Как адаптироваться в новой школе. Следование общепринятым нормам

Иногда жизненные обстоятельства складываются так, что приходится менять место жительства. А заодно и место работы, учебы. Такие перемены, как правило, сопровождаются рядом потрясений, а в некоторых случаях и стрессами. Смена привычной обстановки под силу далеко не всем.

Социальные психологи утверждают, что взрослый человек адаптируется в новом коллективе приблизительно три месяца.

У детей этот период сокращается до двух недель. А у кого-то этот процесс растягивается довольно ощутимо.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке как можно быстрее, воспользуйтесь такими подсказками.

Прежде всего, настройте ребенка на позитивный лад. Объясните, что новая школа ничуть не хуже, а может даже и лучше старой. Несомненно, жалко, что прежние товарищи и друзья остались в предыдущей школе. Но ведь с ними можно продолжать общаться. Благо, мы живем в мире высоких технологий. А если приложить немного стараний и чуточку терпения, друзья появятся и на новом меcте учебы. И тогда круг общения будет значительно шире. Ведь это так замечательно, когда много друзей. Главное, говорите это уверенным и доброжелательным тоном. Уловив хоть чуточку сомнения в Вашем голосе, ребенок тоже быстро начнет сомневаться в «успехе предприятия».

Предложите ребенку пригласить новых одноклассников пообщаться, так сказать, в неформальной обстановке. Если позволяют жилищные условия, можно организовать дома чаепитие. Если такой возможности нет, поговорите с классным руководителем о возможности проведения «сладкого стола» в школе.

После первого посещения школы, обязательно подробно расспросите малыша, как прошел его день, с кем он подружился, что нового узнал, где живут его одноклассник и т.д. По реакции ребенка, можно понять «пришелся ли он ко двору».

Так, тревожным сигналом, что ребенку тяжело в новом коллективе, может быть его «неохота» ходить в школу. Также насторожить должно то, что он не делится подробностями и новостями школьной жизни. Отсутствие звонков от одноклассников, еще один нехороший признак. Если хотя бы одна из вышеперечисленных ситуаций произошла, постарайтесь откровенно поговорить с ребенком. Узнайте о причинах, которые, по его мнению, привели к этой ситуации. Постарайтесь помочь ребенку и словом, и делом. Если вы видите, что ситуация вне Вашей сферы влияния, обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Сегодня, практически в каждой школе есть такой специалист.

ПОДРОСТОК В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

что нужно учитывать при переходе подростка в новый коллектив?

13-15 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров.

Половинчатая автономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатая норматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, ребенок развивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая своими длинными непропорциональными и неловкими руками, и у которой были бы четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата к некритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности.

Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки (9, С.14).

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых, и даже аморальных представлений. Подростки - мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными для них могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых "даже милиция боится". Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость - подлостью, уважение к себе - насилием над другими. У нынешних девочек - подростков также немало ложных идеалов. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки - подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение познание и оценка себя, утверждения своего достоинства и престижа среди товарищей.

Подросток начинает совершать большое количество действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников :

Общественно значимые поступки - спорт, учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, который способен направить на это.

Антисоциальные проявления - хамство, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями. «Первое хамство прощать нельзя, иначе вырастет подлец», считал А.С. Макаренко (13, С.241).

В этот период доминирует стремление к риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев.

Экстравагантность в одежде, стремление к противоречиям. Независимость в поведении. Склонность к девиантному поведению, то есть отклонениям от нормы. Преступление - тоже как средство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям.

То есть, с одной стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: девочки - негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; мальчики - негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме (17, С.208).

Специфика усвоения социальных норм в юности связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной.

В юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности, молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых «других». Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для «других». Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

Выделяют следующие виды социальной адаптации подростков и старшеклассников :

Адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов.

Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации.

Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней.

Социальные нормы - это стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Одной из разновидности социальных норм, являются моральные нормы. Моральные социальные нормы - это нравственные императивы; требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях: о добре и зле; о должном либо непозволительном.

Еще одной разновидностью социальных норм являются групповые нормы. Групповые нормы - это нормы морали, эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе. Групповые нормы: выполняют функции социального контроля за деятельностью личности; способствуют устойчивости и стабильности существования группы; могут препятствовать перестройке деятельности группы в изменившихся социальных условиях.

С понятием социальной нормы тесно связано понятие социализационной нормы. В широком смысле социализационная норма определяется как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие.

На индивидуальном уровне указанная норма - это многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

В практической части данной работы, нами было проведено эмпирическое исследование различий в представлениях о социальных нормах и уровне социальной адаптации подростков и старшеклассников при помощи, разработанной нами анкеты и методики социальной адаптации.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические аспекты изучения личности. -- М.: Педагогика, 1988.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Изд. Михайлова, 1998. - 312 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев.- Т.1. - М.: Педагогика, 1980. - 386 с.

4. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учеб, заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.

5. Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. -- М.: Владос, 1996. - 523 с.

6. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005. - 208 с.

7. Волочков, А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: Психология личности / А. Волочков // Психологический журнал. - 2004. - март-апрель. - С.17-26.

8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. -- СПб.: Свет, 1997. - 487 с.

9. Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1976. - 96 с.

10. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

11. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. 1999. - № 6. - С.23-32.

12. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации старшеклассников / Л.Н. Захарова // Вопросы психологии 1998. - № 2. - С.57-67.

13. Зотова, О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Владос, 1995. С. 241-254.

14. Иванчик, Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Т.Ф. Иванчик // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1996. - с. 46 - 48.

15. Ковалева A.M., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Владос, 1999.

16. Ковалева А.М. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Владос, 1996.

17. Колесков, Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесков. - М.: Педагогика, 1986. - 419 с.

18. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 298 с.

19. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. -- М.: Политиздат, 1987. - 288 с.

20. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1989. - 378 с.

21. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Академия, 1999. - 289 с.

22. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипенко //Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С.97-110.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

24. Мясищев, В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Психология личности. Том 2. Хрестоматия. -- Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1999. - 367 с.

25. Носенко, Э.Л. Проблема эмоциональной разумности человека, как детерминанты успешной жизнедеятельности // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С.23-34.

26. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1983. - 489 с.

27. Психология подростка: учебник / под ред. Члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.

28. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.-- М.: Педагогика, 1987. - 432 с.

29. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. - 302 с.

30. Шорохова, Е.В. Психологический анализ нравственной устойчивости личности / Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1983. - 158 с.

http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635a2ad78a4c43a89421316c27_0.html

Психологическая атмосфера в коллективе имеет большое значение. Она влияет на общее состояние людей, уровень их взаимодействия. Нередко сотрудники покидают хорошее место работы только из-за того, что не сложились отношения с коллегами, а ученики переходят в другую школу, потому что не получается установить контакт с одноклассниками. Зачастую влиться в новый коллектив бывает непросто, поскольку к незнакомому человеку относятся настороженно, а ему приходится вписываться в уже сложившуюся обстановку. С этой проблемой сталкиваются те, кто начинает работать на новом месте, учиться или заниматься творчеством. Как установить хорошие отношения с коллегами, одноклассниками, снять напряжение? Важно знать некоторые особенности вхождения в новый коллектив, помнить советы и целенаправленно устанавливать эмоциональный контакт с окружающими.


Вливаемся в новый коллектив. Некоторые особенности установления контакта
  1. В первую очередь вам необходимо адаптироваться к новым условиям труда, учёбы. Начните установление нужной психологической атмосферы с работы над собой. Даже если вы были вынуждены трудиться или учиться в конкретном месте, но сами не испытывали желания менять обстановку, постарайтесь выработать положительное отношение ко всему окружающему. Вам потребуется убедить себя в рациональности ваших действий, преимуществах нового коллектива, достоинствах перемен. Когда вы сумеете позитивно смотреть вокруг, демонстрировать искреннюю доброжелательность, у вас появится внутренняя уверенность в себе, а люди почувствуют ваш благоприятный настрой и ответят взаимностью.
  2. Чтобы ваше позитивное отношение было действительно искренним, вам понадобится его обосновать. Тщательно проанализируйте ситуацию. Возьмите ручку, листок бумаги и запишите по пунктам все плюсы нового места, коллег, руководства, вашей должности. Даже если вам можно вставать на полчаса позже, вы тратите на 10 минут меньше на проезд, в школе большие светлые коридоры – это уже преимущество. Любая приятная деталь должна занять своё место в вашем анализе. Обязательно отметьте положительные черты характера, внешности каждого члена нового коллектива. Подумайте, они обязательно найдутся.
  3. После первого дня на новом месте подумайте, насколько хорошо вы пообщались с коллегами, как в целом прошло ваше знакомство. Запишите все, что удалось, обозначьте свои ошибки. Наметьте план: как лучше себя вести, какой подход нужен к конкретным людям, что вам требуется исправить, над чем поработать.
  4. Заранее решите, что вы будете отвечать, если вас спросят о предыдущем месте работы, учёбы. Следует отметить, что очень важно воздержаться от негативных характеристик бывшего коллектива, начальства, обстановки в целом. Можно отметить какую-то внешнюю причину, например, желание сократить время, затрачиваемое на проезд, или стремление расширить кругозор, занять более интересную должность, начать трудиться в более перспективном направлении. Постарайтесь найти и обозначить позитивные причины вашего перехода на новое место.
  5. Влиться в новый коллектив вам поможет доброжелательное отношение к окружающим, искренний интерес к делам компании, вуза или школы, внутрикорпоративным отношениям. Всегда здоровайтесь с коллегами, улыбайтесь при встрече. Избегайте конфликтов, не принимайте участие в спорах, даже если тема вам интересна, у вас есть своё мнение на этот счёт. Не занимайте чью-либо сторону в ссорах, старайтесь придерживаться нейтральной позиции. Отлично, если вы сможете найти компромиссное решение и деликатно предложить его.
  6. Проявляйте собранность, будьте аккуратны и пунктуальны. Помните, что уровень вашей работы, учёбы тоже отразится на отношениях с коллективом. Старайтесь не отставать, не снижать общие показатели.
  7. Воздержитесь от демонстрирования своих преимуществ, умений. Если вы сразу резко выделитесь, пусть и в положительном смысле, это не понравится вашим коллегам. Когда что-то вам удаётся, вы владеете навыками, которых нет у членов нового коллектива, постарайтесь помочь коллегам, вовремя дать совет, корректно поправить и доступно объяснить непонятное. В таком случае ваша поддержка непременно вызовет положительную реакцию, окружающие действительно оценят ваши способности и будут им рады.
  8. Даже если вы не очень любите шумные компании, развлечения и вечеринки, не нужно на первом этапе работы или учёбы отказываться от участия в корпоративных мероприятиях. Подобное поведение может быть воспринято как проявление вашего отрицательного отношения. Позднее, когда вы лучше узнаете коллег, сможете постепенно проявить себя и немного рассказать о ваших предпочтениях, вы вполне сумеете пояснить, почему не очень стремитесь стать участником вечеринок. Важно всё делать не спеша, деликатно.
  9. Рабочее место – ваша своеобразная визитная карточка. Помните, что оно должно отражать вашу собранность, ответственность, умение следить за порядком. На рабочем месте важно поддерживать чистоту, не оставлять ненужные вещи, держать всё в строгом порядке. Желательно не расставлять в первое время на столе фотографии, различные сувениры, личные вещи. Таким образом тоже подчёркивается обособленность человека. Потом вы постепенно придадите вашему рабочему месту «индивидуальный» облик, но не спешите с этим.
  10. Приложите максимум усилий, вписываясь в новую среду, рабочий или учебный процесс. Помните: на первоначальном этапе вам понадобится трудиться больше, стараться не допускать ошибок и не отставать от коллег, чтобы влиться в новый коллектив. Безусловно, в первое время вам будет непросто, поскольку нужно не только проявить все свои способности, но и привыкнуть к новой среде, требованиям. Но уже в ближайшем будущем вы увидите, что ваши старания приносят плоды: вы быстрее справляетесь с работой, запоминаете всё больше важной информации, постепенно приближаетесь по результативности к опытным коллегам. Пока вам необходимо стремиться создать нужную базу для дальнейшей деятельности на новом месте.
  11. Деловые отношения в коллективе не надо смешивать с личными. Вам важно установить именно деловые контакты, потому старайтесь не обращать внимания на индивидуальные качества людей, которые вам не очень приятны. Сохраняйте небольшую дистанцию, особенно в первое время. Если вы сразу резко сблизитесь с кем-то, вам будет гораздо сложнее поддерживать ровные отношения с остальными.
Как влиться в коллектив? Простые методы и приёмы для новичков
Оказавшись в новом коллективе, очень важно действительно почувствовать себя его частью, действовать продуманно, соблюдать правила вежливости и этикета, внимательно относиться к людям. Тогда у вас всё получится.
  • Будьте вежливы, доброжелательны, деликатны.
  • Налаживайте отношения постепенно, не оказывайте на окружающих давления, ведите себя естественно.
  • Относитесь с искренним интересом ко всему происходящему вокруг.
  • Устанавливайте именно деловые отношения, старайтесь не переводить их в личные хотя бы первое время. Вам нужно хорошо общаться со всеми коллегами.
  • Помните о вашей деятельности на новом месте. Не отставайте от коллег.
  • Избегайте критики, излишней демонстрации своих преимуществ.
    Не обсуждайте коллег и не участвуйте в спорах.
  • При необходимости обращайтесь за советом. Если нужно, помогайте коллегам, но делайте это деликатно, не подчёркивая своего превосходства.
Обдумывайте ваше поведение в новом коллективе, анализируйте в первое время каждый день, отмечайте, над чем вам ещё требуется поработать, какие качества развить, на что обратить особое внимание. Позитивно относитесь к окружающим, будьте искренни: вы сможете прекрасно влиться в новый коллектив.

Человек так устроен, что он всегда с опаской относится ко всему новому. Поэтому и отношение к новому коллеге всегда будет осторожное, любое его слово и действие будет рассматриваться как под микроскопом и многократно обсуждаться коллегами. Но жизнь не стоит на месте и все мы вынуждены регулярно менять работу, постоянно сталкиваясь с новыми коллективами. К сожалению, редко кто сейчас на одном и том же месте может проработать до пенсии как во времена наших бабушек, поэтому умение быстро и грамотно вливаться в новый коллектив Вам обязательно пригодиться в будущем.

Чтобы лучше понять, что именно чувствуют новые коллеги к Вам, вспомните свои ощущения, которые Вы испытывали, когда на Вашей предыдущей работе в Ваш сплоченный и дружный коллектив приходил кто-то новенький.

Конечно, многие говорят о том, что самый трудный первый месяц работы. На самом деле, современные реалии таковы, что часто мнение о сотруднике складывается даже не во время стажировки, а во время собеседования. Уже тогда часто шеф дает краткую характеристику и рассказывает первое впечатление о человеке.

1. Внешний вид.

Конечно, очень важно соблюдать официальный дресс-код компании, но обычно все гораздо и гораздо сложнее. Вы не знаете в какой коллектив попадете заранее. Возможно, в этом коллективе работают только жены бизнесменов и для них это просто лишний повод покрасоваться в нарядах, а поход на работу – повод не сидеть дома. Также вполне возможно, что все люди, работающие на данном предприятии, ходят на работу только ради денег, у них есть малолетние отпрыски и куча кредитов. И то, как будут одеваться люди этих двух категорий несравнимо.

Вы можете просто не вливаться в коллектив из-за различного социального статуса. Это следует выяснить еще во время стажировки и, если социальная пропасть очень глубока, подумать о том, так ли важна для Вас именно эта работа. Ведь на этой работе Вы будете проводить очень много времени и психологический комфорт очень даже важен.

Вполне возможно, что Вы сможете показать, что дорогие вещи не так уж и ценны и на самом деле стоит обращать внимание на духовные и нематериальные стороны жизни, но процент того, что человек добровольно захочет отказаться от красивой жизни крайне мал.

Также не стоит отбрасывать и тот факт, что красивые вещи являются просто способом уйти от реальности человека и хоть как-то побаловать себя, тогда он никогда от них не откажется. Конечно, на ютубе сейчас очень много роликов о том, как же выглядеть дорого при минимальном бюджете, но, на самом деле, они не работают. Дорогую или дешевую вещь видно издалека. Вполне возможно, что Вам быстро надоест вешать свою потертую куртку в шкаф, где висят одни только норковые шубы и отдавать половину зарплаты за обед в кафе, в котором привыкли обедать остальные сотрудники.

В обратной же ситуации, Вам нужно будет отучить себя хвастаться и намеренно вызывать зависть у коллег, которым повезло в жизни меньше. Это вполне возможно. Главное, самим перестать думать о том, что если плохое финансовое положение, то человек сам виноват в этом, потому что есть много не зависящих от людей причин, например, болезнь родственников. Конечно, когда шкаф ломится от новых вещей, хочется их менять каждый день, пока они не вышли из моды, но Вам же есть куда еще нарядится кроме как на работу.

Очень часто бывает ситуация, когда человек намеренно демонстрирует все свои наряды, пытаясь этим доказать какой он был ценный сотрудник на предыдущем месте работе и как часто у него были премии. Поверьте, это сразу же бросается в глаза и обычно ничего кроме смеха не вызывает у окружающих. Если Вы попали в такую ситуацию, когда окружающие Вас сотрудники вынуждены жить от зарплаты до зарплаты, не стоит также к каждому комплекту одежды подбирать отдельную сумочку и туфли, Вы же не работаете в разделе моды, а это уж точно не понравится сотрудницам, у которых только одна сумка и туфли на сезон.

2. Следование общепринятым нормам.

Например, одежду стоит гладить, даже если у Вас европейское мышление и Вы считаете, что это вовсе необязательно. К этому следует отнести также и чистые волосы, как бы не лень было бы их мыть каждый день, минимальный макияж и маникюр.

3. Запах.

Ничего не раздражает больше, чем запах немытого тела, пота или запах дешевых духов, который всех раздражает. Первое время стоит вообще не использовать духи, прежде чем Вы не узнаете, как к ним относятся окружающие. Вполне возможно, что Вы – поклонница сладких ароматов, а все остальные считают их приторными и просто задыхаются. Также если Вы знаете о том, что у Вас есть запах изо рта и Вы пока не избавились от этой проблемы, Вам следует почаще пользоваться специальными мятными конфетами. Не стоит забывать также о неприятном запахе, который часто исходит от залежалой одежды, особенно верхней. Если Вы не готовы сдавать верхнюю одежду в химчистку вначале сезона, то Вам стоит хотя бы повесить ароматизированные саше в своем шкафу.

4. Рассказы о себе.

Во многих статьях указывается, что стоит поменьше рассказывать о себе во избежание сплетен. Но человек, который ничего не рассказывает о себе, кажется скрытным. Тем более, многие вещи люди просто додумают. Следует подумать о том, что Вы готовы рассказать о себе заранее. А также о том, что будет интересно людям. Вполне возможно, что одно и то же, Вы будете рассказывать по нескольку раз разным людям, ведь всем интересно поговорить с новеньким.

Подумайте о том, как Вы будете отвечать на неудобные вопросы. Всем будут интересны вопросы сугубо личного характера. Но если Вы ответите, что это личное и Вы не хотели бы это обсуждать – то многие сочтут это простым хамством. Подумайте, как Вы можете отвечать на эти вопросы уклончиво.

Какие же вопросы обязательно будут? Вопросы про выяснение социального статуса. Например, кем работают родители/муж, где работают, сколько зарабатывают. Замужем/не замужем, есть ли парень, почему не замужем. Есть ли дети, почему нет, в чем причина. Это особо любимый вопрос в женском коллективе, ведь именно ради будущего своих детей многие женщины готовы идти на ненавистную работу. Если у Вас детей нет, то будьте готовы к тому, что у Вас не только будут требовательно выспрашивать причину, но и давать множество советов и рассказывать истории их жизни знакомых, которые были в такой же ситуации.

Люди просто обожают смотреть чужие фотографии, конечно, если Вы хотите понравится новым коллегам, то Вам стоит обязательно добавить их в друзья, предварительно убрав все «сомнительные» фотографии. Также вполне может оказаться, что у Вас в друзьях – их злейшие враги, так что это всегда риск. Но адекватные люди обычно не придают этому значения, ведь сейчас многие добавляют в друзья даже тех людей, которых никогда не видели в реальной жизни.

6. Традиции.

Обязательно участвуйте в чаепитиях и пятничных гуляниях, если Вас пригласили, и не расстраивайтесь, если Вас пока не пригласили. Обязательно пригласят, просто им нужно привыкнуть и начать доверять, ведь обычно именно в такой расслабленной атмосфере принято обсуждать начальника и остальных сотрудников.

7. Нейтралитет.

Конечно, во всех рабочих коллективах есть несколько, враждующих между собой группировок, и обычно советую не примыкать ни к одной из них. Но обычно, это не получается. Тут можно дать один вредный совет – обязательно примыкайте к той, которая готова принять, но только при условии, если она будет Вам во всем помогать и защищать от других. Ведь во многих коллективах по-другому просто не выживешь. А если между собой воюют разные отделы, по-другому и не получится работать, это уже часть корпоративной культуры.

8. О чем не стоит рассказывать.

Прежде всего не стоит рассказывать о всех своих прошлых романах, школьных/студенческих годах, подругах-предательницах, о том, как хорошо/плохо было на прошлой работе. Обычно это никому не интересно, для такой информации следует просто завести личный дневник, если уж так хочется выговорится. Но если об этом начинают рассказывать сослуживцы, обычно они просто хотят выговорится, тут нет никакого особо доверия и эту «секретную» информацию уже слышали все, иногда и по несколько раз. Тут уже следует слушать и кивать.

9. Наставник.

Сразу оговорите с начальником вопрос о том, кто будет Вашим наставником, к кому Вы можете обратится, кто будет Вас обучать и вводить в курс дела. Желательно понравится этому человеку и не плести интриг против него. Вполне возможно, что он и не будет рад тому, что ему приходится кроме основной работы еще и Вас чему-то обучать, тем более, что на большинстве предприятий это никак не оплачивается. Возможно, Вам будет казаться, что этот человек специально Вас ничему не учит и не рассказывает секретов мастерства. Вполне возможно, что так оно и есть.

Многие люди, помня, что их тоже никто толком не обучал, и помня о том, как много ошибок они сделали, не хотят кому-то что-то рассказывать, чтобы не казаться глупее остальных. Во многих сферах деятельности, за ошибки, даже на начальном этапе работы предполагаются «штрафы», это т.н. «цена вхождения в профессию». И люди, которые в свое время заплатили их, подсознательно хотят, чтобы и другие люди ошиблись так же. Тут уже все зависит от начальника. Многие опытные начальники, зная об этом, в течении первых 3-х месяцев испытательного срока, за ошибки ругают не новичка, а именно наставника. Это помогает наставнику добросовестнее выполнять такое поручение.

Но бывает также, что наставник искренне хочет чему-то научить, а новичок не спешит перенимать знания. Особенно это касается стажировки. Многим просто лень сидеть на стажировке целый день, они стремятся попозже прийти и пораньше уйти, не хотят записывать важную информацию, предпочитая потом в случае чего позвонить, говорят, что итак все запоминают, не хотят читать законодательство, нормативные акты и технологические карты. Их ведь еще как бы не приняли на работу и деньги не платят. Конечно, бывает ситуации, что и наставнику лень рыться в законах, что-то распечатывать, но обычно они готовы пойти на это, ведь многие люди любят давать советы, тем самым повышая свою значимость.

10. Ошибки.

Очень часто возникает ситуация, что в начале своей работы новичок совершает ошибку, а потом говорит о том, что ему про это не рассказывали и не предупреждали. Конечно, ведь он боится потерять работу. Но дело в том, что это почти гарантия того, что коллектив его впоследствии возненавидит, особенно, если есть свидетели того, что об этом не раз говорилось и на этом акцентировалось внимание. Работодатель понимает, что первое время новый сотрудник будет делать ошибки, а умный работодатель понимает, что такая ситуация, что старый сотрудник не предупредил о возможной ошибке и ее последствиях чрезвычайно мало, особенно, если он его знает, как хорошего и не подлого человека.

В возникновении какой-либо ошибки новичку стоит прежде всего поговорить со своим наставником, в большинстве случаев, он поможет ее исправить, а не сразу бежать к начальнику, это поможет установить теплые и доверительные отношения и вполне возможно, что поможет обрести первого друга на новом рабочем месте. Также не пытайтесь рассказывать о том, что на прежней работе Вы так всегда делали и все было нормально. Вообще не пытайтесь ничего привнести со своей прежней работы, даже если это действительно великолепные идеи, подождите, пока к Вашему мнению начнут прислушиваться.

11. Канцелярия.

Не стоит брать без спроса чужие вещи и даже чужую канцелярию. Самый лучший способ – иметь хотя бы свой минимальный набор. Так же не стоит демонстративно требовать, чтобы все выдали на работе, во многих фирмах это не принято, и люди пользуются тем, что приобрели на свои деньги. Конечно, пока не получил зарплату глупо покупать канцелярию, но потом стоит об этом подумать. Так же вполне возможно, что таким нехитрым способом, как канцелярия Вы сможете прослыть очень важным и необходимым человеком в офисе. Ведь в каждом офисе есть такой человек, у которого есть минимальный набор необходимых таблеток, например, от головной боли, тонометр, средства женской гигиены, пилочка и лишние колготки. Помощь такого человека всегда нужна в критической ситуации и его материальные вложения часто окупается хорошим отношением. Так наличие лишнего скоросшивателя или дырокола поможет немного в выстраивании дружеских отношений.

12. Знания.

Без них никак, именно хорошие знания по специальности, могут помочь в первое время при отсутствии опыта, ведь всем нравится общаться с компетентным человеком, который не только постоянно все только спрашивает, но и может помочь. Ведь очень часто свежий взгляд на проблему может помочь найти неординарное решение проблемы.

13. Быть собой.

Конечно, всем страшно общаться с новыми людьми, и несмотря на то, что многие советуют играть роль более уверенного в себе человека, стоит всегда оставаться собой. Ваши настоящие мысли и эмоции гораздо важнее, не стоит также забывать о жизненном опыте и о даже минимальном знании человеческой психологии, ведь, чем старше мы становимся – тем легче начинаем разбираться в людях.

14. Не стоит ничего придумывать.

Вы ведь можете просто спросить. Это касается не только служебных вопросов, но и множества других, таких как, как у Вас принято праздновать дни рождения, где Вы обедаете, отмечаете конец недели и множества других. Также Вы можете поинтересоваться у своего наставника, принято ли выставляться после первой зарплаты, он с удовольствием расскажет об этом. Ведь иногда лучше узнать что-то наверняка, чем догадываться. Конечно, не стоит просить пересказывать Вам все сплетни, придет время, и Вы все сами узнаете, даже то, кто кем кому является и, кто в чьих объятиях засыпает.

Непохожесть на остальных – частая причина неприятия человека в коллективе. «Белая ворона», которая не может или не хочет быть как все, нередко вызывает отторжение у окружающих.

Повод может быть любым. Другая национальность, физический недостаток из-за болезни, дефект речи или неблагозвучная фамилия, необычная внешность – даже если это всего лишь странная прическа. Оценки выше или ниже, чем у других в классе. У вашей семьи больше или меньше денег, чем у остальных.

Все, что разительно отличает ребенка от большинства, увлекает его в группу риска: он не такой, как все. Чрезмерная опека со стороны старших членов семьи тоже может стать поводом для насмешек одноклассников – не забывайте об этом.

Не у всех роль «отшельника» вызывает психологический дискомфорт. Но если ребенок остро нуждается в друзьях и признании сверстников, а наладить отношения с одноклассниками не удается? Что в этом случае могут предпринять родители?

Как понять, что ребенок стал изгоем?

Если у ребенка не получается найти общий язык с новыми одноклассниками, первые «звоночки» не заставят себя долго ждать. И внимательный родитель быстро поймет, что в жизни сына или дочери происходит что-то неладное. На что стоит обратить внимание?

Ребенок радуется любой возможности не идти в школу – например, из-за болезни.

Постоянно придумывает причины не ходить в школу, хотя вовремя выполнил домашнее задание. Если это не срабатывает, идет на занятия без желания.

Ничего не рассказывает об одноклассниках, не приглашает их в гости. Никогда не участвует в мероприятиях класса.

Из школы всегда возвращается в плохом настроении.

Вы регулярно замечаете мелкие травмы у ребенка, повреждения на его одежде или школьных принадлежностях.

Главный принцип – не навреди!

Естественное желание любящего родителя – защитить ребенка от несправедливости и воздать по заслугам всем виновным. И не только обидчикам, но также учителям, которые «непонятно, куда смотрели, как такое допустили, почему не предотвратили». Но постарайтесь не махать шашкой сгоряча.

Подумайте, чем обернутся такие «разборки» для ребенка? Скорее всего, к нему прилипнет клеймо «стукача», отделаться от которого будет крайне трудно. И жизнь в коллективе станет еще сложнее. Как реагировать правильно, чтобы разрешить проблему, а не загонять ее в тупик?

Первое, что необходимо сделать, – обратиться к классному руководителю. Объясните ему вашу позицию. Он – связующее звено и может урегулировать конфликт, помочь сторонам договориться о приемлемом разрешении ситуации.

Если этого не случилось, следующая инстанция – директор школы. В присутствии классного руководителя он выяснит, почему не удалось решить проблему и что еще можно предпринять. В руках директора сосредоточено максимум ресурсов для разрешения любой сложной ситуации в школе.

Когда ребенок подвергся нападкам, некоторые родители тут же пишут заявление в полицию. Как правило, такие жалобы не дают желаемых результатов. Представители власти могут подавить конфликт, но не решить его – он просто уйдет глубже. Появится видимость решенного конфликта, но в действительности ситуация лишь усложнится.

В это время ребенку особенно нужна поддержка взрослых. Старайтесь повысить его самооценку. Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения. Покажите, что верите в него. Подумайте, в чем он может успешно самореализоваться – спорт, творчество, учеба? Предоставьте ему такую возможность. Восхищение окружающих вернет ему веру в себя.

Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

Правила общения

Любую проблему легче предотвратить, чем впоследствии разрешить. Как наладить отношения в новом классе и избежать неприятия коллектива? Помогут несколько простых правил.

На личном примере прививайте сыну или дочери важные качества: общительность, дружелюбие и отзывчивость.

Поощряйте общение с одноклассниками вне школы. Пусть ребенок задерживается с ними после уроков, участвует в совместных мероприятиях. Узнайте заранее, чем интересуются дети из класса, и придумайте повод пригласить их к вам домой.

Вместе с ребенком участвуйте в школьных мероприятиях, подготовке к праздникам, поздравлении учителей. Вы лично познакомитесь с детьми из класса и сможете обсуждать с ребенком школьные события.

Проследите, чтобы он и сам проявлял активность в налаживании отношений, не оставался в стороне. Пусть сам подойдет к одноклассникам, попросит принять его в игру.

Дети не любят «зазнаек». Возможно, не стоит приходить в школу в очень дорогой одежде, которая не по карману семьям остальных детей.

Если уровень знаний ребенка заметно выше, пусть он поможет одноклассникам справиться со сложным заданием.

Развиваться и совершенствоваться нужно всю жизнь. Интересуйтесь людьми и событиями вокруг вас. Живите ярко и насыщенно. Будьте интересны самому себе. Активный, всесторонне развитый и позитивный человек легко приживается в новом коллективе. Будьте примером для ваших детей.

Об авторе

– специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.

Иногда страшно переходить в новую школу, но эта статья поможет вам продержаться первое время Вы не будете новеньким всегда. Самое время познакомиться.

Шаги

    Для начала уделите день на оценку окружающей среды. Вы не вольетесь в коллектив, если не будете знать школу. Спросите, что где находится или где висит карта школы.

    Ведите себя умеренно мило со всеми. Одинаково хорошо относитесь ко взрослым, подросткам и детям, потому что они могут оказаться вашим следующим учителем или другом.

    Познакомьтесь со своими учителями. Поговорите и больше узнайте о них. Определите, насколько они строги или снисходительны, проверьте их границы. Но не заходите слишком далеко, иначе вы можете попасть в неприятности (плюс к вашей репутации, но вам все равно придется разбираться с неприятностями).

    Вам нужно завести друзей. Говорите с разными людьми, но не игнорируйте определенную группу. Будьте собой и не обманывайте. Теперь это ВАША школа...воспользуйтесь шансом стать тем, кем вы никогда не были в своей старой школе.

    Будьте внимательны на уроках. Учителя всегда обращают внимание на новых учеников.

    Если ваш первый день в школе – это первый день нового учебного года, некоторые люди вас заметят, особенно, если это небольшая школа. Когда люди с вами говорят, не нервничайте, но не ведите себя слишком громко. Будьте уверены в себе и смотрите людям в глаза. Хотя иногда приходится громко о себе заявлять, чтобы быть замеченным, но старайтесь не привлекать к себе внимание всегда. Не слишком переживайте о том, что о вас подумают другие; излишний анализ ситуации не всегда полезен, люди могут осудить вас за это. Будьте искренни, будьте собой, хорошо ведите себя со всеми, независимо от того, какими неприятными вам кажутся некоторые люди поначалу. Обычно "девушка или парень, которых я ненавижу в новой школе" со временем становятся моими лучшими друзьями после того, как между нами становится больше искренности. Но опять-таки, не бойтесь постоять за себя, если крайне очевидно, что вы должны это сделать.

    Не переживайте слишком о том, что вам нужно хорошо знать школу. Запомните, где находится ваш шкафчик, и обзаведитесь картой на случай непредвиденной ситуации, но когда это возможно, спрашивайте человека, сидящего рядом с вами, где что-то находится. Это хороший способ поговорить с людьми и встретиться со многими в свой первый день – теперь вы новый ребенок – скажите людям, что вам все в новинку на случай, если вам понадобится помощь.

    Когда вы говорите с людьми противоположного пола, не флиртуйте слишком интенсивно, пока не убедитесь, что человек не состоит в отношениях. Как только вас возненавидит один человек, вся их группа будет испытывать к вам такие же чувства. Помните, что эти люди выросли вместе, поэтому их обязанность – защищать своих друзей на всю жизнь. Будьте приятны в общении и исполнены оптимизма, даже если кто-то специально надоедает вам. Они могут даже позволить вам надоедать другому новенькому когда-нибудь, обычно это занимает года полтора, но мнение о вас как о новеньком не будет прежним. Всегда помните о хорошем первом впечатлении, но еще важно быть собой.br>

    Перед первым обедом говорите с многими людьми в классе. Обычно они могут спросить вас, сидите ли вы с кем-то, но если нет, направьте разговор в сторону обеда (как, хорошая ли здесь еда и т. д.). Если никто конкретно не упоминает совместный прием пищи, но вы идите в кафе вместе, подразумевается, что вы будете вместе есть ланч.

    В первую неделю в школе хорошо обращайтесь со всеми и со всеми говорите, даже если кто-то кажется вам странным. Они могут знать людей, с которыми вы подружитесь, или представить вас большему количеству людей. Тем не менее, если все их ненавидят, мы советуем не становиться их лучшими друзьями, если только вы действительно не хотите этого. Не слишком зацикливайтесь на ком-то, гуляйте со всеми и узнавайте человека или группу достаточно, прежде чем считать их друзьями. Обычно наиболее коварные и увлекающиеся манипуляциями люди говорят с вами сначала, а те, с кем вы общаетесь позже, становятся вашими настоящими друзьями.

    Будьте внимательны на уроках и прилежно учитесь в школе. Если кто-то передает вам записку или что-то вам шепчет, игнорируйте их, обращая внимание на учителя.

    Запишитесь в несколько кружков или спортивных секций и подружитесь с другими таким способом. Серьезно относитесь к своему участию в этих клубах по интересам.

    После того, как вы говорили с кем-то несколько раз, узнайте у них контактную информацию. Еще лучше, предложите им заняться чем-то на выходных.

    Будьте добры к другим детям. Хотя вы не хотите быть полным подлизой, детям нравятся те, кто будет с ними сотрудничать. Если вас просят об услуге, окажите ее. Не будьте слишком доверчивым – иногда люди даже будут провоцировать вас, чтобы проверить ваши границы – для разведки обстановки. Просто уверенно (может даже с широкой улыбкой на лице)...отвечаете "рассудительно". Как, если вас назвали "придурком", – спросите, почему они назвали вас придурком. Если вас обвиняют в том, чего вы не делали, скажите, что вы никогда не делали того, в чем вас обвиняют, и после этого спросите, кто такое сказал.

  1. Будьте последовательно уравновешенны внутри и снаружи, не задумывайтесь слишком глубоко о людях или ситуации. Работайте над стремлением влиться в коллектив, но, в то же время, будьте собой. Первые пару недель всегда сбивают с толку.

    • Если вы переехали во время учебного года, то получите больше внимания на более длительный период. Но не удивляйтесь, что все будут о вас говорить (необязательно плохо), потому что из интересного вокруг – только вы.
    • Люди будут задавать вам много вопросов. Отвечайте на них, но не тараторьте. В свою очередь, спросите о школе и об учениках. Если кто-то говорит о том, кого вы не знаете, задайте вопросы, чтобы прояснить основные моменты, но слушайте то, что они говорят.
    • Одежда, которую вы носите, не должна обязательно подходить под моду вашей школы! Людей притягивает то, что отличается, но это может принести вам как хорошее, так и плохое внимание. Всегда будьте интуитивно понятны людям вокруг, и некоторое время сдерживайте свой стиль. Но и не одевайтесь под копирку! Если в вас не будет ничего выдающегося, никто не почувствует желания узнавать вас.
    • В свой первый день носите одежду, которая вам нравится, но если у вас очень отличающийся стиль, немного приглушите его. Одевайтесь просто, вы не хотите отдалиться от людей только из-за своей одежды.
    • Если ваш шкафчик расположен рядом с тем, с чьим владельцем у вас возникли разногласия во время первой встречи, попытайтесь поговорить еще раз, может, у человека просто был плохой день.
    • Если вы это сделаете, у вас могут появиться новые друзья. Даже если это не первый ваш день в школе, стремитесь к общению с людьми, но не слишком, иначе вы не очень им понравитесь.
    • Основное в положении нового ребенка в том, что вы – новенький. У всех уже есть друзья. Вы не нужны им в качестве друга. Единственный ваш козырь – это новизна от положения новенького. Под конец первого месяца этот эффект испарится, поэтому возьмите от него все возможное.
    • Вам нужно втиснуться в группу; даже если вам неудобно, продолжайте попытки.

    Предупреждения

    • Если в старой школе у вас сложилась плохая репутация, не говорите об этом в новой школе. Просто притворитесь, что этого не случалось и не повторяйте старые ошибки в новой школе.
    • Не будьте беспардонны. С наскока показать людям себя – это отлично, но позвольте им вставить свое слово.
    • Постарайтесь, если можете, избегать скандалов.
    • Не будьте отрицательным героем. Люди не любят унылых особ. Как избежать этого? Думать положительно о каждой ситуации.