История семьи карла деница. Дениц карл

КАРЛ ДЁНИЦ

Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера?оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно?морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно?морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера «Бреслау» и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса «Бреслау» участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года «Бреслау» подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер?лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U?39 капитан?лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц хорошо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили командовать на Средиземном море UC?25, минным заградителем, который можно было использовать и в торпедном варианте. В первом походе молодой командир потопил пароход, затем проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодка села на мель, и пришлось просить помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, вероятно, потонули. Наблюдать их гибель моряк не мог: приходилось уходить от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили командовать более современной UB?68. 4 октября 1918 года командир атаковал британский конвой, потопил транспорт «Упэк», но при погружении из?за неопытности экипажа лодка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, поставить рули в горизонтальное положение и дать ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее атаковали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер?лейтенант приказал экипажу оставить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее вернуться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие настолько натурально, что лагерное начальство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер?лейтенант вернулся в Германию и служил на военно?морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как договор запрещал Германии иметь подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца T?157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан?лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно?торпедно?разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, после окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно?морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера «Нимфе» на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4?й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, моряк на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, «разгромив» конвой условного противника, и обратил на себя внимание контр?адмирала Вальтера Гладиша, который руководил тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии моряк побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен?капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал английский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера «Эмден».

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно?морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал начать строительство подводных лодок, через 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили «фюрером подводных лодок». Он возглавил 1?ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в капитаны цур зее.

Опираясь на собственный опыт, а также на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам руководил конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков?подводников. У него были две основные военные концепции. Во?первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая особенно значительную роль в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны действовать устойчивыми группами, которые Дёниц называл «волчьи стаи». По его настоянию началась постройка подводных лодок 7?й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карле. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны против Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны выиграть войну.

Дёниц поставил целью создать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали также обычный флот и армия. К началу Второй мировой войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли вести боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U?47 Гюнтера Прина по плану Дёница в ночь на 14 октября потопила линкор «Ройал Оук» в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс?адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр?адмиралы.

Верфи выпускали лишь 2 подводные лодки в месяц. Не вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось заменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла выдержать. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки со взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда после падения Франции подводные лодки Дёница стали выходить из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и резко возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало угрожать безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице?адмирал Дёниц перенес штаб?квартиру в Париж, откуда было удобнее руководить подводниками. Он вел скромную, размеренную жизнь, заботился о быте моряков, встречал их после походов, давал возможность отдохнуть и снять нервное напряжение, за что его любили и называли «Папа Карл» или «Лев».

Лишь к концу 1940 года число выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года еще насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали использовать противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали расти.

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из?за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин направить на Средиземное море, это ухудшило возможность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после Пёрл?Харбора резко ухудшило положение Германии, ибо германский флот не был в состоянии справиться с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что возможно, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2015252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов одновременно действовали лишь 10–12 субмарин. Дёниц чувствовал свое бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим кригсмарине с чином гросс?адмирала. Сверх того, моряк продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь преимущество на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и определять места расположения «волчьих стай».

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался использовать корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал руководить действиями подводников, которыми теперь командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года «волчьи стаи» потопили 120 судов (627300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс?адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из?за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался строить как можно больше подводных лодок и использовать их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил развитие научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21?й серии, способные, по мнению главнокомандующего добиться победы, начали вступать в строй слишком поздно. Немецкие подводники, которые почти выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли эффективно ограничить грузопотоки через океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка атаковать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно использовать субмарины уже не могли принести успех. Из 820 лодок, участвовавших в «битве за Атлантику» с 1939 года погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, потому фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс?адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прекратить войну с Западом и как можно больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что американский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс?адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсию и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле один. Почти все время моряк посвятил писательской деятельности, написав книги «10 лет и 20 дней» (1958), «Моя захватывающая жизнь» (1968), «Германская военно?морская стратегия во Второй мировой войне» (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

Из книги История Франции глазами Сан-Антонио, или Берюрье сквозь века автора Дар Фредерик

Третий урок: Дагобер. Карл Мартелл. Пипин Короткий. Карл Великий Белое вино кассис придало блеска глазам Берюрье.- А после Хлодвига? - спрашивает он.Надо же, история интересует его всё больше.- После Хлодвига, Толстяк, в королевстве пошёл раскол. У Хлодвига было четверо

Из книги История Англии автора Остин Джейн

Карл I Сей добропорядочный монарх, судя по всему, был рожден терпеть несчастья, равные тем, которые выпали на долю его бабки; несчастья, коих он совсем не заслужил, поскольку был лишь ее потомком. С уверенностью можно сказать, что никогда прежде не набиралось в Англии

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги 100 великих полководцев Второй мировой автора Лубченков Юрий Николаевич

Дениц Карл (16.09.1891-24.12.1980) – немецкий государственный и военно-политический деятель, гросс-адмирал (1943)Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау под Берлином, в семье инженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в знаменитой фирме Карла Цейса. Дети рано остались без

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Гитлер и Дёниц Тем временем в конце 1942 г. наметился перелом в войне на море. Перед Новым годом германский надводный флот провел свою последнюю крупную операцию. Эскадра в составе карманного линкора «Лютцов», тяжелого крейсера «Хиппер» и нескольких эсминцев атаковала в

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Карл III Бурбон - Карл V Габсбург Карл III из династии Бурбонов не был римским императором, но, так же как и Карл V, был королем Испании и Неаполя. 1716 Рождение Карла Бурбона 1500 Рождение Карла Габсбурга 216 Отцами обоих Карлов были испанские короли по имени Филипп. 1735 Карл

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Иоанн VIII, папа, 872 г. - Смерть императора Людовика II. - Сыновья Людовика Немецкого и Карл Лысый ведут борьбу из-за обладания Италией. - Карл Лысый, император, 875 г. - Упадок императорской власти в Риме. - Карл Лысый, король Италии. - Германская партия в Риме. -

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

КАРЛ ДЁНИЦ Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера?оптика Эмиля

Из книги Немецкие субмарины в бою. Воспоминания участников боевых действий. 1939-1945 автора Бреннеке Йохан

Глава 27 Дёниц и подводные лодки Вальтера Оперативная сводкаНовый год возвестил начало гонки со временем. Так или иначе необходимо было выиграть время до той поры, когда войдут в строй электрические подводные лодки.Производственная программа проводилась в жизнь весьма

Из книги Нюрнбергский дневник автора Гилберт Густав Марк

Дёниц Дёниц обвиняется по разделам первому, второму и третьему Обвинительного заключения. Будучи офицером с 1918 года, в 1935 году он стал командующим первой флотилии подводных лодок, в 1936 году он стал командующим подводным флотом, в 1940 году получил чин вице-адмирала, в 1942

Из книги Альфред Йодль. Солдат без страха и упрека. Боевой путь начальника ОКВ Германии. 1933-1945 автора Юст Гюнтер

Президент Дениц обращается к немецкому народу 1 мая 1945 года гросс-адмирал Дениц обращается по радио к немецкому народу со следующей речью: «Немецкие мужчины и женщины! Солдаты вермахта! Наш фюрер, Адольф Гитлер, погиб. Немецкий народ в глубокой скорби и уважении

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Отто Дениц, Карл (Doenitz) (1891–1981), гросс-адмирал, командующий военно-морским флотом Германии с 1943, преемник Гитлера (май 1945), создатель и руководитель подводного флота Германии. Родился 16 сентября 1891 в Грюнау, близ Берлина, в семье инженера-оптика, работавшего в фирме Карла

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Адмирал Дениц играет в правительство во Фленсбурге В половине одиннадцатого вечера 1 мая 1945 г. гамбургское радио ошеломляет мир следующим странным известием: «Из ставки фюрера сообщают, что наш Адольф Гитлер, ведя на своем командном посту борьбу против большевизма до

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Глава 8 ДЁНИЦ СМЕНЯЕТ РЕДЕРА (декабрь 1942-го – февраль 1943 г.) К концу 1942 года пошла уже отливная волна в Сталинграде и Северной Африке, но успехи подводных лодок в борьбе против конвоев противника продолжались. Команды подводных лодок вступили в четвертый год войны с

20 ноября 1945 года в Нюрнберге начал свою работу Международный военный трибунал (МВТ), вынесший приговоры верхушке руководства гитлеровской Германии. Главный обвинитель от СССР Роман Андреевич Руденко в своей речи прямо призвал: "Да свершится же над фашистскими палачами суд народов - справедливый и суровый". Но насколько соответствовал этому приговор МВТ по итогам 403 заседаний Нюрнбергского процесса, оглашенный 1 октября 1946 года? Из 21 обвиняемого к смертной казни были приговорены только 12, трое вообще оправданы.

А официальный преемник Гитлера Карл Дениц (1891 - 1980), вставший 30 апреля 1945 г. во главе германского государства и вооруженных сил, был приговорен всего лишь к 10 годам тюремного заключения.

Нимица не послушались

В печально известном "Приказе о "Лаконии" 1 от 17 сентября 1942 г. не кто иной, как Дениц, запрещал командирам подводных лодок подбирать людей с потопленных кораблей - исключая капитанов и механиков, которые рассматривались как военнопленные. Этот документ был истолкован судьями как приказ расстреливать моряков, спасшихся с потопленных кораблей. В вину Деницу ставились военные преступления - нападение и уничтожение кораблей, в том числе мирных, в открытом море. Обвиняемый признал, что приказал топить и оказавшиеся в зоне боевых действий корабли нейтральных стран.

И тем не менее на процессе в Нюрнберге некоторые юристы и свидетели пытались оспорить виновность Деница. Американский судья Фрэнсис Бидди даже выступал за его оправдание, ссылаясь на то, что победители в войне также топили немецкие корабли. Давая письменные показания МВТ, главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Честер Уильям Нимиц отметил: "Как правило, американские субмарины не занимались спасением моряков с вражеских кораблей, если при этом корабли подвергались ненужному или дополнительному риску или если субмарины для этого вынуждены были отвлечься от выполнения боевого приказа" 2 .

Однако международный суд признал удары по кораблям Германии обороной от агрессора, а Деница - преступником против мира и человечности. В этом были едины представители Великобритании и СССР. По вине Деница погибли тысячи ни в чем не повинных людей. Восстанавливая историческую правду о "подвигах" гросс-адмирала, западногерманская печать отмечала, что "чертов адмирал несет личную ответственность за гибель 27 494 моряков германского подводного флота и многих тысяч моряков союзнических флотов" 3 .

1 октября 1946 г., после того как Геринг и еще несколько высших нацистов были приговорены к смерти, Нюрнбергский трибунал огласил приговор Деницу. Гросс-адмирал был признан виновным по 2-му (преступление против мира) и 3-му (военные преступления) пунктам обвинения и приговорен к 10-летнему заключению. Однако смертной казни Дениц, по мнению судей, не заслужил. Советская сторона против приговора преемнику Гитлера возражать не стала.

Вожак "волчьих стай"

Когда Гитлер пришел к власти, Дениц служил в Вильгельмсхафене в штабе Североморского района, где занимался обеспечением внутренней безопасности флота. 1 февраля 1935 года Гитлер приказал начать строительство подводных лодок, а шесть недель спустя отказался выполнять статьи Версальского договора, ограничивавшие военные возможности Германии. 6 июня 1935 года Дениц был назначен "фюрером подводных лодок" и возглавил 1-ю подводную флотилию.

К 1938 году Дениц разработал тактику "волчьих стай" - групповых атак подводных лодок на суда противника 4 . И уже в октябре 1939 года был произведен в контр-адмиралы. 30 января 1943 г. Деницу было присвоено высшее на германском флоте звание гросс-адмирала. Во время операции "Оверлорд" - высадки англо-американских войск во Франции, начавшейся 6 июня 1944 г. - Дениц последний раз приказал атаковать союзников массированными силами. В бою участвовало 36 субмарин, из них уцелело менее половины. Но Дениц продолжал бросать в бой все новые лодки, видимо, надеясь таким образом переломить ход войны. Его упрямство и безрассудность стали причиной гибели многих: из 820 германских подлодок, участвовавших с 1939 по 1945 г. в "битве за Атлантику", 781 погибла; из 39 тыс. моряков-подводников кригсмарине погибли 32 тыс., из них большинство - в последние два года войны 5 .

Гросс-адмирал претворял в жизнь все, в том числе и самые бессмысленные, затеи своего фюрера, который ничего не смыслил в морской стратегии: для него, как писал Дениц, "война на море была чем-то далеким и не слишком понятным". Дениц не одобрял, но выполнял планы Гитлера при поддержке флота удерживать Тунис весной 1943 г. или защищать от Красной армии Курляндский котел. Гитлеровская группировка в Курляндии сражалась с октября 1944 г. по 15 мая 1945 г. Она сдалась лишь через неделю после капитуляции Германии.

Всю жизнь адмирал был верным и восторженным сторонником Гитлера. "Небеса послали нам лидерство фюрера!" - восклицал он, выступая перед матросами. Однажды, обращаясь к ликующей толпе в Берлине, он сказал, что Гитлер предвидел все и не совершил ни одного неправильного шага. "Мы - черви по сравнению с ним!" 6 .

Преемник

В апреле 1945 г. даже Деницу было ясно, что дни Третьего рейха сочтены. 19 апреля гросс-адмирал эвакуировал свою штаб-квартиру в пригороде Берлина. Через сутки туда ворвались советские танки. 20 апреля Дениц посетил Гитлера в бункере рейхсканцелярии и присутствовал на его 56м и последнем дне рождения.

В составленном 29 апреля "политическом завещании" Гитлер писал: "Перед смертью я исключаю из партии рейхсмаршала Германа Геринга и лишаю его всех прав... Вместо него я назначаю рейхспрезидентом и верховным главнокомандующим вооруженными силами гросс-адмирала Деница".

После 10 часов вечера 1 мая, когда Гитлер был уже мертв, тела Геббельса и его жены догорали в саду рейхсканцелярии, а обитатели "бункера фюрера" искали спасения в туннелях берлинского метро, радио Гамбурга прервало трансляцию торжественной Седьмой симфонией Брукнера. Раздался бой военных барабанов, и диктор заговорил: "Наш фюрер Адольф Гитлер, сражаясь до последнего дыхания против большевизма, сегодня днем пал за Германию в своем оперативном штабе в рейхсканцелярии. 30 апреля фюрер назначил своим преемником гросс-адмирала Деница. Слушайте обращение к немецкому народу гросс-адмирала и преемника фюрера" 7 .

После сообщения диктора раздался голос Деница, который повторил ложь о "героической" смерти Гитлера. "Немецкие мужчины и женщины! Солдаты германской армии! - взывал по радио Дениц. - Моя первая задача, - спасти немецких людей от наступающего большевистского врага. Только ради этой цели вооруженная борьба продолжается. И до тех пор, пока британцы и американцы будут препятствовать достижению этой цели, мы будем вынуждены продолжать защищаться от них и бороться с ними. В этом случае англичане и американцы продолжают борьбу не в интересах своих народов, а для распространения большевизма в Европе" 8 .

В приказе по войскам Дениц сообщил, что он принял командование всеми вооруженными силами Германии и "проникнут желанием продолжать борьбу против большевиков до тех пор, пока сражающиеся войска и сотни тысяч семей, проживающих в восточных районах германской территории, не будут спасены от порабощения и уничтожения" 9 .

Агония

На Нюрнбергском процессе Дениц откровенно врал, утверждая, что он якобы вообще не считал себя преемником Гитлера и чувствовал, что его выбрали для ведения переговоров о мире и подготовке капитуляции, потому что сделать это мог только далекий от политики человек. Якобы именно по этой причине Дениц принял свое назначение.

2 мая 1945 г. преемник Гитлера перенес свою штаб-квартиру в кадетский корпус в Мюрвике под Фленсбургом, на границе с Данией. Фленсбург, охраняемый батальоном военных моряков, стал временной столицей рейха. В условиях неизбежного поражения Германии Дениц пытался добиться скорейшего перемирия с западными союзниками и одновременно стремился вывести как можно больше войск и гражданского населения с территорий, которые могли быть заняты Красной армией. Для этого гросс-адмирал послал все имевшиеся в его распоряжении суда в балтийские порты, находившиеся еще в руках немцев, с приказом вывезти оттуда всех беженцев. В итоге за неделю, остававшуюся до полной и безоговорочной капитуляции Германии, на запад силами флота было вывезено 2 млн человек.

Две безоговорочные капитуляции

В 1.30 ночи 7 мая Дениц радировал, что генерал-полковнику Йодлю даются все полномочия подписать Акт о безоговорочной капитуляции, что тот и сделал 7 мая в 02.41. Однако Сталин заявил: "Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, - в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции" 10 . По согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность считать процедуру в Реймсе предварительной. Союзники согласились провести церемонию вторичного подписания акта о капитуляции Германии в поверженной столице рейха.

Это случилось 8 мая в 22.43 по среднеевропейскому времени (9 мая в 00.43 по московскому) в берлинском предместье Карлсхорст в здании бывшего военно-инженерного училища. От правительства Деница акт подписали: начальник верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Кейтель, командующий люфтваффе генерал-полковник Штумпф и командующий кригсмарине адмирал Фридебург. Безоговорочную капитуляцию приняли Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Артур Теддер (Великобритания). В качестве свидетелей свои подписи поставили генерал К. Спаатс (США) и генерал Ж. де Латр де Тассиньи (Франция). Вторая мировая война в Европе завершилась.

23 мая в 9.45 утра Дениц был доставлен на пароход "Патриа" к генерал-майору армии США Лоуэллу В. Руке. Деницу объявили, что он и члены его правительства отныне военнопленные. Так почему же преемник Гитлера избежал смертного приговора?

Десятилетнийсрок приговор был вынесен ему на основании особенностей судебного разбирательства. Гросс-адмирала пытались выгородить американцы, чью позицию можно объяснить из чисто прагматических соображений: человек, давший согласие на безоговорочную капитуляцию, не должен быть наказан слишком строго. В итоге предшественник Дёница на посту командующего германским флотом Рёдер получил пожизненный срок (правда, в январе 1955 г. был освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья), а сменщик Гитлера получил срок скорее символический.

Советская же сторона действовала в том числе и на основании сведений, полученных от самого Дёница. На допросе 17 июня 1945 г.. тот показал, что не участвовал в планировании боевых действий против СССР, что, действительно, было важным аргументом. Рассказал гросс-адмирал и о том, что он не был членом нацистской партии - то есть и за участие в идеологическом конструировании нацистского режима его привлечь было бы затруднительно.

Жизнь после Нюрнберга

10-летнее наказание Дениц отбывал в берлинской тюрьме Шпандау. В беседах с американским тюремным психиатром доктором Леоном Голденсоном мечтал: "Я куплю себе небольшую квартиру и буду жить там вместе с женой, закрывшись от остального мира, буду писать мемуары. Думаю, я должен сделать это для немецкого народа. Чтобы они сами могли понять, что происходило на самом деле и как мало кто из нас в руководстве страны знал о зверствах Гитлера и Генриха Гиммлера" 11 .

1 октября 1956 г., полностью отбыв срок заключения, Дениц вышел на свободу. В старости бывший гросс-адмирал стал ревностным католиком, каждое воскресенье посещал церковь, истово молился. И очень обижался на правительство Аденауэра, которое отказывалось выплачивать ему адмиральскую пенсию, ограничившись капитанской, мотивируя это тем, что пенсионер был пособником Гитлера.

Бывший "последний фюрер" требовал от правительства устроить ему торжественные похороны и положить в гроб в униформе гросс-адмирала. Однако, когда 24 декабря 1980 г. Дениц скончался, он был похоронен в штатском костюме без воинских почестей на кладбище "Вальдфридхоф" в Аумюле.

Примечания
1. Дениц К. Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935-1945 гг. М., 2004. Гл. 14 "Лакония".
2. U-Boot-Krieg. Sammelband 2 (1942-1945). Die Zeit der Abrechnung. Augsburg, 2004. S. 1000.
3. Nachruf. Karl Dnitz // Der Spiegel. 1981. N 1.
4. Dnitz K. Deutsche Strategie... S. 15.
5. Herzog B. 60 Jahre deutsche U-Boote. 1906-1966. Mnchen, 1968.
6. Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996. С. 205.
7. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. Т. 2, М., 1991. С. 522.
8. Агония и смерть Адольфа Гитлера. М., 2000, с. 141.
9. Там же, с. 143.
10. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М., 1989. С.522.
11. Голденсон Л. Указ. соч. С. 42.

Би ография адмирала Карла Деница

Карл Дениц (рожд. 16 сентября 1891 г. — смерть 24 декабря 1980 г.) - немецкий государственный и военно-политический деятель, гросс-адмирал, командующий немецким подводным флотом, главнокомандующий ВМФ Третьего Рейха.
Происхождение. Обучение. Начало службы
Карл Дениц родился в 1891 году в Грюнау под Берлином, в семействе инженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в известной фирме Карла Цейса. Дети рано остались без матери. По окончании гимназии Карл Дениц учится в реальном училище. 1910 год — юный Дениц поступил в военно-морское училище в Киле, закончив его он был зачислен на службу.
1912 год — Карл Дениц получил назначение на легкий крейсер «Бреслау» на должность вахтенного офицера, а осенью следующего года Деница произвели в лейтенанты.
Первая мировая война
Начало Первой мировой войны «Бреслау» встретил в Средиземном море. Уйдя в Турцию, крейсер соединился с оттоманскоим флотом и воевал в Черном море против русской эскадры. Неоднократно крейсер принимал участие в рейдах на русские морские базы. Но нападение немецких крейсеров не осталось безнаказаным. 1915 год — «Бреслау» подорвался на мине. 1916 год — Деницу было присвоено звание обер-лейтенанта и его отозвали на родину.
В Германии Карл переучился на офицера подводника и в 1918 г. получил под командование подводную лодку UC-25. Субмарина Деница была направлена в Средиземное море.
К тому времени надежды немецкого командования на то, что при помощи подводной войны удастся подорвать мощь британского флота, рухнули. Англичанами была разработана надежная система конвоев. Мощные глубинные бомбы несли смерть немецким подводным лодкам. Тем не менее Дениц смог торпедировать 5 неприятельских судов, что было довольно неплохим результатом. За успешные действия Дениц был награжден орденом Дома Гогенцоллернов и переведен на более современную субмарину. 1918 год, 4 октября — экипажу подлодки, которой командовал Дениц, пришлось сдаться в плен. Впрочем, поврежденная подводная лодка была затоплена и не досталась врагу.

Возрождение подводного флота Германии
1919 год — Карл Дениц, возвратившись в Германию, продолжил службу в надводном флоте, потому как по условиям Версальского договора немецким ВМС запрещалось иметь подводные лодки.
Возрождение немецкого подводного флота началось лишь в 1935 г., когда Адольф Гитлер приказал начать строительство подводного флота, отказавшись выполнять условия Версальского мирного договора, которые ограничивали военные возможности Германии. 1936 год — Гитлер произвел Деница в контр-адмиралы и назначил командующим подводными силами, насчитывавшими к тому времени всего 11 небольших подводных лодок.
Командующий подводным флотом
В качестве командующего подводным флотом адмиралу Деницу сразу довелось вступить в борьбу со сторонниками «больших кораблей». Командующий смог доказать, что Великобритания крайне зависима от морской торговли и поэтому уязвима. Потеря торгового флота крайне тяжело может отразится на состоянии экономики и как следствие вооруженных сил. Одним из эффективнейших средств уничтожения транспортных кораблей являлись как раз подлодки. Адмирал смог убедить руководство ОКМ в том, что у подводного флота есть будущее.
1938 год — Карлу Деницу понадобились подлодки океанского типа для действий на коммуникациях противника. После долгих споров адмирал в очередной раз добился своего и получил разрешение на строительство субмарин такого типа, в дальнейшем сыгравших ключевую роль в действиях германских ВМС в Атлантике.
Гросс-адмирал Редер, увлеченный крупными надводными кораблями, вовсе не уделял внимания строительству подводного флота. В отличие от своего начальника Дениц полагал, что 300 подводных лодок способны выиграть войну с Англией.

Вторая мировая война
Несмотря на все усилия Деница, к началу Второй мировой войны в его распоряжении было только 56 субмарин, из которых лишь 22 были пригодными для действий в океане. Тем не менее к концу первого месяца войны Дениц на деле смог доказать, что подводный флот является довольно эффективным орудием ведения войны.
Даже при сравнительной слабости подводных сил, германский военный флот с энтузиазмом начал войну против Англии. Основные усилия немецких ВМС были направлены на уничтожении английского торгового флота. Первыми жертвами немецких подводных лодок стали корабли, возвращавшиеся в свои страны - Англию и Францию. Эти суда не имели вооружения и не могли бороться с субмаринами. Однако в скором времени торговые корабли начали получать вооружение и гидролокаторы. Кроме этого, англичане перешли к системе охранения транспортных судов боевыми кораблями и самолетами; нередко конвои проводились в стороне от обычных морских коммуникаций.
После падения Франции адмирал получил новые базы, находящиеся гораздо ближе к британским коммуникациям. Путь немецких подлодок сократился в три раза. С июня по декабрь Англия испытывала огромные затруднения. Было потеряно 343 судна. Все порты на южном и восточном побережье Великобритании были парализованы.

Серьезные затруднения были и у Германии. К тому времени у Деница оставалось только 57 субмарин, многие с разными повреждениями, полученными ото льда и глубинных бомб. Начинал сказываться крайне низкий темп производства подлодок. Лишь к концу 1940 г. производство подводных лодок было доведено до шести в месяц. На протяжении первых 12-ти месяцев войны вступило в строй всего 29 новых подлодок, тогда как было потеряно 28.
К концу 1941 г. обстановка складывалась в пользу Германии, которая за два года потопила столько кораблей, сколько британские и канадские верфи производили за 4. Но после нападения японцев на Перл-Харбор фюрер объявил войну Америке. После вступления американцев во Вторую мировую войну для нацистского подводного флота наступили тяжелые дни.
Но Америка не была в полной мере готова к войне. Первое время американские корабли ходили в одиночку, без эскорта, с горящими огнями. 1942 год, 15 января — Дениц приказал топить корабли противника у берегов США.
В начале 1943 г. Редер вышел в отставку. Карлу Деницу было присвоено звание адмирала флота и 30 января его назначили главнокомандующим ВМФ. Но к тому времени флот уже был на грани поражения. Быстро возрастали потери, а количество и тоннаж потопленных кораблей союзников неуклонно снижались. 1943 год, март — немецкие подлодки потопили 120 судов противника, но сами потеряли 11 подводных лодок. В следующем месяце 15 подлодок не возвратилось на базу, а в мае союзники потопили 41 немецкую субмарину. Карл Дениц отдал приказ о выведении подлодок из Атлантического океана. В следующие три месяца было потоплено 60 торговых судов противника, немцы потеряли 79 подлодок.

Последнее сражение с участием немецких субмарин развернулось у французских берегов в дни высадки союзного десанта. В бою принимало участие 36 подлодок, больше половины которых погибло. Всего же за лето 1944 г. немецкие ВМС лишились 82 подводных лодок, потопив лишь 21 корабля противника. Общие потери немецких подлодок, с 1939 по 1945 гг. принимавших участие в «битве за Атлантику», составили 781 субмарина. А из 39 тыс. личного состава подводников не возвратилось домой 32 тыс. моряков.
В завещании, написанном 29 апреля 1945 г., фюрер назначил своим преемником Деница. О новом назначении Дениц узнал 30 апреля из радиограммы. Взяв на себя номинальное руководство Германией, Дениц перестал подчиняться директивам из Берлина. 2 мая он перенес столицу рейха в Мюрвик под Фленсбургом. Адмирал приложил все усилия, чтобы прекратить войну с Западом. Все остававшиеся суда были направлены в балтийские порты, находившиеся еще под контролем Третьего рейха. Войска получили приказ прикрывать эвакуацию мирного населения, а потом до последней возможности отступать на Запад.

Нюрнбергский процесс
23 мая по приказу Дуайта Эйзенхауэра, согласованному с советским командованием, правительство Деница было расформировано и арестовано. В скором времени Карл Дениц предстал перед Международным военным трибуналом. Его обвиняли в ведении тотальной подводной войны, не предусмотренной международным законодательством. Однако нацистскому адмиралу в какой-то степени помог американский адмирал Нимиц, заявивший об аналогичных действиях флота США.
В результате Деница осудили как военного преступника и приговорили к 10-ти годам тюремного заключения. 1956 год — он был освобожден из тюрьмы Шпандау. После освобождения бывший адмирал поселился в небольшом городке в Западной Германии.
Смерть
Карл Дениц умер от сердечного приступа 24 декабря 1980 г. Его похоронили 6 января 1981 г. на кладбище Вальдфридхоф без военных почестей. Многие бывшие военнослужащие и иностранные военно-морские офицеры присутствовали на похоронах, чтобы отдать ему дань уважения. Но им запрещалось присутствовать в военной форме на похоронах.
Ю. Лубченков

Карьера: Адмирал
Рождение: Германия, 16.9.1891
Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе.

Дёниц Карл. Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам определить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, неподалеку от Берлина. Младший отпрыск инженера-оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он до срока остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно-морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике, далее для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера Бреслау и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса Бреслау участвовал в блокаде Черногории. К началу важный войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года Бреслау подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонтик, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U-39 капитан-лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц неплохо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили распоряжаться на Средиземном море UC-25, минным заградителем, тот, что не возбраняется было применять и в торпедном варианте. В первом походе юный начальник потопил корабль, следом проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодочка села на мель, и пришлось хлопотать помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, по всей вероятности, потонули. Наблюдать их погибель мореходец не мог: приходилось покидать от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили распоряжаться больше современной UB-68. 4 октября 1918 года начальник атаковал британский конвой, потопил транспорт Упэк, но при погружении из-за неопытности экипажа лодочка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, определить рули в горизонтальное положение и вручить ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее штурмовали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер-лейтенант приказал экипажу бросить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее возвратиться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие в такой степени натурально, что лагерное руководство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер-лейтенант вернулся в Германию и служил на военно-морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как контракт запрещал Германии иметь в распоряжении подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца Т-157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан-лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно-торпедно-разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, потом окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера Нимфе на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4-й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, морячок на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, разгромив конвой условного противника, и обратил на себя чуткость контр-адмирала Вальтера Гладиша, тот, что стоял во главе тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии мореход побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен-капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал британский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера Эмден.

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно-морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал активизировать возведение подводных лодок, посредством 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили фюрером подводных лодок. Он возглавил 1-ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в капитаны цур зее.

Опираясь на свой навык, а ещё на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам возглавлял конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков-подводников. У него были две основные военные концепции. Во-первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая в особенности значительную образ в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны делать устойчивыми группами, которые Дёниц называл волчьи стаи. По его настоянию началась постройка подводных лодок 7-й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карлс. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны супротив Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны достичь победы войну.

Дёниц поставил целью сформировать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали кроме того рядовой флот и вооруженные силы. К началу Второй важный войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли известия боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U-47 Прина по плану Дёница в темное время суток на 14 октября потопила линкор Ройал Оук в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс-адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр-адмиралы.

Верфи выпускали только 2 подводные лодки в месяц. Вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось сменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343 610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла снести. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки с взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда позже падения Франции подводные лодки Дёница стали вылезать из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и грубо возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало грозиться безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице-адмирал Дёниц перенес штаб-квартиру в Париж, откель было удобнее стоять во главе подводниками. Он вел скромную, размеренную существование, заботился о быте моряков, встречал их потом походов, давал вероятность передохнуть и снять нервное натуга, за что его любили и называли Папа Карл или Лев.

Лишь к концу 1940 года цифра выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года ещё насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали применять противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали вырастать.

Дёниц полагал, что войну позволительно победить, если топить суда большим тоннажем, чем недруг в силах создавать. Он неотступно сопротивлялся предложению Гитлера доля подводных лодок перевести в Средиземное море, оттого что знал, что они не смогут возвратиться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин обратить на Средиземное море, это ухудшило вероятность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после этого Пёрл-Харбора грубо ухудшило положение Германии, потому как немецкий флот не был в состоянии сладить с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что может быть, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2 015 252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов вместе с тем действовали только 10-12 субмарин. Дёниц чувствовал родное бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим Кригсмарине с чином гросс-адмирала. Сверх того, мореход продолжал откликаться за формирование немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь превосходство на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и предуготовлять места расположения волчьих стай.

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался применять корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал возглавлять действиями подводников, которыми ныне командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года волчьи стаи потопили 120 судов (627 300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс-адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из-за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался сооружать как позволительно больше подводных лодок и применять их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил формирование научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21-й серии, способные, по мнению главнокомандующего, достичь победы, начали входить в строй уж очень поздненько. Немецкие подводники, которые без малого выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли результативно ограничить грузопотоки сквозь океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка штурмовать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно применять субмарины уже не могли доставить фарт. Из 820 лодок, участвовавших в битве за Атлантику с 1939 года, погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, оттого фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс-адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прервать войну с Западом и как разрешается больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что америкосский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс-адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый-самый мягонький из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсионную выплату и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле единственный. Почти все время морячок посвятил писательской деятельности, написав книги 10 лет и 20 дней (1958), Моя захватывающая жизнь (1968), Германская военно-морская стратегия во Второй важный войне (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

Карл Ламберт Carl Lambert

Ламберт Карл Осипович де (1772 - 30.5.1843, имение Циглеровка Константиновский уезд Полтавской губернии), граф, генерал от кавалерии (12.12.1823),..

Карл Дёниц (нем. Karl Dönitz; 16 сентября 1891, Берлин - 24 декабря 1980, Аумюле) - немецкий государственный и военный деятель, гросс-адмирал (1943 год). Командующий подводным флотом (1935-1943), главнокомандующий военно-морским флотом Германии (1943-1945), глава государства и главнокомандующий вооружёнными силами Германии с 30 апреля по 23 мая 1945 года.

Карл родился в 1891 году неподалеку от Берлина. С детства его интересовало военное дело, а в 1910 году он смог поступить в Имперское военно-морское училище. Через три года он его окончил и начал служить в немецком флоте. В 1916 году он начал нести службу во вновь созданном подводном флоте. Денц служил офицером на подводной лодке «У-68», а позже стал ее капитаном. В 1918 году подлодка напала на английский конвой. Корабли конвоя потопили ее, а Карл и большая часть команды попали в плен. На родину Дёниц прибыл в 1919 году. Карл остался одним из немногих офицеров, которые все еще несли службу на небольшом флоте. Карл служил на военных кораблях, так как Версальский договор запрещал иметь Германии подводный флот. Однако с приходом Гитлера к власти все изменилось. Дениц вернулся в подводный флот. В 1935 году адмирал Редер отдал ему приказ возглавить подводный флот и реорганизовать его. Карл принял командование, но состояние флота оставляло желать лучшего. У Германии не было своих подлодок, команд, трудов по теории. Карлу пришлось опираться на собственный опыт и на зарубежные труды по стратегии подводного флота. Карл лично руководил конструированием подводных лодок. Он сам писал руководства по обучению моряков-подводников.

Карл поставил перед собой цель создать подводный флот из трех сотен подлодок. Однако работа была замедлена из-за того, что было ограничение на стальные ресурсы, которые были нужны обычному флоту и армии. У Деница было всего лишь 56 лодок к началу второй мировой войны. Из этих подлодок меньше половины были способны вести бой в Атлантическом океане. В 1939 году подлодки Карла потопили 114 торговых кораблей. Новые ресурсы все прибывали и число подводных лодок росло. В 1940 году Гитлер разрешил Карлу вести подводную войну без ограничений. За четыре месяца Карл потопил еще 285 кораблей.

В 1941 году в войну вступила Америка, а это означало расширение сферы деятельности немецкого подводного флота. В 1942 году подлодки уничтожили 585 американских кораблей. В 1943 году Дениц стал адмиралом и главнокомандующим немецкого флота. Он продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота. Теперь подлодки можно было замечать с помощью радаров, и это было проблемой. Немецкие подлодки выиграли битву за Атлантику в 1942 году, а в следующем уже не могли эффективно ограничивать движение судов через океан. Карл продолжал сражаться. В его распоряжении было еще 398 подлодок. Германия потеряла около 32 тысяч моряков подводного флота и 781 подлодку за время войны. Надо отметить, что Карл Дениц был преемником Гитлера. Тот приказал ему стать рейхсканцлером перед совершением самоубийства. 7 мая Карл Дениц согласился на капитуляцию. Вскоре его арестовали как военного преступника. Однако Карл не состоял в нацистской партии. Карл отбыл 10 лет в тюрьме, а после жил спокойно в Гамбурге до самой смерти в 1980 году. Оба его сына погибли на военном флоте во время войны. Дениц же был прекрасным флотоводцем, который хорошо понимал возможности своего флота.