История учреждения.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА.

ШКОЛА VIII ВИДА

Список статей из специальных журналов

2011-2013 гг.

Аленкина, Ольга Арнольдовна.

Изучение готовности к профессиональному выбору у школьников с ограниченными возможностями интеллектуального развития и их сверстников из общеобразовательных школ / Аленкина Ольга Арнольдовна // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - № 1 (43) . - С. 24-30: табл. - Библиогр.: с. 30. - (Технологии коррекционной работы). . - Библиогр.: с. 30

Аннотация: Профориентация школьников с нарушениями развития.

Васенков Г. В.

Адаптация и социализация выпускников школ VIII вида в процессе включения их в производственные отношения в условиях социцма / Г. В. Васенков // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2010. - № 5(41) . - С. 5-10: табл. - (Актуальные проблемы коррекционной педагогике).

Аннотация: Подготовка выпускников коррекционных школ к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Васенков Г. В.

Пректная деятельность и оценка эффективности образовательного процесса в специальных (коррекционных) школах VIII вида / Васенков Г. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 2 (49) . - С. 9-14.

Аннотация : Проектный менеджмент в специальных (коррекционных) школах VIII вида как средство социально-трудовой адаптации учащихся с нарушением интеллекта.

Васенков Г. В.

Применение компьютерных программ и тренажеров в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Васенков Г. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - № 5 (47) . - С. 46-50: рис..

Аннотация: Применение компьютерных программ и тренажеров по профессионально-трудовому обучению. Использование тренажера "Переплетное дело" в коррекционных школах VIII вида для учащихся 5-9 кассов .

Волкова, Людмила.

Узоры на крыльях: урок рисования в 3-м классе коррекционной школы / Людмила Волкова // Здоровье детей. - 2013. - № 1 (447) . - С. 39-41: рис..

Аннотация: Тематический урок рисования в коррекционной школе VIII вида.

Иваненко, Наталья Викторовна.

Воспитание и обучение младших школьников в классах со сложной структурой дефекта средствами предмета "Гигиена и самообслуживание" / Иваненко Наталья Викторовна // № 1 (43). - С. 39-43. - Библиогр.: с. 43. - (Технологии коррекционной работы). . - Библиогр.: с. 43

Клиницкая, Людмила Владимировна.

Технология анализа художественного произведения на уроках чтения и развития речи в старших классах классе коррекционной школы VIII вида / Пахомова Лея Ефремовна // № 1 (43). - С. 36-39. - (Технологии коррекционной работы).

Аннотация:

Комарова С. В.

Принципы организации уроков развития устной речи в младших кассах специальной (коррекционной) школы VIII вида / С. В. Комарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 1 . - С. 29-32. - Библиогр. в конце ст.. . - Библиогр. в конце ст.

Аннотация: Сформулированы основные принципы коммуникативногог подхода к развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Кочеткова Г. В.

Ученик и отметки / Кочеткова Г. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2012. - № 1 (36) . - С. 61-63: ил. - Библиогр. в конце ст.. . - Библиогр. в конце ст.

Аннотация: Оценка результатов деятельности детей, имеющими расстройства аутистического спектра.

Кузьмина Т. И.

Проблема психического изучения личности при умственной отсталости / Кузьмина Т. И. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 2 (49) . - С. 32-36.

Аннотация: Психолого-педагогичкская диагности детей с легким нарушением интеллекта.

Лифанова Т. М.

Младший школьный возраст как наиболее значимый этап формирования экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта / Т. М. Лифанова, И. А. Гребенникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2010. - № 3(39) . - С. 9-17: табл. - (Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями развития).

Аннотация : Многочисленные нарушения позновательной деятельности не позваляют умственно отстылым детям достичь достаточно полногы уровня экологической культуры. В то же время, для экологоосознанного поведения в окружающей среде данную категорию учащихся необходимо обеспечить базовыми экологическими знаниями и умениями .

Мозговой В. М.

Современные подходы к физическому воспитанию отсталых детей: (из ранее неопубликованного) / Мозговой В. М. // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 3 (34) . - С. 40-46: рис..

Аннотация: Физическое воспитание в школах 8 вида.

Олейникова Н. П.

Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ 8 вида / Олейникова Н. П., Вострикова О. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 5 (53) . - с. 11-14.

Олейникова Н. П.

Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида / Олейникова Н. П., Вострикова О. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 5 . - С. 11-14: табл..

Пахомова, Лея Ефремовна.

Беседы на уроках чтения и развития речи в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида / Пахомова Лея Ефремовна // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - С. 16-18. - Библиогр.: с. 18. - (Технологии коррекционной работы). . - Библиогр.: с. 18

Аннотация: Методика обучения чтению и развитию речи в коррекционных школых.

Сергеева Т. В.

Конспект открытого урока (СБО) / Сергеева Т. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 3 (50) . - С. 75-79. - Библиогр. в конце ст.. . - Библиогр. в конце ст.

Аннотация: Развитие творческой личность в школах VIII вида с помощью куклотерапии.

Феклистова, Ирина Владимировна.

Использование компьютерных технологий в логопедической работе / Феклистова Ирина Владимировна // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - № 1 (43) . - С. 13-16. - Библиогр.: с. 16. - (Технологии коррекционной работы). . - Библиогр.: с. 16

Аннотация: Использование новых информационных технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Финогенова М. Е.

Особенности межличностных отношений и социально-психологической адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями в прцессе профессионального образования / М. Е. Финогенова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 6 . - С. 52-57: табл. - Библиогр. в конце ст.. . - Библиогр. в конце ст.

Аннотация: Рассматриваются особенности межличностных отношений и социально-психологической адаптации выпускников школ 8 вида в процессе инклюзивного обучения в общеобразователбном профессиональном учреждении.

Фоменко Л. А.

Система работы по учету ошибок, их предупреждению и преодолению на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида / Фоменко Л. А. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 3 (50) . - С. 63-70: табл. - Библиогр. в конце ст.. . - Библиогр. в конце ст.

Аннотация: Обучение русскому языку в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Черенева Е. А.

Формирование самоконтроля у учащихся с нарушенным интеллектом в процессе обучения решению арифметических задач / Е. А. Черенева, С. А. Филиппова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 7 . - С. 21-31. - Библиогр. в конце ст.. . - Библиогр. в конце ст.

Аннотация: Критерии оценки сформированности самоконтроля и методические рекомендации по организации процесса обучения учащихся 3-4 классов с нарушенным интеллектом .

Чугуевская Т. А.

Конспект открытого урока (СБО) / Чугуевская Т. А. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 3 (50) . - С. 71-74. - Библиогр. в конце ст.. . - Библиогр. в конце ст.

Аннотация: Конспект открытого урока по социально-бытовой ориентировке в школах VIII вида.

Щербакова О. В.

Урок математики во 2 классе специаьной (коррекционной) школы VIII вида на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10" / Щербакова О. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - № 1 (55) . - С. 52-55: рис.

Аннотация: Методика проведения урока математики во 2 классе школы VIII вида.

Всю свою жизнь Г.В. Васенков посвятил делу служения московскому и российскому образованию. Его многолетняя и творческая работа на ниве просвещения получила высокое признание государства и педагогического сообщества. Геннадий Васильевич Васенков удостоен многих наград, имеет звания «Почётный работник образования», «Ветеран труда», является лауреатом премии им. А.В. Луначарского и обладателем гранта Москвы в области технологий образования, отмечен благодарностью мэра г. Москвы.
О таких профессионалах говорят: «Педагог от Бога и человек удивительной судьбы». В его послужном списке всего три записи: столяр мебельной фабрики, учитель трудового обучения и директор специальной (коррекционной) школы-интерната №102. Но за этим читается целая жизнь, верность своему призванию.
Геннадий Васильевич родился в 1948 году в Москве, и вся его биография связана с этим городом, любовь к которому он выражает поэтической строкой: «Я твоя частица, дорогая моя столица». Окончив московское ПТУ №64, он начинает свой трудовой путь с рабочей специальности столяра на мебельной фабрике №16. После срочной службы в армии Геннадий Васенков приходит во вспомогательную школу №309 на должность учителя труда. В этом образовательном учреждении обучались дети с недостатками умственного развития. Преодолеть все трудности в работе молодому специалисту помогли любовь к своему делу, душевная щедрость, стремление сделать всё для того, чтобы его ученики чувствовали себя в жизни более уверенно, защищёнными. Постоянно совершенствуя своё педагогическое мастерство, Геннадий Васильевич через 10 лет достиг высокого уровня, став учителем-методистом.
Творческую работу с детьми, имеющими психофизиологические и интеллектуальные нарушения, Геннадий Васильевич успешно совмещает с научно-практической деятельностью. В 1996 году он защищает кандидатскую, а в 2006 году - докторскую диссертации. Общепризнанным достижением его труда явилось создание учебно-методических комплектов и учебников, а также федеральных программ по профессионально-трудовому обучению учащихся коррекционных школ VIII вида.
В настоящее время под руководством Г.В. Васенкова создано уникальное авторское учебное заведение, которое является экспериментальной площадкой Москвы и Российской Федерации. Специальной общеобразовательной школой-интернатом №102 Геннадий Васильевич руководит на протяжении почти 30 лет, и за эти годы здесь разработан и внедрён в повседневную деятельность целый ряд педагогических инноваций.
Кроме того, он является председателем совета директоров коррекционных школ г. Москвы.
Опыт Г.В. Васенкова известен и востребован в столице, России и далеко за её пределами. Коллеги, педагоги-дефектологи из различных регионов обращаются к нему для изучения сис­темы организации учебного заведения и коррекционно-развивающих технологий, способствующих эффективной социально-трудовой адаптации детей и подростков с недостатками интеллектуального развития.
2010 год стал юбилейным для Г.В. Васенкова - исполнилось 40 лет его педагогической деятельности. Все, кто знает Геннадия Васильевича, отзываются о нём как о разносторонней, духовно богатой личности. В сфере его интересов - театральное искусство и поэзия. Он часто выступает вместе с учащимися на фестивалях детского творчества «Надежда», издаёт собственные поэтические сборники: «Стихи разных лет жизни», «От избытка сердца глаголят уста».
К своему 60-летнему юбилею Г.В. Васенков выпустил автобиографическую книгу «Становление», на страницах которой он делится с молодёжью жизненным опытом, размышлениями о формировании и развитии личности, о выработке гражданской позиции. «Талантливый руководитель талантлив во всём!» - говорят о Геннадии Васильевиче благодарные учащиеся и педагоги.

Начало каждого учебного года директор ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102 города Москвы» заслуженный учитель РФ Геннадий Васильевич Васенков воспринимает как путь к новым свершениям и триумфам. Более четырёх десятилетий он отдаёт свой педагогический талант детям с нарушениями интеллекта. На посту руководителя школы-интерната №102, достижения коллектива которой в области коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации признаны не только в России, но и за рубежом, он трудится тридцать лет.

Геннадий Васильевич родился 5 декабря 1948 года. Детство его прошло в Тимирязевском районе Москвы на улице Пышкин огород (ныне — улица Костякова), где тогда располагались жилые бараки для работников ряда столичных предприятий. «Поэтому называли мы себя с соседскими мальчишками, — рассказывает Г.В. Васенков, — принцами барачного дворца». А мечталось ему в те послевоенные годы о профессиях сугубо мирных — актёр и учитель. Играя с друзьями в школу, он словно предугадывал своё будущее — неизменно выбирал роль директора. В 1963 году после окончания восьмого класса он поступил в ПТУ №64, где получил профессию столяра-краснодеревщика, а затем трудился на мебельной фабрике №16. «Тем не менее увлечение актёрским искусством я никогда не оставлял. И в школьные годы, и в период учёбы в училище, и позже я занимался в различных театральных студиях, с коллективами которых выезжал на гастроли и в общей сложности сыграл около 6-7 ролей. До армии пробовал поступить в ВТУ им. М.С. Щепкина, — вспоминает Г.В. Васенков, — успешно прошёл три тура, но… как говорится, «пролетел в щепку».

После службы в армии он вновь вернулся на фабрику. Казалось бы, детские мечты стать педагогом навсегда остались в прошлом. Однако дороги судьбы порой складываются в причудливые узоры. В 1970 году Геннадий Васильевич был направлен комсомольской организацией на работу в коррекционную школу №309. Только на своём первом уроке молодой учитель труда понял, каких особенных детей ему придётся обучать. Найти подход к ребятишкам с тяжёлыми нарушениями интеллекта было непросто, но вскоре он уже не мыслил свою профессиональную жизнь вне школы. Позже Геннадий Васильевич окончил филологический и дефектологический факультеты Московского заочного педагогического института, блестяще защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал автором ряда специализированных федеральных программ и учебников, более 40 научных публикаций, посвящённых актуальным проблемам дефектологии, организации работы коррекционных школ, профессионально-трудовой подготовке детей и подростков с нарушениями интеллекта.

ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102 города Москвы» Геннадий Васильевич возглавил в 1982 году. Своё назначение на этот пост он иронично называет «церемонией водружения на директорство». Основанное в 1964 году, учебное заведение к началу 1980-х имело репутацию одного из худших в Москве учреждений этого типа. Поэтому в первые несколько лет новому директору пришлось решать немало проблем: начиная от наведения порядка на пищеблоке, где царили антисанитария и откровенное воровство, до создания по-настоящему профессионального коллектива, способного решать сложнейшие задачи коррекционной педагогики. Неоценимую помощь и на первом этапе руководства, и на протяжении всех последующих лет Геннадию Васильевичу оказывали и оказывают коллеги-единомышленники, замечательные педагоги, которые сегодня образуют административное ядро коллектива школы. В их числе Наталья Павловна Олейникова, Наталья Михайловна Шибаева, Наталья Владимировна Зинина, Тамара Дмитриевна Довлятшина, Полина Ивановна Королёва.

«Коллектив, который в настоящее время сложился в школе-интернате, я создавал годами. Педагогов, не обладающих достаточной компетентностью, людей случайных, не умеющих сочетать требовательность с отеческой любовью к детям, не обладающих талантом их чувствовать, создавать ауру общения «учитель — ученик», в нём нет. По моему мнению, если педагог постоянно себя развивает, если дети идут к нему на урок с радостью, значит, профессионально он состоялся», — убеждён директор. Многие сотрудники коллектива школы ведут интенсивную научную и методическую работу, имеют высокие отраслевые звания, государственные награды.
Стараниями педагогов во главе с Г.В. Васенковым в ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102» создана уникальная адаптивная система для детей и подростков с недостатками интеллектуального развития. Учреждение является научно-методической базой экспериментальной работы по совершенствованию специального коррекционного образования в России. Учебно-воспитательная модель школы-интерната выстроена с учётом индивидуальных возрастных, психофизиологических и интеллектуальных особенностей и возможностей воспитанников: 1-4 классы — начальная общеобразовательная подготовка на базе коррекционных и пропедевтических технологий; 5-9 классы — комбинация общеобразовательных дисциплин и начального профильного обучения; 10-12 классы — углублённая профессиональная подготовка в сочетании с минимальным объёмом общеобразовательных предметов. Учащиеся младшей ступени школы с удовольствием ходят на уроки ритмики и социально-бытовой ориентировки, постигают азы компьютерной грамотности, при необходимости занимаются с логопедом.

В 1995 году впервые в практике отечественных коррекционных общеобразовательных учебных заведений VIII вида на базе учреждения был создан учебно-производственный комбинат «Фёдоровец», где воспитанники не только могут овладеть специальностями, связанными с полиграфическим производством, но и полноценно работают, получают зарплату. Кроме того, для старшеклассников в школе-интернате открыт профессиональный лицей, в котором под контролем педагогов-дефектологов ведётся подготовка учащихся по семи востребованным на современном рынке труда специальностям: переплётчик, брошюровщик, столяр, швея, пошивщик кожгалантерейных изделий, рабочий зелёного хозяйства, машинист уборочных машин. Высокий уровень трудового обучения позволяет воспитанникам после окончания школы продолжать образование в профильных колледжах, успешно трудоустраиваться. «Никто из наших выпускников, — с гордостью говорит Г.В. Васенков, — на улице не остаётся».

Учебное заведение плодотворно сотрудничает с центрами детского творчества, социальными и культурными учреждениями России, Бельгии, Германии и Франции, международными общественными организациями «Добрые дети мира», «Наша зелёная планета». Уже два десятилетия учащиеся и преподаватели школы-интерната — непременные участники, победители и призёры фестиваля «Надежда». «Кстати, десять лет назад, — делится Геннадий Васильевич, — я первым среди педагогов и директоров коррекционных образовательных учреждений выступил на этом фестивале в номинации «Творчество педагогов».

Видимо, действительно верно говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Г.В. Васенков пишет стихи и уже издал два своих поэтических сборника. Не так давно увидела свет его автобиографическая трилогия «Становление. Свершения. Старение», которую он адресует подрастающему поколению.

Во всех начинаниях Геннадия Васильевича поддерживают, конечно, не только коллеги и друзья. Самая главная опора в его жизни — это семья: любящие и любимые жена, дочь и зять, обожаемые и обожающие деда внуки — старший Миша и младший Славик. На вопрос «Считаете ли вы себя счастливым человеком?» Г.В. Васенков, не задумываясь ни на минуту, отвечает: «Да, и ничего в своей жизни изменить не хотел бы. Все свои успехи и награды я воспринимаю как дар для моих коллег, родных и близких людей. Высшей наградой для меня было и остаётся благо детей, которые вверены мне Богом и судьбой». Своими орденами Геннадий Васильевич считает выпускников школы-интерната, достойно вошедших в самостоятельную жизнь, а триумфом пройденного профессионального пути — созданное под его руководством лучшее специализированное коррекционное общеобразовательное учебное заведение России.

род.1947

Герой Российской Федерации (13.08.1998), заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1987), полковник, мастер спорта СССР международного класса (1995).
Родился 24.03.1947 в городе Моздок (Северная Осетия). Детство и юность провёл в городе Биробиджан. Занимался парашютным и планерным спортом в аэроклубе.
В армии с 1965. В 1969 окончил Харьковское ВВАУЛ. До 1973 служил в строевых частях ВВС (Одесский ВО).
В 1974 окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей, в 1978 — Московский авиационный институт.
С февраля 1974 по 1991 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (СЛИ БА, в 1980-1989 — 3-е Управление, в 1989-1990 — начальник СЛИ БА).
Провёл госиспытания Су-24М, Як-38У, Як-38М; испытания Су-25 на штопор и большие углы атаки; испытания по отработке дозаправки Су-24М (1979), отработке посадки Су-25УТГ и Су-27К на наземный аэрофинишёр, ряд других испытательных работ на Бе-12, Ка-27 и других. 12 августа 1981 г. в составе экипажа противолодочного самолета Бе-12 установил мировой рекорд высоты — 9970 м.
Участник боевых действий в Афганистане: в апреле-июне 1980 — командир авиагруппы «Ромб», совершил 33 боевых вылета на Як-38.
С 1991 — в запасе.
С 1991 по 1998 — лётчик-испытатель ЭМЗ имени В.М.Мясищева (в 1995-1998 — старший лётчик-испытатель). Поднял в небо и провёл испытания М-101Т «Гжель» (31.03.1995). Провёл испытания М-55. В декабре 1996-январе 1997 выполнил первые полёты на М-55 «Геофизика» для исследования озонового слоя Земли. За годы летной и летно-испытательной работы освоил и принимал участие в испытаниях 83 летательных аппаратов и их модификаций. Общий налет – 3115 часов, из них более 1100 – в качестве летчика-испытателя.
В ходе испытаний было не менее 15 аварийных ситуаций, при которых по инструкции требовалось покинуть машину, но лишь дважды летчик катапультировался, и оба раза за секунды до столкновения с землей. На авианесущем крейсере «Минск» он сумел посадить Як-38 с замершими на взлете под углом 25 градусов соплами подъемных двигателей. Останавливался у него двигатель на МиГ-21У. 5 июля 1977 (по другим сведениям — 07.07. 1977) — катапультировался из горящего МиГ-23Б.
6 февраля 1989 года пришлось катапультироваться с Су-27 за секунду до удара самолета о землю.
Установил в 1993 7 мировых авиационных рекордов высоты, грузоподъёмности и скороподъёмности на самолёте М-55. Участник семи международных авиасалонов.
Живёт в городе Жуковский Московской области. До 2002 работал заместителем начальника ЛИК ЭМЗ имени В.М.Мясищева по лётной работе, с 2007 — заместитель начальника ЛИК ОКБ имени А.С.Яковлева по лётной работе.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (21.10.1980, 10.10.1988), орденом Дружбы народов (29.12.1992), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, - М.: Авиамир, 2009 /
  • Герой-испытатель — родом из Моздока / П.Гериев, «Северная Осетия» (Владикавказ) /
  • Виктор Васенков / В.Парамонов, «Красная звезда» (Москва) — 15.03.1997 /
  • «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.2, ч.3 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, А.В.Архипов, Б.Л.Пунтус, Авико пресс, 2001 /