Как находить корни принадлежащие промежутку в тригонометрии. Способы отбора корней тригонометрических уравнений











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока : Урок повторения, обобщения и систематизации изученного материала.

Цель урока:

  • образовательная: закрепить умение выполнять отбор корней тригонометрического уравнения на числовой окружности; стимулировать учащихся к овладению рациональными приёмами и методами решения тригонометрических уравнений;
  • развивающая: развивать логическое мышление, умение выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы;
  • воспитательная: воспитание таких качеств характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемной ситуации.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

II. Постановка цели.

Французский писатель Анатоль Франс однажды сказал: «…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.» Так давайте сегодня последуем этому мудрому совету и будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в ближайшее время на ЕГЭ.

Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки отбора корней в тригонометрических уравнениях с помощью числовой окружности. Окружность удобно использовать как при отборе корней на промежутке, длина которого не превышает 2π, так и в случае, когда значения обратных тригонометрических функций не являются табличными. При выполнении заданий будем применять не только изученные методы и способы, но и нестандартные подходы.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Решите уравнение: (Слайд 3-5)

a) cosx = 0
б) cosx = 1
в) cosx = - 1
г) sinx = 1
д) sinx = 0
е) sinx = - 1
ж) tgx = 1
з) tgx = 0

2. Заполните пропуски: (Слайд 6)

sin2x =
cos2x =
1/cos 2 x – 1=
sin(π/2 – x) =
sin(x – π/2) =
cos(3π/2 – 2x) =

3. Покажите на числовой окружности следующие отрезки (Слайд 7) [- 7π/2; -2π], [-π; π/2], [π; 3π], , [-2π; -π/2], [-3π/2; -π/2], [-3π; -2π],, [-4π; -5π/2].

4. Применяя теорему Виета и её следствия, найдите корни уравнений: (Слайд 8)

t 2 -2t-3=0; 2t 2 -3t-3=0; t 2 +4t-5=0; 2t 2 +t-1=0; 3t 2 +7t=4=0; 2t 2 -3t+1=0

IV. Выполнение упражнений.

(Слайд 9)

Многообразие методов преобразований тригонометрических выражений подталкивает нас к выбору более рационального из них.

1. Решите уравнения : (Один ученик решает на доске. Остальные участвуют в выборе рационального метода решения и записывают в тетрадь. Учитель следит за верностью рассуждений учащихся. )

1) 2sin 3 x-2sinx+cos 2 x=0. Укажите корни, принадлежащие отрезку [-7π/2; - 2π].

Решение.

[-7π/2; -2π]

Получим числа: - 7π/2; -19π/6;-5π/2.

Ответ: а) π /2+ πn , π /6+2 πn , 5 π /6+2 πn , n Є Z ; б) - 7π/2, -19π/6,-5π/2.

2) sin 2 x-2sinx∙cosx-3cos 2 x=0. Укажите корни, принадлежащие отрезку [-π; π/2].

Решение.

a ) Разделим обе части уравнения на cos 2 x =0. Получим:

б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку [-π; π/2]

Получим числа: - π+ arctg 3 ; -π/4; arctg 3.

Ответ: а) - π /4+ πn , arctg 3+ πn , n Є Z ; б) - π+ arctg 3 , -π/4, arctg 3.

3) 2sin 2 x-3cosx-3=0. Укажите корни, принадлежащие отрезку [π; 3π].

Решение.

б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку [π; 3π]

Получим числа: π; 4π/3; 8π/3; 3π.

Ответ: а) π +2 πn , ±2 π /3+2 πn , n Є Z ; б) π, 4π/3, 8π/3, 3π.

4) 1/cos2x +4tgx - 6=0 .Укажите корни, принадлежащие отрезку [;7π/2] .

Решение.

б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку [; 7π/2]

Получим числа: 9π/4; 3π- arctg 5;1 3π/4.

Ответ: а) π /4+ πn , - arctg 5+ πn , n Є Z ; б) 9π/4, 3π- arctg 5, 1 3π/4.

5) 1/cos 2 x + 1/sin(x – π/2) = 2. Укажите корни, принадлежащие отрезку [-2π; -π/2].

Решение.

б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку [-2 π; -π/2]

Получим числа: -5π/3;- π .

Ответ: а) π +2 πn , ± π /3+2 πn , n Є Z ; б) -5π/3;- π .

2. Работа в парах : (Двое учащихся работают на боковых досках, остальные в тетрадях. Затем задания проверяются и анализируются.)

Решите уравнения:

Решение .

Учитывая, что tgx ≠1 и tgx >0, отберём корни с помощью числовой окружности. Получим:

x = arccos √2/3+2 πn , n Є Z .

Ответ: arccos √2/3+2 πn , n Є Z .

6соs2x-14 cos 2 x - 7sin2x = 0. Укажите корни, принадлежащие отрезку [-3π/2; - π/2].

Решение.

a ) 6(cos 2 x - sin 2 x )-14 cos 2 x -14 cosxsinx =0; 6 cos 2 x -6 sin 2 x -14 cos 2 x -14 cosxsinx =0;

3 sin 2 x +7 cosxsinx +4 cos 2 x =0 Разделим обе части уравнения на cos 2 x=0. Получим:

б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку [-3π/2; -π/2]

Получим числа: -5 π /4;- π - arctg 4/3.

Ответ: а) - π /4+ πn , - arctg 4/3+ πn , n Є Z ; б) -5π/4, - π - arctg 4/3.

3. Самостоятельная работа . (После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу своего одноклассника, исправляя ошибки (если таковы есть) ручкой с красной пастой.)

Решите уравнения:

1) 2cos 2 x+(2-√2)sinx+√2-2=0. Укажите корни, принадлежащие отрезку [-3π; -2π].

Решение.

a ) 2(1- sin 2 x )+2 sinx -√2 sinx +√2-2=0; 2-2 sin 2 x +2 sinx -√2 sinx +√2-2=0; -2 sinx (sinx -1)-√2(sinx -1)=0;

б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку [-3π; -2π].

Получим числа: -11 π /4;-9 π /4.

Ответ: а) π /2+2 πn , - π /4+2 πn , -3 π /4+2 πn , n Є Z ; б) -11π/4, -9 π /4 .

2) cos(3π/2-2x)=√2sinx. Укажите корни, принадлежащие отрезку

Решение.

б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку .

Получим числа: 13 π /4;3 π ;4 π .

Ответ: а) πn , ±3 π /4+2 πn , n Є Z ; б) 13 π /4,3 π , 4 π .

3)1/tg 2 x – 3/sinx+3=0. Укажите корни, принадлежащие отрезку [-4π; -5π/2]

Решение.

б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку [-4π;-5π/2].

Получим числа: -19 π /6;-7 π /2;-23 π /6.

Ответ: а) π /2+2 πn , π /6+2 πn , 5 π /6+2 πn , n Є Z ; б) -19 π /6,-7 π /2,-23 π /6.

V. Подведение итогов урока.

Отбор корней в тригонометрических уравнениях требует хороших знаний формул, умений применять их на практике, требует внимания и сообразительности.

VI. Стадия рефлексии.

(Слайд 10)

На этапе рефлексии учащимся предлагается составить синквейн и в поэтической форме

выразить своё отношение к изучаемому материалу.

Например:

Окружность.
Числовая, тригонометрическая.
Изучим, поймем, заинтересуемся.
Присутствует в ЕГЭ.
Реальность.

VII. Домашнее задани e .

1. Решите уравнения:

2. Практическое задание.

Составьте по два тригонометрических уравнения, содержащих формулы двойного аргумента.

VIII. Литература.

ЕГЭ-2013: Математика: самое полное издание типовых вариантов заданий/ авт.-сост. И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко – М.:АСТ: Астрель, 2013.

Данная статья может помочь учащимся старших классов, а также учителям при решении тригонометрических уравнений и отборе корней, принадлежащих определенному промежутку. В зависимости от того какие даны ограничения на полученные корни следует использовать различные методы отбора корней, то есть нужно взять тот способ, который более наглядно покажет правильный результат.

Просмотр содержимого документа
«СПОСОБЫ ОТБОРА КОРНЕЙ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ»

СПОСОБЫ ОТБОРА КОРНЕЙ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

Попова Татьяна Сергеевна, учитель математики, информатики, физики МКОУ БГО Петровская СОШ

В ЕГЭ по математике входят задания, связанные с решением уравнений. Встречаются уравнения линейные, квадратные, рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические. Эти уравнения требуется: во-первых, решить, то есть найти их все решения, во-вторых, осуществить отбор корней, принадлежащие тому или иному промежутку. В этой статье рассмотрим пример решения тригонометрического уравнения и отбор его корней различными способами. В зависимости от того какие даны ограничения на полученные корни следует использовать различные методы отбора корней, то есть нужно взять тот способ, который более наглядно покажет правильный результат.

Рассмотрим три способа отбора корней:

С помощью единичной окружности;

С помощью неравенств;

С помощью графика.

На конкретном примере разберем эти способы.

Пусть дано следующее задание:

а) Решите уравнение

б)Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку.

Вначале решим данное уравнение:

Используя формулу двойного угла и формулы привидения, получим:

Отсюда, или. Решая каждое уравнение, получим:

; или
.

б) Производить отбор корней можно с помощью единичной окружности (рис.1), но дети путаются, так как заданный промежуток может быть больше длины окружности и его при нанесении на окружность трудно изобразить:

Получим числа:

Можно воспользоваться методом неравенств. Заметим, что если дан отрезок, то неравенство нестрогое, а если интервал, то неравенство строгое. Проверим каждый корень

С учетом того, что -3,-2. Подставим n в формулу корней, получим корни ; x =

Аналогично найдем корни для,

k – целых нет,

1, подставим в общий корень

Получили точно такие же корни как с помощью единичной окружности.

Пусть этот метод более громоздкий, но на собственном опыте, занимаясь решением таких уравнений и отбором корней с учениками, мы заметили, что методом неравенств школьники делают меньше ошибок.

Рассмотрим на этом же примере отбор корней уравнения с помощью графика (рис.2)

Также получаем три корня:

Нужно научить детей пользоваться всеми тремя методами отбора корней, а потом пусть сами решают как им проще и какой метод ближе. Также можно проверять себя в правильности решения, используя разные способы.

Используемая литература:

    http://yourtutor.info

    http://www.ctege.info/zadaniya-ege-po-matematike

№10 (757) ИЗДАЕТСЯ С 1992 г. mat.1september.ru Тема номера Проверка знаний Наш проект Соревнования Внимание – Творческий Разбор урока Кубок Урала на сильного экзамен «Аксиома ученика параллельных прямых» c. 16 c. 20 c. 44 7 6 5 4 3 ерсия журн яв а на л 2 он а ны е р тель элект лни допо териа лы 1 м а ине те б м ка и чно в Л айте ru на с 1 2 3 4 5 6 0 r. w w be w. 1 m septe октябрь 1september.ru 2014 м а т е м а т и к а Подписка на сайте www.1september.ru или по каталогу «Почта России»: 79073 (бумажная версия); 12717 (CD-версия) 10–11 классы Обучениеотбору С. МУГАЛЛИМОВА, пос. Белый Яр, Тюменская обл. корнейтригоно- метрического уравнения Тригонометрия в школьном курсе математи- ки занимает особое место и традиционно считается трудной и для изложения учителем, и для усвоения учащимися. Это один из разде- лов, изучение которого зачастую воспринимается многими как «ма- тематика ради математики», как изучение материала, не имеющего практикум практической ценности. Между тем тригонометрический аппарат используется во многих приложениях математики и оперирование тригонометрическими функциями необходимо для реализации вну- три- и межпредметных связей в обучении математике. Заметим, что тригонометрический материал создает благодат- ную почву для формирования различных метапредметных уме- ний. Например, обучение отбору корней тригонометрического уравнения и решений тригонометрического неравенства позволя- / ет формировать умение, связанное с поиском решений, удовлетво- м е то д о б ъ е д и н е н и е ряющих заданным условиям. Методика обучения отбору корней опирается на перечисленные ниже факты. Знание: – расположения точек на тригонометрической окружности; – знаков тригонометрических функций; – местоположения точек, соответствующих наиболее распро- страненным значениям углов, и углов, связанных с ними форму- лами приведения; – графиков тригонометрических функций и их свойств. Понимание: – того, что на тригонометрической окружности точка характе- ризуется тремя показателями: 1) углом поворота точки P (1; 0); 2) абсциссой, которая соответствует косинусу этого угла и 3) орди- натой, соответствующей синусу этого угла; – многозначности записи корня тригонометрического уравне- 30 ния и зависимости конкретного значения корня от значения цело- го параметра; – зависимости величины угла поворота радиуса от количества полных оборотов либо от периода функции. Умение: – отмечать на тригонометрической окружности точки, соответ- ствующие положительным и отрицательным углам поворота ра- диуса; – соотносить значения тригонометрических функций с местопо- ложением точки на тригонометрической окружности; математика октябрь 2014 – записывать значения углов поворота точки 3.3. Отметить как можно больше точек, со- P (1; 0), соответствующих симметричным точ- ответствующих данным значениям функции кам на тригонометрической окружности; 1 (например, | sin x | =). – записывать значения аргументов тригоно- 2 метрических функций по точкам графика функ- 3.4. Отметить промежутки, соответствующие ции с учетом периодичности функции, а также заданным ограничениям на значения функции четности и нечетности; 3 1 (например, − ≤ cos x ≤). – по значениям переменных находить соответ- 2 2 ствующие точки на графиках функций; 3.5. При заданных значениях функции и огра- – объединять серии корней тригонометриче- ничениях на значения аргумента отметить соот- ских уравнений. ветствующие точки и записать значения аргу- Таким образом, в процессе изучения тригоно- мента (например, указать на графике и сделать метрического материала необходимо выполнить соответствующие записи для точек, удовлетво- следующие упражнения. 5π ряющих условиям tg x = 3 и −3π < x <). 1. При изучении начал тригонометрии (в пря- 2 моугольном треугольнике) заполнить (и запом- Перечисленные выше действия полезны при нить!) таблицу значений тригонометрических решении задачи С1 ЕГЭ по математике. В этой функций для углов 30°, 45°, 60° и 90°. задаче, помимо решения тригонометрического 2. При введении понятия тригонометрической уравнения, требуется произвести отбор корней, окружности: и для успешного выполнения этого задания на 2.1. Отметить точки, соответствующие по- экзамене, помимо перечисленных знаний и уме- воротам радиуса на 30°, 45°, 60°, затем на 0, ний, ученик должен владеть следующими навы- π 3π π π π π π π 5π 3π ками: , π, 2π, − , − , − , 2 2 6 4 3 6 4 3 6 4 – решать простейшие тригонометрические 2π 7π 5π 4π уравнения и неравенства; , . 3 6 4 3 – применять тригонометрические тождества; 2.2. Записать значения углов для указанных – использовать различные методы решения выше точек с учетом периодичности движения уравнений; по окружности. – решать двойные линейные неравенства; 2.3. Записать значения углов для указанных – оценивать значение иррационального числа. выше точек с учетом периодичности движения Перечислим способы отбора корней в подоб- по окружности при заданных значениях параме- ных заданиях. тра (например, при n = 2, n = –1, n = –5). 2.4. Найти с помощью тригонометрической Способ перевода в градусную меру окружности значения синуса, косинуса, танген- 1 Найти корни уравнения sin x = , удовлетво- са и котангенса для указанных выше углов. 2 2.5. Отметить на окружности точки, соответ-  3π 5π  ряющие условию x ∈  − ;  . ствующие требуемым значениям тригонометри-  2 2  ческих функций. Решение. Корни уравнения имеют вид 2.6. Записать числовые промежутки, удовлет- π x = (−1)n + πn, где n ∈ Z. воряющие заданным ограничениям значения 6 3 2 Это значит, что функции (например, − ≤ sin α ≤). 2 2 x = 30° + 360°жn или x = 150° + 360°жn. 2.7. Подобрать формулу для записи углов, со-  3π 5π  ответствующих нескольким точкам на тригоно- Условие x ∈  − ; можно записать в виде метрической окружности (например, объединить  2 2  π 3π x ∈ [–270°; 450°]. Указанному промежутку при- записи x = ± + 2πn, n ∈ Z, и x = ± + 2πk, k ∈ Z). 4 4 надлежат следующие значения: 3. При изучении тригонометрических функ- ций, их свойств и графиков: 30°, 150°, –210°, 390°. 3.1. Отметить на графике функции точки, со- Выразим величины этих углов в радианах: ответствующие указанным выше значениям ар- π 5π 7π 13π , − , . гументов. 6 6 6 6 3.2. При заданном значении функции (напри- Это не самый изящный способ решения по- мер, ctg x = 1) отметить как можно больше точек добных заданий, но он полезен на первых порах на графике функции и записать соответствую- освоения действия и в работе со слабыми учени- щие значения аргумента. ками. 31 математика октябрь 2014 Способ движения по окружности Способ оценки 3 Решить уравнение Найти корни уравнения tg x = , удовлетво- tg x − 1 3 = 0.  π  − cos x ряющие условию x ∈  − ; 2π  .  2  Решение. Данное уравнение равносильно си- 3 Решение. Корни уравнения tg x = имеют стеме  tg x = 1, π 3  вид x = + πn, n ∈ Z. Потребуем выполнения 6  cos x < 0.  π  условия x ∈  − ; 2π  , для этого решим двойное Отметим на тригонометрической окружности  2  корни уравнения tg x = 1, соответствующие зна- неравенство: π π π 2 5 чениям углов поворота x = + πn, n ∈ Z (рис. 1). − ≤ + πn ≤ 2π, − ≤ n ≤ 1 . 4 2 6 3 6 Выделим также дуги окружности, лежащие во II π 7π Отсюда n = 0 или n = 1. Значит x = или x = . и III координатных четвертях, так как в этих чет- 6 6 вертях выполнено условие cos x < 0. Графический способ 1 Найти корни уравнения sin x = , удовлетво- 2  3π 5π  ряющие условию x ∈  − ;  .  2 2  Решение. Построим график функции y = sin x (рис. 2). Корни данного уравнения являются абс- циссами точек пересечения графика с прямой практикум 1 y= . Отметим такие точки, выделив фрагмент 2  3π 5π  графика на промежутке  − ;  .  2 2  Рис. 1 Из рисунка видно, что решениями системы, а значит, и решениями данного уравнения явля- / π ются значения x = + π(2n + 1), n ∈ Z. м е то д о б ъ е д и н е н и е 4 Рис. 2 Способ перебора Здесь cos x π π 5π π 13π Решить уравнение = 0. x0 = , x1 = π − = , x2 = + 2π = , 16 − x 2 6 6 6 6 6 Решение. Данное уравнение равносильно си- 5π 7π стеме x3 = − 2π = − . 6 6  cos x = 0,  16 − x > 0. 2 Таким образом, на заданном промежутке урав- π нение имеет четыре корня: Из уравнения cos x = 0 получим: x = + πn, n ∈ Z. 2 π 5π 13π 7π , − . Решения неравенства 16 – x2 > 0 принадлежат 6 6 6 6 промежутку (–4; 4). В заключение выделим несколько моментов. Выполним перебор: Умение, связанное с поиском решений, удо- π π 3, 14 влетворяющих заданным значениям аргумента, если n = 0, то x = + π ⋅0 = ≈ ∈(−4; 4); 2 2 2 является важным в решении многих приклад- π 3π 3 ⋅ 3, 14 ных задач, и формировать это умение необходи- если n = 1, то x = + π = ≈ ∉(−4; 4); 2 2 2 мо в процессе изучения всего тригонометриче- если n ≥ 1, то получим значения x, большие 4; ского материала. π π 3, 14 В процессе обучения решению задач, в кото- если n = –1, то x = −π= − ≈ − ∈(−4; 4); 2 2 2 рых требуется отобрать корни тригонометриче- π 3π 3 ⋅ 3, 14 ского уравнения, с учениками следует обсудить если n = –2, то x = − 2π = − ≈− ∉(−4; 4); 2 2 2 разные способы выполнения этого действия, а если n ≤ –2, то получим значения x, меньшие –4. также выяснить случаи, когда тот или иной спо- π π соб может оказаться наиболее удобным или, на- Данное уравнение имеет два корня: и − . 2 2 оборот, непригодным. математика октябрь 2014 32

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.