Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»? Символы: роль и их значение

У этой девочки, была странная, Закарпатская фамилия – Пхень; и ее отец, известный своими хохмами малоросский мадьяр Ференсш, смеясь, и держась за жирный животик, заявил в Загсе райцентра Гнилово, что мол дочь мою будут звать Яной, и что не сойти ему с этого места если звать ее будут иначе. Его супруга и теща, решив не гневить внушительного венгра – так и назвали малышку Яной.

И росла Яна, и хорошела, как говориться не по дням, а по часам, но прозвище Пхеньян к ней приклеилось как влитое, да так, что никакими клещами, никакими гидроножницами было не оторвать его да не отрезать.

Приставучее в общем прозвище оказалось.

Но прозвище прозвищем, а человек человеком, и человеком этим, Яна была потрясающим.

Даже, можно сказать и не покривить душой, что человек, которым оказалась Яна, безропотно лежал на пути от животного к сверхчеловеку, а сама ОНА, смело вышагивала по нему, не боясь и не оглядываясь назад. Положила себя – и шла по себе, не испытывая жалости; и тем более, не испытывая ее к другим.

Вот это силища!

Вот это воля!

Не дать не взять….

Но об этом после, а пока перенесемся в Петербург.

Был там некто Почепня.

Жил он на Невском и служил пограничником, но не на границе, а в тылу – в роте обеспечения.

И вот, однажды, в один осенний, промозглый день, решил Почепня пойти в увольнение.

Сговорился с товарищем, и двинулись они гулять по Петербургу.

Сначала прошлись по злачным и питейным заведениям.

Накидались там водкой, пивом да крепленым вином и навеселе, решили ехать до барышень, а если точнее, найти пару продажных потаскух. И найти подешевле, поэкономнее, ведь в карманах у них оставалось лишь по пятьсот рублей на брата.

«А еще лучше – сказал Почепня товарищу – Выебать, избить и не заплатить нихуя. »

И его товарищ, был совсем не против такого развития событий…

А что же там наша Яна?

Как исполнилось ей восемнадцать, она не будь дурой, сбежала из дома и переехала в Москву.

Трудилась сначала в макдональдсе, жила в общежитии одного института, в котором и училась по мере возможностей…Но однажды, где-то через месяц после переезда – она пропала. Испарилась, и никто не знал где она есть…

Ну а тем временем Почепня с товарищем прозванивали блядские номера и везде им отворот-поворот. Не хотели шалавы связываться с подвыпившими солдатами. Разборчивые стали аж жуть.

«Куда мир катится» – пробубнил Почепня набирая очередной, уже двадцатый номер.

–Да – вырвался из трубки непонятный, компьютерный голос.

–Але! Нам бы пару блядей с товарищем и койку какую-никакую в нумерах организовать.

–Даже так…хм…Хорошо! Высылаю адрес смской. – сказали на том конце и отключились.

Почепня недоумевал.

Он очень удивился, что все так ровно вышло, а когда до кучи пришел адрес – он даже немного струхнул. Но тщеславие и бахвальство перед товарищем взяло свое; мол смотри какой я четкий чувак, раз-два и все организовал.

И Почепня расправил плечи, снисходительно взглянул на товарища – и двинулись они по пути к телесным удовольствиям пошатываясь от хмеля и полового возбужденья.

А по адресу находилась расселённая коммуналка.

Войдя в прихожую сквозь открытую, железную дверь Почепня огляделся.

Сумрак, сумрак и еще раз сумрак были кругом.

Вокруг никого и тишина действовала на нервы, как и пыль на полу, как и обшарпанная зеленая краска на стенах.

–По ходу наебали нас! – сказал он, повернувшись к другу.

Но ошибся Почепня.

Жестоко ошибся, ибо через миг из темного закутка вышла нежнейшего вида девочка лет шестнадцати, в голубом атласном платье, белых туфельках-балетках и обтягивающих, телесных чулках.

–Вы звонили – спросила она их тонюсеньким, божественным голоском сирены.

–Да – Почепня сглотнул образовавшийся в горле ком.

–Кто же первый пойдет со мной? – сказала девочка и кокетливо свернула губки трубочкой.

–Я – по песьи рыкнул Почепня.

–В таком случае, пусть ваш друг подождет на кухне. Там моя сестра и ему не будет скучно.

Она указала другу Почепни, как пройти на кухню, сама же, цепко схватив Почепню за руку отвела его в одну из дальних комнат квартиры.

В комнате была кровать, маленький столик и хлипкая свечка, мерцающая слабым желтым светом.

Больше же ничего там не было.

–Ложись на кровать. Раздевайся. Я сейчас. – улыбнулась Почепне девочка и мотыльком выпорхнула из комнаты в тьму.

Почепня последовал ее совету и снял с себя всю одежду; вернее почти всю, ведь полосатые семейники, прикрывающие его срамную наготу, он все же решил оставить на теле.

Он улегся на кровать и стал ждать девочку.

Вдруг, включилось электроосвещение и в комнату вошла, или вошло невероятное существо.

Пол, был несомненно женский.

На эту очевидность указывал идеальной формы лобок и блестящее лоно меж ног.

И сиси были хороши.

И были они не деланные, а именно свои.

Однако лицо…

Лицо и голова отдавали чем-то жутким и зловещим.

Идеально круглый череп, был чисто выбрит, левый глаз повязан черной, пиратского вида тканью, а правый, блестел зловещим, красным огнем. В одной ноздре торчал оранжевый (как ржавый) штырь или шип, а второй почти не было; ее как будто обрезали с двух сторон, оставив лишь тонкую полоску кожи и хряща посередине. Пухлые губки, блестели фиолетовой, водоотталкивающей помадой – но губ было не две, а три; вернее верхняя губа была искусственно и искусно разрезана на две части, да так, что белые резцы частично показывались наружу.

Почепня онемел.

Его словно в миг парализовало и током притянуло к матрасу.

–Спор. Войди – сказала существо.

–Да мисс Пхеньян.

И тут бедолага Почепня, и вовсе потерялся и заскулил внутри себя некормленым кутенком; ведь Спором оказалась девочка, которая их встречала. Но оказалось, что это вовсе и не девочка.

Парик был снят. Лицо вымыто от косметики, а между ног, болталась большая ялда в десять СУН, которая совсем не гармонировала с его хрупким телом.

– Спор сказал, что ты собака, а не человек, просто еще не понял этого…Хотя, мне честно говоря, все едино, тем более плату свою, мы уже забрали – мисс Пхеньян кивнула Спору и тот бросил в Почепню отрубленной головой его товарища.

Почепня завизжал и задрыгал всем телом.

–Угомони пса! – велела Пхеньян.

Спор вихрем преодолел расстояние отделяющее его от Почепни и оглушил того ударом кулака в висок.

Почепня осел, успокоился, и погрузился в темноту бессознательного.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Превращение

Происшествие, случившееся с Грегором Замзой, описано, пожалуй, в одной фразе рассказа. Однажды утром, проснувшись после беспокойного сна, герой внезапно обнаружил, что превратился в огромное страшное насекомое...

Собственно, после этого невероятного превращения больше уже ничего особенного не происходит. Поведение действующих лиц прозаично, буднично и предельно достоверно, а внимание сосредоточено на бытовых мелочах, которые для героя вырастают в мучительные проблемы.

Грегор Замза был обычным молодым человеком, живущим в большом городе. Все его усилия и заботы были подчинены семье, где он был единственным сыном и потому испытывал повышенное чувство ответственности за благополучие близких.

Отец его обанкротился и по большей части сидел дома, просматривая газеты. Мать мучили приступы удушья, и она проводила долгие часы в кресле у окна. Еще у Грегора была младшая сестра Грета, которую он очень любил. Грета неплохо играла на скрипке, и заветной мечтой Грегора - после того как ему удастся покрыть отцовские долги - было помочь ей поступить в консерваторию, где она могла бы профессионально учиться музыке. Отслужив в армии, Грегор устроился в одну торговую фирму и довольно скоро был повышен от мелкого служащего до коммивояжера. Он работал с огромным усердием, хотя место было неблагодарным. Приходилось большую часть времени проводить в командировкам, вставать на заре и с тяжелым саквояжем, полным образцов сукон, отправляться на поезд. Хозяин фирмы отличался скупостью, но Грегор был дисциплинирован, старателен и трудолюбив. К тому же он никогда не жаловался. Иногда ему везло больше, иногда меньше. Так или иначе, его заработка хватало на то, чтобы снимать для семьи просторную квартиру, где он занимал отдельную комнату.

Вот в этой-то комнате он проснулся однажды в виде гигантской отвратительной сороконожки. Спросонья он обвел взглядом знакомые стены, увидел портрет женщины в меховой шляпе, который он недавно вырезал из иллюстрированного журнала и вставил в золоченую раму, перевел взгляд на окно, услышал, как по жести подоконника стучат капли дождя, и снова закрыл глаза. "Хорошо бы еще немного поспать и забыть всю эту чепуху", - подумал он. Он привык спать на правом боку, однако ему теперь мешал огромный выпуклый живот, и после сотни безуспешных попыток перевернуться Грегор оставил это занятие. Он в холодном ужасе понял, что все происходит наяву. Но еще больше ужаснуло его то, что будильник показывал уже половину седьмого, в то время как Грегор поставил его на четыре часа утра. Неужели он не слышал звонка и опоздал на поезд? Мысли эти привели его в отчаяние. В это время в дверь осторожно постучала мать, которая беспокоилась, не опоздает ли он. Голос матери был, как всегда, ласковый, и Грегор испугался, услыхав ответные звуки собственного голоса, к которому примешивался странный болезненный писк.

Далее кошмар продолжался. В его комнату стучали уже с разных сторон - и отец, и сестра беспокоились, здоров ли он. Его умоляли открыть дверь, но он упорно не отпирал замок. После невероятного труда ему удалось повиснуть над краем кровати. В это время раздался звонок в прихожей. Узнать, что случилось, пришел сам управляющий фирмы. От страшного волнения Грегор рванулся изо всех сил и упал на ковер. Звук падения был услышан в гостиной. Теперь к призывам родных присоединился и управляющий. И Грегору показалось разумнее объяснить строгому начальнику, что он непременно все исправит и наверстает. Он начал взволнованно выпаливать из-за двери, что у него лишь легкое недомогание, что он еще успеет на восьмичасовой поезд, и наконец стал умолять не увольнять его из-за невольного прогула и пощадить его родителей. При этом ему удалось, опираясь о скользкий сундук, выпрямиться во весь рост, превозмогая боль в туловище.

За дверью наступила тишина. Из его монолога никто не понял ни слова. Затем управляющий тихо произнес: "Это был голос животного". Сестра со служанкой в слезах бросились за слесарем. Однако Грегор сам ухитрился повернуть ключ в замке, ухватившись за него крепкими челюстями. И вот он появился перед глазами столпившихся у двери, прислонившись к её створке.

Он продолжал убеждать управляющего, что скоро все встанет на свои места. Впервые он посмел излить ему свои переживания по поводу тяжелой работы и бесправности положения коммивояжера, которого любой может обидеть. Реакция на его появление была оглушительной. Мать безмолвно рухнула на пол. Отец в смятении погрозил ему кулаком. Управляющий повернулся и, поглядывая назад через плечо, стал медленно удаляться. Эта немая сцена длилась несколько секунд. Наконец мать вскочила на ноги и дико закричала. Она оперлась на стол и опрокинула кофейник с горячим кофе. Управляющий тут же стремительно бросился к лестнице. Грегор пустился за ним, неуклюже семеня своими ножками. Ему непременно надо было удержать гостя. Однако путь ему преградил отец, который стал заталкивать сына назад, издавая при этом какие-то шипящие звуки. Он подталкивал Грегора своей палкой. С большим трудом, поранив о дверь один бок, Грегор втиснулся назад к себе в комнату, и дверь за ним немедленно захлопнули.

После этого страшного первого утра для Грегора наступила приниженная монотонная жизнь в заточении, с которой он медленно свыкся. Он постепенно приспособился к своему уродливому и неповоротливому телу, к своим тонким ножкам-щупальцам. Он обнаружил, что может ползать по стенам и потолку, и даже полюбил висеть там подолгу. Пребывая в этом страшном новом обличье, Грегор остался тем же, кем был, - любящим сыном и братом, переживающим все семейные заботы и страдающим оттого, что внес в жизнь близких столько горя. Из своего заточения он молча подслушивал разговоры родных. Его мучили стыд и отчаяние, так как теперь семья оказалась без средств и старый отец, больная мать и юная сестра должны были думать о заработках. Он с болью чувствовал брезгливое отвращение, которое испытывали самые близкие люди по отношению к нему. Мать и отец первые две недели не могли заставить себя войти к нему в комнату. Только Грета, преодолевая страх, заходила сюда, чтобы быстро убраться или поставить миску с едой. Однако Грегору все меньше и меньше подходила обычная пища, и он часто оставлял тарелки нетронутыми, хотя его терзал голод. Он понимал, что вид его нестерпим для сестры, и потому старался спрятаться под диван за простыней, когда она приходила убираться.

Однажды его унизительный покой был нарушен, так как женщины надумали освободить его комнату от мебели. Это была идея Греты, которая решила дать ему больше места для ползанья. Тогда мать впервые боязливо вошла в комнату сына. Грегор покорно притаился на полу за свисающей простыней, в неудобной позе. От переполоха ему стало совсем плохо. Он понимал, что его лишили нормального жилища - вынесли сундук, где он хранил лобзик и другие инструменты, шкаф с одеждой, письменный стол, за которым он в детстве готовил уроки. И, не выдержав, он выполз из-под дивана, чтобы защитить последнее свое богатство - портрет женщины в мехах на стене. Мать с Гретой в это время переводили дух в гостиной. Когда они вернулись, Грегор висел на стене, обхватив портрет лапками. Он решил, что ни за что на свете не позволит его забрать - скорее вцепится Грете в лицо. Вошедшей в комнату сестре не удалось увести мать. Та "увидела огромное бурое пятно на цветастых обоях, вскрикнула, прежде чем до нее дошло, что это и есть Грегор, визгливо-пронзительно" и рухнула в изнеможении на диван.

Грегор был переполнен волнением. Он быстро выполз в гостиную за сестрой, которая бросилась к аптечке с каплями, и беспомощно топтался за её спиной, страдая от своей вины, В это время пришел отец - теперь он работал рассыльным в каком-то банке и носил синий мундир с золотыми пуговицами. Грета объяснила, что мать в обмороке, а Грегор "вырвался". Отец издал злорадный крик, схватил вазу с яблоками и с ненавистью начал бросать их в Грегора. Несчастный бросился наутек, делая множество лихорадочных движений. Одно из яблок с силой ударило его по спине, застряв в теле.

После полученной раны здоровье Грегора стало хуже. Постепенно сестра прекратила у него убираться - все заросло паутиной и клейким веществом, истекавшим из лапок. Ни в чем не виноватый, но с омерзением отторгнутый самыми близкими людьми, страдающий от позора больше, чем от голода и ран, он замкнулся в жалком одиночестве, перебирая бессонными ночами всю свою прошлую немудреную жизнь. По вечерам семья собиралась в гостиной, где все пили чай или разговаривали. Грегор же для них был "оно", - всякий раз родные плотно прикрывали дверь его комнаты, стараясь не вспоминать о его гнетущем присутствии.

Однажды вечером он услышал, что сестра играет на скрипке трем новым жильцам - им сдали комнаты ради денег. Привлеченный музыкой, Грегор отважился продвинуться немного дальше обычного. Из-за пыли, лежавшей повсюду в его комнате, он сам был весь ею покрыт, "на спине и боках он таскал с собой нитки, волосы, остатки еды; слишком велико было его равнодушие ко всему, чтобы ложиться, как прежде, по нескольку раз в день на спину и чиститься о ковер". И вот это неопрятное чудовище скользнуло по сверкающему полу гостиной. Разразился постыдный скандал. Жильцы с возмущением потребовали назад деньги. Мать зашлась в приступе кашля. Сестра заключила, что дальше так жить нельзя, и отец подтвердил, что она "тысячу раз права". Грегор изо всех сил пытался вновь заползти к себе в комнату. От слабости он был совсем неповоротлив и задыхался. Оказавшись в знакомой пыльной темноте, он почувствовал, что совсем не может шевелиться. Боли он уже почти не ощущал, а о своей семье по-прежнему думал с нежностью и любовью.

Рано утром пришла служанка и обнаружила, что Грегор лежит совершенно неподвижно. Вскоре она радостно известила хозяев: "По-глядитека, оно издохло, вот оно лежит совсем-совсем дохлое!"

Тело Грегора было сухим, плоским и невесомым. Служанка сгребла его останки и выкинула вместе с мусором. Все испытали нескрываемое облегчение. Мать, отец и Грета впервые за долгое время позволили себе прогулку за город. В вагоне трамвая, полном теплого солнца, они оживленно обсуждали виды на будущее, которые оказались совсем не так плохи. При этом родители, не сговариваясь, подумали о том, как, невзирая на все превратности, похорошела их дочь.