История создания рассказа толстого бедные люди. Анализ произведения «Бедные люди» (Ф

Роман стал первым большим успехом в творчестве Федора Михайловича Достоевского. О молодом авторе заговорили как о талантливом писателе. Произведение сначала увидели Григорович, Некрасов и Белинский и тут же признали дарование новичка. В 1846 году «Петербургский сборник» напечатал книгу «Бедные люди».

На создание произведения о жизни городской бедноты автора вдохновил собственный жизненный опыт. Отец Достоевского работал врачом в городской больнице, а его семейство проживало во флигеле по соседству с палатами. Там маленький Федор увидел множество жизненных драм, происходящих по вине безденежья.

В юности писатель продолжал свое изучение низших слоев петербургского общества. Он часто гулял в трущобах, видя спившихся и опустившихся жителей столицы. Также он снимал квартиру с врачом, который тоже часто рассказывал соседу о несостоятельных пациентах и их проблемах.

Прототипами главных героев стали родственники писателя. Варвара стала литературным воплощением его сестры. С воспоминаниями Доброселовой очень схожи дневники Варвары Михайловны, где изложены ее детские впечатления. В частности, описание родной деревни героини напоминает усадьбу Достоевских в селе Даровое. Образ отца девушки и его судьба, образ няни и ее внешность тоже были взяты из жизни семьи Федора Михайловича.

Писатель начинает работу над романом «Бедные люди» в 1844 году, когда оставляет должность чертежника и решает всерьез заняться творчеством. Однако новое дело дается с трудом и он, нуждаясь в деньгах, вынужден заняться переводом книги Бальзака «Евгения Гранде». Она вдохновила его, и молодой автор вновь берется за свое детище. Поэтому произведение, которое должно было появиться еще в октябре, было готово лишь в мае 1845 года. Достоевский за это время не раз переписывал черновики, но в итоге получилось нечто, потрясшее критиков. Григорович после первого чтения даже разбудил Некрасова ради того, чтобы возвестить ему о рождении нового таланта. Оба публициста высоко оценили дебют литератора. Роман был опубликован в «Петербургском сборнике» в 1846 году и мгновенно приковал к себе внимание публики с подачи самых авторитетных критиков того времени.

Наряду с самобытными идеями автор использовал литературные клише своего времени. Формально это европейский социальный роман, его структуру и проблематику писатель позаимствовал у зарубежных коллег. Такую же композицию имел, например, труд Руссо «Юлия, или новая Элоиза». На произведение также повлияла мировая тенденция – переход от романтизма к реализму, поэтому книга заняла промежуточное положение между двумя направлениями, вобрав в себя признаки обоих.

Жанр

Жанр произведения – роман в письмах, так называемый «эпистолярный». Маленькие люди рассказывают сами о себе, о своих маленьких радостях и больших бедах, подробно о том, из чего, собственно, состоит их жизнь. Они откровенно делятся друг с другом своими переживаниями, мыслями и открытиями. Направление, которое отразилось в книге, носит название «сентиментализм». Оно и занимает промежуточное положение между романтизмом и реализмом. Его характеризуют повышенная чувствительность персонажей, акцент на эмоциях и внутреннем мире героев, идеализация деревенского образа жизни, культ естественности, искренности и простоты. Все это читатель находит в литературном дебюте Ф. М. Достоевского.

Эпистолярный жанр позволяет раскрыть персонажа не только подробным описанием, но и через его же манеру письма. Через лексикон, грамотность, особое строение предложений и особенности выражения мыслей можно добиться того, что герой как-бы охарактеризует себя сам, причем ненавязчиво и естественно. Именно поэтому «Бедные люди» отличаются глубоким психологизмом и уникальным погружением во внутренние миры персонажей. Сам Федор Михайлович писал об этом в «Дневнике писателя»:

Нигде не выказывая „рожи сочинителя“, передать слово самим героям

О чем это произведение?

Главными действующими лицами романа «Бедные люди» являются титулярный советник Макар Девушкин и бедная сирота Варенька Доброселова. Они общаются в письмах, всего было передано 54 штуки. Девушка стала жертвой насилия и теперь скрывается от обидчиков под покровительством дальнего родственника, который и сам еле сводит концы с концами. Они оба несчастны и очень бедны, но пытаются помочь друг другу, жертвуя последним. Их беды на протяжении всего повествования все больше увеличиваются, как в количественном, так и в качественном отношении, они находятся на краю пропасти, от гибели их отделяет один шаг, ведь поддержки ждать неоткуда. Но герой находит в себе силы тянуть лямку нищеты и продолжать развиваться по тем параметрам, которые задает его идеал. Девица дает ему книги и ценные рекомендации, а он отвечает ей поклонением и обожанием. Впервые у него появляется цель в жизни, и даже вкус к ней, ведь Варя занимается его воспитанием и просвещением.

Героиня пытается заработать честным трудом (шить на дому), но ее находит Анна Федоровна, женщина, которая продала сироту похотливому дворянину. Она вновь предлагает девушке проявить благосклонность к Быкову (богатому помещику, который обесчестил Варю), хочет ее устроить. Разумеется, Макар против этого, однако сам ничего предложить не может, ведь те деньги, которые он тратит на воспитанницу, — последние, да и их не хватает. Сам он живет впроголодь, его неухоженный внешний вид создает ему проблемы на работе, а перспектив в его возрасте и положении нет никаких. От жалости к себе и ревности (к Варе приставал офицер) он начинает выпивать, за что подвергается осуждению со стороны своей Вареньки. Но происходит чудо: автор спасает героев от голодной смерти с помощью начальника Девушкина, который дает ему 100 рублей безвозмездно.

Но это не спасает их от нравственного падения, которое описывает Достоевский. Девушка принимает ухаживание своего обидчика и соглашается на брак с ним. Ее покровитель ничего не может поделать и смиряется с судьбой. Фактически Макар Алексеевич и Варенька остаются живы, у них появляются средства, но они теряют друг друга и, наверняка, это и станет для обоих концом. Бедный чиновник живет только для сироты, она и есть смысл его жизни. Без нее он пропадет. И Варенька тоже, выйдя замуж за Быкова, погибнет.

Главные герои и их характеристика

Характеристики героев романа «Бедные люди» во многом похожи. И Варенька, и Макар Алексеевич добры, искренни, имеют большую открытую душу. Но они оба очень слабы перед этим миром, он их спокойно задавит самоуверенный и порочный Быков. В них нет ни хитрости, ни ловкости, чтобы выжить. Хотя одновременно два персонажа очень разные.

  1. Девушкин Макар Алексеевич - смирный, кроткий, безвольный, посредственный и даже жалкий человек. Ему 47 лет, большую часть жизни он переписывает чужие тексты, читает он зачастую поверхностную, пустую литературу, в которой нет никакого смысла, но все-таки способен оценить Пушкина, а вот Гоголь с «Шинелью» ему не нравится, так как уж слишком Акакий Акакиевич похож на него самого. Он слабый и очень зависящий от мнения окружающих человек. Таков образ Макара Девушкина, родственный и Червякову из рассказа «Смерть чиновника», и Самсону Вырину из повести «Станционный смотритель».
  2. Варенька Доброселова хотя еще очень молода, но испытала много горя, которое ее совершенно не сломило (богатый дворянин обесчестил ее, проданную родственницей в счет уплаты за содержание). Однако красивая девушка не пошла кривой дорожкой и жила честным трудом, не поддаваясь на провокации и уговоры. Героиня начитана, обладает литературным вкусом, который ей привил студент (воспитанник Быкова). Она добродетельна и трудолюбива, ведь стойко отбивает атаки своей родственницы, которая хочет устроить ее на содержание к господам. Она намного сильнее Макара Алексеевича. Варя вызывает только восхищение и уважение.
  3. Петербург — еще один главный герой романа «Бедные люди». Место, которое в произведениях Достоевского всегда отображается достаточно объемно. Петербург описан здесь как большой город, приносящий несчастье. В Варенькиных воспоминаниях деревня, где она провела свое детство, предстает ярким, прекрасным раем на земле, а город, в который привезли ее родители, принес только страдания, лишения, унижения, потери самых близких людей. Это мрачный, жестокий мир, который ломает многих.

Тема

  1. Тема маленького человека. По названию «Бедные люди» видно, что основной темой произведения стал маленький человек. Достоевский в каждом из них находит большую личность, ведь только способность к любви и доброта характеризуют живую душу. Автор описывает хороших и порядочных людей, которых задавила нищета. Вокруг них царит произвол и орудует несправедливость, но в этих жалких и незначительных обитателях Петербурга все еще теплилась надежда на лучшее и вера друг в друга. Они – обладатели истинной добродетели, хоть их нравственного величия никто и не замечает. Они живут не напоказ, их скромный труд посвящен лишь бескорыстному желанию помочь другому человеку. И многочисленные лишения Девушкина, и самопожертвование Вари в финале говорят о том, что эти личности потому только и малы, что себя не ценят. Писатель идеализирует их и возносит им хвалу, следуя традиции сентименталистов вроде Карамзина.
  2. Тема любви. Ради этого светлого чувства герои идут на самопожертвование. Макар отрекается от забот о себе, все средства он тратит на свою воспитанницу. Все его мысли посвящены ей одной, больше его ничего не беспокоит. Варя в финале решает отплатить своему опекуну и выходит за Быкова по расчету, лишь бы больше не обременять Девушкина своим существованием. Она понимает, что он никогда сам не оставит ее. Эта опека ему не по карману, она уничтожает его и доводит до нищеты, поэтому героиня попирает свою гордость и вступает в брак. Это и есть настоящая любовь, когда люди готовы на все ради избранника.
  3. Противопоставление города и деревни. В романе «Бедные люди» автор намеренно сталкивает равнодушие и серость Петербурга и яркие краски добродушной деревни, где жители всегда помогают друг другу. Столица перемалывает и пропускает через себя души, делая из горожан алчных, порочных и безразличных ко всему обладателей чинов и званий. Они злятся от тесноты и суеты вокруг, жизнь человека для них ничто. Село, напротив, обладает целебным воздействием на личность, ведь деревенские жители спокойнее и доброжелательнее по отношению друг к другу. Им нечего делить, они с радостью примут чужую беду за свою и помогут решить проблему. Этот конфликт так же характерен для сентиментализма.
  4. Тема искусства. Достоевский устами своей героини говорит о разграничении литературы на качественную и некачественную. К первой он относит сочинения Пушкина и Гоголя, ко второй бульварные романы, где авторы делают акцент только на сюжетной стороне произведения.
  5. Тема родительской любви. Писатель изображает яркий эпизод, где отец плетется за гробом сына и роняет его книги. Эта трогательная сцена поражает своей трагичностью. Также Варенька трогательно описывает своих родных, которые очень много для нее сделали.
  6. Милосердие. Начальник Девушкина видит удручающее положение его дел и помогает ему финансово. Этот ничего не значащий для него дар спасает человека от голодной смерти.

Проблематика

  1. Нищета. Даже работающий человек в Петербурге того времени не может позволить себе есть досыта и покупать одежду. О девушке, которая не может обеспечить себя честным и упорным трудом, и говорить нечего. То есть, даже трудящиеся и добросовестные работники не могут себя прокормить и заработать на сносные условия жизни. Из-за своей финансовой несостоятельности они находятся в рабском подчинении от обстоятельств: их одолевают долги, домогательства, оскорбления и унижение. Писатель безжалостно критикует сложившуюся систему, изображая богатых людей равнодушными, жадными и злыми. Они не только не помогают другим, но и еще больше втаптывают их в грязь. Это не стоит труда, ведь нищий в царской России лишен права на правосудие и уважительное отношение. Его либо используют, как Варвару, либо ни во что не ставят, как Макара. В таких реалиях бедняки и сами теряют себе цену, продавая достоинство, гордость и честь за кусок хлеба.
  2. Произвол и несправедливость. Помещик Быков обесчестил Варю, но ему за это ничего не было, и быть не могло. Он – богач, и правосудие работает на него, а не на простых смертных. Проблема несправедливости особенно остро стоит в произведении «Бедные люди», ведь главные герои оттого и бедные, что их самих в грош не ставят. Макару платят так мало, что это даже прожиточным минимумом не назовешь, Варин труд тоже ужасно дёшев. Зато дворяне живут в роскоши, праздности и довольстве, пока те, благодаря кому это возможно, изнывают в бедности и невежестве.
  3. Равнодушие. В городе все остаются безразличными друг к другу, никого не удивишь чужой бедой, когда они повсюду. Например, судьба Вари волновала только Макара, хотя сирота жила у родственницы Анны Федоровны. Женщина была до того испорчена жадностью и алчностью, что продала беззащитную девушку на потеху Быкову. Далее она не угомонилась и дала адрес жертвы другим своим приятелям, чтобы они тоже попытали счастье. Когда такие нравы царят в пределах семьи, о взаимоотношениях чужих людей нечего и говорить.
  4. Пьянство. Девушкин запивает свое горе, другого решения вопроса у него нет. От пагубной привычки его не уберегают даже чувства любви и вины. Однако Достоевский в «Бедных людях» не спешит валить всю ответственность на своего несчастного героя. Он показывает безысходность и отчаяние Макара, как и его безволие. Когда человека втаптывают в грязь, он, не будучи сильным и стойким, сливается с нею, становится низким и противным самому себе. Персонаж не выдержал давления обстоятельств и нашел утешение в алкоголе, ведь больше негде. Последний удел русского бедняка автор описал в красках, чтобы показать масштаб проблемы. Как видно, чиновнику платят ровно столько, чтобы хватило на забытье в стеклянном стакане. Кстати тот же недуг поразил отца студента Покровского, который тоже когда-то работал, но спился и опустился на самое дно общественной иерархии.
  5. Одиночество. Герои романа «Бедные люди» ужасно одиноки и от этого, возможно, порочны и озлобленны. Трагически сломлен даже Быков, который понимает, что ему даже наследства некому оставить: вокруг одни охотники за чужим добром, которые только и ждут его кончины. От осознания своего положения он женится на Варе, не скрывая, что просто хочет обзавестись потомством, семьей. Ему, как ни странно, не хватает искреннего участия и тепла. В простой деревенской девушке он увидел естественность и честность, значит, она не оставит его в трудную минуту.
  6. Антисанитария и отсутствие медицинского обслуживания для бедных. Автор затрагивает не только философские и социологические проблемы, но и самые обыкновенные, житейские, касающиеся быта и жизни людей того времени. В частности, от чахотки умирает студент Покровский, совсем еще молодой человек, которому в силу безденежья никто не помог. Эта болезнь бедных (она развивается от недоедания и плохих условий жизни) очень широко распространилась в Петербурге того времени.

Смысл произведения

Книга наполнена остросоциальным смыслом, который проливает свет на критическое отношение автора к действительности. Он возмущен нищетой и бесправностью жителей «углов» и вседозволенностью высших чиновников и дворян. Оппозиционный настрой произведению придают не лозунги или призывы, а сюжет, который при всей своей обыденности потряс читателя описаниями и деталями жизни несчастных персонажей. К финалу становилось понятно, что несчастны они не личной драмой, а в силу несправедливости государственного строя. Но главная мысль романа «Бедные люди» выше политики. Она заключается в том, что и в таких бесчеловечных и жестоких реалиях нужно найти в себе силы любить искренно и беззаветно. Это чувство возвышает над враждебной действительностью даже маленького человека.

Кроме того, эта история хоть и заканчивается, на первый взгляд, не очень хорошо, имеет неоднозначный финал. Быков все-таки раскаивается в содеянном. Он понимает, что умрет в одиночестве в окружении лицемерных врагов, если не обзаведется семьей. Им движет желание приобрести прямого наследника. Однако почему же его выбор пал на Вареньку – бесприданницу и сироту? Он мог бы рассчитывать на более выгодную невесту. Но все же он решает загладить старый грех и узаконить положение своей жертвы, ведь видит в ней все те добродетели, которые необходимы для создания семьи. Она-то точно не предаст и не обманет. В этом прозрении и есть основная идея романа «Бедные люди» — маленькие люди иногда оказываются большими сокровищами, которые необходимо разглядеть и уберечь. Они должны быть оценены по достоинству, а не сломлены и перемолоты в жерновах испытаний.

Концовка

«Бедные люди» заканчиваются неоднозначным событием. После неожиданного спасения Макар воспарил духом и отогнал «либеральные мысли». Теперь он надеется на светлое будущее и верит в свои силы. Однако в это же время Варю находит Быков. Он делает ей предложение руки и сердца. Он хочет завести своих детей, чтобы они унаследовали его имущество, на которое посягает негодный племянник. Жених требует немедленного ответа, иначе предложение перейдет к московской купчихе. Девушка колеблется, но со временем соглашается, ведь только помещик может вернуть ей честное имя и утраченное достоинство, узаконив отношения. Девушкин в отчаянии, но ничего не может изменить. От горя герой даже заболевает, но все равно мужественно и смиренно помогает воспитаннице хлопотать по поводу свадьбы.

Конец романа Достоевского «Бедные люди» — день бракосочетания. Варя пишет другу прощальное письмо, где сетует на его беспомощность и одиночество. Он же отвечает, что все это время жил только ради нее, а теперь ему незачем «работать, бумаги писать, ходить, гулять». Макар недоумевает, «по какому праву» разрушают «жизнь человеческую»?

Чему учит?

Достоевский дает нравственные уроки читателю в каждом своем произведении. Например, в «Бедных людях» автор раскрывает сущность невзрачных и жалких героев в самом выгодном свете и словно предлагает нам оценить, как мы ошиблись бы в этом человеке, сделав выводы о нем по внешнему виду. Недалекий и безвольный Макар способен на подвиг самоотречения ради бескорыстного чувства к Варе, а окружающие коллеги и соседи видят в нем лишь неопрятного и нелепого клоуна. Для всех он только посмешище: на нем срывают злобу и оттачивают языки. Однако он не ожесточился от ударов судьбы и все еще способен выручить любого нуждающегося, отдав последнее. К примеру, он отдает все свои деньги Горшкову только потому, что тому нечем кормить семью. Таким образом, писатель учит нас не судить по обертке, а глубже узнавать того, о ком идет речь, ведь он может быть достоин уважения и поддержки, а не зубоскальства. Так делает единственный положительный образ из высшего общества – начальник Девушкина, который дает ему деньги, спасая от нищеты.

Добродетель и искренне желание помочь служат героям верой и правдой, позволяя им вместе преодолевать все сложности жизни и оставаться при этом честными людьми. Любовь направляет их и подпитывает, давая силы бороться с проблемами. Тому же благородству души учит нас автор. Надо сохранить чистоту помыслов, жар сердца и моральные принципы, несмотря ни на что, и щедро одаривать ими тех, кто нуждается в поддержке. В этом и заключается богатство, которое возвышает и облагораживает даже бедняков.

Критика

Либеральные рецензенты восторженно отнеслись к новому дарованию на литературном горизонте. Сам Белинский (самый авторитетный критик того времени) прочитал рукопись «Бедных людей» еще до опубликования и пришел в восторг. Он вместе с Некрасовым и Григоровичем подогрел интерес публики к выходу романа и окрестил никому не известного Достоевского «Новым Гоголем». Об этом писатель упоминает в письме к брату Михаилу (16 ноября 1845 года):

Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное…

В своей подробной рецензии Белинский пишет о феноменальном даре литератора, дебют которого столь хорош. Однако не все разделяли его восхищение. Например, редактор «Северной пчелы» и консерватор Фаддей Булгарин отрицательно высказался о произведении «Бедные люди», затронув всю либеральную печать. Именно его авторству принадлежит термин «натуральная школа». Он применил его, как ругательство по отношению ко всем романам такого толка. Его атаку продолжил Леопольд Брант, заявивший, что сам Достоевский пишет неплохо, а неудачное начало его карьеры обусловлено излишним влиянием сотрудников конкурирующего издания. Таким образом, книга стала поводом для битвы двух идеологий: прогрессивной и реакционной.

Из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое — пишет критик Брант.

Рецензент Петр Плетнев положительно выделил лишь дневник Вари, а остальное он назвал вялым подражанием Гоголю. Степан Шевырёв (публицист из журнала «Москвитянин») считал, что автор слишком уж увлекся филантропическими идеями и забыл о придании произведению необходимой художественности и красоты слога. Впрочем, он отметил несколько удачных эпизодов, например, знакомство со студентом Покровским и его отцом. С его оценкой был согласен и цензор Александр Никитенко, который высоко ставил глубокий психологический анализ характеров, но сетовал на растянутость текста.

Религиозную мораль произведения критиковал Аполлон Григорьев в «Финском Вестнике», подмечая «ложную сентиментальность» повествования. Он считал, что автор воспел мелочную личность, а не идеалы христианской любви. С ним полемизировал неизвестный рецензент в журнале «Русский инвалид». Он говорил об исключительной достоверности описанных событий, о том, что негодование писателя благородно и полностью соответствует интересам народа.

Наконец, книгу прочитал сам Гоголь, с которым Достоевского очень часто сравнивали. Он высоко оценил работу, но, тем не менее, мягко пожурил начинающего коллегу:

В авторе „Бедных людей“ виден талант, выбор предметов говорит в пользу его качеств душевных, но видно также, что он ещё молод. Много ещё говорливости и мало сосредоточенности в себе: всё бы оказалось гораздо живей и сильней, если бы было более сжато.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок литературы

Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Ильченко Лариса Анатольевна, МБОУ СОШ №52, г. Новосибирск,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж - 24 года,

в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения

Образовательные:

Познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;

Проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;

Посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;

2. Развивающие:

Развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);

Развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);

Развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).

3. Воспитательные:

Создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.

Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце

Виктор Гюго

На экране эпиграф

Как вы понимаете слова Виктора Гюго?

Что такое, по-вашему, доброта?

(Один учащийся работает со словарём Ожегова)

Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Какие ассоциации вызывает у вас слово?

(Составление кластера)

Скажите, почему мы заговорили о доброте?

Запись темы урока

Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

(-Проанализировать рассказ;

Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?

Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.

Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3,4)

Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?

Определите тему рассказа.

Итак, главная героиня рассказа - Жанна.

Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.

(На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)

Работа в группах:

1 - Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)

2 - Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5)

3 - Бытовые детали (описание жилища, детей) (слайд 6)

4 - Действия и поступки героини (найти синтаксические средства, лексические средства)

(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)

В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?

Какую страшную картину увидела Жанна?

Раздумывала ли она, как ей поступить?

(Найти в тексте подтверждение)

На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?

(Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)

О чём думает потом?

(Мысли о муже)

Почему боится мужа?

(Муж - глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)

Сделайте вывод о поступке Жанны.

(Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)

Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?

Какова главная мысль рассказа?

(Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)

(Они проявили милосердие)

Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы подобрали к слову «доброта»? (Это чувства людей)

А как вы объясните слово милосердие?

(Работа одного учащегося со словарём Ожегова)

Милосердие - не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.

Не случайно и имя героини. Что оно означает?

(Отвечает заранее подготовленный ученик)

Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.

Кто из героев ещё имеет имя?

(Соседка Симон)

(Жанна и Симон - матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)

Подтвердите примером из текста, что Симон - заботливая и любящая мать)

Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.

Вернёмся к поставленным целям.

Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?

Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7)

Какое бы название предложили вы?

Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора? Созвучно оно с нашими выводами?

Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.

(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)

Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?

Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

Актуальна ли тема рассказа в наше время?

Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

Которое никогда не ветшает»

(Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)
Цель :1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;

2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;

3)Развитие нравственных представлений учащихся в ходе работы с такими понятиями, как добро, доброта

4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом

Оборудование: Стенд с высказываниями писателей о доброте.

Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)

Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте всего доброго на сегодняшнем уроке.

Нам желают «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?


  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА
Обращаю внимание ребят на эпиграф к уроку: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Работа в тетради:

Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»

Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре .

Вывод:

Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?


  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Поделитесь первыми впечатлениями .

Анализ рассказа.

На сколько частей можно разделить рассказ?


  • Ожидание мужа.

  • Смерть соседки.

  • Добрый поступок.
А. Найдите ключевые слова, вставьте их вместо пропусков или подберите сами нужные слова (Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям).ЗАДАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

Расскажите (Пересказ с изменением лица рассказчика)


      • о жизни Жанны от 1 лица
Вывод: автор подчеркивает крайнюю бедность в семье, но во всем чувствуется забота о семье, любовь, взаимопонимание

Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.

ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ

Найдите прилагательные , которые употребляет автор, говоря о матери.

На какую художественную деталь вы бы обратили внимание? (Рука матери .) Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.

Найдите прилагательные и наречия , которые употребляет автор, говоря о детях.(словно ангелы)

Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?

Вывод: Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы - эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.
Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..

Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»

В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?

Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе

Работа в тетради(ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ ): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.


В начале

В конце

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви , и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.

Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.



Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”

Ваши выводы

Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.

Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа.

Обратим внимание на название рассказа .

Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме . Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.

Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?

Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? (В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

Написать на бумажках-шестигранниках качества, которыми обладали герои произведений. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души.


  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Представьте, что вам нужно рассказать о характере наших героев при помощи цвета. Какой цвет вы выберете? .

Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?

Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)

Творческая работа.


  • Синквейн «Что такое Доброта».

  • О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»

  • Продолжите стихотворение по данному началу
«О, мудрецы, вы бесконечно правы,

Наш мир спасут добро и красота...»


Озвучиваем написанное.

Раздаем «богатства» : каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.

Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.


Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.


Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


А. Дементьев

Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.

Лист деятельности учащегося
Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого

Рассказ «Бедные люди»

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

Генри Дэвид Торо

Задание 1. Выберите задание и выполните его. (ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР)

1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.

2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми _____________________________________________________________________________________________

Конспект открытого урока по литературе 10 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»

Цели: продолжить формирование понятия «милосердие», побуждать ребенка поступать милосердно по отношению к близким и чужим людям, к животным и природе. Продолжить работу по развитию умения работать с учебником. Работать над развитием основных мыслительных операций, умением делать выводы и обобщения.

Оборудование: учебник литературы 9 класс; Толковый словарь русского языка. Авт. Баханьков А.Е.-Мн.; Нар.асвета,1985 г.

  1. Организация начала урока Слово учителя – вот и закончились новогодние каникулы. Мы снова встретились с тобой, чтобы продолжить нашу работу. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей 19 века, которые нам рассказывают о жизни русского народа в те далекие времена. И сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (Целеполагание и мотивация)

Учитель

Предположительный ответ ученика

Попробуй вспомнить, какие произведения этого писателя мы уже изучали?

«После бала», «Кавказский пленник»)

А сегодня мы познакомимся с новым рассказам этого писателя, который называется «Бедные люди».

Исходя из названия рассказа, как ты думаешь о чем мы узнаем, читая его?

Думаю о жизни бедных людей.

А зачем нам это, зачем мы изучаем жизнь людей в 19 веке?

Наверное, чтобы знать и понимать историю нашей Родины.

Правильно, молодец! Нельзя быть гражданином России, не зная прошлого, ведь так трудно разобраться в современной жизни нашего общества.

Ты согласен со мной?

Согласен.

Умница!

Давай откроем стр.100 нашего учебника и прочтем о том, что пишут о Л.Н.Толстом другие известные писатели.

О чем этими строками нам говорит писательница?

Читает высказывание М.Шагинян.

Что Л.Н.Толстой хорошо знал быт и труд крестьян и правдиво описывает это в своих произведениях.

Прочти слова писателя А.М.Горького.

А что пишет о Л.Н.Толстом А.М.Горький?

Читает слова А.М.Горького.

О правдивости его произведений и о значении их для всех нас.

  1. Изучение нового материала .Проблемное задание (вопрос 6 на с.103ч.1)

Чтение рассказа.

  1. Осознание и осмысление прочитанного учеником.

Словарная работа «полог». Тебе понятно это слово? Давай откроем наш толковый словарь на стр.203. Читай объяснение.

Читает рассказ 1 абзац.

Нет. Читает: полог – занавеска,закрывающая кровать.

Что мы узнаем из 2 абзаца. О ком мы сейчас прочитали? Что мы узнали о семье Жанны? (Большая семья или маленькая? Чем занимается муж Жанны? Как они живут бедно или богато?

Найди в тексте фразы, подтверждающие это? Зачитай.

Жанна жена рыбака, семья большая 7человек. Живут бедно, еле-еле кормятся. Едят ржаной хлеб. У детей нет обуви. Стр.101

Зачитывает ребенок со стр.1ОО и заканчивая словами (…на море буря) и на стр. 101

Куда отправилась Жанны, выйдя на улицу? Зачем?

К соседке, проведать.

Физкультминутка, гимнастика для глаз

Смотрим вдаль и в книгу,трет подушки ладошек и прикладывает их к глазным яблокам.

Что же увидела она, войдя в избушку соседки?

А рядом с ней спящих двоих мертвую соседку на кровати, а недалеко от неё, в колыбели, спящих двоих маленьких детей

Что она предприняла?

Прочти это на стр.102

Стр.102

Читает до конца текст.

Когда пришел муж Жанны о чем у них был разговор? Давай их разговор прочитаем по ролям, ты читаешь слова мужа, а я слова Жанны. Слова автора будем опускать. Хорошо?

Ребенок соглашается идет чтение по ролям.

Чем же закончился рассказ? Прочти.

Стр.103 «Вот они…»

Прочти 6 вопрос на стр.103 и попробуй ответить на него?

Люди сами живут бедно, но они очень добрые, отзывчивые …

Ты прав, умница. Это милосердные люди. Давай откроем с.144 толкового словаря и найдем слово милосердие и прочтем его смысл.

Читает, что такое милосердие

Стр.144

Значит быть милосердным - это готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ты понимаешь это?

Да понимаю.

Чему учит нас этот рассказ?

Люди бедны, но богаты душой, милосердны. Надо быть милосердными всем.

Не все люди милосердны, к сожалению. Есть жестокие, которые совершают злые поступки. Ты наверное можешь привести примеры, но мы не будем сейчас о них говорить. Лучше приведи из своей жизни милосердный поступок, который совершил ты, а может твои родители

Ребенок пытается вспомнить что-то из своей жизни и жизни своих родителей и наконец рассказывает, как он и его мама приютили маленького котенка, брошенного кем-то поздней осенью.

  1. Рефлексия. Я очень рада Саша, что ты все понял, ты большой молодец, я довольна твоей работой и я ставлю тебе четыре за неё, ты не всегда был четок и точен в своих ответах. Ты согласен со мною (Да)Скажи, тебе понравился рассказ и как ты сам работал со мной. (Да) Думаю ты тоже будешь расти милосердным человеком, готовым прийти на помощь человеку, если он в ней нуждается. А теперь я дам тебе домашнее задание.
  2. Домашнее задание.

Дома подумать, поговорить с мамой, бабушкой, папой и на следующем уроке приведи примеры милосердного поступка из жизни своей семьи или людей. Хорошо.


Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Цели:

Образовательные: Создать условия для развития продуктивного мышления, в которых ученик сможет выявить жанровое своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди». Понимать и формулировать тему, идею литературного пр-ня, характеризовать его героев.

Развивающие:Создать условие для развития личности на основе усвоения способов деятельности: формирование навыков лексической работы, выразительного чтения. Умение выделять причинно-следственные связи (в поступках героев худ. пр-ня, рассказа), подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции и формулировать выводы.

Умение работать со словарем.

Воспитательные: Создать условия, при которых у учащихся будет формироваться понимание не только авторской позиции к поступку героев рассказа, но и своего отношения к ней, о необходимости делать добро и единстве ценностных гуманистических представлений в разнообразии национальных традиций.

Задачи:

    Уметь давать их лексическое значение с помощью толкового словаря.

    Анализировать фрагменты текста с целью раскрытия образов.

    Установить причину поступков главных героев.

    Определить идею произведения

ХОД УРОКА.

Сегодня я приглашаю вас к разговору, который касается всех нас. Нашим мудрым собеседником будет великий писатель Л. Н. Толстой, который ещё в детстве мечтал о том, чтобы все были счастливы. На краю оврага он вместе с братьями закопал зелёную палочку, на которой по словам старшего брата Николая была написана тайна о том, « как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, а были постоянно счастливы!».

С тех пор прошло много лет, а люди всё пытаются открыть эту тайну, возможно, она скрыта и в самих произведениях писателя. Сегодня мы постараемся найти ее в одном из произведений Льва Николаевича, которое называется «Бедные люди».

Итак,

Тема нашего урока «Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди».

Как вы думаете, почему рассказ называется «Бедные люди?».

Какие ассоциации у вас вызывает слово «бедные»? (Жалкий, обездоленный)

(ответы учеников записываются на доске)

Предположите, о чем пойдет речь в рассказе, судя по его названию.

Сегодня мы постараемся подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу.

Постановка цели и задач (совместно с учениками).

Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы понять автора? (Вчитаться в произведение, найти тему и идею).

Какие задачи нам нужно будет поставить перед собой, чтобы определить идею произведения?

    Находить ключевые слова для определения темы произведения.

2.Уметь давать их лексическое значение с помощью толкового словаря.

3.Анализировать фрагменты текста с целью раскрытия образов.

4.Установить причину поступков главных героев.

5. Выявить жанровое своеобразие рассказа.

Учитель . «Бедные люди» – прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, творчество которого писатель высоко ценил и любил. Перерабатывая стихотворение Гюго для печати, Толстой стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику. «Это такая классическая вещь, что портить её грех », – утверждал писатель.

Что такое «классическое произведение»? (Произведение, несущее общечеловеческий смысл, поняв который, мы, возможно, приблизимся к открытию тайны Толстого, мечтавшего о счастье для всех людей.)

Особенности жанра подлинника наложили свой отпечаток на прозаический вариант. Он стал близок к жанру стихотворение в прозе, для которого характерны краткость , изображение характера в одном моменте в одном поступке , образность речи и ритмичность .

Сейчас вы услышите чтение рассказа, во время которого постарайтесь заметить указанные особенности.

(Выразительное чтение с элементами художественного пересказа).

Учитель. - Какие чувства вызвал у Вас рассказ?

Обратим внимание на особенности рассказа.

Вопросы к классу:

Какие детали важны для описания жизни семьи Жанны. Назовите ключевые слова и словосочетания.

Найдите описание природы. (Образ стихии противопоставлен теплу домашнего очага (антитеза)

Назовите приёмы, использованные автором (Противопоставление - снаружи \внутри (стихия\ жилище).

Какую роль играют приемы в характеристике Жанны? (Заботливая мать, хозяйка, любящая жена)

Расскажите об отношении отношение Жанны к мужу. Какие слова вы выберете для характеристики. (Чтение фрагмента от «Спать ещё рано….» до «…ничего не видно».

Какая интонация звучит в этом эпизоде? (тревога, беспокойство). Назовите приёмы, использованные автором для передачи этой интонации (ритмичность текста, одинаковое построение предложений).

Учитель. Во всём чувствуется забота Жанны о семье и муже. Она любит, уважает и понимает своего мужа, беспокоится о нём и во всём помогает.

(Доброта, любовь, забота, понимание, готовность к самопожертвованию).

Чтение фрагментов: «Ветер рвёт с неё платок…»подумала она и толкнула дверь»; «Жанна снимает снимает колыбельку с детьми… не могла не сделать то, что сделала». (Найдите ключевые слова)

Почему Жанна постучала в дверь? Почему забрала детей? (Не могла поступить иначе).

(«Добрая мысль живет у человека в сердце» - Григорий Философ)

Как воспринял муж новость о смерти соседки? Найдите ответ в тексте. «Жанна замолчала. Рыбак нахмурился….. Ступай же скорее!».

Как характеризует этот фрагмент мужа Жанны? (Он принимает на себя ответственность за жизнь детей, поэтому рассуждает, но не долго. Задумался и принял решение. Не может поступить иначе.)

Прочитайте финал. Какое впечатление он оставил у вас?

Вернёмся к названию.

Название – всегда сложная задача для художника. В нем находят отражение и тема, и идея.

Вспомните ваши ассоциации со словом «бедный» (жалкий, обездоленный). Изменились ли они?

Какое чувство вызывают у нас обездоленные люди? (Жалость). А какое чувство заставляет нас испытать автор, говоря о Жанне и её муже? (Восхищение). Так почему рассказ называется «бедные люди»? Бедные ли они на самом деле? (Они великодушны). Как образовано это слово? (Великая Душа).

(«Великодушие – это не что иное, как сострадание благородного сердца» .

Н. Шамфор)

Как вы думаете, каков смысл названия рассказа?

Назвав рассказ «Бедные люди», автор загадал нам загадку. Говоря о трудном материальном положении семьи Жанны, автор заставляет размышлять читателя не о том, почему они бедны, не вызывает к ним чувство жалости, а побуждает читателя начать думать о добре, о готовности помочь людям. Положение семьи только подчёркивает величину великодушия этих людей, вызывая у читателя восхищение их поступком.

Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, какую тайну нам открывает автор рассказа, что нужно делать, чтобы люди были счастливы?

(Творить добро)

Так что такое добро?! (Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Словарь С.Н. Ожегова. )

Согласны ли вы с высказываниями Л.Н. Толстова «Делая добро, будь благодарен за это»; «Добро, которые ты делаешь от сердца – ты делаешь всегда себе».

Когда вы получаете большее удовольствие, когда для вас что-то делают хорошее, и когда вы что-то делаете хорошее для других?» (когда сам делаешь –приятней…)

Эту тайну хорошо знали во всем мире простые люди, потому что это общечеловеческие нравственные ценности (высказывания мудрецов разных стран – представленные на уроке).

«Из всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого (Саади)»

Среди казаков существовал неписаный закон - «Делай добро тайно, явно позаботится Круг» (Заветы Игната). В казачьих станицах дети «односумов » и соседей свободно усыновлялись, если они оставались без родителей или семья не имела возможности прокормить всех детей.

Почему же не все люди стремятся делать добро для других? (Не все понимают, что нужно делать.) Многие не верят в добро, кроме того - зло делать легче. Что нужно для того чтобы поверить в добро?

«Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать!» - говорит Л.Н.Толстой.

ИТОГ урока:

Итак, что было написано на зеленой палочке?

Достигли ли мы цели которую поставили в начале урока?

Сегодня мы прикоснулись к разгадке таны зеленой палочки. Изучая другие произведения Л.Н. Толстого, вы откроете для себя эту тайну до конца. Сам Л.Н. Толстой уже став известным писателем вспоминал: «…и, как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает… »

Домашнее задание: Вспомните о тех добрых делах, которые для вас сделали тайно… Делали ли вам добро тайно?

Сочинение-миниатюра «Добро в моей жизни…»

Односум - казач. товарищ в походе, однополчанин, сослуживец; у казаков бывают вьючные переметные сумы, по одной на двоих, троих, и более человек.