Изображение партизанского движения в романе толстого. Введение

Разделы: Литература

Урок-исследование “И.И.Обломов и А.Штольц ”(по роману И.А.Гончарова “Обломов”). 2 часа.

В ходе урока учащиеся смогут:

  • сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
  • выработать критерии сравнения героев романа;
  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • сделать выводы и связать их в монологическое высказывание;
  • дать самооценку учебной деятельности.

Материалы к уроку:

  • текст романа И.А.Гончарова “Обломов”,
  • учебник “Русская литература 19 века. 10 класс” Ю.В.Лебедева,
  • карточки с фамилиями героев романа и философскими понятиями “взаимосвязь”,
  • “существенные связи”,“несущественные связи”,
  • задание для исследования в группах,
  • листы бумаги А-3, маркеры.

Ход урока

1. Мотивация.

Одной из составляющих характеристики литературного героя являются его взаимоотношения с другими персонажами, что помогает во многом понять этого героя. Для продолжения работы над составлением характеристики Обломова учащимся предлагается соотнести фамилии действующих лиц романа с философскими понятиями “взаимосвязь”, “существенные связи”, “несущественные связи”. Появляется схема (см. <Приложение 1>)

Учащиеся должны обосновать своё мнение, опираясь на определение философских понятий: Ильинская и Штольц могли изменить образ жизни Обломова.

Учитель ставит вопрос: “Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…”

На данном уроке ведётся разговор об Обломове и Штольце.

Учащимся предлагается сформулировать проблемный вопрос урока. Возможны варианты:

  1. Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?
  2. А.Штольц – антипод или двойник Обломова?

Если ученики формулируют только первый (проблемный) вопрос, учитель помогает с формулировкой второго вопроса: этот исследовательский вопрос является более конкретным и помогает ответить на проблемный вопрос урока. Учащиеся записывают в тетради тему и вопросы урока.

2. Исследование. Работа в группах.

Для ответа на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

  • воспитание,
  • цель жизни,
  • содержание деятельности,
  • отношение к женщине,
  • семейная жизнь,
  • жизненная позиция.

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

  1. выбрать критерий сравнения героев;
  2. прочитать указанные страницы романа;
  3. найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);
  4. дать ответ на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?”;
  5. сформулировать ответ на проблемный вопрос урока “ Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”;
  6. оформить рабочий лист.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

3. Обмен информацией.

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов (см. <Приложение 2>).

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц – в большей степени двойник Обломова (кроме группы, работавшей с критерием “воспитание”).

5. Формулировка обобщения.

Сформулированное учащимися обобщение является ответом на проблемный вопрос урока: “Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”

6. Применение.

7. Рефлексия.

На данном этапе учащиеся подводят итоги: практическая значимость урока, самооценка деятельности, умения и навыки, применённые на уроке.

Учителем даётся оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание.

Задание является пропедевтическим, мотивационным для следующего урока.

Учащиеся дают письменный ответ на вопрос: “Любила ли Ольга Ильинская Обломова? Аргументы “за” и(или) “против”.

Определение партизанской войны в романе «Война и мир»

Согласно военной науке, во время войны «Право всегда на стороне больших армий». Рассказывая о партизанской войне в романе «Война и мир» Толстой, опровергает это утверждение и пишет: «Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу».

Французы в 1812 году, считая, что они покорили Россию, очень ошибались. Они никак не рассчитывали, что война – это не только соблюдение правил военной науки, это еще и та незримая сила, которая таится в душах русских людей. Именно эта сила вела за собой и простых крестьян и военных, объединяя их в небольшие отряды, которые оказали неоценимую помощь русской армии в победе над французами.

Наполеон, так пафосно и напыщенно ведущий себя в Вильне, был уверен, что его войско завоюет Россию легко и красиво, и никак не ожидал встретить сопротивление не только со стороны армии, но и от простого народа. Он считал, что его многочисленное войско будет победоносно шествовать по территории России и добавит еще одну страницу в книгу его славы.

Но Наполеон никак не рассчитывал, что эта война станет народной и его армия будет практически уничтожена маленькими отрядами людей, иногда далеких от военной науки – партизанами.

Партизаны часто поступали вопреки логике войны, по наитию, соблюдая собственные правила ведения военных действий. «Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай» – писал о них Толстой.

Потому что, когда дело доходит до защиты своего Отечества, все средства хороши, и, понимая это, абсолютно не знакомые люди в едином порыве объединяются этой целью.

Партизаны, описание и характеры

В романе «Война и мир» партизанская война поначалу описывается как стихийные и бессознательные действия отдельных мужиков и крестьян. Толстой сравнивает уничтожение французов с истреблением бешеных собак: «тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку».

Государство не могло не признать силу и эффективность отдельных разрозненных отрядов партизан, которые «уничтожали Великую армию по частям» и поэтому признало партизанское движение вполне официально. К нему примкнули уже многие «партии» по всей линии фронта.

Партизаны – люди особого склада характера, авантюристы по натуре, они в то же время являются настоящими патриотами, без высокопарных речей и красивых выступлений. Их патриотизм – это естественное движение души, не позволяющее стоять в стороне от событий, происходящих в России.

Яркие представители армии в партизанском движении в романе – Денисов и Долохов. Со своими отрядами они готовы напасть на французский транспорт, не желая объединяться ни с немецким, ни с польским генералами. Не задумываясь о тяготах и сложностях походной жизни, словно играючи, они захватывают в плен французов и освобождают русских пленных.

В романе «Война и мир» партизанское движение объединяет людей, которые в обычной жизни, возможно, даже и не встретились бы друг с другом. Во всяком случае, общаться и дружить не стали бы. Как, например, Денисов и Тихон Щербатый, так по-доброму описанный Толстым. Война проявляет истинное лицо каждого человека, и заставляет действовать и поступать так, как велит значимость этого исторического момента. Тихон Щербатый, ловкий и хитрый мужик, в одиночку пробирающийся во вражеский стан, чтобы захватить языка – воплощение людей из простого народа, готовых служить уничтожать врагов из «верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества», как говорил Денисов.

Интересны взаимоотношения между людьми во время военных действий. С одной стороны, Тихон, взяв «пластуна» и решив, что он не подходит для Денисова, потому как ничего толком не знает, легко убивает его. А с другой стороны, он же и говорит, что «Мы французам худого не делаем… Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…»

Денисов, беря в плен французских солдат, отсылает их под расписку, жалея расстреливать на месте. Долохов даже подсмеивается над этой его щепетильностью. При этом и Денисов и Долохов прекрасно понимают, что если попадутся французам в плен – пощады не будет ни тому, ни другому. И то, что Денисов благородно обращался с пленными, не будет иметь никакого значения. «А ведь поймают - меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку» – говорит ему Долохов.

Некоторые приходят в партизаны за романтикой, так как на войну пришел Петя Ростов, представляющий все происходящее в виде игры. Но чаще всего, люди, участвующие в партизанском движении, делают осознанный выбор, понимая, что в такие сложные и опасные исторические периоды каждый человек должен приложить все свои усилия для победы над врагом.

Русский народ, сочетающий в себе душевную теплоту, смирение по отношению к близким, простоту и скромность, в то же время полон бунтарского духа, смелого, мятежно-стихийного, не позволяющего спокойно наблюдать за тем, как по родной земле ходят завоеватели.

Выводы

В романе «Война и мир» Толстой, рассказывая о событиях, представляет их не как историк, а как участник этих событий, изнутри. Показывая всю обыденность героических по сути явлений, автор рассказывает нам не просто о войне 1812 года, но о людях, которые привели Россию к победе в этой войне. Он рассказывает читателю о простых людях, с их обычными печалями, радостями и беспокойством о том, как они выглядят. О том, что, несмотря на войну, люди влюбляются и страдают от измен, живут и радуются жизни.

Кто-то использует войну в своих целях, чтобы продвинуться по службе, как Борис Друбецкой, кто-то просто выполняет приказы начальства, стараясь не задумываться о последствиях выполнения этих приказов, как со временем начинает поступать Николай Ростов.

Но есть особые люди, те, кто идет на войну по велению души, из патриотизма, это партизаны почти незаметные, но при этом незаменимые герои войны. Закончить сочинение на тему «Партизанская война в романе «Война и мир» я хочу цитатой из романа: «Французы, отступая в 1812-м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям»

Тест по произведению

Фотоподборка о партизанском движении на оккупированных территориях СССР в годы войны! Всмотритесь в эти лица, что ими двигало? Идеология и фанатизм? (слово патриотизм намеренно избегаю, в последнее время становится ругательным) Страх прослыть предателем и понести наказание? Или может долг? Долг человека и гражданина боротся с врагами!
Среди них очень много юных, почти детей, им то, что просто не сиделось у мамки рядом с печкой?

Ну это так лирическое отступление, в пику либеральным высказываниям такого рода:

"Гнали на убой" "Сзади заградотряды" и даже таких, что "Зря воевали, лучше бы немцы победили, хорошо бы жили как в Германии" Ну это уже вообще какие-то тупоголовые мудаки, не либерально настроеннные, либералы по-умнее))

Ну это я отвлекся, переходим к просмотру фото,

Советские партизаны планируют маршрут движения.

Встреча спецотряда Градова с бойцами и офицерами Красной Армии.

Два советских партизана осматривают трофейный немецкий пулемет MG-34.

Командиры партизанских соединений Л.Е. Кизя, В.А. Бегма, А.Ф. Федоров и Т.А. Строкач в советской деревне.

Фей Шульман с партизанами в зимнем лесу.

Фэй Шульман родилась в многодетной семье 28 ноября 1919 года в Польше. 14 августа 1942 года немцы убили 1850 евреев из гетто Ленина, в том числе родителей Фэй, сестру и младшего брата. Они пощадили только 26 человек, в том числе и Фэй. Позднее Фэй бежала в леса и присоединилась к партизанской группе, состоящей в основном из беглых советских военнопленных.

Командование Черниговско-Волынского партизанского соединения С.В. Чинцов, А.Ф. Федоров и Л.Е. Кизя.

Портрет 14-летнего партизана-разведчика Михаила Хавдея.

Партизаны-подрывники Закарпатского партизанского отряда Грачев и Утенков, вооруженные пистолет-пулеметами ППШ, и с парашютами на аэродроме.

Групповое фото командного состава Полтавского партизанского соединения им. Молотова.

Командиры советских партизанских соединений с секретарем ЦК КП(б)У Д.С. Коротченко.

Партизан-разведчик Черниговского соединения «За Родину» Василий Боровик на фоне деревьев.

Командир партизанского соединения П.П. Вершигора и командир полка Д.И. Бакрадзе.

Д. Коротченко выступает на совещании командного состава Житомирского соединения партизанских отрядов под командованием С. Маликова.

Советские бойцы 11-го отряда 3-й Ленинградской партизанской бригады ведут бой с карателями.

Комиссар Черниговского партизанского соединения Владимир Николаевич Дружинин.

Советский партизан А.И. Антончик с 7,62-мм танковым пулеметом.

Партизанский отряд в боевом походе. Карельский фронт.

Бойцы партизанского отряда «Полярник» на привале во время похода в тыл врага.

Бойцы 2-го взвода партизанского отряда «Полярник» перед выходом на задание.

Командир партизанского отряда вручает медаль «За отвагу» юному партизану-разведчику.

Командир Черниговско-Волынского партизанского соединения А.Ф. Федоров с боевыми товарищами.

Начальник штаба украинского партизанского движения генерал-майор Т.А. Строкач награждает юного партизана.

Разведчик партизанского отряда Брестского соединения на наблюдательном пункте.

Вручение личного оружия бойцам партизанского отряда имени Г.И. Котовского.

Cоветские партизаны с пулеметом «Максим» в бою.

Пинские партизаны на марше.

Советские партизаны одного из украинских соединений в строю.

Советский кинооператор М.И. Сухова в партизанском отряде.

Групповое фото А.Ф. Федорова и В.Н. Дружинина с боевыми товарищами.

Командир 1-й Украинской партизанской дивизии С.А. Ковпак на совещании со штабом

Советские партизаны после успешной операции.

Советские партизаны — отец и сын.

Построение партизанского отряда перед рейдом в тыл врага в Брянской области.

Советские партизаны переходят реку по мосту.

Партизанский отряд Героя Советского Союза С.А. Ковпака проходит по улице украинского села во время боевого похода.

Псковские партизаны отправляются на боевое задание.

Штаб Сумского партизанского соединения во главе с С.А. Ковпаком обсуждает предстоящую операцию.

Мальчик докладывает командиру партизанского отряда Г.В. Гвоздеву о расположении немцев.

Советский партизан прощается с матерью.

Партизаны Житомирского соединения Сабурова форсируют реку Уборть.

Советский партизанский патруль в Вильнюсе.

Групповой портрет бойцов партизанского отряда «Звезда».

Советский партизан целится из винтовки.

Партизаны 3-й партизанской бригады в бою. Ленинградская область.

Начальник штаба 1-го Белорусского отдельного казачьего партизанского дивизиона Иван Андреевич Солошенко.

Передвижение отряда 3-й Ленинградской партизанской бригады.

Групповой портрет бойцов 19-го отряда 3-й Ленинградской партизанской бригады.

Партизанский отряд на марше в деревне.

Партизанский отряд уходит в тыл врага.

Командир Краснознаменного партизанского отряда имени Чкалова С.Д. Пенкин.

Казненный партизанами немецкий ефрейтор.

Казненный партизанами предатель.

Советские партизаны несут раненого товарища среди камыша.

Группа советских партизан у 45-мм противотанковой пушки образца 1934 г.

Калининские партизаны в боевом походе.

Партизанская конница переходит через реку Случь.

Одесские партизаны у выхода из катакомб на окраине города.

Немецкие солдаты выводят из леса арестованных советских женщин-партизан.

Советские партизаны переправляют раненых через реку.




Причины партизанской войны 1812 г. «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…» Партизанская война носит народный освободительный характер. Такую войну Л.Толстой, будучи пацифистом, оправдывает.




Изображение войны в романе Л. Толстого Война г. Бородинское сражение Партизанская война Со стороны России - это захватническая война, ее цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны Это освободительная война, цель которой - защита своей земли, поэтому здесь - единение всего народа, " движение самих масс ".











Партизаны 1812 года. Художник Б. Зворыкин «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов».






Сравнительная характеристика Денис Давыдов Василий Денисов Но, Аглая, как идет к тебе Быть лукавой и обманчивой! Ты изменишь - и прекраснее! И уста твои румяные Еще более румянятся Новой клятвой, новой выдумкой! Голос, взор твой привлекательней, И, богами вдохновенная, Ты улыбкою небесною Разрушаешь все намеренья Разлюбить неразлюбимую... Волшебница Волшебница, скажи, какая сила Влечет меня к покинутым струнам; Какой огонь ты в сердце заронила, Какой восторг разлила по перстам! Герой Л. Толстого эти стихи посвятил Наташе Ростовой и исполнил их под свою музыку


Сравнительная характеристика Денис ДавыдовВасилий Денисов 1. Став партизаном, поменял одежду гусара на крестьянскую. 2. Самостоятельно подбирал людей в свой отряд, брал в отряд крестьян 3. Гуманно относился к пленным. Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: " С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства ". 1. Носит крестьянскую одежду: " Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая - чудотворца ". 2. Брал в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый) 3. Гуманно относился к пленным. Так в романе показана сцена с французским барабанщиком: « Я на свою душу взять не хочу... Ты говоришь - помрут... Только бы не от меня ».




Отряд Денисова. Художник А. Николаев Опишите военные действия двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).








Тихон Щербатый – « самый нужный человек в отряде » сила и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалка, юмор и трудолюбие Положительные качества героя стихийность и интуитивность, основанные на желании возмездия за разорение русской земли Отрицательные качества героя






Смерть Пети Ростова. Художник А. Николаев «Готов, - повторил Долохов… и быстро пошел к пленным… - брать не будем! – крикнул он Денисову.



28


Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: " Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди "?




Выводы Основным событием 3 и 4 тома романа « Война и мир » стала Отечественная война 1812 года. Толстой показал патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения, размах и величие партизанской войны. Кульминационным событием войны стала Бородинская битва, в которой писатель показал мужество, героизм участников. Представителем народной войны стал полководец Кутузов. В романе он является воплощением народной мудрости, « простоты, добра и правды ».


В. Жуковский « Бородинская годовщина » Память вечная вам, братья! Рать младая к вам объятья Простирает в глубь земли: Нашу Русь вы нам спасли; В свой черед мы грудью станем; В свой черед мы вас помянем, Если Царь велит отдать Жизнь за общую нам мать.


Используемые Интернет - источники s/vm001.htm s/vm001.htm titles.php?lt=210&author=61&dtls_books=1&title=271&su bmenu=5 titles.php?lt=210&author=61&dtls_books=1&title=271&su bmenu=5