Изложение на тему идет время. Почему время идет только вперед, но не назад? Урок- подготовка к сжатому изложению

18.10.2016 - 21:57

ДРУЖБА КАК ЦЕННОСТЬ

В доме человеческого счастья дружба сооружает стены, а любовь создает купол. В этих словах Козьмы Пруткова образно определена роль дружбы в людских отношениях. В первобытном обществе дружба, как правило, связывалась с символическим родством- кровной дружбой, побратимством, братством по оружию. Права и обязанности друзей должны были отвечать традициям. Позднее дружба скорее сблизилась с товариществом, которое базируется на общности интересов. Дружба облагораживает жизнь, ее уважали и возвеличивали мыслители с давних времен. В оценке Аристотеля, дружба необходима в жизни. Никто, по его мнению, не желает жить без друзей, даже если он имеет все блага мира. Истинны слова древнегреческого философа Плутарха: «Дружба добавляет утешения и очарования светлым сторонам жизни и уменьшает страдания.» Некоторые люди даже убеждены в том, что быть хорошим человеком и другом почти одно и то же. Сейчас, когда ритм жизни приобретает бешеный темп, когда нет времени для общения, а телевидение заменяет человеческие отношения, разве не актуальны вопросы глубоких, преданных, дружеских отношений? Разве подчас не заменяются эти отношения поверхностно приятельскими, которые основаны на общности дел и отдыха? Несомненно, время вносит свои коррективы, но такие понятия, как дружба, любовь, всегда останутся наивысшими ценностями. Они есть тайным процессом, который невозможно запрограммировать. Эти высокие чувства наполняют жизнь радостью общения, взаимопонимания, эмоционально обогащают человека. Развитие дружбы предполагает соблюдения неписаного «кодекса», который утверждает необходимость взаимопонимания, открытости, искренности, преданности, доверия. Нарушение этих неписаных правил приводит или к прекращению дружбы, или к поверхностным приятельским отношениям, или даже к противоположному чувству-враждебности.(226 слов)

Напиши изложение текста, дополни его собственными размышлениями, дав ответ на вопрос: «Веришь ли ты в дружбу? Что ты больше всего ценишь в друзьях? Каким надо быть человеком, чтобы сохранить дружбу на всю жизнь?» Приведи примеры из литературы, жизни, иллюстрирующие настоящие дружеские отношения между людьми и наоборот отношения, переросшие из дружбы в предательство. Сделай вывод.

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело — на фронте, в промышленности и сельском хо-зяйстве, в партизанском тылу, — боролись все, от ма-ла до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

Колоссальное напряжение всех физических и ду-ховных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней — вот плата нашего народа за его самую трудную и замеча-тельную в веках победу. Солдатской же платой, лич-ным взносом бойца во имя грядущего часто оказыва-лась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, ино-го выхода не было. И миллионы молодых, да и по-старше людей — мужчин, парней, женщин — при-няли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны пом-нить, не забыть в смене лет их имена и их дело, пове-дать потомкам о смысле их жизни и особенно — их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчи-ва и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в забвение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняют-ся из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понима-ем, как нам нужно знать о них по возможности боль-ше. У каждого из них была малая их родина, были ро-дители, были их, пусть мало значащие ныне для нас, дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы. Вспомнить погибших — долг всех живу-щих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, опла-тили своей.

(По В. Быкову)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания В. Быкова: «Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту жизнь они, павшие, оплатили своей».

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Сострадание — активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, каким они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей се-мьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны.

Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и са-мим равнодушным?

С самого детства воспитывать прежде всего са-мого себя так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде.

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способно-стью наделенным или тревожно ощутившим в себе не-достаток ее, людям, воспитавшим в себе талант добро-ты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным, беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как пра-вило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если правило это на-рушится, и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

На мою долю недавно выпало счастье познако-миться со старым мудрым врачом. Он нередко появ-ляется в своем отделении в выходные дни и в празд-ники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который ни-когда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощ-ным встречает он такое испытание. Эгоизм, черст-вость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя слепым страхом, одиночеством, запоздалым раскаянием. I

Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа, если ее настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)

Задание:

Как вы понимаете смысл высказывания С. Львова: «Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие».

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме не менее 200 слов

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

МОЙ ДОМ-МОЯ ГЛУПОСТЬ?

Двадцатый век человека разбаловал. Отныне жизнь несётся с бешеной скоростью. Обстановка любого дома меняется за пять-десять лет так, как в иные времена не менялась за несколько веков. К слову сказать, появилось совершенно нелепое определение новым временам - «век информации». Но как сказал один умный человек: «мы знаем всё больше и больше о всё меньшем и меньшем». Ежедневно выходя в «мировую паутину», человек потребляет гигабайты чепухи; но давайте спросим себя: помним ли мы наизусть хоть одну народную песню?..Та же ситуация и с местом нашего обитания. Из квартир исчезают книги - от них много пыли. Откуда-то у каждого второго появилась аллергия на бумагу. Лермонтов - бумага, Гоголь - много бумаги, Лев Толстой - очень много бумаги, невыносимо терпеть. Зато на компьютеры, напротив, аллергии почти ни у кого нет.

Со стен исчезли фотографии близких, бабушек и дедушек. Сначала железные двери появились у отдельных квартир. Потом железом стали отгораживать целые площадки. Затем - подъезды. Почему это было не нужно двадцать лет назад? И почему, закованный в железо, прижавшийся к дверному глазку напуганным зрачком, я должен чувствовать себя счастливее, чем раньше, когда из дома выходил сразу на улицу? Разве для этого наши деды отстояли Победу в Вов? Мальчишки больше не хотят на Марс, на Луну… Мальчишки хотят сто вторую версию очередной компьютерной игры или последний «Айфон». Мы ежедневно смотрим телевидение, где красят, штукатурят и передвигают мебель добры молодцы в спецодежде, а потом варят, жарят и парят что-то на кухне, а потом ещё якобы строят дом («Дом-2») под руководством двух светских девиц. Но на самом деле ничего не строят, а только выясняют свои глупые отношения целыми сутками, целыми годами - нашей единственной и неповторимой жизни! Разве для этого она нам дана?

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как, с Вашей точки зрения, стоило бы ответить на финальный вопрос автора статьи? Каким должен быть Ваш дом, чтобы о нем никто не посмел бы сказать: «Мой дом- моря глупость…»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

ПРИРОДА НЕ ХРАМ, А МАСТЕРСКАЯ, И ЧЕЛОВЕК В НЕЙ РАБОТНИК.

Человек и природа - два совершенно неразделимых понятия. Что-то заставляет решительно возразить этому утверждению и без малейшего сомнения громко заявить, чтобы слышали все: «Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика!» Наверное, так громко, насколько хватит сил. Почему? Потому что слишком глобальными и серьезными стали проблемы взаимоотношения человека и природы. Вспоминаются слова писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе, К. Паустовского: «Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране…» Нельзя любить Родину, не находя в себе отклик на красоту распускающегося бутона, шелест дождя, восход солнца. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы,

пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением

гражданственности, патриотизма. Хочу вспомнить эпизод из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Раненый князь Андрей под небом Аустерлица. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Болконский понял свою ничтожность перед вечностью, всю мелочность своих мечтаний о славе и честолюбивых порывов, всю бессмысленность этой человеческой войны. В мире есть что-то, что главнее, важнее и выше всего этого: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…. И как я счастлив, что узнал его наконец.». В сущности, этот эпизод отражает переломный момент в жизни князя Болконского. До этого момента он относился к жизни, как к дорогой игрушке, которую нелегко потерять. Под небом Аустерлица происходит переоценка ценностей. С ускользающей жизнью ускользает и весь этот прекрасный и бесконечный мир, и жизнь превращается в золотой самородок, за который бы отдал все на свете.

В природе заключена и вечность, и правда жизни, и ответы на вопросы бытия. Самое главное, чтобы Человек, будучи работником в этом прекрасном храме, действительно сумел стать мастером; трудился умело, с любовью, заботой, осторожной и особенной бережностью, сохраняя и преумножая невосполнимые богатства для будущих поколений. (290 слов).

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Природа - храм или мастерская? Как человек должен вести себя во взаимоотношениях с природой?»

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Словом можно убить, словом можно спасти.

Сколько слов произносится людьми... А слова -они важные. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово - это энергия.
А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, и всё, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы.
К сожалению, сегодня, в век техники и инноваций, слова потеряли своё истинное предназначение. Сколько пустых, никому не нужных слов осталось висеть в воздухе. Ведь сказанное нами не исчезает. Оно продолжает витать над нами, всё также отдавая свою энергию. А сколько слов, заряженных негативной энергетикой, продолжают разрушать общество? Сколько мата и ругательств мы повседневно слышим на улицах, видим в Интернете и СМИ. Негативная энергия этих слов преследует нас и в реальном, и в виртуальном мирах.
Слово выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает.
"...словом можно спасти."
Не спорю. И даже поддерживаю это мнение и могу доказать на конкретных фактах. Вспомним, например, святого Серафима Саровского. Он творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово. "Христос Воскресе, радость моя."-именно этими словами старец встречал всех, пришедших к нему. Всех, от генерала до пьяницы; от богача до нищего... Всем Серафим Саровский дарил радость, тепло, счастье. А речь идёт, как о спасении на духовном, так и на материальном уровне. Эти добрые слова вселяли надежду, исцеляли душу, позволяли по новому взглянуть на жизнь. Они были, как плечо, заботливо подставленное споткнувшемуся на жизненном пути человеку, позволяя ему идти дальше без синяков и ссадин.
И в заключении приведу строки поэта В. Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Дай аргументированный ответ на вопрос: «Какова роль слова, брошенного целенаправленно или случайно? Какова мера ответственности человека за свои слова?»

ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ

Принято считать, что молодые годы - самые беззаботные. Но это вовсе не так. Это самые ответственные годы в нашей жизни. Ведь в молодости мы ступаем на первые ступень лестницы, которая называется жизнь.
Именно в молодости мы принимаем большинство решений, которые существенно влияют на всю оставшуюся жизнь. Первым и очень весомым решением является поступление в высшее учебное заведение. От того, куда мы поступим, в большинстве случаев будет зависеть место работы. Выбор профессии очень тяжелый, ведь их существует более трех тысяч. А нам предстоит выбрать всего лишь одну, иногда - две.
Вторым, не менее важным решением, является выбор своей второй половины. И счастливая семейная жизнь зависит именно от того, кто будет идти рядом по жизни. Счастливая жизнь во многом зависит от совместимости характеров и общих мировоззрений влюбленных.
Пожалуй, самое важное - именно в этот период мы начинаем вести тот образ жизни, который не меняется в большинстве случаев до конца жизни. Очень тяжело в этом возрасте не поддаться множеству соблазнов и не отдать свою жизнь на растерзание вредным привычкам - курению, алкоголизму, наркомании…
Самым тяжелым является то, что мы еще не сформированы как личности. Именно в этот период мы можем сделать множество непоправимых ошибок, о которых будем жалеть всю жизнь. Очень непросто обладая неустойчивой психикой, провести молодость достойно.
Я считаю, что, не смотря ни на какие суждения, молодым быть вовсе нелегко, ведь в период молодости мы закладываем фундамент будущей счастливой и благополучной жизни.

Дай аргументированный ответ на вопрос: « Легко ли быть молодым? Определи жизненные ориентиры, являющимися для тебя приоритетными».

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдель­ном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории.

Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хо­зяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от ма­ла до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, не все были героями, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

Колоссальное напряжение всех физических и ду­ховных сил народа, огромные материальные затра­ты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата нашего народа за его самую трудную и замеча­тельную в веках победу. Солдатской же платой, лич­ным взносом бойца во имя грядущего часто оказыва­лась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, ино­го выхода не было. И миллионы молодых, да и по­старше людей - мужчин, парней, женщин - при­няли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны пом­нить, не забыть в смене лет их имена и их дело, пове­дать потомкам о смысле их жизни и особенно - их безвременной смерти. Давно известно, сколь обманчи­ва и несовершенна человеческая память, безжалостно размываемая временем, по крупицам уносящим в заб­вение сначала второстепенное, менее значительное и яркое, а затем и существенное. Не зафиксированная в

документах, не осмысленная искусством история и исторический опыт людей очень быстро вытесняют­ся из памяти вереницей текущих дел и событий и навсегда утрачиваются из духовной сокровищницы народа.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понима­ем, как нам нужно знать о них по возможности больше. Вспомнить о них - долг всех живу­щих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, опла­тили своей.

(По В. Быкову)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7.

(1)На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. (2)Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

(3)- Здрасте!

(4)Баба Настасья спросила:

(5)- Чего надо-то?

(б) Стоявший впереди других скуластый парнишка тут же отозвался:

(7)- Реликвии войны есть? (8)Мы собираем музей Великой Отечественной войны, у вас, может быть, фо­тографии, награды есть?

(9)- Есть у меня письмо с фронта, от мужа моего, Петра Васильевича, - сказала она неуверенно, нау­гад. - (10)Годится?

(11)Письмо было коротким и простым, (12)Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

«(13)3дравствуй, жена моя Настасья! (14)С приве­том к тебе твой муж Петр. (15)Живу я неплохо.

(16) Курево выдают своевременно, (17)Но вместо махорки - табак безвкусный. (18)Я второпях потерял запасную пару портянок. (19)Повесил сушить, а по тревоге снялись - забыл сунуть в вещмешок.
(20)Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. (21)Копаешь, а от окопа пашней пахнет. (22)И от этого родного запаха щемит сердце. (23)А сколько еще про­воюем, не знаю.

(24)Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и сосе­дям.

(25)С фронтовым приветом, твой муж Петр».

(26)Когда кончили чтение письма, конопатенькая девчушка покачала головой:

(27)- Нет, это не реликвия. (28)Все про табак, про портянки. (29)А клятвы нет.

(30)- Какой клятвы? - глухо спросила баба На­стасья.

(31)- «Умрем, но не отступим!» - как по-писаному сказал старший.

(32)Баба Настасья изумленно посмотрела на ре­бят.

(33)- Не хотел он умирать, - сказала она.

(34)- Поэтому и не реликвия, - тихо сказала ко­нопатенькая.

(Зб) Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья медленно вернулась к столу, тя­жело села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, ко­торое она перечитывала несчетное количество раз и которое знала наизусть.

(38) Когда много лет назад письмо пришло с фрон­та, все бабы завидовали ей. (ЗЭ) Потому что никто дав­но не получал писем, которые бы согревали душу.

(40) На фронте была своя война, а в деревне - своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

(42) И вот тогда они требовали от Настасьи:

(43)- Читай письмо!

(44)Настасья- в который раз! - начинала чи­тать:

(45)- «Здравствуй, жена моя Настасья!,.» (4б) И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» (47)Это их мужья здороваются с ними. (48)Это их мужья были живы и здоровы. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. (50) Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. (51)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

(52)- У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

(53)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне...

(54)И так продолжалось долго. (55)Из других дере­вень приходили почитать Настасьино письмо. (56)А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...

(57)Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. (58)А раз пришло письмо - значит, он жив.

(59)И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портян­ки...

(60)А ребятишкам невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не от­ступим!»

(61)Баба Настасья вздохнула.

(По Ю. Яковлеву)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содер­жания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правиль­ный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. Какое высказывание соответствует основной мысли текста?


  1. Только тот может считаться героем, кто, защищая Родину, клянется в любви к ней.

  2. Ребята правы, считая реликвиями только боевые награды и фронтовые фотографии.

  3. Истинная любовь к Родине не нуждается в громких словах: она проверяется делами на
    ее благо.

  4. Нужно создавать музеи военной славы.
А2. Почему рассказчик утверждает, что «письмо как бы стало общим, принадлежало всей дерев­не»?

  1. Это письмо баба Настасья читала всем жителям деревни.

  2. Каждая слушательница отдыхала во время чтения письма.

  3. Письмо мужа бабы Настасьи очень интересное.

  4. Письмо утешало женщин, внушало веру в победу, прибавляло им сил.
АЗ. Как характеризуют бабу Настасью воспомина­ния о событиях, связанных с войной (предложе­ния 38-60)?

  1. Она радовалась тому, что в деревне ей завидовали все.

  2. Она смирилась с мыслью, что муж давно уже погиб.

  3. Она всегда расстраивалась, когда читала письмо мужа.

  4. Она сама трудилась не покладая рук и поддерживала других.
А4. В прямом значении слово «реликвия» означает объект религиозного поклонения, связанный с атрибутами повседневной «мирской» жизни свя­тых, пророков или даже божеств, который в представлении верующих обладает необыкно­венной, таинственной силой.

Укажите правильное переносное значение этого слова, вынесенного в заглавие текста.


  1. воспоминания бабы Настасьи

  1. суровые будни тыла во время Великой Отечественной войны

  1. обычная житейская вещь

  1. письмо мужа, свято хранимое как память о прошлом
А5. По контексту определите значение слова чуди­лось. Подберите стилистически нейтральный си­ноним и напишите его.

А6. В какой из пар указанных предложений кон­текстные синонимы помогают понять тяготы тыла?


  1. (40)На фронте была своя война, а в деревне -своя: надрывались бабы, когда вместо лошади
    впрягались в плуг. (41)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось
    темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

  2. (54)И так продолжалось долго. (55)Из других деревень приходили почитать Настасьино
    письмо.

  3. (38)Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. (39)Потому
    что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

  4. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались
    по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.
    (бО)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.
А7. В каком варианте ответа указаны средства рече­вой выразительности, использованные автором в предложениях 47-49?

  1. инверсия

  2. градация

  3. синтаксический параллелизм

  4. эпифора
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами. В Случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

В1.Замените фразеологизм КАК ПО-ПИСАНОМУ СКАЗАЛ (предложение 31) словами-синони­


мами. Напишите эти синонимы.

В2.Из предложений 4-7 выпишите слово с непрове­ряемой безударной гласной в корне.

В3.Из предложений 50-55 выпишите слово, право­писание приставки в котором определяется пра­
вилом: «Пишется приставка ПРИ-, если исполь­зуется в значении приближения к чему-либо».

В4. Из предложений 36-40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:


«Бели в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на
-УЮ(-ЮЮ), то пишется суффикс -ОВА-("ЕВА-)».

В5. В приведенных ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Вы­


пишите цифры, обозначающие занятые при обособленном приложении.

  • Мы собираем музей Великой Отечественной войны, (1)у вас фотографии, (2) награды есть?

  • Есть у меня письмо с фронта, (3) от мужа моего, (4) Петра Васильевича» (5) - сказала
    она неуверенно, (6) наугад.
В6. . Укажи те номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного пред­
ложения.

(35)Ребята ушли, и в доме стало подчеркнуто тихо. (36)А баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. (37)Перед ней лежало письмо, которое она знала наизусть.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Вы­


пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта, (1) все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.

На фронте была своя война, (2) а в деревне - своя: надрывались бабы» (3) когда вместо лоша­ди впрягались в плуг. Такая это была пахота, (4) что в конце полосы в глазах становилось темно, (5) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (6) и падали бабы на землю, (7) как сол­даты под огнем.

В8. Из предложения 18 подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 48.

В10. Среди предложений 57-60 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 6-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

В13. Среди предложений 46-50 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.

В14. Среди предложений 35-40 найдите сложноподчиненное предложение с однородными прида-


точными. Напишите номер этого предложения.

Задание №1 ОГЭ по русскому языку 9 класс

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты — правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу - боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней - красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

(По В.Быкову)

Пример сжатого изложения

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, очевидно, что на ее фундаменте возведено все настоящее и, возможно, будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности правоты дела мира. Миллионы людей приняли смерть, сознавая, что, судьба Родины и человечества дороже собственной жизни.

Великая Отечественная война - целая эпоха в истории нашей страны. Одна из замечательных черт минувшей войны - народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила города и поселки. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Теперь все яснее видится: наши жертвы были не напрасны, каждая пролитая капля крови приближала нашу победу. Миллионы жизней - красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа.

В данном ресурсе представлена методическая разработка урока по заявленной теме, мультимедийное сопровождение урока в виде презентации, интерактивный тест, который выдаёт оценку по результатам, лист самооценки, раздаточный материал. Урок подчинен одной общей теме, теме Великой Отечественной войны. Содержит интересные тексты по данной теме. Задачи урока:

1. Закрепление изученного по теме урока

2. Нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;

3. Составление схем СП;

4. Построение сложных синтаксических конструкций (ССК);

5. Применение ССК в собственной речи;

6. Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

7. Подготовка к ЕГЭ;

8. Воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАША СИЛА И ВОЛЯ

Прочитаем текст В. Быкова, известного белорусского писателя. Определим тему текста, основную мысль автора. К какому стилю относится данный текст? Докажите.

НАША СИЛА И ВОЛЯ

1)Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. 2)Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. 3)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира.

4) Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. 5)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой. 6)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. 7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. 8)И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

9)Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг, и только в душе его, может быть, последней предсмертной мыслью было сознание вопиющей безвременности этой его гибели.

10)Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. 11)У каждого из них была малая их родина, были родители, были их пусть мало значащие ныне для нас дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы.

12)Как известно, на войне место в боевом строю не выбирают. 13)Государство превращается в единый боевой организм, где каждый гражданин занимается только своим, предназначенным именно ему делом.

14)Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. 15)Она забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни поселков и городов. 16)И хотя за послевоенные годы все восстановлено и отстроено, облик земли стал красивее, чем прежде, невидимые следы войны еще остаются в сердцах и душах людей.


В разделе на вопрос Помогите пожалуйста написать сжатое изложение не менее 90 слов и не более 110. заданный автором Андрей Голубев лучший ответ это Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие
нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в
истории.
Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее
характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском
хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя во имя грядущей победы, обошедшейся нам очень дорогой ценой.Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа,-вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу.
Солдатской же платой бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но иного выхода не было. И миллионы молодых, да и постарше людей приняли смерть, ясно сознавая, что судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны помнить их имена и их дело.
Погибшие не напомнят, но живые, по¬нимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. У каждого из них была своя семья и жизнь. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь павшие оплатили своей.
УЖЕ 10 РАЗ ПЕРЕЧИТЫВАЮ И СОКРАЩАЮ, НАДОЕЛО СЧИТАТЬ (.Посчитай сам, если много слов, то удалишь что -нибудь, не затронув смысла.