История создания системы гражданской обороны. Гражданская оборона

«Сильная гражданская оборона - защищенное государство»

4 октября 2012 года исполняется 80 лет со дня образования гражданской обороны, которая является важной составляющей общегосударственных оборонных мероприятий. 2012 год объявлен годом гражданской обороны.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов, в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч, женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.

В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы - заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача - разминирование полей и сооружений.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва - за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, сооружения канализации и электроснабжения.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных мировой истории. Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Гражданская оборона развивалась. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу. Министерство обороны фактически устранилось от участия в делах гражданской обороны. Назревала необходимость принятия закона о гражданской обороне и переведении ее в самостоятельную структуру с сохранением снабжения частей гражданской обороны через военные округа. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считало целесообразным включить Гражданскую оборону в состав Министерства обороны. Так и было сделано. В начале 1970-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. Однако история дальнейшего развития гражданской обороны показывала необходимость применения сил ГО для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьезно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. Сама жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость принятия решений на государственном уровне, которыми бы уточнялись задачи ГО на мирное время.

К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время. Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач. Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. Но не только с аварией на ЧАЭС следует связывать коренную перестройку системы ГО. Ускорение темпов и масштабов научно-технической и производственной деятельности в современных условиях связано с возрастающим использованием в производстве сложных технологий и технических систем. Резко увеличиваются объемы производства новой, опасной продукции. Ежегодно на рынок стало поступать около тысячи новых химических продуктов, перевозиться 4 млн. тонн опасных материалов, а также образовывалось примерно 290 млн. тонн отраслевых промышленных отходов. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты концентрируются. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывалось, транспортировалось, хранилось и использовалось около 10 млрд. т условного топлива. Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым.

Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. 8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Так, когда в ноябре 2005 года в китайской провинции Цзилинь произошла серия взрывов на химической фабрике, в результате которых в реку Сунгари вылилось около 100 тонн опасных веществ (в основном, бензола и нитробензола) и 16 декабря пятно достигло Амура, для выполнения задач мониторинга была мобилизована практически вся сеть наблюдения и лабораторного контроля Хабаровского края. В первую очередь, были задействованы наиболее универсальные лаборатории «Водоканала», «ХабЭнерго» и ДВО РАН. С целью недопущения трансграничного переноса опасных химических веществ к водозаборам поселений и главному водозабору питьевого водоснабжения Хабаровска были развернуты гидротехнические работы. Для этого совместно с китайскими специалистами была перекрыта дамбой протока Казакевичева, что исключило попадание загрязненных вод в Амурскую протоку и далее - на водозаборы Хабаровска. Была также перекрыта протока Пензенская и чистые амурские воды пошли ближе к Хабаровску и разбавили загрязненные. Все водозаборы Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска и Николаевска-на-Амуре были переведены на работу на активированном угле. Технологии и оборудование очистных сооружений хабаровского «Водоканала» были подготовлены для нейтрализации нитробензолов при уровнях от двух ПДК. В дальнейшем превышения концентрации опасных веществ не зафиксировано, питьевая вода в системах водоснабжения отвечала санитарным нормам.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию гражданской обороны позволила в августе 2008 года силами гражданской обороны эффективно осуществить гуманитарную операцию по оказанию помощи населению Южной Осетии, пострадавшему от агрессии Грузии. В результате из зоны конфликта было эвакуировано более 37 тыс. человек, были развернуты стационарные пункты временного размещения на шесть тысяч человек. Для оказания помощи пострадавшим в зону конфликта в течение трех первых суток было доставлено 11500 тонн гуманитарного груза.

В период жаркого лета 2010 года силы гражданской обороны, включая спасательные воинские формирования, приняли непосредственное участие в ликвидации крупных природных и лесных пожаров, показав на практике свои возможности по эффективному выполнению поставленных задач.

В марте 2011 года в связи со сложной обстановкой на японских АЭС, включая аварию на «Фукусиме», была развернута сеть наблюдения и лабораторного контроля для ведения мониторинга радиационной обстановки на Дальнем Востоке.

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.

В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, а также защиту от ЧС мирного времени. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.

Трагическая статистика прошедшего века и начала нынешнего свидетельствует о том, что количество и масштабы чрезвычайных ситуаций, возникших в мире в результате ведения военных действий, или вследствие этих действий, а также террористических актов, техногенных аварий и катастроф неумолимо возрастают. Это заставляет принимать необходимые меры по максимально возможному снижению потерь как человеческих жизней, так и материальных и культурных ценностей

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Изначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. 4 октября Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

Местная противовоздушная оборона - система мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздушного нападения.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населения, населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Эта система с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были ликвидированы около 100 тысяч пожаров и загораний, предотвращены более 30 тысяч серьезных промышленных аварий, обезврежены более 400 тысяч авиационных бомб и около 2,5 миллионов снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.

Силы МПВО, бесспорно, внесли существенный вклад в снижение ущерба от налетов гитлеровской авиации. Однако мало кто знает, какой значительный объем работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий промышленности и сельского хозяйства. Так, за годы войны ими было проложено около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. м3 завалов.

Бойцы МПВО подняли из руин многие кварталы Ленинграда, Киева, Харькова, Мурманска, Одессы, Днепропетровска, Минска.

Очень немногим людям, едущим сегодня в поездах Московского метро, известно, что участок пути между станциями «Семеновская» и «Измайловский парк» в основном сооружен силами МПВО. А те, кто бывает в Государственном академическом Большом театре или в театре им. Евгения Вахтангова, вряд ли имеют представление о том, что они, после попаданий немецких авиабомб, полностью восстановлены бойцами МПВО. Ими же построена трамвайная линия между Москвой и Тушино (в то время пригородом Москвы), протяженностью 4,5 км.

В 50-е годы в арсенале государств появилось новое оружие - ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия - ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления. Именно тогда и появился на свет лозунг «Это должен знать и уметь каждый!», актуальность которого сохраняется и в наши дни.

В нашей стране защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от оружия массового поражения; оповещением об опасности нападения противника.

Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; создание запасов материально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.

В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для сохранения национальной безопасности и обороноспособности страны.

Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Гражданская оборона, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

После этих событий стало ясно, что в стране необходима служба, которая не только в военное, но и в мирное время могла бы заниматься вопросами предупреждения и ликвидации последствий катастроф и аварий.

В середине 1989 года была создана Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 27 декабря 1990 года, в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Позже он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основе которого и было создано МЧС России. Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1993 г. можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1500 крупных чрезвычайных ситуаций, из них почти 400 природного и более 1100 техногенного характера.

Невозможно переоценить вклад всех органов МЧС РФ в дело спасения жизни, сохранения здоровья как российских граждан, так и граждан других государств.

И это при том, что еще не все ответственные работники на местах, не все руководители предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений понимают всю важность задач, решаемых МЧС, и меру своей ответственности по защите как отдельных регионов, так и любого самого маленького коллектива, каждого человека.

История в СССР и РФ в датах

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

Войска гражданской обороны

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

1. ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;

3. проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ;

4. участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;

5. участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Государственное образовательное учреждение

«Балаковский автомобильно – электромеханический техникум»

Реферат

История развития Гражданской обороны в России

Выполнил:

обучающийся группы 21ГС

Капитов Александр

Руководитель:

Балаково 2010 г.

Введение

1. Начальный этап (первый)

3. Третий этап (июнь г. г.)

8. Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время)------8

9. История МЧС-9

10. МЧС России: Двадцать лет – юбилейная дата! -10

11. Просторы требуют особого контроля--11

12. Все выше, выше, и выше…----12
13. Катастроф – меньше, спасенных жизней – больше!

14. Этапы большого пути4
15. Слово министра

16. ГО третьего тысячелетия

Заключение

Библиогрфический список7

Введение

В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника.

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К насе­лению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны .

1. Начальный этап (первый)

Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, со­держанием которого явились революционные перемены не только в социаль­но-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся систе­мы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации за­щиты гражданского населения.

На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общего­сударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.

Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.

Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территори­альные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось пол­ностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.

Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к вы­полнению многотрудных задач военного времени.

3. Третий этап (июнь г. г.)

Третий этап (июнь г. г.) охватывает годы Великой Оте­чественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состо­яние войск.

В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты на­селения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последс­твий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашист­ской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объек­тов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, прово­дить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу стра­ны.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г. г.) этап совершенствова­ния МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты насе­ления и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.

Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура , подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнитель­ные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и ра­йонов.

Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г. г.) характеризуется глу­бокими структурными изменениями ГО.

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству . Это подня­ло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г. г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со сто­роны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО яв­ляется планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.

Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.

Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом по­зитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологичес­ких и хозяйственных проблем.

На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от сти­хийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.

Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.

Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:

    бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации; прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете.

О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств; в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.

Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.

В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР. Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации.

министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Герой Российской Федерации, Генерал армии.
Родился 21 мая1955 года в г. Чадан Тувинской АССР.
В 1977 году окончил Красноярский политехнический институт.
С 1978 работает на руководящих должностях.
В 1991 году назначен председателем Российского корпуса спасателей, позже председателем Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям.
гг. – председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 1994 года – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Награжден орденами «За личное мужество», «За заслуги», «За заслуги перед Отечеством» III степени, «Данакер», Почетным гражданским орденом «Серебряный Крест» I степени, Почетной золотой медалью имени Льва Толстого, медалью «Защитник свободной России».

12. Все выше, выше, и выше…

Отдельного упоминания заслуживает авиация МЧС России. Она была образована в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России». Поэтому и для авиаторов МЧС 2010 год – год особый. За 15 лет своего существования авиация МЧС приняла участие в нескольких сотнях спасательных и гуманитарных операциях международного, федерального и регионального уровней. При этом многое из того, что сделано авиацией МЧС – сделано впервые в истории МЧС, России и мира. Недаром сотни летчиков, инженеров и техников награждено высокими государственными наградами.
Так, основу аэромобильных спасательных комплексов авиации МЧС составляет транспортный самолет Ил-76ТД. Он доставляет в район чрезвычайной ситуации вертолеты легкого класса Бо-105 и БК-117, которые могут вести поиск терпящих бедствие и эвакуировать пострадавших из района катастрофы. Сам же самолет Ил-76ТД, превращается в «пожарный бомбардировщик-штурмовик », способный тушить лесные пожары с высоты 50-100 м. Для этой задачи он оборудуется не имеющими аналогов в мире выливными авиационными приборами ВАП-2, которые вмещают 42 тонны воды.
Уникальны и технологии тушения очаговых пожаров с вертолетов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с использованием водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15. А для ликвидации последствий крупных разливов нефтепродуктов на морских акваториях МСЧ России была разработана уникальная система ВОП-3 (вертолетный опрыскиватель подвесной) и способы очистки загрязненных участков побережья при помощи специальных диспергентов и биопрепаратов, а также дегазации и дезактивации зараженных участков местности. Так что и авиации МЧС, и МЧС России есть чем гордиться.

13. Катастроф – меньше, спасенных жизней – больше!

Особенно сложным для МЧС России был 2009 год: он вошел в историю как год крупнейших техногенных катастроф. Тем не менее, и в этих экстремальных условиях МЧС России продемонстрировала результативную работу. Цена этой работы – тысячи спасенных жизней и снижение на 18,8% количества чрезвычайных ситуаций. И что еще важнее – в 2009 году количество погибших в результате чрезвычайных ситуация людей по сравнению с 2008 годом было уменьшено более чем на 10 процентов. В целом за год в ходе аварийно-спасательных работ, тушения пожаров и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в России было спасено более 153 тысяч человек и обезврежено более 28,8 тысяч взрывоопасных предметов, в том числе 462 авиабомбы.

При этом МЧС России неуклонно наращивает свой потенциал.
Уже второй год функционирует Национальный центр управления в кризисных ситуациях, объединяющий органы управления на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и обеспечивающий координацию и оперативное управление силами и средствами МЧС России.

14. Этапы большого пути

27 декабря 1990 года – образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается днем основания Чрезвычайной службы России и МЧС России в частности. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС)
19 ноября 1991 года – на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
30 сентября 1992 года – Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
10 января 1994 года – Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Январь 2002 года – 278 тысяч сотрудников Государственной
противопожарной службы во-шли состав МЧС, имевший до этого численность 70 тысяч сотрудников.
15. Слово министра

Сергей Шойгу: Главное – двигаясь вперед, сохранить наш корпоративный и ощущение спасательного братства – 2010 год для нас особый – в этом году МЧС России отмечает свое 20-летие!
Уже два десятка лет мы с вами, плечо к плечу, создаем нашу систему. Стремимся сделать ее эффективной, мобильной. Шаг за шагом, преодолевая серьезные трудности, нарабатываем бесценный опыт спасения людей, оттачиваем мастерство, укрепляем кадровый потенциал, внедряем новейшие технологии , основанные на передовых научных разработках, совершенствуем техническое оснащение. Тогда, в теперь уже далеком девяностом, корпус спасателей насчитывал несколько десятков человек, настоящих подвижников, готовых противопоставить суровой стихии свое бесстрашие,
мужество, профессионализм.
Сегодня МЧС России – это более 300 тысяч человек личного состава, это суперсовременная техника и оборудование, которые делают нашу структуру эффективной, мощной, способной противостоять любым угрозам природного и техногенного характера, реально помочь людям.
Гордость Министерства – его сотрудники. Человек, безразличный к чужому горю, не сможет работать в МЧС. Спасатель и пожарный –
не просто профессии. Это образ жизни, постоянная готовность к самопожертвованию, к подвигу, который у нас считают просто – работой. Результат этой работы – сотни тысяч спасенных жизней.
Впереди много задач. Главное – двигаясь вперед, наращивая мощь и совершенствуя оперативную систему реагирования, сохранить наш корпоративный дух, то ощущение спасательного братства, которое позволяет каждому из нас с гордостью сказать: «Служу Российской Федерации и МЧС России».

16. ГО третьего тысячелетия

В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения. Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию. Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего времени продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период 1962 - 1976 годов. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.

Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.

Во-первых , должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность.

Во-вторых , настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т. к. части и соединения ГО - это ее самое организованное и боеготовое ядро.

В-третьих , ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".

В-четвертых , она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.

Заключение

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство , органы управления - должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.

В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.

Библиографический список

1. «Гражданская оборона в ракетно-ядерной войне».Атомиздат,1989г 2. «Наставление по организации и ведению гражданской обороны …».Воениздат,1990г. 3. «Лекции по гражданской обороне».Досааф,1989г. 4. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика. - М., 20Журнал "Право и безопасность" № 1 (30), Апрель 2“Гражданская оборона”. Под редакцией генерала армии - М.: Воениздат, 1982.

7. http://www. /


- список литературы к теме 8, содержание и список литературы к темам 9-12

Введение

гражданская оборона стихийное бедствие

Гражданская оборона (ГО) - это система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время

История создания гражданской обороны

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения.

На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.

Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО - начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.

Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.

Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.

В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.

Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему - Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.

В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.

В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях.

Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного государства, Гражданская оборона СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно регламентирующих деятельность всех органов.

Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования Гражданской обороны СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать в этих условиях систему гражданской обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей в современной обстановке было наивным.

Необходимость новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями.

Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.

Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.

Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.

На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.

Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях - помощь со стороны мирового сообщества.

Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.

В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.

Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти - Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели - радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.

РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия.

Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.

В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил.

На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время.

Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.

Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

Если тщательно изучить сравнительно непродолжительный период человеческой истории, например, всего пять последних тысячелетий, то выяснится, что из них мир на планете царил в совокупности менее трех веков.

Угрозы жизни человечества

Пятнадцать тысяч войн пережило человечество, и в каждой из них гибли не только отважные (или не очень) солдаты, но и обычные люди, никогда не державшие в руках оружия, дети, женщины и старики. При этом такие смерти чаще всего оказывались случайными, если не считать случаев целенаправленного геноцида. Кроме войн, бывали землетрясения, наводнения, эпидемии, массовые голодные моры и прочие несчастья. Затем, по мере развития науки, техники и технологий, настал черед и

Все вместе губительные факторы за указанный период унесли 3,5 миллиарда человеческих жизней. После появления (сначала только химического) стало ясно, что цивилизация медленно, но верно движется по пути, указанному Томасом Мальтусом, успешно защищая планету от перенаселения путем самоистребления.

Каждая страна стремится к защите своего народа от губительных факторов, в этом и состоит его главная функция. В 1932 году началась история развития гражданской обороны нашей Родины. Эта структура была призвана минимизировать последствия нападения враждебных стран на СССР.

Гражданин, вы отравлены!

Учения по защите от воздействий химического оружия проходили и до 1932 года. Одно из них, способствовавшее бегству подпольного миллионера, описано в знаменитой книге «Золотой теленок» писателей И. Ильфа и Е. Петрова. Вероятным врагом Страны Советов в то время были все капиталистические государства, обладавшие определенным запасом химического оружия, поэтому противогазы учили надевать быстро всех, от детей до людей преклонных лет, да и изобретали их в разных вариантах, даже для животных. В тридцатые годы внешняя угроза конкретизировалась, она приобрела конкретные очертания в лице фашистов. История создания гражданской обороны ведет отсчет с 4 октября 1932 года, когда нацисты в Германии еще не пришли к власти. Было ясно, что главную опасность для мирного населения представляют воздушные силы вражеской армии, которые, несомненно, в случае войны будут бомбить города. Война в Испании, начавшаяся через четыре года, подтвердила эти опасения.

Предвоенные команды МПВО

Мероприятия гражданской обороны в первые годы осуществлял орган, называвшийся местной противовоздушной обороной (МПВО). В функции организации, подчинявшейся Наркомату обороны, входили разработка и проведение мероприятий, призванных уменьшить урон, наносимый ВВС противника в случае военных действий. Приданными ей личным составом и техническими средствами эта структура должна была оповестить население о воздушной тревоге, дать ей отбой, обеспечить надежные убежища, ликвидировать последствия атаки вражеских самолетов и оказать помощь пострадавшим. Органам высшей власти (СНК) было ясно, что силами только вооруженных сил эти задачи выполнить невозможно, и если агрессия произойдет, то у Красной Армии будет другая главная цель, - разгром врага. Поддержание производственного и экономического потенциала и сохранение жизней советских людей должно стать всенародным делом. Поэтому в план гражданской обороны входило использование как воинских частей МПВО, подчинявшихся окружному командованию РККА, так и добровольческих формирований. На предприятиях были созданы команды для защиты объектов, при каждом жилуправлении функционировала своя группа самозащиты.

В подчинении НКВД

Чем сложнее становилась международная обстановка, тем тщательнее производилась организация гражданской обороны. В структуру были вовлечены миллионы советских людей, на каждое крупное производственное подразделение или полтысячи жильцов района в городской или сельской местности приходилось 15 добровольцев. Они обучались всем необходимым навыкам оказания медицинской помощи, наблюдения за воздушным пространством, а также грамотной организации бомбоубежищ и охране общественного порядка.

О том, насколько важным вопросом была для руководства СССР организация гражданской обороны, красноречиво говорит тот факт, что ГУ МПВО с 1940 года подчинялось всесильному Наркомату внутренних дел СССР. Усилия партии и правительства дали результаты. К 1941 году каждое предприятие или колхоз Советского Союза, все города и районы имели конкретный план гражданской обороны, согласно которому в случае войны предстояло действовать. Были проведены многочисленные учения ГО. Созданы многочисленные службы, призванные совместно с органами власти обеспечить врачебную помощь раненым, бесперебойную работу транспорта, торговли, продовольственного снабжения населения, связи и многого другого.

Вскоре полученные навыки пригодились…

Война

С июня 1941 года фронт проходил не только по переднему краю. Тыл трудился, не щадя сил, чтобы дать Красной Армии все необходимое. Немецкое командование понимало важность каждой фабрики, каждого завода для обороны СССР. И посылало эскадрильи бомбовозов, стремясь нанести наибольший урон производству.

История гражданской обороны во время Великой Отечественной войны заслуживает отдельного исследования как уникальный случай мобилизации всех сил общества для защиты своей страны. Зажигательные бомбы на крышах гасили люди всех возрастов, за светомаскировкой следил каждый житель дома, а случаи паники были крайне редки даже в самые тяжелые дни. Бойцы МПВО смогли предотвратить более 30 тысяч аварий и катастроф на предприятиях народного хозяйства, обезвредить сотни тысяч бомб, потушить 90 тысяч пожаров, пережив тридцать тысяч авианалетов. Эти усилия, равнозначные массовому подвигу, внесли важный вклад в дело общей Победы. Гражданская оборона СССР продемонстрировала высокую эффективность, достойную восхищения.

Послевоенная гражданская оборона

Атомное оружие появилось в 1945 году. И сразу же было применено. Советский Союз не был готов к новой угрозе и не обладал необходимым количеством убежищ, способных выдержать ядерный взрыв. Экономика страны переживала серьезные трудности, связанные с восстановлением промышленного потенциала и сельского хозяйства после урона, нанесенного боевыми действиями и оккупацией значительной части территории. Тем не менее новая проблема вызвала ответные действия. История гражданской обороны послевоенных лет продолжила традиции, заложенные в 30-е годы.

Наиболее насущной проблема защиты населения стала в середине XX века, после расширения номенклатуры средств доставки. Ядерное оружие теперь могли нести не только стратегические бомбардировщики, но и ракеты, как наземного, так и мобильного базирования. История создания гражданской обороны в СССР официально начинается в 1961 году, именно тогда служба получила это название взамен МПВО. Переименование было вполне целесообразным по причине расширения перечня функций структуры. Предмет "ГО" преподается в средних и специальных учебных заведениях, в школах ученики получают необходимые знания на занятиях по В 70-х годах формируются мобильные подразделения для выполнения обязанностей по защите населения. В подмосковной Балашихе открывается училище, готовящее офицеров ГО.

Гражданская оборона в США

В пятидесятые годы наша наука совершила стремительный прорыв, обогнав другие страны, считавшие себя передовыми в технологическом отношении. Это выражалось не только в космических успехах СССР, но и в оборонной области. На вооружении советских ВВС появились реактивные и турбовинтовые бомбардировщики Ту-95 и Ту-16, способные добираться до самых удаленных целей с высокой скоростью. Но самым страшным оружием были межконтинентальные ракеты, и лидерство СССР в вопросе их строительства в то время сомнению не подлежало. Америка утратила заокеанскую неуязвимость, над небоскребами и фермами замаячил призрак ядерного «гриба». История гражданской обороны США началась именно в пятидесятые годы, и сразу же приобрела общенациональный характер. Территория страны была поделена на десять округов, в каждом по несколько штатов. Над городами завыли сирены учебных тревог, школьники учились быстро прятаться под партами и бежать в убежище. Появилась целая индустрия, производящая бункеры снабженные системами жизнеобеспечения для всех желающих. Следует отметить стремление американских «коллег» активно перенимать советский опыт, как организационный, так и технический. Во время количество убежищ в США превышало аналогичный показатель в СССР, в случае конфликта спастись людей там могло больше, но ущерб, нанесенный ядерным ударом, все равно оставался совершенно неприемлемым.

Израиль

Нет такой второй страны, у которой была бы столь драматичная история создания гражданской обороны. Кратко ее можно описать двумя словами: «спасти всех». К сожалению, это получается не всегда, но непрерывные обстрелы территории государства Израиль ракетами «Скад» и обычными снарядами «Града», а также многочисленные террористические акты могли бы вызвать намного большее число жертв среди мирных жителей, если бы не эффективные меры, направленные на их защиту. Эффективность службы ГО позволила министру гражданской обороны в 2012 году даже сделать заявление о предполагаемом числе жертв среди населения в случае полномасштабной войны с Ираном и организацией ХАМАС одновременно. По его словам, количество погибших не превысило бы полутысячи человек. Некоторые эксперты полагают, что слова Матана Вильнаи несколько преувеличивают возможности возглавляемого им министерства, но тот факт, что гражданская оборона населения в Израиле организована хорошо, очевиден. При этом никто в этой ближневосточной стране не отрицает использование советского опыта при налаживании всей инфраструктуры ГО.

В демократической России

История гражданской обороны России началась в 1991 году, одновременно с созданием всех организационных, властных и силовых структур нового государства. Управление ГО вошло в образованный Госкомитет по и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), через три года преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Гражданская оборона стала частью задач, поставленных перед структурой. Их круг оказался широким.

В него вошли в первую очередь борьба со стихийными и техногенными последствиями экологических катастроф и аварий и проведение НАВР (неотложных аварийно-восстановительных работ). Также МЧС занимается подготовкой зон затопления или заражения к вводу специализированных подразделений, санобработкой населения, техники, зданий и сооружений, пиротехническими работами, обеспечением мер по эвакуации из опасных зон и территорий, восстановлением нарушенных коммуникаций (дорог, аэродромов, линий электроснабжения и связи и пр.). Предусмотрены и другие мероприятия гражданской обороны. Свои функции в случае необходимости Министерство по чрезвычайным ситуациям выполняет совместно с частями Вооруженных сил Российской Федерации.

В сентябре 2011 года вышел Указ Президента, согласно которому МО поручалось создание специальных войсковых формирований с целью оказания помощи населению в районах бедствия.

В настоящее время МЧС представляет собой мощную организацию федерального уровня, имеющую в своем распоряжении самое современное оснащение. Техническое обеспечение разнообразно, у министерства есть даже собственная авиация, насчитывающая более полусотни летательных аппаратов, в числе которых есть и небольшие вертолеты, и огромные самолеты, оборудованные для тушения масштабных лесных пожаров, и летающие госпитали.

На всех континентах и дома

Новейшая история гражданской обороны России постоянно пополняется славными страницами. Спасатели профессионально действуют не только в пределах родной страны, но и за рубежом. Самолеты МЧС доставляли в разные регионы планеты. Спасительные грузы получали пострадавшие от землетрясений, ураганов, наводнений и других стихийных бедствий. Неоценимую помощь оказывали спасатели и тем, кто пострадал от военных действий. После ужасающего урагана «Катрина», причинившего множество бед в 2005 году, история гражданской обороны пополнилась уникальным фактом. Впервые за всю историю российские спасатели действовали на территории США, оказывая помощь населению. Гуманитарные грузы были доставлены в Америку и тогда, когда разбушевалась «Сэнди» (2012), и во время торнадо, обрушившегося на Оклахому (2013).

Разумеется, и другие страны могут рассчитывать на помощь российских спасателей. Но главный приоритет нашей системы гражданской обороны - защита жизней и здоровья собственных сограждан. Среди операций, проведенных за последние два десятилетия, можно перечислить и действия в Чечне, и работу по ликвидации эпидемии чумы в Туве, и борьбу с терроризмом в Москве и других городах. А еще были авиакатастрофы, и пожар в Останкино, и и взрывы в метро. И наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке. Сотни специалистов ликвидировали последствия катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. А сегодня гуманитарные конвои идут в Луганскую и Донецкую области.

Все трудно перечислить. И везде на переднем крае - спасатели МЧС, наследники славы МПВО и войск гражданской обороны.