Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Методика работы с документом выполнение заданий - 27
Презентацию подготовила
МОУ «СОШ №9 имени К.К.Рокоссовского»
г.Железногорска, Курской области
Гурова Ольга Васильевна
Задание 27 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл. Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
Алгоритм работы с заданием 27. 1. Внимательно прочитайте вопрос. 2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос. 3. Определите, что от вас требуется. 4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать. 5. Выразите собственную позицию. 6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.
- Памятка для решения познавательных задач
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами. Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.
1 разновидность.
Задание 27.
К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни.
О какой общности идет речь в данном сюжете?
Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.
Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи: 1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы; 2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык; 3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»; 4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др. Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа общность:
этническая группа;
2) два признака по тексту:
– общность культуры;
– общность территории.
3) дополнительный признак, например:
– общность языка;
– сознание своего единства.
2 Разновидность Задание 27. Предполагается рассмотрение ситуации и ответ с использованием знаний обществоведческого курса
Задание: 13-летний гражданин России решил устроиться по трудовому договору в фирму курьером. НО ни одна фирма не приняла его. Правомерны ли действия фирм? Нормы какого юридического документа позволяют квалифицированно ответить на этот вопрос? Проведите обоснование своего мнения.
Надо уяснить, что требуется в задании и как выстроить ответ Надо оценить правомерность действий фирм, объяснить почему и указать документ
Вариант ответа: 1) действия фирм правомерны 2) юридический документ – Трудовой кодекс РФ 3) обоснование – законом допускается заключение трудового договора (с согласия родителей или законных представителей при наличии медицинского заключения) только лицом, достигшим 14- летнего возраста.
3 разновидность Задание 27. Предполагается приведение аргументов в защиту или опровержение некоего утверждения В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение этого тезиса. Надо привести аргументы в пользу точки зрения, противоположной тезису Надо доказать, что массовая культура полезна
Ответ: 1) массовая культура делает более доступными ценности мировой художественной культуры, распространяет научно-популярную информацию страноведческого, естественнонаучного характера; 2) распространяемый в рамках массовой культуры жанр ток-шоу может помочь выработать умение вести диалог; 3) массовая культура помогает пробудить интерес к общественно-значимым проблемам 4) жанр викторин способствует усилению познавательной активности ребенка;
Успехов !
ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.
М.: 2017. - 96 с.
Практикум по обществознанию ориентирован
на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого
государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех
типов заданий части 2, несколько десятков заданий высокого уровня
сложности для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации
по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных
ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2. Книга
предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также
учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Формат: pdf
Размер: 1 ,5 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Содержание
Предисловие 4
Особенности заданий части 2 6
Задания для работы с текстом (21-24) 10
Характеристика текстов 10
Характеристика заданий 13
Типичные ошибки 22
Проверьте себя 27
Как работать с текстом на экзамене 37
Тренировочные задания 38
Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте (25) 46
Назначение задания и критерии оценивания 46
Типичные ошибки 49
Советы и рекомендации 51
Тренировочные задания „ 53
Задания на конкретизацию теоретических положений (26) 54
Задания-задачи (27) 59
Тренировочные задания 70
Задания на составление плана (28) 75
Особенности составления плана по предложенной теме 75
Тренировочные задания 77
Задание 29 83
Обществоведческое эссе: специфика задания 83
Примеры и комментарии 91
Часть 2 - самая сложная часть Единого государственного экзамена по
обществознанию. Она содержит задания с развернутым свободно формулируемым
ответом преимущественно высокой сложности. Исключение составляют задания к
тексту 21 и 22, целью которых является проверка не столько уровня знаний
учащихся, сколько их умений извлекать информацию из предъявленного текста. В то
же время эти задания оказывают помощь в осмыслении текста и его последующего
анализа.
Задания высокого уровня сложности 23-29 призваны проверить широту и глубину
овладения учащимися обществоведческим материалом и выявить уровень их
интеллектуальных умений. Эти задания требуют умений приводить аргументы, факты,
примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать
собственную точку зрения, .связывать теоретические знания и конкретные мнения и
социальные ситуации. Эти же задания предусматривают и выявление общей эрудиции
учащихся, умение пользоваться контекстным знанием, а также знаниями смежных
гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии.
Завершает работу задание 29 - мини-сочинение (эссе) по одной из пяти тем,
представленной в виде афористического высказывания. Каждая тема эссе соотносится
с одной из шести базовых наук курса обществознания: философией, экономикой,
социологией, и социальной психологией, политологией или правоведением. Выполняя
это задание, экзаменуемый осуществляет выбор высказывания-темы. Выбрав тему,
выпускник может проявить свои знания и умения на том содержании
обществоведческого курса, которое для него наиболее привлекательно.
Задание-задача Единого государственного экзамена - задание высокого уровня сложности, проверяющее умение применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Задание требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.
За полное и правильное выполнение задания выставляется
3 балла
. При неполном пр
авильном ответе – 2 или 1 балл.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
В КИМ
АХ
ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы по ряду показателей:
модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)
по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указ ание по интерпретации условия)
Классификация может быть дополнена новыми типами заданий.
В данной работе представлены задания - задачи с ответами по теме «Политика»
Алгоритм для решения познавательных задач
1)
Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
2)
Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;
соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4)
Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5)
Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6)
Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
нет ли противоречий между вашими аргументами;
нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помим
о тех, которые намечены вами.
Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества?
Приведите три обоснования
возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;
Например:
возрастной ценз распространяется на
всех граждан соответствующего возраста, т.е принцип равноправия не нарушается;
возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни страны;
возрастной ценз целесообразен в силу
сроков политической социализации подростков и молодежи
2
Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.
Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор
гражданам необходимо знакомится с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы
гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний;
гражданам не следует приминать на веру, некритично, заявление и обещание политиков, необходимо стремиться получить дополнительную информацию из различных источников
В стране Н. правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места
(мандаты) в Народном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9 % избирательный барьер.
1) Укажите любой принцип демократического избирательного права.
2) К какому типу относится избирательная система страны Н.
3) Как называется другой тип избирательной системы?
4) Укажите одно различие между двумя избирательными системами
1) принцип демократического избирательного права:
принцип равенства
принцип всеобщности
принцип состязательности
2) в государстве – пропорциональная избирательная система;
3) другой тип – мажоритарная
4) Различия: При пропорциональной системе избиратели голосуют за партийные списки, при мажоритарной – непосредственно за личности кандидатов; при пропорциональной системе мандаты распределяются в зависимости от количества голосов, при мажоритарной победившим считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов
3
В государстве Н. для избрания представителей создаются курии крупных земледельцев, горожан, рабочих крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, земледельческая курия избирает 50% выборщиков. При этом доля крупных земледельцев в стране не превышает 10 % населения.
Какой процент демократического избирательного права нарушается в данном случае?
Приведите еще два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть
нарушен принцип избирательного права - равное избирательное право
другие два принципа: всеобщность избирательного права, его альтернативность, прямое избрания представителей, тайна голосования;
два принципа: всеобщность избирательного права означает, что все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия, обладают правом участвовать в выборах
альтернативность выборов предполагает выдвижение не менее двух кандидатов на одно место
4
На парламентских выборах в стране Н. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер – министру П. Однако на выборах выиграла демократическая партия. Ее лидер А. выглядел рядом с П. незначительной фигурой, но в отличие от него предложил избирателям широкую и конкретную программу реформирования страны.
1.О какой сфере общественной жизни идет речь в данном отрывке?
2.Какой тип избирательной системы описан в этом отрывке?
3.Используя обществоведческие знания, укажите любые три признака этого типа избирательной системы
Сфера общественной жизни – политическая
тип избирательной системы – мажоритарная
признаки мажоритарной системы
на выборах в представительные органы
власти вся территория страны избирается на территориальные единицы – избирательные округа
в каждом округе по возможности
одинаковое число избирателей
иного кандидата
избранным считается депутат,
получивший по данному округу большинство голосов
5
Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации, общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.
Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
1) гражданам необходимо знакомиться с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы;
2) гражданам важно выяснить «послужной список» кандидатов, реально сделанное ими, познакомиться с мнениями независимых, возможно, зарубежных экспертов;
3) гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний;
4) гражданам не следует принимать на веру, некритично, заявления и обещания политиков, стремиться обязательно получить дополнительную информацию из различных источников и т. д.
6
В стране К. создан единый национальный округ. Правительство формируется блоком партий, победившем на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 10 % - ый изб артельный барьер.
К какому типу относится избирательная система страны К?
Укажите по одному достоинств и недостатку этой избирательной системы
тип избирательной системы – пропорциональная
Достоинства:
предполагает активную деятельность политических партий, в том числе оппозиционных
стабильность политических элит
стабильность проводимого политического курса
Недостатки данного типа избирательной системы:
отсутствие персональной ответственности парламентариев перед избирателями, нет механизма отзыва депутатов населением;
в парламенте, как правило, не представлен малые партии, не способные преодолеть избирательный бартер
затруднено появление новых политических лидеров, обновление элит;
7
В государстве Н представительные органы власти создаются в соответствии правилом «Победитель получает все. Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по кругу голосов избирателей.»
1)К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н?
2)По какому признаку вы это определили?
3)Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного вида
Мажоритарная система (абсолютного большинства)
Признаки:
один депутат, один округ
победитель на выборах тот, кто завоевал 50 % + один голос
Достоинства:
простота определения результатов;
избранный депутат будет представлять; абсолютное большинство избирателей
непосредственное знакомство депутатов со своими избирательными округами;
информированность избирателей о личности депутата и его политических качествах;
Недостатки:
не все политические силы могут быть представлены в парламенте (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов);
Практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии;
При мажоритарной системе возможен 2 тур, данная система является более дорогостоящей;
Не всегда позволяет выявить политический настрой в целом.
8
В стране Р. правительство формируется блоком партий, победившем на выборах. депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между списками кандидатов, если эти партии преодолели 5 % бартер.
К какому типу относится избирательная система страны Р.?
Как называется другой тип избирательной системы?
Назовите отличие этих двух систем.
Назовите любую общую черт избирательных систем в демократическом обществе
Тип избирательной системы – пропорциональная избирательная система
Другой тип – мажоритарная избирательная система
Общая черта:
альтернативный характере выборов;
кандидаты представляют сведения о своих доходах.
9
В государстве J . существует наследственная передача власти. Однако власть правителя ограничена законами страны и парламентом. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, активно действуют институты гражданского общества. Государство J включает в себя 33 территории, не обладающие политической самостоятельностью.
На основе проведенных ниже фактов сделайте вывод о форме государства J . Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте их для государства J
форма правления – конституционная монархия
политический режим – демократический
10
В государстве К. законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть
1) Какова форма правления в государстве и ее вид?
2) Перед кем ответственно правительство в стране?
3) Может ли парламент выразить вотум недоверия правительству?
Может ли глава государства распустить парламент?
вид правления – президентская республика
правительство в стране ответственно перед президентом
парламент не может выразить вотум недоверия правительству
право роспуска парламента у президента отсутствует
11
В стране О глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни граждан, осуществляются внесудебные преследования оппозиционных движений. Государство О. включает в себя территорию, не обладающие политической самостоятельностью.
На основе приведенных фактов определите каждую из трех составляющих формы государства О. (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства О.
форма правления – республика
форма государственного устройства – унитарное государство
политический режим - тоталитарный
12
Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительству республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица.
Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект?
Приведите два аргумента в обоснование своей позиции
Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты;
в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством;
Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовые средства.
13
Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён.
Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z?
Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)
Перед кем будет ответственно правительство?
Исполнительную власть будет возглавлять глава правительства;
Правительство будет ответственно перед парламентом.
Могут быть названы следующие полномочия президента:
Он обнародует законы,
Издаёт декреты, награждает,
Формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий, победивших на выборах), имеет право амнистировать осуждённых,
Сохраняет за собой представительские функции;
Имеет право формального утверждения состава кабинета министров;
Право открыть первое заседание парламента нового созыва.
14
В Конституции РФ утверждается: Российская Федерация – социальное государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст 7)
Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, укажите любые три таких условия
охраняются труд и здоровье людей;
устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
развивается система социальных служб, поддерживающих инвалидов, пожилых граждан;
устанавливаются государственные пенсии;
устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты
15
В государстве П. правительство формируется партией, победившей на выборах в Законодательное Собрание, и ответственно перед ним; премьер – министр является главой исполнительной власти, глава государства избирается законодательным Собранием. Выборы в Законодательное Собрание проходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство П. включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.
На основе приведенных фактов сделайте вывод о форме государства П. (Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте каждый из них для государства П.
форма правления – парламентская республика
форма государственного устройства – унитарное государство
политический режим - демократический
16
Статья № 47 Основных государственных законов Российской империи (1906) гласила «Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих»
Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов?
Приведите два характерных признака этой формы правления
Абсолютная монархия
Признаки
Верховная власть неограниченна законом
Верховная власть сама является источником закона
Монарх обладает всей полнотой как законодательной Так и распорядительной и судебной власти
17
Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и территориально – государственного устройства?
Какие факторы способствуют формирования определенной формы государства?
Приведите не менее трех факторов
В качестве факторов, способствующих формированию определенной формы государства могут быть приведены:
исторические традиции;
культура народа, его цивилизованность; религия;
социальный и национальный состав населения; географические условия;
экономические особенности и др.
18
В соответствии с актом высшей юридической силы Российской федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в России является ее многонациональный народ.
Как называется акт высшей юридической силы России?
В чем заключается сущность принципа народовластия в России?
Укажите две формы реализации народом как источником власти своих полномочий
Назван акт высшей юридической силы: Конституция.
Сущность принципа народовластия: народ – источник власти; народ – носитель суверенитета
Названы формы:
участие в референдуме (плебисците)
участие в выборах федеральных местных органов законодательной власти
участие в выборах Президента РФ
19
Очередные парламентские выборы в стране Н. привели к расширению представительства оппозиционной партии. Одним из первых в повестку дня был включен вопрос об отчете правительства и принятия бюджета на предстоящий год.
1)Какому типу политического режима соответствует данная ситуация?
2)Укажите два признака, по которым вы это определили?
3)Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один признак, характеризующий названный вами политический режим
Политический режим: демократический
признаки политического режима:
наличие парламентских выборов
наличие оппозиционной партии в парламенте
важные государственные функции представительного органа власти
дополнительный признак: свобода СМИ
20
В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан.
К какому типу относится политическая система страны Z?
Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.
Тип политической системы - тоталитарная.
Аргументы:
В стране действует только одна политическая партия;
Партия контролирует государственную власть:
Государство контролирует все сферы общества.
21
Познакомьтесь с описанием политического режима: «Руководитель государства более был заинтересован в политической пассивности и послушном подчинении общества, чем в активном вовлечении народа в свои планы. У руководителя и его сторонников не было на вооружении четкой и стройной идеологической теории, а СМИ и экономическая деятельность являлись до некоторой степени автономными от государственного регулирования»
Можно ли данный политический режим отнести к тоталитарному?
Приведите не менее трех аргументов для обоснования своей позиции.
Если вы считаете, что этот режим не является тоталитарным, определите его вид
Данный политический режим нельзя отнести к тоталитарному. В качестве аргументов можно привести следующее:
тоталитаризм всячески стремится привлечь массы в политике, правда, в качестве управляемого и послушного субъекта политического действия;
В тоталитарном государстве идеология представляет собой официальную теорию, которая дает ответы на все вопросы из области человеческой жизни;
Идеологизация всей общественной жизни в условиях тоталитаризма обязательно требует монополии власти на информацию, полный контроль СМИ;
Экономика и производство при тоталитарном государстве находятся под жестким централизованным контролем, поскольку обеспечивает могущество государства.
Таким образом, приведенные в описании политического режима признаки не соответствуют тоталитарному режиму.
22
Прокомментируйте высказывание короля Генриха 5 из одной шекспировских пьес: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность»
Сущность, какого политического режима выражена в данном высказывании?
Почему? Приведите не менее 4 – х признаков этого политического режима
Признаки:
Концентрация власти в руках политического лидера или определённой группы;
Наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов воздействия на общественную жизнь;
Отказ от вмешательства в частную жизнь;
Отсутствие всепроникающего характера государственного воздействия на общество;
Большая автономия политической системы общества по отношению к экономической;
23
Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя.
Какой тип лидерства существовал в государстве Z?
Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z - неограниченная монархия.
тип лидерства - традиционный.
Могут быть указаны следующие факты:
Власть передается по наследству;
Монарх издает законы;
Является главой церкви
24
В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством.
Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их
политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия;
Осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической властью;
Подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства;
Служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп.
25
Оплотом и визитной карточкой этого идеологического течения является Великобритания с ее бережным отношением к традициям, чопорностью и джентльменством, согласно которым каждый «лорд Баскервиль и слуга Беримор» - в первую очередь представители своих фамилий, веками живущих под крышей одного дома.
О каком идеологическом течении идет речь?
Укажите четыре признака, по которым вы это определили
Речь идет о консерватизме.
Признаки:
Бережное отношение к традициям
Чопорность и джентльменство
Преемственность (веками живут под крышей одного дома
Иерархичность («лорд Баскервиль и слуга Беримор»)
26
Познакомьтесь с описанием партии «Партия возникла в процессе эволюции с середины 19 в из парламентских групп. Она немногочисленна по своему составу, в состав входят профессиональные политики.
О каком виде партии идет речь?»
Приведите не менее трех характерных черт
(в дополнении к указанным) данной партии?
Какая партия является антиподом рассматриваемому виду?
Речь идет о кадровой партии.
В качестве характерных черт данной партии могут быть приведены:
имеет свободное членство;
функционирует исключительно для целей избирательных кампаний;
отсутствует процедура вступления в партию;
не является централизованной опирается на финансовую поддержку привилегированных слоев общества.
Антиподом рассматриваемому виду является массовая партия
27
В Японии до 1993 г неизменно правившая либерально – демократическая партия постоянно опережала вдвое или более вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20 % голосов. Из – за того, что прочие партии, представленные в парламенте имели очень мало общего с социалистическими, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов
Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система?
Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту систему? Свою позицию аргументируйте
Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система, нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов
Партийную систему в Японии можно характеризовать как «атипичную многопартийную» или квазимногопартийную
В однопартийной системе образование оппозиционных и иных партий запрещено
28
Сущность, какого идеологического направления раскрывает следующее утверждение: «Человек – единственное существо Вселенной, способное сознать свою свободу, поэтому только он может ее измерить и оценить»?
Свою точку зрения аргументируйте.
Приведите 4 характерные черты данного идеологического направления
Приведенное утверждение раскрывает сущность либерализма, т к корень его воззрений заложен в представлениях о самодостаточности личности, естественно присущей ей свободе как качеству бытия. Свобода в рамках либеральных идей – категория безусловная, являющаяся исходной ценностью сама по себе.
В качестве характерных черт данного идеологического направления могут быть приведены:
приверженность парламентскому строю;
негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государств;
необходимость разделения властей;
политический плюрализм и верховенство закона;
обеспечение основных политических прав и свобод граждан
уважение достоинства человеческой личности;
компромисс; консенсус в решении важнейших политических проблем;
либеральная идеология ориентируется на идею индивидуальной свободы, отстаивая естественные права человека на жизнь
политический плюрализм, свобода мысли, слова
приоритет частной собственности, идеалы рыночной экономика
29
Проанализируйте следующую ситуацию
Ученый затворник, отстаивая моральные и этнические принципы, подвергается преследованию со стороны государственных структур, что привлекает внимание мирового сообщества к проблеме соблюдения прав и свобод человека
Энергичный журналист на свой страх и риск расследует коррупцию и мафиозные связи государственных чиновников, делая это явление достояниям гласности
Какое понятие раскрывают приведенные ситуации?
Какие два вывода можно сделать на основании анализа данных ситуаций
Понятие раскрывает «политическое участие». На основании анализа данных ситуаций можно сделать выводы о том, что политическое участие, во первых, может проявляться на разных уровнях, во – вторых, может повлиять на политический процесс и даже изменить его
Статья 5 Конституции СССР 1936 года гласила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».
Назовите три формы собственности, которые закреплены действующим законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?
Сохранено
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
«Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет - пара ботинок, раз в 50 лет - по одному костюму», - писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».
О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивная шкала.
В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Правительство демократического государства Z. ввело пропорциональную шкалу индивидуального подоходного налога. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В стране Н. длительное время существовала прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц, вызывающая серьёзные нарекания состоятельных людей. Ряд граждан, не желающих уплачивать налог на сверхдоходы, уехали из страны и приняли гражданство соседних стран. Пришедшее к власти новое правительство провело налоговую реформу, установив пропорциональную шкалу налогообложения.
В чём заключается сущность данной шкалы исчисления налога? Приведите три предположения о её преимуществах.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В стране Z для развития экономики была снижена ставка рефинансирования центрального банка. Назовите любые три последствия данного решения для финансовой сферы страны Z.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Рынок школьной одежды города Z поделён между пятью крупными компаниями, другие производители не представлены.
Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
По данным Государственной службы статистики, в стране Н. последние три года стремительно падает ВВП. На какой стадии экономического цикла находится экономика государства Н.? Назовите также другие признаки этой стадии экономического цикла (назовите три признака).
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В стране Ъ было выпущено новое платежное средство - имущественный чек на предъявителя. Чеки выдавались гражданам, которые могли их потратить на приобретение акций государственных предприятий, при сохранении контрольного пакета в руках государства.
Как называется экономический процесс, описанный в данном примере? Какой тип экономической системы формируется в стране Ъ? Назовите одно любое последствие данного процесса в экономике.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Руководство фирмы по изготовлению фейерверков решило расширить производство в связи с приближением праздников. В краткосрочной перспективе были рассчитаны следующие издержки: закупка материалов, привлечение рабочих на сдельную оплату труда, закупка обёрточной бумаги и другие.
Как называется этот вид издержек? Какие ещё издержки этого вида Вы можете назвать? Приведите два примера. Какие решения должно принять руководство для интенсификации производства? Приведите два возможных решения.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Что относится к переменным, а что к постоянным издержкам? Приведите по два примера к постоянным и к переменным издержка.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги в течение последних шести месяцев растут на 50-60 % в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт? (Назовите это явление и укажите его вид.) Поясните, в чём опасность данного экономического явления (используя обществоведческие знания, дайте три пояснения).
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В Западной Европе сокращается сфера офисного труда. Всё больше людей получают возможность в удобное для себя время работать дома, в любом другом комфортном месте, лишь изредка приезжая в офис для обсуждения планов.
Какие преимущества даёт работникам такая форма организации труда? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые четыре преимущества.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Правительство демократического государства Z ввело пропорциональную шкалу налога на дохоцы физических лиц. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны 2? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса, благодаря известности своих брендов они могут частично влиять на формирование цен на свою продукцию.
Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните.
Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
После серии слияний и поглощений, с конца 1990-х годов Airbus и Boeing, по сути, разделили глобальный рынок пассажирских самолётов. Таким образом, Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг друга. К какому типу рынка по степени конкуренции (типу рыночной структуры) относится описанная ситуация? Используя обществоведческие знания, укажите любые два других критерия классификации современного рынка. Укажите, к какому типу по каждому из названных Вами критериев классификации относится описанный рынок.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
По данным Государственной службы статистики, в январе 2016 г. уровень безработицы в государстве X. составил 5,8%, что на 0,2% выше уровня января 2015 г. 3% безработных это лица, чьи профессии утратили свою актуальность, а 2,8% это лица находящиеся в поисках работы по специальности.
Взаимосвязь каких двух сфер нашла свое отражение в этих данных?
Какие два типа безработицы отражёны в представленных данных?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три негативных последствия высокого уровня безработицы.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
В стране Z к 2015 г. увеличилось количество людей, для которых протестные движения становились основным способом времяпрепровождения. Госстат страны Z опубликовал новые данные статистики: количество трудоспособных граждан, ищущих работу, достигло исторического максимума - 5,7 млн человек - это каждый четвёртый взрослый гражданин, при этом падение реального ВВП страны превысило 10% за последние два года.
О каком социально-экономическом явлении свидетельствуют эти данные?
О какой форме данного явления свидетельствуют цифры Госстата страны Z?
Назовите две любые другие формы этого явления.
Сохранено
Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Задание 27 № 109 Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере: A) определите сумму налога для первого субъекта налога; Б) определите величину налоговой ставки для второго субъекта налога (в процентах); B) установите, какой вид налоговой системы иллюстрирует данное налогообложение: прогрессивную, регрессивную или пропорциональную. Ответ обоснуйте. Субъект налога Валовой доход, руб. Чистый доход, руб. 1. 40 000 36 000 2. 10 000 9000 3. 5000 4500 4. 2000 1800
3 слайд
Описание слайда:
Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответы на первые два вопроса задания: А) сумма налога для первого субъекта налога составляет 4000 руб.; Б) величина налоговой ставки для второго субъекта налога составляет 10%; 2) обоснование ответа на третий вопрос: принята пропорциональная система, так как величина ставки налога не изменяется с ростом дохода. Субъект налога Валовой доход, руб. Чистый доход, руб. 1. 40 000 36 000 2. 10 000 9000 3. 5000 4500 4. 2000 1800
4 слайд
Описание слайда:
Задание 27 № 812 В течение ряда лет проводились исследования по выявлению оценки россиянами уровня безработицы. Полученные данные представлены в таблице. Сформулируйте вывод по данному факту и сделайте два предположения, как может совершенствоваться политика государства по данному вопросу. Как бы Вы оценили уровень безработицы...? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции) 2007 2008 2010 2011 В стране в целом Очень высокий 16 12 26 15 Высокий 38 36 41 43 Средний 34 31 25 30 Низкий 5 6 2 1 Считаю, что безработицы нет 1 3 0 0 Затрудняюсь ответить 6 12 6 11 В нашем регионе Очень высокий 20 16 28 22 Высокий 32 32 37 39 Средний 34 31 25 29 Низкий 8 9 4 3 Считаю, что безработицы нет 2 4 1 1 Затрудняюсь ответить 5 9 6 7
5 слайд
Описание слайда:
Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) вывод о том, что уровень безработицы оценивают как высокий (более 50%); 2) приведены предположения, например: - необходима серьезная разъяснительная работа по проблеме среди населения; - возможно, требуется совершенствование законодательной базы по вопросу безработицы; - возможно, необходим поиск новых экономических механизмов регулирования безработицы. Могут быть приведены иные предположения Как бы Вы оценили уровень безработицы...? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции) 2007 2008 2010 2011 В стране в целом Очень высокий 16 12 26 15 Высокий 38 36 41 43 Средний 34 31 25 30 Низкий 5 6 2 1 Считаю, что безработицы нет 1 3 0 0 Затрудняюсь ответить 6 12 6 11 В нашем регионе Очень высокий 20 16 28 22 Высокий 32 32 37 39 Средний 34 31 25 29 Низкий 8 9 4 3 Считаю, что безработицы нет 2 4 1 1 Затрудняюсь ответить 5 9 6 7
6 слайд
Описание слайда:
Задание 27 № 2107 Пекарня производит 600 тортов в неделю. В пекарне работают три кондитера. Они заняты 40 часов в неделю. A)Определите производительность труда в пекарне. Б)Сколько тортов может произвести один кондитер за год, если считать, что в году 50 рабочих недель? B)Сможет ли данная пекарня выдержать конкуренцию с другой пекарней, где трудятся пять кондитеров по 40 часов в неделю и производят 800 тортов в месяц? Ответ обоснуйте. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Ответы на первые два вопроса: А. производительность труда 5 тортов в час Б. кондитер сможет произвести 10000 тортов в год (5*40*50) 2. Обоснование ответа на третий вопрос: Данная пекарня сможет выдержать конкуренции, так как ее производительность труда 5 тортов в час, а производительность второй пекарни 1 торт (800/4/40/5)
7 слайд
Описание слайда:
Задание 27 № 3589 В стране Н. длительное время существовала прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц, вызывающая серьёзные нарекания состоятельных людей. Ряд граждан, не желающих уплачивать налог на сверхдоходы, уехали из страны и приняли гражданство соседних стран. Пришедшее к власти новое правительство провело налоговую реформу, установив пропорциональную шкалу налогообложения. В чём заключается сущность данной шкалы исчисления налога? Приведите три предположения о её преимуществах. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. Определена сущность пропорциональной шкалы исчисления налога, допустим: - сущность пропорциональной шкалы заключается в установлении единой ставки налога вне зависимости от уровня дохода. 2. Приведены в качестве преимуществ позиции, например: - простота расчёта и сбора налога; - выход многих доходов из «тени», легализация доходов; - повышение активности работников в поиске дополнительных заработков, дополнительных доходов: - уравнение всех категорий налогоплательщиков в правах. Могут быть приведены иные преимущества.
8 слайд
Описание слайда:
Задание 27 № 4294 Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны: - это командно-административная экономическая система. Доказательство: законом установлено господство государственной собственности Могут быть приведены следующие признаки: - централизованное ценообразование; - директивное управление экономикой; - отсутствие рыночных механизмов управления экономикой; - плановое развитие. Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла.
9 слайд
Описание слайда:
10 слайд
Описание слайда:
Задание 27 № 5763 По данным Государственной службы статистики, в стране Н. последние три года стремительно падает ВВП. На какой стадии экономического цикла находится экономика государства Н.? Назовите также другие признаки этой стадии экономического цикла (назовите три признака). Задание 27 № 9005 Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги в течение последних шести месяцев растут на 50-60 % в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт? (Назовите это явление и укажите его вид.) Поясните, в чём опасность данного экономического явления (используя обществоведческие знания, дайте три пояснения). Задание 27 № 9662 В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации. Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3