notice, to learn . Иногда можно увидеть наречие only перед инфинитивом – He sent her a letter only to learn that she had got married. Он послал письмо и узнал, что она вышла замуж. Only привносит значение фатальности действия, придает ему негативную, «пессимистическую» окраску. Можете взглянуть на пару упражнений, связанных с этой функцией.

Инфинитив, или неопределенная форма глагола, относится к неличным формам глагола и сочетает в себе свойства глагола и существительного. Инфинитив отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»: to read - читать , to write - писать , to learn - учить , to remember - помнить , to promise - обещать и т. д.

Формальным признаком инфинитива является частица to, которая стоит перед ним. В некоторых случаях частица to опускается.

Indefinite Infinitive Active является единственной простой формой инфинитива.

I want to play chess.
Я хочу играть в шахматы.

Все остальные формы являются сложными, так как образуются при помощи вспомогательных глаголов to be , to have и причастия .

Правила образования и употребления инфинитива в английском языке

1. Indefinite Infinitive Active образуется от основы глагола с частицей to (например, to write) и употребляется для выражения действия, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом-сказуемым, в настоящем, прошедшем и будущем времени или безотносительно ко времени его совершения.

I am glad to hear it. Я рад слышать это.
He wanted to play chess. Он хотел играть в шахматы.
I shall hope to see you tomorrow. Буду надеяться увидеть вас завтра.
To swim is pleasant. Плавать приятно.

Indefinite Infinitive Passive образуется при помощи вспомогательного глагола to be + 3-я форма глагола (Participle II) (например, to be written) и употребляется для выражения действия, одновременного с действием, выраженным глаголом-сказуемым.

Не wanted her article to be translated .
Он хотел, чтобы её статья была переведена (= чтобы её статью перевели).

2. Continuous Infinitive Active образуется при помощи вспомогательного глагола to be + Participle I смыслового глагола (например, to be writing) и употребляется для выражения длительного действия, которое происходит одновременно с действием, выраженным глаголом-сказуемым. Эта форма часто употребляется после глаголов to seem, to appear - казаться и после вспомогательных глаголов .

Не seems to be writing much. Кажется, он очень много пишет.
Не seems to be waiting for us. Кажется, (что) он ждёт нас.

3. Perfect Continuous Infinitive Active образуется с помощью вспомогательного глагола to be в Perfect Infinitive (to have been) + Participle I смыслового глагола (=ing форма) - (например, to have been writing) - и выражает длительное действие, предшествующее действию, выраженному глаголом- сказуемым.

He is reported to have been writing a new novel.
Сообщают, что он пишет новый роман. (Сообщают сейчас, а начал он писать новый роман до этого, поэтому глагол to write употреблен в Perfect Continuous Infinitive Active.)

4. Perfect Infinitive Active образуется при помощи вспомогательного глагола to have + Participle II смыслового глагола (например, to have written).

Perfect Infinitive Passive образуется при помощи вспомогательного глагола to be в Perfect Infinitive (to have been) + Participle II смыслового глагола (например, to have been written).

Perfect Infinitive (Active, Passive) употребляется:

1. Для выражения действия, предшествующего действию, выраженному глаголом-сказуемым .

Не is said to have won the Olympic Gold (medal).
Говорят, что он выиграл золотую медаль на Олимпийских играх.

She seems to have forgotten about our request.
Кажется, она забыла о нашей просьбе.

2. После модальных глаголов should , would , ought to , could , might для выражения невыполненного морального долга, обязательства.

Не should have helped her.
Ему следовало помочь ей (но он этого не сделал ).

You ought to have congratulated him with the defence of his thesis.
Вам следовало бы поздравить его с защитой диссертации.

3. После was, were для выражения невыполненных планов и договоров.

The school was to have been ready by the 1st of September, but it is still only half finished.
Школа должна была быть готова к 1 сентября, но она готова ещё только наполовину.

4. После модальных глаголов must , may для выражения предположения, заключения.

Не must have read this book. Он, должно быть, читал эту книгу.
She may have married . Она, возможно, вышла замуж.
He must have come this way. Here are his footprints.
Он, должно быть, пришёл этой дорогой. Вот его следы.

5. После глаголов to hope (надеяться ), to expect (ожидать ), to want (хотеть ), to intend (намереваться ) для выражения действия, которое вопреки надежде, ожиданию не совершилось.

She hoped to have met a good man.
Она надеялась встретить хорошего человека (но не встретила ).

He intended to have put up an advertisement yesterday.
Он намеревался сделать объявление вчера (но не сделал ).

Инфинитив с частицей to

1. Инфинитив обычно употребляется с частицей to: to read, to write, to work. Но если в предложении стоят рядом два инфинитива, соединенные союзом and или or, то перед вторым инфинитивом частица to обычно опускается.

She decided to go and buy something for supper.
Она решила пойти и купить что-нибудь на ужин.

2. Частица to иногда употребляется в конце предложения без глагола. Это делается во избежание повторения одного и того же глагола в одном предложении. Такое употребление частицы to обычно встречается после глаголов to wish - желать , to want - хотеть , to try - пытаться , to allow - разрешать , to have to - быть должным и др.

I didn’t want to take a taxi but I had to (take one) as I was late.
Я не хотела брать такси, но вынуждена была (взять такси), так как опаздывала.

He wished to go but he wasn’t able to .
Он хотел идти, но был не в состоянии (не мог идти).

Did you get a ticket? - Ты достал билет? -
No, I tried to , but there weren’t any left.
Нет. Я пытался, по ни одного билета не осталось.

3. После глаголов to be, to have , используемых в качестве модальных глаголов , ставится частица to.

I am to meet him here.
Я должен встретить его здесь.

Не has to do it in September.
Он должен сделать это в сентябре.

4. После слов the first, the second… the last, the only.

He loves parties: he is always the first to come and the last to leave .
Он любит вечеринки: он всегда приходит первым и уходит последним.

Инфинитив без частицы to

1. После вспомогательных и модальных глаголов.

Не can play chess. Он играет (умеет играть) в шахматы.
We shall go by foot there. Мы пойдём туда пешком.

2. После глаголов to make - заставлять , to let - разрешать и иногда после to help - помогать .

She made him give up smoking. Она заставила его бросить курить.
I let him read this book. Я разрешил ему читать (прочесть) эту книгу.

3. После глаголов to see - видеть , to hear - слышать , to feel - чувствовать , to watch - наблюдать , to make - заставлять и некоторых других в обороте «Объектный падеж с инфинитивом».

I heard her leave the house.
Я слышал, как она ушла из дома.

They made us work all night long.
Они заставили нас работать всю ночь.

НО: Если глаголы, перечисленные во 2-м и 3-м пунктах, употребляются в страдательном залоге, то следующий за ними инфинитив употребляется с частицей to.

Не was made to open the door.
Его заставили открыть дверь.

She was seen to go to the institute.
Видели, как она пошла в институт.

4. После выражений had better - лучше бы , would rather, would sooner - предпочёл бы, …(бы) скорее.

You had better talk to the doctor.
Вы лучше поговорите с врачом.

I would rather see him alone.
Я предпочёл бы увидеть его одного.

Предлоги места в английском языке: above, after, among, at, before, behind, below, between, beside, by, in, in front of, inside, near, next to, on, opposite, outside, round, under.

Согласно нормам современной грамматики, английский инфинитив является одной из трех основных неличных наряду с причастием и герундием. Однако исторические данные свидетельствуют о том, что в древнеанглийский период инфинитив обладал склоняемой формой, что предположительно говорит о его происхождении от существительного. Так как же узнать, что такое инфинитив на самом деле? В общем и целом его можно сравнить с в русском языке, поскольку аналогично ей, английский инфинитив одновременно обладает свойствами и глагола, и существительного. Однако при этом он имеет ряд специфических качеств, которые заметно осложняют жизнь людям, только начинающим учить английский язык. Чтобы понять, что такое инфинитив и с чем его "едят", рассмотрим его основные функции, формы и наиболее частые примеры употребления.

Функции инфинитива

Форма инфинитива Залог
Активный Пассивный
Simple To bite To be bitten
Perfect To have bitten To have been bitten
Continuous To be biting -
Perfect Cont. To have been biting -

Что такое инфинитив c to

Частица to является инфинитива, хотя сама по себе не несет никакого смыслового значения. Инфинитив с to в всегда употребляется после:

1. Слов the last/first/next:

He is the next to get his passport in our family. - Он следующий, кто получит паспорт в нашей семье.

2. Прилагательных, выражающих какое-либо отношение:

We are more than happy to spend this weekend with you. - Мы с огромным удовольствием проведем эти выходные с тобой.

3. Вопросительных слов:

Can you explain one more time how to fix it? - Можешь объяснить еще раз, как это починить?

4. Конструкции глагол + сущ./мест.:

I helped my dad to clean the car. - Я помог папе помыть машину.

5. Конструкции for + сущ./мест.:

She waited for the cab to come. - Она ждала, когда приедет такси.

6. Глаголов agree, ask, decide, help, plan, hope, learn, want, would like, promise, refuse, claim, decide и других:

She refused to date her boss. - Она отказалась встречаться со своим начальником.

Следует помнить, что с некоторыми глаголами из этого списка можно использовать и герундий, и инфинитив. Все зависит от того, какое значение слова вы хотите передать.

«Голый» инфинитив

Что такое инфинитив с частицей to, а также варианты его употребления - мы рассмотрели. Теперь обратим внимание на основные случаи, когда он может использоваться без нее. Итак, в английском языке «голый» инфинитив идет после:

1. Модальных глаголов shall, can, will, may, must/mustn’t, needn’t, could, would, might и should:

I shall bake a cake for his birthday. - Мне следует испечь торт на его день рождения.

2. Фраз would rather/sooner, had better, why not, why should (not):

I would rather read a book than watch this film. - Я лучше почитаю книгу, чем буду смотреть этот фильм.

3. Глаголов чувственного или интеллектуального восприятия feel, hear, notice, see, watch + дополнение:

I heard Peter sing a song. - Я слышал как Питер поет.

4. Глаголов let/make + дополнение:

Mother let her daughter decide on her own. - Мать позволяет своей дочери самой принимать решения.

Конечно, это далеко не все языковые нюансы, связанные с употреблением английского инфинитива. Однако если вы разберетесь с основами, далее изучение иностранного языка пойдет намного легче.

Инфинитив обладает свойствами глагола (см. формы инфинитива) и имени существительного. Это проявляется в функциях инфинитива в предложении.

Как правило, инфинитив передается на русский язык неопределенной формой глагола, отглагольным существительным, а в некоторых его функциях глаголом-сказуемым.

e.g. To understand that period of history is very important.

Понимать (понимание) этого исторического периода очень важно.

e.g. This student is usually the first to answer questions.

Этот студент обычно первым отвечает на вопросы.

В предложении инфинитив имеет функции подлежащего, части сказуемого, определения, обстоятельства (цели и следствия). Кроме того, инфинитив может быть вводным членом предложения.

1. Подлежащее (передается на русский язык неопределенной формой глагола или отглагольным существительным).

Структура предложения в этом случае бывает двух видов:

а) П (инфинитив) + Сказ.

e.g. To take part in discussions is useful .

Принимать участие в дискуссиях полезно.

б) It (формальное П) + Сказ. + П (инфинитив)

Примечание: формальное подлежащее “it” не переводится, перевод начинается со сказуемого.

e.g. It is useful to take part in discussions.

Полезно принимать участие в дискуссиях.

Упражнение 1 . Переведите предложения .

1. To preserve a literary tradition under these circumstances was doubly difficult and it was not preserved.

2. It is usually possible to get a seat in the Strangers’ Gallery of the House of Lords at any time, but it is not so easy to get into the House of Commons Gallery, particularly in the summer, when London is full of visitors.

3. Mary Stuart was detained in various castles for almost twenty years, since to have restored her to her throne by force was impossible politically and to have handed her over to the Scots for execution unthinkable treachery.

4. It is not at all easy to classify or analyse parliamentary questions.

5. To say that mind does not exist in abstraction from body is not, however, to say that mental processes do not exist.

6. It is only possible to vote at the polling station appropriate to one’s address.

7. To have overburdened the book with so many details would tire the reader.

8. It would not be easy to talk in general terms about Europe as a unit, with its differences of climate and culture.

9. The second, more serious objection still remains: the system of writing cannot adequately express the whole range of human thought; and to do so even partially will require thousands of characters.

10. In most cases it is fairly easy to imagine a typical American.

11. It is only partly true to say that French history belongs to the French people, British to the British people.

12. It does not take much imagination to think of the courage and other admirable qualities needed by the early settlers.

II. Часть сказуемого

Поскольку инфинитив не имеет категории времени, тот он образует сказуемое только с помощью другого глагола, указывающего на время всего сказуемого.

Существует три разновидности сказуемого с инфинитивом.

1) глагол-связка “to be” (в нужном времени) + инфинитив

В этом случае “to be” передается на русский язык словами “быть, являться, значить, состоять в (том, чтобы), заключаться в (том, чтобы)”; инфинитив передается на русский язык либо неопределенной формой глагола, либо отглагольным существительным.

e.g. The duty of a historian is to describe events of the past and to foresee the future.

Долг историка состоит в том, чтобы описывать события прошлого и предвидеть будущее (состоит в описании прошлого и предвидении будущего).

e.g. His desire was to be sent to the congress.

Его желанием было, чтобы его послали на конгресс.

2) глагол, указывающий на характер действия + инфинитив.

Первая часть такого сказуемого представлена глаголами, которые без инфинитива не имеют законченного значения. Это такие глаголы как to begin, to continue, to finish, to cease, to want, to intend, to plan, to be going, to like, to hope, to promise, to decide, to try и др.

e.g. Nobody likes to be interrupted .

Никто не любит, чтобы его прерывали.

e.g. I hoped to have Professor Smith as my supervisor.

Я надеялся, что моим руководителем будет профессор Смит.

e.g. William was ready to fight for the throne.

Уильям был готов бороться за престол.

С

быть склонным к чему-либо

стремиться что-либо сделать

иметь тенденцию к чему-либо

ледует обратить внимание на сказуемое, в составе которого употребляются следующие глаголы:

to go + инфинитив

to tend + инфинитив

Иногда эти глаголы при переводе сказуемого опускаются, а инфинитив передается на русский язык глаголом в том времени, в котором стоит все сказуемое.

e.g. All this goes to demonstrate your mistake.

Всё это указывает на вашу ошибку (стремится указать).

e.g. Such historians tend to exaggerate this factor.

Такие историки склонны преувеличивать данный фактор (обычно преувеличивают).

To fail + инфинитив – не смочь, не суметь сделать что-либо; не сделать что-либо

e.g. The authors failed to prove their hypothesis.

Примечание: существительное failure + инфинитив тоже имеет значение неудавшейся попытки или невыполнения действия.

e.g. Failure to appreciate the great discovery resulted in a new revolution.

Неспособность оценить это великое открытие привело к новой революции. (То, что это великое открытие не оценили, привело к новой революции.)

To neglect + инфинитив – не сделать что-либо;

забыть сделать что-либо;

пренебречь чем-либо

e.g. William neglected to take that factor into account.

Уильям забыл учесть (не учел) данный фактор.

To manage + инфинитив – смочь, суметь сделать что-либо;

ухитриться сделать что-либо

e.g. When he managed to overcome that difficulty, he gained victory.

Когда он сумел преодолеть эту трудность, он победил.

обычно делал что-либо

часто делал что-либо

как правило, делал что-либо

Used + инфинитив

Would + инфинитив (без “to”)

e.g. Such invasions would occur in the XI century.

Такие вторжения обычно имели место (часто происходили) в XI веке.

3). Модальный глагол (или эквивалент) + инфинитив

e.g. All opinions should be taken into consideration.

Нужно учесть все мнения.

e.g. You can rely on this chance.

Ты можешь положиться на этот случай.

(Ты можешь рассчитывать на этот шанс.)

e.g. The fire spread quickly, but everyone was able to escape .

Огонь распространялся быстро, но все смогли спастись.

Примечание 1 : следует обратить особое внимание на эквиваленты модального глагола must – на глаголы “to be” и “to have”. Они тоже образуют сказуемое с инфинитивом, но выражают разные оттенки должествования. Инфинитив в этом случае сохраняет частицу “to”.

предстоит сделать что-либо

to be + инфинитив – надлежит сделать что-либо

Must + инфинитив = должен сделать что-либо

to have + инфинитив – приходится сделать что-либо

вынужден сделать что-либо

e.g. At that time England was to become a leading industrial power.

В то время Англии предстояло стать ведущей промышленной державой.

e.g. Henry VIII did not have to fight for his throne.

Генри VIII не пришлось бороться за престол.

Примечание 2 : сказуемое, представленное сочетанием to be + инфинитив, может, таким образом, иметь два разных значения:

а) to be + инфинитив – быть, являться чем-либо;

заключаться в том, чтобы сделать что-либо

б) to be + инфинитив – должен, надлежит, предстоит, суждено сделать что-либо

Значение такого сказуемого вытекает из контекста. Сравните:

e.g. The aim was to compare the two versions.

Целью было сравнить (состояла в том, чтобы сравнить) эти две версии.

e.g. He was to compare the two versions.

Ему предстояло сравнить эти две версии.

Упражнение 1 . Переведите следующие предложения на русский язык, обращая внимание на инфинитив в функции именной части составного сказуемого.

1. The purpose of the experiment was to study the behaviour of higher animals under stress. 2. One of the chief mistakes of a re­search worker is to think that his way of seeking the truth is the only possible one. 3. The aim of psychology is to obtain rules by means of which we can understand and predict human beha­viour. 4. The task of a scientist is to explain what is, and the task of an engineer is to create what never was. 5. The main role of this organization is to promote international cooperation in science. 6. One of the best ways to win the good will of others is to show interest in what they have to say.

Упражнение 2. При переводе обратите внимание на время глагола-связки to be .

1. Our aim was to include all pertinent information that came to our attention up to October, 31, 1951.

2. The first business of every science is to observe the facts and phenomena with which it has to deal; and to classify and state them methodically.

3. Their method of conquest was to make military roads and to plant along them forts garrisoned by the regular troops.

4. My concern here has been to show that a significant difference separates these two types of methods.

5.The object of this little book will be explain by examples how the different parts of speech are used and to show from their uses how they should be defined.

6.To assign all the words of English to their original sources is not to determine the mode of their entrance into English.

7.The method of reading was, according to N., to read one row from left to right, then come back reading the next from right to left.

8. In so far as a foreign language coincides with the native tongue, to study one is to study another.

9. The function of this staff is to maintain the service of books to readers, to assist in finding books and to give advice in problems of research or bibliography.

10. Our task in this case would be to find the original picture.

Упражнение 3 . Переведите на русский язык следующие предложения, обращая внимание на сочетание to be going to + инфинитив.

Примечание: То be going to +инфинитив может иметь значение будущего времени, лишенное каких-либо добавочных оттенков.

1. University work is going to be very difficult for you unless you work out some basic principles of study. 2. This scientific problem is not going to be solved in the twentieth century. 3. University work is going to make heavy demands upon the students. 4. You are going to enjoy this book. It is very interest­ing and amusing. 5. University teachers are not going to plan your work for you the way school teachers did.

Упражнение 4. мание на сочетание глагола to tend с инфинитивом:

Примечание : Глагол to tend в сочетании с инфинитивом имеет значение «обычно, как правило».

1. Social forces tend to regularize individual behaviour. 2. Members of the same family tend to have many common features in their behaviour. 3. Slow readers tend to comprehend the subject matter better than fast readers. 4. We tend to exaggerate our own troubles and diminish those of others. 5. Dreams tend to be forgot-ten very soon.

Упражнение 5. Переведите следующие предложения на русский язык, обращая вни мание на сочетание глагола to fail с инфинитивом:

Примечание : Глагол to fail с инфинитивом может иметь значение неспособности совершить действие, выраженное инфинитивом: I fail to understand his behaviour. - Я не могу понять его поведение. Этот глагол может также служить показателем отрицания лишенного каких-либо дополнительных значений: In his report, he failed to mention some important facts. - В своем докладе он не упомянул некоторые важные факты.

1. The students failed to translate some sentences because they were too difficult. 2. He had a good memory for detail, but often failed to grasp general principles. 3. Critics of Freud sometimes fail to appreciate the importance of facts discovered by psycho-analysts. 4. I fail to understand why you are always late for classes. 5. She read too much for her age and books for children failed to satisfy her. 6. Some people fail to realize that they have obligations as well as rights. 7.If a scientist has no knowledge of the humanities he fails to see his own branch of science in perspective.8. He kept obstina­tely to his own point of view and all the arguments of his opponents failed to impress him. 9.Proponents of this theory have so far failed to prove it with facts. 10.The new evidence fails to confirm the results of the previous research . 11. I fail to understand your point of view.

Упражнение 6 . Переведите следующие предложения на русский язык, обращая внимание на сочетания существительного failure с инфинитивом:

Примечание : Существительное failure, как и глагол to fail в сочетании с инфинитивом, может иметь значение как неудавшейся попытки, так и простого отрицания. При переводе сочетания с сущест­вительным failure удобно разворачивать в придаточное предложение: Failure to recognize these factors resulted in serious mistakes. - To, что эти факторы не были признаны, привело к серьезным ошибкам.

1. Experimental data should be carefully recorded. Failure to do so may greatly distort the results of the experiment. 2. When a teacher is disappointed in his student he is actually disappointed at his own failure to reach his goal. 3. Teenagers are often angry with the adults for their failure to take them seriously. 4. The scientist was frustrated by the government"s failure to finance his research project. 5. Failure to appreciate this great discovery retarded the development of science.

Упражнение 7 . Дайте точный перевод составного сказуемого .

1. As the Cave Four material flowed in, it became clear that its bulk was going to surpass by far anything found in the first Gave.

2. Sinan (the ancient Arabian doctor) organized a staff of physicians who would go from place to place carrying drugs and administering relief to ailing people.

3.However, with all his deep sympathy with suffering in any shape or form, the author has somehow failed to reproduce these feelings in his work ...

4.The statues which came from the quarry - to be described later - used to stand on a platform about a yard and a half across at the top of the parapet.

5.Athens, though still a centre of philosophical study and thought, had ceased to be of any direct importance at that time.

6.The art of picture writing later was developed to a high degree by some American Indian tribes, who would inscribe on the bark of trees complete pictorial histories of their expeditions.

7.The force of this conclusion will be apparent in the following chapter when we come to discuss the problem of invention.

8.Then, when that cave was explored, the party would have to move on to another, perhaps hundreds of feet above or below, and start afresh

9. As time passed, most of the land that was reclaimed on the frontiers gradually came to be held by a few lords. As the nation grew, these reclaimed lands eventually formed the larger part of its area. Then as a reward for service or because of some special influence at court, individuals would be given estates to hand down to their descendants.

10. Then it became clear that ten thousands of pounds were going to be required to save this fabulous library.

11. A year later (1887), Andre Antoine, an amateur actor, founded Le Theatre Libre in Paris for the production of new plays which failed to attract the Commercial Theatre managers.

12. The business of which he was a director was about to crash.

13. Hugh sent an embassy of twenty four knights to inform the governor that he was about to arrive and repeat his demand for a suitable reception.

14.The knight now attempted to unsheath the sword in his belt, but his arm failed to obey his will, and he fell to the ground.

15.The men used to wear nothing but a wide belt of beaten bark.

16. The stone artifacts fail to show any consistency pattern of fracturing and could easily have been produced by one or more natural forces.

17.Failure to realize this fact has led to many extravagant claims made by some natural forces.

18.These studies could not fail to throw light upon many an aspect of history and archaeology but their immediate interest lay in what they told about human speech.

19.The pictures which the Egyptians used to record events and to express ideas are called hyeroglyphics.

20.After his failure to relieve Nicae the sultan had withdrawn eastward to gather his own force and to conclude peace and alliance with the Emir.

21.No one, examining the evidence of Greek failure, cultural and social-political, can fail to perceive how closely the two aspects are interwoven.

Упражнение 8 . Переведите, обращая особое внимание на модальные или близкие им по значению глаголы, а также на форму инфинитива.

1. The conference was to take place in London.

2. You will have to overcome many difficulties in your work.

3. They were compelled to agree with us.

4.Your friend may not know that we are here.

5.You ought to know this author.

6. Where are these books to be had?

7. Tell him he need not be in a hurry.

8. You musthear of him. He is one of the best singers in France.

9. We are obliged to let him know about it.

10. He can not forget my address.

11. The faults of this work are hardly to be denied.

12. This must be the book you were telling me about.

13. This unpleasant meeting is not to be avoided.

14. I felt that something is bound to happen very soon.

16. Nobody was to be seen at the station.

17. He ought to foresee it.

18. He drew the plan of the building more skillfully than any one else could do it.

Упражнение 9. Обратите внимание на перевод модального глагола .

1. It must be borne in mind that all the rules may have exceptions. 2. It must be added that the minor works are not included here. 3. It cannot be denied that his original work is a success. 4. It is to be remembered that these data come from different sources.

Упражнение 10 . При переводе обратите внимание на точное значение модального глагола.

1. If, in the sixty years after 1789, England was to have a revolution on the French model, most Englishmen believed that it would begin in Manchester.

2. The slave-owners in Puerto-Rico were obliged to render a monthly report of the number of slaves who fled to the mountains.

3. The adventurist policy of these countries was bound to result in bankruptcy.

4. As the Suez route was yet to be opened, the ship had to circumnavigate half of the globe before reaching the Pacific Ocean.

5. These brave people were compelled to fight for every inch of soil.

6. It is also to be noted that in the inscriptions and written documents of this period we frequently find in one country forms and words that were later to become distinctive of the other sections.

7. Such flower as this is not to be found in the vicinity.

8. The reader should keep in mind the marked distinctions between the two processes.

9. “The world is not to be comprehended as a complex of ready-made things”, wrote Engels, “but as a complex of processes in which things apparently stable, go through an interrupted change of coming into being and passing away”.

10. Rousseau, in his Contrat Sociale and Emile (1760 – 1762) had first formulated those ideas which were to shake the foundation of European society.

11. For his lord’s sake the retainer was bound not only to lay down his own life cheerfully, but to sacrifice the life and honour of those nearest to him.

12. This sonnet and the one quoted above need, in fact to be considered together.

13. The origin of this art, so far as technique is concerned, is to be traced back to the tomb painting of Graeco-Roman Egypt.

14. In 1820 Keats was compelled to seek warmer skies, and died in Rome early in the next year, at the age of twenty-five.

15. The new text bears many affinities with treaties of the second millennium B.C. In this way it should further the understanding of this type of literature, which is common to the whole of Ancient Near East.

16. Near the wall we unearthed building foundations on 12 sites, discoveries of which led to much discussion about our members. Some of us believe that the foundations uncovered may be the remains of those palaces, but this will have to be further substantiated.

17. Henry VIII (1509 – 1547) was the first king since Henry V who did not have to fight a battle to win or keep his throne.

18. A similar origin should probably be assigned to the extensive accumulations of sand, clay and fine gravel which are to be found on the coast of Alicante.

Упражнение 11 . Сопоставление сочетания «to be + инфинитив» в различных функциях. Переведите, предварительно определив функцию сочетания «to be + инфинитив».

1. The opposite view is to deny any philosophic relevance to literature.

2. A series of events took place which within a few years was to work a transformation in the island kingdom.

3. These tales lack the artistic beauty of expression and of imagery which are to be found everywhere in his greater poems.

4. A second, not contradictory approach, is to study the sum of individual traits by which this system differs from comparable systems.

5. The change which was to come over English poetry, and the new style which was to dominate that poetry for more than a century, owes its inception to this great poet.

6. Dickens was for a time editor of the London and Westminster Review, and his purely literary efforts in the essay are not to be ignored.

7. With the longer poems (of Shelley) went a brilliant cascade of shorter lyrical pieces. To name them is to mention some of the sweetest English lyrics.

8. The aim of the dialectical method is to enable us logically and consistently to express the real interconnection and motion of things.

9. The mural paintings are by no means to he found in ail the caves inhabited during the Glacial Epoch.

10. The great achievement in the cultural field was the creation of a department of archaeology, whose function was to preserve the monuments of Indian arts and, by excavations, to discover more of them.

11. This serious problem of Ancient Rome is not to be disposed of so lightly.