Избавление от гордыни.

Гордыня, уныние, судьба.

Так вот один из самых сложных моментов, это понимание того, что если вы заболели, то потому что для вас жизнь слишком значима. Ваши желания, ваши цели слишком значимы. Значит нужно забыть о человеческом. Чтобы ощутить Божественное, нужно забыть о человеческом. Чтобы забыть о человеческом, нужно отключить сознание, т.е. перестать оценивать ситуацию, перестать осуждать, перестать испытывать уныние. Это человек может иногда сделать за одну секунду, иногда он не может это сделать за всю жизнь. Но без этого, без отрешения от сознания, потому что сознание это человеческая логика, без остановки человеческой логики Божественная логика не ощущается. В критические моменты сознание можно остановить, но в обычной ситуации к этому нужно готовиться.

Сознание перевозбуждается через что – через осуждение, через уныние. Что такое осуждение понятно. Осуждение - это форма защиты, чем больше я говорю вот он прав, он не прав, я прав и т.д., чем больше я чувствую, что я защищен, а вот он плохой его нужно уничтожить. Так вот ощущение правоты это один из мощнейших факторов активизации сознания, агрессии и гордыни собственно. Поэтому если у вас есть тенденция осуждать и плохо говорить о людях, то это уже признак серьезного заболевания.

Но с этим понятно. Т.е. меня человек обидел, я понимаю, что он не причем, он исполнитель, и насколько я понимаю, что его роли в этом нет, насколько привыкаю видеть Божественную волю во всем, настолько мое осуждение проходит. Это первое.

Второе: когда я понимаю что человек исполнитель, я должен понять, что он ребенок. Вот когда ребенок хулиганит, я могу его наказать, жестко остановить, но испытывать ненависти, раздражения к нему я не могу, я не имею права. Так вот когда я понимаю, что мы все дети в любом возрасте, будь то старик, будь то юноша или девушка, будь то преступник, будь то святой – мы все дети. А раз мы дети, значит, внутреннее отношение должно быть таким: с любовью и где-то периодически жесткость. Но осуждение уже легче остановить. С осуждением все-таки более-менее понятно.

Вот для многих тема непроходимая это уныние. У меня была ситуация: пациентка – у нее идет тема уныния достаточно сильная. А я на приеме всегда предупреждаю: у женщин самое опасная тема это даже не осуждение других. Дело в чем: концентрация на сознании дает осуждение, гордыню. Концентрация на желаниях дает уныние, нежелание жить. Так вот, мужчина концентрируется больше на сознании, поэтому у мужчин больше в сторону гордыни идет, агрессивность.

Почему Ева создана из ребра Адама? Пространство создает вещество, дух создает материю. Мужчина - духовное начало, женщина - материальное. Поэтому у мужчины тенденция осуждать, концентрироваться на духовности выше. Мужчина сконцентрирован на чем? Реализация духовности, планов, идей, работа и т.д. Женщина больше сконцентрирована на семье – это тема желаний чувственности и значит тема уныния.

Так вот когда у женщины идет уныние это больше бьет не по ней, а по потомкам. И потом оно возвращается. Поэтому если женщина испытывала по жизни сильные моменты депрессии, уныния, неверия в себя, то потом это выходит достаточно серьезно. Я предупреждаю всех, если вы хотите помочь детям вы должны снять главные моменты агрессии к детям, т.е. к будущему, дети - наше будущее. Агрессия к будущему идет через осуждение и уныние.

Вот все это я ей объясняю. Через день два у пациентки начинается, я ее предупредил: «Вы знаете внешний фон претензий, когда уйдет поверхностный слой, сознание, гордыня выйдет чувственность, выйдет тема ревности уныния. И вот тогда выйдут проблемы». Проходит день-два и я это вижу. Я ей звоню и говорю у вас идет уныние. Она говорит, я чувствую - исправиться не могу.

Я пытаюсь ей помочь и вдруг до меня доходит, я ей говорю, вы знаете что такое уныние – это неверие в себя, неверие в свои желания. Если вы чего-то хотите, это уже на тонком плане исполнилось. Оказывается, наши желания глубинные они приходят к нам из будущего. Т.е. они уже где-то осуществились или могут реально осуществиться. Поэтому что получается? Мои желания связаны с моей жизнью. Если я чего то хочу, и я верю в это, я знаю это можно реализовать, этого можно добиться и т.д. Я от своих желаний не отказываюсь, я не отказываюсь от себя от своей жизни. Это называется оптимизм.

Пессимизм это неверие в свое будущее, неверие в свои желания. И значит, это разрушение своего будущего. Значит, что получается. Понятие настоящего это иллюзия, на самом деле идут два потока времени: один из будущего один из прошлого. Вот мы сейчас находимся в настоящем, но мы состоим из прошлого из будущего. И вот если мы не верим в себя в будущем, мы разрушаем ту структуру нашего «Я» наше временное тело в будущем. Поэтому уныние это самоубийство себя на тонком плане, разрушение своего будущего. Поэтому уныние это разрушение тонких структур будущего, а там наши потомки. Если у человека есть уныние, неверие в себя, если он плохо говорит о своем будущем, то тогда он разрушает не только себя, но и своих потомков.

Поэтому я после этого стал говорить: никакой критики в собственный адрес быть не может. Т.е. вы должны себя любить как ребенка. Вы несовершенны, ваше тело, ваше человеческое «Я» несовершенно. Вы его должны воспитывать. Если ребенок ошибается, спотыкается, чего-то не может мы же не станем руки в боки и не начнем его обвинять, осуждать и т.д. Мы будем ему помогать. Мы будем его учить, вот также мы должны учить себя, свою душу, воспитывать ее, если мы совершаем грубые промахи, значит, мы просто несовершенны. Совершенство приходит через любовь.

Значит, насколько мы понимаем несовершенство и работаем над ним, настолько мы развиваемся. Поэтому критиковать себя НЕЛЬЗЯ! Критиковать свою судьбу нельзя тем более. Потому что наша судьба - это наши желания наша жизнь только БОЛЬШЕГО масштаба, чем одна жизнь.

Вот у меня недавно вышла тема судьбы, я писал в 7-ой книге, я не понял, причем тут судьба, потом понял: оказывается понятие судьба это те же желания и жизнь только на гораздо большем масштабе. Что из этого следует. Простой вывод, если скажем, у кого-то из вас были моменты жалоб на судьбу, недовольство судьбой достаточно долго, то вы дали зависимость от желаний и жизни огромного масштаба. И значит, в этой жизни у вас будут идти постоянно проблемы и в отношениях, и в работе, и в чем угодно, т.е. одна из самых больших опасностей которую может допустить человек это жалоба на судьбу. Поэтому я сейчас пациентам говорю, вы пришли на прием, первое что начинаете, снимайте недовольство своей судьбой. Какая бы она не была, не стройте вашу судьбу по вашим желаниям, по вашему сознанию. Ваша судьба именно такая, чтобы ощутить ваше Божественное «Я». Причем она именно такая, какая она ему нужна. Вот когда мы это понимаем - мы видим божественную волю.

Когда мы недовольны своей судьбой, значит, мы хотим ее сделать по своему образу, по своему усмотрению, а это уже концентрация на своих желаниях на своем сознании. А поскольку судьба это колоссальное масштабное образование, она связана с подсознанием, то когда мы нашим сознанием пытаемся бороться с нашим подсознанием то сознание лопается как мыльный пузырь. Потому что в нашем подсознании неимоверно большое количество информации. Подсознание мудрее нашего сознания ВСЕГДА. Иногда оно бывает замутненным – сигналы идут неверные. НО, через подсознание мы выходим на контакты с прошлым, настоящим и будущим. Поэтому недовольство судьбой, когда человек себе это позволяет это уже большая проблема.

Для того чтобы облегчить человеку задачу, чтобы он снял недовольство судьбой, я ему говорю простую вещь: вот смотрите человек это клетка, Вселенная управляется Богом. Как бы мы его называли творец, есть был и будет и все исходит из него. Насколько мы чувствуем его волю, насколько мы ощущаем его через чувство любви, настолько мы в гармонии. Значит, мы выходим из творца, мы все божественны по своей сути. Мы все на тонком плане часть Божественного. Мы устремляемся к Богу и реализуем это на тонком плане и затем, когда все это реализуется мы вернемся опять назад и мы сольемся в божественном. Т.е. мы вышли из Бога, мы стремимся к Богу и мы вернемся к Богу.

Значит что получается? Любой из нас каким бы он ни был, он божественен по своей сути и результат у всех будет один. Мы все вернемся туда. Значит любая ситуация происходящая с каждым из нас ведет к Богу. Часто она рушит человеческую логику. И то что нам кажется хорошим, вдруг разрушается. Но, через обретения и потери мы с каждой жизнью накапливаем запасы Божественной любви. Поэтому мы обречены прийти к Богу.

У каждого из нас любая ситуация ведет к Богу, только это нужно понять и прочувствовать. Если мы это понимаем, если мы видим Божественную волю во всем, тогда нам легче сохранить чувство любви. И тогда то что считалось неприятностью и несчастьем, становится рычагом к развитию.

То есть вот ползет муравей и перед ним дом. Для него это что-то неизмеримо большое и колоссальное которое не обойти, не объехать. Летит человек на самолете, смотрит на этот же дом сверху, для него это какая-то песчинка которую сложно различить. Дом не изменился, но есть две точки зрения: первая и вторая.

Так вот часто люди у которых человеческое заслоняет все, они на любую проблему смотрят как на гигантский дом который невозможно обойти. И тогда начинается что? Если это невозможно, значит начинается депрессия, уныние, программа самоуничтожения. Так вот все наши желания исходят из Божественного. Пока они не начинают зависеть от внешнего, в них нет агрессии и все эти желания исполнимы.

Желания тормозятся тогда, когда они уже зависят от чего то, и они начинают наполняться агрессией. Тогда суть желания остается, а поверхностная форма разрушается. И наше желание не сбывается. Но, не сбывается поверхность, а внутреннее состояние любого желания всегда исполнимо, потому что наши желания по сути, мы так устроены, мы обречены быть так устроенными наши желания все устремлены к любви и к Богу. Это закон Вселенной. Поэтому в самой сути любого желания лежит устремление к Богу. И поэтому когда мы видим крах поверхностного слоя желания и считаем что желание по сути развалилось, мы даем программу отречения от Бога.

Тот человек который привык внутренне прощать, и не испытывать уныния этот человек понимает: его желание всегда исполнится, потому что у нас у всех одно желание прийти к Богу и реализоваться в Божественном. А вот поверхностные слои желания, да они будут разрушаться, не исполняться - ничего страшного в этом нет. Значит, еще раз хочу подчеркнуть, для того чтобы скажем так быть счастливым, а счастье это здоровье, это гармонические отношения с людьми, это в конечном счете развитие и укрепления желаний и жизни. Нужно никогда не отрекаться от тех корней которые питают наши желания нашу жизнь. Эти корни божественны. Мы их познаем через чувство любви.

Сейчас мы часто слышим разговоры о том, что мир катится в пропасть, стал не таким, как был раньше. Люди много болеют, агрессия разрастается, семьи распадаются. Причитания, осуждение, сожаление о прошлом.… Только вот о причинах всего этого мало кто задумывается.

Сегодня я хочу поговорить о гордыне как об одной из причин человеческих бед, об её проявлениях и о том, как победить гордыню . Не следует недооценивать это качество характера человека. Если начать разбираться глубоко, то можно проследить связь между нею и болезнями, неудачами в жизни людей.

Гордость и гордыня

Эти два понятия очень сходны по корневой части слова и по своей природе. Гордость часто приветствуется в человеке, считается положительной чертой. А замечали ли вы, что гордые люди зачастую закрыты и одиноки? Почему так происходит? Возможно потому, что они по острому острию бритвы, рискуя оступиться и упасть в объятия гордыни…

Гордыня – это осуждение окружающего мира, ощущение собственного превосходства над ним. Человек считает себя лучше других, умнее, красивее, богаче, удачливее. Причём, сам он может этого даже не осознавать. Все эти чувства чаще располагаются в , и лишь заглянув в себя, в свой внутренний мир, можно прийти к пониманию глубинных процессов.

Наш справедливее, чем кажется на первый взгляд. И в нём все люди равны и уникальны по-своему. Нет плохих или хороших. В каждом человеке сочетается как белое, так и чёрное. Поэтому никто не имеет права осуждать другого.

Проявления гордыни

В христианстве гордыню считают одним из смертных грехов. Ведь стремление человека превознести свои знания, свою мудрость над остальными людьми, говорит об отрицании ним того же в этих других людях. Но все мы по своей сути равны, в каждом из нас присутствует Божественное начало. А отрицание, или неприятие, подразумевает смерть. Т.е. человек, испытывающий презрение, обиду, ненависть к другому или целой группе людей, а также осуждающий оступившегося или даже государство, на подсознательном уровне желает исчезновения этого. А это и есть смерть.

Кто из нас не знаком с обидой и не обижался никогда? Да это случается сплошь и рядом! Только одни слишком обидчивы, другие в меньшей степени. Многим и в голову не приходит, что обида – это проявление гордыни. «Я такой хороший, а ты не делаешь так, как я хочу! Вот не буду с тобой разговаривать, пусть тебе будет плохо!» И хорошо, если такое состояние проходит быстро, человек искренне просит прощения и обида остаётся в подсознании небольшим сгустком отрицательной энергии, «прячась» где-нибудь в уголочке . А если оно продолжается достаточно долго и часто, несёт эмоциональную окраску, то можно представить, какая разрушительная сила сокрыта в этом. Причём, направлена эта сила в большей степени именно на обижающегося. Выхода она не находит и начинает разрушать человека изнутри – сначала психику, потом переходит на физическое тело. А вы думаете, откуда берутся ?! Да мы сами их себе создаём!

Возьмём другие признаки гордыни — раздражение , осуждение , . Природа и проявления их очень сходны. Человеку не нравится что-то в другом, его это раздражает, и он активно или пассивно осуждает. Накричит или подумает про себя – суть от этого не меняется. материальна и имеет огромную силу, поэтому молчаливое осуждение ничем не лучше рукоприкладства, например. Всё это тоже отрицание, ведущее к разрушению. Причём, обратите внимание, разрушающая волна негативной энергии имеет круговую траекторию, и не может не затрагивать всех окружающих людей. Особенно чувствительны к ней дети, т.к. в детском возрасте закладываются основные черты личности.

Зависть также можно отнести к производным гордыни. Не позволение другим быть лучше себя, оборачивается бедой, прежде всего самому завистнику.

Особое внимание стоит обратить на то, что гордыня имеет два способа проявления – явное и скрытое. Явное — презрение, осуждение, злословие, ненависть, обида. К скрытой форме её проявления можно отнести . Неуверенность в себе порождает угрызения совести и ощущение вины перед кем-то или чем-то. Но такое присутствие совести играет злую шутку с её обладателем. Человек, который считает себя недостойным, плохим и мучается от угрызений в собственной ничтожности, на подсознательном уровне отрицает себя, свою уникальность и право на полноценную жизнь.

Избавление от гордыни

Итак, перед нами встаёт вопрос – как победить гордыню? Любое избавление от чего-либо подразумевает работу человека над собой.
Прежде всего, посмотрите себе в глаза и признайте её существование, в любом проявлении. Она – достойный соперник и справиться с нею будет нелегко. Но если вы дошли до этого места статьи, значит вам под силу её победить.

  • Примите ответственность за свою жизнь на себя. Это значит, что вы и только вы создавали свою жизнь в теперешнем виде изо дня в день. Своими мыслями, желаниями (или нежеланиями), действиями (или бездействием) притягивали определённые события. А раз это делали вы, или позволяли делать за вас другим, то к чему обвинять кого-то?!
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Сумейте увидеть и уважайте в них хорошее, а плохого старайтесь не замечать. Помните, мы замечаем в других то, что уже есть в нас самих. В каждом человеке можно найти положительные черты, даже в самом отъявленном преступнике.
  • Не концентрируйтесь на негативе, не прокручивайте его в мыслях. Идя по улице, обратите внимание на лица встречных людей. Большинство из них озабочены, мрачны. Если вам неловко улыбаться незнакомым людям, хотя бы старайтесь не быть похожими на них, улыбайтесь себе внутренней улыбкой.
  • Делайте комплименты, восхищайтесь людьми, хвалите их за любые поступки, даже если не совсем удачные, поддерживайте и вселяйте надежду. Всем людям одинаково важно одобрение, внимание, искренность. Никогда наказание не было и не будет положительным воспитательным моментом. Только одобрение, в виде материального или нематериального поощрения. И это касается как детей, так и взрослых.

Как видите, все советы направлены на развитие в себе данных от природы положительных качеств. Всё, чему мы уделяем внимание, увеличивается, растёт. Всё положительное, что есть в человеке, точно так же развивается, если на нём сосредотачиваться постоянно. А отрицательное просто самопроизвольно устраняется, уменьшается и становится незаметным. В этом и заключается главный секрет, как победить гордыню .

Так вот один из самых сложных моментов, это понимание того, что если вы заболели, то потому что для вас жизнь слишком значима. Ваши желания, ваши цели слишком значимы. Значит нужно забыть о человеческом. Чтобы ощутить Божественное, нужно забыть о человеческом. Чтобы забыть о человеческом, нужно отключить сознание, т.е. перестать оценивать ситуацию, перестать осуждать, перестать испытывать уныние. Это человек может иногда сделать за одну секунду, иногда он не может это сделать за всю жизнь. Но без этого, без отрешения от сознания, потому что сознание это человеческая логика, без остановки человеческой логики Божественная логика не ощущается. В критические моменты сознание можно остановить, но в обычной ситуации к этому нужно готовиться.

Сознание перевозбуждается через что - через осуждение, через уныние. Что такое осуждение понятно. Осуждение - это форма защиты, чем больше я говорю вот он прав, он не прав, я прав и т.д., чем больше я чувствую, что я защищен, а вот он плохой его нужно уничтожить. Так вот ощущение правоты это один из мощнейших факторов активизации сознания, агрессии и гордыни собственно. Поэтому если у вас есть тенденция осуждать и плохо говорить о людях, то это уже признак серьезного заболевания.

Но с этим понятно. Т.е. меня человек обидел, я понимаю, что он не причем, он исполнитель, и насколько я понимаю, что его роли в этом нет, насколько привыкаю видеть Божественную волю во всем, настолько мое осуждение проходит. Это первое.

Второе: когда я понимаю что человек исполнитель, я должен понять, что он ребенок. Вот когда ребенок хулиганит, я могу его наказать, жестко остановить, но испытывать ненависти, раздражения к нему я не могу, я не имею права. Так вот когда я понимаю, что мы все дети в любом возрасте, будь то старик, будь то юноша или девушка, будь то преступник, будь то святой - мы все дети. А раз мы дети, значит, внутреннее отношение должно быть таким: с любовью и где-то периодически жесткость. Но осуждение уже легче остановить. С осуждением все-таки более-менее понятно.

Вот для многих тема непроходимая это уныние. У меня была ситуация: пациентка - у нее идет тема уныния достаточно сильная. А я на приеме всегда предупреждаю: у женщин самое опасная тема это даже не осуждение других. Дело в чем: концентрация на сознании дает осуждение, гордыню. Концентрация на желаниях дает уныние, нежелание жить. Так вот, мужчина концентрируется больше на сознании, поэтому у мужчин больше в сторону гордыни идет, агрессивность.

Почему Ева создана из ребра Адама? Пространство создает вещество, дух создает материю. Мужчина - духовное начало, женщина - материальное. Поэтому у мужчины тенденция осуждать, концентрироваться на духовности выше. Мужчина сконцентрирован на чем? Реализация духовности, планов, идей, работа и т.д. Женщина больше сконцентрирована на семье - это тема желаний чувственности и значит тема уныния.

Так вот когда у женщины идет уныние это больше бьет не по ней, а по потомкам. И потом оно возвращается. Поэтому если женщина испытывала по жизни сильные моменты депрессии, уныния, неверия в себя, то потом это выходит достаточно серьезно. Я предупреждаю всех, если вы хотите помочь детям вы должны снять главные моменты агрессии к детям, т.е. к будущему, дети - наше будущее. Агрессия к будущему идет через осуждение и уныние.

Вот все это я ей объясняю. Через день два у пациентки начинается, я ее предупредил: «Вы знаете внешний фон претензий, когда уйдет поверхностный слой, сознание, гордыня выйдет чувственность, выйдет тема ревности уныния. И вот тогда выйдут проблемы». Проходит день-два и я это вижу. Я ей звоню и говорю у вас идет уныние. Она говорит, я чувствую - исправиться не могу.

Я пытаюсь ей помочь и вдруг до меня доходит, я ей говорю, вы знаете что такое уныние - это неверие в себя, неверие в свои желания. Если вы чего-то хотите, это уже на тонком плане исполнилось. Оказывается, наши желания глубинные они приходят к нам из будущего. Т.е. они уже где-то осуществились или могут реально осуществиться. Поэтому что получается? Мои желания связаны с моей жизнью. Если я чего то хочу, и я верю в это, я знаю это можно реализовать, этого можно добиться и т.д. Я от своих желаний не отказываюсь, я не отказываюсь от себя от своей жизни. Это называется оптимизм.

Пессимизм это неверие в свое будущее, неверие в свои желания. И значит, это разрушение своего будущего. Значит, что получается. Понятие настоящего это иллюзия, на самом деле идут два потока времени: один из будущего один из прошлого. Вот мы сейчас находимся в настоящем, но мы состоим из прошлого из будущего. И вот если мы не верим в себя в будущем, мы разрушаем ту структуру нашего «Я» наше временное тело в будущем. Поэтому уныние это самоубийство себя на тонком плане, разрушение своего будущего. Поэтому уныние это разрушение тонких структур будущего, а там наши потомки. Если у человека есть уныние, неверие в себя, если он плохо говорит о своем будущем, то тогда он разрушает не только себя, но и своих потомков.

Поэтому я после этого стал говорить: никакой критики в собственный адрес быть не может. Т.е. вы должны себя любить как ребенка. Вы несовершенны, ваше тело, ваше человеческое «Я» несовершенно. Вы его должны воспитывать. Если ребенок ошибается, спотыкается, чего-то не может мы же не станем руки в боки и не начнем его обвинять, осуждать и т.д. Мы будем ему помогать. Мы будем его учить, вот также мы должны учить себя, свою душу, воспитывать ее, если мы совершаем грубые промахи, значит, мы просто несовершенны. Совершенство приходит через любовь.

Значит, насколько мы понимаем несовершенство и работаем над ним, настолько мы развиваемся. Поэтому критиковать себя НЕЛЬЗЯ! Критиковать свою судьбу нельзя тем более. Потому что наша судьба - это наши желания наша жизнь только БОЛЬШЕГО масштаба, чем одна жизнь.

Вот у меня недавно вышла тема судьбы, я писал в 7-ой книге, я не понял, причем тут судьба, потом понял: оказывается понятие судьба это те же желания и жизнь только на гораздо большем масштабе. Что из этого следует. Простой вывод, если скажем, у кого-то из вас были моменты жалоб на судьбу, недовольство судьбой достаточно долго, то вы дали зависимость от желаний и жизни огромного масштаба. И значит, в этой жизни у вас будут идти постоянно проблемы и в отношениях, и в работе, и в чем угодно, т.е. одна из самых больших опасностей которую может допустить человек это жалоба на судьбу. Поэтому я сейчас пациентам говорю, вы пришли на прием, первое что начинаете, снимайте недовольство своей судьбой. Какая бы она не была, не стройте вашу судьбу по вашим желаниям, по вашему сознанию. Ваша судьба именно такая, чтобы ощутить ваше Божественное «Я». Причем она именно такая, какая она ему нужна. Вот когда мы это понимаем - мы видим божественную волю.

Когда мы недовольны своей судьбой, значит, мы хотим ее сделать по своему образу, по своему усмотрению, а это уже концентрация на своих желаниях на своем сознании. А поскольку судьба это колоссальное масштабное образование, она связана с подсознанием, то когда мы нашим сознанием пытаемся бороться с нашим подсознанием то сознание лопается как мыльный пузырь. Потому что в нашем подсознании неимоверно большое количество информации. Подсознание мудрее нашего сознания ВСЕГДА. Иногда оно бывает замутненным - сигналы идут неверные. НО, через подсознание мы выходим на контакты с прошлым, настоящим и будущим. Поэтому недовольство судьбой, когда человек себе это позволяет это уже большая проблема.

Для того чтобы облегчить человеку задачу, чтобы он снял недовольство судьбой, я ему говорю простую вещь: вот смотрите человек это клетка, Вселенная управляется Богом. Как бы мы его называли творец, есть был и будет и все исходит из него. Насколько мы чувствуем его волю, насколько мы ощущаем его через чувство любви, настолько мы в гармонии. Значит, мы выходим из творца, мы все божественны по своей сути. Мы все на тонком плане часть Божественного. Мы устремляемся к Богу и реализуем это на тонком плане и затем, когда все это реализуется мы вернемся опять назад и мы сольемся в божественном. Т.е. мы вышли из Бога, мы стремимся к Богу и мы вернемся к Богу.

Значит что получается? Любой из нас каким бы он ни был, он божественен по своей сути и результат у всех будет один. Мы все вернемся туда. Значит любая ситуация происходящая с каждым из нас ведет к Богу. Часто она рушит человеческую логику. И то что нам кажется хорошим, вдруг разрушается. Но, через обретения и потери мы с каждой жизнью накапливаем запасы Божественной любви. Поэтому мы обречены прийти к Богу.

У каждого из нас любая ситуация ведет к Богу, только это нужно понять и прочувствовать. Если мы это понимаем, если мы видим Божественную волю во всем, тогда нам легче сохранить чувство любви. И тогда то что считалось неприятностью и несчастьем, становится рычагом к развитию.

То есть вот ползет муравей и перед ним дом. Для него это что-то неизмеримо большое и колоссальное которое не обойти, не объехать. Летит человек на самолете, смотрит на этот же дом сверху, для него это какая-то песчинка которую сложно различить. Дом не изменился, но есть две точки зрения: первая и вторая.

Так вот часто люди у которых человеческое заслоняет все, они на любую проблему смотрят как на гигантский дом который невозможно обойти. И тогда начинается что? Если это невозможно, значит начинается депрессия, уныние, программа самоуничтожения. Так вот все наши желания исходят из Божественного. Пока они не начинают зависеть от внешнего, в них нет агрессии и все эти желания исполнимы.

Желания тормозятся тогда, когда они уже зависят от чего то, и они начинают наполняться агрессией. Тогда суть желания остается, а поверхностная форма разрушается. И наше желание не сбывается. Но, не сбывается поверхность, а внутреннее состояние любого желания всегда исполнимо, потому что наши желания по сути, мы так устроены, мы обречены быть так устроенными наши желания все устремлены к любви и к Богу. Это закон Вселенной. Поэтому в самой сути любого желания лежит устремление к Богу. И поэтому когда мы видим крах поверхностного слоя желания и считаем что желание по сути развалилось, мы даем программу отречения от Бога.

Тот человек который привык внутренне прощать, и не испытывать уныния этот человек понимает: его желание всегда исполнится, потому что у нас у всех одно желание прийти к Богу и реализоваться в Божественном. А вот поверхностные слои желания, да они будут разрушаться, не исполняться - ничего страшного в этом нет. Значит, еще раз хочу подчеркнуть, для того чтобы скажем так быть счастливым, а счастье это здоровье, это гармонические отношения с людьми, это в конечном счете развитие и укрепления желаний и жизни. Нужно никогда не отрекаться от тех корней которые питают наши желания нашу жизнь. Эти корни божественны. Мы их познаем через чувство любви.

Гордость и Гордыня - веточки одного корня, да плоды на них разные…

Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм (Толковый словарь).

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. В гордыне человек не благодарит Бога за всё то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).

Другими словами, гордыня - это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то всё равно Бог, это только в моём представлении всё как-то по-другому. Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я всё время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об неё биться всё время.

Все религии признают это качество одним из самых серьезных смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в черном списке грехов.

Но, тем не менее, разглядеть её в себе порою очень сложно. Потому что грань различия между гордостью и гордыней иногда очень тонкая. Как говорится "Уважая своё я - вы можете не заметить, как плюете в души окружающих вас людей… чрезмерно уважаемое эго - это и есть гордыня."

«Гордыня предшествует падению.» (Английская поговорка)

Итак, как говорится, врага нужно знать в лицо. И тщательно изучая признаки гордыни, мы можем начать медитировать на них и отслеживать их проявления в нашем сердце. Это очень поможет нам развивать благоприятные качества, такие как смирение, уважение, и будет способствовать гармонизации наших отношений с этим миром и укреплять нас на духовном пути. Потому что наша гордыня помогает нам видеть в людях плохое и мешает увидеть хорошее.

"Спящие грезят о собственной значительности. Пробужденные же становятся проводниками значительности мироздания для всё ещё спящих."

Данный список "отличительных" признаков гордыни составлен по семинару Шри Джишну прабху (Сергея Тимченко) «54 признака гордыни».

Гордыня - это:

1. Непреложность того факта, что ты всегда прав. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
3. Чувство собственной важности.
4. Унижение себя и других.
5. Мысль о том, что ты лучше других, хвастовство.
6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
8. Контроль за ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
9. Надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
10. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
11. Непозволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
12. Привлечение к себе внимания.
13. Болтливость или разговоры о своих проблемах.
14. Обидчивость.
15. Излишняя чувствительность или бесчувственность.
16. Чрезмерная занятость своей персоной.
17. Мысли о том, что другие думают или говорят о тебе.
18. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
19. Ощущение своей никчемности.
20. Отказ измениться или мысль о том, что тебе не стоит изменяться.
21. Непрощение себя и остальных.
22. Разделение людей на иерархические уровни - кто лучше или важнее,
затем поведение в соответствии с иерархией.
23. Мысль о том,что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу.
24. Брать на себя непосильную работу.
25. Недоверие к людям, Богу, Посланникам и Владыкам.
26. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
27. Мысль о том, что ты выше закона и есть особый сын Бога.
28. Сотворение кумира из себя и из других.
29. Работа сверх всякой меры, т.е. столько, что физическое тело не выдерживает.
30. Изменение манеры поведение в зависимости от того, с кем говоришь.
31. Неблагодарность.
32. Игнорирование "малых людей".
33. Невнимание.
34. Неосознание своей гордыни и духовных проблем.
35. Наличие раздражительного тона.
36. Повышение голоса в злобе и досаде.
37. Мысль о том,чтобы проучить кого-либо, или речь о третьем лице в унизительном тоне.
38. Неподчинение воле Бога.
39. Недостаток самоуважения.
40. "Что ты мог бы для меня сделать?".
41. Безрассудство и безумство.
42. Наличие отношения "мой брат есть хранитель меня", обратная позиция "я есть хранитель моего брата".
43. Нечестность по отношению к себе и другим
44. Неспособность пойти на компромисс.
45. Желание всегда оставить последнее слово за собой.
46. Нежелание делиться своими знаниями с тем, чтобы иметь возможность контроля.
47. Невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему. Невнимание к своей душе.
48. Мысль о том,что ты должен это сделать, т.к. никто другой не сможет сделать это лучше.
49. Указание на ошибки другого в тоне осуждения.
50. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль и действие).
51. Предубежденность к людям в зависимости от внешнего вида, цвета кожи и пр.
52. Гордость от занимаемого положения.
53. Чрезмерное уважение к себе.
54. Сарказм.

Гордыня и гордость. Вроде бы одно и то же. Раньше определить разницу я бы не смог, теперь она мне стала понятна.

Воинов ведут три дня через пустыню, а затем подводят к воде.

Одни жадно кидаются и пьют, забыв обо всем, а другие делают это спокойно и с достоинством. Эти и победят в бою. Для них духовные принципы выше потребностей тела. А воин в бою побеждает силой духа, а не силой тела. Таких людей я и называю гордыми. Гордость это неподчинение ситуации, которая требует интересы тела поставить выше интересов духа, то есть не среда должна подчинять меня, а я должен подчинить себе среду, исходя из своих духовных принципов. Человек состоит из двух противоположных сущностей. Его физическая оболочка устремлена к земному, она и должна противодействовать и подчинять себе окружающую среду. Наша внутренняя духовная оболочка устремлена к Вселенной и к Богу. И вот она-то должна во всех земных проявлениях видеть Божественное. Внешнее неприятие ситуации дает развитие, внутреннее неприятие приводит к деградации. Мышление человека всегда являлось диалектическим процессом, но степень напряженности противоположностей для каждого времени была различной.

Человек либо не принимал ситуацию на всех уровнях, либо проповедовал принятие любой ситуации. Каким же образом достигалось диалектическое мышление? Человеку с детства твердили истины, ориентирующие его духовные структуры. Люби Бога, а все земное это грешно. Дали по одной щеке, подставь другую, то есть воспитание человека начиналось с принятия любой ситуации как данной Богом. Человек подрастал, понимал, что при таком восприятии что-то создать, чего-то добиться невозможно, и приходил на неприятие и неподчинение ситуации. Сложилось странное, казалось бы, положение. Религия призывала к послушанию и смирению, и с детства это внушалось, но люди поступали наоборот, и, вроде, все были довольны. Это и создавало основу диалектического восприятия мира. Человек по инерции нес в своих тонких духовных структурах принятие ситуации, а снаружи жизненный опыт заставлял его делать противоположное. Таким образом, хотя модели диалектического мышления не было, сама ситуация была диалектичной. Так и в Библии та информация, которая не могла быть дана общим понятием, давалась ситуацией, взаимодействием поведенческих элементов. Самый яркий пример распятие Иисуса Христа. Эту информацию об абсолютном принятии Божественного невозможно было в то время выразить заповедями или притчами. Жизнь, события сами по себе диалектичны, но для того, чтобы создать мышление, которое вберет в себя диалектику, нужно подняться выше над этими событиями, связать их воедино. А такое возможно лишь при полном их внутреннем принятии. Это тот способ мышления, который называется внутренним смирением.

Таким образом, смирение есть высшая техника развития духа.

Философия является наукой, обобщающей все явления видимого мира. Для этого необходимо абсолютное принятие любого проявления, как части единого целого, а это возможно лишь при ощущении единого целого и устремлении к нему. Это и есть вера в Бога. В основе философии лежит религия. Философия, давая концепцию мира, рождала набор средств, методов, приемов, которые становились наукой, и, следовательно, все значительные интеллектуальные достижения человечества рождались из устремления к тому великому, неделимому, непроявленному, что нас создало, создало наши тела и наши души. Сейчас наступает время, когда диалектические ситуации должны увенчаться диалектическим мышлением, то есть источник развития должен быть перемещен внутрь.

Когда жизнь толкает меня к развитию, это диалектическая ситуация. Когда я сам, что-то поняв, иду вперед, это диалектическое мышление.

Религия с детства давала человеку ощущение контакта с Богом через смирение. Главным авторитетом здесь были вера и непререкаемость духовных постулатов. Вера обращена к душе человека, минуя сознание. Но именно сознание человечества в последние несколько столетий настолько выросло, что сейчас воспитание человека невозможно без ориентации на сознание. Значит, приучить сейчас ребенка с помощью веры к смирению становится все менее возможным. Отсюда следует, что элемент неприятия ситуации внешне и внутренне будет значительно усилен, контакт со Вселенной резко уменьшен и человечество становится нежизнеспособно.

Единственное средство приобщить ребенка к смирению с детства обращаться не только к его душе, но и к разуму. Это означает, что религия должна стать наукой. Без этого соединения, без создания диалектической системы мышления человечество не войдет в завтрашний день. Для создания такого мышления от любого человека требуется снять то, что мешает выйти на смирение, принятие мира и познание его. Это неприятие событий в форме ненависти, обиды, сожаления, презрения и осуждения. Мы сейчас все больны духовно, независимо от того, больны наши тела или нет. Поэтому работа над своим духовным багажом, над своим восприятием мира необходима каждому из нас. Меняя свое восприятие мира, мы меняем свое мировоззрение, а именно мировоззрение меняет нашу судьбу, нашу карму в самом широком понимании этого слова.

Итак, гордыня и гордость. Незнание правил духовного поведения создает все больше проблем на физическом плане. Недавно я со своей семьей был на базе отдыха. Вышел утром, чтобы занять очередь за билетом в сауну. В это время подошла женщина и стала просить у администратора разрешения позвонить в город. До меня долетали обрывки фраз: "…полное обезвоживание…воду пить не может…его тошнит, перепробовала все: и марганцовку, и уголь… отравление очень сильное…врачей нет… что делать, помоги, посоветуй", обращалась она к кому-то по телефону.

Женщина положила трубку и отошла. Я предложил помощь, женщина согласилась, и мы поднялись к ней в номер. Я посмотрел мальчика.

У Вашего сына нет отравления. Понос, рвота это только внешние признаки. Причина совершенно в другом. Это мощная программа агрессии, направленная против отца. Мальчику сейчас четырнадцать лет, и его нынешнее восприятие мира весьма сильно будет определять всю последующую жизнь. Именно сейчас нужно остановить все опасные программы, которые могут деформировать душу, а затем и тело. Включается механизм блокировки, а именно, болезнь или временное нарушение функций, в данный момент желчного пузыря и поджелудочной железы. Агрессия против отца пришла от Вас. Жена, которая обижается и осуждает мужа, программирует детей на осуждение. Дети получают программу уничтожения отца, но уже многократно усиленную. Ваша душа зацеплена за земные сущности, а очистить душу, приклеенную к Земле, можно смертью, болезнью или несправедливыми обидами, идущими от близких людей. Вам дали самый щадящий вариант, но у Вас большая гордыня, то есть неприятие травмирующей ситуации, и вместо того, чтобы принять очищение, Вы давали агрессию, которая, увеличившись, передалась сыну.

Я объяснил ей, как надо молиться и снимать агрессию.

Ее ответ меня удивил: А я ведь даже не подозревала о том, что гордыня это плохо.

Через несколько часов я опять зашел к ним в номер. Женщина сказала, что после нашего разговора сын смог выпить воду, его уже не тошнило. Он спокойно уснул и проспал до обеда. На следующее утро женщина сама подошла ко мне и спросила, что ей дальше делать: везти сына в город или нет. У мальчика исчезли даже малейшие симптомы болезни. Я сказал, что он здоров не только внешне, но и внутренне, так что беспокоиться незачем.

Я разговариваю с женщиной, у которой достаточно сложное заболевание.

Ваши проблемы связаны с тем, что Вы свою телесную оболочку поставили выше духовной. Если обычный человек ревнует, это потом ему дает болезнь. Гордый человек, ревнуя, откровенно желает объекту ревности смерти и умирает сам. Если бы Вы получили мужа, который носил бы Вас на руках. Вам не позволили бы, зачерняя душу, прилипать к гордыне и семье. Спасти Вас и Ваших детей можно мужем, который унижает Вашу гордыню, обижает Вас и нарушает стабильность в семье. Но Вы это принять не хотите, поэтому зацепились еще сильнее и передали это все детям и внукам.

Но как же это принять, с болью сказала она, когда он просто издевался надо мной? Что, надо было сложить руки и смириться с этим?

Он здесь ни при чем, благодарить надо Бога, а если будете благодарить человека, то это мазохизм. Снаружи Вы могли действовать как угодно, хоть тарелку разбить об голову, так как Ваше общение снаружи это общение с человеком, внутри же Вы общаетесь с Богом. А там должны быть только любовь и благодарность. Но поскольку человек не чувствует, как сознательная агрессия переходит в подсознание, то лучше, особенно сначала, не проявляйте внешней агрессии, то есть абсолютно все принимайте как данное Богом.

Так значит, получается, что он меня унижает, оскорбляет, а я должна радоваться? Это дико и несправедливо!

А разве может быть гуманность по отношению к раковой клетке?

У нас нет глаз, которые бы видели, что творится с нашей душой.

Такое зрение было лишь у святых. Вот представьте, человек тонет, его хватают за волосы и тянут из воды. Он от ужаса хватается за спасающего и мешает ему. Когда он понимает, что этим его спасают, то снимает агрессию. В христианстве это называется смирением. Сейчас наступило время, когда даже смирения мало. Нужно не просто принимать боль, но радоваться, что она спасает душу и тело, конечно, тоже. Внутренне, идя навстречу боли, не просто смиренно принимать боль, а помогать спасать этим тело. Нашим спасителем является Бог, а мы его помощники в очищении наших душ, когда в молитве заранее принимаем все унижения и неприятности для нашего тела, через которые и очищается наша душа. Чем больше страданий примет душа, тем меньше их останется телу.

Так что же, жить без эмоций? Что за жизнь тогда?

Нет. Жить надо с эмоциями. Только внутри счастье и сияющая любовь, а снаружи соответственно ситуации. Если снаружи Вы унываете и огорчаетесь, то внутри у Вас должны быть только радость и любовь. Все земное подлежит разрушению, а духовное нет. Нам больно, когда разрушается тело. Поскольку наши тела принадлежат Земле, то мы будем болеть, мучиться и умирать. Но есть мучения, а есть страдания. Умение понимать, что все земное подлежит разрушению, это умение не прилипать намертво к Земле и поставить точку опоры не на земное, а на любовь к Богу. У древних римлян существовал обычай: в разгар пира и веселья раздавался барабанный бой и на носилках в зал вносили полуистлевшую мумию. Несколько минут все в молчании смотрели на нее, потом мумию уносили, и веселье продолжалось. Древние умели веселиться и знали в этом толк, но они видели и знали, что происходит с человеком, забывшим о том, что точку опоры нельзя ставить на земное.

Наш разговор продолжается. Я вижу, что какая-то проблема мучает женщину. Она рассказывает: Сейчас я не замужем. У меня есть любимый человек, но он женат, поэтому я не хочу встречаться с ним. Но он звонит, настаивает на встречах. Я понимаю, что, встречаясь с ним, совершаю грех, и, видимо, мои проблемы в значительной степени связаны с этим.

Да, это связано, только Ваш грех заключается в том, что Вы хотите раздавить свою любовь и отвернуться от человека, которого любите. Внутри больше думаете не о грехе, а о Ваших амбициях, гордыне и желании иметь стабильные отношения. Женщине, которая зацеплена за отношения и за гордыню, дают любовь к женатому человеку, потому что именно эта ситуация уничтожает гордыню и кумирство семьи, благотворно влияет на ее душу.

Фундамент любви находится на Небе, фундамент амбиций на Земле. И когда земное пытается подмять Божественное, за это человек расплачивается. Любовь выше приличий, семьи, материальных благ, предательства и всего остального. Одна женщина сказала мне, что у нее нет любви потому, что ее предали. Я ответил, что вряд ли это была любовь, потому что предательство очищает любовь, а не убивает ее. Истинная любовь не зависит ни от чего земного, и поэтому разрушение земного не может убить ее, а предательство это разрушение отношений, истинной любви оно повредить не может.

Человек живет, исполняя долг перед Богом и перед другими людьми. Но когда долг перед Богом вступает в противоречие с долгом перед людьми, человек, желающий иметь здоровую душу, здоровых детей и потомков, не задумываясь, должен предпочесть долг перед Богом. Желание поставить долг перед людьми на первое место быстро превращается в свою противоположность.

Так, при социализме, для спасения рабочего класса убивали тех, кто не принадлежал к этому классу, а затем, чтобы восстановить справедливость, идея убивать одних, чтобы дать жить другим, реализовалась как убийство и тех, и других. Когда счастье пытаются построить, исходя из земного, то есть на основе классовых, расовых, кастовых, имущественных и других идей, это кончается ускоренным распадом земного. Чем сильнее клетка замыкается на себе, тем быстрее она погибнет. Любовь это то чувство, которое не позволяет нам прилипнуть к Земле, и только человек, во имя любви поднявшийся над расовыми, классовыми, имущественными, физическими и другими барьерами, может обрести истинное счастье, которое суждено человеку на Земле.

У меня на приеме женщина с сыном лет двенадцати. Она попросила мальчика выйти и заговорческим голосом объясняет: Знаете, у меня жестокий сын, у него большая агрессия по отношению к людям. И когда он злится, то все время кричит, что он сын дьявола, и вообще что-то с его душой странное происходит.

Я внимательно смотрю на женщину и задаю вопрос.

Как Вы думаете, а почему это случилось, с чем это связано?

Она пожимает плечами.

Ну, какие-то черные силы вселились, про это везде сейчас пишут.

А если подумать? улыбаюсь я. Она тоже улыбается, но вдруг улыбка сходит с ее лица.

Это я причина, что ли?

Не Вы, а Ваше неправильное отношение к событиям. У Вас слишком большая гордыня и желание свои способности, душевные качества, мудрость поставить выше Бога, которое проявлялось в десяти поколениях по женскому роду. Все женщины Вашего рода считали себя выше, талантливее, порядочнее мужчин. Ваше презрение и высокомерие по отношению к мужу у детей превращается в высокомерие по отношению к отцу. Это рождает огромную гордыню.

Особенно опасна здесь зацепка за мудрость, презрение к глупым.

Вот она-то и порождает дьяволизм. Дьявол это ангел, который решил, что он умнее Отца. Для того, чтобы очистить Вашу душу и душу Вашего сына, муж должен был унижать Вас в гордыне, мудрости, душевных качествах, то есть называть Вас глупой, дурой, непорядочно к Вам относиться, ставить Вас в глупые ситуации.

Женщина смотрит на меня и медленно произносит: Но это было так тяжело принять.

Конечно, болеть, умирать и рожать несовершенных детей гораздо легче. Сейчас от того, насколько Вы измените свое отношение к прошлому, настоящему и будущему, зависит судьба Вашего сына. И еще один важный момент. Гордый человек всегда обидчив и раздражителен. Научитесь использовать каждую ситуацию, унижающую Вас, для очищения. Я научу Вас приему, который очень хорошо помогает. Вас грубо толкнули мысленно просите прощения. Вам наступили на ногу просите прощения. Вас оскорбили словом мысленно просите прощения. Это только кажется странным, а на самом деле все очень просто. Внешняя агрессия против Вас всегда порождается Вашей внутренней агрессией. И чем меньше агрессии Вы даете в ответ, тем быстрее закрывается Ваша подсознательная агрессия. Когда Вы мысленно просите прощения у Бога за человека, грубо толкнувшего Вас, это означает, что Вы просите прощения за подсознательную, внутреннюю агрессию, которая вызвала внешнюю, за то, что спровоцировали своей внутренней агрессией внешнюю.

Ко мне пришла женщина, которая начала свой рассказ несколько необычно.

У меня все нормально со здоровьем, только как-то все не складывается. А в последнее время появилось желание бросить все и уйти в монастырь.

Смотрю поле на тонком кармическом уровне и вижу мощнейшую программу самоуничтожения, в три раза превышающую смертельную.

Странно, человек говорит о каких-то неудачах, а сам не жилец.

Смотрю на более плотный слой полей, связанный с телом. Тело обернуто защитным коконом и как бы запечатано знаком Божественного. Смотрю причины подстраховки души будущих детей находятся в ее поле. Духовность и добродушие позволяют реализовать эту защиту. Смотрю, к чему прилипает ее душа на Земле: любимый человек, гордыня, мудрость, положение в обществе, благополучная судьба.

В прошлой жизни жила на юго-западе США. В принципе, она давно уже должна была умереть, слишком сильно зацепилась за земное в прошлой жизни. Но смерть, недостаточно очистит ее душу, и ее дети не родятся в следующей жизни. Значит, ее нужно защищать от смерти, с одной стороны, и давать частые неудачи, неприятности, с другой стороны. Земное, которое она стала любить больше Бога, должно стать для нее невкусным. Поскольку она человек добродушный и духовный, неприятностями и несчастьем ее можно очистить достаточно хорошо, не прибегая к более сильным воздействиям. В этой или следующей жизни дети хотят появиться на свет, а для этого душа матери должна быть достаточно чистой.

Обиды, ссоры, неприятности являются здесь идеальным средством.

Недавно у меня на приеме была женщина, у которой зацепка за любимого человека, за семью, и соответствующая ей ревность.

Программа уничтожения мужа перешли за красную черту. Поскольку муж человек очень гармоничный, вся эта агрессия должна была вернуться к ней и убить ее. Был бы рак груди или рак матки. Но поскольку она человек духовный и добродушный, то сверху пошла подстраховка, ее программа была обездвижена и как бы обернута.

Но никакая подстраховка не может быть вечной, это только отсрочка в расчете на то, что человек сумеет выбраться на правильный путь. У женщины эта защита стала слабеть, пошли эндокринные нарушения. Я ей стал объяснять, что неправильное отношение к обидам, ссорам и неприятностям, непонимание того, что все земное может быть только средством, но никак не целью, может привести ее к более серьезным проблемам.

Чувство любви к человеку важнее этого человека. Человек не цель, а средство, когда дело касается любви. Когда мы любим другого человека, то мы, в первую очередь любим то, чем он реально является: духовной, полевой структурой. А его физическую структуру, которую мы обычно называем человеком, мы любим так же, как одежду любимого человека, которая напоминает нам о нем. Когда мы не видим душу человека, его истинную сущность, являющуюся частью Божественного, у нас может появиться искушение зацепиться за физическую оболочку. Когда я говорю, что Бога люблю больше, чем любимого, это означает, что духовное в этом человеке я люблю больше, чем физическое. Такая любовь не рассыпается, не исчезает, когда любимый человек теряет руки или ноги, уродует лицо, прикован к постели на многие годы или умирает. Такая любовь не гаснет, когда коверкается душа человека и он становится душевным инвалидом, потому что она не зависит от земного. И такая любовь ведет нас к Богу.

Один молодой человек был на грани смерти из-за того, что отрекся от девушки, которую любил, и попытался завязать отношения с другой.

Вторую я больше полюбил, у первой характер отвратительный, она мне только нервы портила.

Ты убеждаешь себя, что любишь ее, и поступаешь как девушка, которая уверяет себя, что любит человека, хотя выходит за него замуж потому, что он богатый. Твои чувства к этой девушке корыстны и любовью не являются.

Ничего подобного, ответил он мне, мне плевать на деньги, на любые материальные блага, когда это связано с ней.

Есть блага нематериальные, но тоже земные. Скажи, чем она отличается от первой?

Первая меня совершенно не понимала и только портила настроение, а вторая меня понимает. И вторая, вообще, более умная.

Ум это тоже капитал и поважнее, чем деньги. Ты вторую любишь из-за того же денежного богатства, только деньги у тебя по-другому выглядят. У тебя зацепка за мудрость и гордыню, близкая к смертельной. Поэтому тебе дают любимого человека, который должен унижать тебя в мудрости, вести себя глупо, не понимать тебя. Мучительное очищение ты предпочел легкому и спокойному загрязнению души, поэтому твои шансы на выживание стали падать.

Так вот, объясняю я своей сегодняшней пациентке, все земное должно становиться периодически невкусным, чтобы мы вспоминали о Боге. Как правило, мы вспоминаем о Боге или перед смертью, или когда несчастья идут вереницей. Для того, чтобы жить дольше, прежде всего снимите претензии к людям и к себе, и, в первую очередь, нежелание жить.

Так идти мне в монастырь или нет? спрашивает она.

Монастырь для Вас слишком легкий путь. Конечно, благополучная судьба, мудрость и гордыня там будут значительно ограничены, и Ваша душа очистится. Когда уже нет сил подняться над земным, тогда его нужно оттолкнуть от себя, а поскольку у Вас духовный потенциал достаточно высокий. Вы можете делать то же самое, оставаясь в миру. Но для этого нужно очистить душу от той грязи, которую Вы нажили, не принимая очищение, идущее к Вам в форме унижений, ссор и неприятностей по судьбе.

Женщина задумывается.

У меня была любовь, которая изменила всю мою жизнь. Я поменяла место работы, сейчас работаю в крупной фирме, поменяла профессию, стала просто другим человеком, и все это из-за любви. Все, что я делаю, все мои успехи это попытка быть похожей на любимого человека, достичь его уровня. Но меня постоянно преследуют неудачи. Скажите, в чем здесь дело?

Если бы Вы стремились к успеху, развитию ради себя. Вы могли бы погибнуть, поскольку стали бы еще сильнее прилипать к земному, а когда Вы это делаете для других, это дает Вам хорошую блокировку. Точно так же, если деньги для Вас цель, и они нужны Вам для личного счастья. Вы их потеряете, а если они нужны Вам как средство, чтобы помочь другим. Вы их можете иметь в любом количестве. У Вас успехи имеют земную цель, поэтому идет развал. Ваша душа, по инерции идущая из прошлой жизни, прилепляется к благополучной судьбе, мудрости, имиджу. А Вы при этом вместо того, чтобы принять и очиститься, не хотите жить, то есть впадаете в уныние. Благодарите Бога за эти неприятности. Лекарство прекрасное, хотя и противное.

Аура женщины начинает переливаться золотистыми и серебристо-зеленоватыми оттенками. Можно будет через месяц встретиться и подвести итоги.