Из чего состоит земля презентация. Презентация земля, ее развитие как планеты

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Планета земля" (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Астрономия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 3

Земля – планета Солнечной системы

Наша планета Земля – одна из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца. Это огромный шар, оболочка которого состоит из твёрдых горных пород, а сердцевина – из плотного и горячего металла. В отличие от других планет Солнечной системы Земля окружена газовой оболочкой – атмосферой, а большая часть её поверхности покрыта водой. Благодаря этим условиям на нашей планете возможна жизнь.

Слайд 5

Растительность и животный мир на Земле

На планете Земля очень много красивых, лечебных, вкусных, полезных растений, так же как и животных. Берегите их! Дорожите ими!

Слайд 7

Вращение Земли

Земля постоянно движется вокруг Солнца по замкнутой эллиптической(овальной) траектории – орбите. Она движется со скоростью 30 км в секунду и проходит всю орбиту за 365 дней с четвертью, то есть за один год. Длина земной орбиты – 958 миллионов километров. Вращаясь вокруг Солнца, Земля одновременно оборачивается вокруг своей оси. Земная ось – это воображаемая линия, соединяющая Северный и Южный полюса. Земля совершает полный оборот своей оси каждые 24 часа. По мере того как земля вращается, одна ее часть освещается солнцем, и там наступает день, а другая находится в тени – там настает ночь.

Слайд 8

Жизнь на Земле

Земля находится на идеальном расстоянии от Солнца: здесь не слишком жарко, как на Венере, и не слишком холодно, как на Марсе. При такой температуре способны развиваться самые разные формы жизни, от крошечных бактерий до человека Жизнь на земле появилась миллионы лет назад. Возникли первые примитивные растения, которые начали выделять кислород. Постепенно в атмосфере накопилось достаточно кислорода, чтобы им могли дышать животные.

Слайд 9

Факты о Земле

Возраст: около 4 550 млн.лет Диаметр: 12 417 км (расстояние от Северного до южного полюса через центр Земли) Окружность: 40 076 км (по экватору) Площадь морей и океанов: около 362 млн. кв. км – 71 процент всей земной поверхности Самая высокая гора: гора Эверест в Азии, 8848 м над уровнем моря Самая глубокая впадина: Марианская впадина в Тихом океане, глубина 11034м Самое жаркое место: город Аль - Азизия в Ливии – в 1922 году там была зарегистрирована температура +57,7 C Самое холодное место: станция Восток в Антарктиде – в 1983 году температура опустилась до -89,2 С

Слайд 10

Слайд 11

Более 70 процентов поверхности Земли покрыто водой. Примерно 97 процентов всей воды на планете – это солёная вода морей и океанов. Оставшиеся три процента – это пресная вода в реках, озёрах и ледниках. Обычно мы можем видеть лишь поверхность океанов, а ведь они не только обширны, но и глубоки: средняя глубина Мирового океана составляет 5 000 метров, а некоторые океанские впадины уходят на глубину 11 000 метров. Благодаря такому количеству воды на планете поддерживается климат, пригодный для жизни. Вода постоянно совершает круговорот: она испаряется из озёр, рек, морей и океанов, превращается в водяной пар из которого образуются облака, а из облаков вода возвращается обратно на землю в виде дождя или снега. Вода необходима для жизни всем живым существам…

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЛАНЕТЫ. Вокруг молодого Солнца сформировалось дискообразное газово-пылевое облако из звёздного вещества, оставшегося после рождения нашего светила. Со временем в облаке за счёт сил тяготения из частиц пыли Образовались сгустки, которые объединились в небольшие тела - планетезимали. Последние сталкивались друг с другом и иногда слипались. В итоге образовалось несколько крупных тел - пропланет, одна из которых стала ЗЕМЛЯ. Вокруг молодого Солнца сформировалось дискообразное газово-пылевое облако из звёздного вещества, оставшегося после рождения нашего светила. Со временем в облаке за счёт сил тяготения из частиц пыли Образовались сгустки, которые объединились в небольшие тела - планетезимали. Последние сталкивались друг с другом и иногда слипались. В итоге образовалось несколько крупных тел - пропланет, одна из которых стала ЗЕМЛЯ.


    СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. Масса Земли - 5,976·10 27 г. Масса Земли - 5,976·10 27 г. Площадь поверхности планеты – 510 млн.км 2 Площадь поверхности планеты – 510 млн.км 2 От центра Земли до экватора – 6378 км. От центра Земли до экватора – 6378 км. От центра Земли до полюсов – 6356 км. От центра Земли до полюсов – 6356 км. Длина экватора - 40 тыс. км. Длина экватора - 40 тыс. км.


    АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АТМОСФЕРЫ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АТМОСФЕРЫ. В первые миллиарды лет существования Земли её атмосфера сильно отличалась от нынешней. Изначально она представляла собой смесь азота, углекислого газа и водяных паров. На ранней стадии образования Земли вулканы непрерывно извергали углекислый газ, который, подобно одеялу, согревал молодую планету. Когда стабилизировалась атмосфера, появились первые организмы, способные вырабатывать кислород. В первые миллиарды лет существования Земли её атмосфера сильно отличалась от нынешней. Изначально она представляла собой смесь азота, углекислого газа и водяных паров. На ранней стадии образования Земли вулканы непрерывно извергали углекислый газ, который, подобно одеялу, согревал молодую планету. Когда стабилизировалась атмосфера, появились первые организмы, способные вырабатывать кислород. В течение последнего миллиарда лет концентрация кислорода остаётся постоянной.






    ГИДРОСФЕРА ЗЕМЛИ. Более 70% земной поверхности покрыто водой. Из них около 2% приходится на долю льда, а пресная вода и водяные пары составляют 1%. Поверхность Земли 4 млрд лет назад была настолько горячей, что вода не могла находится в жидком состоянии. Около 3,8 млрд лет назад Земля остыла, и вокруг неё образовалась атмосфера из вулканических газов и водяных паров. Затем водяной пар стал конденсироваться в грозовые облака. На Землю обрушились нескончаемые ливни, которые заполняли углубления в поверхности планеты. Так образовались океаны. После образования океанов на сушу продолжали выпадать дожди, которые вымывали соли из пород выносили их в океан. Вот почему морская вода солёная. В среднем она содержит 3,5% минеральных солей.


    ДРЕЙФ КОНТИНЕНТОВ. Этот процесс называется конвекцией. Перемещение пород мантии заставляет вышележащие континентальные и океанические плиты медленно дрейфовать по поверхности Земли. Твёрдая поверхность Земли состоит из громадных плит океанической и континентальной коры. За счёт поступления тепла из ядра планеты породы мантии, нагреваясь, поднимаются к поверхности и опускается вниз.


    Луна. Луна. Образование Луны. Когда почти образовалась Земля, на неё обрушился метеорит размером Марс. При ударе в космос были выброшены осколки земного материала, из которых, возможно, и образовалась Луна. Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Луч света от её поверхности долетит до Земли за время чуть больше одной секунды. Луна меньше Земли по величине и по массе. Лунный радиус равен 1738 км, а у Земли 6400 км. Масса Луны в 81 раз меньше, чем на Земле. Все предметы на Луне в 6 раз легче, чем на нашей планете.


    ЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ. Первый миллиард лет назад наша планета была безжизненна. Когда зародилась жизнь, неизвестно, но для этого нужны были вода, кислоты и некоторые другие вещества. В результате химических реакций возникли сложные молекулы, способные воспроизводить себе подобных. Такие молекулы могли быть занесены из космоса, но могли и синтезироваться из более простых молекул на Земле под воздействием грозовых электрических разрядов и солнечного света. Из самовоспроизводящихся молекул постепенно образовались простейшие одноклеточные организмы, обитавшие в океанах. Самые древние свидетельства жизни- это окаменелые остатки бактерий и водорослей которым около 3,5 млрд лет. Начиная с простейших организмов жизнь развивалась во многих направлениях. Первый миллиард лет назад наша планета была безжизненна. Когда зародилась жизнь, неизвестно, но для этого нужны были вода, кислоты и некоторые другие вещества. В результате химических реакций возникли сложные молекулы, способные воспроизводить себе подобных. Такие молекулы могли быть занесены из космоса, но могли и синтезироваться из более простых молекул на Земле под воздействием грозовых электрических разрядов и солнечного света. Из самовоспроизводящихся молекул постепенно образовались простейшие одноклеточные организмы, обитавшие в океанах. Самые древние свидетельства жизни- это окаменелые остатки бактерий и водорослей которым около 3,5 млрд лет. Начиная с простейших организмов жизнь развивалась во многих направлениях. Д ДД Две основные ветви развития- это растения и животные.



    Первые люди Одни свято верят в прародителей человечества-Адама и Еву. Человек произошёл от обезьяны (по Дарвину) - настаивают другие. Первые люди были шумеры, утверждают третьи. шумеры. шумеры. Откуда они пришли или хотя бы к какой расе принадлежали, до сих пор не известно. В Междуречье Тигра и Евфрата в Южной Месопотамии 4000 лет до Рождества Христова Появились «черноголовые». Едва расселившись в Двуречьи, шумеры начали рыть каналы, подводить воду к полям, организовывать ирригационное хозяйство, налаживать судоходство. Земли расцветали. Возводились города, обязательно строились храмы с плоскими крышами, без окон. Стены украшались рельефами, которые были выбиты на камне историями жизни шумеров. Эдакие учебники в камне.



    Даже сегодня в 21 веке эти учебники в камне можно было бы смело переиздавать уже на бумаге: тома по фармацевтике и фитотерапии, сборники пословиц и поговорок, энциклопедии по химии, астрономии и математике. Шумеры использовали сложную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел 6 и 10. В современном мире такие стали использоваться совсем недавно, с появлением компьютеров. Даже сегодня в 21 веке эти учебники в камне можно было бы смело переиздавать уже на бумаге: тома по фармацевтике и фитотерапии, сборники пословиц и поговорок, энциклопедии по химии, астрономии и математике. Шумеры использовали сложную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел 6 и 10. В современном мире такие стали использоваться совсем недавно, с появлением компьютеров.


    Клинопись шумеров. Клинопись шумеров. Древнейшей известной письменной системой является шумерская письменность, в дальнейшем развившаяся в клинопись, при которой знаки выдавливались палочкой (стилом) на табличке из сырой глины. Осталось несколько тысяч глиняных табличек исписанных клинописью. Древнейшей известной письменной системой является шумерская письменность, в дальнейшем развившаяся в клинопись, при которой знаки выдавливались палочкой (стилом) на табличке из сырой глины. Осталось несколько тысяч глиняных табличек исписанных клинописью.


    Солнечная система в познании шумеров. Долгое время учёные восхищались познаниями древних шумеров в строении Солнечной системы, указывая только на 2 маленькие неточности: называли Плутон спутником, да утверждали, что между Марсом и Юпитером вращается некая планета Нибиру («Пересекающая»). А недавно астрономы признали: никакая Плутон не планета, а между Марсом и Юпитером действительно некогда проходила орбита большой планеты, от которой остались большие осколки. Сами шумеры верили, что с той самой планеты Нибиру прилетели анунаки. Их родина столкнулась с проблемой экологического характера: атмосфера становилась всё более и более тонкой и жителям грозила смерть от недостатка воздуха.


    Шумеры хотя и были наделены недюжинным интеллектом и изобрели всё что можно было изобрести, - от колеса до государственного устройства, долго на Земле не задержались. От самой древней и загадочной цивилизации мира остались лишь обломки кирпичей, пепел от костров да глиняные таблички.


    Планета Земля На планете Земля люди - гости, Им немного отпущено жить. Миллиарды лежат на погосте, Не дано им бессмертными быть. Но гостить надо тихо, спокойно, И хозяюшку Землю любить, А у нас постоянные войны, Все стараются Землю делить. Катастрофы на нашей Земле: Ураганы, трясенья, цунами Говорят - не живите во зле! Лишь Добро пусть царит между Вами! Постарайтесь понять это люди, И увидишь тогда, человек - Жизнь счастливой и радостной будет, И подольше продлится твой век!

    Развитие Земли
    как планетыЧасть 1 Урок № 4
    “ЛИТОСФЕРА ЗЕМЛИ”

    Вселенная - весь материальный мир

    Происхождение Земли и Солнечной системы

    Вопрос о том, как возникла Земля, занимает умы людей уже не одно тысячелетие. В зависимости от уровня знаний о Вселенной на него отвечали по-разному. Сначала это были легенды о сотворении плоского мира. Затем в построениях ученых Земля приобрела очертания шара в центре Вселенной. Следующий шаг - революционная теория Коперника, которая низвела Землю до положения рядовой планеты, вращающейся вокруг Солнца. Николай Коперник открыл путь для научного решения проблемы “сотворения мира”, которая тем не менее до конца не решена и поныне.
    В настоящее время существует несколько гипотез, каждая из которых имеет сильные и слабые стороны, каждая по - своему трактует развитие Вселенной, происхождение нашей планеты и её положение в Солнечной системе.

    Строение Солнечной Системы

    Меркурий

    Строение солнечной системы

    Земля -
    “младшая сестра Солнца”Первая, по-настоящему серьезная с научной точки зрения, попытка воссоздать картину того, как произошла и развивалась Солнечная система, была сделана французским математиком Пьером Лапласом и немецким философом Иммануилом Кантом в конце XVIII в.. Они обратили внимание на тот факт, что все планеты вращаются вокруг Солнца почти по окружностям в одну и ту же сторону и в одной плоскости.

    При этом Солнце во много раз превосходит все планеты по размерам и является единственным в системе горячим космическим телом.
    Кант и Лаплас были первыми, кто выдвинул идеи эволюционного, последовательного развития природы. Они полагали, что Солнечная система существовала не вечно. Её прародительницей была газовая туманность, имеющая форму сплюснутого шара и медленно…

    Гипотеза возникновения Земли Иммануила Канта и Пьера Лапласа

    … вращавшаяся вокруг плотного ядра в центре. В дальнейшем туманность под влиянием сил взаимного притяжения составляющих её частиц начала сплющиваться у полюсов, вдоль оси вращения, и превращаться в огромный диск. Плотность её не была равномерной, поэтому в диске произошло расслоение на отдельные газовые кольца. В каждом кольце нашлось своё собственное сгущение материи, которое постепенно стало притягивать к себе всё остальное вещество кольца, до тех пор пока оно не превратилось в единый газовый сгусток, вращавшийся вокруг собственной оси. Этот газовый шар, в свою очередь, повторил, как бы в миниатюре, путь, который прошла туманность в целом: поначалу в нем выделилось плотное ядро, окруженное кольцами. Впоследствии ядра остыли и превратились в планеты, а кольца вокруг них - в спутники.

    Иммануил Кант

    Пьер Лаплас

    Гипотеза возникновения Земли
    Иммануила Канта и Пьера ЛапласаОсновная часть этой туманности сосредоточилась в центре и стала Солнцем Таким образом, если применить к небесным телам степени родства, по гипотезе Канта - Лапласа, Земля является “младшей сестрой Солнца”.

    Земля - “пленница Солнца”

    Несколько иначе представлял себе развитие Солнечной системы советский геофизик Отто Юльевич Шмидт.

    В 20-х годах ХХ столетия он предложил следующую гипотезу: Солнце, путешествуя по нашей Галактике, прошло сквозь газопылевое облако и увлекло часть его за собой. Вещество первоначальной туманности вокруг раскаленного газового ядра системы не было горячим. Сгустки материи на орбитах, появившиеся в результате слипания твёрдых частиц облака и впоследствии ставшие планетами, также были изначально холодными. Разогревание их произошло позже, в результате сжатия и

    поступления солнечной энергии. При этом небольшие по массе “зародыши” планет не смогли удержать газы, которые выделялись при их нагреве. Наиболее же крупные планеты сохранили свою атмосферу и даже пополнили её за счет захвата газов из ближайшего космического пространства. Землю, согласно этой гипотезе, можно считать “попавшей в плен” к Солнцу.

    Земля - “дочь Солнца”

    Далеко не все приняли эволюционный сценарийпроисхождения планет вокруг Солнца. Ещё в XVIII веке французский естествоиспытатель Жорж Бюффон высказал предположение, развитое впоследствии американскими физиками Чемберленом и Мультоном, что некогда в окрестностях Солнца тогда ещё

    одинокого, пронеслась другая звезда. Её притяжение вызвало на Солнце огромную приливную волну, вытянувшуюся в пространство на сотни миллионов километров. Оторвавшись, этот “язык” солнечного вещества стал закручиваться вокруг Солнца и распадаться на капли, каждая из которых сформировала планету. В этом случае Землю можно было бы считать “дочерью” Солнца.

    Слайд №10

    Земля - “племянница Солнца”

    Ещё одну гипотезу предложил английский астрофизик Фред Хойл в середине XX века.

    Согласно ей, у Солнца была звезда-близнец, которая взорвалась как сверхновая. Большая часть осколков унеслась в космическое пространство, меньшая - осталась на орбите Солнца и образовала планетные системы (то есть планеты со спутниками). По этому сценарию Земля приходится Солнцу “племянницей”.

    Фред Хойл
    1915-2001

    Слайд №11

    Как бы ни трактовали различные гипотезы происхождение Солнечной системы и “родственные” связи между Землей и Солнцем, они сходятся в том, что все планеты образовались из единого сгустка материи. Далее судьба каждой из них складывалась по-своему. Земле предстояло пройти путь длиной почти 5 млрд. лет и пережить ряд удивительных превращений, прежде чем предстать перед нами в своём современном виде.
    Занимая среднее положение в ряду планет по размеру и массе, Земля в то же время оказалась уникальной как прибежище для будущей жизни. “Освободившись” от части сверхлетучих газов (к таковым относятся водород и гелий), она удержала остальные ровно настолько, чтобы создать воздушный экран, способный защитить обитателей планеты от смертоносных космических излучений и бесчисленных метеоритов, ежесекундно сгорающих в верхних слоях атмосферы. В то же время атмосфера не настолько плотна, чтобы полностью заслонить Землю от живительных лучей Солнца.
    Воздушную оболочку Земли образовали газы, поступавшие из её недр во время вулканических извержений. Таково же происхождение всех вод: океанов, рек, ледников, которые тоже когда-то были заключены в земной тверди.Раззличные гипотезы

    «Окружающий мир», 4 класс.

    Цель учителя : поставить задачу на определение формы Земли, организовать работу в группах по выдвижению гипотез о форме Земли, организовать обсуждение гипотез и модельную их проверку, чтение текстов и окончательное решение вопроса о форме Земли, рассматривание глобуса с точки зрения его «модельности» по отношению к Земле.

    Пособия у детей : глобус, плоские круги, куб, большой мяч, кораблик (можно сложить из бумаги). Все это учитель не показывает, а достает в нужный момент.

    ИКТ на уроке: Презентация «Форма Земли».

    Ход урока:

    Слайд 1: Какую форму имеет Земля?

    • Прежде люди думали, что Земля - плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках.
    • Насчет подпорок у различных народов были разные мнения…

    Проверка домашнего задания (сообщения детей): учащимся нужно было найти материал о том, как представляли в древности форму Земли различные народы.

    Учитель дополняет, если есть такая необходимость.

    Слайд 3: Представление о форме Земли на Руси

    У нас на Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный мальчик спрашивал:

    Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?
    - На китах, дитятко, - отвечал старик. - На больших-пребольших китах! И как те киты пошевелятся - бывает Земли трясение…
    - А на чем же киты, дедушка?
    - На воде, дитятко!
    - А вода на чем, дедушка?
    - На Земле, дитятко!
    - А Земля на чем?
    - Какой же ты беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит!

    Такой разговор мог продолжаться без конца.

    Слайд 4: Как представляли форму Земли индусы

    Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над вопросом: а на чем же стоит черепаха?

    Слайд 5: Представление о форме Земли древних греков

    На ранних этапах древнегреческой цивилизации бытовало мнение, что Земля - плоский диск, окруженный морем, из которого каждый вечер выходят звезды, утром же они снова погружаются в пучину. Гелиос - греческий бог Солнца - ежедневно поднимается в небо на золотой колеснице.

    Слайд 6: Представление о форме Земли вавилонян

    У: На с.38 учебного пособия найдите и прочитайте, как представляли себе Землю вавилоняне.

    Текст учебника: «Жители Древней Вавилонии представляли Землю в виде горы, окружённой морем. На море опирается твёрдое небо. Под Землей - бездна, ад для умерших душ. Ночью Солнце проходит через ад, а днём идёт по небу».

    Слайд 7: Путник любуется хрустальными небесами

    Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу сначала можно видеть вершины гор, потом - возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателя с берега казалось, что вдали сначала появляются паруса и лишь затем - нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму. Но какую?

    Слайд 8: Удивительно…

    • Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола;
    • удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли.
    • Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет. Очень помогли людям далекие путешествия.

    Слайд 9: Фернан Магеллан (1470-1521) португальский мореплаватель

    Слайд 10: Цель экспедиции Магеллана

    Проложить западный путь к Молуккским островам - истинной родине пряностей, опередив португальцев.

    Слайд 11: Корабли флотилии Магеллана (с гравюры начала XVII века)

    20 сентября 1519 года из испанской гавани Севилья отплыла эскадра из пяти маленьких кораблей («Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория», «Сантьяго», «Тринидад»). Отправились в путешествие 265 матросов и офицеров. Вел испанскую эскадру португалец адмирал Фернан Магеллан. Магеллан поставил себе трудную цель : открыть путь из Атлантического океана в Великий (Тихий - так он его назвал).

    • к Канарским островам,
    • далее на юг - к островам Зеленого Мыса,
    • а затем на юго-запад.
    • 29 ноября корабли достигли Бразилии. Переход через Атлантику прошел без особых приключений, хотя флотилию преследовали бури.
    • Корабли Магеллана двинулись вдоль берега на юг.
    • 10 января 1520 года они вошли в устье реки Ла-Платы.

    О дальнейшем пути никаких сведений у экспедиции Магеллана не было.

    Между этими двумя самыми большими океанами мира преградой лег материк Америки. До Магеллана и другие мореплаватели старались проплыть в новый неизвестный океан, но в течение 20 лет неизменно натыкались на берега Америки. И сложилось мнение, что из Атлантического океана в Великое Южное море проплыть нельзя. Магеллан верил, что через южную оконечность Америки проходит пролив, соединяющий два океана.

    Слайд 12: Магеллан во время кругосветного путешествия (рисунок XVI в.)

    Слайд 13: Путь экспедиции Магеллана на карте мира

    Как был обнаружен проход в Тихий океан? Два из Магеллановых кораблей были прибиты штормом к берегам Южной Америки. Как раз вовремя команда заметила узкую расщелину. Это был тот проход, который они искали. Теперь он называется Магелланов пролив.

    Погиб Магеллан 27 апреля 1521 года на Филиппинских островах в нелепой стычке с туземцами, не завершив дела своей жизни.

    Слайд 14: Корабль «Виктория»

    Только 18 человек и 1 корабль «Виктория» вернулись в Испанию в гавань Севильи 6 сентября 1522 года. Это были первые люди, совершившие кругосветное путешествие, которое продолжалось без двенадцати дней три года.

    Испанские купцы остались довольны. Привезенные 26 тонн пряностей с лихвой окупили расходы по экспедиции и стоимость всех пяти кораблей.

    Правда, людей вернулось мало, но об этом купцы не горевали: ведь люди не стоили им ни копейки!

    Слайд 15: Значение экспедиции Магеллана

    Значение экспедиции Магеллана трудно переоценить:

    • После 20 лет поисков был, наконец, открыт пролив, позже названный именем Магеллана.
    • Именно Магеллану выпало на долю довести до конца дело, которому посвятил жизнь Христофор Колумб, - проложить западный путь в страны Востока.
    • Практический результат кругосветного путешествия был ограничен: трудности и опасности плавания не окупались теми выгодами, которые оно могло принести.
    • Зато его географическое значение было огромно. Путешествие Магеллана навсегда положило конец спорам о форме нашей планеты, на практике доказав ее шарообразность.
    • Установление огромных размеров Тихого океана опровергло идею существенного преобладания суши над морем, которую разделял еще Христофор Колумб.

    До Колумба европейцы не знали о существовании громадного материка Америки; до Магеллана они не догадывались об истинных размерах Тихого океана. А убери с карты Америку и Тихий океан. Велика ли останется Земля? Такой ее и считали до замечательных путешествий Колумба и Магеллана. До путешествия Магеллан думал, что до Молуккских островов ему предстоит не очень далекое плавание, 3000 - 4000 км, считая на современные мерки. А на самом деле это был путь около 18 тысяч километров!

    С тех пор прошло много лет. Сколько? (2007 - 1522 = ?)

    Слайд 16: Маршруты

    Слайд 17: Путь Магеллана и Дрейка

    Слайд 18: Проложи маршрут

    Путь учащиеся показывают на слайде фломастером.

    Слайд можно использовать и для показа «своего» кругосветного путешествия (составленного в группах), а также для повторения ранее пройденного материала.

    Д.З.: Подготовить сообщение о длительном (кругосветном) морском путешествии.

    Если готово много сообщений, то можно посвятить этому отдельный урок.

    Слайд 19: Фото Земли, сделанное с космического корабля «Аполлон - 17»

    Слайд 20: Модель Земли

    Современные доказательства шарообразности Земли.

    С учащимися обсуждается вопрос: можно ли было воспользоваться этими доказательствами во времена плавания Магеллана. Почему?

    Слайд 21: Форма Земли (тема урока)

    Презентация «Форма Земли» (21 слайд, 1,45 МБ)