История создания стихотворения Александра Пушкина «Поэту. «Поэту (Поэт! не дорожи любовию народной…)» А

Светская жизнь Москвы, поглотившая Пушкина в начале 1827 года, не давала возможности сосредоточиться на творческом процессе, погрузиться в поэзию. Лишь в начале июня, сменив место жительства на Петербург и, позже, на Михайловское, Александр Сергеевич возвращается к раздумьям о роли поэта в обществе, о влиянии поэтического искусства на мировоззрение современников. Итогом размышлений выступает стихотворение «Поэт», присланное из имения и опубликованное в том же году «Московским вестником».

Главная тема стихотворения

Каково предназначение художника в социуме? Волен ли талантливый человек творить, желая лишь выразить себя и свою позицию, или обязательным условием должно быть стремление изменить образ мыслей обывателей в лучшую сторону? В чем различие способностей к сложению строк и истинного призвания? Налагает ли бремя таланта серьезные обязательства?

Как глубокого и искреннего человека, Александра Сергеевича не оставляли мысли о своей миссии в этом мире, о чем в лаконичной форме и повествуют пять эмоциональных четверостиший.

Повседневность, обыденность, праздность и суета действуют на героя стихотворения Пушкина угнетающе. Пессимизм сквозит в начальных строках. Муза молчит, поэт задыхается без вдохновения и творческого полета. Ничто не выделяет его среди основной массы, никак не может он сделать этот мир добрее и ярче.

Но в неожиданный момент, не зависящий от воли стихотворца, в душе открывается потайная дверь и человек, поддавшись высшей силе, раскрывает всю мощь и уникальность своего таланта. Теперь не существуют стереотипы и общественные рамки, есть полная свобода самовыражения и уверенность в своей правоте, сознание благородного предназначения и высокой цели.

Структурный анализ стихотворения

Читателю легко выделить две составные части небольшой по размеру работы: тусклое существование среди не представляющих истинной ценности забот и счастье творческого полета лирического героя.

Негативной окраски первым четверостишьям добавляют прилагательные, тщательно подобранные автором: «хладный», «суетный», «ничтожный».

Во второй части общий настрой меняется: употребляя такие эпитеты, как «святая», «священная», «божественный», Пушкин не боится пафоса и преувеличений, он уверен в высшем предназначении поэтического искусства.

В популярном четырехстопном ямбе конкурируют два способа чередования рифм: кольцевой и перекрестный. Альтернативная рифмовка делает заметный акцент на перемене настроения повествования.

Возвышенный стиль и эмоционально окрашенные эпитеты, противопоставление суетности и вдохновения, мотив независимости гения от светских правил позволяет отнести это произведение к романтизму.

Пронзительная лирика Пушкина, открывающая все грани его неординарной личности, красочно и убедительно рассказывает о том, что действительно будоражило гения, о чем он считал не вправе молчать. Отношения одаренного человека и света, роль поэзии в решении социальных вопросов - это важнейшие темы, занимающие центральное место в нескольких творениях, в том числе и в «Поэте». Художественный дар, по мнению Александра Сергеевича, обязывает своего обладателя к определенным действиям: силой слова литератор должен стремиться очистить мир от грязи и пороков, добавить красоты и справедливости.

Тема поэта и общества красной нитью проходит через все творчество Александра Сергеевича Пушкина. Великий русский гений долгие годы пытался найти ответ на вопрос о предназначении поэта и его роли в обществе.

В 1830 году Александр Сергеевич пишет стихотворение «Поэту». Стоит отметить, что это были трудные времена для Пушкина, его работы подвергались цензуре, общество с презрением воспринимало его творчество. В стихотворении «Поэту» Александр Сергеевич, сквозь образ «непонятого поэта» пытается дать отпор своим недоброжелателям и для себя самого ответить на вопрос о том, каким же должен быть настоящий поэт.

Уже с первых строк Пушкин призывает не идти на поводу у широких масс, ведь их любовь скоротечна. То, что сегодня вызывало всеобщее ликование, забудется уже завтра. По мнению Пушкина, поэт должен быть «твердым, спокойным и угрюмым».

Стоит отметить, что стихотворение «Поэту» глубоко личностное. В нем образ «непонятого поэта» тесно переплетается с образом самого Пушкина. Всю свою жизнь русский гений был верен своей идее, он не писал заказных работ и никогда не просил «наград за подвиг благородный». Александр Сергеевич говорит, что настоящий поэт сможет самостоятельно оценить свои работы, найти в них изъяны и недостатки.

В стихотворении «Поэту» Пушкин сравнивает поэта с царем и призывает жить в одиночестве. Александр Сергеевич был убежден, что только душевная гармония может позволить создать настоящий литературный шедевр. Одиночество может укрыть поэта от «детской резвости» толпы и позволит «усовершенствовать плоды любимых дум».

Стихотворение «Поэту» имеет форму сонета. Оно состоит из двух четверостиший и трех трехстиший. Каждая строфа является самостоятельной и содержит в себе определенные умозаключения поэта.

Так, в первой строфе Пушкин говорит о том, что поэт не должен идти на поводу у толпы и писать только то, что нравится широким массам. Во второй строфе Александр Сергеевич говорит о том, что поэт должен найти душевную гармонию для создания своих произведений. В третьей строфе Пушкин пишет о том, что поэт самостоятельно может оценить свои работы. В четвертой строфе русский гений делает вывод о том, что выполнив три предыдущих условия, поэт сможет спокойно творить, не смотря на «брань» и «плевки на алтарь».

А.С. Пушкин сделал неоценимый вклад в развитие русской литературы. Его творчество отличается самобытностью, его слог характеризуется легкостью, оригинальным стилем. Поэт всегда стремился совершенствовать свое творчество.

В его произведениях поднимаются важные философские вопросы, в том числе одной из важных для него тем было определение места поэта в обществе. Александр Сергеевич размышлял о своем предназначении, о роли в литературе. Этим вопросам посвящено стихотворение "Поэт" Пушкина, анализ которого представлен ниже.

История создания

Анализ "Поэта" Пушкина можно начать с истории его написания. Оно было написано в 1827 году и тогда же было опубликовано в журнале. В нем Александр Сергеевич размышляет о роли поэта в обществе.

Некоторые исследователи полагают, что все описанное в произведении является отражением некоторых фактов биографии поэта. Весь зимний и весенний период 1827 года Пушкин проводил в светских развлечениях. Балы и прочие увеселительные мероприятия не оставляли времени для творчества. Но по приезде в Михайловское у поэта снова появилось желание писать. Это стихотворение написано в первом же письме, отправленном им из деревни.

Композиция произведения

Анализ "Поэта" Пушкина следует продолжить особенностями композиции. Его можно поделить на две части. В самом начале показана жизнь поэта, когда в ней нет вдохновения. Когда он не творит, то ничем не отличается от простых людей. Поэту кажется, что он - лишь маленькая частица, а его душа пуста без вдохновения.

Далее поэт чувствует, что муза посетила его. Он слышит "божественный глас", который словно пробуждает ото сна. Ему становятся не нужны никакие материальные блага, развлечения. Он находился во власти вдохновения. Поэт стремился найти покой и уединение в отдалении от людей, в гармонии с природой.

Тема миссии поэта

В своем творчестве Александр Сергеевич неоднократно затрагивал волнующую его тему места поэзии и поэта в обществе. Это можно увидеть и при проведении анализа "Поэт и толпа" Пушкина. В этом стихотворении автор также затрагивает вопросы, касающиеся миссии творца, его роли в обществе.

В другом произведении поэт спорит с толпой, которой нет никакого дела до красоты и изящества слога. Она понимает и признает только те вещи, которые могут принести пользу обществу. Герой не пускается в дальнейшие пререкания с людьми, понимая, что каждый выбирает то, что ему нравится.

Эти стихотворения похожи тем, что в своих рассуждениях автор приходит к выводу, что поэт выделяется из толпы. Его освещает огонь вдохновения. Он своим словом способен сподвигнуть задуматься о важных вещах.

Художественные средства выразительности

Следующий пункт анализа "Поэта" Пушкина - это определение художественных средств выразительности. В произведении противопоставляются низкое и высокое начала поэта, что усиливают эмоционально окрашенные эпитеты. Особое предназначение поэта подчеркивается возвышенным слогом. В стихотворении Пушкина душа поэта сравнивается с орлом - свободолюбивой гордой птицей. Поэт точно так же свободен в своем творчестве, полете мысли.

Также при проведении анализа стиха "Поэт" Пушкина нужно определить стихотворный размер и способ рифмования. Оно написано четырехстопным ямбом с использованием двух видов рифм - перекрестной и кольцевой. Перекрестная рифмовка используется для описания отношений между поэтом и обществом. Второй же вид употребляется для того, чтобы показать отношение поэта к творчеству.

В стихотворении Пушкин использует приемы, свойственные романтической поэзии. В своем творении Александр Сергеевич рассказывает о независимости поэта от всего общества. Но из-за этой независимости и отстраненности он остается одиноким, потому что люди большей частью являются приземленными, не желающими восхищаться только красотой.

Александр Сергеевич стремился сделать жизнь людей осмысленнее. Он постарался показать всю непростую поэтическую натуру. Поэтому его герой несколько возвышается над толпой, но в то же время он стремится избегать людей, чтобы они не спугнули его вдохновение. Только находясь в уединении и гармонии, он сможет создать нечто прекрасное и удивительное. Поэтому он стремится быть ближе к природе. Это был краткий анализ стихотворения "Поэт" Пушкина по плану.

Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества.

Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена). Каждая строфа содержит в себе отдельную мысль.

Посмотрите, как противопоставляются поэт и толпа: “суд глупца” и “царь”. С одной стороны – “смех толпы”, “в детской резвости”, а с другой – “тверд, спокоен и угрюм”. Стоит обратить особое внимание на слово “угрюм”: несмотря на то, что А. С. Пушкин призывает не обращать внимания на мнение толпы, подобное отношение, непонимание ранят его, и он это осознает.

Стихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: “Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум”. Повтор “свободною” – “свободной” подчеркивает необходимость творить самостоятельно. А творчество поэта сравнивается со служением поэзии, как божеству: “алтарь, где твой огонь горит”. Как и в оде “Пророк”, в сонете “Поэту” поэт изображен как некое иное, высшее существо: он – “царь”, ему дан высший дар, толпа же в “детской резвости” его не понимает, однако поэт снисходителен к ней.

Я хочу отметить, что это стихотворение ни в коем случае не призывает перестать творить для толпы, оно лишь говорит, что творчество не должно подчиняться ее мнению, моде, то есть поэт должен творить самостоятельно, но для народа.

(No Ratings Yet)

  1. Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма – литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе...
  2. В творчестве Тютчева любовная лирика занимает особенное место. За свою жизнь поэт пережил немало романов, испытал сильнейшие чувства. Личный опыт лег в основу великолепных стихотворений. Большую часть из них литературоведы...
  3. В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской...
  4. Пророк – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в 1826 году. Главным героем произведения является сам поэт, который ищет смысл жизни, и смысл своего творчества. В первых строчках, поэт описывает свое...
  5. В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной...
  6. “Демон” – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, в котором поэт описывает свою жизнь, полную скептицизма и разочарований, написанный в один из самых тяжелых периодов его жизни – в 1823 году. Главным...
  7. В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение “Деревня” , в котором автор анализирует не только собственную...
  8. Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей...
  9. Александр Пушкин вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в родовом поместье Михайловское. Став взрослым,...
  10. Стихотворение “Узник” , написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в...
  11. Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих...
  12. В произведениях этого автора, способных передать весь спектр чувств, испытываемых поэтом. Еще со времен своей лицеистской юности Пушкин искренне верил в то, что каждый человек изначально рождается свободным. Однако именно...
  13. Стихотворение А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…” можно отнести к философской лирике. Здесь мы видим раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о...
  14. Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” Было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн...
  15. Пребывая в южной ссылке Александр Пушкин впервые увидел Черное море и был пленен его красотой. Вдали от дома поэт чувствовал себя одиноко и постоянно пребывал в угнетенном состоянии. Все попытки...
  16. Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание...
  17. Давайте рассмотрим теперь Стихотворение А. С. Пушкина “Узник” . Я не буду писать сейчас что-либо вроде сочинения, я только напишу основное, что может привести к вас к размышлениям. Мое воображение...
  18. Период, к которому относится написание стихотворения “Зимний вечер”, является одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что...
  19. Александр Пушкин слыл ловеласом и постоянно в кого-нибудь влюблялся. Некоторые его романы были предметом светских сплетен и длились годами. Другие оставались тайной даже для тех женщин, которых боготворил поэт, и...
  20. Александр Пушкин, с детства воспитанный на русских сказках и преданиях, был человеком достаточно суеверным и придавал вещам, его окружающим, довольно важное значение. Одним из таких культовых предметов в жизни поэта...
  21. После Южной ссылки Александр Пушкин был вынужден провести почти два года под домашним арестом, став негласным узником родового поместья Михайловское, где роль надзирателя добровольно взял на себя отец поэта. Единственным...
  22. Стихотворение Пушкина “Туча” проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча “наводит унылую тень”. Стихотворение “нетерпеливое”: и поэт, и природа, словно ждут, когда...
  23. Любовная лирика Пушкина Насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой женщиной...
  24. А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим...
  25. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  26. Александр Пушкин – один и первых русских поэтов, который сумел органично вплести в свое творчество сюжеты народных сказок и преданий. С самого детства он обожал слушать удивительные истории, которые рассказывала...
  27. Восстание декабристов в 1825 году заставило Александра Пушкина переосмыслить роль поэзии в общественной жизни. Автор пришел к выводу, что стихи способны стать довольно мощным оружием в руках поэта, если в...
  28. Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в...
Анализ стихотворения Пушкина “Поэту

А.С.Пушкин создал стихотворение «Поэту» в период осознания самого себя и своего предназначения в 1830 году. Предпосылками для такого произведения был сложный литературный путь поэта. Он многое переосмыслил. Тема поэзии проходит через все периоды творчества мастера стихосложения.

Изображает автор образ поэта как неземного существа. Скорее всего, А.С.Пушкин передал именно свои ощущения образу, поэтому стихи получились очень реалистичными. Миссию поэта Пушкин видел в возможности раскрасить серую обыденную жизнь. С помощью стихов он доносил людям прекрасное.

Стихотворение было создано в непростой период для А.С.Пушкина. В это время была его травля со стороны Ф.В.Булгарина. Обвиняли поэта в оппозиционных взглядах, а в то время это было серьезное обвинение. Несмотря на восторженные отзывы критиков о его произведениях. Отношение поэта и общества вылилось в этом стихотворении.

Первая часть произведение пропитана пессимизмом. Показана хрупкость, как самого человека, так и его таланта. Поэт боится, что повседневность и обыденность сломают его творческую натуру и его фантазия иссякнет. Вторая часть стихотворения противоположна первой. Яркие эпитеты передают положительное настроение автора. Такие противоположные эмоции характерны непостоянности лирического героя. Это свойственно творческим людям.

С одной стороны, обыденность гнетет его, в то же время, благодаря творчеству, он расцветает. Без музы поэт не видит смысла существования. Творчество как глоток свежего воздуха, повседневные проблемы и серость жизни делают его существование ничтожным.

А.С.Пушкин считал, что истинное счастье в сотворении нового произведения. Это настроение он и передал во второй части. Поэт с приходом музы превращается в сверхчеловека, становится выше всего мира. Поэта А.С.Пушкин сравнивает с орлом, гордой и сильной птицей.

Такое сравнение показывает свободу полета мыслей творческого человека. Эта свобода абсолютна и не зависит от общественных рамок и ограничений. Такой и был сам А.С.Пушкин. Этим стихотворением он хотел донести до народа истинное свое предназначения и основные черты характера. Он, как бы, оправдывает свои поступки свободой творческой натуры.

Настроение поэта неоднозначно, а мысли переменчивы. Он мог грустить и через мгновенье творить прекрасные литературные шедевры. А.С.Пушкин много анализировал творчество и предназначение стихотворца. Свои мысли он изложил в стихотворении «Поэту».