К сведению: Названы пять самых распространённых ошибок школьников на ЕГЭ.

27 Октября - Молодёжные новости. В 2018 году выпускники российских колледжей и училищ впервые сдавали демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс в составе ГИА. В отличие от традиционной итоговой аттестации, новый порядок сдачи экзаменов подразумевает активное использование технологий и практик Ворлдскилс: введение новых типов прикладных заданий, привлечение в состав экзаменационных комиссий сертифицированных экспертов, современное материально-техническое обеспечение, видеотрансляцию и занесение результатов в специальную базу данных.

Результаты эксперимента и перспективы такого подхода на экспертной сессии обсудили спикеры из Министерства просвещения РФ, Московского Политеха, Высшей школы экономики, Союза Ворлдскиллс, Национального агентства развития квалификаций и представители колледжей-участников.

Официально, в рамках ГИА, демонстрационный экзамен этом году провели в 44-х образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) по всей России. И еще несколько сотен колледжей участвовали в пилотном эксперименте по апробации новой технологии оценки выпускников.

«Масштаб применения экзамена по стандартам Ворлдскиллс напрямую зависит от инвестиционного климата регионов, — отметил директор Центра исследования СПО Института образования Высшей школы экономики Федор Дудырев. — Мы сравнили результаты экзамена с Рейтингом инвестиционной привлекательности регионов за 2017 год. Там, где больше ресурсов и максимальная инвестиционная привлекательность, мы увидели основные успехи и в профессиональном экзамене: больше человек сдает, оценки выше. Поэтому масштабирование демэкзамена должно опираться на надежные финансовые механизмы, без этого наша ракета не взлетит».

Самыми активными участниками эксперимента стали Москва, Московская, Свердловская, Новосибирская области и Хабаровский край. Однако больше всего регионов эксперты относят к категории «на низком старте» (Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Курганская, Рязанская области и др., всего 21 субъект). Из-за недостатка инфраструктурных ресурсов и стабильно низких показателей инвестиционной активности они только начинают свой путь к успеху и отправляют на демонстрационный экзамен небольшое количество студентов.

«С точки зрения применения передовых технологий оценки прикладной подготовки выпускников колледжи сегодня на два-три шага впереди университетов, — считает начальник Центра развития профессионального образования Московского Политеха Алексей Овчинников. — Важно, что такая система оценки заставляет перестраивать весь процесс обучения. Вспомните, как изменилась учеба в 10-11 классе с появлением ЕГЭ. Тут то же самое. Поэтому демонстрационный экзамен — самая горячая тема в среднем профессиональном образовании, появляется много вопросов».

Директор департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Инна Черноскутова рассказала, как экзамен адаптировали к российским реалиям: «Мы не стали принимать мировые стандарты Ворлдскиллс методом copypast, а только взяли их за основу. Над содержанием экзамена работала большая команда экспертов, и в некоторых компетенциях он заметно отличается от того, с чем сталкиваются студенты на международных соревнованиях Ворлдскиллс. Мне также кажется важным, что благодаря такому формату мы увидели новый пласт проблем в среднем профессиональном образовании. Блок работ, связанных с демонстрационным экзаменом, крайне важен и является одним из основных элементов приоритетного проекта “Молодые профессионалы”».

«Итоги пилотной апробации демэкзамена в рамках ГИА весьма поучительны, стали очевидны “болевые точки”, на которые стоит обратить внимание. Это касается как тестовых заданий, так и самой процедуры, - полагает Даниил Уфимцев, руководитель Управления регионального стандарта и внедрения демонстрационного экзамена Союза Ворлдскилс. — Мы продолжим работу по совершенствованию нормативного обеспечения демэкзамена по линии Ворлдскилс».

На экспертной сессии Центр развития профессионального образования Московского Политеха, который осуществлял методическое и организационное сопровождение демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО в 2018 году, представил экспертам итоговый отчет . Документ подготовлен в соответствии с государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации.

Информация предоставлена организаторами

Будущим выпускникам полезно окажется узнать о самых распространённых ошибках, которые допускали их предшественники на ЕГЭ. Информацию о том, какие промахи допускают школьники при сдаче важного государственного экзамена предоставили в Федеральном институте педагогических измерений, за что им можно сказать «спасибо»: эти сведения в действительности станут полезными при подготовке школьников к ЕГЭ.

Кстати, ещё появилась информация о том, какие ошибки допускают школьники при сдаче истории, но здесь поле для работы выявилось даже больше. В ФИПИ просто сделали вывод, что российские выпускники плохо знают историю родной страны: теряются при оценке тех или иных событий, не могут назвать исторических деятелей, не разбираются в историю культуры России и в исторических документах. Но обо всём этом ниже.

Тридцать пять процентов школьников, которые сдавали ЕГЭ, запутались в определении правописания Н и НН. Сразу оговоримся, то правильное написание зависит, в первую очередь, от того, насколько точно школьник умеет определять часть речи. И, само собой, от знания некоторых исключений при написании Н и НН. В общем, у выпускников и с тем, и с другим, судя по всему, наблюдаются некоторые проблемы.

Сорок процентов выпускников не знают, в каких случаях ставится тире, двоеточие или запятая в сложном предложении. Сложное предложение называется в том случае, когда в нём наличествуют две и более грамматические основы. Кроме того, множество ошибок при сдаче ЕГЭ школьники допускают в предложениях с вводным конструкциями или однородными членами.

Около пятидесяти процентов выпускников не смогли определить, к какому функционально-смысловому типу относится текст. Так, при определении повествования, описания или рассуждения школьники допускали ошибки. Теперь напрашивается вывод о том, то ученики просто не понимают текст, написанные на их родном, русском языке.

Также множество ошибок школьники допускали в правописании корней, и при употреблении паронимов. То есть если школьникам давали слова, схожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу, они не могли определить разницу между определениями.

Какой напрашивается вывод из всего вышеперечисленного?
А выводов множество, и их все озвучили пользователи Сети, обсуждая ЕГЭ и результаты экзаменов. В первую очередь, многие считают, что задания на ЕГЭ слишком сложные, и при подготовке к выверке школьники обязаны перелопатить тонну материала, в котором они, конечно же, путаются. Есть мнение, то если учиться хорошо в течении всех школьных лет, то проблем при сдаче экзамена не возникнет, но, как показывает практика, это не совсем так. Скептики уверены, что в школах не всегда предоставляют весь необходимый для ЕГэ материал, и потому это вынуждает родителей обращаться к репетиторам.

Российские школьники плохо знают историю родной страны. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и заключил, что выпускники путаются в событиях России 20-го века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры и теряются при оценке событий. Причина – в скудных, оторванных от реальности учебниках, неготовности школ учить детей размышлять и анализировать и в системе образования в целом.

Результаты ЕГЭ по истории стабильны, отмечают в ФИПИ. В этом году выпускники справились с заданиями на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми источниками. Сложности вызвали задачи, в которых требовалось сгруппировать факты по определенному признаку, соотнести события с историческими периодами.

Немногие участники сумели проанализировать документы, относящиеся к разным историческим периодам.

Экзамен этого года показал, что выпускники 2018 г. плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры.

Затруднения возникли и при работе с картами, схемами и иллюстрациями.

Но самым сложным заданием ЕГЭ для выпускников стало задание с развернутым ответом, в котором требуется аргументировать предложенную точку зрения, оценку события или деятельности исторической личности.

Историки и педагоги полагают, что все не так просто, и одной «зубрежки» дат и фамилий недостаточно. Школы не успевают за ЕГЭ, учителя не учат ребенка анализу, а учебники неинтересны и оторваны от реальности, – такие причины неутешительных результатов по истории назвали эксперты.

Выпускники закончили сдавать ЕГЭ. Впереди только резервные дни для тех, кто не смог сдать экзамен вовремя или получил неуд. В Рособрнадзоре подвели первые итоги. Средний балл выпускников на профильном ЕГЭ по математике - 49,8. В прошлом году цифра была абсолютно такая же. При этом количество участников с результатами ниже 40 тестовых баллов сократилось более чем на 9 процентов и выросло число абитуриентов с результатами более 61 балла. То есть стало меньше неуспешных работ.

Химию и историю выпускники тоже сдали почти так же, как и в прошлом году. 9 процентов выпускников получили неуды на ЕГЭ по истории, так как не смогли набрать нужного минимума. В прошлом году таких было примерно столько же - 8,7 процента. А вот на ЕГЭ по химии двоечников было куда больше. Не набрали нужного минимума 15 процентов выпускников. Правда, статистика Рособрнадзора показала: к этому предмету интерес учеников вырос.

Географию и математику базового уровня выпускники сдали чуть лучше, чем в прошлом году. Средний балл по математике базового уровня 4,29, а был 4,24. Двоечников - три процента, экзамен им придется пересдавать, иначе могут остаться без аттестата. В этом году интерес выпускников к географии вырос. Ее выбрали на 2 тысячи человек больше.

Информатику выпускники сдали чуть хуже, чем в прошлом году.

Больше всего стобалльников бывает на русском языке (самый массовый экзамен), а меньше - на обществознании. Хотя этот предмет самый популярный по выбору.

От первого лица

Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора :

Если вы не набрали нужных баллов на обязательных ЕГЭ, а это базовая математика и русский язык, то пересдать экзамен можно уже в этом году в резервный день. Если снова не получилось, то в сентябре.

Предметы по выбору можно пересдать только на следующий год. Результаты ЕГЭ на отметку в аттестате не влияют. Но если вы не наберете нужного минимума по обязательным предметам - русскому языку и математике, не сможете получить аттестат.

В какую школу отдать ребенка, чтобы он потом сдал ЕГЭ на 100 баллов?

Топ-20 лучших школ по конкурентоспособности выпускников

  • СУНЦ МГУ (Москва)
  • Лицей "Вторая школа" (Москва)
  • Лицей научно-инженерного профиля (Королев)
  • Президентский физико-математический лицей 239 (Санкт-Петербург)
  • Физико-математический лицей 31 (Челябинск)
  • Школа 1543 (Москва)
  • Школа 179 (Москва)
  • Физтехлицей им. Капицы (Московская область, Долгопрудный)
  • Лицей при ТПУ (Томск)
  • Школа 57 (Москва)
  • СУНЦ НГУ
  • Физико-математический лицей (Сергиев Посад)
  • Школа 1514 (Москва)
  • Школа 1535 (Москва)
  • Лицей 1580 при МГТУ им. Баумана
  • Югорский физико-математический лицей-интернат (Ханты-Мансийск)
  • Академический лицей "Физико-техническая школа" (Санкт-Петербург)
  • Школа "Интеллектуал" (Москва)
  • Школа 2007 (Москва)

Топ-10 школ по техническому, естественно-научному направлению и точным наукам

  • СУНЦ МГУ (Москва)
  • Предуниверситарий МИФИ (Москва)
  • Лицей при ТПУ (Томск)
  • Лицей "Вторая школа" (Москва)
  • СУНЦ НГУ (Новосибирск)
  • Губернаторский физико-математический лицей № 30 (Санкт-Петербург)
  • Школа 1568 им. Пабло Неруды (Москва)

Топ-10 по "экономике и управлению"

  • Лицей ВШЭ (Москва)
  • Школа 1535 (Москва)
  • Школа 1799 (Москва)
  • Лицей 1580 при МГТУ им. Баумана (Москва)
  • Школа 1329 (Москва)
  • Школа 117 (Москва)
  • Школа 710 (Москва)
  • Кировский экономико-правовой лицей (Киров)
  • Школа 1518 (Москва)
  • Школа 2086 (Москва)

Топ-10 школ по направлению "медицина"

  • Школа 1535 (Москва)
  • Школа 1253 (Москва)
  • Школа 1501(Москва)
  • Курчатовская школа (Москва)
  • Школа 1529 (Москва)
  • СУНЦ МГУ (Москва)
  • Школа 1950 (Москва)
  • Школа 144 (Москва)
  • Школа 654 (Москва)
  • Элистинский лицей (Элиста)

Московские школьники прошли в этом году государственную аттестацию своих знаний лучше, чем в прошлом году, и вдвое лучше, чем в целом по стране. Такой вывод сделал сегодня на заседании президиума правительства Москвы мэр города Сергей Собянин. Он подчеркнул, что особенно успешно ребята сдали экзамены по математике, физике и информатике. То есть по прорывным специальностям, что дает им возможность поступать в самые престижные вузы столицы. Хотя еще недавно, напомнил руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина, московские выпускники шли в основном в юристы и экономисты, не надеясь на свои знания в более сложных и точных науках.

С введением же в 2014 году в московских школах инженерных, медицинских и других профильных классов, объяснил Калина, подготовка по этим предметам у ребят улучшилась. Сейчас эти дети окончили 11-й класс и успешно сдали экзамены. По сравнению с 2016 годом количество ребят, получивших высокие баллы (от 81 до 100) выросло с 38,1 тысячи до 39, 2 тысячи. 592 столичных школы, или 94 процента из имеющихся в городе 615 школ, подготовили хотя бы одного выпускника, получившего высший бал на ЕГЭ хотя бы по одному предмету (91-100 баллов). Увеличилось и число отличников - выпускников, набравших на ЕГЭ более 220 баллов по трем предметам. Таких сейчас в Москве в 2,4 раза больше - более 17 тысяч, чем было в 2010 году, то есть до реформы в столичном образовании.

"Лучшие московские вузы очень ценят московских выпускников за высокий уровень подготовки" , - сказал по этому поводу Сергей Собянин и привел пример: только в МФТИ количество абитуриентов, поступающих из Москвы, выросло втрое. "Поздравляю с этим и ребят, и педагогов" .

Лучше сдали ГИА и девятиклассники. По мнению Калины в этом сыграло немалую роль появление независимой диагностики знаний, благодаря которой дети в любой момент могут проверить свою подготовку и в то же время на экзаменах не волнуются, чувствуя себя в привычной обстановке.

Московские власти могут быть уверены, что знания и отметки, полученные школьниками города, реальные и заслуженные. Это подтвердили и общественные наблюдатели, следившие за ходом ЕГЭ, которых в этом году было в Москве более 7 тысяч или в несколько раз больше, чем в других субъектах РФ, и видеонаблюдение, незафиксировавшее ни одного нарушения во время экзаменов. "Получить незаслуженно московскую медаль "За особые за успехи в обучении" , как это было недавно во время нашумевшего случая в Дагестане, в столице невозможно", - заключил Исаак Калина. И объяснил: получают ее только победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, выпускники, набравшие 100 баллов по одному предмету на ЕГЭ, а так же ребята, имеющие в аттестате круглые пятерки и подтвердившие свои знания в ходе ЕГЭ получением 220 баллов по трем предметам.

Тем не менее и число медалистов в столице выросло с 4821 в 2016 до 5007 в 2017 году.

/ вторник, 25 июля 2017 года /

темы: Собянин Департамент образования

. . . . .

Высший балл получили ребята в 592 из 615 столичных школ

. . . . .



В этом году столичные школьники сдали ЕГЭ лучше, чем в прошлом. Об этом сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин во время заседания Президиума столичного Правительства.

В Москве в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11 или ЕГЭ) приняли участие 84657 человек.

"Сегодня подведем итоги единого госэкзамена. Он закончился успешно: московские школьники сдали экзамены лучше, чем в предыдущем году, и почти в два раза лучше, чем в среднем по стране. Более того, за последний год значительно улучшились такие показатели как сдача экзаменов по математике, информатике, физике, что касается профильных классов, показатели улучшились от двух до четырех раз. То есть это вообще можно считать прорывной историей" , - отметил Мэр Москвы Сергей Собянин.

Результаты сдачи единого государственного экзамена этого года показали высокие учебные достижения московских школьников и подтвердили их конкурентоспособность. Уточняется, что 592 школы города, а это 94% от общего числа школ, подготовили хотя бы одного выпускника, сдавшего хотя бы один экзамен на 91-100 баллов. А 222 московские школы (35%) подготовили победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиада школьников.

По словам градоначальника, благодаря успешным результатам сдачи экзаменов, еще больше молодых москвичей смогут поступить в ведущие вузы страны. "Приведу пример. Только в МФТИ, в ведущий вуз Москвы и страны, количество желающих поступить москвичей за последние пять лет увеличилось более чем в три раза" , - отметил Сергей Собянин.

Число выпускников, набравших по итогам сдачи 3 предметов ЕГЭ более 220 баллов, по сравнению с 2010 годом увеличилось в 2,4 раза. Подвели итоги проведения выпускных экзаменов и в школе № 17, расположенной в районе Коньково. Там 220 баллов по итогам сдачи 3 предметов ЕГЭ набрали 55 человек (29,3%). В числе отличников - Влада А., которая набрала 100 баллов на ЕГЭ по английскому языку.

Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил выпускников с успешной сдачей всех экзаменов. Также со словами благодарности за труд столичный градоначальник обратился к учителям.


Число “круглых ” отличников по ЕГЭ в Москве за последние семь лет увеличилось в 2,4 раза. Об успехах столичных школьников рассказал Мэр Москвы Сергей Собянин на заседании Президиума городского Правительства.

"Сегодня мы подводим итоги единого госэкзамена. . . . . . Более того, за последний год значительно улучшились такие показатели как сдача экзаменов по математике, информатике, физике. Что касается профильных классов, показатели улучшились от двух до четырех раз", - сказал Сергей Собянин.

Мэр подчеркнул, что у ребят появилось больше возможностей поступать в ведущие ВУЗы страны. К примеру, в МФТИ количество поступающих за последние пять лет увеличилось более чем в три раза. Он также поздравил столичных школьников с успешной сдачей экзаменов. "За всем этим, конечно, стоит огромный труд преподавательских коллективов школ, самих школьников. Так что я их поздравляю и благодарю за те успехи, которых они достигли в прошедшем учебном году" , - добавил Сергей Собянин.

Уточняется, что в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Москве приняли участие почти 85 тысяч школьников. Согласно статистике сдачи единого государственного экзамена московские школы подтвердили конкурентоспособность своих выпускников. Так, 94 процентов всех школ Москвы подготовили хотя бы одного выпускника, сдавшего хотя бы один экзамен на 91-100 баллов. . . . . .

По сравнению с 2016 годом количество высоких результатов сдачи экзаменов выросло до 39,2 тысячи. Увеличилось и число отличников - выпускников, набравших по итогам сдачи трех экзаменов более 220 баллов. Семь лет назад этот показатель был в 2,4 раза ниже. Растет и число медалистов: в 2017 году медаль "За особые успехи в обучении" получили 5 007 выпускников (в 2015 году - 4 337 выпускников, в 2016 году - 4 821 выпускник).


Во время проведения заседания Президиума столичного Правительства Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о том, что результаты государственных экзаменов, которые сдали школьники, значительно выше, чем в прошлом году.

. . . . .

По словам столичного градоначальника, благодаря улучшению качества образования у московских школьников появилось больше возможностей поступать в ведущие вузы.

. . . . .

По сравнению с прошлым годом количество высоких результатов сдачи экзаменов (от 81 до 100 баллов) выросло с 38,1 тыс. до 39,2 тыс.

. . . . . По сравнению с 2010 г. - в 2,4 раза.

Традиционно наибольшее количество девятиклассников в качестве предметов для сдачи ГИА по выбору предпочли обществознание, информатику, английский язык.

Кроме того, сравнивая результаты прошлого года и этого года, выросло количество участников ГИА-9, получивших оценки “4 ” и “5 ” по 4 предметам. Также увеличилось количество отличных результатов по физике, химии, географии, истории, литературе, иностранному языку. На экзаменах по обязательным учебным предметам пятерки по русскому языку получили 37% выпускников, по математике - 25% выпускников.


Столичный градоначальник поздравил школьников с успешной сдачей экзаменов

. . . . .


. . . . .


По итогам прошедшего в столице заседания Президиума Правительства города под председательством Мэра Москвы Сергея Собянина стало известно, что столичные школьники сдали ЕГЭ лучше, чем в прошлом году.
. . . . .
Так, в этом году увеличилось число выпускников, окончивших школу с золотой медалью - 5 007 выпускников (2015 год - 4 337 выпускников, 2016 год - 4 821 выпускник). Также медаль получили выпускники, имеющие в аттестате все отметки “отлично ” , подтвердившие свои образовательные результаты на ЕГЭ, набрав не менее 220 баллов по 3 предметам.
Помимо этого, Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что у столичных школьников появилось больше возможностей поступать в ведущие вузы страны. . . . . .


Как сообщил непосредственно мэр Москвы Сергей Собянин в ходе заседания президиума столичного правительства, результаты единого государственного экзамена в этом году стали рекордными.

. . . . . По словам Собянина, несомненно, велика заслуга собственно преподавателей школ Москвы, которые смогли прекрасно подготовить выпускников к ЕГЭ. Мэр Москвы также подчеркнул, что прогресс заметен в том числе в дисциплинах, связанных с точными науками - физикой, математикой и информатикой.

Итоги работы 7132 общественных наблюдателей, которых в Москве в несколько раз больше, чем в других субъектах Российской Федерации (108 представителей из субъектов РФ), а также оценка Рособрнадзора свидетельствуют о том, что государственная итоговая аттестация в Москве в 2017 г. прошла в штатном режиме.

Замечания по организации ГИА в Москве у общественных наблюдателей и Рособрнадзора отсутствуют. В Москве в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11 или ЕГЭ) приняли участие 84657 человек, из них 54258 выпускников школ 2017 г. и 9101 выпускник прошлых лет, а также иные категории граждан. Для 59 выпускников 11 классов и 92 выпускников 9 классов, в силу состояния их здоровья, прием экзаменов был организован на дому.

. . . . .


В два раза выше средних по стране результатов ЕГЭ оказались показатели столичных школьников.

О том, что выпускники школ Москвы в этом году сдали ЕГЭ значительно лучше по сравнению с прошлым годом, сообщил непосредственно мэр Москвы Сергей Собянин в ходе заседания президиума столичного правительства.

Также Собянин подчеркнул, что целом этот показатель практически в два раза лучше среднего по стране. Кроме того, столичный градоначальник отметил улучшение показателей успеваемости и, соответственно, экзаменационных показателей в профильных классах.

. . . . .

Столичный градоначальник поблагодарил за труд не только собственно школьников Москвы, но и педагогов столичных школ, которые помогли ребятам добиться высоких результатов.

. . . . . .

По сравнению с 2010 годом - в 2,4 раза.

В государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ГИА-9) приняли участие 78 876 человек.


За отличную подготовку школьников столичные власти поблагодарили московских учителей.

. . . . .


Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи, ошибки в расстановке запятых, слабое понимание текста и неумение работать с черновиками, - как наиболее частые проблемы у участников ЕГЭ-2018 по русскому языку отметили эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) при анализе результатов. В этот раз предлагаем ознакомиться с методическими рекомендациями Федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по одному из обязательных предметов.

Единый государственный экзамен по русскому языку год от года признается самым массовым. Все задания экзаменационной работы нацелены на решение практических задач и требуют от участника экзамена определенного словарного запаса и понимания грамматического строя русского языка.

Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий говорят о стабильности результатов ЕГЭ 2018 года по сравнению с предыдущими годами.

В целом успешно выполнены задания базового уровня. Однако больше всего сложностей вызывают задания, решение которых требует привлечения теоретических сведений: например, правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Неверное определение части речи ведет к ошибке в использовании правила и неверное написание слова. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить структуру слова. Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения. Особое внимание при изучении курса русского языка необходимо обратить на формирование аналитических умений.

При детальном анализе развернутых ответов экзаменуемых (сочинение по прочитанному тексту) проявились проблемы и с пониманием текста, и с выявлением проблематики и позиции автора. Наибольшие трудности при понимании текста возникают у участников ЕГЭ при проведении смыслового анализа художественного и публицистического текстов, где основная мысль, позиция автора зачастую выражены неявно. Трудно осознавались экзаменуемыми тексты, где была ирония, сарказм.

ЕГЭ показал, что особое значение приобретает умение обучающихся анализировать и редактировать собственные письменные работы. Так, более 20% экзаменуемых не работают на экзамене с черновиком, что говорит о неумении редактировать собственные тексты и сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения.

В качестве аргументации своего мнения выпускники чаще всего привлекают примеры из произведений, которые изучались по программе в 11 классе. Самый низкий процент выбора примеров для аргументации - из произведений современной российской литературы, этот выбор не превышает 1% от общего количества во всех анализируемых работах. В этом смысле для учителя-словесника актуальной остается задача организации систематического чтения школьников, пропаганда ценности семейного чтения. При этом особое внимание стоит обратить на то, что решение проблемы чтения, формирование мировоззренческих установок и обретение личностных смыслов возможны только усилиями всех учителей-предметников.

Напомним, ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ кампании по предметам и публикует методические рекомендации для учителей . Краткий обзор этих рекомендаций, подготовленных руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по