Как космонавт возвращается с орбиты на землю. Как и почему приземляются ракеты Как садится ракета на землю

Сложен и небезопасен подъем в космическое пространство, но, пожалуй, не меньше трудностей таит возвращение на Землю. Все следящие за полетом желают космонавтам мягкой посадки. “Мягкой” — это значит, что спускаемый аппарат космического корабля должен приземлиться со скоростью не более 2 м/с. Только тогда конструкция аппарата, приборы в нем, а главное, члены экипажа не испытывают резкого жесткого удара.

Для этого нужно аппарат затормозить — отобрать всю энергию. Как это сделать без вреда для самого аппарата? К.Э.Циолковский, думая над этим вопросом, решил использовать возможность торможения космического корабля воздушной оболочкой Земли. Двигаясь со скоростью 8 км/с, космический корабль не падает на Землю. Первая стадия спуска — включение на короткое время тормозного двигателя. Скорость уменьшается на 0,2 км/с и сразу начинается спуск.

Первым делом необходимо отстыковать орбитальный отсек и тормозную двигательную установку. И сделать это очень быстро. Еще до входа в плотные слои атмосферы нужно повернуть спускаемый аппарат так, чтобы он вошел в воздушный океан под строго определенным углом. Траектория спуска должна быть такой, чтобы члены экипажа испытали тяжесть, превышающую массу их собственного тела в 4 раза. Нельзя ли выбрать более пологую траекторию, чтобы лерегрузка была меньше? Оказывается, нет.

Так как помимо перегрузки еще большую опасность для корабля и космонавтов представляет перегрев при торможении аппарата атмосферой. Крутой спуск приводит к большему перегреву оболочки, но зато сокращает время полета: аппарат достигнет Земли раньше, чем испепеляющий жар проникнет внутрь него. Стенки корпуса спускаемого аппарата делают из легкого алюминиевого сплава, снаружи покрывают защитной оболочкой с высокой механической прочностью и теплоизоляцией из полимерного материала. Сильный нагрев приводит к медленному испарению материала. Встречный поток воздуха как бы согревает постепенно слой теплозащиты. Температура на поверхности аппарата близка к 300°С.

При спуске космонавты через иллюминатор видят бушующее море огня, надежно укрощенное теплозащитой. По мере вхождения во все более плотные слои атмосферы скорость аппарата падает. Когда она снизится до 250 м/с, включается парашютная система из двух основных и одного вспомогательного парашютов. Один из основных парашютов называется тормозным, он выбрасывается с помощью малого взрыва — пиропатрона. Второй основной больше первого, он обеспечивает плавность посадки. Для мягкого приземления используют еще одно средство: двигательную установку мягкой посадки, она создает противотягу и аппарат приземляется с необходимой скоростью — не более 2 м/с.

Бывают и другие ситуации. Проходя вблизи Солнца комета Тейлора раскололась на две части. Оба обломка обзавелись своими собственными хвостами, но, отойдя от нашего дневного светила, больше никогда не наблюдались. Часто различные «неприятности» происходят с небесными путешественницами вдалеке от наших глаз, например после встречи с гигантом Юпитером. Его притяжение настолько изменяет орбиты комет, что они уходят…

Пустынные и полупустынные территории составляют 32-43 % всей суши и — не без помощи человека — ежегодно увеличиваются примерно на 9 млн. км2. На севере Африканского континента находится крупнейшая пустыня мира — Сахара. На юге Африки тоже есть несколько пустынь, и самая неприветливая и знойная из них — Калахари. В Северной Америке самая страшная пустыня —…

Раньше на Земле было много огнедышащих гор. И древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев богов. Сейчас одни совсем потухли, другие — в глубоком сне. Вулканы встречаются на нашей планете везде, даже на дне океанов. Древние римляне и греки были уверены, что в недрах огнедышащих гор находятся гигантские кузницы, где куют оружие…

Эта ледяная страна в течение длительного времени была загадкой для людей. Суровая природа, тяжелые, труднопроходимые льды в окружающих морях, высокие ледяные окраинные барьеры — все это способствовало ее изоляции от внешнего мира. Главной особенностью шестого материка является его расположение: почти весь континент, площадь которого чуть ли не в 2 раза больше Австралии, находится внутри Южного…

Сегодня ученые могут целым рядом опытов подтвердить вращение Земли вокруг своей оси. Самый знаменитый опыт был проведен в 1851 году французским физиком Жаном Фуко. Установка представляла собой тяжелый маятник на длинном подвесе. Чем длиннее подвес, тем лучше проходил опыт. Поэтому обычно такой маятник устанавливают в высоких соборах. Маятник Фуко имеется и в Московском планетарии. Если…

В конце лета — начале осени, если посмотреть налево и чуть вниз от Большой Медведицы, можно увидеть три ярких звезды. Они образуют большой треугольник. Про эти звезды так и говорят — летне-осенний треугольник. Эти три звезды относятся к разным созвездиям. Одно называется Лебедь, другое Лира, а третье Орел. Но каждая звезда в созвездии имеет свое…

Само расположение звезд на небе внушает мысль о двух рыбах, связанных между собой лентой или веревкой. Происхождение названия созвездия Рыбы очень древнее и, по-видимому, связано с финикийской мифологией. В это созвездие Солнце вступало в пору богатой рыбной ловли. Богиня плодородия изображалась в виде женщины с рыбьим хвостом, который, как гласит легенда, появился у нее, когда…

Понаблюдайте за Луной и вы увидите, что вид ее меняется каждый день. Сначала узенький серп, затем Луна полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп повернут выпуклостью влево, как буква “С”,…

Точные измерения показывают, что диаметр Солнца — величина непостоянная. Несколько лет назад астрономы обнаружили, что объем Солнца уменьшается и увеличивается на несколько километров каждые 2 часа 40 минут, причем этот период сохраняется строго постоянным. С периодом 2 часа 40 минут изменяется и светимость Солнца, т.е. излучаемая им энергия. Такие изменения объема Солнца называются радиальными пульсациями….

Еще в глубокой древности наблюдатели заметили, что на небе кроме неподвижных звезд есть особые блуждающие светила, и назвали их планетами (планета в переводе с греческого — блуждающая). На первый взгляд, планета и звезда действительно очень похожи. Но если посмотреть повнимательнее, можно заметить, что звезды мерцают, а планеты светят ровным спокойным светом. Это происходит потому, что…

Судя по , накопилась изрядная масса мифов насчет успехов американской частной космонавтики, всех этих вертикальных приземлений и прочих прорывов. Попробую развеять на пальцах те, что мне встретились.


Миф №1. Вертикальная посадка ракеты - это то, что никто не делал, это технический прорыв!

Нет, все это просто комбинация давно известных и отработанных еще в 60-х, 70-х годах технологий.
Раньше ступени так обратно не приземляли, потому что это никому не было нужно ввиду явной технической бредовости затеи.
Как в том анекдоте про неуловимого ковбоя Джо.

В приципе похожий процесс например происходил при посадках на Луну, но эта аналогия почему-то не производит впечатления на обывателей - они говорят "одно дело компактная фиговинка, а тут такая башня на огне балансирует!"

Ладно, рассмотрим башни.

Весь процесс возрващения ступени после разделения ракеты можно разбить на три этапа.

Начнем с последнего, самого видимо эффектного и поражающего воображение технически безграмотной публики.

Я скажу удивительную вещь для кого-то, но вертикальная посадка ракеты это с точки зрения механики практически то же самое что и взлет . Задействуются абсолютно те же механизмы, силы и приборы, ровно в том же режиме. Взлетаете вы или садитесь - у вас есть все те же две силы - тяга двигателя и сила тяжести. При замедлении/ускорении к силе тяжести просто добавляется сила инерции. Все.

Когда ракета взлетает - она ведет себя и балансирует точно так же, как если бы она садилась.

Но что забавно:
взлет ракет почему-то никак не поражает обывателей. Привыкли уже.

А точно такой же процесс, но в обратном порядке у всех вызывает массу восторга и верещания про революцию в космонавтике.

На всякий случай добавлю, что ступень даже проще стабилизировать - она же почти пустая, значит центр тяжести ниже чем у стартующей ракеты.

Следующий этап - управляемый полет в атмосфере по околобаллистической траектории к месту посадки - это опять собссно ровно то, что делают боевые ракеты. Так же или гораздо круче летают все современные зенитные, авиационные ракеты.
Примерно так умели делать, пардон, еще фашистские Фау-2.
Опять разница лишь в том что те разгоняются, а эта тормозит, ч то с точки зрения физики процесса ничего не меняет.

Самый "сложный" на самом деле - этап возврата ступени в плотные слои атмосферы . Нужно защищать баки от перегрева, ступень должна выдерживать поперечные перегрузки. Но это тоже давно решенные задачи, дело техники. Боковые ускорители Шаттлов такое делали при возврате (потом они приводнялись на парашютах), космические корабли вон, вообще выдерживают тысячи градусов при входе в атомсферу.

Почему же столько аварий при посадке у Фалькона? А дело в том, что Маск очевидно пытается посадить ступень при минимальных затратах топлива на стабилизацию ступени перед посадкой. Отсюда возникает лотерея с ветром, с точностью попадания - но это искусственно созданная техническая сложность. Она создается из-за того, что сам метод ракетного возврата ступени сильно бьет по выводимой полезной нагрузке на орбиту, вот и пытаются экономить "посадочное" топливо.

Миф №2. Пусть пока не получается - это нормально, Маск создает новые технологии, целую новую отрасль: многоразовые движки и т.д.!

Нет, Маск не создал вообще ничего нового, в том и дело.
Он банально воспроизводит, повторяет старые наработки 60-70-х годов. Многоразовые движки были отработаны и в СССР, и в США еше в 70-х. Шаттл летал с многоразовыми движками.

Хуже того - ЖРД "Мерлин", который стоит на Фальконе - имеет довольно средние характеристики.
Он относительно маломощный и примитивный, его удельный импульс (282 с) существенно ниже, чем например у нашего РД-180 (311 с) .
А удельный импульс это главная характеристика ракетного двигателя, показывающая насколько эффективно тот преобразует энергию топлива в тяговый импульс.
Дросселирование (управление тягой) для Мерлина было скопипизжено аж с лунного движка.
Космический корабль "Драгон" - это просто перепевка древнего "Аполлона" со всеми его недостатками и своими еще впридачу.
Он такой же одноразовый, садится в море да еще и не имеет стыковочного узла.

При всем при этом Маск получает с НАСА , под пустые обещания что когда-то в будущем он все радикально удешевит. Наверное. Когда-нибудь. Если НАСА захочет.

Да неужели? Фалькон-9 первый раз полетел в 2010-ом. С тех пор он запускался уже больше 20 раз.
Время первых экспериментальных запусков давно прошло - и к слову оно было частично оплачено НАСА.
Маск получил на разработку Фалькона грант на 400 млн по программе СОТS.

В рамках этой программы Фалькон-9 сделал два демонстрационных полета (в 2010-ом и 2012-ом) и был допущен уже к штатному снабжению МКС по программе CRS. Первый полет по этой программе стоимостью 1.6 млрд состоялся в 2012-ом году.
Все, с тех пор на МКС уже 4 года летают серийные Фальконы с несущественными модификациями, которые очевидно не требуют специальных испытаний/сертификации. И по непонятной причине эти полеты обходятся НАСА намного дороже, чем запуски Шаттлов в свое время, если считать с учетом массы доставленных грузов.

Миф 4. Маск хоть что-то делает новое, а сраная рашка ничего и только завидует

То есть построить полноценный космодром, разработать и успешно запустить новые ракеты легкого и тяжелого класса - это называется ничего? Вообще можно долго перечислять, проще хотя бы

мск

Возвращениена Землю Саманты и ее коллег

Перед тем как выйти на баллистику спуска, Союз совершилтри оборота, затратив на все про все 3 часа 13 минут.

Кашмир на время приземления

Благодаря посадки (на 4 минуты позже объявленного времени) исутры спасения в астро-гороскопе все отлично: и по цифрам и рисунку. По цифрам у Саманты мало сексуальности (и то правда: «в Космосе секса – нет»), но остальное все есть, причем жизнь космическая переходит в полную земную. Поздравляем Саманту с возвращением!

Усилим магический квадрат пасьянсом Медичи, используя настройку, показанную на рис. ниже.


По числам-сверткам определили восемь главных карт 9б 8к Кп 6к 9к 10б Тп 10ч

Их вводим в программуна стр. http://lucidart.ru/cgi-bin/medichi.pl


Результирующая колода
9b 8k Kp 6k 9k 10b Tp 10c 7b Db Bc 10k 6b 8c Tk Dc Tb Bb 7c 8b Tc 8p Bk 9p Bp 9c 7p Kc 6c 7k Dk Dp Kk 6p Kb 10p

Было испробовано 347 колод. Последняя оказалась удачной:
<9b 8k Kp 6k> <9k 10b Tp 10c> <7b Db Bc 10k 6b 8c Tk Dc > <8p> <9c 7p Kc 6c 7k Dk Dp Kk > <6p Kb 10p>

Сложив карты, вы получите пасьянс Медичи (одну или две стопки) – еще один вибрационный код на удачное возвращение Саманты из Космоса.

Выбор важных карт (по свертке по столбцу) можно из таблицы (в строке) случайно по тому или иному алгоритму.

DICT: аркан=9 код=0

6п 6б 6к 6ч

7п 7б 7к 7ч

8п 8б 8к 8ч

9п 9б 9к 9ч

10п 10б 10к 10ч

Вп Вб Вк Вч

Дп Дб Дк Дч

Кп Кб Кк Кч

Тп Тб Тк Тч

Приложение

Как космонавты возвращаются с орбиты на землю?

Сложен и небезопасен подъем в космическое пространство, но, пожалуй, не меньше трудностей таит возвращение на Землю. Все следящие за полетом желают космонавтам мягкой посадки. "Мягкой" - это значит, что спускаемый аппарат космического корабля должен приземлиться со скоростью не более 2 м/с. Только тогда конструкция аппарата, приборы в нем, а главное, члены экипажа не испытывают резкого жесткого удара.

Для этого нужно аппарат затормозить - отобрать всю энергию. Как это сделать без вреда для самого аппарата? К.Э.Циолковский, думая над этим вопросом, решил использовать возможность торможения космического корабля воздушной оболочкой Земли. Двигаясь со скоростью 8 км/с, космический корабль не падает на Землю. Первая стадия спуска - включение на короткое время тормозного двигателя. Скорость уменьшается на 0,2 км/с и сразу начинается спуск.

Первым делом необходимо отстыковать орбитальный отсек и тормозную двигательную установку. И сделать это очень быстро. Еще до входа в плотные слои атмосферы нужно повернуть спускаемый аппарат так, чтобы он вошел в воздушный океан под строго определенным углом. Траектория спуска должна быть такой, чтобы члены экипажа испытали тяжесть, превышающую массу их собственного тела в 4 раза. Нельзя ли выбрать более пологую траекторию, чтобы лерегрузка была меньше? Оказывается, нет.

Так как помимо перегрузки еще большую опасность для корабля и космонавтов представляет перегрев при торможении аппарата атмосферой. Крутой спуск приводит к большему перегреву оболочки, но зато сокращает время полета: аппарат достигнет Земли раньше, чем испепеляющий жар проникнет внутрь него. Стенки корпуса спускаемого аппарата делают из легкого алюминиевого сплава, снаружи покрывают защитной оболочкой с высокой механической прочностью и теплоизоляцией из полимерного материала. Сильный нагрев приводит к медленному испарению материала. Встречный поток воздуха как бы согревает постепенно слой теплозащиты. Температура на поверхности аппарата близка к 300°С.

При спуске космонавты через иллюминатор видят бушующее море огня, надежно укрощенное теплозащитой. По мере вхождения во все более плотные слои атмосферы скорость аппарата падает. Когда она снизится до 250 м/с , включается парашютная система из двух основных и одного вспомогательного парашютов. Один из основных парашютов называется тормозным, он выбрасывается с помощью малого взрыва - пиропатрона. Второй основной больше первого, он обеспечивает плавность посадки. Для мягкого приземления используют еще одно средство: двигательную установку мягкой посадки, она создает противотягу и аппарат приземляется с необходимой скоростью - не более 2 м/с .

Вернувшийся с МКС Шкаплеров :
посадка была жесткой и быстрой


Фото: Федеральное космическое агентство (Роскосмос )

Вернувшийся на Землю из длившейся больше полугода экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) российский космонавт Антон Шкаплеров рассказал о спуске с орбиты: по его словам, посадка была «жесткой и быстрой», капсула с экипажем вращалась при приземлении , но все сработало четко по графику.

"Посадка была жесткой и быстрой, мы что-то вращались", - сказал Шкаплеров в прямом эфире с места приземления."Четко, секунда в секунду, четко по секундам все работало", - добавил он.

Он также поблагодарил экипажи спасения за своевременное оказание помощи и слаженную работу. В числе встречавших экипаж был 118-й космонавт России Олег Артемьев, работавший на МКС в составе экипажа корабля «Союз ТМА-12М» с 26 марта по 11 сентября 2014 года.

Спускаемая капсула с экипажем 42/43 экспедиции МКС в составе Антона Шкаплерова (Роскосмос ), Саманты Кристофоретти (ЕКА) и Терри Вертса (НАСА) приземлилась в расчетном районе Казахстана в 16.44 мск .

К МКС международная команда стартовала с космодрома «Байконур» 24 ноября 2014 года. Во время космического полета экипаж полностью выполнил программу научно-прикладных исследований на станции. Члены миссии 42/43 также участвовали в обеспечении работы двух российских и одного американского грузовых транспортных кораблей.

Отлет «Союза» мог задержаться из-за нештатной ситуации на МКС, произошедшей 9 июня в 18.32 мск во время планового тестирования радиосистемы сближения и стыковки «Курс». Двигатели пристыкованного к станции корабля внезапно запустились на несколько секунд , что привело к незначительному изменению орбитального положения МКС.

Позже были приняты необходимые меры для стабилизации МКС относительно Земли.

Возвращение на Землю этого экипажа также ранее было перенесено на месяц в связи с расследованием аварии, случившейся с грузовым кораблем «Прогресс М-28М». На МКС продолжит работать экипаж в составе Геннадия Падалки, Михаила Корниенко (Роскосмос ) и Скотта Келли (НАСА).

Хронометраж перед приземлением

Пилотируемый корабль «Союз ТМА-15М» с экипажем 43-й экспедиции Международной космической станции (МКС) в составе Антона Шкаплерова , Саманты Кристофоретти и Терри Вертса отстыковался от станции и начал спуск на Землю. Об этом сообщается на сайте НАСА, которое организовало прямую трансляцию мероприятия. Отстыковка произошла 11 июня 2015 года в 6:20 по североамериканскому восточному времени (13:20 мск ). Ожидается, что через три часа и 13 минут корабль совершит посадку на территории Казахстана.

Пилотируемый корабль "Союз ТМА-15М" с космонавтами Антоном Шкаплеровым , Тери Вертсом и Самантой Кристоферти отстыковался от МКС, чтобы вернуться на Землю, передает корреспондент "Интерфакса" из Центра управления полетами (ЦУП). "Команда на расстыковку космического корабля "Союз ТМА-15М" от МКС выдана 11 июня в 13:18 по московскому времени. Корабль совершил маневр увода от станции, четко следуя циклограмме полета", - сказал представитель ЦУПа в четверг.

"Как ожидается, через четыре орбитальных витка спускаемая капсула с космонавтами приземлится в расчетном районе на территории Казахстана", - сообщил РИА Новости представитель Центра управления полетами (ЦУП).

Космонавт Терри Вёртс (Terry Virts ) сфотографировал пирамиды в Гизе с борта МКС. Снимок выложен в твиттер . Вёртс делал снимок во время последних суток пребывания на станции. Кроме него он выложил фотографии песчаных дюн в пустыне Намиб , солёного озера Хала в Китае, снимки северного сияния, а также своё последнее фото, которое он сделал с борта МКС.

Антон Шкаплёров , Саманта Кристофоретти и Терри Вертс перешли с Международной космической станции на космический корабль «Союз ТМА-15М» и задраили его люки. Они готовятся к отстыковке от стации и к возвращению на Землю.

Пилотируемый корабль «Союз» отстыкуется от станции через несколько часов. Россиянин Антон Шкаплеров , американец Терри Вёрст, итальянка Саманта Кристофоретти уже попрощались с остающимися на орбите коллегами, перешли на борт «Союза» и закрыли за собой переходные люки. Корабль должен отделиться от МКС в 13.20 по московскому времени, потом два с лишним часа будет находиться в автономном полете, а потом сойдет с орбиты. Примерно в 16:00 двигатели "Союза" включатся на торможение, после чего аппарат сойдет с орбиты и войдет в атмосферу.

Задержавшиеся на МКС космонавты должны вернуться на Землю

Некоторые из вас следили за прошлой попыткой вертикальной посадки первой ступени нашей ракеты Falcon9 обратно на землю. Была попытка в январе и следующая за ней в апреле. Эти попытки двигали нас вперед к нашей цели, сделать быструю и полностью многоразовую ракетную систему, которая существенно снизит цену космических транспортировок. Стоимость одного пассажирского самолета примерна равна стоимости одной нашей ракеты Falcon 9, но авиакомпании не утилизируют самолет после одного полета из Лос Анджелеса до Нью Йорка. Что касается космических путешествий, тут ракеты летают лишь один раз, даже если сама ракета является самой дорогой в общей стоимости запуска. Спэйс Шаттл был номинально многоразовым, но у него был огромный топливный бак, выбрасываемый после каждого запуска. И его боковые ускорители приводнялись на парашютах в соленую воду, которая коррозией разрушала их каждый раз. Приходилось начинать долгий процесс восстановления и переработки. Что если мы бы смогли смягчить эти факторы сажая ракету мягко и точно прямо на землю? Время восстановления и стоимость были бы значительно снижены. Исторически сложилось так, что большинству ракет нужно было использовать весь доступный запас топлива для доставки полезной нагрузки в космос. Ракеты SpaceX с самого начала были спроектированы с задумкой о многоразовом использовании. Они имеют достаточно топлива для доставки космического корабля Dragon до космической станции и для возвращения первой ступени на Землю. Лишний запас топлива нужен для нескольких дополнительных включений двигателя, для торможения ракеты, и, в конечном итоге, для посадки первой ступени. В дополнение к увеличенному запасу топлива мы добавили несколько важных особенностей для многоразового использования первой ступени нашей Falcon 9. У ракеты есть небольшие складные термостойкие решетчатые рули-стабилизаторы называемые «Grid Fins», необходимые для управления первой ступенью во время падения через всю земную атмосферу, начиная с верхней границы. Двигатели ориентации на спрессованом газе, расположенные на верхушке первой ступени используются для разворота ракеты на 180 градусов перед началом путешествия обратно на землю. А так же прочные, но легкие посадочные стойки из углеволокна, которые раскрываются прямо перед приземлением. Все эти системы, построенные и запрограммированные человеком, работают в полностью автоматическом режиме с момента запуска ракеты. Они реагируют и подстраиваются под ситуацию, основываясь на данных, получаемых самой ракетой в реальном времени.

Итак, что мы уяснили из прошлых попыток посадки первой ступени?

Первая попытка посадки на автоматизированную плавучую платформу посреди атлантического океана была в январе, когда мы были уже близки к цели, у первой ступени преждевременно кончился запас гидравлической жидкости используемой для управления небольшими крыльями-стабилизаторами, помогающими контролировать спуск ракеты. Сейчас мы оснащаем ракету намного большим запасом этой критически важной гидравлической жидкости. Наша вторая попытка была в апреле, и мы опять подошли очень близко к цели. В полном видео посадки вы могли увидеть, как ступень падает в атмосфере со скоростью большей, чем скорость звука, на протяжении всего пути, вплоть до посадки. Этот контролируемый спуск был полностью успешным, но примерно за 10 секунд до посадки, клапан, контролирующий тягу ракетного двигателя, временно перестал реагировать на команды с требуемой скоростью. В результате он сбросил мощность на несколько секунд позже поступления команды. Для ракеты весом в 30 тонн и скоростью близкой к 320 км/ч пара секунд -это действительно значимый отрезок времени. С мощностью на уровне почти максимальном двигатель проработал дольше, чем должен был, из-за этого машина потеряла контроль и не смогла выровняться к моменту посадки, в результате чего и перевернулась. Несмотря на опрокидывание на последних секундах, эта попытка посадки прошла в значительной степени так, как и планировалось. Сразу после разделения ступеней, когда вторая ступень оставляет первую позади и мчится дальше, доставляя Dragon на орбиту, двигатели ориентации сработали правильно, развернули первую ступень для возвращения обратно. Затем три двигателя зажглись для тормозного маневра, замедлившего ракету и направившего ее в направлении места посадки. Затем двигатели включились вновь для замедления перед вхождением в земную атмосферу, и решетки-стабилизаторы (в этот раз с достаточным запасом гидравлической жидкости) были выпущены для управления используя сопротивление атмосферы. Для объекта, летящего со скоростью в 4 Маха, земная атмосфера будет восприниматься как полет через сгущенку. Решетчатые стабилизаторы имеют важное значение для точной посадки. Был произведен финальный запуск двигателей и все системы вместе — двигатели ориентации и решетки-стабилизаторы управляли движением ракеты, сохраняя траекторию в пределах 15 метров от запланированной, в течении всего времени. Стойки аппарата были выпущены прямо перед тем, как ракета достигнула плавучей платформы “Just Read the Instructions” на которую ступень приземлилась в пределах 10 метрах от центра, хотя и было сложно оставаться в вертикальном положении. Послеполетный анализ подтвердил, что клапан тяги был единственной причиной этой жесткой посадки. Команда сделала поправки для предотвращения и возможности быстро исправить подобные проблемы во время следующей попытки, при запуске нашего восьмого Falcon 9 с миссией по доставке припасов на космическую станцию кораблем Dragon, намеченную на это воскресенье. Даже учитывая все, что мы узнали, шансы на успешную третью попытку посадки на автоматизированную плавучую платформу (новую с названием “Конечно, я все еще люблю тебя”) остаются неопределенными. Но следите за новостями в это воскресенье. Мы попробуем стать на один шаг ближе на пути к быстрым полностью многоразовым ракетам.

От редакции: есть мнение, что статью написал сам Илон Маск, ибо в оригинале в ней присутствуют речевые обороты, характерные для него


23 ноября принадлежащая Amazon Джеффу Безосу частная аэрокосмическая компания Blue Origin впервые в истории успешно осуществила успешное вертикальное приземление после суборбитального полета космического корабля New Shepard и ракеты BE-3.

По словам Безоса, контролируемая посадка является очень сложным процессом, и чтобы добиться успеха, компании понадобилось несколько лет. Космический корабль New Shepard при тестовом полете поднялся на суборбитальную высоту немногим более 100,5 км, чего достаточно для формального заявления о "полете в космос" (так называемая Линия Кармана проходит на высоте 100 км).


Разрабатывать корабль New Shepard и средство доставки его на орбиту - ракету BE-3 начали еще в конце 2013 года. Первый запуск произвели в апреле 2015 года, но он оказался неудачным - New Shepard разбился при приземлении. Сейчас же фактически произошел прорыв в аэрокосмической отрасли - удалось приземлить капсулу и отделяемую ракету. Традиционно ранее космические ракеты-носители использовались всего один раз (обычно они состоят из нескольких ступеней, которые после сгорания топлива отделяются и сгорают в плотных атмосферных слоях или падают на землю).


Blue Origin является одной из нескольких частных компаний, таких как SpaceX, Boeing, Virgin Galactic и XCOR Aerospace, которые конкурируют за то, чтобы предложить коммерческие полеты в космос для своих клиентов. Конкурент Blue Origin - компания SpaceX Илона Маска - уже 3 раза пыталась посадить свою ракету-носитель Falcon 9 на плавающую платформу, но все попытки окончились неудачей. Основной причиной этих неудач является то, что Falcon 9 намного мощнее и тяжелее, т. е. ее в разы сложнее приземлить. Но это одновременно является и преимуществом ракеты, поскольку она способна подняться на гораздо большую высоту. Именно поэтому Falcon 9 сейчас используется для доставки грузов на Международную космическую станцию.


Однако, вернемся к полету аппарата от Blue Origin. Ракета собственного производства BE-3, которая несла космический аппарат New Shepard, стартовала 23 ноября в 11:21. Вскоре после старта ракета отделилась от корабля. Но она не упала на Землю, а приземлилась точно на посадочной площадке. Изначально ракета падала со скоростью 622 км / ч, затем благодаря специальным ребрам на ее корпусе, которые действуют как воздушные тормоза и направляющие дня полета, ее скорость была замедлена до 192 км / ч, при этом ракета была сориентирована на посадочную площадку. И, наконец, на высоте в 1500 метров над местом посадки включились двигатели, замедляя скорость посадки. Последние 30 метров ракета опускалась со скоростью 7,1 км / ч.


Капсула New Shepard достигла максимальной высоты в 100,5 км, при этом развив скорость в 3,72 Маха (4 593 км / ч). После возвращения с орбиты космический корабль (без экипажа) приземлился отдельно при помощи парашютов.

Человечество всегда было одержимо звездами, а потому представляем вашему вниманию , что могут быть использованы для межзвездных путешествий.