Изложение одиночество. Написать сжатое изложение

Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию - «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях. Например, Печорин так же болен этой болезнью, как и Онегин, как и другие «лишние люди»: Алеко, Кавказский пленник, и так же одинок, как они.

Тема одиночества очень характерна для всего творчества М. Ю. Лермонтова: «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть».

Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении «Дума» приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно».

Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в «Герое нашего времени». Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там «мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски».

Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в лирике поэта, так и в его романе:

Любить? Но кого же?

На время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно…

Или стихотворение «Я не унижусь пред тобой…

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Не то же ли самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мэри, и к Бэле? Лишь намек на разгадку мы видим в истории его отношений с Верой…

И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Одиноко растет «на севере диком» сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается и утес-великан из стихотворения «Утес».

Одинок был сам поэт и в жизни и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Игорь Малин

Православный взгляд на проблему и пути ее преодоления

«Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством »

преп. Антоний Великий (250-356), коптский раннехристианский подвижник, основатель монашества

Ради многого мы отказываемся от главного. А главное это наш близкий человек. Одним из самых близких для нас является наш ребенок…

Мы не специально обделяем вниманием своих детей. Большую часть времени каждый из нас проживает на работе, и, оказываясь в пространстве собственной семьи, чаще всего попросту не способен перестроиться. Отсюда и одна из самых распространенных ошибок в диалоге с ребенком – мы начинаем разговор о том, что создает проблемы для нас, как родителей: оценки, учебный процесс и успеваемость, здоровье ребенка, его поведение и даже целостность одежды и обуви.

Стандартные вопросы родителей: «ну как там, в школе? спрашивали?», «чем кормили на обед?», «уроки сделал?», «устал?» - предполагают подобные же ответы ребенка: «нормально», «нет», «как обычно».

Обозначенное механистичное коммуникативное поле, создаваемое нами, способствует формированию чувства одиночества у ребенка: «родителям до меня просто нет дела».

Причем нередко это может проявлять себя в уже ставших анекдотичными ситуациях. «Мальчик семи лет – «Мама, я писать хочу». Мама машинально «А ты уроки сделал?»…

По справедливому замечанию французского психоаналитика и педиатра Франсуазы Дольто (1908-1988), «о ребенке говорят много, но с ним не говорят». К сожалению, это правда. Мы говорит с ребенком о многом, говорим о внешнем: друзьях, учителях, оценках.

Однако сам ребенок, его ощущения, переживания, мечты, радости и страхи остаются вне поля зрения родителей. Тем самым все самое главное ребенок осмысливает самостоятельно, один на один, с самим собою.

Хорошо если родители воцерковленные люди, и сызмальства научили свое чадушко молиться. В таком случае у ребенка появляется реальный шанс пройдя через опыт оставленности и заброшенности самыми близкими, обрести молитвенный навык устойчивости в Боге.

Протоиерей Андрей Ткачев справедливо пишет: «Личность зреет в одиночестве, в холодной пустоте, в которой человеку ясно: и рождаться, и умирать ему приходится одному. В этой пустоте человек взыскует тепла и начинает молиться. И тогда пустота наполняется Богом, прошлая жизнь осмысливается, вечность становится очевидной. Вне одиночества, в толкотне эти вещи недоступны, и мы рискуем остаться на всю жизнь пустоцветом» .

Играя, общаясь и уча ребенка, мы готовим его к взрослению. «Детство, - замечает профессор МГУ, Дмитрий Леонтьев, - должно быть детством, но именно в нем должна постепенно вызревать взрослость». А вызревает взрослость благодаря усвоенным светлым детским воспоминаниям: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть» .

Лишенный диалога и совместной деятельности с родителями, ребенок с детства усваивает состояние апатии и начинает скучать. Названные проявления как раз свидетельствуют о крепнувшем экзистенциальном вакууме. А данный вакуум есть состояние внутренней опустошенности и бегство от реальности. Апатия, согласно австрийскому психиатру и психологу Виктору Франклу (1905-1997) - неспособность проявить инициативу. А скука есть ничто иное как неспособность проявлять интерес. Казалось бы, кому, а ребенку должно быть многое интересно и он по определению должен быть инициативен. Но в современных семьях все чаще дети обслуживают заявленный интерес своих родителей, не обнаруживая свой собственный. Да и откуда ему взяться, если его не помогли нащупать самые близкие…

Стоит ли после этого удивляться безынициативным молодым людям, которые «ничего не хотят» и им уже «ничего не нужно»?

Мы сами опустошаем своего ребенка, делая его беззащитным перед злом. На первый взгляд мы заботимся о ребёнке: его поведении, оценках, внешнем виде и физическом здоровье. И это правильно. Но с церковной точки зрения недостаточно.

Положа руку на сердце, скажите честно, разве не о своем имидже мы заботимся в первую очередь? Ведь по нашему ребенку нередко судят о нас. Вероятно по этой причине мы часто бросаем в сердцах ребенку допустившему очередную ошибку: «как я буду людям в глаза смотреть?!»; «что теперь обо мне подумают?!».

Мы заботимся о внешнем, игнорируя внутренний мир своего ребенка. Святитель Феофан Затворник (1815-1894) пишет: «Приличие внешнего поведения и внешних отношений - это покров самого густого мрака… внешнее не ценно без внутреннего» . И от себя добавлю, - не безопасно с духовной точки зрения. Злой силе как раз нужен пустой дом .

Ребенок воспитывается сердцем. А это как? Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы вместе с ним проживали важные моменты его жизни. «Способность вступать с ребенком в со-бытие и составляет суть родительского отношения», - замечает проф. Виктор Слободчиков . А еще лаконичнее и глубже об этом сказал св. апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» . Иными словами нам необходимо находиться рядом с ребенком в его переживании печального или радостного события.

Это по-христиански – быть рядом и в горести и в радости. Иногда молчать, иногда кричать, порою плакать или молиться. Но главное быть вместе с ним, быть рядом с нашим ребенком.

Родительское сострадание и сорадование, сопереживание и соучастие важные элементы как обучения так и воспитания. Нам как родителям, опираясь на церковную традицию важно обозначить верные духовные ориентиры и передать опыт общежития. Передать те навыки, с помощью которых ребенок сможет не только противостоять злу, но духовно возрастать через ежедневное усилие в добре. Таким образом, приобретая в семье навыки молитвенной жизни и бытовой аскетики ребенок не окажется застигнутым врасплох тем, «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде» .

Это важно. Поскольку детский сад, школа, техникум, армия и институт дают знания необходимые для профессиональной деятельности. Однако духовная жизнь и нравственные запросы личности оказываются на периферии процесса обучения. И семья, равно как и Церквовь в этом смысле являются местом передачи жизненного опыта.

Так, постепенно внутренний мир ребенка будет обогащаться содержанием и смыслом. А ценности церковной традиции носителями, которой являются родители, будут закрепляться в отработанных действиях (навыках) детей, что впоследствии непременно поможет им в преодолении состояние заброшенности и чувства одиночества уже у собственных детей.

Никогда не поздно начать слушать и научится слышать своего ребенка. Для воцерковленного человека нет категории упущенное время. Нельзя, слышите, ни в коем случае нельзя отказываться ради многого от главного. Нельзя отказываться от своего ребенка. Начнем действовать: начнем молиться о своем ребенке, приучим себя ходить в Церковь, преодолеем ложный стыд и обратимся за советом к священнику. Да, и вот еще что, начнем общаться со своим ребенком…

С Богом у нас обязательно все получится - «начни и делай; Господь будет с тобою» .

Список литературы

1. Ткачев А., прот. Лаборатория одиночества // Отрок.ua. Православный журнал для молодежи. № 5(29), 2007.

2. См.: Книга Второзаконие 4, 9.

3. См.: Евангелие от Луки 11, 23-28.

4. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. – М.: Благо, 1996. С.125-126.

5. Слободчиков В.И. Антропологические перспективы отечественного образования. – Екатеренбург: Издательский отдел Екатеренбурской епархии, 2009. С. 231.

6. См.: Послание к Римлянам 12, 15.

7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 15-ти томах. - Л.: «Наука», 1991. Том 9-10.

8. См.: Евангелие от Иоанна 10, 1.

9. См.: 1-я Книга Паралипоменон 22, 16.

Что такое одиночество? Болезнь? Болезнь – это опасность для жизни или препятствие для полноценной жизни. Но если болезнью считать само одиночество, то значит, больными нужно признать подавляющее большинство населения нашей планеты.

Очень много на свете вполне здоровых людей, страдающих от ощущения одиночества по причине каких-то обстоятельств развития своей личности, особенностей характера или расклада судьбы. Таких вы найдёте по нескольку человек в каждой детсадовской группе, в любом школьном классе и студенческом коллективе, в офисе каждой компании, в каждой туристической группке таких заметите, если чуточку вглядитесь… А уймы одиноких пожилых и стариков, прибитых судьбой на крохотный островок своего существования доживать оставшееся?..

Разобщённость душ, нехватка взаимопонимания, заботы и любви в нашем мире – вот главные источники массового одиночества. Не болезнь, нет, - стадия развития такая, всеобщая наша душевная незрелость, недочеловечность.

И среди друзей и близких родных можно хлебать одиночество полной чашей и не спастись от него…

А главная, опасная, иллюзия в состоянии одиночества – что ты исключение, что таких одиноких, как ты, больше нет. То кажется, будто все успешно общаются, всем друг с дружкой легко, свободно, естественно, свойски – лишь ты какая-то деревяшка заледенелая, живой труп. То наоборот: все кругом лгут, притворяются, все манекены, а ты единственное живое создание среди мёртвых кукол, и твоя искренность и любовь никому не нужны.

Кто-то больше всего чувствует одиночество за порогом дома – в детском саду, в школе, в институте, на службе, на улице, в шумной компании… А кого-то оно как раз и настигает вплотную под родным кровом, с родными людьми.

Однако можно и не чувствовать себя одиноким, даже если окажешься в положении, когда тебя никто не понимает, не принимает, не любит… Главное – живи, делай дело, будь открыт миру других – и рано или поздно будешь востребован, родные души найдутся, откликнутся…

Не знаю, можно ли это назвать открытием, ведь это настолько очевидно: одиночество – основная сила, объединяющая людей и вообще всё живое. С чего начинаются всякого рода партнёрства, сотрудничества, всевозможные сообщества и союзы, религиозные и общественные движения, с чего начинаются все на свете дружбы, с чего начинается любовь?.. С одиночества, всегда с одиночества, того или иного. Одиночества соединяют нас, со страшной и вечной силой соединяют. Словно магнитные частички, влечёмся мы друг к другу своими одиночествами – смыкаем, сливаем их воедино – и тем живём.

Таков закон, созидающий жизнь. И единственный смысл одиночества – быть соединяющей силой жизни.

Не знаю, можно ли это назвать открытием, ведь это настолько очевидно: одиночество – основная сила, объединяющая людей и вообще всё живое. Одиночество- это самая опасная болезнь в жизни.
Причина появления такой проблемы. Разобщённость душ, нехватка взаимопонимания, заботы и любви в нашем мире – вот главные источники массового одиночества. Не болезнь, нет, - стадия развития такая, всеобщая наша душевная незрелость, недочеловечность. Близкие могут помочь избавится от этой проблемы. Одиночество может напасть на человека внезапно.Кто-то больше всего чувствует одиночество за порогом дома – в детском саду, в школе, в институте, на службе, на улице, в шумной компании…

От Гость >>

Написать сжатое изложение
Что такое одиночество? Болезнь? Болезнь – это опасность для жизни или препятствие для полноценной жизни. Но если болезнью считать само одиночество, то значит, больными нужно признать подавляющее большинство населения нашей планеты.

Очень много на свете вполне здоровых людей, страдающих от ощущения одиночества по причине каких-то обстоятельств развития своей личности, особенностей характера или расклада судьбы. Таких вы найдёте по нескольку человек в каждой детсадовской группе, в любом школьном классе и студенческом коллективе, в офисе каждой компании, в каждой туристической группке таких заметите, если чуточку вглядитесь… А уймы одиноких пожилых и стариков, прибитых судьбой на крохотный островок своего существования доживать оставшееся?..

Разобщённость душ, нехватка взаимопонимания, заботы и любви в нашем мире – вот главные источники массового одиночества. Не болезнь, нет, - стадия развития такая, всеобщая наша душевная незрелость, недочеловечность.

И среди друзей и близких родных можно хлебать одиночество полной чашей и не спастись от него…

А главная, опасная, иллюзия в состоянии одиночества – что ты исключение, что таких одиноких, как ты, больше нет. То кажется, будто все успешно общаются, всем друг с дружкой легко, свободно, естественно, свойски – лишь ты какая-то деревяшка заледенелая, живой труп. То наоборот: все кругом лгут, притворяются, все манекены, а ты единственное живое создание среди мёртвых кукол, и твоя искренность и любовь никому не нужны.

Кто-то больше всего чувствует одиночество за порогом дома – в детском саду, в школе, в институте, на службе, на улице, в шумной компании… А кого-то оно как раз и настигает вплотную под родным кровом, с родными людьми.

Однако можно и не чувствовать себя одиноким, даже если окажешься в положении, когда тебя никто не понимает, не принимает, не любит… Главное – живи, делай дело, будь открыт миру других – и рано или поздно будешь востребован, родные души найдутся, откликнутся…

Не знаю, можно ли это назвать открытием, ведь это настолько очевидно: одиночество – основная сила, объединяющая людей и вообще всё живое. С чего начинаются всякого рода партнёрства, сотрудничества, всевозможные сообщества и союзы, религиозные и общественные движения, с чего начинаются все на свете дружбы, с чего начинается любовь?.. С одиночества, всегда с одиночества, того или иного. Одиночества соединяют нас, со страшной и вечной силой соединяют. Словно магнитные частички, влечёмся мы друг к другу своими одиночествами – смыкаем, сливаем их воедино – и тем живём.

Таков закон, созидающий жизнь. И единственный смысл одиночества – быть соединяющей силой жизни.