Излагать речь. Как научиться красиво и правильно выражать свои мысли

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами - словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: , интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие - ваша красивая речь - будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом - все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи - чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, - пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное - понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы - это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах - не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот , особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене - всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Привет, с вами снова Павел Ямб!

Если вы пишете статьи, значит, нужно уметь излагать свои мысли ясно и по сути. Как достигнуть необходимой ясности, из каких трех важных составляющих состоит качественный текст, мы и поговорим сегодня.

Главное — идея

Чтобы четко сформулировать идею, нужно либо быть ребенком, либо иметь серьезную базу знаний. Незамутненный ум ребенка сразу и часто без привычной взрослым дипломатичности выхватывает суть происходящего. Истории из жизни, когда малыши ставят родителей или других людей в неловкое положение, наверняка вам знакомы.

Отец и ребенок лет пяти едут в набитом троллейбусе. Холодная погода, окна запотели. Мальчик начинает тереть стекло так, что оно визжит под пальцами. Отец делает замечание, ребенок не реагирует.

— Сколько раз тебе можно говорить?! – взрывается он. — Говорю, говорю, а ты все равно не слушаешь!

— А мама тебе сколько говорит в ванну не писать, а ты все равно писаешь! – громко парирует мальчик.

Образованный и начитанный человек точно так же проводит аналогии и выхватывает суть событий – правда, он уже различает, что и когда можно говорить, а от чего лучше воздержаться.

Поэтому первое и самое главное условие успешного формулирования мысли – основная идея. Без нее это будет просто поток сознания.

Бывает так, что даже идея есть, однако проблема в подаче. В этом случае три необходимых условия – три кита», – помогут донести ее до читателя или слушателя:

  • четкость и простота мысли;
  • структурированность;
  • факты.
  • Мирру мир и …

Проясняем при помощи слов

Четкость выражения на пустом месте не возникнет. Чтобы правильно подобрать слова, нужно знать их достаточное количество. Синонимы, смысловые оттенки – все это приходит в нашу речь с наличием достаточного словарного запаса.

Для сравнения: толковый словарь Даля состоит из 200 тыс. слов. Словарь человека с высшим образованием примерно равен 10 тыс. слов, а эрудит использует не более 50 тыс. Пассивный словарный запас, конечно, больше. Вот интересный тест: http://www.myvocab.info/ Мой пассивный словарный запас составляет, согласно этому опроснику, 58 тыс. слов. А ваш?

Уверенность в собственном знании тоже немаловажный фактор. Человек неуверенный и неграмотный будет стараться скрыть пробелы в знаниях заумными фразами. Тот, кто знает и уверен, наоборот заинтересован в доступности и понятности своих идей. Однако следует остерегаться путать простоту с примитивизмом, а элементарное владение материалом с заумностью. Даже объясняя основы квантовой физики детям, едва ли можно избежать какого-то количества терминов:

Хотя идея подана изящно: наглядно и просто.

Структура – основа для понимания

Важность структурированной подачи мыслей, надеюсь, объяснять не нужно. Как научиться структурировать свои мысли? Составляйте план сообщения, которое хотите сделать. Определяйте, о чем говорить или писать в первую очередь, как развивать мысль в дальнейшем. От простого к сложному или от сложного к простому – как вам больше нравится. Однако последовательная подача информации – наш «второй кит» ясного и четкого изложения своих мыслей. Потом, когда придет опыт, этот план можно просто держать в голове. Четкая структура сообщения сразу покажет, что его делает мастер, который умеет грамотно преподнести идею.

Факты на стол

«Третий кит», на котором держится ясное мышление – факты. Придавайте вес своим сообщениям подтвержденными фактами, реальными примерами, они вызывают доверие. Например, книги Дейла Карнеги наполнены примерами из жизни разных людей – от выдающихся личностей до никому не известных его учеников, друзей, родственников и знакомых. А он давно стал настоящим классиком методик самосовершенствования.

Кроме того, благодаря фактам становится яснее, какую идею автор хочет донести до читателя или слушателя.

Нужно ли это умение в повседневной жизни? Конечно, если вы хотите повысить качество общения с другими людьми.

Если спор заканчивается ссорой или дракой, значит, никто из участников не смог четко и ясно выразить свою мысль. Мастерству дискуссии, как и многому другому, можно и нужно учиться. Однако все нам подвластно, если мы только ставим такую задачу. И я уверен, у вас все получится!

admin

В общении и понимании между людьми важную роль играет умение правильно формулировать и способность доносить мысли до окружающих. Даже простые разговоры с друзьями требуют определенных навыков. Как научиться выражать свои мысли грамотно, чтобы общение приносило новый импульс, давало повод к развитию отношений или поднятию по карьерной лестнице? В первую очередь необходимо понять, в чем конкретно проблема. Для этого необходимо пройти небольшой тест и ответить на простые вопросы:

Вы легко выражаете свои мысли во время общения с родственниками, друзьями?
У вас есть приятели или друзья?
Вы умеете переносить свои мысли в письменном виде?
Вы не часто заводите знакомства?
Вы редко открываете книгу?
Один на один с собеседником вы чаще говорите, а не молчите?
Вы быстро решаете, что сказать, если пауза затянулась?

Если ответов «да» больше, то причина кроется в трудностях мыслительного процесса. Если «нет» перевешивают, то причина в психологических особенностях. В любом случае проблема поправима. С психологическими проблемами стоит обратиться к специалисту. Если это невозможно, исправляйте положение самостоятельно.

Причины для проблем с могут быть разными. Самые распространенные:

Страх говорить из-за особенностей воспитания. Некоторые родители в детстве «отбивают» у ребенка желание что-нибудь рассказывать.
Недостаток общения. Находясь часто в одиночестве, человек не представляет, какие темы затрагивать и при встрече.
Дефекты дикции, особенности голоса. Комплексы порождают страх, а страх заставляет человека молчать.

Боритесь со своими страхами, преодолевайте их самостоятельно или с помощью психолога.

О чем подумать, прежде чем выражать мысли?

Еще в XVII в. литературный критик Франции Буало Н. сказал: «Кто ясно мыслит, тот так же излагает». Умение грамотно мыслить и доносить суть важно как при обычной встрече, так и во время собеседовании. Особенно, если претендуете на место, где необходимы навыки ведения переговоров.

Прежде чем выразить мысль, необходимо додумать ее до конца. Вы должны четко знать, о чем пойдет речь в следующем предложении, фразе, чем она закончится. Часто неумение выразить мысль на словах говорит о том, что она еще не сформулирована в голове.

Еще одна ошибка — увлечение деталями. Знаменитое выражение Чехова А.П. «Краткость — сестра таланта» справедливо и в наши дни. Многословие засоряет и затрудняет восприятие услышанного.

Не отвлекайтесь во время беседы, сосредоточьтесь на собеседнике, чтобы не потерять нить разговора. Чтобы выразить мысль грамотно, важно сосредоточиться. Нельзя говорить обрывками предложений, перескакивать с одного предмета разговора на другой. Собеседник не должен домысливать, о чем мы хотим сказать.

Как приобрести навык выражать мысли?

Излагать грамотно мысли научит логика, с помощью которой на основе рассуждений делайте выводы и получайте правильное представление об элементе размышления. Чтобы правильно донести мысль, выстраивайте логическую цепь из предложений и рассказчик поймет суть.

Грамотно выражать мысли не получится без отсутствия . В качестве примера: человек выражает мысль кратко, по сути, без отклонения в другие темы. При этом слушать его невозможно, так как речь неинтересна. Дело в том, что часто не хватает слов, чтобы грамотно и красиво обрисовать ситуацию.

Статистика говорит, что современный, образованный человек использует около 10 000 слов. Пушкин А.С. оперировал словарным запасом из 21 000 слова, которые он активно использовал в своих произведениях.

Пользуйтесь словарем синонимов и вводите в речь новые слова. Это привлекает внимание и делает высказывания интересными и запоминающимися.

Влияние памяти на умение излагать грамотные мысли

Возможно, вам приходилось попадать в ситуацию, когда во время разговора из памяти полностью исчезают мысли. Вы не знаете, что ответить и как поддержать беседу. Только спустя время в голову приходят целые фразы, которые можно было сказать. На память негативно влияет недостаток кислорода, физическая пассивность. Старайтесь чаще проветривать помещение, если приходится работать в офисе. Делайте зарядку или периодически вставайте с места и двигайтесь, чтобы кровь поступала к мозгу.

На память влияет длительность сна. Улучшают ее продукты с содержанием белка: рыба, яйцо, творог, мясо. Если у вас напряженная умственная работа, включайте в рацион орехи, сыр и другие продукты, содержащие фосфор и кальций.

Можно при помощи специальных упражнений. Тренируйте память, складывая в памяти цифры, запоминая телефонные номера, стихи, дни рождения или другие даты.

Простые упражнения для умения формулировать мысли

Способ увеличить словарный запас. Приобретите словарь и читайте слова. Открывайте на произвольной странице и старайтесь самостоятельно подбирать синонимы к прочитанным словам. Читайте классическую литературу и запоминайте выражения.
Способ научиться упорядоченно излагать мысли. Выберите сюжет из фильма или из книги. Главное, чтобы он был вам хорошо знаком. Выберите слушателя (отражение в зеркале, домашнее животное, друг или близкий родственник) и перескажите его с выражением. Перед тем как произносить предложение, обдумайте его построение и только после этого произносите вслух.
Способ развивать красноречие. Составьте текст из 7 предложение на свободную тему. Запишите его на листок и прочитайте несколько раз, чтобы запомнить. Возьмите диктофон и произнесите текст по памяти. Прослушайте запись и исправьте, если вы считаете, что мысли выражены не грамотно. Упражняйтесь до тех пор, пока готовая речь вас полностью устроит.

Ведь навыки грамотно формулировать мысли быстро проходят, если в беседе не надо напрягаться. Человек, общающийся с людьми, которым в разговоре требуется несколько слов, сам утрачивает навык выражать грамотно мысли. Читайте книги и вдумывайтесь в текст. Ведь пока вы не станете упорядоченно составлять в уме предложения, вы не научитесь красиво их выражать.

28 февраля 2014

Вы правильно, грамотно и красиво говорите, если можете подбирать верные слова и без проблем говорить о любом предмете часами. И при этом вас не скучно слушать, но наоборот – приятно и полезно. Это не дар, а умение, которым можно овладеть.

1. Существует одно довольно забавное и интересное упражнение для развития ваших литературных способностей

Возьмите абсолютно любой предмет домашнего быта, например, скалку или даже стиральную машину, и в течение 5- 7 минут попробуйте рассказывать о нем на литературном красивом языке.

Такие как: «блин», «еее»,«типа», «как бы», «ну», «в общем», «ну это» и т. д. В разговоре пытайтесь не употреблять сильных эмоций.

3. Вам обязательно нужно следить за темпом своей речи

Зачастую монотонная вялая речь вызывает скуку и безразличие. Старайтесь выдержать паузу и некоторые моменты пробуйте выделять эмоциями, но не переборщите.

4. Во время разговора используйте поговорки, цитаты, и т.п.

Это придаст вашей речи большое преимущество. Ну, и куда же без юмора. Шутите, как и над собой, так и в целом, разумеется, если юмора требует ситуация.

5. Для того чтобы хорошо тренировать свои навыки хорошей речи, вам нужен большой круг общения

В случае, если такового нету, тогда можно воспользоваться телевизором, интернетом или радио. Можно брать пример с любимого телеведущего или какого-то шоумена: повторять его фразы, смотреть на его эмоции, копировать интонации.

6. Больше читайте: книги, журналы, статьи, газеты

Очень хорошим вариантом является чтение классической литературы, да да, именно той, что нам ещё в школе задавали. При чтении не нужно спешить, здесь нужно думать над каждым прочтённым предложением. Это даст вам возможность научиться правильно выстраивать слова в грамотные предложения и значительно увеличит ваш словарный запас.

Работая каждый день, вы будете пополнять свой словарный запас и пользоваться всеми этими знаниями в повседневном разговоре, вы заметите, что стали значительно лучше говорить, и получили власть над словами, и теперь они будут служить вам, но при условии, что вы будете ежедневно практиковаться.

Правильно выражать свои мысли и красиво говорить - залог успешной коммуникации в обществе, научиться которому можно в любом возрасте. Чтобы окружающие понимали с полуслова и не возникало неловких пауз, следует тренировать не только дикцию, но и «прокачивать» мозг.

Составляющие грамотной речи

Взаимодействие между людьми происходит при помощи речи. От того, насколько она развита, напрямую зависят коммуникативные навыки в обществе. Кроме этого, правильная и красивая речь является залогом понимания окружающими передаваемых мыслей, а, соответственно, и более высокие шансы суметь донести свои мысли и желания максимально точно.

Также выделяют ряд причин, по которым жизненно необходимо научиться правильно выражаться:

  • чтобы уметь донести свои мысли и получить корректные ответы на заданные вопросы;
  • для развития и обучения: чтобы получить новые знания, следует уметь грамотно формулировать запросы;
  • для достижения успеха в профессиональной деятельности;
  • ради развития структурированного мышления.

Красивая и грамотная речь включает в себя несколько основных «компонентов», без которых сложно добиться понимания окружающих:

  1. Дикция - основополагающая составляющая красивой речи. Четко поставленная дикция позволяет говорить правильно и внятно, что дает слушателю отличную возможность понимать оратора.
  2. Правильное дыхание - благодаря этому навыку речь получится плавной и размеренной, без продолжительных пауз и «хватания воздуха» в самый ответственный момент.
  3. Лаконичность - не стоит «отягощать» речь сложными терминами, непонятными фразами и длинными предложениями. Верно говорят, что «краткость - сестра таланта». Руководствуясь этим утверждением, следует исключить из речи все, что слушателю будет «резать слух» и оставить только важные факты.
  4. Содержательность - суть разговора, которой следует придерживать в течение всей беседы. Не стоит перескакивать с мысли на мысль, пытаясь захватить как можно больший объем выдаваемой информации. Лучше делать это постепенно, не меняя первоначального смысла передаваемой информации.
  5. Логика - важнейшая «деталь» умной беседы. Можно обладать сколь угодно богатым запасом слов, но не уметь применять их на практике. Логика изложения заключается в умении формулировать мысли в целостные предложения так, чтобы слушатель с первого раза уловил суть сказанного.
  6. Словарный запас - собственно, без него никак. Чтобы уметь выражать свои эмоции, желания и чувства в достаточной степени, необходимо знать как все это описать словами. Поэтому богатый словарный запас является спутником красивой и грамотной речи.
  7. Ораторское мастерство - свободное выступление на публике и умение красиво и с выражением презентовать себя и свои мысли ценится в обществе. Талантливые ораторы могут убеждать слушателей в чем-угодно, побуждать их к новым действиям и мотивировать. Поэтому такой навык является полезным как в работе, так и в учебе.

Логофобия - что это?

Быть полноценным членом общество помогает речь. Но существует ряд случаев, когда коммуникации усложняются - среди таких расстройств выделяют логофобию.

Логофобия (она же глоссофобия) - это патологическое тревожное расстройство, при котором пациент боится говорить. Чаще всего страх говорить возникает у людей с дефектами речи (заикание). При образовании данной фобии у человека значительно снижается самооценка, развивается неуверенность в себе.

Постепенно пациент с установленной логофобией отчуждается от внешнего мира, ограничиваясь узкой зоной комфорта. Ему страшно вступать в диалог с окружающими, так как он сильно беспокоится о том, какое впечатление производит. Кроме этого, общество не всегда толерантно к такого рода проблеме - многие могут с насмешкой воспринимать заик, что только усугубляет их нестабильное психическое состояние.

Следует отметить, что различают 3 вида заиканий:

  1. Невротическое - образуется после сильного нервного потрясения или психологической травмы. Может возникнуть в любом возрасте и усиливается при волнении. Таким образом, заикание усиливается в стрессовых ситуациях и может полностью отсутствовать в непринужденной беседе.
  2. Неврозоподобное - вид заикания, который формируется в следствие органических патологий головного мозга. В данном случае логофобия становится следствием другого заболевания - человек слышит свою речь, она ему не нравится, после этого развивается комплекс неполноценности и боязнь высказываться на публике.
  3. Смешанное - самый распространенный вид заикания. Первоначально у пациента диагностируют неврозоподобное заикание, после этого со временем больной начинает испытывать смущение при высказывании своих мыслей. Это становится «почвой» для формирования логофобии, которая выступает далее в качестве «усилителя» заикания. Таким образом, чем больше человек боится говорить, тем больше он заикается.

Интересно знать! Согласно данным Aмepикaнcкoй Пcиxиaтpичecкoй Opгaнизaции, трудности в выражении собственных мыслей испытывает около 90% ораторов.

Кроме заикания выделяют ряд генетических и социальных предпосылок, которые способствуют развитию логофобии. К генетическим «катализаторам» относят:

  • общий уровень тревожности;
  • сила или слабость нервной системы;
  • тип темперамента;
  • общая подвижность психических процессов.

Если говорить о социальных факторах, влияющих на возникновение страха говорить, следует выделить такие:

  • дисфункциональное воспитание (слишком строгие родители приучают малыша больше слушать, чем говорить самостоятельно);
  • психологическая травма, связанная с жесткой реакцией общества на некорректные высказывания пациента - к примеру, объектом исследования была допущена смысловая или речевая ошибка при представлении доклада на широкую аудиторию, его высмеяли и мозг принял решение «не попадать в подобную ситуацию»;
  • неумение принимать критику и страх быть высмеянным;
  • чувство неполноценности.

Опасность фобии заключается в том, что у человека с развитым страхом выступать на публике могут возникнуть не только коммуникативные, но и прочие проблемы:

  • образование заниженной самооценки;
  • риск развития социофобии;
  • попытки избегать публичных мест;
  • «бегство» от ответственности;
  • отказ от престижной работы и снижение уровня жизни;
  • ограниченность зоны комфорта;
  • постоянное психоэмоциональное напряжение.

Чтобы избежать неприятных последствий, следует вовремя начать избавляться от страха.

Чтобы научиться внятно и четко выражать мысли, а также иметь красивую и понятную речь, следует уделить внимание 3 основным факторам: дикции, концентрации внимания на определенном объекте и кругозоре.

Управление дикцией

С проблемами дикции сталкивается практически каждый ребенок в возрасте до 6 лет. На этапе формирования речевого аппарата решить этот вопрос довольно просто при помощи посещения логопеда или же простых домашних упражнений. В более взрослом же возрасте тренировать дикцию гораздо сложнее - загвоздка заключается в устоявшихся привычках говорить неправильно.

Но, несмотря на сложности, даже в сознательном возрасте можно развить красивую речь. Для этого следует придерживаться логопедической методике, состоящей из 4 простых шага.

Тренировка органов артикуляции

К органам артикуляции относят губы, зубы, альвеолы, небо, язык и челюсти. Данные органы участвуют в процессе речепроизводства и голосообразования.

Их развитие происходит при помощи простых упражнений, которые рекомендуется выполнять перед зеркалом. Каждое упражнение следует повторять по 10-15 раз ежедневно в течение 1 месяца.

  1. Широко открыв рот начать вращать челюстью по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. После круговых движений подвигать челюстью вправо и влево, фиксируя ее в каждом положении на 3-4 секунды.
  2. Следует представить, что вы зеваете. При этом каждый «зевок» должен сопровождаться звуками - ААХ, ЭЭХ, УУХ.
  3. Набрать в род воздуха, «раздув щеки» при этом. После этого выпустить воздух, издавая при этом характерный звук «пуф». Далее повторить упражнение с раздуванием щек, не набирая воздух.
  4. Набрать немного воздуха за щеки и «перекатывать» его в районе губ с одной стороны на другую, не разжимая рта.
  5. Потянуться верхней губой к носу, после сделать перерыв и расслабить мышцы. Далее потянуться нижней губой к подбородку. Чередовать упражнения по 10-15 раз каждое.
  6. Приняв вертикальное положение, расслабить губы. Далее необходимо «прорисовать» в воздухе губами яблоко. После повторить «рисунок» всеми движущимися частями лица - бровями и глазами.

Логопедический массаж

Данная техника применяется не только для улучшения работы речевого аппарата, но и в следующих целях:

  • коррекция звукопроизношения;
  • укрепление голосовых связок;
  • нормализация дыхания;
  • укрепление глоточных рефлексов;
  • устранение заикания.

При гипотонусе применяется следующая массажная техника:

  1. Легкими движениями растереть щеки по направлению от носовых пазух к вискам.
  2. Далее продолжать разминать щеки по направлению к ушным раковинам вращательными движениями.
  3. Продолжить массаж щек пощипываниями в хаотичном порядке и завершить поглаживающими движениями от висков до верхней губы.
  4. Размять губы - для этого необходимо легко их пощипывать от центра к уголкам.
  5. Область лба поглаживать от середины к вискам - рекомендуется задействовать средний или указательный палец.

Для пациентов, у которых был обнаружен гипертонус мышц лица, выделяют несколько отличную технику логопедического массажа:

  1. Начинать массаж следует с легких поглаживающих движений по шее по направлению роста волос на затылке до воротниковой зоны.
  2. Далее массирующими движениями двигаться от виском к середине лба, постепенно поднимаясь к волосяной части головы.
  3. От висков к ноздрям водить пальцами вращательными движениями, пр этом слегка надавливать на кожу.
  4. Губы разминать легкими надавливаниями и поглаживаниями по направлению от уголков до середины рта.

Улучшение концентрации внимания

Четкая и структурированная речь возможна только при полной концентрации внимания на рассказе оратора. Как показывает практика, каким бы не был эрудированным и любознательным человек, без собранности он не сможет излагать свои мысли правильно.

Уровень внимания и возбуждения головного мозга контролируется двумя основными гормонами – дофамином и норадреналином.

Важно! Дофамин способствует концентрации на одной определенной цели, а норадреналин позволяет быть внимательным ко всему происходящему извне.

Проще говоря, чтобы повысить концентрацию внимания, следует повысить содержание этих гормонов в крови. Добиться такого эффекта можно при помощи простых рекомендаций.

  1. Избегать переутомления. Ученные доказали, что человек, который не спал 21 и более час подряд, не способен принимать адекватные решения и здраво мыслить – его состояние приравнивается к глубокой стадии алкогольного опьянения. Такой же эффект наблюдается у тех, кто спит не более 3-4 часов в течение 4 и более дней. Поэтому очень важно следить за режимом сна и держать его в норме.
  2. Заниматься любимыми делами. Исследования показали, что предвкушение чего-то приятного вызывает выброс того самого дофамина. Чтобы спровоцировать выделение гормона необходимо заниматься любимыми делами, которые доставляют удовольствие.

Кроме этого, следуя простым советам психологов, можно научиться быть более сосредоточенным и структурировать мышление.

  1. Научиться планировать. Правильно распределять силы и время очень важно, так как именно этот навык способствует воспитанию дисциплины и структурированности действий.
  2. Следовать биоритму. Для кого-то продуктивным временем суток является день, а для других ночь. Желательно не пытаться «переломать» собственный биоритм – это позволит быть максимально продуктивным.
  3. Не распыляться. Чтобы более качественно выполнять поставленные задачи, следует браться за них поочередно.
  4. Не откладывать дела. «Потом сделаю, сейчас не горит» - фраза, которая может напрочь разладить внутреннюю собранность и привнести диссонанс в повседневную жизнь. Если есть важные дела, лучше делать их сразу, чем откладывать в «долгий ящик».
  5. Научиться расслабляться. Кто хорошо работает должен и хорошо отдыхать. Чтобы не заработать переутомление и не довести организм до стрессового состояния, следует чередовать любую активность с отдыхом.

Расширение кругозора

Основополагающей составляющей развития является расширение кругозора. Это позволяет поддерживать любую беседу, быть интересным в общении и запоминаться острым умом. В современном мире получать новые знания очень просто – черпать информацию можно с самых разнообразных источников.

  1. Чтение книг. Основной источник развития и получения полезной информации – это чтение. Литература может быть самой разно – начиная с легкой художественной и заканчивая сложными книгами в области психологии или философии. Рекомендуется читать по 1-2 разноплановых книг каждый месяц – это позволит не только обогатить словарный запас, но и значительно расширит кругозор.
  2. Путешествия. Чтобы увидеть мир и познать чужие культуры необходимо путешествовать – это позволит познать другие культуры, обычаи, приобщиться к чему-то новому и неизведанному. Кроме этого, именно при помощи путешествий можно изучать иностранные языки.
  3. Расширить свой круг общения. Чем больше разносторонних личностей будет окружать вас, тем больше полезной информации можно от них черпать.
  4. Посещать тренинги, вебинары, курсы. Чтобы расширить кругозор, следует постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Для этого сейчас существует множество различных обучающих программ, направленных на повышение квалификации.
  5. Бывать на выставках, в музеях, театрах. «Приобщаться к прекрасному» - не зря эту рекомендацию можно услышать от всех педагогов. Посещение культурных заведений способствуют изучению искусства, формированию образного мышления.
  6. Смотреть познавательные телепередачи. По телевизору, к сожалению, редко показывают что-то толковое – в основном это программы развлекательного характера. Но если уже и выбирать это чудо техники в качестве проведения досуга, то лучше сделать это с пользой и посмотреть развивающие передачи о кулинарии, путешествиях и прочее.

Красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли – это настоящее искусство. Данное мастерство позволяет убеждать собеседников в правильности своих утверждений, при этом речь оратора не перенасыщена эмоциями и имеет правильную интонацию.

Интересно знать! Ученые утверждают, что красноречие может быть естественным или приобретенным.

В первом случае человек с раннего детства с легкостью выступает на публике, легко завоевывает внимание к своим рассказам и может без труда поддержать любую тему (даже ту, в которой не слишком хорошо разбирается).

Во втором – это приобретенный навык, который развивался годами. В этом случае следует усердно работать над постановкой дикции, развитием кругозора и умением привлечь слушателя. Чтобы говорить красиво также есть 7 советов, которые помогут сделать речь приятной и даже немного притягательной.

Существует много современных книг, по которым можно воспитать в себе оратора. Они направленны на устранение фобий, улучшение риторики и воспитание уверенности при выступлениях на публике.

Среди огромного количества полезной литературы следует выделять ТОП-9 самых популярных и полезных пособий для начинающих ораторов.

  1. «Выступать легко. Все, что вам нужно знать о речах и презентациях», Макс Аткинсон.
  2. «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн», Джеймс Хьюмс.
  3. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», Ларри Кинг.
  4. «Искусство побеждать в спорах», Артур Шопенгауэр.
  5. «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали», Эльвира Сарабьян.
  6. «Расскажи, чтобы победить», Питер Губер.
  7. «Искусство говорить и слушать», Мортимер Адлер.
  8. «Выступление в стиле TED», Джереми Донаван.
  9. «Продай свою идею», Сэм Харрисон.