Иван конюхов. Тот памятный август(рассказывает Герой России майор Иван Конюхов)

Тот памятный август(рассказывает Герой России майор Иван Конюхов) Вернуться из самого пекла войны невредимым на «раненом» штурмовике Су-25, уничтожив при этом внушительное количество боевой техники противника и его живой силы, это не только военный успех. Это счастье для родных, близких и самого военного лётчика. Но удача сопутствует только профессионалам. Наша встреча с командиром авиационного звена лётчиком 1-го класса Героем России майором Иваном Конюховым состоялась на военном аэродроме в Приморско-Ахтарске. В тот день перед началом полётов он принимал зачёт у одного из молодых лётчиков. Не в небе, а пока на земле лейтенант проговаривал вслух свои действия в полёте и отвечал на вопросы командира-инструктора. ...Загорелое лицо майора Конюхова в начале нашей беседы было сосредоточенным и слегка напряжённым. Со временем это улетучилось, и я почувствовал душевное расположение собеседника. Иван мечтал о небе со второго класса. Дома маленький Ваня составлял табуретки, вставал на них, накрываясь одеялом, и «летал». Однако отец - инженер авиационного завода уговорил Ваню после школы поступать в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище. Благополучно сдав экзамены, Иван отучился год в инженерном вузе и понял: эта специальность не для него. Отчислившись, послужил солдатом год в Калининграде и после этого поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. Окончив училище в 1991 году, распределился слушателем в учебный центр в Таганроге для подготовки на инструктора и через год был направлен в Приморско-Ахтарск (Краснодарский край). Тогда существовала система переподготовки на самолёты истребительно-бомбардировочной авиации Су-17 и МиГ-27 в учебных центрах ВВС, находящихся при лётных училищах. После распада Советского Союза в Вооружённых Силах новой России началось сокращение авиационных частей. Конюхов стал подыскивать себе новое место службы. Его выбор пал на авиагарнизон Мары-2. Сменив ещё несколько мест службы, в том числе в Забайкалье, он оказывается у себя на родине, в Краснодаре, где 10 лет служит в штурмовом авиационном полку вплоть до его расформирования. ...Когда наступило 8 августа 2008 года и грузинские власти предприняли военную агрессию против народа Южной Осетии, ситуация развивалась молниеносно. Команда перебазироваться на аэродром Будённовска в полк поступила 9 августа. - Помню, как 8-го числа мы наблюдали за открытием летних Олимпийских игр в Пекине, - рассказывает майор Конюхов. - Только из новостей узнали о том, что в это время происходит в Южной Осетии. Поняли: нашу часть этот конфликт не обойдёт стороной. И приказ на взлёт поступил 9 августа. Наш полк перебазировался в Будённовск. 368-й отдельный штурмовой полк понёс потери. Было утрачено несколько самолётов. «Одним словом, мы в полной мере осознавали степень риска», - говорит Иван Иванович. Напряжения добавляло и то обстоятельство, что на Ставрополье ещё не прибыли техники из Краснодара. Ведь по документам только они вправе обслуживать закреплённые за ними самолёты. 11 августа... В 11 ч. 20 мин. майор Иван Конюхов взлетел с будённовского аэродрома и находился в зоне ожидания. Авианаводчик уточнил задачу: обезвредить скопление боевой техники, грузовиков с боеприпасами в районе деревни Земо-Никози под Цхинвалом. В ходе авианалёта противник потерял шесть танков и три КамАЗа, среди которых, считает Конюхов, был и топливозаправщик. Всё это заполыхало ярким пламенем. Тут же пилот обработал ракетами «зелёнку», чувствуя, что там могут быть грузинские подразделения. Эта его боевая работа позднее была занесена в специальный реестр Минобороны России как наиболее эффективный авиационный удар в сложившейся обстановке. Обстреляв цели на допустимой высоте, Конюхов должен был страховать ведомого и прикрывать его, но... Уже на выводе лётчик почувствовал сильный удар в правый двигатель. Позже при детальном разборе выяснилось, что был применён ПЗРК «Стингер». Авиационные наводчики насчитали 10 пусков таких вражеских ракет. Лишь одна смогла нанести урон «Грачу». И как раз пилотируемому Иваном Конюховым. В результате попадания все приборы навигационного комплекса выключились, двигатель сначала заглох, а затем загорелся. «Всё, что по инструкции в таких случаях необходимо сделать, я сделал: запустил систему пожаротушения, которая сработала, как часы, и затушила огонь. Казалось, считаные минуты тянутся вечность. Скорость резко упала до 220–230 км/ч, в горизонтальном полёте нужную высоту штурмовик набрать не мог. Уйдя от атак грузинских переносных ЗРК, майор Конюхов оказался над безориентирной местностью и потерял ведомого. «Первое ощущение было схоже с отчаянием, грозный «Грач» был «слеп», ничего не работало, по связи меня никто не слышал», - вспоминает лётчик. Майора Конюхова в той экстремальной ситуации не подвели знания, полученные ещё курсантом в лётном училище. Потеряв навигационный комплекс в ясную погоду, надлежало ориентироваться по солнцу. Было часов 12 дня, солнышко было ровно на юге, светило мне «в спину», и я пошёл на север. Целый час на одном двигателе летел на аэродром. Датчик показывал аварийный остаток, а лететь ещё следовало не меньше 300 км...» - Конюхов заново переживает ситуацию. Он, оценив всё, решил не катапультироваться. Кроме прочего, сохранялась опасность столкновения с какой-то из вершин Кавказа. Высоту приходилось постоянно контролировать, вести самолёт аккуратно, чтобы топлива тратилось как можно меньше. Кое-как Конюхов перевалил через хребет, сваливаясь дважды из-за отсутствия скорости. Ноги становились ватными... Сначала пункт наведения видел его самолёт, потом ПН замолчал. Нужно было «кровь из носу» пробивать облачность и ориентироваться по земле. Конюхов включает сигнал бедствия, но... безрезультатно. На экранах радара Су-25 по-прежнему не было видно. Тем временем стрелка датчика топлива опустилась до предела. Конюхов вспомнил, что ближайший знакомый аэродром расположен в Моздоке, откуда он не раз совершал боевые вылеты в годы второй чеченской кампании. Как бы это ни было странно, приземлился майор Конюхов штатно. Ещё бы минута-другая, и топливо было бы израсходовано до конца. Возвращался в Будённовск Иван Конюхов на обычном рейсовом автобусе. Самолёт для изучения перегнали в Москву. Когда приехал, сказал своим в эскадрилье: «Это вам не Чечня, здесь всё сложнее». И в самом деле, в ходе грузино-югоосетинского конфликта наши ВВС встретили ожесточённое сопротивление агрессора. Спустя какое-то время командование полка направило в Главный штаб ВВС представление на командира авиационного звена штурмовой эскадрильи майора Ивана Конюхова, в котором говорилось, что за выполнение задач в Северо-кавказском регионе пилот заслуживает звания Героя Российской Федерации. Указом Президента России это звание Конюхову было присвоено 5 сентября 2008 года. Награду Ивану Ивановичу вскоре вручил в Кремле Дмитрий Медведев. А ещё лётчик - кавалер ордена Мужества. Его мундир украшает и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».

И ван Семенович Конюхов родился в 1791 г. (между 18 июля-17 августа) в городе Кузнецке. Род Конюховых велся от первых служилых людей Кузнецка. Конюховы в 19 веке играли заметную роль в жизни города, занимая важные государственные должности. Некоторые из них были купцами. Иван Семенович вырос в патриархальной, глубоко религиозной семье. Получил домашнее образование, замешанное на часослове и псалтыре, у кузнецкой мещанки Дарьи Степановны Хабаровой, известной по своему участию в постройке кладбищенской Успенской церкви, и у чиновника М. С. Старченкова.
Службу начал в 29 лет. Занимался в Кузнецке «розничной продажей российских и иностранных товаров, а также прокупкой и продажей здешних изделий и пышных товаров». В 1832 году первым в Кузнецке отстроил на городском гостином дворе 3 каменные лавки. Занимался подрядами, поставлял хлеб на Алтай. Его дом, отстроенный после пожара 1854 года, был первым двухэтажным домом Кузнецка с каменным цокольным этажом .
В 1821-1822 гг. был кандидатом в бургомистры, в 1826-1828 гг. - кузнецким городским головой . В 1830-е гг., являясь старостой Преображенского собора, руководил завершением его строительства. В 1844-1846 гг. был городовым судьей в ратуше.
Иван Семенович занимался благотворительностью. В 1840-е гг. его пожертвования составили 2300 рублей серебром.

Иван Семенович Конюхов вошел в историю сибирской литературы и краеведения как автор оригинальной «Памятной исторической записки или летописи города Кузнецка с начала его основания и некоторых событиях и о протчем» , учиненной в 1867 году. К основному тексту в течение 15-ти лет он бережно вносил добавления, все, что вычитал, услышал, помнил сам. При написании летописи также использовались местные официальные и церковные документы, периодика, архивные и другие документы.
Конюхов приступил к созданию книги в возрасте 75 (76) лет и работал над ней до конца жизни, делая добавления и исправления. Книга представляет собой интересный источник по истории городского быта дореволюционной Сибири. 13 апреля 1877 года копию «Памятной исторической записки» он представил в Градскую думу. Дума отказалась от приобщения летописи к официальной городской.
«Памятная историческая записка» еще при жизни автора получила высокую оценку исследователей - В. Вербицкого и Н. Кострова.

Благодаря труду кемеровских писателей и историков Мэри Моисеевне Кушниковой и Вячеславу Вениаминовичу Тогулеву стало известно о существовании этого уникального памятника русской литературы, хранящегося в Научной библиотеке Томского государственного университета. Через 115 лет после смерти летописца в марте 1996 года «Кузнецкая летопись» Конюхова была опубликована издательством «Кузнецкая крепость» , в 2012 году по благословению Преосвященнейшего Аристарха епископа Кемеровского и Новокузнецкого вышло в свет второе издание летописи.

В свое время награды пришли на смену аналогичным советским, но их по-прежнему присваивают за совершение подвига и особые заслуги перед государством. В числе Героев - космонавты, летчики, военные, конструкторы со всей России. Среди них есть и жители Кубани.

Черные облака, горящая земля и постоянные атаки - такой была романтика полетов для летчиков Су-25 во время второй чеченской кампании. За штурвалом этих боевых машин - Иван Конюхов и его товарищ Михаил Павлов. Они участвовали в освобождении Грозного и Алхан-Калы, когда оттуда бежал террорист Басаев.

Эта война для летчиков закончилась своей победой. Домой сослуживцы вернулись без ранений. Уже под мирным небом Иван и Михаил не забывают о товарищах, погибших на высоте, и часто вспоминают жизнь в авиаполку в Чечне.

Я приехал молодой и неопытный к таким «волкам», где в одном полку три Героя Россия служили, где такое боевое звено было!

Потом летчик Краснодарского высшего военного авиационного училища Иван Конюхов и сам оказался в числе Героев России. Это звание и медаль «Золотая Звезда» он получил после следующей военной операции, победу в которой мог и не увидеть.

Южная Осетия, 2008 год. Конюхов летит на боевое задание. На обратном пути из зенитно-ракетного комплекса противник пускает в его самолет 10 ракет «Стингер». Одна из них попадает в правый двигатель штурмовика.

«Слышу - шлеп! Я смотрю в перископ, а сзади - бр-р-р, обшивка двигателя. Я летел и думал, что лучше, наверное, плохо лететь, чем хорошо идти. И прыгать было невозможно, потому что территория грузинская. Можно было попасть в плен», - вспоминает Герой России, летчик в отставке Иван Конюхов.

С одним двигателем Конюхов дотянул до своего аэродрома. Как только самолет коснулся земли, сразу заглох: закончилось топливо.

«Мне трудно было сказать, что это был самолет, на чем прилетел Иван. Есть песня „На одном крыле“. В таком техническом состоянии летательный аппарат не летает. Я был просто потрясен мужеству. Конечно, каждый человек, который знает, что такое полет, ведь на самолете Су-25 - нет автопилота, там прямое управление - выполнять полет на таком самолете - это подвиг», - рассказывает сослуживец Михаил Павлов.

После боевых действий в Цхинвале за проявленное мужество кубанский летчик получил высшую государственную награду из рук президента Путина. Всего же на сегодняшний день в стране Героя России удостоены 1006 человек. Десять из них - жители Кубани.

Своего воспитанника Конюхова не забывают и в Ейске. Там он окончил летное училище. Сегодня на его базе расположена воинская часть, но продолжает работу музей. В нем есть портретная галерея выпускников-героев. Конюхов в их числе.

В декабре прошлого года Иван прекратил летать, пришлось уволиться: он достиг предельного возраста, для военного летчика - 45 лет. Теперь молодой пенсионер подыскивает новую работу. Сидеть дома он не собирается.

«Хочется в небо подняться, вспомнить, потому что все-таки красиво сверху смотреть на землю», - признается Герой России, летчик в отставке Иван Конюхов.

Что чувствуете, когда видите в небе самолет? Сейчас как раз над нами летают.

Чувствую, что кому-то везет, кто сидит в кабине.

Родился в 1791 г. (между 18 июля-17 августа). Род Конюховых велся от первых служилых людей Кузнецка. Его отец умер 11 июня 1823 г., проведя последние 8 лет жизни среди монахов. Конюховы в 19 в. играли заметную роль в жизни города, занимая важные государственные должности. Некоторые из них были купцами. Иван Семенович вырос в патриархальной, глубоко религиозной семье Получил домашнее образование, замешанное на часослове и псалтыре, у «пожилой девицы» Дарьи Степановны Хабаровой, известной по своему участию в постройке кладбищенской Успенской церкви, и у чиновника М. С. Старченкова.

Службу начинает в 29 лет. Занимался в Кузнецке «розничной продажей российских и иностранных товаров, а также прокупкой и продажей здешних изделий и пышных товаров». В 1832 г. первым в Кузнецке отстроил на городском гостином дворе 3 каменные лавки. Занимался подрядами, поставлял хлеб на Алтай. Его дом, отстроенный после пожара 1854 был первым двухэтажным домом Кузнецка с каменным цокольным этажом. В 1821-1822 - кандидат в бургомистры, в 1826-1828 - кузнецкий городской голова. В 1830-е, являясь старостой Преображенского собора, руководил завершением его строительства. В 1844-1846 был городовым судьей в ратуше.

Иван Семенович вошел в историю сибирской литературы как автор оригинальной «Памятной исторической записки или летописи города Кузнецка с начала его основания и о некоторых событиях и о протчем», учиненной в 1867 году. / К основному тексту в течение 15 лет бережно вносил добавления, все, что вычитал, услышал, помнил сам. При написании летописи также использовались местные официальные и церковные документы, периодика, архивные и другие документы. Конюхов приступил к созданию книги в возрасте 75 (76) лет и работал над ней до конца жизни, делая добавления и исправления. Книга представляет собой интересный источник по истории городского быта дореволюционной Сибири. Это первое в историографии Кузбасса крупное исследование по истории Кузнецка и его окрестностей. 13 апреля 1877 года копию «Памятной исторической записки» он представил в градскую думу. Дума отказалась от приобщения летописи к официальной городской.

«Памятная историческая записка» еще при жизни автора получила высокую оценку исследователей - В. Вербицкого и Н. Кострова. Алтайский миссионер В. И. Вербицкий, человек образованный, так писал Конюхову: «.какое благо вы сделали тем, что вели свои нехитрые, но правдивые записи. Кому бы они не попались в руки, всякий воздаст Вам должную дань благодарности даже до отдаленного потомства». Конюхов умер 18 августа 1881 и похоронен на городском кладбище.

Сыновья Конюхова Михайло, Гаврила, Иван и Василий, по данным на 1848 г., тоже были причислены к купеческому сословию. Текст летописи хранится в Научной библиотеке Томского государственного университета. Через 115 лет в марте 1996 года «Кузнецкая летопись» Конюхова была опубликована издательством «Кузнецкая крепость».

Источники:

  • Конюхов, И. С. Кузнецкая летопись / И. С. Конюхов; [под общ. ред. Ширина Юрия Викторовича; публикация: Мэри Моисеевна Кушникова, Вячеслав Вениаминович Тогулев; сост. и авт. предисл., лит. обработка: М. Кушникова, С. Тогулев; худож. Николай Петрович Мигулин]. - Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1995. - 183с. : ил. - ISBN 5-87521-037-0.
  • Конюховы // Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. - Новосибирск, 1995. - Т. 2: (Ж-К), кн. 2 . - С. 61-62 ;

Дата актуализации декабрь 2012 г.

Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна.