Как адаптироваться к кризису? Рекомендации психолога. Запишитесь на курсы

Долгое время считалось, что согреться на холоде можно только с помощью физической активности. Вышел мужик на мороз, стал дрова рубить или снег кидать — и согрелся. Но упускали тот факт, что с топором или лопатой в руках очень быстро устанешь. А как только прекратишь работать, снова начнешь остывать… Эта проблема очень актуальна для спортсменов зимних видов спорта — например, лыжников. На соревнованиях они долго ждут начала, потом бегут свои километры, а потом снова ждут — объявления результатов. Ждут и мерзнут.

Однако существует и другой опыт: тибетские монахи или индийские йоги могли долгое время находиться на холоде даже без одежды. Самое полное и подробное описание этого феномена приведено в книге французской путешественницы Александры Давид-Неэль «Маги и мистики Тибета». А иллюстрацией может служить картина Николая Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный отшельник, сидящий в позе лотоса в горах, а под ним растаявший снег… Значит, йоги производили достаточное количество тепла, чтобы не чувствовать холода. Откуда же тепло берется? Как выдержать холод без дрожи?

В легких производится большое количество тепла, а кровь, проходящая через легкие, согревает все внутренние органы — при гипоксии. Именно гипоксия (недостаток кислорода) запускает механизм теплопродукции в легких. Так наука биофизика объясняет феноменальные результаты йогов. Стало ясно, почему йоги стремятся в горы. Не потому, что там воздух чище, особенная гармония или к Богу ближе. Просто в горах естественные условия высотной гипоксии. И те практические приемы, которые на равнине требовали бы долгого обучения и тренировки, в горах осваиваются гораздо быстрее. Поэтому и мы проводим свои исследования в горах. Имеется в виду задержка дыхания на выдохе. Вы спокойно вдохнули, выдохнули и задержали дыхание. Начальные навыки йоги «Туммо» зимой тренировать легче. Когда шагаете по улице и чувствуете, что замерзаете, нужно задержать дыхание после энергичного выдоха и в быстром темпе идти не дыша. Вы почувствуете, что у вас начинают согреваться пальцы рук, которые уже начинали неметь на морозе, пальцы ног, которые уже не двигались. То тепло, которое родилось в легких, начнет разливаться по организму… И так вы можете повторить несколько раз, пока окончательно не согреетесь. Вы обнаружите, что этот навык нарабатывается довольно быстро. А когда научитесь согреваться, можете одеваться полегче даже при крепких морозах — чтобы не перегреваться в метро.

Легкие — это входные ворота инфекции. Но микробы и бациллы входят туда только если легкие холодные. А если в легких производится основное тепло, то оно и является тем барьером, который противодействует любой инфекции. Главный барьер — это даже не иммунитет, а теплопродукция в легких. Если изо рта идут клубы пара, все в порядке.

Стать финансово независимым значит, чаще всего, найти работу. Но это только полдела на пути к тому, чтобы закрепиться на своем рабочем месте и начать восхождение по карьерной лестнице. Потребуется испытательный срок, период адаптации в новых условиях.

Приход или переход на новую работу – процесс всегда стрессовый, сложный. В особенности это касается первого рабочего дня. Иначе говоря, «как запряжешь, так и поедешь». Большинство менеджеров среднего звена, занятого подбором кадров в компаниях, считают, что главным фактором успешной адаптации нового работника в коллективе является уровень доступности «новичка» к информации, касающейся работы на том или ином рабочем месте. Для этого даже создаются специальные программы, которые помогут новому человеку оградить себя от стрессовых ситуаций и сполна проявить свою работоспособность.

Первый день работы


В первый день работы новый человек очень нуждается в поддержке сотрудника кадрового отдела или, как сегодня принято называть, HR-департамента. Новому коллеге уделяют внимание для того, чтобы создать в его сознании позитивный настрой на дальнейшую работу, максимально снизить его психо-эмоциональную нагрузку. Ведь цель HR-департамента – сохранить кадры.

С другой стороны, без усилий новичка в этом же направлении сотруднику HR вряд ли удастся этого достичь.

Обратите внимание! «Новичок» просто обязан не только проявить заинтересованность, активность (охотно знакомится с коллегами, с общепринятыми правила данного коллектива, с характером и объемом своей работы), но и самостоятельно настроить себя морально на положительный результат.

Нужна концентрация своих сил в связи с тем, что первый рабочий день насыщен событиями и большим количеством информации, необходимостью разобраться в структуре компании, в особенностях бизнес-процесса, в стиле работы непосредственного руководителя.



Результат такой двусторонней работы во многом зависит от масштаба организации, объема и сложности задач, которые стоят перед ней. В небольшой бизнес-компании ознакомить нового коллегу с правилами способен любой ближайший сотрудник. В крупной организации наверняка потребуется помощь специалиста более широкого профиля для того, чтобы новый сотрудник не оказался ограниченным рамками только своих обязанностей, смог прояснить для себя главную цель, которую ставит перед собой корпорация. Это поможет ему оценить роль своего труда, своих обязанностей в общем деле. Не говоря уже о том, что новичку необходимо показать и рассказать, где что лежит, как найти нужные отделы, к кому обращаться по тем или иным вопросам. В свою очередь, коллеги отдела дополнять подробностями общую информацию.

На период адаптации к новичку полезно прикрепить персонального наставника, к которому по необходимости можно обратиться за полезным советом, который в любой момент ответит на любой вопрос. Ведь вопросы начинают возникать только в процессе работы. Первое время новичок нередко может смущаться перед руководством или боятся отвлечь коллег от работы. Но неверное решение или неправильный поступок по незнанию может нанести гораздо больший вред не только новичку, но и общему делу.

Тактика поведения



В привычной для нас обстановке мы знаем что именно предпринять для решения задач, которые перед нами стоят. В новом коллективе для того, чтобы почувствовать себя как «рыба в воде», важно знать, как надо себя вести, чтобы адаптация прошла успешно, знать, что важнее – сохранение собственного стиля работы, собственных правил и привычек или применение общепринятого стиля работы в данном коллективе.

Обратите внимание! Специалисты по работе с кадрами считают, что очень важно все же придерживаться «золотой» середины, которая предполагает проявление индивидуальности.

Она может оказаться весьма полезной для усовершенствования стиля работы коллектива отдела и компании в целом. Этот факт может с самого начала значительно «сработать» в пользу новичка, поднять его рейтинг, если, конечно, в коллективе наблюдается здоровая психологическая атмосфера. Это облегчит контакт с коллегами, начальством. Нельзя игнорировать их предложения принять участие в совместном обеде или беседе на отвлеченные темы, к примеру, в курилке. Преодоление скованности в процессе таких контактов способствует скорейшему привыканию к новой обстановке.

Секреты успешной адаптации



Секреты успешной адаптации состоят в том, чтобы, не проявляя особого рвения, выполнять свои обязанности старательно, ответственно. Желание сразу, с первых дней сильно понравиться скорее навредит, чем приблизит вас к успеху в коллективе. Давно известно – ни один коллектив не приемлет «выскочек», которые «высовываются с собственным мнением». Полезно выждать, пока выскажутся коллеги, наделенные опытом, а затем (лучше по их просьбе) присоединиться к рассуждениям.

И уж чего вовсе не стоит делать, так это вникать в процесс сплетен и, тем более, принимать чью-то сторону в склоках на темы, которые возникли на основе событий, происходящих до появления новичка в этом коллективе.



Только желание обучаться, способность безболезненно принимать критику, терпение, приветливое отношение ко всем без исключения, умеренное чувство юмора помогут очень быстро стать в новом коллективе своим человеком.

Ни для кого не секрет, что появление нового коллеги вызывает особый интерес к нему всего коллектива, в котором состоят очень разные люди, в том числе весьма задиристые. Они обязательно попытаются испробовать вас «на прочность», усугубив дискомфорт, который вы испытываете. Для старожилов новичок в коллективе – свежая возможность добавить адреналина, возможность выделиться, повысив свою самооценку, почувствовать себя опытным наставником.



Особенно это касается крупных, уже ставших консервативными, компаний с устоявшимся составом коллег, сумевших преодолеть многие профессиональные преграды, успевших привыкнуть друг к другу, а возможно, и устать друг от друга.

Обратите внимание! В таких условиях важно не только качественно исполнять свои обязанности, но и приобрести «крепкую спину», найти своих единомышленников и с их помощью создать твердую профессиональную почву.

Моббинг



Неприятие нового сотрудника приобрело современное название – моббинг. Это явление можно оценить как офисную дедовщину, преследование или травлю неустоявшегося. Причем такое явление может наблюдаться не только со стороны рядовых сотрудников, и со стороны руководителей. Проявление подобной нездоровой атмосферы в коллективе вынудило, к примеру, Швецию выработать специальный противомоббинговый закон.



Последствием моббинга, порожденного страхом и внутренним напряжением в коллективе, согласно исследованиям европейских специалистов HR-департаментов, могут быть стрессовые состояния, головные боли, бессонница, ночные кошмары, отстраненность, сомнения, чувство вины, стыда и даже паранойя и самоубийства (в 10% случаев). В чем же выход?

В первую очередь следует:

  • проанализировать свое поведение;
  • повышать свой профессионализм;
  • наблюдать за происходящим в коллективе.


Исследования определили степень вредности некоторых привычек, о которых полезно знать: пустой разговор с коллегами и склонность к сплетням; частое курение; навязчивое, бестактное и безответственное поведение; опоздание; громкая речь, в особенности по телефону на личную тему; трапеза в рабочее время; леность; неаккуратность с халатностью и такие пороки как высокомерие, вранье, глупость, доносы и проявление хамства.

Запретная тактика поведения в коллективе



Нет сомнения в том, что искусство вхождения в коллектив требует напряжения. Его всегда можно уменьшить. Настроить коллег против себя очень легко, ведь желающие применить тактику «кто на новенького» находятся очень быстро. Для этого оттолкнемся от противного и перечислим приемы, которые должны стать запретными для новичка.

  • Собираясь на работу, запаситесь «снаряжение» в виде блока жвачки, кулька семечек, парфюма с резким запахом, яркого лака для ногтей, который дамы будут применять без стеснения и исключительно в рамках рабочего времени. Пользуйтесь этим «арсеналом» сугубо индивидуально, ни с кем не делясь.
  • Откровенно демонстрируйте наличие у вас «навороченного» мобильного телефона с громкими динамиками, которым под силу прошибить своими децибелами любые стены и перегородки в офисе. Прием и посылание звонков должны происходить ежечасно и исключительно без тактичного выхода из офиса.





  • Проявите свою «неудержную» работоспособность именно к концу дня с задержкой в офисе по истечении рабочего времени. Это позволит всем коллегам «осознать», наконец, какие они бездельники.
  • Для вашего домашнего быта всегда пригодятся чужие зажигалки, офисная бумага, ручки-линейки-ластики…, которые вы прихватите, уходя домой.
  • Выберите для себя самое теплое и удобное рабочее место, не забывая частенько открывать окно в офисе.

Ну и другое в подобной манере… На первый взгляд, казалось бы, в упомянутых выше поступках нет ничего особо серьезного, тем более криминального. Но жизнь, как мы знаем, складывается из мелочей, а неприязнь, как правило, постепенно рождается из них же. Ваши коллеги даже не в состоянии будут сформулировать ответ на вопрос, почему же они так устойчиво недолюбливают вас.

Обратите внимание! Важная задача стоит перед новым сотрудником в новом для него коллективе - научиться анализировать свои поступки и выделить те, которые вызывают негативную реакцию коллег.

Постигая искусство общения, вполне реально приобрести навыки для преодоления препятствий в решении иногда сложной проблемы - как адаптироваться в новом коллективе.

    Эту заметку мне захотелось написать после проведенного пилотного исследования, направленного на изучение психологического благополучия и уровня посттравматического стресса у семей, где есть дети с диагнозом эпилепсия. Конечно, это заболевание индивидуально, с учетом того, что у больного и его близких формируется страх приступа и потеря опоры из-за неопределенности момента возникновения приступа. Но есть и общие вещи, с которыми сталкиваются семьи, где есть дети с иными заболеваниями, например, ДЦП или аутизм.

    Если в Москве такие семьи еще как-то могут жить и быть включенными в социум, то, по моему наблюдению, в остальных городах нашей необъятной родины, такие люди могут только бороться за выживание. С одной стороны, преждевременно говорить о психологическом состоянии матерей и самих детей в такой ситуации, когда даже хорошая медицинская квалифицированная помощь ограничивается, как правило, Москвой и Питером.

    Но все-таки надо решать вопросы комплексно, так как некоторые соматические проявления заболевания могут быть устранены, а психологические проблемы, которые сформировались на фоне болезни, останутся неразрешенными. Я не буду сейчас касаться большой темы - психологического сопровождения самого больного, а остановлюсь на его семье, которая, собственно говоря, является ключевой частью в жизни больного ребенка.

    4. Внутрисемейный баланс. Отношения требуют собственных вложений, обоюдной работы. Когда появляется ребенок супруги часто об этом забывают, когда появляется больной ребенок, то эта тема кажется уже не значимой. Но нет, это важно. Это фундамент благополучия и опоры, которые в такой ситуации нужны каждому. То же самое касается и других детей, которые есть в семье. Задача родителя не обделить вниманием и заботой других своих детей, быть с ними открытыми, включать их в жизнь больного брата/сестры.

    5. Непринятие окружающих. К сожалению, особенных людей в нашем обществе хотят не замечать и по возможности исключать. Здесь нужно быть готовым к борьбе за свои права.. Самостоятельно продумывать то, как можно вступиться за своего ребенка и за себя, когда в очередной раз вам отказывают от посещения дополнительных кружков (тут кстати хорошо действуют врачебные заключения о том, что ребенок может посещать занятия) или же какая-то нетактичная соседка позволяет себе неуважительно отнестись к болезни вашего ребенка. Если вы будете чувствовать себя комфортно с ним в обществе, то и общество начнет поворачиваться к вам.

    К сожалению, в нашем обществе пока не сформирована культура ухода за своим психологическим здоровьем. Многие даже не догадываются, насколько жизнь их могла бы стать легче, если бы они уделили время решению своих болезненных переживаний. В ответ на тяжелую ситуацию человек адаптируется и приспосабливается, как может.

Когда мы только думаем о переезде в другой город, нас переполняет энтузиазм: там будет все по-новому, мы сможем начать жизнь с чистого листа, станем заниматься спортом, посвящать время саморазвитию и вообще наконец воплотим в жизнь все мечты и желания, которые по каким-то причинам не осуществились на старом месте жительства. Однако уже через месяц после переезда мы начинаем чувствовать себя одиноко и понимаем, что вокруг нет никого, кто смог бы поддержать в трудную минуту.

Конечно, все по-разному переживают переезд на новое место, и кому-то он дается довольно легко, особенно если рядом находится любящая семья. Но как быть тем, кто решается в одиночку сменить город постоянного проживания, надеясь на новые успехи, но натыкается лишь на одиночество и полное отсутствие желания вообще выходить из дома?

Такие люди чувствуют, словно находятся посреди огромной площади, на которой, кроме них, нет ни единого человека: не с кем поговорить, некому доверить сокровенное, даже в выходной день встретиться, и то не с кем. Все друзья остались там, откуда они уехали, и теперь они вовсе не понимают, что здесь делают.

Если вы оказались в подобной ситуации, то вы прекрасно понимаете, о чем мы говорим. Наверняка вам хочется освободиться от ностальгии по родному городу, начав жить здесь и сейчас. Невозможно всегда тосковать по прошлому, это равносильно движению назад, а ведь вы явно не для этого столь кардинально поменяли свою жизнь, не так ли? Давайте вместе разберемся, как адаптироваться к пребыванию в чужом городе, чтобы уже через какое-то время он не казался таким уж чужим.

Найдите работу

Если чувствуете, что вам катастрофически не хватает общения, то решите эту проблему самым простым способом — устройтесь на работу . Общие задачи, которые вы будете ежедневно решать вместе с коллегами, помогут вам быстрее привыкнуть к жизни на новом месте, а общение с людьми, для которых этот город — родной, позволит узнать о нем гораздо больше, чем если бы вы просто читали статьи в Интернете. Кроме того, нередко среди коллег находятся те, кто способен понять «новичка» с полуслова и впоследствии стать его другом.

Запишитесь на курсы

Выберите то, что вам по душе: иностранный язык, занятия по скрапбукингу или декупажу, вокальная студия или тренировки в фитнес зале — главное, чтобы ваш досуг приносил вам удовольствие, а также являлся отличной площадкой для знакомства с новыми людьми. Объединенные общими интересами, вы быстрее найдете темы для разговоров, а значит, и шансы на обретение нового друга или хотя бы хорошего товарища существенно возрастут.

Обязательно гуляйте, причем ничего плохого не будет, если на первых порах вы станете делать это в одиночестве.

Не сидите дома

Обязательно гуляйте, причем ничего плохого не будет, если на первых порах вы станете делать это в одиночестве . Не ограничивайте свои вылазки из дома походом до ближайшего продуктового магазина, напротив, находите время для того, чтобы изучить город: посещайте разные его районы и знакомьтесь с «новым другом». Поверьте, очень интересно рассматривать другие — не такие, как в родном городе, — здания, находить нужные магазины и радоваться собственным маленьким открытиям.

Не сидите дома — 2

Помимо знакомства с самим городом нелишним будет познакомиться и с его культурной жизнью. Концерты, спектакли, спортивные и другие массовые мероприятия — все это позволит вам почувствовать, что вы живете не в вакууме, что вокруг вас есть люди и они проводят время интересно, стараются разнообразить свой досуг, дабы не «тухнуть», как вы, в четырех стенах.

Обратитесь к психологу

Если чувствуете, что самостоятельно справиться с затяжной депрессией не получается, не стесняйтесь обратиться к психологу . Специалист поможет вам понять корни проблемы, а также найдет пути ее решения. Да и, в конце концов, это тоже своеобразное общение. Пусть и за фиксированную плату.

Возвращаться — не стыдно

Большинство людей, которые понимают, что они совершенно не могут прижиться на новом месте, все же не возвращаются в родной город , считая такой поступок признанием собственной несостоятельности. Они думают, что их засмеют, пристыдят и вообще не примут в свой круг. Но это в корне неверное суждение. Те, кто вас по-настоящему любит, не станут издеваться, припоминая ваши амбициозные планы. Они обрадуются возвращению подруги, сестры и дочери, поскольку наверняка тоскуют по вам так же сильно, как и вы по ним. Поэтому не бойтесь возвращаться туда, куда вас тянет, как магнитом. Иногда нужно уехать, чтобы понять, что хочешь вернуться.

Не бойтесь возвращаться туда, куда вас тянет, как магнитом. Иногда нужно уехать, чтобы понять, что хочешь вернуться.

И напоследок: относитесь ко всем трудностям как к временным явлениям. Пройдет еще полгода, и вы с удивлением вспомните о том, как плакали и тосковали по прошлой жизни. Будьте открыты всему новому, и, возможно, совсем скоро вы встретите того, кто станет самым главным человеком в вашей жизни.