История семьи карла деница. Карл дениц - биография, фотографии

По решению Нюрнбергского трибунала Карл Дёниц был приговорен 10 годам лишения свободы за военные преступления.

Карл Дёниц (нем. Karl Dönitz ; 1891 - 1980) - немецкий военный и государственный деятель. Командующий подводным флотом, главнокомандующий военно-морским флотом нацистской Германии. Из-за набегов «волчьих стай» "его" подводных лодок союзникам пришлось разработать противолодочную тактику. На Нюрнбергском процессе Дёниц умело защищал себя, но был приговорен 10 годам лишения свободы за военные преступления. Скончался от сердечного приступа 24 декабря 1980 года.

Биография

Родился близ Берлина, в семье инженера-оптика. После окончания гимназии в апреле 1910 года поступает на службу в военно-морской флот кадетом, на тяжёлый крейсер «Херта». В сентябре 1913 года получает звание лейтенанта. Трудно сказать, что заставило сына инженера-оптика знаменитой фирмы Карла Цейса выбрать морскую стезю. Вероятно, сказалась практичность, присущая немцам вообще и Карлу в частности.

Первая Мировая война

Начал служить офицером на крейсере «Бреслау», который бороздил просторы Средиземного моря, когда началась Первая мировая война. Уйдя от преследования английских кораблей, эскадра немцев в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау» под командованием Вильгельма Сушона, оказалась в Турции, которая готовилась вступить в войну на стороне Германии. Немецкие крейсера вошли в состав флота Османской империи, где «Гебен» получил наименование «Султан Селим», а «Бреслау» превратился в «Мидилли». Но, в июле 1915 года крейсер подорвался на русской мине. Пока «Бреслау» ремонтировали, Дёниц не стал терять времени – он устроился в ВВС в качестве стрелка и воздушного наблюдателя и принял участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи, где англо-французские войска проводили широкую десантную операцию с целью контроля над Дарданеллами, взятия Стамбула и соединения с русскими войсками. К сожалению, плохо подготовленная операция провалилась, союзники потеряли свыше 25 тысяч человек. В декабре 1916 командование присвоило Дёницу звание обер-лейтенанта, и откомандировало его в Германию, переучиваться на подводника. После курсов переподготовки Карла Дёница назначили на подлодку U-39 в качестве торпедного офицера. Прекрасно зарекомендовавшего себя моряка вскоре вновь отправляют на переобучение, на этот раз на курсы командиров подлодок. 1 марта 1918 Дёниц получает под свое командование устаревшую подлодку UC-25 водоизмещением 417 тонн и приказ действовать в Средиземном море. Новоиспеченный командир подлодки сразу потопил пароход, а затем проник на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и пустил на дно итальянский угольщик. Но возвращаясь на базу лодка села на мель, с которой ее стащил австрийский эсминец. Кайзер удостоил Дёница орденом Дома Гогенцолеров, почетной наградой отмечавшей личную храбрость офицера. После ремонта подлодка UC-25 снова вышла в море и вновь продолжала охоту за кораблями противника. Вскоре Дёница назначили командиром более современной субмарины, UB-68. На UB-68 (тип UB-III) Карл Дёниц совершил один боевой поход. 3 октября 1918 года ПЛ атаковала охраняемый конвой, добилась попадания в транспорт, предприняла попытку атаковать ещё раз, но из-за заводского дефекта, получив повреждения, всплыла, после чего была расстреляна корабельной артиллерией. Экипаж покинул тонущую лодку и попал в плен (7 человек из экипажа погибло).

Вторая мировая война

После освобождения из плена, Карл Дёниц продолжает служить в ВМС Германии . В 1939 году получил звание - Контр-адмирал. В апреле 1940 года награждён Рыцарским крестом. В марте 1942 года Дёниц стал адмиралом, и требовал, что бы каждый месяц со стапелей сходило 20 новых подлодок. Из-за набегов его «волчьих стай» Союзникам пришлось разработать противолодочную тактику и принять современную технику на вооружение. На 1 января 1943 года подводные силы рейха насчитывали: в Атлантике – 164 подлодки, в Средиземном море – 24, в Северном море – 21, и в Черном море – 3 субмарины. В январе 1943 Карлу Дёницу присвоили высшее военно-морское звание - гросс-адмирал. Дёниц усиливал подводный флот в ущерб надводному. Подводная война, да и вообще война была проиграна. Из 126 подлодок (с электродвигателями), на которые рассчитывал Дёниц. только две вышли в море. Большие корабли, краса и гордость Кригсмарине потерпели поражение. Карл Денниц потерял двоих сыновей офицеров-подводников и племянника. Война, принесшая неисчислимые жертвы, закончилась полным крахом Германии.

В качестве президента

Став главой страны, 2 мая 1945 года Дёниц переносит свою резиденцию в здание военно-морского училища во Фленсбург-Мюрвике. 7 мая представители Дёница подписали в Реймсе Акт капитуляции Германии перед представителями Англии , США и СССР . 23 мая правительство Дёница и графа Шверина было арестовано американцами в полном составе; сам Дёниц был препровождён в Нюрнберг, где предстал перед судом.

Нюрнбергский процесс

На Нюрнбергском процессе Дёниц защищал себя весьма умело, доказав, что его действия ничем не отличались от действий командующих союзных флотов. Нюрнбергский трибунал за военные преступления приговорил его к 10 годам лишения свободы. Дёниц был признан виновным по 2-му (преступление против мира) и 3-му (военные преступления) пунктам.

Смерть и похороны

Дёниц скончался от сердечного приступа 24 декабря 1980 года и похоронен 6 января 1981 года на кладбище Вальдфридхоф без военных почестей. Он был последним немецким офицером в чине гросс-адмирала. Многие бывшие военнослужащие и иностранные военно-морские офицеры пришли на его похороны, чтобы отдать ему дань уважения. Однако им не было разрешено присутствовать в военной форме на похоронах.

Литература и источники информации

  • Дёниц, К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935-1945 гг. = Ten years and twenty days. Memories. - М.: Центрполиграф, 2007. - 495 с. - 7000 экз. - ISBN 5-9524-1356-0
  • Дёниц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. - М.: Воениздат, 1964.
  • Дёниц К. Немецкие подводные лодки: 1939-1945 гг. - М.: АСТ, 1999. - 214 с. -

Как умудрился сын простого инженера стать гросс-адмиралом Рейха и последним фюрером Германии? Просто Карл Дениц всегда знал, что произойдет завтра. В этом ему помогало его аналитичсекое мышление, стремление выстраивать свои представление о мире в виде жестких автономных моделей, острое восприятие перспективы процесса и при этом страстное нежелание поддаваться чужому давлению, настаивание на своем мнении. А его мнения всегда отличались дьявольской проницательностью и точностью.


Юность и молодость

Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау под Берлином и был вторым и последним ребенком и нженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в знаменитой фирме Карла Цейсса в Йене. Дети рано остались без матери. Эмиль Дениц понимал, что только хорошее образование обеспечит его сыновьям достойное будущее. Карл учился сначала в гимназии Цербста, а затем в реальном училище в Йене. 1 апреля 1910 года юный Дениц начал обучение в военно-морском училище в Киле.


Начало первой мировой войны застало "Бреслау" в Средиземном море. Ему удалось уйти от англичан в Турцию, где крейсер присоединился к флоту Оттоманской империи и воевал в Черном море против русских. Во время одного из рейдов "Бреслау" ворвался в гавань Новороссийска, потопил все находившиеся там корабли и разрушил нефтехранилища.

В июле 1915 года у входа в Босфорский пролив "Бреслау" подорвался на русской мине. Пока крейсер ремонтировали, Дениц устроился в ВВС и в качестве стрелка и летнаба принял участие в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты цур зее, а летом отозвали в Германию и отправили переучиваться на офицера подводного флота, на который возлагались большие надежды.

С 1 октября 1916 года по январь 1917 года Дениц прошел необходимую подготовку и продолжил службу в Адриатике, на U-39, которой командовал капитан-лейтенант Вальтер Фольстман, в качестве торпедного офицера. Здесь Карл Дениц приобрел необходимые практические навыки. Он хорошо зарекомендовал себя, был вызван в Киль, закончил там курсы командиров подлодок и в январе 1918 года получил UC-25 водоизмещением 417 тонн, бывшую одновременно минным заградителем и торпедной субмариной. Дениц получил приказ действовать в Средиземном море.

К тому времени, когда Дениц вывел лодку в первое патрулирование, было ясно, что германская тотальная подводная война не оправдала надежд и потерпела поражение, так как англичане разработали надежную систему конвоев и обладали мощными глубинными бомбами. Тем не менее Дениц отличился. Сначала он потопил пароход, а затем дерзко проник на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и потопил 5000-тонный итальянский угольщик, который принял за английскую плавучую мастерскую "Сайклопс". Даже несмотря на то что, возвращаясь на базу, Дениц посадил лодку на мель, Кайзер наградил его орденом Дома Гогенцоллернов.

К великому стыду Карла Деница, с мели его снял австрийский эсминец.
Тем временем Дениц предупредил командиров подводных лодок, чтобы они соблюдали особую осторожность в отношении вражеских самолетов и надводных кораблей. Он разрешил принять на борт только такое количество людей, которое не ухудшит маневренности лодок под водой. Одновременно штаб подводных сил, находящийся в Париже, обратился к правительству Виши с просьбой послать из Дакара крейсер и несколько шлюпов, чтобы они подобрали спасшихся. Была выбрана точка встречи, и германские лодки пошли на север, оставив позади плавающие обломки "Лаконии". Хартенштейн шел первым, буксируя за собой караван из 4 нагруженных до предела шлюпок. Лодки медленно продвигались против встречной волны. Однажды ночью 16 сентября лопнул буксировочный конец, и Хартенштейну пришлось несколько часов собирать потерявшиеся шлюпки
.


Продвижение по службе

В 1919 году многим молодым морским офицерам было ясно, что есть более важные заботы, чем возрождать бесславно павшую монархию. Но не Деницу. Дениц, как он сам это признавал, был монархистом и по своему убеждению, и по своему воспитанию. Теоретически он также и позже признавал монархию самой идеальной формой государственного устройства, и саркастическое высказывание Гитлера о том, что армия у него христианская, ВВС - национал-социалистические, а ВМС - кайзеровские, относилось также и к Деницу. Но Дениц продолжил службу не поэтому. Народ и родина для таких офицеров как Дениц были превыше всего. Он продолжил службу на военной базе в Киле, но в душе страстно желал вернуться на подводный флот, который должен был возродиться, несмотря на то что Версальский договор запрещал Германии иметь таковой.

В 1920 году Дениц перевелся на торпедные катера и стал командиром Т-157 на базе Свинемюнде на побережье Померании.

Работая в штабе, Дениц проявил себя старательным, самокритичным, требовательным служакой-трудоголиком. Он был прекрасно осведомлен о шагах, которые предпринимались руководством флота, чтобы обойти запретительные статьи Версальского договора. В августе 1927 года подобная информация просочилась в печать, что вызвало "скандал Ломана". Что знал Дениц об этих нарушениях, осталось тайной, так как тот никогда не обмолвился об этом и словом. В 1928 году он продолжил службу на Балтике, штурманом крейсера "Нимфа".


1 февраля 1935 года Адольф Гитлер приказал начать строительство подводных лодок, а шесть недель спустя отказался выполнять статьи Версальского договора, ограничивавшие военные возможности Германии. 6 июня 1935 года Карл Дениц был назначен "фюрером подводных лодок" (Fuerer der U-boote, FdU) и возглавил 1-ю подводную флотилию. В сентябре Германия имела уже 11 небольших (258 т) субмарин. 1 октября Дениц стал капитаном цур зее.

Фюрер подводных лодок пользовался полной поддержкой командующего флотом Ральфа Карлса, но гросс-адмирал Редер планировал против Объединенного Королевства "войну крейсеров" и не уделял внимания строительству подводного флота. Дениц засыпал Редера памятными записками, в которых заявлял, что 300 субмарин выиграют войну рейха с Британией. Гросс-адмирал, словно насмехаясь над ним, неизменно вежливо отказывал.

Снова война

В отличие от Редера, Дениц понимал, что война начнется до 1944 года. Он чувствовал, что Польской кампанией Германии не отделаться. 3 сентября 1939 года, когда Великобритания и Франция объявили Германии войну, Дениц находился на своем командном пункте, представлявшем собой группу небольших деревянных строений в пригороде Вильгельмсхафена. Весть о начале войны он встретил потоком непотребной брани. В это время в его распоряжении было всего 56 лодок, из которых только 22 были достаточно велики, чтобы вести подводную войну в океане. Тем не менее они уже патрулировали в море и ставили минные заграждения у берегов Англии. 4 сентября капитан-лейтенант Герберт Шульце, командир U-48, доложил о потоплении им у берегов Шотландии "Ройял Септр". Этот корабль стал первым из 2603 кораблей союзников, пущенных на дно германскими субмаринами. К концу месяца подводный флот Деница потопил множество вражеских кораблей, общим водоизмещением 175000 т, доказав, что является весьма эффективным средством ведения войны на море. Однако производство лодок застыло на все том же уровне — 2 штуки в месяц.

Дальше - больше. Дениц лично спланировал операцию в Скапа Флоу, "спальне флота Его величества", которую в ночь с 13 на 14 октября осуществил на U-47 капитан-лейтенант Гюнтер Прин. Был потоплен линкор "Ройял Ок", что является феноменальным результатом. Когда U-47 вернулась на базу, там уже был гросс-адмирал Редер. Он поздравил экипаж с успехом и тут же, на месте, произвел Деница в контр-адмиралы.

Количество потопленных судов превышало количество построенных, несмотря на помощь, получаемую Черчиллем от своего "кузена" в Белом доме. Октябрь стал особенно тревожным месяцем. Как-то после войны Черчилль признался, что только во время "битвы за Атлантику" почувствовал настоящую угрозу для Англии.

Как и предполагал Дениц (уже вице-адмирал), британцы улучшили охрану конвоев и выработали приемы противолодочной борьбы. В марте 1941 года было потеряно 5 субмарин, а с ними несколько лучших экипажей. Вдобавок ко всему, у королевских ВВС появились "дальнобойные" противолодочные самолеты, и Деницу пришлось перенести оперативную зону дальше на запад, в район между британскими базами в Канаде и Исландии, куда не долетали самолеты.

Стратегия подводной войны Деница была предельно проста: потопить как можно больше судов противника и сделать это как можно быстрее. Если его субмарины смогут топить корабли быстрее, чем британцы смогут их строить, Объединенное Королевство окажется поставленным на колени. Дениц разозлился, когда Гитлер решил переправить 20 подлодок в Средиземное море, где те должны были ослабить мертвую хватку британцев на линиях коммуникаций стран "Оси" в Северной Африке. Дениц знал, что субмарина, вошедшая в Средиземное море, из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе обратно уже не вернется. Ему удалось отговорить фюрера от этого шага весной и летом, затем Гитлер снизил число лодок до 10, но осенью Деницу пришлось выполнять приказ. Из-за этого он был вынужден свернуть масштабные действия в Северной Атлантике. Тем не менее до 7 октября 1941 года Дениц не мог сказать, что год прошел неудачно. Союзники потеряли 1299 кораблей (4328558 т). Редер и его штаб установили, что канадские и британские верфи ежегодно производят только 1600000 т. Стало ясно, что Германия выигрывала "битву за Атлантику".

Все надежды похоронило нападение японцев на Перл Харбор. Гитлер совершил очень большую глупость, последовав 11 декабря примеру восточного союзника, объявив войну США. Теперь огромные производственные мощности американских промышленных предприятий работали против рейха.

Вступление США во вторую мировую войну означало для германского подводного флота только одно: скорое поражение.

Близость конца

В отличие от Гитлера, Геринга и большинства адмиралов, Дениц не был склонен недооценивать огромный потенциал военной машины США. Но Америка еще наслаждалась миром и не была в полной мере готова к войне. Кроме того, антибритански настроенный американский адмирал Эрнст Дж. Кинг не спешил воспользоваться опытом, накопленным англичанами, в борьбе с германскими субмаринами. Американские корабли ходили в одиночку, без эскорта, с горящими огнями и без всяких мер противолодочной безопасности. 15 января 1942 года Дениц приказал своим подводникам топить суда противника у берегов Америки. Только в январе они отправили ко дну 62 корабля (327357 т). К 10 мая было потоплено уже 303 корабля (2015252 т). Только в июле американцы начали формировать конвои. Веселым временам приходил конец. 22 января Гитлер и ОKM решили, что Норвегии угрожает вторжение, и приказали отправить все подлодки к ее берегам для разведки. Взбесившийся Дениц смог уговорить Гитлера отменить приказ, но лишился 20 лодок.

У американских берегов могли теперь охотится только 10 — 12 лодок. Дениц чувствовал свое полное бессилие. Чтобы утешить его, в марте 1942 года Гитлер сделал его полным адмиралом.

Число германских подлодок продолжало расти медленно. В 1942 году каждый месяц со стапелей должны были сходить 20 субмарин. Но производство отставало от графиков.

Летом 1942 года лодки Деница снова стали нападать на конвои в Северной Атлантике. Но делать это стало труднее, чем раньше, поскольку союзники разработали новую противолодочную тактику и обзавелись новой техникой. Самолеты, оборудованные радаром, противолодочные самолеты, запускавшиеся с корабельных катапульт, новый радар, который не могли засечь германские субмарины, НFDF (High Frequensy Direction Finder — высокочастотный определитель направления, или "Хафф-Дафф"), должны были расправиться с германским подводным флотом к маю 1943 года.

В январе Редер вышел в отставку и назначил двух возможных своих преемников — генерал-адмирала Рольфа Карлса и адмирала Карла Деница. Гитлер остановил выбор на втором. При дворе фюрера Дениц вскоре заимел могущественных друзей — министра вооружений Альберта Шпеера и адмирала Путткамера, военно-морского адъютанта Гитлера. Деницу присвоили звание гросс-адмирала и 30 января 1943 года назначили главнокомандующим Кригсмарине. Он получил дотацию в 300000 рейхсмарок. Первое, что сделал Дениц на новом посту, — немедленно уволил Карлса,бывшего покровителя, ставшего потенциальным соперником, а также многих назначенцев Редера.

Карл Дениц, всего за 3 года выросший от капитана цур зее до гросс-адмирала, оказался на вершине власти. Но он был и на краю самого сильного поражения. Он отговорил Гитлера от расформирования надводного флота, доказав, что последний свяжет непропорционально большое количество кораблей союзников, которые в противном случае смогут использовать их для усиления конвоев и борьбы с Японией.


Германская промышленность все-таки "родила" субмарину, способную сокрушить союзническую систему конвоев (тип XXI), но она Деницу уже не понадобилась.

В дни высадки союзников во Франции Дениц последний раз приказал атаковать их массированными силами. В бою участвовало 36 субмарин, но менее половины их уцелело. Но Дениц не успокоился. Он продолжал бросать в бой все новые и новые лодки, видимо, надеясь таким образом переломить ход войны. Его упрямство и безрассудность стали причиной гибели сотен германских моряков. В период с 6 июня по 31 августа 1944 года немцы потопили 5 кораблей эскорта, 12 грузовых судов (58845 т) и 4 десантные баржи (8400 т), потеряв 82 субмарины.

Из 820 германских подлодок, участвовавших с 1939 по 1945 год в "битве за Атлантику", 781 погибла. Из 39000 моряков-подводников погибли 32000. Большинство — в последние два года войны.

2 мая Дениц был вынужден перенести свою штаб-квартиру и столицу рейха в кадетский корпус в Мюрвике под Фленсбургом. Здесь он проводил политику, заключавшуюся, во-первых, в попытках как можно быстрее прекратить войну с Западом, во-вторых, в стремлении спасти как можно больше немцев от советской оккупации. Для этого Дениц посылал все имевшиеся в его распоряжении суда в балтийские порты, находившиеся еще в руках немцев, с приказом вывезти оттуда всех беженцев. Войскам предписывалось прикрывать эвакуацию, а затем отступать на запад. По приблизительным оценкам, за 8 дней, пока продолжались боевые действия, от советской оккупации было спасено 2 млн. человек.

Карл Дениц делал вид, что правит Германией, до 9.45 утра 23 мая, когда его вызвал на пароход "Патриа" генерал-майор армии США, член контрольной комиссии союзников Лоуэлл В. Руке. Никакого приема с военными почестями, как прежде, не было. Офицеры-союзники объявили, что впредь они считаются военными преступниками. В то же самое время войска 11-й британской танковой дивизии заняли Мюрвикский анклав и оккупировали резиденцию временного правительства. Военные силы были значительны, опасались, что гросс-адмирал со своим батальоном охраны может начать последнюю битву на суше. Наступил последний час и открылся путь в плен, что не имело теперь ничего общего с правилами Женевской конвенции. Многие соратники-адмиралы Деница предвидели это и ушли из жизни, приняв яд. Гросс-адмирал перенес все это унижение со стоическим достоинством. Британские солдаты не постеснялись неприятной процедуры личного обыска, а охота за так называемыми сувенирами часто приводила к пропаже личной собственности, как, например, случилось с маршальским жезлом гросс-адмирала. 23 мая 1945 года не стал днем славы для 11-й танковой дивизии.

Нюрнбергский процесс

Вскоре Дениц предстал перед Нюрнбергским трибуналом. Его заставили пройти тест на интеллектуальный коэффициент (IQ), который у него оказался равным 138 (почти гений) .Возможно, если бы Карл Дениц не стал "последним фюрером", он и не был бы включен в список главных военных преступников. 9-10 мая 1946 года, давая показания, он заявил, что просто выполнял приказ. Геринг сказал окружающим: "Первый раз за 3 недели я почувствовал себя превосходно. Наконец-то мы услышали, что в таких случаях должен говорить настоящий солдат ".

К чести Карла Деница следует сказать, что он сохранил в конце войны архивы германского ВМФ. Дениц считал, что флоту нечего скрывать. Его мрачная репутация была в основном порождена знаменитым "Приказом о "Лаконии" (Nicbtrettungsbefebl) от 17 сентября 1942 года. Он был истолкован как хладнокровный приказ расстреливать моряков, спасшихся с потопленных кораблей. Чтобы понять, что это был за приказ, и почему он появился, необходимо вернуться назад, в третий год войны, когда по залитым кровью просторам Атлантики рыскали волчьи стаи германских субмарин.

12 сентября капитан-лейтенант Хартенштейн, командир U-156, патрулировал примерено в 250 милях северо-восточ-нее острова Вознесения. Вечером он заметил британский вооруженный войсковой транспорт "Лакония" (19695 тонн). У него на борту находились британские солдаты, гражданские лица, женщины, дети и большое количество итальянских пленных, захваченных в Северной Африке. Хартенштейн атаковал траснпорт и выпустил 2 торпеды. "Лакония" начала тонуть. Были спущены спасательные шлюпки, масса людей попрыгала в воду. Хартенштейн подошел ближе к своей жертве.

Через несколько минут он поднялся на поверхность и услышал крики людей, пытающихся удержаться на воде. Он немедленно вызвал на палубу всю команду лодки и подошел еще ближе к тонущему судну, после чего начал подбирать спасшихся. Из перехваченного сигнала SOS он узнал название судна. В 1.25, когда "Лакония" уже скрылась под водой, он послал сообщение в штаб подводных сил:
"Потоплен Хартенштейном. Британский корабль "Лакония" в квадрате 7721, к несчастью вместе с 1500 итальянских пленных. К настоящему моменту спас 90. Требую указаний".

Деница подняли с постели в 3.45, и он сразу послал радиограмму:
"Группе "Полярный медведь": Шахту, Вюрдеманну и Виламовицу немедленно следовать полным ходом к Хартенштейну, квадрат 7721".
Через 15 минут он запросил Хартенштейна:
"Использовало судно радио? Спасшиеся в шлюпках или на плотах? Радируйте детали потопления".
Хартенштейн ответил:
"Судно точно передало свою позицию по радио. Имею на борту 173 человека, из которых 21 англичанин. Примерно 100 человек плавают рядом на личных спасательных средствах. Предложите дипломатический нейтралитет района. Перехвачена радиограмма находящегося недалеко парохода. Хартенштейн".

В отличие от других судебных разбирательств, защита приводила свои доказательства первой. После этого она могла подавать возражения в письменном виде, а суд имел право их не рассматривать, делая совершенно бесполезными. Деницу удалось провести защиту на высоком уровне. Будучи спрошен, был ли он заинтересован в использовании рабского труда на предприятиях, работавших на флот, он вообще отрицал, что знал о его использовании, и добавил, что его интересовала только сама продукция, а не то, как ее делали. Подсудимый отрицал, что имел какое-либо отношение к концлагерям, но признал, что приказал топить оказавшиеся в зоне боевых действий корабли нейтральных стран. Дениц считал этот приказ правильным. "Ведь их предупреждали, чтобы они держались подальше , — говорил он. — Но уж если они входили в зону, преследуя какие-то свои цели, то винить им оставалось только себя ". Даже Ф. Д. Рузвельт признавал это, заявив, что владельцы торговых судов не имеют права рисковать жизнью членов экипажей, отправляя их в зону боевых действий ради получения сиюминутной выгоды.

Дениц также обвинялся в планировании оккупации Испании (чтобы завладеть ее портами) и Гибралтара. Он не отрицал этого, а свои "фанатичные" пронацистские высказывания оправдывал тем, что они были необходимы для укрепления боевого духа солдат. В отличие от других подсудимых, Дениц не стал поносить Гитлера.

Обвинение строилось на признании нелегитимности тотальной подводной войны. По этому вопросу Деница поддержал адмирал ВМФ США Честер А. Нимиц. Он привел доказательство того, что этот метод ведения морской войны использовался Тихоокеанским флотом США с 8 декабря 1941 года, так что следует судить и его, Нимица. Действительно, если в действиях американских подводников на Тихом океане и подводников "Кригсмарине" на Атлантике и можно усмотреть какую-то разницу, то она будет не в пользу американских моряков. Про англичан и русских вообще упоминать не стоит. Англичане вели самую беспощадную подводную войну на Средиземном море (уничтожение "Океании" и "Нептунии" с несколькими тысячами погибших), а советские подводные лодки топили набитые до отказа беженцами суда, покидавшие Восточную Пруссию ("Вильгельм Густлоф" держит мрачный рекорд по количеству погибших в ходе одной морской атаки).

Во время заседаний Нюрнбергского трибунала многие подводники прибыли, чтобы выступить в защиту Деница. Одним из них был капитан 1 ранга Винтер, бывший командир 1-й флотилии подводных лодок. Он подготовил письмо, которое подписали многие командиры лодок. Бывшие офицеры призывали суд следовать велениям "человеческой и воинской совести". В письме говорилось, что гросс-адмирал Дениц никогда не отдавал приказа убивать моряков с торпедированных судов. Он только приказал командирам лодок после атаки оставаться под водой, чтобы уклониться от вражеских противолодочных сил. "В течение 5 лет самой жестокой войны мы узнали, что за человек Дениц. Никогда он не требовал от нас чего-то бесчестного. "

Теперь, 50 лет спустя, кажется, что обвинение Деница было построено на песке, но в то время страсти были накалены до предела. Британцы и русские жаждали заполучить скальп Деница, но американский судья Френсис Бидди требовал его оправдания по всем пунктам обвинения.

1 октября 1946 года, после того, как Геринг и еще несколько высших нацистов были приговорены к смерти, перед Нюрнбергским трибуналом предстал Карл Дениц. Он узнал, что приговорен к 10-летнему заключению в тюрьме Шпандау. Через минуту человек, который потерял в этой морской войне обоих сыновей, снял наушники и покинул зал под стражей.

Приговор стал компромиссом. Но даже этот, самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговор возмутил генерал-майора Дж. Ф. К. Фуллера, выдающегося военного теоретика и историка, который назвал его "вопиющей пародией на правосудие, проистекавшей из лицемерия ".

Старость

Наказание Дениц отбывал в Шпандау. Воспитанный в спартанском духе, он легче других переносил тяготы заключения. Дениц не чурался никакой работы. Он увлекался выращиванием овощей и иногда снимал до 50 помидоров с одного куста. Его отношения с Редером были прохладными, а былая дружба с Альбертом Шпеером выродилась в плохо скрываемую ненависть. Полностью отбыв срок, 1 октября 1956 года Дениц вышел на свободу. Он разыскал свою жену в маленьком городке Аумюле, выхлопотал себе адмиралтейскую пенсию и зажил в достатке.

Почти все свое время Дениц посвятил литературной работе. Он написал книги: "Mein wechselvoltes Leben" ("Моя захватывающая жизнь") — 1968 год, "Deutsche Strtegie zur See in zweiten Weltkrieg" ("Германская военно-морская стратегия во второй мировой войне")- 1968 год, "10 Jahre und 20 Tage" ("10 лет и 20 дней") — 1958 год.

2 мая 1962 года умерла его жена, и остаток жизни Дениц прожил в одиночестве. Он стал ревностным католиком, каждое воскресенье посещал церковь, а на могиле жены поставил огромный крест. Дениц любил захаживать в гости к старым друзьям и принимать их в своем доме. К концу жизни Дениц стал более погружен в себя и вспыльчив. Он очень обиделся на правительство, которое отказывалось устроить ему после смерти торжественные похороны и положить в гроб в униформе. Человек, переживший свое время, Карл Дениц умер в канун Рождества. Он был последним из германских гросс-адмиралов. На его похоронах, в Аумюле, 6 января 1981 года присутствовали десятки старых товарищей по оружию.

После второй мировой войны Черчилль высказал как-то такую мысль, что если бы немцы все поставили на одну карту, а именно на подводную войну, то Англия могла бы и проиграть ее. Адмирал сэр Эндрю Каннингем подтверждал, что если бы немцам удалось выиграть битву за " Western Approaches", то его страна могла бы проиграть войну. Что еще раз подтверждает правоту гросс-адмирала Карла Деница.

Воспитанник кайзеровского ВМФ, выходец из буржуазно-консервативной семьи, Дениц был не в состоянии даже подумать о том, что глава государства склонен к преступлениям, что он даже сам приказывает их совершать. Из лучших побуждений он требовал от своих офицеров и матросов, часто переходя в пафос, обязательной верности фюреру, государству, требовал не жалеть своей жизни за родину. Исходя из принципа главенства политики, он продолжал пребывать в убеждении, что ведение войны - это дело солдата, а когда ее начинать и заканчивать - это вопросы политического руководства. Так поступал человек, который всю свою волю, ум, энергию положил на алтарь служения своему государству.

Биография

Родился близ Берлина, в семье инженера-оптика. После окончания гимназии в 1910 году поступает в военно-морское училище в Киле.

Первая мировая война

После завершения военно-морского училища служил офицером на крейсере «Бреслау» (в 1915 году подорвался на мине). В 1916 году прошёл переподготовку на подводника.

Служил вахтенным офицером на U-39 под командованием Вальтера Фортсмана (лодка одержала суммарно 156 побед, 413 486 брт). 1 марта 1918 году стал командиром ПЛ - UC-25 (тип UC-II). За время его командования ПЛ добилась 4 побед (16 тыс. брт). Затем был переведен на UB-68 (тип UB-III) на которой совершил один боевой поход. 3 октября ПЛ атаковала охраняемый конвой, добилась попадания в транспорт, но была контратакована ГБ, получив повреждения всплыла, после чего расстреляна из артиллерии экипаж покинул тонущую лодку и попал в плен (7 человек экипажа погибло).

Между войнами

В 1919 году возвращается в ВМС Германии, с 1923 года - советник управления подводного флота в военно-морской инспекции. Служил штурманом крейсера «Нимфа». В 1930 году попадает в Берлин в качестве офицера штаба Североморского района.

Командовал крейсером «Эмден». 6 июня 1935 года назначен командующим 1-й подводной флотилией Германии «Веддиген». С 1939 года - командующий подводным флотом.

Вторая мировая война

В марте 1942 года ему было присвоено звание адмирала. Вместе с постом главнокомандующего военно-морских сил Германии (вместо Эриха Редера) получил и звание гросс-адмирала. За действие ПЛ в марте 1943 года, Гитлер наградил Деница Рыцарским крестом с дубовыми листьями.

В качестве президента

После самоубийства Гитлера, согласно его завещанию, Дёниц, находившийся во Фленсбурге, на Кильском канале, был назначен 30 апреля 1945 года президентом Германии. Так как Йозеф Геббельс, намеченный Гитлером в новые канцлеры, также покончил с собой на другой день после фюрера, то Дёниц поручил в первых числах мая 1945 года возглавить кабинет графу Людвигу Шверину фон Крозигу. Так называемое фленсбургское правительство прежде всего стремилось договориться с союзниками о прекращении огня. 7 мая представители Дёница подписали временное соглашение о капитуляции в Реймсе перед представителями англичан и американцев, за день до того, как 8 мая в Карлсхорсте фельдмаршал Кейтель подписал безоговорочную капитуляцию перед представителями всех четырёх держав, включая СССР и Францию.

23 мая правительство Дёница и графа Шверина было арестовано американцами в полном составе; сам Дёниц был препровождён в Нюрнберг, где предстал перед судом.

Нюрнбергский процесс и послевоенная жизнь Карл Дёниц на заседании Нюрнбергского трибунала (крайний дальний во втором ряду)

Нюрнбергский трибунал за «военные преступления» (в частности, ведение т. н. неограниченной подводной войны) приговорил его к 10 годам лишения свободы. Этот приговор оспаривался некоторыми юристами, поскольку такие же методы подводной войны широко практиковали и победители. Некоторые офицеры-союзники после приговора выражали Дёницу своё сочувствие. (Дёниц был признан виновным по 2-му (преступление против мира) и 3-му (военные преступления) пунктам).

После выхода из тюрьмы Шпандау в Западном Берлине Дёниц написал мемуары «10 лет и 20 дней» (имелись в виду 10 лет командования флотом и 20 дней президентства).

Карл Дёниц (нем. Karl Dönitz; 16 сентября 1891, Берлин - 24 декабря 1980, Аумюле) - немецкий государственный и военный деятель, гросс-адмирал (1943 год). Командующий подводным флотом (1935-1943), главнокомандующий военно-морским флотом Германии (1943-1945), глава государства и главнокомандующий вооружёнными силами Германии с 30 апреля по 23 мая 1945 года.

Карл родился в 1891 году неподалеку от Берлина. С детства его интересовало военное дело, а в 1910 году он смог поступить в Имперское военно-морское училище. Через три года он его окончил и начал служить в немецком флоте. В 1916 году он начал нести службу во вновь созданном подводном флоте. Денц служил офицером на подводной лодке «У-68», а позже стал ее капитаном. В 1918 году подлодка напала на английский конвой. Корабли конвоя потопили ее, а Карл и большая часть команды попали в плен. На родину Дёниц прибыл в 1919 году. Карл остался одним из немногих офицеров, которые все еще несли службу на небольшом флоте. Карл служил на военных кораблях, так как Версальский договор запрещал иметь Германии подводный флот. Однако с приходом Гитлера к власти все изменилось. Дениц вернулся в подводный флот. В 1935 году адмирал Редер отдал ему приказ возглавить подводный флот и реорганизовать его. Карл принял командование, но состояние флота оставляло желать лучшего. У Германии не было своих подлодок, команд, трудов по теории. Карлу пришлось опираться на собственный опыт и на зарубежные труды по стратегии подводного флота. Карл лично руководил конструированием подводных лодок. Он сам писал руководства по обучению моряков-подводников.

Карл поставил перед собой цель создать подводный флот из трех сотен подлодок. Однако работа была замедлена из-за того, что было ограничение на стальные ресурсы, которые были нужны обычному флоту и армии. У Деница было всего лишь 56 лодок к началу второй мировой войны. Из этих подлодок меньше половины были способны вести бой в Атлантическом океане. В 1939 году подлодки Карла потопили 114 торговых кораблей. Новые ресурсы все прибывали и число подводных лодок росло. В 1940 году Гитлер разрешил Карлу вести подводную войну без ограничений. За четыре месяца Карл потопил еще 285 кораблей.

В 1941 году в войну вступила Америка, а это означало расширение сферы деятельности немецкого подводного флота. В 1942 году подлодки уничтожили 585 американских кораблей. В 1943 году Дениц стал адмиралом и главнокомандующим немецкого флота. Он продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота. Теперь подлодки можно было замечать с помощью радаров, и это было проблемой. Немецкие подлодки выиграли битву за Атлантику в 1942 году, а в следующем уже не могли эффективно ограничивать движение судов через океан. Карл продолжал сражаться. В его распоряжении было еще 398 подлодок. Германия потеряла около 32 тысяч моряков подводного флота и 781 подлодку за время войны. Надо отметить, что Карл Дениц был преемником Гитлера. Тот приказал ему стать рейхсканцлером перед совершением самоубийства. 7 мая Карл Дениц согласился на капитуляцию. Вскоре его арестовали как военного преступника. Однако Карл не состоял в нацистской партии. Карл отбыл 10 лет в тюрьме, а после жил спокойно в Гамбурге до самой смерти в 1980 году. Оба его сына погибли на военном флоте во время войны. Дениц же был прекрасным флотоводцем, который хорошо понимал возможности своего флота.

Карл Дёниц родился 16 сентября 1891 года в местечке Грюнау, неподалеку от Берлина. Карл, с братом, рано остались без матери, но отец постарался дать детям хорошее образование. Карл учился сначала в гимназии, затем в реальном училище города Йена. Трудно сказать, что заставило сына инженера-оптика знаменитой фирмы Карла Цейса выбрать морскую стезю. Вероятно, сказалась практичность, присущая немцам вообще и Карлу в частности.

Дело в том, что в кайзеровском флоте, людям не имеющих дворянских корней, было гораздо легче сделать военную карьеру, чем в сухопутных частях, где царили вековые прусские традиции. Хотя и на флоте было немало потомков родовитых немецких фамилий, но все же представители буржуазии и интеллигенции легче прокладывали себе дорогу в такой сфере как флот, ибо карьера флотского офицера требовала определенного образования и необходимых технических знаний.

Тот же создатель германского флота гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц (1849 – 1930), несмотря на аристократическую приставку «фон», происходил из богатой буржуазной семьи. Начальник Морского кабинета кайзера адмирал Георг фон Мюллер (1851 – 1940) был сыном профессора химии. Эта традиция соблюдалась и в дальнейшем, из 19 гитлеровских фельдмаршалов – двенадцать могли похвастаться дворянским происхождением, а у главы гитлеровской Кригсмарине гросс-адмирала Редера — отец преподавал иностранные языки в частной школе, у командующего флотом адмирала Гюнтера Лютьенса папаша был простой торговец.

Итак, юный Карл сделал свой выбор, поступив в апреле 1910 года в военно-морское училище в Киле. Зеекадет Дёниц был весьма трудолюбивым и замкнутым молодым человеком, не имевшим близких друзей и посвящающим все свое время учебе, хотя звезд с неба он явно не хватал. Таких людей ценят в армии и на флоте, и не только немецком.

В 1912 году Дёница переводят в морское училище в Мюрвике, и практику он проходит вахтенным офицером на только что, вступившим в строй, легком крейсере «Бреслау».

«Бреслау» имел водоизмещение 4 480 т, мощность турбиной установки 29 904 л. с., и развивал скорость до 27,6 узлов с запасом хода до 5800 миль. Крейсер был вооружен двенадцатью 105 мм орудиями и 2 торпедными аппаратами и располагал экипажем в 373 человека.

Осенью 1913 года Карлу Дёницу присваивают первое офицерское звание лейтенанта цур зее.

«Бреслау», где продолжал служить Дёниц, бороздил просторы Средиземного моря, когда разразилась Первая мировая война. Уйдя от преследования англичан, средиземноморская эскадра немцев в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау» под командованием Вильгельма Сушона, оказалась в Турции, готовящейся вступить в войну на стороне Германии. Немецкие крейсера влились в состав флота Османской империи, где «Гебен» получил наименование «Султан Селим», а «Бреслау» превратился в «Мидилли».

Энергичный адмирал Сушон стал командовать турецким флотом, (а затем и болгарским) который в виду явного преимущества русских кораблей на Черном море, предпочитал тактику лихих набегов и беспокоящих обстрелов российских берегов.

Немецкие крейсера под турецким флагом были головной болью русских моряков. Совершив набег, немцы умело уклонялись от схваток с русскими кораблями и укрывались в Босфоре, который Дёниц называл «естественной норой, сулившей защиту».

Так во время одного из дерзких рейдов «Бреслау» ворвался в Новороссийский порт, где потопил несколько судов, уничтожив при этом нефтехранилище.

Но, в июле 1915 года в очередной раз, прячась в «естественную нору» крейсер подорвался на русской мине. Пока «Бреслау» ремонтировали, Дёниц не терял времени – он устроился в ВВС в качестве стрелка и воздушного наблюдателя и принял участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи, где англо-французские войска проводили широкую десантную операцию с целью контроля над Дарданеллами, взятия Стамбула и соединения с русскими войсками. К сожалению, плохо подготовленная операция провалилась, союзники потеряли свыше 25 тысяч человек.

В феврале 1916 года командование присвоило Дёницу звание обер-лейтенанта цур зее, и откомандировало его в Германию, переучиваться на подводника.

После курсов переподготовки Карл Дёниц получает назначение в Адриатику на подлодку «U-39» в качестве торпедного офицера. Прекрасно зарекомендовавшего моряка вскоре вновь отправляют на переподготовку, на этот раз на курсы командиров подлодок.

В январе 1918 года Дёниц получает под свое командование устаревшую субмарину «UC-25» водоизмещением 417 тонн и приказ действовать в Средиземном море.

Новоиспеченный командир подлодки сразу потопил пароход, а затем ловко проник на внутренний рейд сицилийского порта Аугуста и пустил на дно итальянский угольщик. Радость победы омрачило лишь то, что, возвращаясь на базу, лодка села на мель, с которой ее стащил австрийский эсминец. Кайзер удостоил Дёница орденом Дома Гогенцолеров, почетной наградой отмечавшей личную храбрость офицера.

После ремонта «UC-25» снова вышла в море и вновь продолжала охоту за кораблями противника. Вскоре Дёница назначили командиром более современной субмарины, «UB-68».

4 октября 1918 года подлодка Дёница атаковала британский конвой и потопила транспорт «Упэк». Оторвавшись от судов эскорта, немецкая субмарина предприняла попытку второй атаки с перископной глубины, но, как пишет сам Дёниц «из-за заводского дефекта лодка при погружении неожиданно получила большой дифферент на нос и стремительно пошла в глубину». При этом из аккумуляторов вылился весь электролит, и в полной темноте субмарина опускалась на дно, которое в этом районе находилось на глубине 2500-3000 метров, причем корпус подлодки этой серии «Германия» В-III выдерживал давление лишь на глубине до 60-70 метров.

Лодка опустилась на глубину свыше 90 метров. За это время команде удалось продуть весь балласт и дать задний ход, переложив рули. Затем субмарину как пробку выбросило на поверхность, и она оказалась в центре британского конвоя. Из-за неисправностей лодка потеряла способность к погружению, и под артиллерийским огнем британских кораблей Дёниц отдал приказ покинуть лодку. Лодка затонула, семеро немецких подводников погибло, а остальных подобрал британский миноносец. На этом военно-морская карьера Карла Дёница в Первую мировую войну закончилась.

В лагере для военнопленных офицеров близ Шеффилда Дёниц много размышлял, и как человек практичный хорошо понимал, какое будущее ждет Германию. В результате поражения Германия находилась в глубочайшем экономическом кризисе, и 28-летний моряк знал, чем он быстрее окажется на родине, тем у него больше шансов получить работу. Поэтому Карл симулировал сумасшествие и был отправлен в Германию «по болезни» в первую очередь. Этот поступок вызвал осуждение со стороны его коллег, так как в то время понятие «честь офицера» еще имело определенный вес. Это было наподобие побега Тухачевского, отпущенного на прогулку из немецкого лагеря под честное слово. Вроде бы молодец, утер нос врагу, но осадок остался.

В итоге практичный Карл выиграл, оставшийся, в числе немногих счастливчиков, в кадрах германских ВМФ.

Согласно Версальскому договору Военно-морской флот Германии мог иметь:

6 линкоров (водоизмещением не более 10 000 т.);

6 легких крейсеров (водоизмещением не более 6000);

по 12 эсминцев и миноносцев, а также некоторое количество вспомогательных судов. Подводные лодки и военно-морская авиация были запрещены. Количество моряков ограничивалось 15 тысячами человек. При этом число офицеров не должно было превышать 1 500 человек.

Дёниц, который за годы войны, по его собственным словам, «стал ярым подводником», вынужден был служить на военно-морской базе в Киле, затем командиром торпедного катера на побережье Померании. В 1921 году он получает звание капитан-лейтенанта и через два года возвращается в Киль, в качестве эксперта минно-торпедно-разведывательной инспекции.

В 1924 году Дёниц оканчивает курсы штабных офицеров и переводится в Берлин, в военно-морское командование. Он принимает живейшие участие в работе по воссоздание германского флота, в обход запретительных статей Версальского договора.

В 1927 году сведенья об этом просочились в печать, что вызвало большой скандал и потребовало парламентского расследования. «Скандал Ломана», названный так по имени капитана цур зее Вальтера Ломана, в чьем распоряжение находились секретные денежные фонды вызвал отставку министра обороны, а также стоил поста главе военно-морского командования адмиралу Хансу Адольфу Ценкеру. Новым командующим военно-морскими силами Германии стал адмирал Эрих Редер.

Карл Дёниц, причастный к «делу Ломана», был переведен на Балтику, штурманом крейсера «Нимфа». Когда шум, вызванный скандалом, поутих. Дёница назначают командиром 4-й торпедной полуфлотилии. Ярый служака и трудоголик, Дёниц отличился в маневрах 1929 года и вскоре был переведен в штаб Североморского района. В начале 1933 года Дёниц совершает длительное загранплаванье. Он побывал на Мальте, в Красном море, Индии, Цейлоне, Батавии, Яве, Сингапуре.

Силы, жаждущие реванша, 30 января 1933 года привели к власти Гитлера, и милитаризация страны пошла полным ходом. Война с Британией не за горами, и в 1934 году Карл Дёниц отправляется в Англию, совершенствоваться в английском языке. По возвращению он получает под свое командование легкий крейсер «Эмден», и вновь готовиться к заграничному походу, планируя посетить Японию, Китай, Голландскую Индию и Австралию.

Но летом 1935 года Гитлер отказывается выполнять статьи Версальского договора и подписывает англо-германское морское соглашение, согласно которому Германия обязывалась ограничить свое морское вооружение 35 процентами английского. Для подводных лодок было установлено соотношение в 45 процентов.

И в сентябре 1935 года фрегатен-капитан, что соответствовало званию капитана 2-го ранга в советских ВМФ, Карл Дёниц, вместо заграничного похода, принял под свое командование, только что созданную 1-ю флотилию подводных лодок «Веддиген». Свое название флотилия получила в честь капитан-лейтенанта Отто Веддинга, который, командуя подлодкой «U-9», в сентябре 1914 года потопил три британских крейсера.

Конечно, флотилия возникла не на пустом месте, секретные разработки по созданию подводного флота велись весь период между двумя мировыми войнами. Поскольку вся подготовительная работа была проведена заранее, то после отказа Гитлера от условий Версальского договора, первые немецкие подлодки быстро сошли со стапелей. В сентябре 1935 года Германия уже располагала 11 небольшими подлодками, которые и составили костяк будущего подводного флота третьего рейха.

Дёниц, повышенный в чине до капитана-цур-зее, что соответствовало званию капитана 1-го ранга в советских ВМФ, стал во главе подводных сил рейха. Он именовался фюрером подводных лодок – Fuerer der Unterseebote (FdU), с началом войны его должность была переименована в командующего подводными силами.

Руководство немецких ВМФ, впрочем, как и флотское командование других морских держав, предпочитало уделять внимание строительству крупных корабле, считая подводные лодки малоэффективным оружием.

Но Дёниц, ясно представлял какую роль могут сыграть подводные лодки в предстоящей войне и, разместив свой штаб на плавучей базе «Хай» в Киле, приступил к активной работе по созданию подводного флота.

Обладая боевым опытом в действиях как подводных, так и надводных кораблей, капитан-цур-зее разработал новую тактику применения подлодок. В годы Первой мировой войны субмарины в одиночку нападали на конвои противника, и затем долго уходили от кораблей охранения, не всегда имея возможности повторить атаку. По замыслу Дёница теперь подводные лодки должны были действовать группами, и подобно волчьим стаям нападать на караваны судов. Пока корабли охранения, как сторожевые псы, отгоняли одни лодки, другие, выбирали добычу пожирней, и пускали ее на дно.

Через год создается 2-я флотилия подводных лодок с базой в Киле, на следующий год ещеодна, и в итоге перед Второй мировой войной под командованием фюрера Дёница находилось 7 флотилий, насчитывающих в своем составе 57 подводных лодок разного типа.

К этому времени Британия располагала также 57 подлодками, Франция – 78 субмаринами, у фашистской Италии их было 68 штук, у Японии – 63.

Советский Союз, согласно данным, приведенным в книге Адмирала флота Н. Г. Кузнецова «Курсом к победе», к лету 1941 года имел: на Балтике – 20 подлодок, на Черном море – 47, на Северном флоте – 15 субмарин. Еще какое-то количество подлодок находилось на Тихоокеанском флоте, откуда 6 субмарин с началом войны были отправлены на Северный флот.

3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии, а уже 4 сентября командир «U-48» Герберт Шульце у берегов Шотландии отправил на дно корабль «Ройял Септр», который стал первым из 2603 (по другим данным 2759) кораблей союзников потопленных немецкими субмаринами. «Ройял Септр» открыл личный счет Шульце, который за войну потопил 26 судов, общим водоизмещением 171 122 т., и стал шестым по результативности подводником третьего рейха.

Но на самом деле первым пострадавшем судном стал английский лайнер «Атения» торпедированный 3 сентября в 9 часов вечера в двухстах милях к западу от Гебридских островов. На судне находилось 1400 пассажиров, из которых погибло 112 человек, в том числе 28 американцев.

Гибель «Атении» вызвала серьезную озабоченность командования военно-морского флота и лично Гитлера. Смерть граждан США могла привезти к вступлению в войну Соединенных Штатов, что Гитлер считал преждевременным, а адмиралы, лучше представляющие экономическую мощь США, крайне нежелательным.

И вообще подводные лодки против торговых судов должны были действовать соответственно правилам призового права, заключенного в 1936 году в Лондоне и положений Гаагской конвенции. Согласно этим правилам судно должно быть остановлено и подвержено досмотру, вследствие его национальной принадлежности или характера груза допускалось потопление судна, при этом подводная лодка должна была обеспечить безопасность экипажа, причем априори считалось, что спасательных шлюпок самого суда недостаточно.

Немцы официально заявили, что не имеют к гибели «Актинии» ни какого отношения, а затем нагло обвинили англичан в потоплении собственного лайнера, с тем, чтобы спровоцировать вступление в войну США. Но «Актинию» пустила на дно субмарина «U-30» под командованиемобер-лейтенанта Лемпа.

Вернувшуюся на базу «U-39» встречал Дёниц, который на самолете доставил Лемпе в Берлин.Дело решили хранить в строжайшей тайне. Все записи в вахтенном журнале были уничтожены по личному указанию Дёница. Командира субмарины, вместе с частью экипажа, взяв подписку о неразглашении, перевели на подлодку «U-110», которая погибла 9 мая 1941 года.

Довольно быстро о правилах борьбы против торговых судов воюющие стороны забыли, так как останавливать торговые суда идущие в плотном охранении было чистым самоубийством. Да и одиночные суда успевали радировать о всплывшей субмарине противника, и вызывали корабли и самолеты противолодочной авиации, и подлодка из охотника превращалась в добычу. Поэтому, вместо замысловатых статей благородных конвенций подводники руководствовались простым и ясным принципом: — «Топи всех».

Немецкая подводная лодка U-218 выходит из Киля

В результате действий немецких подлодок против торгового судоходства за период с 3 сентября 1939 года по 28 февраля 1940 года было потоплено 199 судов общим водоизмещением 701 985 тонн.

В октябре 1939 года за успешно спланированную и проведенную операцию в Скапа-Флоу Дённиц становится контр-адмиралом.

Скапа-Флоу, прекрасная гавань у берегов Шотландии с акваторией свыше 120 квадратных миль была главной базой британского королевского флота. Гавань тщательно охранялась, но подводной лодке «U-47» под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина в ночь с 13 на 14 октября 1939 года удалось найти проход в боновых заграждениях, и торпедировать линкор «Ройял Ок» водоизмещением 30 тысяч тонн. Через 23 минуты линкор развалился на части и затонул. Из 1 280 членов экипажа погибло 834 человека во главе с командующим флотом метрополии адмиралом Блэнгроувом.

Благополучно вернувшуюся домой подлодку встречал сам глава Кригсмарине гросс-адмирал Редер, который вручил каждому члену экипажа Железный крест 2 класса. Команду и ее командира принял Гитлер, лично наградивший Прина Рыцарским крестом. Впоследствии подводники стали награждаться Рыцарским крестом, когда общий тоннаж потопленных ими судов достигал 100 тысяч тонн.

Прин, в чьем послужном списке уже числились торпедированные французский пароход и два английских торговых судна, стал героем рейха. Но в марте 1941 года британские глубинные бомбы прервали карьеру этого удачливого подводника, потопившего с начала войны 28 судов.

Подвиги подводников Кригсмарине, благодаря усилиям Дёница, геббельсовская пропаганда превозносила наряду с ассами Геринга. Дёниц, которого подводники «за глаза» звали «папа Карл», проявлял поистине отеческую заботу о своих подчиненных. Он старался встречать каждую лодку, вернувшуюся из похода, ходатайствовал о награждениях отличившихся, отправлял подводников на отдых в лучшие санатории. И хотя сам адмирал вел вполне размеренную жизнь, подчиненную строгой самодисциплине, он не имел ни чего против шумных пирушек вернувшихся моряков.

Влияние Дёница, благодаря успехам подводного флота заметно выросло. Не будучи членом нацистской партии, он фактически разделял национал-социалистические убеждения и являлся ярым сторонником Гитлера. Радость от успехов омрачало лишь производство подводных лодок – две штуки в месяц.

Летом 1940 года в связи с падением Франции подводный флот рейха получил новые базы, расположенные гораздо ближе к коммуникациям британского флота. И потери англичан заметно возросли – в июне 1940 года – 58 кораблей (284113 т), в июле – 38 (195825 т), в августе – 56 (267618). Всего за семь месяцев Британией было потеряно 343 корабля общим водоизмещением 1754501 тонн.

Торговые суда, перевозившие десятки тонн груза, созданного усилиями тысяч рабочих оказались беспомощными перед «волчьими стаями». Самолеты, танки, пушки, стрелковое оружие, военное снаряжение, горючие, тысячи тонн продовольствия в считанные минуты шли на дно благодаря одному удачному торпедному залпу. С такими потерями Великобритании грозила катастрофа.

После войны Уинстон Черчилль писал: «Единственная вещь, которая по настоящему тревожила меня в ходе войны – это опасность, исходящая от немецких подводных лодок. Дорога жизни, проходившая через границы океанов, находилась в опасности».

Во время заседаний Нюрнбергского трибунала многие подводники прибыли, чтобы выступить в защиту Деница. Одним из них был капитан 1 ранга Винтер, бывший командир 1-й флотилии подводных лодок. Он подготовил письмо, которое подписали многие командиры лодок. Бывшие офицеры призывали суд следовать велениям «человеческой и воинской совести». В письме говорилось, что гросс-адмирал Дениц никогда не отдавал приказа убивать моряков с торпедированных судов. Он только приказал командирам лодок после атаки оставаться под водой, чтобы уклониться от вражеских противолодочных сил. «В течение 5 лет самой жестокой войны мы узнали, что за человек Дениц. Никогда он не требовал от нас чего-то бесчестного.»

Свои десять лет гросс-адмирал отбыл в Шпандау «от звонка до звонка». Выйдя на волю, он разыскал жену, выхлопотал себе адмиральскую пенсию и зажил безбедно, пописывая мемуары. В последующие годы вышли его книги: «Десять лет и двадцать дней» (1958), «Моя захватывающая жизнь» (1963). «Германская военно-морская стратегия во 2-ой мировой войне» (1968).

Он ни в чем не раскаялся – скандалил, требуя от немецкого правительства похоронить себя с воинскими почестями. После смерти жены в 1962 году, Дёниц стал ярым католиком и зачастил в церковь. Престарелый адмирал умер в возрасте 89 лет в местечке Аумюль близ Гамбурга, известное тем, что здесь провел последние годы «железный канцлер» Отто Бисмарк.

В последний путь гитлеровского гросс-адмирала провожали такие же обломки третьего рейха.

После второй мировой войны Черчилль высказал как-то такую мысль, что если бы немцы все поставили на одну карту, а именно на подводную войну, то Англия могла бы и проиграть ее. Адмирал сэр Эндрю Каннингем подтверждал, что если бы немцам удалось выиграть битву за «Western Approaches», то его страна могла бы проиграть войну. Что еще раз подтверждает правоту гросс-адмирала Карла Деница.

Воспитанник кайзеровского ВМФ, выходец из буржуазно-консервативной семьи, Дениц был не в состоянии даже подумать о том, что глава государства склонен к преступлениям, что он даже сам приказывает их совершать. Из лучших побуждений он требовал от своих офицеров и матросов, часто переходя в пафос, обязательной верности фюреру, государству, требовал не жалеть своей жизни за родину. Исходя из принципа главенства политики, он продолжал пребывать в убеждении, что ведение войны — это дело солдата, а когда ее начинать и заканчивать — это вопросы политического руководства.

http://www.warfleet.ru/doniz.html

Библиография:

Бишоп К. Подводные лодки Крисмарине 1939 – 1945. Справочник-определитель флотилий. /Пер. с англ./ — М.: Эксмо, 2007.

Дёниц К. Подводный флот рейха. /Пер. с немец./ – Смоленск: Русич. 1999.

Залесский К. А. Вожди и военачальники третьего рейха. Биографический энциклопедический словарь. – М.: Вече, 2000.

Залесский К. А. Кто был кто в Первой мировой войне. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

Кузнецов Н. Г. Курсом к победе. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир», 2003.

Митчем С., Мюллер Дж. Командиры «Третьего рейха». /Пер. с англ./ - Смоленск: Русич, 1997.

Ширер У. Крах нацистской империи. /Пер. с англ./ — Смоленск: «Русич», 1999. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -