История создания цикла о прекрасной даме. Поэтика А.Блока – поэтика тайны


В жизни - строга и гневна.
Дева, Заря, Купина.



Встает туман, алеют небеса.



Я жду призыва, ищу ответа,



Помилуй, боже, ночные души!



.

И молча жду,- тоскуя и любя.

Не одолев смертельные мечты!



А уж Там веселятся победою

Как ты лжива и как ты бела!
Завершая дневные дела,

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
И я возвращусь к Тебе.


Дорогие участники проекта, вашему вниманию предлагается статья о поэтическом сборнике А.А. Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». Ведь этот первый поэтический сборник поэта, принесший ему славу, вдохновлён любовью, и все 687 стихотворений, входящих в него, посвящены возлюбленной.

Блок начал создавать этот сборник в 1901 году, летом. Сам он называл это лето «мистическим». Тому были две главные причины. Именно в это лето он познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Менделеева, и страстно в неё влюбился. А вторая причина заключается в том, что 1901 год – это год знакомства поэта с философией и поэзией Владимира Соловьёва.

Одной из главных идей в философии Соловьёва была идея поиска Вечной Женственности – воплощении добра, истины и красоты. Именно эта идея ложится в основу поэтического сборника Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В нём автор по-разному называет Прекрасную Даму – Таинственная Дева, Лучезарное Виденье, Заря, Купина, Величавая Вечная Жена,Святая, Царевна, Вечная Надежда, Вечная Весна, Непостижимая, Недостижимая, Хранительница - и все эти эпитеты непременно с заглавной буквы. В одном этом мы уже видим ту высоту, на которую поднимает поэт образ возлюбленной.

Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни - строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.

Главная антитеза сборника – Он и Она – лирический герой и Прекрасная Дама. Он олицетворяет собой земное начало, Она – небесное. И движет сюжетом всего цикла ожидание встречи с возлюбленной, встречи, которая соединит небесное и земное, встречи, которая преобразит весь мир.

Проследим это внутреннее движение лирического сюжета, опираясь на стихи сборника.

До появления возлюбленной поэт рисует мир, лишённый каких бы то ни было красок и звуков («Душа молчит, в холодном небе …»). Душа поэта также равнодушна и холодна, как всё вокруг, как само небо. И лишь одна только мысль о возлюбленной, даже не сам приход её, а только мысль об этом, кардинально меняет пейзаж вокруг:

Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.

Блок целенаправленно подчёркивает разницу между собой и Ею, обозначая себя «рабом» по сравнению с Ней и рядом с Ней:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты.

В поэтическом мире Блока всё символично, особенно на раннем этапе творчества. Если обратить внимание на символику цвета в этом стихотворении, то мы увидим, что образ героини несёт в мир разнообразие цвета – «синеют без границы моря, поля, и горы, и леса», «алеют небеса». Природа как будто оживает в присутствии Прекрасной Дамы. В других стихах начала цикла появляются цвета белый, золотой, лазурь.

А единственный цвет земли, низа – всего лишь пыль.

Но, понимая своё «уничиженье» и приземлённость по сравнению с Ней, Он всё же жаждет встречи всей душой:

Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой - далёко где-то -
На миг проснулось мое воззванье.

Я жду - и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше...
Ночную тайну разрушит слово...
Помилуй, боже, ночные души!

На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье
.

Примерно к середине цикла к радостному и трепетному ожиданию свидания с возлюбленной начинает примешиваться чувство тревоги – а вдруг грядущая встреча не принесёт поэту ожидаемого?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В чём причина тревоги? Во-первых, известно, что Блок не был долгое время до конца уверен во взаимном чувстве Любови Дмитриевны, а,

во-вторых, сама философия раннего Блока, взращенная на идеях

В. Соловьёва, противоречила мысли о простом земном счастье лирического героя и Прекрасной Дамы. «Земной» Он и «небесная» Она в принципе не могут быть вместе.

«Но страшно мне: изменишь облик ты» - ключевая фраза, знаменующая поворот всего сюжета. Поэту страшно, что Идеал перестанет быть идеалом, что земная оболочка поглотит его и лишит Божественного совершенства.

И что же происходит – предчувствие не обманывает поэта, возлюбленная, действительно, меняет облик:

Ты - другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.

Но во что обратишься - не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,

А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.

По логике поэта, сойдя с небес на землю, возлюбленная неминуемо должна измениться.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,
Знаю - вечером снова придешь.

Однако, и изменённая, то есть уже не такая недосягаемо возвышенная, совершенная, а вполне земная, реальная, с недостатками, слабостями, она нужна ему, как воздух.

Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, -
Иду, - и песни не те...

Вот скоро вечер придвинется,
И ночь - навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.

Итак, мы видим, что в начале цикла Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты, но возлюбленная не становится от этого менее дорога.

«Стихи о Прекрасной Даме» - это своеобразный гимн любви и образу возлюбленной, это и книга личных, интимных переживаний поэта.

Стихи Блока читать и понимать не просто, и мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы по-новому посмотрите на эту кажущуюся сложность и возьмёте в руки томик с его стихами. А, возможно, и проанализируете блоковскую лирику в рамках нашего проекта! Удачи вам!

Анализ цикла стихотворений – О прекрасной даме

Стихи о” Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения…

Стихи о” Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева, особенно тезис:” сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш Поэт , создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к” Прекрасной Даме”, в красоте ее,”Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой – слуга; порою – милый;

И вечно – раб.

Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание потеряет часть своей первозданной красоты:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович сам начинает искать свою” Прекрасную Даму”: мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих… Ищет бездушное, бессловесное творенье свое – находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и прозрачную… Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине” Прекрасная Дама»: грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые” кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки” двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

И полны заветной дрожью

Долгожданных лет,

Мы помчимся к бездорожью

В несказанный свет.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он тогда ощущал:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

И твое золотое весло.

Но тем не менее” Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто еревоплотилась, как и чувства Блока. Они стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью, дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому очень долго просто любовался совершенством её красоты:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его” Величавая Вечная Жена», та самая половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой несправедливости бытия:

…А там, наточив топоры,

Веселые красные люди,

Смеясь, разводили костры…

Со мною – весенняя дума,

Я знаю, что Ты не одна…

Скрипки стон неутомимый

Напевает мне:” Живи!»

Образ девушки любимой –

Повесть ласковой любви.

Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.

Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о” Прекрасной Даме». Каждое из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти отдельные и слаженные фрагменты живы, каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить ритм биения сердца его:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны!

Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным созвучием в цикле” О прекрасной даме».

Особенности класса: индивидуальное надомное обучение.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Проблема и обоснование использования ИКТ: в настоящее время ученики, в большинстве своем, не проявляют интереса к поэзии, часто не понимают смысла того или иного поэтического произведения. Использование ИКТ на данном уроке направлено на создание зрительно воспринимаемого образа лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”, на формирование интереса к поэзии.

Цели урока:

  • показать особенности поэтики первой книги А.Блока (ANTE LUCEM, “Стихи о Прекрасной Даме”);
  • уточнить представление о символизме;
  • формировать интерес к художественному слову.

Оборудование урока: схема урока <приложение1 > , презентация к уроку <приложение2 > , компьютер.

Методические приемы:

  • лекция с элементами беседы;
  • комментированное выразительное чтение учеником.

Ход урока

I. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.

II. Опрос-уточнение:

Символизм (старшие символисты, младшие символисты – основные принципы:сходства и отличия).

III. Слово учителя

Раздел первой книги А. Блока ANTE LUCEM является прологом цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.“Ante lucem” – то есть “до света” – так Блок иносказательно называл момент перед встречей с Л.Д.Менделеевой.

Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.

В марте 1908 года поэт писал: “Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…. Там все будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами….”.

Книга написана в одиночестве. В ней деревенское преобладает над городским. Это повесть о том, как молодой человек из своей возлюбленной создал образ Лучезарной Девы, а весь окружающий ее деревенский пейзаж преобразил в неземные селения.

Тема всей книги – “Вечно женственное, несомненное”.

В ранних стихотворениях А.Блока часто встречаются такие слова:

“Кто-то ходит…кто-то плачет”,
……………………………………….
“Кто-то зовет…кто-то бежит”,
………………………………………
“Кто-то крикнул…кто-то бьется”.

Кто-то, а кто, неизвестно. Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих – туманные. А если и сказано кто, то невнятно:

“Белый смотрит в морозную даль”,
……………………………………….
“Прискакала дикой степью
На вспененном скакуне”.

Прискакала, а кто, неизвестно. Подлежащего не было. Поэт мыслил одними сказуемыми, которые, чаще всего, стояли в начале стихотворения:

“Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте.
Прильнуло к дрожащему сердцу”.

А что блеснуло, метнулось, прильнуло – это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные строки отлично затуманивали речь. А мы знаем, что один из главных принципов поэтов-символистов – недосказанность, тайна намека.

Такой прием придавал повествованию дремотную смутность”. Таким сбивчивым и расплывчатым языком поэт повествовал о той тайне, которая долгие годы была его единственной темой. Этот язык как бы создан для тайн. Недаром само слово “таинственный” играет такую огромную роль в ранних стихотворениях А.Блока. Он прилагал это слово ко многим предметам и окрашивал им свои ранние стихи.

Релаксация (обращение к ученику):

Закрой глаза, нарисуй в своем воображении образ Прекрасной Дамы на основе впечатлений от самостоятельно прочитанных стихотворений из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

Продолжение лекции.

Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственное дело – всюду у него были тайны и таинства. И тайной для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу стихов. эту Таинственную он величает: (комментированное, выразительное чтение учеником) Мадонной:

“Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!..”

“Она молода и прекрасна была...”

Вечно Юной:

“То Вечно-Юная прошла
В неозаренные туманы”.

Язычницей младой:

Мне непонятно счастье рая
Грядущий мрак, могильный мир…,
Назад! Язычница младая
Зовет на дружественный пир!”

“Измучен бурей вдохновенья..”

Девой, Зарей, Купиной

“Белая ты, в глубинах несмутима,
В жизни строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима
Дева, Заря, Купина”.

“Странных и новых ищу на страницах…”

Милым другом, Красотой:

“Милый друг! Ты юною душою
Так чиста!
Спи пока! Душа моя с тобою,
Красота!”

“Милый друг! Ты юною душою…”

Виденьем и Спасеньем:

“Торжественно звучит на небе звездный хор.
Меня клянут людские поколенья,
Я для Тебя в горах зажег костер,
Но ты – виденье.
Ищу спасенья.
………………………
Я ждал Тебя. Я дух к тебе простер,
В Тебе – спасенье!”

“Ищу спасенья…”

Царевной:

“Терем высок и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что вдохновляла Царевна Сама?”

“Отдых напрасен, дорога трудна…”

Подругой желанной:

“Встану я в утро туманное.
Солнце ударит в лиц
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?”

“Встану я в утро туманное…”

Волшебницей:

“Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла”,

“Я долго ждал – ты вышла поздно…”

Таинственной Девой:

“Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву”.

“Ночью вьюга снежная…”

Владычицей, Красотой:

“Все виденья так мгновенны –
Буду ль верить им?
Но Владычицей вселенной,
Красотой неизреченной,
Я, случайный, бедный, тленны
Может быть, любим”.

“Сны раздумий небывалых…”

Хранительницей:

“Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева”.

“Любил я нежные слова…”

Прекрасной Дамой:

“Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад”.

“Вхожу я в темные храмы…”

Недоступной мечтой:

“Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся верней порою,
В упоеньи мечту обниму

“Ты горишь над высокой горою”

Величавой Вечной Женой, Святой:

“О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!

“Вхожу я в темные храмы…”

Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона.

Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока могла передать Таинственность образа. Если бы поэт не смог говорить таким языком, то эта тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную Даму.

Но он всегда говорил о ней так, будто он уже за чертой человеческой речи, будто он собирается рассказать несказанное, будто все его слова – только намеки на какую-то неизреченную тайну.

Все хаотично в этих дремотных стихах, но с самого начала в них четко и резко выделились два слова, два образа: Свет и Тьма.

Всю первую книгу А. Блока можно было бы назвать “Книга о Свете и Тьме”:

“Пусть светит месяц – ночь темна…”
……………………………………………..
“Ступлю вперед – навстречу мрак,
Ступлю назад – слепая мгла”.

И единственным огнем его ночи была та, кого он называл “Лучезарная”. Все, что в природе есть огненного, было связано для него с ее образом, а все, что не она – была тьма.

Стоило ему упомянуть о ней, возникало видение огня: либо светильника, либо зари, либо маяка, либо пожара, либо звезды.

И к звукам он прислушивался только к таким, которые говорили о Ней. Все другие звуки мешали ему слушать Ее:

“Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат…”

Но что ему до шумных народов. К людям в то время поэт относился холодно. Он еле следил за их смутными мирскими делами. Вся жизнь человечества казалась ему суетными мирскими делами, от которых чем дальше, тем лучше.

А когда ему пришлось на миг оторваться от видений, сновидений и взгянуть на суетливые мирские дела, то он увидел в них только бессмысленную боль.

Святость его возлюбленной была для него непререкаемой истиной:

“О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!”

Ее образ часто являлся ему в окружении церковных святынь и был связан с колокольным звоном, хором ангелов, иконами, соборами.

Замечательно, что он никогда не чувствовал ее слишком близкой к себе. Ему неизменно казалось, что она неблагосклонна и сурова, надменно строгая и забыла о нем, но он медлит, прислушивается, шепчет: “Приди…”.

Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице Вселенной:

“…Здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты”.

“Прозрачные, неведомые тени...”

Можно отметить три облика лирической героини цикла “Стихи о Прекрасной Даме”: в космическом плане – Душа Мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – Возлюбленная.

Символ становится знаком иного мира. Мир и все в этом мире рассматривается как символ бесконечного. Весна, заря, туманы, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги. А.Блок метафорический смысл превращает в символы: сквозь привычный смысл просвечивает тайный, запредельный – и мир романтически преображается, становится таинственным. Постичь его можно лишь мистически.

Так символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.

Для А.Блока назначение поэзии – откровение бесконечного в конечном, откровение тайн.

Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические предзнаменования переполняют стихи поэта. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую Блок воссоздает в отвлеченных или обобщенных символистских образах.

Вопросы к ученику:

  1. Назови поэтические особенности цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.
  2. Имеют ли названные тобой поэтические особенности какое-либо отношение к принципам символистов и, если – да, то какое?

Домашнее задание

Разобрать (по выбору ученика) стихотворение по схеме:

  • история создания;
  • тема;
  • идейный замысел;
  • многообразие символов;
  • центральный образ.

Редко какой лирик не касается темы «Прекрасной Дамы». Вот и Александр Блок, первый поэтический сборник которого вышел в 1905 году, его так и назвал — «Стихи о Прекрасной Даме».

Идею дать такое имя циклу подсказал автору русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Цензура не приложила руку к сборнику поэта; это произошло благодаря протекции Э.К.Метнера, будущего известного руководителя издательства «Мусагет», с которым автор в дальнейшем поддерживал дружеские отношения.

«Стихи о Прекрасной Даме» состоят из трёх разделов, связанных между собой: «Неподвижность», «Перекрёстки», «Ущерб».

В первом разделе, «Неподвижность», собраны стихи, непосредственно обращённые к Прекрасной Даме. «В само понятие «Неподвижность» Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выражает идею постоянства, верности, рыцарского служения Прекрасной Даме». В этот раздел сборника «отобраны наиболее лирически сильные, ответственные, резко звучащие стихи».

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.

Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

Второй раздел сборника, именуемый «Перекрёстки», другого плана. Существенно меняется палитра, ритм, появляется Петербург в видении Блока. Пред нами – его Город. Если «Неподвижность» — всё о деревенском, о чудном мире Природы, то «Перекрестки» — это о некоем повороте, который совершил автор. Уже стартовое стихотворение «Обман», его название, скажет нам о многом. Лучезарность строк позади, многозначительность и откровенная дерзость – впереди. Вместо розовых зорь – фабричная гарь, в глаза мечется красный свет.

Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки.
В светлых струйках весело пляшет синева.
По улицам ставят красные рогатки.
Шлёпают солдатики: раз! два! раз! два!

Раздел «Ущерб», третий по счёту — переходного плана. Впереди новый сборник стихов — «Нечаянная радость».

«В одном из поздних писем (весна 1914 года) Блок изрёк вещие для него слова, относящиеся в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни, по которой он шёл «стезёю правды: «…искусство там, где ущерб , потеря, страдание, холод. Эта мысль стережёт всегда…». Название заключительного раздела книги «Стихов о Прекрасной Даме» — «Ущерб» — содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в блоковском письме.

«Настоящее вокруг Тебя, живой и прекрасной русской девушки » — так писал Блок своей невесте, делая комментарии к сборнику о «Прекрасной Даме». Выход этого поэтического труда Блока не прошёл незамеченным. Одним из первых критиков поэта явился его друг Андрей Белый (конфликтных ситуаций на тот момент между ними ещё не было). «Здесь в Москве есть люди, которые ставят Вас во главе русской поэзии. Вы и Брюсов нужнейшие поэты для России ».

Циклы «Стихов о Прекрасной Даме» (1901-1902) прежде всего отвечают живому, горячему, напряженному чувству Блока к Л. Д. Менделеевой. Это поклонение ей всецело захватило поэта и обратилось в создание стихов, которые стали началом творческого пути Блока как уже сложившегося самобытного художника. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет божественностью, бессмертием, выражающимися в безграничности ее власти, всемогуществе чувства и деяний, непостижимости для смертного человека ее замыслов, премудрости поступков. Все эти качества позт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне «в теле нетленном на землю идет». Блок вторит заклинаниям Вл. Соловьева, который в своих философских изысканиях утверждал божественность Женского Начала и великое могущество Вечной Женственности.

Позт мыслил свою жизнь как молитвенное служение возлюбленной; он говорил впоследствии: « … Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне … бурю торжества … » (1918). Отныне поэт видит себя в образе рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме, и поклоняющегося только ей:
Вхожу я в темные храмы, В тени у высокой колонны
Свершаю бедный обряд. Дрожу от скрипа дверей.
Там жду я Прекрасной Дамы Д в лицо мне глядит, озаренный,
В мерцании красных лампад. Только образ, лишь сон о Ней.
Подвластный этой страсти-наваждению и полностью захваченный ею, поэт видит в Прекрасной Даме абсолютное совершенство, ее реально зримые черты представляются ему небесными и божественными. Она для поэта «Владычица вселенной», у ног которой простираются все земли:
Я — тварь дрожащая. Лучами Какие ангелы слетели,
Озарены, коснеют сны. Кто у преддверия затих …
Перед Твоими глубинами В Тебе таятся в ожиданьи
Мои ничтожны глубины. Великий свет и злая тьма —
Не знаешь Ты, какие цели Разгадка всякого познанья
Таишь в глубинах Роз Твоих, И бред великого ума.
(«Я — тварь дрожащая … «, 1902)
В «Стихах о Прекрасной Даме» Блок покорно склоняет перед Ней колена, погружаясь в свои «сказки и сны». Он готов всегда служить «Величавой Вечной Жене», чей земной образ неотделим оттого, который мерцает на иконах в сиянье лампад и золоте риз, он страстно желает безропотно выполнять ее волю, святую для него. Ему кажется: сотворение чудес в ее власти, стоит ей лишь пожелать их! В молитвенном преклонении перед Прекрасной Дамой поэт устремляется к небесному, забывает обо всем земном. Иногда поэтика этих стихов совпадает в своей торжественности с церковными песнопениями, псалмами, молитвами:

Здесь — смиренномудрия В ризах целомудрия,
Я кладу обеты. О, святая! где ты?

Любовь — начало, соединяющее поэта с божеством, для Блока принимает грандиозные, вселенские, «надвременные» масштабы, чуждые обычных земных измерений.

В «Стихах о Прекрасной Даме» слова — звучат, звук — имеет определенный «божественный» цвет: среди «неверных дневных теней» раздается «высокий и внятный колокольный звон». Часто среди «суетливых дел мирских» поэт стремится услышать хотя бы самый отдаленный отзвук «голосов миров иных», тех миров, которые являются единственно истинным бытием, рядом с которым тенью и призраком кажется все земное и «бренное».