Как Борис Пиотровский стал хранителем Эрмитажа. Жизнь в музее

Выдающегося ученого, многолетнего директора Эрмитажа Бориса Пиотровского не стало 15 октября 1990 года.

Борис Борисович был на страже музея в самые тяжелые его времена - в войну и блокаду. А затем в течение 25 лет приумножал коллекции музея, сохранил его вековые традиции.

Мировая сенсация

Борис Пиотровский с детства увлекался историей. Особенно его привлекал древний Египет. Эта мальчишеская страсть через годы дала миру выдающегося археолога, ученого. В Эрмитаже прошла вся жизнь Бориса Пиотровского. Он, наверное, знал этот огромный музей наизусть. Четверть века именно он был главным его хранителем.

Впервые Борис Пиотровский появился в Эрмитаже подростком, в те годы, когда руководитель музея того времени Иосиф Орбели создавал здесь отдел востока. Борис «заболел» этими залами, древностью, историей и решил остаться. Ему тогда едва исполнилось 16 лет. Это были 1920-е годы, вокруг происходило становление нового строя, многие коммунисты считали, что советской России не нужна буржуазная история.

Случались нападки и на Эрмитаж. Хранители музея пытались доказать новой власти, что для истории культура важнее войн и революций. Пиотровский также рассматривал исторический процесс как развитие культуры, сохраняющей вечные ценности и передающей их по эстафете поколений.

В 1925 году Борис поступил в Ленинградский университет на историко-лингвистический факультет. Там преподавали блестящие наставники, крупнейшие ученые того времени, которые привили молодежи любовь к предметам. На этих людей в будущем будет опираться советская наука. В 1930 году 21-летний Пиотровский уехал в свою первую экспедицию в Армению. В задачи экспедиции входил поиск и изучение следов урартской цивилизации. В то же время Пиотровский начал работать в Эрмитаже на должности младшего научного сотрудника.

Лишь чудом молодой ученый избежал сталинских лагерей. В 1935 году его с товарищами задержали и заключили под стражу по обвинению в террористической деятельности. Полтора месяца он провел в камере и был выпущен в связи с недоказанностью обвинения. Освободившись, пошел в суд и добился, чтобы его восстановили на работе.

Экспедиции на Кавказ продолжались, Пиотровский в течение девяти лет ходил кавказскими дорогами, изучал историю, но никаких следов древней цивилизации Урарту отыскать не удавалось. Наконец, удача повернулась к ученому лицом. В 1939 году он вместе с коллегами отыскал руины древней урартской крепости. Это была мировая археологическая сенсация XX века, об открытии Бориса Пиотровского заговорили историки всего мира. Каждый год раскопок урартской крепости приносил уникальные находки. Однажды историки откопали бронзовую статуэтку Тэйшеба - урартского бога войны. Стоял июнь 1941 года…

На страже ценностей

Весть о начале Великой Отечественной войны застала Пиотровского в экспедиции, работы немедленно свернули. Он сразу же помчался в Ленинград. В Эрмитаже увидел разоренные залы, коллекции музея готовили к эвакуации. Два спецпоезда ушли в Свердловск, готовились к отправке ценности с третьим эшелоном. Но работники Эрмитажа опоздали, вокруг Ленинграда сомкнулась блокада. Во время бомбежек музейщики дежурили на крышах, гасили зажигалки. Они практически жили в музее, круглосуточно находились в исторических стенах. В ту страшную и морозную блокадную зиму Борис Борисович писал книгу «История и культура Урарту».

В марте 1942 года Орбели буквально заставил эвакуироваться Пиотровского в Ереван и этим спас молодого ученого от голодной смерти. Там историк продолжил писать свой труд, защищает докторскую диссертацию, получает Сталинскую премию. Книга принесла автору славу одного из крупнейших специалистов по истории Закавказья. Кстати, Сталин с удовольствием прочитал книгу Пиотровского об истории Урарту.

Борис Пиотровский помогал спасать музей в годы блокады. Фото: www.russianlook.com

В 1964 году Борис Борисович стал директором Эрмитажа. Незадолго до этого с должности был смещен Михаил Артамонов из-за того, что позволил провести в музее выставку молодых авангардистов Шемякина и Овчинникова. Произошел скандал, вызывающие и непонятные народу картины удалили из залов Эрмитажа, а директора музея уволили. Пиотровский долго отказывался принять эту должность, он считал неприличным занимать кресло директора таким образом. Но Артамонов сам попросил Бориса Борисовича принять Эрмитаж, они оба понимали, что иначе руководить музеем назначат партийного функционера, ничего не смыслящего в истории.

В течение 25 лет Пиотровский возглавлял Государственный Эрмитаж. При нем началась новая эпоха великой коллекции, перестраивались хранилища. Пиотровский кропотливо составлял списки утраченных в 30-е годы шедевров искусства. Тогда стране требовались станки и оружие, поэтому многие произведения искусства продавались за рубеж. При Пиотровском Эрмитаж стал визитной карточкой страны. На берега Невы начали приезжать уникальные выставки из многих музеев мира.

В 1985 году в Эрмитаже случилась страшная трагедия. Преступник облил картину Рембранта «Даная» кислотой и разрезал ее ножом. Битва за «Данаю» продолжалась 12 лет, возможно, это пошатнуло здоровье директора музея. Отреставрированная картина вернулась в зал лишь в октябре 1997 года, но Борис Борисович этого уже не увидел.

Пиотровский скончался в 1990 году в возрасте 82 лет от инсульта. С ним ушла целая эпоха в жизни Эрмитажа.

Горбунова Н.Г., Каспарова К.В., Кушнарева К.X., Смирнова Г.И. Борис Борисович Пиотровский (1908-1990 гг.) // Советская археология. 1991. №03. С. 108-111.

Не стало ученого с мировым именем, археолога и востоковеда, директора Эрмитажа - известного всем как человека настоящей интеллигентности, редкого обаяния, прекрасного чувства юмора, начисто лишенного административного барства. И так трудно представить себе, что его уже нет, что нужно сесть и писать некролог, когда Борис Борисович и сейчас все еще стоит перед глазами - живой, веселый, всегда готовый к общению. Может быть, именно поэтому, мы так долго не могли за это взяться. О Б. Б. Пиотровском написано так много и как о ярком талантливом ученом, и как об историке культуры, игравшем огромную роль в международных культурных связях, возглавлявшем музей такого масштаба как Эрмитаж. В чем-то неизбежно повторение, кроме, пожалуй одного: впервые мы пишем о нем, когда его уже нет с нами…

Б. Б. Пиотровский родился 14 февраля 1908 года в Петербурге в семье преподавателя математики и механики в военно-учебных заведениях Бориса Брониславовича Пиотровского. Своей матери, Софье Александровне Завадской, педагогу по профессии, он обязан своим начальным образованием. Его родители, глубоко интеллигентные люди, были носителями той культуры, которую мы теперь называем петербургской. Семейные устои, традиции формировались не только родителями, но и дедами - генералами русской армии, с детства приучавшими маленького Бориса и его братьев к будущим превратностям судьбы.

В 1915 г. семья Пиотровских переехала в Оренбург, а в 1921 г. вернулась в Петроград. И здесь в школе Борис Пиотровский впервые увидел египетские древности (фигурки ушебти), показанные учительницей на уроке истории. Может быть, это впечатление имеет внутреннюю связь с появлением 14-летнего Бориса Пиотровского в Эрмитаже, где в 1922 г. он начал заниматься египетской иероглификой под руководством известного египтолога и глубокого знатока Древнего Востока Н. Д. Флиттнер.

Дальнейшее образование он получает уже на историко-лингвистическом факультете ЛГУ (1925-1930 гг.), где учится у таких крупнейших ученых как археолог А. А. Миллер, востоковеды В. В. Струве, Н. Я. Марр и С. А. Жебелев. Уже в 1927-1929 гг. Борис Борисович помимо специализации в египтологии - своей основной профессии - получает первые практические и теоретические знания в области археологии, широкую лингвистическую подготовку.

В 1928 г. студент Б. Пиотровский пишет свою первую статью о термине «железо» в древнеегипетском языке, получившую высокую оценку его учителей. Статья была опубликована в 1929 г. в «Докладах АН». Не меньшее значение имела и его статья о барельефе Аменхотепа в Карнакском храме. С этого и начался путь в науку молодого ученого. В 1929 г., еще до окончания Университета, Борис Борисович был принят младшим научным сотрудником на работу в Академию истории материальной культуры. Именно тогда его учителя Н. Я. Марр и И. А. Орбели привлекли внимание начинающего исследователя к малоизвестному еще государству Урарту, памятники которого были открыты в то время только за пределами нашей страны.

Обладая уже большим полевым опытом, Борис Борисович в 1939 г. приступил к раскопкам холма Кармир-Блур (урартской крепости Тейшебаини), определившим на многие годы главное направление его исследований. Полевые работы были прерваны Великой Отечественной войной, и обработка, осмысление добытых материалов продолжались уже в осажденном Ленинграде. Здесь он остался, так как партизанский отряд, в который входил Б. Б. Пиотровский, был расформирован, а он был назначен начальником противопожарной команды МПВО Эрмитажа, в штате которого он работал еще с 1931 г. Бориса Борисовича очень беспокоило, что все материалы, добытые до войны, могут погибнуть в блокадном Ленинграде. Поэтому работа над монографией «История и культура Урарту» стала главной его целью в это время. Она была завершена и опубликована уже в Ереване в 1944 г. и в том же году защищена в качестве докторской диссертации, сразу выдвинувшей его в ряды ведущих археологов. Это исследование открыло новое направление в отечественной археологии и урартоведении. В ней во всей полноте были реализованы прекрасные качества ученого - его талант и высокий профессионализм. И не удивительно, что уже в 37 лет он был избран членом-корреспондентом АН Армянской ССР (1945 г.).

Вскоре после войны оперативно начали выходить отчеты о продолжавшихся раскопках Кармир-Блура - Борис Борисович считал необходимым быстрее донести до исследователей результаты своих открытий, еще до своих окончательных обобщений. Блестящим завершением исследований урартских памятников стали книги «Ванское царство» (1959 г.) и «Искусство Урарту» (1962 г.). В них на основе анализа новейших уникальных археологических материалов, письменных источников, глубокого понимания истории и искусства Древнего Востока, многие страницы истории и культуры Урарту были по существу воссозданы впервые. Исследователю удалось во многом понять роль и место государства Урарту в контексте истории Древнего Востока. Недаром «Ванское царство» опубликовано во многих странах (Италия, Англия, Германия, США и др.). Эти исследования сыграли большую роль в изучении проблем армянского этногенеза, связей урартского и армянского этносов. Материалы, полученные при раскопках, стали основой создания экспозиции по культуре Урарту в Эрмитаже и музее истории Армении, а сами раскопки - эталоном в ближневосточной археологии.

Исследования Бориса Борисовича в Армении имели и другой очень важный аспект. Кармир-Блур на многие годы стал центром археологических исследований Закавказья. Именно здесь, под его руководством была создана школа археологов Армении. Здесь начинали свой научный путь многие археологи Ленинграда и других городов Советского Союза.

История Урарту - не единственная исследовательская тема Б. Б. Пиотровского. На основе курса, прочитанного на историческом факультете ЛГУ, он в 1949 г. издает книгу «Археология Закавказья», по которой учились многие поколения археологов, историков, этнографов. Удивительно, что в своей основе она не устарела и может лишь дополняться новыми фактами. Среди других проблем, постоянно интересовавших Бориса Борисовича, были и вопросы происхождения скифского искусства и его связи с культурой Урарту и Передней Азии, и вопросы развития и роли скотоводства в истории общества.

Любовь к египтологии Б. Б. Пиотровский пронес через всю жизнь. В начале 60-х годов осуществилась его юношеская мечта - он едет в Египет, где возглавляет Советскую археологическую экспедицию по спасению памятников Нубии, работавшую в зоне затопления Асуанской плотины. Экспедицией был обследован древний путь к золотым рудникам Вади-Аллаки. Результатом этой работы стала книга «Вади-Аллаки - путь к золотым рудникам Нубии» (1983). Нубийские коллекции, единственные в СССР, тоже пополнили фонды Эрмитажа.

В Египте Борис Борисович занимался изучением сокровищ Тутанхамона, что привело его к интересным открытиям: часть предметов была сделана из нубийского золота, путь к которому лежал через Вади-Аллаки; он также поставил вопрос о том, что среди вещей, найденных в гробнице, были и дары иноземных правителей.

А кто не знает его статьи «Древнеегипетские предметы, найденные на территории Советского Союза», сохраняющей значение основной обобщающей сводки и по сей день.

Широкий диапазон исследований, прекрасное знание коллекций Эрмитажа, любовь к вещам и умение их «видеть» привели Б. Б. Пиотровского к пониманию и осмыслению общих вопросов процесса развития и взаимосвязей культур, о чем он постоянно говорил в своих научных докладах, на открытиях выставок и просто в личных беседах. Именно поэтому вполне заслуженно Борис Борисович возглавил Научный Совет по комплексным проблемам Истории мировой культуры АН СССР.

Немыслимо привести в этой короткой статье список всех должностей и званий Б. Б. Пиотровского. Напомним лишь главные: с 1953 по 1964 год - заведующий ЛОИА, с 1964 г.- директор Эрмитажа; с 1957 г. он член редакционной коллегии журнала «Советская археология»; с 1968 г. он бессменно возглавлял кафедру Древнего Востока ЛГУ; он председатель ЛО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Международного Совета музеев; академик АН Армении (1968 г.) и АН СССР (1970 г.), член Президиума АН СССР (1980-1985 гг.), в 1983 г. был удостоен звания Героя Социалистического труда. Он был избран членом-корреспондентом, почетным членом, почетным доктором, иностранным членом многих Академий, археологических и искусствоведческих институтов и обществ разных стран: Индии, Англии, Германии, Египта, Италии, Франции, Испании, Бельгии, США.

Из 82 лет своей жизни свыше 60 Б. Б. Пиотровский был связан с Эрмитажем, где он начинал школьником-практикантом, был младшим и старшим научным сотрудником, заведующим Отделом Востока, заместителем директора по науке и 26 лет возглавлял Эрмитаж, продолжив блестящую плеяду его директоров. Он хорошо знал все разнообразные виды музейной работы, участвовал в создании многих экспозиций, естественно, играл активную роль в научной работе музея, был редактором ряда изданий Эрмитажа, ответственным редактором «Археологического сборника», с его 17 номера.

Расширение культурных международных связей страны, а значит и Эрмитажа пришлось в основном на время директорства Бориса Борисовича, который принимал в этом активное участие, организуя различные международные выставки, знакомившие посетителей Эрмитажа с культурой и искусством многих народов. Сокровищницы не одного музея мира открылись для советских людей благодаря Б. Б. Пиотровскому. Вспомним хотя бы «Сокровища гробницы Тутанхамона», на организацию которой он потратил много сил и сам писал к ней путеводитель. А сколько раз он открывал в разных странах выставки «Золото скифов», к каталогам которых писал вступительные статьи.

Многочисленные командировки за рубеж связаны были не только с открытием различных выставок или переговорами о них, но и с выступлениями и докладами, лекциями, неизменно привлекавшими внимание ученых, широкой общественности. А 24 серии телевизионного фильма об Эрмитаже с непосредственным участием Б. Б. Пиотровского приблизили Эрмитаж к людям, живущим в «самых отдаленных уголках нашей страны, узнавших и полюбивших Бориса Борисовича.

С юности Борис Борисович увлекался рисованием и у него сохранилось множество записных книжек, в которых он не только подробно описывал свои путешествия, впечатления, встречи с людьми, но и сопровождал их своими
удивительными изящными легкими лаконичными рисунками. Всем, кто знал его близко, знакома его манера постоянно что-то рисовать, в том числе и шаржи, сопровождая их собственными стихами.

Помня о том, какую роль для него сыграл в отрочестве Эрмитаж, Б. Б. Пиотровский любил общаться с детьми, бывал в школьном кабинете Эрмитажа, понимал огромное значение этой стороны воспитания детей.

Но этому ученому с мировым именем, занимавшему должность директора такого музея как Эрмитаж, приходилось решать и основные производственно-технические вопросы. Пожалуй, главным из них стала работа по началу реконструкции постепенно разрушавшихся зданий музея. Именно Б. Б. Питоровскому удалось добиться выделения необходимой валюты для заключения договора с иностранной фирмой, проводившей реконструкцию одного из зданий Эрмитажного театра. К сожалению, открытия его Борис Борисович уже не дождался.

Огромная занятость не позволила Борису Борисовичу завершить все свои научные планы. Они остались в его архивах, его записных книжках, незаконченных работах.

Есть такое известное изречение: «Если хочешь узнать человека, сделай его начальником». Б. Б. Пиотровский долго был начальником, и не малым, но прежде всего, он оставался человеком. В его кабинете было три двери. Они были открыты не только для бесчисленных иностранных делегаций, зарубежных и советских ученых, представителей различных музеев, что закономерно для директора Эрмитажа, но открыты и для всех сотрудников и посетителей.

И всех он терпеливо выслушивал, и чем «ранг» человека был ниже, тем, пожалуй, у него было больше шансов быть выслушанным. И с чем только к нему не обращались и свои, и посторонние, с какими бедами и просьбами! Конечно, не всем он мог помочь, и это его всегда огорчало; не со всеми он соглашался, но с ним можно было спорить, и спорить на равных…

Борис Борисович был удивительно добр к людям, прост и демократичен в обращении - директор Эрмитажа из старой петербургской интеллигенции.

Находясь много лет на административных постах, Борис Борисович неоднократно оказывался в трудных ситуациях, вызванных сложностями и превратностями политической жизни прошлых лет. И всегда он проявлял мудрость, старался не обострять обстановку, не создавать атмосферу преследований и гонений.

Так, в период, когда начались отъезды за рубеж, в Эрмитаже не было ни собраний, ни публичных осуждений, о которых всем достаточно хорошо известно.

Эрмитаж был главным домом Бориса Борисовича, он остался в нем навсегда, и хочется верить, что лучшие эрмитажные традиции, которые он так старался сохранить, останутся здесь и впредь.

Государственный Эрмитаж, Ленинград

Н. Г Горбунова, К. В. Каспарова. К. X. Кушнарева, Г. И. Смирнова

Дополните информацию о персоне

Пиотровский, Борис Борисович
Boris Piotrovskiy
На английском: Boris Piotrovskiy
На армянском: Պիոտրովսկի Բորիս Բորիսի
Дата рождения: 14.02.1908
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 1990
Краткая информация:
Выдающийся ученый-археолог, в течение многих лет возглавлял Государственный Эрмитаж

Биография

В 1929 году, будучи студентом историко-лингвистического факультета ЛГУ, поступил на работу в Академию истории материальной культуры (Институт археологии РАН). В 1930 году окончил университет и спустя год стал параллельно работать в Эрмитаже научным сотрудником.

С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В результате раскопок древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту.

Деятельность на посту директора Эрмитажа

С 1930 года Борис Пиотровский работал в Эрмитаже в качестве научного сотрудника.

С 1964 по 1990 год Пиотровский возглавлял Эрмитаж.

Зал в Эрмитаже, где представлена экспозиция "Искусство Урарту", посвящен памяти академика Бориса Борисовича Пиотровского, о чем свидетельствует мемориальная доска, увековечивающая его имя.

Сочинения

Результаты экспедиций подробно описаны Б. Б. Пиотровским в его книгах:

  • «История и культура Урарту» (1944 год)
  • «Ванское царство (Урарту)» (1959 год)
  • «Искусство Урарту VIII-VI вв. до н. э.» (1962 год)
  • Пиотровский Б.Б. Страницы моей жизни. - Санкт-Петербург: Наука, 1995. - 287 с. - ISBN 5-02-028205-7
  • Склад:Библиография работ Бориса Борисовича Пиотровского
  • Ourartou / auteur(s) : Boris Borisovitch PIOTROVSKY - Traduit de l"anglais par Anne Metzger. Editeur: nagel. Année:1970

Достижения

  • академик АН СССР (1970)
  • академик АН Армянской ССР (1968)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Член-корреспондент Баварской АН
  • Член-корреспондент Британской АН
  • Член-корреспондент Академии надписей и изящной словесности во Франции

Награды

  • Герой Социалистического Труда и орден Ленина (1983)
  • Орден Ленина (1968)
  • Орден Ленина (1975)
  • Орден Октябрьской революции (1988)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1954)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1961)
  • Орден искусств и литературы степени командора (1981, Франция)
  • Орден Кирилла и Мефодия I степени (1981, НРБ)
  • Орден «Pour le merite fur Wissenchaften und Kunste» (1984, ФРГ)
  • Юбилейные медали СССР

Разное

  • В 1997 году в честь отца и сына - Бориса Борисовича и Михаила Борисовича Пиотровских - Международный Астрономический Союз присвоил одной из открытых малых планет имя "Пиотровский".

Изображения

Директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук

Родился 9 декабря 1944 года в Ереване (Армения). Отец - Пиотровский Борис Борисович (1908-1990). Мать - Джанполанян Рипсимэ Микаэловна (1918г.рожд.). Супруга - Пиотровская Ирина Леонидовна (1944г.рожд.), окончила Московский финансово-экономический институт, по специальности - экономист, кандидат экономических наук. Дочь - Пиотровская Мария Михайловна (1970г.рожд.). Сын - Пиотровский Борис Михайлович (1982г.рожд.).

Пиотровские - русский дворянский род с польскими корнями. Традиционно старшие поколения Пиотровских были военными. Отец Михаила Пиотровского - Борис Борисович - всемирно известный археолог, автор сенсационных раскопок древней урартской крепости Тейшебаини около Еревана, действительный член Российской академии наук и многих других академий. Он всю свою жизнь проработал в Государственном Эрмитаже и был его директором в течение 26 лет (1964-1990).

После окончания 210-й средней школы города Ленинграда в 1961 году Михаил Пиотровский поступил на Отделение арабской филологии Восточного факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил с отличием в 1967 году, пройдя годичную стажировку в Каирском университете (Египет).

В 1967 году поступил на работу в Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук СССР, где проработал более 20 лет, пройдя все должности от лаборанта до ведущего научного сотрудника. Он окончил аспирантуру, защитил диссертации на соискание ученой степени кандидата (1973) и доктора (1985) исторических наук. В 1973-1976 годах работал переводчиком и преподавателем йеменской истории в Высшей школы общественных наук в Народной Демократической Республике Йемен.

Сфера научных интересов М.Б.Пиотровского - древняя и средневековая история Ближнего Востока, история Аравийского полуострова, Коран и ранняя история ислама, древнеаравийские надписи, эпические предания арабов, арабская рукописная книга, мусульманское искусство. С 1983 года он работал в Советско-йеменской комплексной исторической экспедиции, сначала начальником отряда, а в 1989-1990 годах - начальником экспедиции. Он провел полевые исследования древних торговых путей, участвовал в раскопках древних городов и храмов, в этнологических исследованиях. Им опубликована серия работ по йеменской археологии и эпиграфике. Его работы по истории арабов регулярно переводились на арабский язык. Он читал лекции во многих университетах арабского мира, приобрел мировую известность как арабист.

Б.Б.Пиотровский скончался в 1990 году на посту директора Государственного Эрмитажа в самый разгар экономического и морального кризиса, наряду со всей страной затронувшего и Эрмитаж. Он очень тяжело переживал положение, в котором оказалась российская культура, и это ускорило его кончину.

Через несколько месяцев после смерти отца его преемник пригласил М.Б.Пиотровского занять должность заместителя директора по научной работе, а в 1992 году постановлением Правительства Российской Федерации он был назначен директором Государственного Эрмитажа.

В основу работы и вывода музея из кризиса были поставлены уважение к традициям, активная открытость миру, обеспечение широкого доступа к коллекциям, тактичная модернизация.

Для восполнения резкого сокращения государственных субсидий музеем была развернута серия проектов для поиска внебюджетных средств. Проект "Эрмитаж - Юнеско" обеспечил привлечение серии грантов различных государств на реставрационные проекты. Общества друзей Эрмитажа в США, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии и Международный клуб друзей Эрмитажа значительно расширили мир любителей и помощников музея, которые помогали осуществлять реставрацию многих залов и инженерных систем Эрмитажа. Была разработана схема привлечения российских спонсоров и инвесторов. В настоящее время музей сам формирует половину своего годового бюджета. Для активизации общения музея со зрителями созданы службы развития, гостеприимства, связей с общественностью.

Задачи генеральной реконструкции Эрмитажа были сконцентрированы в проекте "Большой Эрмитаж". Закончена реконструкция Эрмитажного театра, который стал базой для деятельности Камерного оркестра Государственного Эрмитажа и Эрмитажной академии музыки - новой стороны синтетической активности музея. Близко к завершению строительство Открытого фондохранилища в Старой Деревне. Проект "Большой Эрмитаж" предполагает активное вовлечение в музейную жизнь Дворцовой площади и повышение градообразующей роли всего эрмитажного комплекса. В восточном крыле здания Главного штаба уже открылись постоянная экспозиция декоративного искусства стиля ампир и начало галереи памяти Морозова и Шукина. Там же разместятся галереи фарфора и искусства XX века, в сочетании с музейными магазинами, историческими кафе и мультимедийными центрами. Идут работы по созданию нового входа в Эрмитаж - со стороны Дворцовой площади. Развернуты большие работы по реставрации инженерных сетей, гидроизоляции, фасадов и исторических интерьеров, введению новых систем освещения.

Эрмитаж поддерживает свою роль символа как российской культуры, так и славы российской государственности. Многочисленные выставки в музее и за рубежом были посвящены переосмыслению отечественной истории и имели большой общественный резонанс - "Петр Великий и Нидерланды", "Петр Великий и Карл XII", "Екатерина Великая", "Екатерина и Густав III", "История Российского герба", "Николай и Александра". Государственный Эрмитаж вошел в государственный список особо ценных памятников культурного наследия России. Специальным Указом, как памятник культуры и государственности, он взят под покровительство Президента России.

Политика открытости выразилась в создании Международного консультативного совета при Государственном Эрмитаже. Музей первым в России стал публиковать отчеты о своей деятельности, включая и финансовую. Ежегодно Эрмитаж проводит за рубежом несколько выставок, рассказывающих о музейных коллекциях и русской культуре. Система ротационных выставок позволяет регулярно показывать экспонаты из эрмитажных хранилищ. Продолжением этого стали проекты создания выставочных центров Эрмитажа за рубежом. Их создание планируется в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке. Заключено долгосрочное соглашение с музеем Гугенхайма о совместной работе по созданию выставок, в частности - серии выставок искусства XX века в Эрмитаже. Разработана также схема реставрации эрмитажных вещей руками эрмитажных реставраторов в других музеях мира. Такие проекты уже осуществлены в Нидерландах и Канаде. После долгой реставрации в экспозицию была возвращена "Даная" Рембрандта, искалеченная безумцем.

Важным шагом обеспечения доступности коллекций стало создание, совместно с фирмой IBM, системы электронной информации Эрмитажа. В нее входят "Навигационные киоски", размещенные не только в Эрмитаже, но и еще почти в 20 музеях мира, детская компьютерная галерея, цифровая библиотека изображений и Эрмитажная страница в Интернете, признанная лучшей инернет-страницей России 1999 года и лучшей музейной страницей мира 2000 года. Эрмитаж также ввел бесплатное посещение музея для детей и студентов и большую шкалу скидок.

Многочисленные выставки Эрмитажа практически всегда сопровождаются красочными каталогами (почти каждый содержит статью М.Б.Пиотровского) и становятся важными общественными явлениями, выходящими за рамки чисто музейных событий. Среди них выставки: "Синай, Византия, Русь", "Сокровища Армянской церкви", "Искусство ислама", "Сокровища Золотой Орды". Эрмитаж возобновил собирательскую деятельность, пополнив свое собрание картинами Утрилло, Дюфи, Руо, Сутина, древнекитайскими бронзами.

М.Б.Пиотровский - автор более 200 научных работ, среди которых - каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей, работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии. Среди них - серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии "Мифы народов мира", серия статей о пророке Мухаммаде и монографии: "Предание о химиаритском царе Асаде ал-Камиле" (М., 1977, арабские переводы - Сана, Дамаск, Аден, 1978, 1979), "Южная Аравия в раннее средневековье" (М., 1985), "Йемен до ислама и в первые века хиджры" (Бейрут, 1987), "Коранические сказания" (М., 1991), "Ислам: Энциклопедический справочник" (М., 1991, в соавторстве), "Эрмитаж: Собрания и собиратели" (Спб., 1997, в соавторстве), "Земное искусство - небесная красота: Искусство ислама" (Спб., 2000).

М.Б.Пиотровский - член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, член Академии гуманитарных наук, член Международной академии экологии, член Академии "Атенеум Венето". Он - член президиума Комитета по Государственным премиям при Президенте РФ, член Совета по культуре при Президенте РФ, член Экспертного совета по выставкам Совета Европы, член выставочного комитета Федерального выставочного центра Германии, член Консультативного совета Музея Современного искусства (Нью-Йорк). Является президентом Ассоциации музейных работников Петербурга, президентом Всемирного клуба петербуржцев, президентом "Альянс Франсез" Петербурга и председателем Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге.

М.Б.Пиотровский награжден орденом Почета (1997), медалью Пушкина (1999) и серией зарубежных наград: - орден Оранских-Нассау (Нидерланды, 1996), орден Почетного легиона (Франция, 1998), орден Полярной звезды (Швеция, 1999), Командорским крестом ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2000), орден Святого Месропа (Армянская апостольская церковь, 2000). Международный астрономический союз присвоил одной из малых планет имя "Пиотровский" в честь Бориса и Михаила Пиотровских.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/

Директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук Родился 9 декабря 1944 г