Как дети подготавливаются к школе. Подготовка к школе: практические советы родителям

Если малыш скоро станет первоклассником, то первая задача родителей - сделать начало школьной жизни максимально легким. Готовность ребят учиться позволяет прогнозировать их будущие успехи. Смогут ли родители подготовить ребенка к школе самостоятельно или надо отдавать его на подготовительные курсы? По мнению специалистов, если родители будут знать, как подготовить ребенка к школе, то можно сделать это и в домашних условиях. Главное, надо помнить, что суть подготовительных уроков - выработка нужных навыков, умений, качеств. Особое значение приобретает психологическая зрелость детей, так как усвоение и практическое применение учебной информации возможны лишь при соответствующем настрое. Помочь дошколенку психологически перестроиться должны окружающие взрослые.

А надо ли готовиться к школе?

7 лет - возраст начала школьного обучения большинства ребят. Разработка образовательных программ учитывает особенности этого возраста, задания предполагают умение детей выполнять определенные действия. Многие родители спрашивают, зачем нужна специальная подготовка. Они приводят доводы: если процесс обучения правильно разработан, достаточно начать изучение наук в первом классе. Специалисты утверждают, что достижение возраста, установленного для учебы, не гарантирует успешного обучения. Школьные занятия требуют наличия определенного кругозора, необходима практика применения имеющихся знаний. Отсутствие соответствующих знаний и умений станет помехой даже для сообразительного первоклассника. Поэтому готовиться к школе нужно правильно и своевременно.

Основными целями подготовительных занятий являются:

  1. Передача ребенку достаточного «багажа» знаний.
  2. Выработка умения работать в новых условиях.

Что должен уметь будущий первоклассник?

Многим ребятам начало учебы дается тяжело. Родители видят это, делая уроки с детьми дома. Предлагаемые задачи кажутся слишком сложными, нагрузка - излишней. Чтобы школа стала местом интересных занятий, требуются базовые навыки, позволяющие успешно обучаться. Будущему первокласснику желательно обладать:

  1. навыками счета до 10 и обратно;
  2. знанием цифр;
  3. умением выполнять простые операции сложения, вычитания, сравнения;
  4. навыками решения задач на ориентацию в пространстве;
  5. умением вычислять закономерности;
  6. навыком копирования изображений;
  7. знанием печатных букв;
  8. умением читать тексты;
  9. способностью выделять в тексте главное, пересказывать его.

Все перечисленное обеспечивает ребенку возможность быстро понимать суть школьного задания. Когда алгоритм ясен, работа выполняется спокойно, уверенно. Важно заложить соответствующую основу - выполнение с повторением типовых заданий, закрепляющих материал. Эти требования принято считать критериями базовой готовности малыша к школьной жизни.

Но! Наличие учебных навыков и умений - не единственное условие успешной работы. Требуется специальная подготовка к школе, включающая в себя несколько видов готовности.

Педагогическая готовность

Уровень готовности выявляется путем тестирования дошкольников. Задания позволяют определить границы знаний будущего ученика, выявляются затруднения. Обычно шестилеткам задается ряд вопросов. Дети должны знать:

  • фамилию, имя, день рождения;
  • имя и отчество родителей;
  • домашний адрес;
  • названия времен года;
  • наименования дней недели;
  • наименования различных категорий предметов (посуда, мебель, пр.)

Важно! Лучше заблаговременно узнать, какие вопросы входят в тест, чтобы подготовить ребенка к школе самостоятельно.

Высокие показатели педагогической готовности выглядят многообещающе для дошколенка, однако полностью полагаться на них не стоит. Часто семилетки, демонстрирующие обширные познания в области разных сфер жизни, затрудняются, столкнувшись с программой первого класса. Напротив, подготовленные дети к школе способны к концу учебного года оказаться среди лучших.

Основная причина - степень психологической готовности. Как подготовить ребенка к школе с точки зрения психологии?

Что входит в психологическую готовность

Часто родители переживают разочарование. Ребенок недавно заявлял о сильном желании посещать школу. Став школьником, чадо не желает слышать об уроках. Каждое утро - слезы. Разгадка - отсутствие психологической зрелости, создающей требуемую мотивацию. Всех малышей привлекают любые атрибуты «взрослого» положения. У первоклассников это ранец, форма, учебники. Показатели нового статуса заслоняют собой главное - придется перестроить свой образ жизни.

Чтобы понять, насколько дети способны принять новый уклад, оценивают степень психологической готовности. Можно коротко охарактеризовать ее так: возможность ученика осваивать науки в нужном режиме, темпе и объеме. Стоит разобрать отдельные компоненты системы.

1. Интеллектуальная готовность

Семилетние дети накапливают определенный опыт, позволяющий анализировать факты, делать выводы. Объекты оцениваются, сравниваются, классифицируются. Рассуждения дошкольников бывают забавными, но проявления детских мыслей, чувств, эмоций соответствуют возрасту. А вот аналитические способности следует развивать в специальных упражнениях, заданиях.

Важно! Подготовка к школе предполагает задания, когда учат отделять главное от второстепенного:

  • Для решения математических задач необходимо быстрое чтение условий. Текст осмысливается, выделяется главное. Понимание вопроса - условие получения правильного результата.
  • Из передаваемой учителем информации должно восприниматься основное. Поэтому важное условие успешной учебы - широкий кругозор, дающий стремление получать новые знания. Одинаково интересными становятся решение математических задач, чтение сказок, составление рассказов.

2. Волевая готовность

Чтобы правильно подготовить ребенка к школьным занятиям, нужно понимать, что взаимодействие ученика с педагогом предполагает обязательное соблюдение требований, правил. Дисциплина - неотъемлемый фактор стабильной школьной жизни.

Примером служит часто возникающая ситуация: учитель дает детям задание, затем покидает класс. Часть ребят прилежно выполняет его. Остальные бросают занятия, принимаясь шалить, баловаться. Волевая готовность учиться проявляется наличием мотивации (побуждения к учебе), ответственности за выполняемую работу. Родителям следует хорошенько подумать, как подготовить ребенка к школе дома в этом плане.

3. Личностная готовность

Чтобы учебный процесс приносил плоды, ученик должен осознавать «расстановку сил». Школьнику необходимо понимать, правильно оценивать свою собственную позицию, статус учителя, положение других детей, чтобы исключить неадекватное поведение. Важно научить свое чадо общению со взрослыми, сверстниками.

Формы подготовительных занятий

Родители часто задают вопрос: в какой форме должна проходить подготовка к школе? Специалисты дают следующие советы родителям будущих первоклассников.

Важно! Развивающие занятия могут проводиться в любом возрасте. Рекомендуемый период основной подготовки составляет один год, оптимальный возраст - шесть лет. Более раннее обучение лучше проводить без акцента на жестких требованиях, рекомендуется использовать игровые формы.

Обратите внимание! Занятия должны восприниматься легко, исключая ощущение однообразия, скуки, принудительной работы.

Занятия с дошкольниками допускают использование разных форматов. Возможны такие варианты: готовить чадо самостоятельно либо доверить работу опытному педагогу. Выбор формы подготовки определяется семейными обстоятельствами, особенностями характера ребенка. Преподаватели работают на базе школьных курсов, детских образовательных центров, частной практики.

Подготовка школьными учителями очень популярна среди родителей. Главные причины востребованности:

  1. Шестилетка привыкает к школьной атмосфере, дисциплине, правилам.
  2. Занятия строго соответствуют требованиям данного образовательного учреждения.
  3. Есть возможность заранее узнать учителя.
  4. Дошкольник чувствует себя более спокойно, уверенно, начав впоследствии учебу.

Минусы подобных предложений:

  • Курсы исключают индивидуальный подход.
  • Школьные занятия достаточно однообразны, утомительны.
  • После посещения курсов дети часто жалуются, что школа им надоела.
  • Услуги имеют неоправданно высокую стоимость.

Обязательно стоит учесть психологические особенности ребенка. Шалуну, непоседе будет полезна школьная обстановка. Строгие требования учителя станут ограничителем. Для эмоционального, тревожного малыша лучше рассмотреть альтернативные варианты. Тогда процесс будет более мягким, постепенным.

Желательно перед началом посещения курсов поинтересоваться характером, профессиональными качествами учителя.

Образовательные центры

Многие детские центры предлагают услуги подготовки будущих первоклассников. Такая форма занятий также пользуется спросом. Плюсами подобных занятий являются небольшие группы с индивидуальным подходом к детям. Родителям обычно предлагается выбрать удобное для занятий время.

Выбирая занятия в частном центре, следует заранее уточнить программу, разделы плана. Большое значение имеет репутация учреждения в родительской среде. Ведь качество подготовительных занятий непосредственно сказывается на уровне подготовленных к школе детей.

Репетитор

Индивидуальные занятия выбирают многие мамы, желая обеспечить ребенку максимум внимания. Такой подход положительно окрашивает обучение.

Минусом считается отсутствие детского коллектива. Занимаясь в группе, ребята привыкают выслушивать чужой ответ, принимать чужое мнение. Группа помогает развитию уважения. Хорошим навыком является распределение ролей, работа сообща. Индивидуальная подготовка исключает возможность подобного взаимодействия.

Домашняя подготовка к школе (задания)

Подготовить ребенка к школе можно самостоятельно. Психологи дают следующие советы родителям будущих первоклассников:

  1. узнать, какая программа предусмотрена начальными классами школы;
  2. приобрести необходимые пособия;
  3. составить подробный план упражнений с помощью рекомендаций специалистов.

Методика домашнего обучения

Методика обычно не вызывает сложностей. Легко купить рабочие тетради, разработанные для определенных программ. Предлагаемых упражнений достаточно. Чтобы выполнение поставленных задач не стало скучным, лучше дополнять блоки игровыми компонентами.

Также несложно самостоятельно подобрать упражнения. В любом случае желательно составить собственный учебный план.

  • Написание элементов букв, цифр. Удобно использовать учебные пособия, готовые прописи. Хорошим подспорьем станет изображение узоров, орнаментов.
  • Решение математических задач, примеров. Не обязательно использовать учебник. Допускаются игровые методики, изображения предметов.
  • Выполнение графических заданий. Применение школьных тетрадей предполагает умение подсчитывать клетки, строчки, отступать нужное количество. Вырабатывая навыки, полезно использовать графические диктанты. Взрослый диктует, указывая направление с количеством клеточек, ребенок изображает.
  • Неплохим вариантом станет рисование симметричных картинок. Снова используются клетки тетрадного листа. Одна половина рисунка готова, нужно нарисовать рядом зеркальное отображение, чтобы получилась цельная картина.
  • Еще одно рекомендуемое задание - проход изображенного лабиринта.
  • Решение логических задач. Комплекс включает использование геометрических фигур. Предлагается классифицировать предметы по цвету, размеру, форме, количеству сторон, углов. Сюда же хорошо включить различные задачи, развивающие сообразительность, смекалку.

  • Чтение. Детям следует предлагать небольшие тексты без непонятных слов. Желательно, чтобы содержание было интересным, необычным, увлекательным. Прочитанное предлагается пересказать. Важный момент - выражение основной мысли сюжета.
  • Развитие речи. Отличное упражнение - различные вариации игры в слова. Полезным будет заучивание стихов. Многократное повторение взрослым рифмованного текста незаметно «запускает» механизмы запоминания. Еще одно хорошее задание - составление рассказа с использованием заданных слов.
  • Расширение кругозора. Образовательные программы начальной школы включают предмет «Окружающий мир». Будет неплохо заранее объяснять дошкольнику основы устройства природы, общества.

Важно! Развитию мелкой моторики заслуженно уделяют столько внимания - детям становится легче писать, рука движется свободнее. Обычно рекомендуются лепка, рисование, плетение, песочные композиции.

Как проводить уроки дома

Уроки с детьми приближены к школьным занятиям и могут быть комплексными, включать задания, связанные с разными дисциплинами, направлениями. Допускается заниматься каждый раз одним предметом, меняя формы обучения. Главный показатель - качество восприятия информации.

Занимаясь дома, легко использовать необычные форматы. Например, хорошим вариантом является учеба на прогулке. Решать примеры интереснее, записывая цифры мелом на асфальте. Условия задачи могут включать окружающие предметы.

Можно использовать:

  • загадки:
    1. Птички-синички сели в ряд и словечки говорят (буквы);
    2. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры);
  • скороговорки и стишки:
    1. На дворе трава, на траве - дрова: раз - дрова, два дрова, три дрова...
    2. У перепела и перепелки пять перепелят;
  • песенки: ("Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
    Вычитать и умножать, малышей не обижать...");
  • сказки (можно придумать самим по мотивам народных сказок);
  • головоломки ("Волк, коза и капуста", "Назови пять дней, не называя чисел и названий дней").

Периодичность проведения уроков - дело серьезное. Добиться заметного результата получится при регулярном выполнении упражнения.

Необходимо приучить шестилетку вовремя выполнять задания. Уроки лучше делать днем. Вечер - неудачное время для решения примеров. Утомленному ребенку элементарные задачи кажутся непонятными. Интереса к учебе, конечно, тоже не возникает.

Отход ко сну также желательно сделать своевременным. Тогда утреннее пробуждение не станет тягостным, мучительным. Когда малыш выспался, он полон энергии, легче идет работа над заданиями.

Важно! Время для выполнения заданий нужно выбрать исходя из других видов деятельности в течение дня. Плохо, если домашний урок начнется сразу после посещения музыкальной школы или бассейна. Усталость замедляет мыслительные процессы, поэтому результат вряд ли порадует.

Любой проводимый урок должен включать самостоятельную работу и выполнение упражнений под контролем взрослого. Новый вид деятельности всегда требует дополнительной поддержки, объяснений материала.

Часть заданий должна выполняться с соблюдением временных рамок. Например, на решение задачи дается десять минут. Подобный подход научит не тратить время впустую, рационально выполняя работу. Только не стоит создавать напряженную атмосферу, постоянно напоминая о времени. Достаточно оценить результат, обратив внимание дошкольника на соблюдение условий.

  • Готовя чадо к первому классу, мамам и папам следует оценить собственный уровень тревожности. Напряжение взрослых неизбежно передается ребятам, не давая чувствовать себя уверенно.
  • Маленькие победы требуют признания, небольшие неудачи просят помощи. Ощущение, что родители рядом, готовы помочь, многого стоит. Не стоит болезненно воспринимать криво написанные буквы, неверно произведенные вычисления, запинающееся чтение. Постоянная критика - причина неуверенности. Источник мотивации - поддержка. Доброжелательное отношение, одобрительные высказывания способны творить чудеса.
  • Хотя готовность к образовательному процессу оценивается в начале учебы, по-настоящему она проявляется лишь после первого полугодия. Иногда детям нужно время, чтобы проявить потенциал. Родителям необходимо терпение. Учеба может стать интересной совместной деятельностью.
  • Ощущение внутреннего комфорта - важное условие любой успешной деятельности. Если будущий школьник будет спокоен, учение всегда дается легче. Вид занятий нужно выбрать исходя из этого критерия.

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

Что должен знать будущий первоклассник

Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Счет
Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

Письмо
Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

Чтение

В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

Творчество
Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

Окружающий мир
Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

Как научиться быть самостоятельным в школе

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

Практическая подготовка

Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

Видео: подготовка ребенка к школе

Прежде чем говорить непосредственно о подготовке вашего малыша к школе, стоит напомнить об основных особенностях периода детства, называемого «дошкольный период». Это возрастной отрезок детства от 3 до 7 лет. До ростового скачка, который наступает в 6–8 лет и часто приходится именно на период начала школьной жизни, дети растут постепенно и стабильно. При этом функциональные возможности органов и систем активно совершенствуются. В дошкольные годы у детей происходит развитие базовых навыков, а также так называемых тонких навыков: умение кататься на двухколёсном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать.

Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания ребёнком нормам поведения как в дошкольных детских учреждениях, так и на подготовительных занятиях для будущих первоклассников, для дошкольников, которые по каким-либо причинам не посещали детские садики. Всем известно, что большая роль в социализации личности будущего школьника принадлежит детскому коллективу, и именно в формировании навыков общения. Можно, конечно, сказать, что к концу этого периода ребёнок готовится к поступлению в школу. Но хотелось бы, чтобы каждый родитель понимал, что это дело не одного месяца и даже не одного года. Практически весь дошкольный период становится периодом подготовки к школе.

При успешном его прохождении можно говорить о готовности к школе. Ведь именно готовность к школе определяет то, как ваш малыш будет переносить школьные нагрузки, насколько успешно он войдёт в школьный режим.

Что такое школьная готовность?

Готовность к школе имеет четыре составляющих.

  • Личностная зрелость. У ребёнка должна быть мотивация не только на уровне «в школе у меня появятся новые друзья, красивый дневник и тетрадки, яркие пенал и рюкзак», но и должен быть достигнут уровень познавательный, когда ребёнок проявляет интерес к новым знаниям и умениям. Наверняка вы заметите у вашего малыша пробуждение желания учиться, которое, в свою очередь, приводит его к умению слушать и воспринимать новую информацию.
  • Интеллектуальная зрелость (также называется интеллектуальной готовностью) – ребёнок обладает достаточным количеством базовых знаний, соответствующих его возрасту, умением логически мыслить, имеет воображение и развитую память.
  • Социальная зрелость – один из важных аспектов, свидетельствующий о способности к адаптации к новому детскому коллективу. Это и умение находиться в коллективе, общаться как с детьми, так и со взрослыми – то, что называется «способностью к социализации». В этот период ваш ребёнок усваивает образцы (стереотипы) поведения, установленные школьным коллективом, нормы и взгляды, принятые в новом для него школьном сообществе.
  • Физиологическая зрелость подразумевает физическую готовность: наличие физического здоровья, психологической устойчивости, определённых физиологических возрастных констант.

Итак, чтобы подготовить ребёнка к встрече со школьным психологом, родителям необходимо определиться, что их ребёнку может понадобиться для успешной учёбы в школе. В особенности если ваш малыш не посещал дошкольное учреждение. Родителям детей, которые посещают детский сад, также необходимо иметь представление о том, каким уровнем знаний и необходимых навыков хорошо бы обладать их малышу, чтобы сказать о хорошей готовности к 1 классу.

Базовые навыки и знания, необходимые ребёнку

Определим набор базовых навыков и базовых знаний, который даст вам уверенность в готовности вашего ребёнка к школьному обучению.

Что малыш уже может знать?

  • Фамилию, имя, отчество – свои и родителей.
  • Свой адрес (страна, город, улица, номер дома и квартиры).
  • Наиболее известные животные, птицы и растения. Ребёнок должен ориентироваться в отличиях домашних животных от диких.
  • Время – малыш описывает отличия дня и ночи, времён года, называет месяцы, дни недели.
  • Цвета – различает основные и их оттенки.
  • Геометрические фигуры. Дети дошкольного возраста довольно легко различают круг, треугольник, квадрат. Важно, чтобы у ребёнка было развито ассоциативное мышление, позволяющее ему соотносить фигуру и предмет: крыша – треугольник, а дом – квадрат.
  • Цифры – умение считать от 1 до 20 и обратно. Дошкольник не должен знать сложные принципы сложения, вычитания, умножения и деления, но основы вы можете ему преподать.
  • Биология – конечно же, не сам предмет, но различать живое и неживое, а также ориентироваться в простейшем строении человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги, части лица).
  • Социальные знания – к примеру, известные всем праздники и их простое описание (зима – Новый год – подарки под ёлкой).

Что касается навыков, то к этому возрасту ребёнку рекомендуется уметь выполнять следующие задания:

  • Описать предложенную картинку.
  • Прочитать слова по слогам – желательно, но мы ещё раз подчёркиваем – не обязательно.
  • Пересказать прочитанный ему текст: это свидетельствует о развитых навыках речи, навыках построения предложений и умении выстраивать их в логическую цепочку.
  • Аккуратно раскрасить картинку (элементарная штриховка).
  • Вырезать простые фигуры по контуру.
  • Вылепить предмет из пластилина по заданному образцу.

Кроме вышеперечисленного, учите вашего малыша самостоятельности, усидчивости, дружелюбию и вежливости. Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, следить за своим внешним видом, переодеваться в спортивную форму, собирать школьный рюкзак. Также расскажите будущему школьнику о том, как надо вести себя на переменах, что такое школьная дисциплина и почему необходимо начатое дело доводить до конца.

Специалистами по дошкольной педагогике разработано достаточно много методик подготовки и развития детей-дошкольников. Сегодня не будем подробно рассматривать каждую методику подготовки, мы поделимся с вами простыми и доступными методами, позволяющими не только интеллектуально подготовить к школе вашего ребёнка, но и психологически подготовить к процессу обучения:

  • Обучать в игре – проводите занятия в игровой форме, важно заинтересовать малыша.
  • Длительность вашего «урока» – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут.
  • Чередование умственной и двигательной активности – после урока математики устройте занятие физкультурой.
  • Правило постепенности – не спешите, постепенно увеличивайте сложность материала. И помните, повторение – мать учения.
  • Рисование – обязательно включайте в вашу программу подготовки занятия рисованием. Они прекрасно разовьют мелкую моторику.
  • Используйте учебные пособия с яркими крупными иллюстрациями.

Благодаря правильной подготовке будущий школьник научится думать, у него разовьются воображение, логическое мышление, память. Хочется подчеркнуть, что ваш ребёнок не обязан уметь писать, читать и считать при поступлении в школу. Хотя полученные навыки счёта, чтения и письма значительно облегчат ему процесс обучения. Но не это главное. Важно выбрать не только правильную методику подготовки дошкольника. Будет очень хорошо, если вы ознакомитесь с возможными школьными программами заранее. Формируя учебную мотивацию в процессе подготовки дошкольников, необходимо подумать о том, насколько комфортно будет вашему ребёнку учиться по выбранной программе. Когда мы говорим о комфорте, то это прежде всего создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья малыша, а также для поддержания интереса к учёбе. Так, в программе «Начальная школа XXI века» ребёнок не заучивает материал, а прежде всего учится думать и совершать открытия. Кроме того, эта программа не требует от первоклассника обязательного наличия навыков чтения, письма и счёта. Напротив, система учебников имеет более продолжительный адаптационный период в 1 классе и помогает «привыкнуть» к обучению. И ещё один совет родителям, чьи дети только готовятся идти в школу: выбирайте программу, исключающую наличие домашних заданий и имеющую сбалансированность учебных нагрузок.


Софья Рогозинская

Содержание

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах. В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

  • знать буквы;
  • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
  • обладать навыками письма;
  • знать времена года, названия месяцев, дней;
  • знать свои фамилию, имя, отчество;
  • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • знать 10-12 основных цветов и др.

Методики подготовки детей к школе

Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:

  • Зайцева;
  • Монтессори;
  • Никитиных.

Методика Зайцева

Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

Методика Монтессори

Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

Методика Никитиных

Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

Подготовительные занятия к школе

Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

Курсы подготовки к школе

Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Дошкольный репетитор

Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.

Сколько стоит подготовка ребенка к школе

Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:

Бесплатная подготовка

Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

С чего начать подготовку

Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

Программа

Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

Материалы

Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.

Игры для подготовки к школе дошкольников

Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

  • Название: «Книжный детектив».
  • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
  • Материал: книга с иллюстрациями.
  • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

Вот еще один неплохой вариант:

  • Название: «Художник-иллюстратор».
  • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
  • Материал: несколько книг.
  • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.

Развивающие занятия

В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

  • Название: «Цветы на клумбе»
  • Материал: разноцветный картон.
  • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа - красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые - не на прямоугольной и не на круглой.

Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

  • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Подготовка к школе: занятия для детей

С приближением дня знаний, родители нередко задаются вопросом: как подготовить ребенка к школе, чтобы любимое чадо легко и быстро адаптировалось к школьной жизни, без затруднений усваивало учебную нагрузку и не отставало от сверстников? Готовить ребенка к школе необходимо заранее, то есть не за месяц, неделю или считанные дни, до начала учебного процесса. Если родители в энтузиазме и спешке опомнились только в августе, не стоит ждать от малыша отличительных результатов. Грамотные советы и рекомендации практических психологов окажутся актуальными для родителей будущих первоклашек и помогут подготовить малыша к новому учебному году.

Итак, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Августовская подготовка. Август – достаточно поздний срок. Что за месяц малыш может усвоить? За этот период он успеет лишь осознать важность самого процесса, необходимого для приобретения дальнейшего жизненного опыта. Если родители не проводили бесед с ребенком касающихся школы, стресса и длительной адаптации к новым условиям жизни не миновать. Привить навыки к чтению, обучить чадо счету, тоже вряд ли удастся. Это процесс не одного дня, который требует волевых усилий, осознанности и целеустремленности.

Летний период.

Если ребенок ходил в детский сад или посещал центр раннего развития, вы прислушивались к рекомендациям воспитателей и прилежно их исполняли, в таком случае, вполне реально подготовить малыша к школе по скайпу за три месяца. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо правильно распределить нагрузку, ежедневно заниматься с ребенком, составить распорядок дня, выделить время для обучения, отдыха, активных, развивающих и подвижных игр. Заводите беседы о школе, чтобы на момент поступления в первый класс он имел представление о системе образования. Мотивируйте на успех, расскажите о том, что его вскоре ожидает.

На протяжении года. За год ребенка вполне успешно можно подтянуть и настроить на дальнейшую продуктивную учебу. Кроме того, за этот период к школе малыша могут подготовить как родители в домашних условиях, так и воспитатели в саду.

Подготовка к школе с 4-х лет. Готовить ребенка к школе с раннего возраста рекомендуют и педиатры, и детские психологи. К этому возрасту у малыша уже сформировано самосознание, интенсивно пополняется словарный запас, выстраивается грамматический строй речи, появляются развернутые обобщения – рассказы, монологи. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития памяти и мышления. Эмоциональная жизнь к четырем годам становится постоянной и уравновешенной. В отличие от раннего детства, жизнь дошкольника весьма разнообразна. Малыш включается в системы социальной среды, у него появляются новые виды деятельности, и вместе с ними новые мотивы – соревнований, соперничества, достижения успехов, мотивы, связанные с усвоением и закреплением моральных норм. Дошкольники имеют четкое представление об успехах и поражениях. К этому времени дошкольник успел сформироваться как личность. В игровой форме он уже может читать, рисовать, писать. Начинается возраст почемучки, малыш проявляет ко всему интерес и стремится к познанию внешнего мира. Не стоит подавлять эту инициативу, пусть дитя впитывает в себя всю полезную и значимую информацию. Очень важно не упустить этот момент и воспользоваться им для привития ценностных ориентаций и социально значимых навыков.

Задавая вопрос специалистам, когда лучше готовить ребенка к школе, психологи однозначно скажут, что познавательные занятия стоит начинать с 4-х летнего возраста. В таком случае, поход в первый класс не доставит излишних хлопот и не отразится негативно на детской самооценке. Разумеется, вышесказанное касается детей, которые не имеют существенных отклонений и задержек психического развития.

С чего начать подготовку к школе?

Чтение .

  • Чем быстрее ребенок познакомится с буквами, научится читать по слогам и распознавать звуки, тем успешнее сложится процесс.
  • С малых лет читайте малышу сказки, рассказы
  • Прочитанный текст обсуждайте, задавайте вопросы, пусть чадо учится пересказывать
  • Возьмите за правило, каждый день разучивайте по одной букве. Существует множество наглядных пособий, азбука на магнитах, в картинках, книги, которые позволят обучения сделать увлекательным и продуктивным.
  • Пусть ребенок проговаривает вслух выученную букву и находит ее в тексте.
  • Игра в ассоциации поспособствует быстрому запоминанию. Пусть кроха выстраивает ассоциативный ряд, проводит аналогии, с чем у него ассоциируется та или иная буква.

Правописание

Правописание тесно связано с чтением. Здесь вы сможете закрепить знания и выполнить упражнения с буквами, которые успели выучить.

  • Пусть малыш учится писать печатными буквами
  • Для обучения письму используйте тетради в косую линейку.
  • Подайте ребенку пример, напишите на начальной строке буквы, чтобы по вашему образцу он смог самостоятельно проделать упражнение. Если у малыша не получается, не вините и не ругайте за оплошность, в доброжелательной форме укажите на недочеты и проделайте упражнение снова. Прописывая буквы, обращайте внимание малыша на аккуратность и внимательность.

Занятия математики

Для поступления в начальное звено уроки математики по скайпу крайне необходимы.

  • Чтобы обучить чадо счету, целесообразно приобрести наглядные дидактические материалы. Таковыми могут быть пирамидки с числовым рядом и счетами, деревянные игрушки, изображающие животных и цифры, палочки для счета.
  • Считайте игрушки, конфеты, фрукты, пальчики на ногах, руках.
  • Каждое новое занятие разучивайте по паре чисел. Очень важно, чтобы ребенок запомнил их и научился писать.
  • Геометрические фигуры, понятие формы и величины можно выучить с помощью деревянных рамок-вкладышей, или же при помощи фигурок печенья.

Не стоит ограничивать чадо в творчестве, лепка, рисование, конструирование – великолепно развивают мелкую моторику, подготавливают руку к письму и способствуют развитию высших познавательных процессов.

Также родителей будущих первоклашек волнует вопрос психологического здоровья малыша. Как психологически подготовить его к походу в первый класс, чтобы он не ощущал внутренней скованности и чувствовал себя уверенным? Чтобы ребенок не забивался по углам, взаимодействовал с другими учениками, вливался в учебный процесс и контактировал с педагогами, важно чтобы он умел: общаться, осознавал смысл обучения в школе, словесно отстаивал свою позицию, планировал деятельность и намечал цели, осознавал последствия своего поведения, имел четкие представления о дисциплине и внутреннем уставе школы. Кроме того, важно чтобы первоклассник имел благоприятный психологический настрой и объективную самооценку.

Родителям на заметку!!! Подготовка к школе не должна ограничиваться чтением, письмом и счетом. До похода в первый класс с ребенком должен быть родительский диалог, беседуйте с ним о том, как следует вести себя с взрослыми и сверстниками, вырабатывайте у него чувство ответственности, самостоятельности, говорите на тему дисциплины. Если заметили в поведении чада признаки негативизма, сокрытия, безосновательную агрессию, незамедлительно проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы не запустить проблему и не спровоцировать большее отчуждение.

Вячеслав Александрович - преподавание русского языка и литературы дистанционно (по скайпу)

Образование: высшее, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, филологический факультет, учитель русского языка и литературы (1975 - 1980 гг.).

Опыт педагогической деятельности:

  • учитель русского языка и литературы в московских школах и вузах по ТК и договору (1980 - 1993гг.);
  • преподаватель русского языка и литературы на факультете довузовской подготовки
  • (Московский областной педагогический университет), (1980 - 2001гг.);

Преимущества

Уроки по информатике с участием репетиторов по скайпу таят в себе немало достоинств:

  • Учебный процесс благодаря программе Skype приобретает отличную визуализацию, дающую возможность прекрасно видеть и слышать в процессе проведения урока своего собеседника;
  • Репетитор по информатике для детей с применением скайпу (Skype) создаёт исключительно дружественную атмосферу при обучении. Преподаватель для того чтобы достигнуть максимального эффекта, обращается только к одному ученику;
  • Индивидуальный подход ко всем своим слушателям. Дистанционными репетиторами по информатике по скайпу разрабатывается индивидуальная обучающая схема для каждого ученика, с применением различных авторских наработок;
  • Репетитор по информатике работающий в онлайн-режиме, закладывается в ребёнке фундамент знаний и навыков, передавая опыт и формируя усидчивость, трудолюбие, стремление к цели;
  • Стоимость уроков информатики по скайпу в 2–3 раза дешевле очных аналогов, особенно, если говорить об услугах репетиторов в крупных мегаполисах;

    Преподаю:

    Английский малышам, деткам, подросткам и взрослым;

    Математику с 1 по 7 классы.