Иван конюхов. Иван иванович конюхов

Иван Иванович Конюхов (род. 13 октября 1968, Ейск, СССР) - российский лётчик, майор, Герой Российской Федерации (2008). Принимал участие во Второй чеченской войне и Вооружённом конфликте в Южной Осетии 2008 года. В ходе последнего был подбит над территорией Грузии, но дотянул самолёт до Моздока и посадил его.

Биография

Ранние годы

Иван Конюхов родился 13 октября 1968 года в семье военнослужащего в Ейске. Русский. С детства мечтал о карьере лётчика. В 1985 году окончил среднюю школу в родном городе.

Военная служба

После окончания средней школы Конюхов по просьбе отца поступил на учёбу в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище, однако год спустя забрал документы и был призван на службу в Советскую Армию. Службу Конюхов нёс водителем в частях ПВО Прибалтийского военного округа в Калининграде. После года срочной службы Конюхов поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1991 году. После окончания училища Конюхов записался слушателем в учебный центр в Таганроге для подготовки в качестве лётчика-инструктора. В мае 1992 года по завершении подготовки он был распределён для прохождения службы в Приморско-Ахтарск в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, дислоцированный на аэродроме Мары. С декабря того же года перевёлся для обучения и несения службы в Борисоглебский авиационный центр.

С 1994 года Конюхов проходил службу в составе 468-го штурмового авиаполка на аэродроме Степь в Читинской области сначала в должности лётчика, позднее - старшего лётчика. В 1999 году был переведён в Краснодар в 461-й авиационный полк 4-й воздушной армии. С 2000 года - командир звена, в том же году присвоено воинское звание майора. Участвовал во второй чеченской войне, выполнив примерно 200 боевых вылетов.

Подвиг

8 августа 2008 года в Южной Осетии начался вооружённый конфликт. 9 августа полк, в котором проходил службу Конюхов, получил приказ перебазироваться на аэродром в Будённовске. Оттуда звено Су-25 под его командованием совершало боевые вылеты на территорию непризнанной республики для противодействия грузинской армии.

11 августа Конюхов получил от авианаводчика задачу уничтожить скопление техники противника в районе деревни Земо-Никози. В ходе бомбардировки по указанным координатам были уничтожены 9 единиц техники противника: 6 танков и 3 КамАЗа. Эта бомбардировка была отмечена, как одна из самых результативных в ходе локальных конфликтов в Закавказье. Во время манёвра выхода самолёт был обстрелян с земли с применением ПЗРК «Стингер», ракета попала в правый двигатель, который мгновенно вышел из строя и загорелся. Отключились все приборы, в том числе навигационные, а Конюхов потерял из виду ведомого. Скорость самолёта упала до 220-230 км/ч, что было недостаточно для набора высоты. В сложившейся ситуации он принял решение не катапультироваться, а попытаться довести машину до аэродрома, до которого было около 300 километров.

С помощью систем аварийного пожаротушения Конюхов ликвидировал пожар в кабине, сориентировался по Солнцу и приметам местности и, преодолев Главный Кавказский хребет посадил самолёт на аэродром Моздок, знакомый ему ещё по Первой Чеченской войне.

Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2008 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга майор Иван Конюхов был удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Дальнейшая служба и отставка

После окончания военных действий в Южной Осетии продолжил службу в ВС РФ. В 2009 году 461-й авиационный полк был расформирован и Конюхов был переведён в 960-й авиационный полк в Приморско-Ахтарске с сохранением должности командира звена.

В декабре 2013 года лётчик вышел в отставку. С тех пор проживает с семьёй в Краснодаре.

Награды

  • Золотая Звезда Героя Российской Федерации (2008);
  • Орден Мужества;
  • Медаль ордена За заслуги перед Отечеством 2 степени с мечами;
  • Медали «За отличие в военной службе» 3 степеней.


13.10.1968 -
Герой Российской Федерации


Конюхов Иван Иванович – командир звена 461-го штурмового авиационного полка 1-й гвардейской смешанной авиационной ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии 4-го Командования ВВС и ПВО, капитан.

Родился 13 октября 1968 года в городе Ейск Краснодарского края. Русский. Из семьи военнослужащего. Окончил среднюю школу в 1985 году.

В Советской Армии с августа 1985 года. Поступил в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище имени Я. Фабрициуса, но в 1986 году по собственному желанию был отчислен. Направлен на срочную службу в части Прибалтийского военного округа (город Калининград), служил водителем в Войсках противовоздушной обороны страны. В 1987 году из войск поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.М. Комарова, которое окончил в 1991 году.

Служил в учебном авиационном центре ВВС в Таганроге. С мая 1992 года проходил службу в авиационном полку истребителей-бомбардировщиков в Мары (Туркменистан). С декабря 1992 года служил и учился в Борисоглебском авиационном центре. С 1994 году служил в 468-м штурмовом авиационном полку ВВС Забайкальского военного округа (аэродром Степь, Читинская область): лётчик, старший лётчик. С 1999 года служил в 461-м штурмовом авиационном полку 4-й воздушной армии (город Краснодар): старший лётчик, с 2000 года – командир звена. В его составе участвовал в боевых действиях второй чеченской войны, выполнив около 200 боевых вылетов.

Командир звена 461-го штурмового авиационного полка 1-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 4-го Командования ВВС и ПВО капитан И.И. Конюхов с 9 августа 2008 года принимал участие в боевых действиях против грузинской армии в период «пятидневной войны» по принуждению Грузии к миру из-за вторжения войск последней в Южную Осетию, нападения на российский миротворческий батальон, массовые разрушения Цхинвала и уничтожение мирного населения.

В боевом вылете 11 августа 2008 года при штурмовке скопления грузинских войск в районе села Земо-Никози (Горийский муниципалитет, Грузия) И. Конюховым в паре с ведущим пилотом были уничтожены 6 танков и 3 автомобиля – топливных цистерны. В момент атаки по обоим самолётам было выпущено около 10 ракет ракет из переносных зенитных ракетных комплексов «Стингер». Одна из ракет разорвалась в правом двигателе самолёта, был полностью выведен из строя один двигатель, самолёт загорелся, обесточились и прекратили работу система навигации и ряд систем управления.

Приведя в действие бортовую систему пожаротушения, И.И. Конюхов ликвидировал пожар на борту и принял решение привести его на аэродром. Ориентируясь по солнцу и по местности (системы навигации так и не восстановили свою работу), преодолел Главный Кавказский хребет, привёл самолёт на аэродром Моздок в Северной Осетии и посадил его.

Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2008 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, майору Конюхову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Продолжал службу в ВВС России. После расформирования в 2009 году 461-го штурмового авиационного полка служил командиром звена в 960-м штурмовом авиационном полку (город Приморско-Ахтарск Краснодарского края). С декабря 2013 года майор И.И. Конюхов – в запасе.

Живёт в Краснодаре. Работает в местном подразделении АО «Газпром».

Майор (2000). Награждён орденом Мужества (11.04.2000), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (20.06.2000).

Составитель биографии сердечно благодарит Героя Российской Федерации И.И. Конюхова за оказанное содействие.

Родился в 1791 г. (между 18 июля-17 августа). Род Конюховых велся от первых служилых людей Кузнецка. Его отец умер 11 июня 1823 г., проведя последние 8 лет жизни среди монахов. Конюховы в 19 в. играли заметную роль в жизни города, занимая важные государственные должности. Некоторые из них были купцами. Иван Семенович вырос в патриархальной, глубоко религиозной семье Получил домашнее образование, замешанное на часослове и псалтыре, у «пожилой девицы» Дарьи Степановны Хабаровой, известной по своему участию в постройке кладбищенской Успенской церкви, и у чиновника М. С. Старченкова.

Службу начинает в 29 лет. Занимался в Кузнецке «розничной продажей российских и иностранных товаров, а также прокупкой и продажей здешних изделий и пышных товаров». В 1832 г. первым в Кузнецке отстроил на городском гостином дворе 3 каменные лавки. Занимался подрядами, поставлял хлеб на Алтай. Его дом, отстроенный после пожара 1854 был первым двухэтажным домом Кузнецка с каменным цокольным этажом. В 1821-1822 - кандидат в бургомистры, в 1826-1828 - кузнецкий городской голова. В 1830-е, являясь старостой Преображенского собора, руководил завершением его строительства. В 1844-1846 был городовым судьей в ратуше.

Иван Семенович вошел в историю сибирской литературы как автор оригинальной «Памятной исторической записки или летописи города Кузнецка с начала его основания и о некоторых событиях и о протчем», учиненной в 1867 году. / К основному тексту в течение 15 лет бережно вносил добавления, все, что вычитал, услышал, помнил сам. При написании летописи также использовались местные официальные и церковные документы, периодика, архивные и другие документы. Конюхов приступил к созданию книги в возрасте 75 (76) лет и работал над ней до конца жизни, делая добавления и исправления. Книга представляет собой интересный источник по истории городского быта дореволюционной Сибири. Это первое в историографии Кузбасса крупное исследование по истории Кузнецка и его окрестностей. 13 апреля 1877 года копию «Памятной исторической записки» он представил в градскую думу. Дума отказалась от приобщения летописи к официальной городской.

«Памятная историческая записка» еще при жизни автора получила высокую оценку исследователей - В. Вербицкого и Н. Кострова. Алтайский миссионер В. И. Вербицкий, человек образованный, так писал Конюхову: «.какое благо вы сделали тем, что вели свои нехитрые, но правдивые записи. Кому бы они не попались в руки, всякий воздаст Вам должную дань благодарности даже до отдаленного потомства». Конюхов умер 18 августа 1881 и похоронен на городском кладбище.

Сыновья Конюхова Михайло, Гаврила, Иван и Василий, по данным на 1848 г., тоже были причислены к купеческому сословию. Текст летописи хранится в Научной библиотеке Томского государственного университета. Через 115 лет в марте 1996 года «Кузнецкая летопись» Конюхова была опубликована издательством «Кузнецкая крепость».

Источники:

  • Конюхов, И. С. Кузнецкая летопись / И. С. Конюхов; [под общ. ред. Ширина Юрия Викторовича; публикация: Мэри Моисеевна Кушникова, Вячеслав Вениаминович Тогулев; сост. и авт. предисл., лит. обработка: М. Кушникова, С. Тогулев; худож. Николай Петрович Мигулин]. - Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1995. - 183с. : ил. - ISBN 5-87521-037-0.
  • Конюховы // Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. - Новосибирск, 1995. - Т. 2: (Ж-К), кн. 2 . - С. 61-62 ;

Дата актуализации декабрь 2012 г.

Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. При использовании материалов ссылка на ресурс «Имя в истории Новокузнецка» обязательна.

В свое время награды пришли на смену аналогичным советским, но их по-прежнему присваивают за совершение подвига и особые заслуги перед государством. В числе Героев - космонавты, летчики, военные, конструкторы со всей России. Среди них есть и жители Кубани.

Черные облака, горящая земля и постоянные атаки - такой была романтика полетов для летчиков Су-25 во время второй чеченской кампании. За штурвалом этих боевых машин - Иван Конюхов и его товарищ Михаил Павлов. Они участвовали в освобождении Грозного и Алхан-Калы, когда оттуда бежал террорист Басаев.

Эта война для летчиков закончилась своей победой. Домой сослуживцы вернулись без ранений. Уже под мирным небом Иван и Михаил не забывают о товарищах, погибших на высоте, и часто вспоминают жизнь в авиаполку в Чечне.

Я приехал молодой и неопытный к таким «волкам», где в одном полку три Героя Россия служили, где такое боевое звено было!

Потом летчик Краснодарского высшего военного авиационного училища Иван Конюхов и сам оказался в числе Героев России. Это звание и медаль «Золотая Звезда» он получил после следующей военной операции, победу в которой мог и не увидеть.

Южная Осетия, 2008 год. Конюхов летит на боевое задание. На обратном пути из зенитно-ракетного комплекса противник пускает в его самолет 10 ракет «Стингер». Одна из них попадает в правый двигатель штурмовика.

«Слышу - шлеп! Я смотрю в перископ, а сзади - бр-р-р, обшивка двигателя. Я летел и думал, что лучше, наверное, плохо лететь, чем хорошо идти. И прыгать было невозможно, потому что территория грузинская. Можно было попасть в плен», - вспоминает Герой России, летчик в отставке Иван Конюхов.

С одним двигателем Конюхов дотянул до своего аэродрома. Как только самолет коснулся земли, сразу заглох: закончилось топливо.

«Мне трудно было сказать, что это был самолет, на чем прилетел Иван. Есть песня „На одном крыле“. В таком техническом состоянии летательный аппарат не летает. Я был просто потрясен мужеству. Конечно, каждый человек, который знает, что такое полет, ведь на самолете Су-25 - нет автопилота, там прямое управление - выполнять полет на таком самолете - это подвиг», - рассказывает сослуживец Михаил Павлов.

После боевых действий в Цхинвале за проявленное мужество кубанский летчик получил высшую государственную награду из рук президента Путина. Всего же на сегодняшний день в стране Героя России удостоены 1006 человек. Десять из них - жители Кубани.

Своего воспитанника Конюхова не забывают и в Ейске. Там он окончил летное училище. Сегодня на его базе расположена воинская часть, но продолжает работу музей. В нем есть портретная галерея выпускников-героев. Конюхов в их числе.

В декабре прошлого года Иван прекратил летать, пришлось уволиться: он достиг предельного возраста, для военного летчика - 45 лет. Теперь молодой пенсионер подыскивает новую работу. Сидеть дома он не собирается.

«Хочется в небо подняться, вспомнить, потому что все-таки красиво сверху смотреть на землю», - признается Герой России, летчик в отставке Иван Конюхов.

Что чувствуете, когда видите в небе самолет? Сейчас как раз над нами летают.

Чувствую, что кому-то везет, кто сидит в кабине.