Как маяковский определяет роль поэта в поэзии. Сочинение Маяковский В.В

Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Каждый художник стремился понять смысл своего творчества. В стихотворениях классиков, таких, как А. С. Пушкин, М. Ю. , Н. А. Некрасов, и в произведениях поэтов XX века эта тема нашла отражение в соответствии с условиями конкретной эпохи. Пушкин в «Пророке» провозглашал пророческое предназначение творца. «Глаголом жги сердца людей» - вот к чему призывал поэт. В стихотворении «Поэт» Лермонтов определяет свое отношение к поэзии. Она сравнивается с кинжалом, который может быть грозным оружием или «игрушкой золотой». Это зависит от того, кто им владеет. По мысли Лермонтова, поэт обладает умами современников, и поэтому его задача - «воспламенять бойца для битвы». Некрасов продолжает традиции Пушкина и Лермонтова. Он пишет о высоком назначении поэзии, в стихотворении «Поэт и » зовет на борьбу: «Иди и гибни безупречно». Современник Маяковского А. Блок в поэме «Соловьиный сад» говорит, что настоящий поэт должен писать о проблемах сегодняшнего дня:

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна.

Есенин в своем творчестве постоянно возвращается к теме уподобления поэта Иисусу Христу, то есть поэт может указать людям истинный путь, стать пророком... В. В. Маяковский, с одной стороны, явился продолжателем традиционного представления о назначении поэта, а с другой стороны, по-новому переосмыслил задачи поэтического творчества. Маяковский традиционен в том, что развил тему избранничества поэта. Поэт всегда должник вселенной.

Творческая личность обладает особым даром, и от нее самой зависит, как она употребит свой талант. Поэт должен понять, в чем заключен смысл его избранничества. Маяковский считал, что ему надо исполнять свой долг - призывать людей к активным действиям. В такой позиции он схож с Некрасовым. Поэт ведет за собой народ, в одном строю сражается с ними, и всегда впереди.

В начале творчества Маяковский следовал лозунгу: «Долой с корабля современности наследие прошлого!» Постепенно он перестает быть таким категоричным. В стихотворении «Юбилейное» поэт пишет о своем отношении к классике - Пушкину. Он жалеет о том, что Пушкина нет в живых, признает его гениальность: «у вас хороший слог». Однако Маяковский выступает против преклонения перед поэтом, как перед идолом или божеством.

Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Автор не признает внешней обрядовости в признании заслуг поэта. Невозможно оценить значение его творческой деятельности, установив ему каменный памятник, ведь он уже воздвиг себе «памятник нерукотворный» в своих произведениях.

Маяковский утверждает, что труд поэта равносилен любому другому труду. В стихотворении «Поэт рабочий» он пишет: «Я тоже фабрика», «Душа - такой же хитрый мотор», которому необходимо какое-то топливо и которым нужно уметь управлять. И поэт, и рабочий трудятся ради одной цели. Они «пролетарии тела и духа». Поэзия - очень тяжелый и ответственный труд, требующий много усилий и не всегда заканчивающийся успехом. В «Разговоре с фининспектором» Маяковский пишет

Та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн

Словесной руды.

Но поэтический труд вместе с тем приятен, важен и значим, потому что «эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца». Пушкин «жжет» сердца людей, а Маяковский «приводит в движение». Цель творчества в его понимании - это призыв к конкретной борьбе любыми средствами, поэзия - это боевое оружие. Можно сказать, что Маяковский продолжает и развивает традиции Лермонтова, сравнивая во вступлении в поэму «Во весь голос» стихи с солдатами, поэмы - с орудиями, рифмы - с отточенными пиками. Лермонтовский кинжал перевоплощается в оружие нового типа, принимает более угрожающий вид.

Роль поэта в обществе велика. Маяковский, как и Некрасов, видит свою задачу в служении народу.

Будь гражданин!

Служа искусству,

Для блага ближнего живи!

(Н. А. Некрасов)

Поэт должен освещать путь народу, воспитывать его.

Рифма поэта -

Ласка и лозунг,

И штык, и кнут.

«В тумане мещанья» Маяковский переделывает жизнь. Он служит существующему строю, делает все на благо революции. В «Приказе по армии искусств» Маяковский призывает всех «товарищей по перу» «на баррикады сердец и душ». В самом названии произведения заключено понимание Маяковским назначения искусства. Все творческие личности должны объединяться в одну большую армию и посвятить свою жизнь революции. В «Приказе № 2 по армии искусств» поэт говорит о необходимости создания нового искусства. Старые формы уже не соответствуют реалиям сегодняшнего времени. «Чтобы вывело республику из грязи», надо «бросить ямб картавый». Классическим языком невозможно теперь увлечь за собой толпу - улица не поймет тебя. С Пушкина началось обновление литературного языка. Он первый ввел в литературу разговорный, простой русский язык. В этом отношении Маяковского можно считать продолжателем традиций. Но он не только использовал «жаргон улицы», Маяковский создавал новые, особые слова, которые были направлены на то, чтобы привлечь внимание, поразить толпу, вызвать в ней какую-то ответную реакцию, то есть любыми средствами поэт должен воздействовать на людей, главное - увлечь их за собой.

Маяковский призывал «пролетарских поэтов» перестать спорить по поводу того, кто из них более великий.

Разрежем общую курицу славы и каждому выдадим по равному куску.

Поэтам нужно объединиться ради общей цели и положить каждому свое «слово-кирпич» «в коммунову стройку». Настоящего поэта не заботят ни слава, ни деньги. Он бескорыстно отдает себя и свой дар строительству нового устройства общества. Между «пролетарскими поэтами» не может быть разногласий, «ведь врагов много по другую сторону баррикад».

Маяковский в своих произведениях критикует поэтов «чистого искусства». Опять можно провести параллель с Некрасовым, который писал:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Маяковский осуждал поэзию, лишенную общественного звучания. В стихотворении «О поэтах» автор высмеивает тех, кто с трудом «вытягивает» рифмы, лишь бы был ямб и «образ классический». На протяжении всего стихотворения Маяковский называет то, что делают такие поэты, пустяком, чернью, чем-то залежавшимся. Со свойственной ему издевкой поэт предлагает свой особенный рецепт создания «меланхолической нуди»: классики прокручиваются через мясорубку, затем сушатся, раскладываются на «липкой бумаге (для ловли мушиной)», и через некоторое время все «готово к употреблению». Автор снижает образ поэта и сам акт создания стихов, сопоставляя творческую деятельность с приготовлением кулинарного рецепта. Пища насыщает желудок человека, удовлетворяет его физические потребности. Поев, человек успокаивается, его тянет ко сну. Так и произведения «чистого искусства», по мнению Маяковского, вызывают меланхолию и состояние безмятежности. Но сейчас необходимо другое искусство, другой поэт.

В наше время...

Тот писатель,

Кто полезен...

Кто напишет

Марш и лозунг!

Маяковский многие свои произведения выполняет на социальный заказ, на злобу дня, так как поэт должен отражать интересы своего времени, своего класса. Стихотворение «Долой!» - посвящение западным братьям. Силу поэтического слова автор употребляет для выражения протеста против войны, к этому он призывает всех поэтов:

Поэтами облагороженная

Война и военщина

Должна быть поэтом

Оплевана и развенчана.

Как бы итог своему творчеству Маяковский подводит во вступлении в поэму «Во весь голос». Это произведение является и его программой, и его завещанием потомкам. В поэме «Во весь голос» поэт говорит о своей позиции и понимании назначения поэзии. Он «агитатор, горлан-главарь», указывает народу истину. Труден путь поэта, он состоит из постоянных сражений и боев. Все силы художник отдает «планеты пролетарию», но ничего не требует взамен. Его служение Родине бескорыстно.

Мне и рубля не накопили строчки.

И Маяковский надеется, что вечным памятником ему будет «построенный в боях социализм». Таким образом, Маяковский, восприняв традиции русских поэтов в понимании своего назначения, по-новому пересмотрел цели поэтического творчества в связи с новыми потребностями общества.

Вопрос об ответственности поэта перед своим народом волновал всех художников слова: Пушкина, Лермонтова и, конечно, Маяковского.

У Маяковского тема поэта и поэзии также занимает важное место. Он наряду с Пушкиным и Лермонтовым показывает образ поэта пророка, но также мы видим, что данный образ претерпевает изменения и становится больше похож на декабристский.

Думаю, что всем известно, что многие критики называют творчество Маяковского лишь пародией – пародией на творчество таких классиков, как Пушкин, Лермонтов. Но также имеются сторонники версии, что Маяковский является важным звеном в развитии русской литературы и слова. И в эту линию входят Пушкин – Некрасов – Маяковский.

Вопрос о роли поэта и поэзии находит отражение во многих стихотворениях Маяковского. При этом стоит отметить, что восприятие и принятие данной темы автором весьма статично и переменчиво. Маяковский раскрывает ее с разных ракурсов и сторон, показывая ее многогранность.

Свою роль в становлении поэтического наследия Маяковский поднимает в . Он приравнивает свои поэтические достижения к поэзии Пушкина:

«У меня,/ да и у вас, / в запасе вечность».

Поэт понимает, что при жизни к нему не придет народное признание, но потом они все поймут и прочувствуют его труд. Он утверждает, что его поэзия равна поэзии Пушкина и Некрасова. Говорит, что в его время страна стала «поэтами нища », потому что «надо, /чтобы поэт / и в жизни был мастак ».

«Только вот / поэтов, / к сожалению, нету –
Впрочем, может, / это и не нужно».

По подобию Пушкина, Маяковский затрагивает тему поэзии, как памятника и наследия. При этом требует себе памятник при жизни, а не после смерти, потому что «ненавидит /всякую мертвечину! // Обожает/ всяческую жизнь! »

Стихотворение «Разговор с фининспектором» продолжает раскрытие темы поэта и поэзии, при этом в нем Маяковский рассматривает ее с точки зрения не творчества, а великого труда. «Труд мой любому труду родственен » - этими словами автор ставит поэтический труд на одну ступень с физическим трудом. Он пытается показать, что создавать поэзию, это не просто складывание слов в рифму, а великий труд, требующий большой отдачи. Поэтому быть поэтом - отнюдь не легкая работа. Она сопоставима одновременно и с прыжком в неизвестность, и сложностью рабочий, добывающих радий:

Поэзия - /та же добыча радия.
В грамм добыча, / в год труды.
Изводишь / единого слова ради
Тысячи тонн / словесной руды.

А все потому, что слово требует взвешенного и бережного отношения. При этом каждое произведение должно быть по-своему новым и необычным. А это значит, что каждый раз поэт должен открывать в себе новые грани, затрагивая при этом еще не познанные темы: «Поэзия – вся – езда в незнакомое », «А что если я народа водитель и одновременно народный слуга? »

Главным долгом поэта, а значит и целью всей поэзии, Маяковский видел борьбу с мещанством, как негативным проявлением существующего мира:

Эти слова / приводят в движение
тысячи лет / миллионов сердца.
Долг наш - / реветь / медногорлой сиреной
в тумане мещанья, / у бурь в кипенье.
Поэт / всегда /должник вселенной, /
платящий / на го´ре / проценты / и пени.

Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором» ставит тему поэта и поэзии на новый уровень, показывая умение стихосложения с точки зрения сложного, но имеющего огромное значение для народа и страны труда: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут ». Стихотворение является отражением размышлений Маяковского о месте поэта в рабочем строю:

У меня к вам / дело / деликатного свойства:
О месте / поэта / в рабочем строю.

Он укоряет фининспектора в том, что все считают «рифму – векселем», «строчку – распоряжением», и не видят в них душу и истинный смысл. При этом старается натолкнуть его на мысль, что народ, страну может спасти лишь поэзия:

Все меньше любится, /все меньше дерзается,
И лоб мой / время / с разбега крушит.
Приходит / страшнейшая из амортизаций –
амортизация / сердца и души.
Слово поэта - /ваше воскресение,
ваше бессмертие, гражданин канцелярист.

Безусловно Маяковский осознавал огромную важность собственной поэзии, но при этом видел, что его место «в ряду беднейших рабочих и крестьян»:

Нет! / И сегодня/ рифма поэта –
ласка, / и лозунг, / и штык, / и кнут.

Понимая назначение своей поэзии, Маяковский подчеркивал насколько она отличается от лирической. Особенно это противопоставление заметно в стихотворении «Сергею Есенину». Подчеркивая отличие поэзии Есенина от его испепеляющих стихов, Маяковский в то же время жалеет Сергея Александровича. Маяковский считал, что Есенин не мог жить и писать иначе под воздействием богем, поэтому не сумел раскрыть всего себя:

Заменить бы вам / богему / классом,
Класс влиял на вас, / и было бы не до драк.

По мнению Маяковского, одной из причин гибели Есенина послужила невозможность самовыражения:

Может, /окажись / чернила в «Англетере»,
вены / резать / не было б причины.

Также в стихотворении Маяковский отмечает личностное отношение к творчеству Есенина: ему дороже не нежность и красочность, ценимые поклонниками, а сила, крепость, способность не только «воспевать жизнь, но и участвовать в ее переделке». Он принимал лишь одну активную жизненную позицию, с целью разгона таких «друзей», как Собинов, Коган:

Надо / жизнь / сначала переделать,
переделав можно воспевать.

В произведении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» мы вновь видим новую грань раскрытия темы. При помощи эффекта гиперболизации Маяковский в стихотворении бросает вызов солнцу. Подчеркивая этим личное понимание поэзии, как выполнения социального заказа Роста:

Про то, \ про это говорю, / что де заела Роста.

И как не странно солнце понимает труд поэта потому, что и ему светить трудно. Они переходят на «ты», осознавая свою близость – оба, поэт и солнце, противостоят тьме. И если нет Солнца, то души озаряет поэзия:

Светить всегда, /светить везде,
до дней последних донца, светить –
и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой \
и солнца!

Маяковский хотел быть понятым если не современниками, то хотя бы потомками. Это стремление он отразил в поэме «Во весь голос». Ее смело называют поэтическим завещанием творца:

Я к вам приду / в коммунистическое далеко
не так, / как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет / через хребты веков
и через головы / поэтов и правительств.

Поэт пытается подвести свое творчество к итогу. Задается вопросом, что сделает его творчество бессмертным. Хочет объяснить, почему он намеренно выделялся из числа своих современников-поэтов, «поэтов чистого искусства». Причину он видит в своем стремлении отразить грубую действительность:

И мне / агитроп / в зубах навяз.
И мне бы / строчить / романсы на вас –
доходней оно / и прелестней.
Но я / себя / смирял, / становясь
На горло / собственной песне.

Маяковский указывает, что поэзия должна отражать и освещать насущные проблемы дня. Он следовал этой цели, поэтому верит, что рано или поздно истинная самобытность его творчества будет понята:

Мой стих/ трудом / громаду лет прорвет
и явится / весомо, / грубо, / зримо,
как в наши дни / вошел водопровод,
сработанный / еще рабами Рима.

Верил в признание, но и был готов к тому, что его забудут:

Стихи стоят / свинцово-тяжело,
готовые и к смерти / и к бессмертной славе.

Маяковский подчеркивает партийность и классовость своего творчества, его связь с народом:

Пускай нам / общим памятником будет
построенный / в боях / социализм.

Маяковский – поэт, необычайно чувствовавший время, поэт, ценящий верность высокому долгу творчества. После его смерти М. Цветаева написала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны… Россия до сих пор еще не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского » Это является подтверждением слов Маяковского, что лишь после смерти спустя годы – его творчество обретет истинное признание, а современники ценность пока не осознают.

Сочинение Маяковский В.В. - Разное

Тема: - Стихи о назначении поэта и поэзии


народный слуга?
В. Маяковский

Передовых писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии. Владимир Владимирович Маяковский не раз обращался к этой теме в своем творчестве, утверждая вслед за своими великими предшественниками - поэтами XIX века - общественное назначение поэзии. Продолжая борьбу за новое искусство, начатую Горьким, Маяковский горячо, со всей присущей ему прямотой и силой заявил, что труд художника слова - вклад в общенародное дело:

Я себя
советским чувствую заводом,
вырабатывающим счастье. Не хочу,
чтоб меня, как цветочек с полям, рвали
после служебных тягот. Я хочу,
чтоб в дебатах
потел Госплан, мне давая
задания на год.

Даже ранний Маяковский, сотрудничающий с футуристами, был близок не им, а активным создателям нового строя. Об этом говорит и его общественная деятельность этих лет, и произведения, созданные в этот период: “Юбилейное”, “Птичка Божия”, “Сергею Есенину”. Но программными произведениями являются “Разговор с фининспектором о поэзии” и вступление к поэме “Во весь голос”.
“Разговор с фининспектором о поэзии” был написан в середине двадцатых годов. Форма “разговора”, привычная для поэта, в данном стихотворении имеет свою специфику: здесь поэт говорит о себе и своем труде с человеком, далеким от этой темы. Растолковывая непосвященному, в чем состоит поэтическая работа, поэт находит яркие и убедительные сравнения, метафоры, многие из которых стали афоризмами, формулами поэзии. Обращает внимание сравнение процесса творчества с невероятно трудным процессом добычи радия:

Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради тысячи тонн
словесной руды.

Но как
испепеляюще
слов этих жжение рядом
с тлением
слова-сырца. Эти слова
приводят в движение тысячи лет
миллионов сердца.

Именно здесь Маяковский говорит о неразрывной связи поэта эпохи социализма со своим народом.

Я
народа водитель и одновременно -
народный слуга?

Здесь, как ни парадоксально это звучит, четко просматривается преемственная связь гражданской поэзии Маяковского с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
В 1930 году поэт начинает работу над поэмой “Во весь голос”, посвященной первой пятилетке. Поэму Маяковский написать не успел, было написано вступление. Оно глубоко лирично по своему содержанию, поэтому рассматривается как составная часть лирического наследия поэта. Маяковский говорил, что сам хочет поговорить со своими потомками, без “посредников”.

Уважаемые
товарищи потомки!..

Это горячий, полемический разговор поэта-трибуна с будущими читателями. Новая эпоха явилась началом революционного переворота и в поэзии. Свое место в этой преобразующей деятельности поэт определяет решительно и резко:

Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садаводетл поэзии -
бабы капризной.

Маяковский отрицает буржуазно-мещанскую поэзию, голос поэта-агитатора полон такой силы, что дойдет до далеких потомков живым, не потерявшим теплоты. Его поэзия, “как старое, но грозное оружие”, всегда будет помогать людям в борьбе за счастливую жизнь. Маяковский подводит итог двадцатилетней поэтической деятельности, он отдает свое могучее оружие трудящимся:

И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали, до самого
последнего листка я отдаю тебе,
планеты пролетарий.

Неразрывная связь поэта с трудящимися основана на общности классовых взглядов и интересов, на ясном понимании целей и задач борьбы, на общности судьбы, на практическом освоении революционной теории, поэтому связь эта нерушима.

Пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.

Поэт просит потомков мысленно переселиться в его эпоху, чтобы понять всю важность и трудность его работы, приближающей грядущее счастье.

Для вас,
которые
здоровы и ловки, поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.

Жизнь поэта тяжела и беспокойна, но все его существо направлено на построение нового общества. Этой цели служит его поэзия:

Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.

Бескорыстное служение Отчизне - залог бессмертия поэта:

Явившись
в ЦеКаКа
идущих
светлых лет,
Над бандой
Поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.

Страстность и определенность в решении темы, яркость и ясность образов, простота и меткость речи-отличительные черты Маяковского-поэта. Он горд своей причастностью к созданию нового государства.
Славьте,
молот
и стих,
землю молодости.

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского

В. Маяковский -- крупнейший поэт двадцатого столетия, который намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровождались улюлюканьем и свистом. Такой же громкой и яркой была его поэзия.

Маяковский в своих стихах выражает убежденность в необходимости поэтического слова. Назначение поэта он видит в том, чтобы вызвать в людях стремление преодолеть некрасивость мира и изменить его.

Маяковский был далек от поэзии чисто эстетической, услаждающей, наполняющей душу лишь возвышенным лиризмом. Настоящего поэта он видит, прежде всего, агитатором, главарем, борцом за переустройство несовершенной жизни. Стихи, по мнению Маяковского, непременно должны обладать взрывной, действенной силой. У самого поэта стихотворение никогда не бывает вялым и инертным, оно всегда заряжено большой идеей, страстью, энергетикой. Маяковский не просто рисует мир, он убедительно доказывает, призывает к соучастию своего читателя.

В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своем месте в жизни современного общества, о роли поэзии в жизни людей.

Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение "Послушайте!", созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта, своеобразным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, "если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно". В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине ХХ века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Автор, которому на момент создания стихотворения "Послушайте!" едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью - всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь "кто-то называет эти плевочки жемчужиной". А, значит, это и есть главный смысл в жизни - быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу. Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение "Послушайте!" является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.

У Маяковского было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал "глаголом жечь сердца людей", Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.

В. Маяковский определял же свою задачу так: " Светить всегда, светить везде". В ироническом стихотворении "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", в этой нереальной фантастической истории, аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца -- светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей -- то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу, которую и озвучивает в этом стихотворении:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить --

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой --

и солнца!

Владимир Маяковский считал, что поэт должен быть строителем новой жизни. Он большое внимание уделял профессионализму поэта. Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение "Разговор с фининспектором о поэзии".

Маяковский также считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали. Автор поднимает такую тему, как тема долга перед людьми, Вселенной, перед всем, что не успел написать. У поэта есть высшее призвание: "Долг наш - реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи". Ему очень важно доказать, что слово настоящего поэта - слово вечное, бессмертное, что его будут помнить всегда. агитаторство маяковский поэтический мастерство

Часто в его строках можно увидеть душевную борьбу, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт написал вступление к поэме "Во весь голос", являющееся его поэтическим завещанием потомкам. Собственно в данном произведении видится нам истинное лицо и подлинные чувства поэта. Через головы современников он говорит грядущим поколениям, будущим потомкам, обещаясь рассказать "о времени и о себе".

Маяковский был прав: его стихи, миновав время, не потеряли своей ценности, а его "звонкая сила поэта" указывает людям место, занимаемое творчеством поэта и гражданина Владимира Маяковского в русском литературном наследии.

Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями - все равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное, стихами. Он считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи пишутся по “социальному заказу”.

Маяковский всегда был там, где “нужно”. “Грозный смех” - так назвал он впоследствии книгу избранных текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно был грозный.

А в годы нэпа поэт, засучив рукава, очищает страну от “разной дряни и ерунды”. Грубые, резкие, уничтожающие насмешливые строки Маяковского били без промаха. “Поэт вылизывал чахоткины плевки”, - с гордостью скажет он себе потом.

Молодой Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да, такого рекламщика страна не видела и вряд ли когда увидит. Когда за дело берется гений, оживает и реклама (“Нигде, кроме как в Моссельпроме”, “Заходите, покупайте хорошие соски. Лучше не было и нет. Готов сосать до старости лет”. Может быть, еще что потребуется? Не стесняйтесь, все будет. А вот “Курить бросим - яд в папиросе”).

Маяковский с полным правом скажет потом: “Я себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Но поэзия остается поэзией. Маяковский, прежде всего, лирик. Его стихи - это по-настоящему искренний и теплый разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме разговора.

В статье “Как делать стихи” Владимир Владимирович писал о том, что только разница в качестве отделки стиха и создает разницу между поэтами. Он высмеивает Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небрежность в стиле, хотя с самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. “Первый, купивший книжку о рыжем Мотеле, - я”, - говорил он и считал эту стихотворную “Повесть о рыжем Мотеле” Иосифа Уткина талантливой вещью. Это не мешало ему поругивать Уткина, и в статье “Как делать стихи” Уткин, кажется, тоже упомянут.

Очень сложным было отношение Маяковского к классикам. Поэт всю жизнь оставался правоверным футуристом, считая своих друзей, особенно Хлебникова, гениальными. Он принимал участие в составлении манифеста футуристов, однако уже в дореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.

Литературоведы стараются очистить поэта от “грехов молодости”, от ниспровержения классиков. Очищать не стоит. Одно стихотворение Маяковского “Юбилейное”, посвященное А. С. Пушкину, делает это лучше всех: Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, думаю, тоже бушевали. Африканец! Александр Сергеевич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых.