История России.Аскольд и Дир. Были ли князья Аскольд и Дир иудеями

Аскольд и Дир

Аскольд (Оскольд , Скальд ) и Дир - два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. Предание говорит, что у Рюрика было двое "мужей", А. и Д., не родных ему, которые выпросились у него идти к Царю-граду с родом своим (есть известия, что А. и Д. оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим "мужам" земли веревкой на волости, или "верви", обделил А. и Д., которые в обиде ушли). Завидев на Днепре городок Киев, плативший дань хазарам , А. и Д. остались в нем, собрав около себя много варягов, и начали владеть землею полян. Надо полагать, что Киев в то время был притоном варягов и всяких искателей приключений, чем впоследствии были Тмуторокань и Берлад. По некоторым известиям сюда, в Киев, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком. А. и Д. стали вождями довольно многочисленной шайки, и поляне должны были им подчиниться. А. и Д. воевали со степными варварами, с соседними славянскими племенами - древлянами и угличами , и с дунайскими болгарами. Имея в своем распоряжении немалое число ратных людей, А. и Д. с дружиной предприняли поход на Византию. Заветная мысль варяга исполнилась, и Русь оказалась у стен Царьграда, приплыв на 200 парусных ладьях в 866 г. Здесь Русь нажила себе славное имя, впервые отмеченное в Византийских хронографах. Аскольдов поход не удался, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступничества Богородицы: поднявшаяся буря разбила русские ладьи, и остатки дружины возвратились со своими князьями назад в Киев. Византийцы вслед за этим передают о принятии христианства некоторыми русскими, о посылке к ним из Царьграда епископа. Таким образом, этот поход доставил в Киев первые семена христианства: так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории вследствие столкновения Руси с Византией. В 869 г. † Рюрик, оставив малолетнего Игоря, передал княжение Олегу, как старшему в роде. Олег, продолжая стремление Рюрика к сосредоточию власти, двинулся на Ю. с войском, составленным из всех подвластных ему племен - чуди, славян (ильменских), мери, веси и кривичей. Закрепив за собою Смоленск и Любеч, Олег прибыл в Киев, где княжили А. и Д. Здесь, рассказывает предание, Олег велел скрыть лодки, на которых приплыл, а в них спрятал дружину свою и послал сказать А. и Д., что земляки их - купцы, идущие в Грецию, хотят повидаться с ними. А. и Д. пришли, но тотчас же были окружены скрытыми ратниками Олега, который будто бы сказал им: "Вы не князья, ни роду княжеского" и, указывая на младенца Игоря, прибавил: "вот сын Рюриков". А. и Д. были убиты и погребены на горе на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчанном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой. Относительно эпизода об А. и Д. некоторые писатели русской истории высказывают сомнения, как, напр., Байер, Татищев и др. Д. Иловайский в своих "Разысканиях о начале Руси" (Москва, 1882 г.) полагает, что А. и Д. - продукт народной фантазии. Основывается Д. Иловайский на том обстоятельстве, что византийцы, описывая поход Руси, нигде не упоминают о предводителях его; они рассказывают об обращении этих руссов, об их посольстве в Рим и Константинополь по вопросу о вере, о чуде с Евангелием, причем говорят постоянно об одном князе, а не о двух. Наши летописцы, говорит Д. Иловайский, рассказ о нападении на Константинополь в 866 г. целиком взяли из византийских хронографов, но присоединили к нему имена А. и Д. Очень может быть, что названия каких-либо киевских урочищ вроде "Аскольдова могила" и "Дирова могила" могли послужить основанием к сказанию об этих двух витязях, подобно тому, как название Киев, Хоревщина и Щековина послужили основою для легенды о трех братьях, когда-то княживших у полян. То обстоятельство, что на могиле А. поставлена церковь, а Дирова могила, как свидетельствует летописец, находилась за церковью св. Ирины, указывает, что А. и Д. были христиане. Шлёцер ("Oskold und Dir" и "Нестор", в переводе Языкова, т. II, 15) опровергает мнение предшествовавших ему писателей. Морошкин считал А. и Д. хазарскими воеводами.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Аскольд и Дир" в других словарях:

    Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что А. и Д., дружинники Рюрика, ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и … Биографический словарь

    АСКОЛЬД И ДИР - (2 я пол. IX рубеж IX X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90 х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск.… … Православная энциклопедия

    Аскольд и Дир - легендарные киевские князья 60 80 х гг. 9 в. Сведения о биографии и деятельности А. и Д. туманны и противоречивы. Согласно распространенному летописному сказанию, А. и Д. варяги, бояре кн. Рюрика, в 862 отпросились у него для похода на Царьград… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Киевские князья (2 я половина 9 в.). Согласно летописным данным, А. и Д. были боярами Рюрика. Около 866 под предводительством А. и Д. Русь совершила первый поход на Константинополь. По летописи, около 882 А. и Д. были убиты новгородским… … Большая советская энциклопедия

    Киевские князья (2 я пол. 9 в.). Согласно летописным данным, под предводительством А. и Д. Русь совершила первый поход на Константинополь еще до т. н. призвания варягов, что является дополнит. опровержением тождества Руси с норманнами. По… … Советская историческая энциклопедия

    - … Википедия

    Аскольд и Дир - киевские князья (2 я пол. 9 в.). Согл. летописным данным, под предводит. А. и Д. Русь совершила первый поход на Константинополь еще до т.н. «призвания варягов», что явл. дополнит. опровержением тожд. Руси с норманнами. По летописи, ок.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Аскольд и Дир - (2 я пол. IX – рубеж IX X вв.) возможно, первые русские христианские князья. Они правили в Киеве до захвата его князем Олегом. Древнейшая версия представляет Аскольда и Дира пришельцами варягами, вокняжившимися в Киеве некоторое время спустя… … Православие. Словарь-справочник

    Аскольд и Дир (Радзивилловская летопись) … Википедия

    См. в статье Аскольд и Дир … Биографический словарь

Аскольд и Дир входят в когорту легендарных киевских князей. Правили они еще в конце 9 века, добившись при этом немалого успеха. Именно эти князья заложили основу древнерусской государственности, однако эту версию поддерживают далеко не все историки, ведь существуют и определенные противоречия в фактах.

Источники

Повесть временных лет - книга, из которой специалисты и черпают информацию про историю времен Киевской Руси. Достоверность же изложенных данных вызывает немало сомнений. Однако кроме этого имеются и другие источники, в которых многие факты Повести временных лет описываются совсем по-иному. Такие летописи переписывали далеко не один раз, отсюда могли и появиться ошибки. Другая же версия - заинтересованность в неправдивых данных со стороны определенных лиц. У некоторых экспертов есть мнение, что Нестор излагал не только реальные данные, но и немного переделывал их.

Восстановить же картину, касающуюся жизни в те времена, также помогаю византийские и европейские летописи, арабские документы.

Из варяг в хазары

В Повести временных лет четко указанно, что Аскольд и Дир являются варяжскими дружинниками известного новгородского князя Рюрика. Вместе с ним они и отправились в поход на Царьград (Константинополь). Если же верить Никоновской летописи, они являются врагами Рюрика и устраивают восстание против князя.

Идя вниз по Днепру, варяги попали в город, который нынче является столицей Украины. В те времена в нем не было правителя, население же подчинялось хазарам, кому они и платили дань. Пришедшие в город варяги решили остановиться здесь и начать свое правление.

В Устюжской летописи четко были выделены цели Аскольда и Дира от похода на Константинополь - получение земель и начало своего правления на них. По мнению историка Бегунова, они превратились в хазарских вассалов. Такое мнение имеет право на жизнь, однако вероятней всего здесь было место соглашению сторон.

Поход на Константинополь

О походах русских воинов на Константинополь есть множество сведений, причем это касается не только Повести временных лет, но и других летописей. При этом даты в источниках указывались разные. Так в Повести поход датирован 866 годом, что касается византийских летописей, в них указаны 860-861 года. Однако делая поправку на некоторые хронологические неточности в работе Нестора, можно предположить, что речь идет об одном временном периоде.

Византийцы в то время активно вели войну с арабами, а армия с годами лишь ослабевала. Этим и воспользовались русы, напав на противника с моря. В Константинополь по данным летописцев прибыло 200-360 кораблей. Сами оборонявшиеся не могли понять, откуда взялась армия противника, однако Нестор уверенно заявляет о том, что это были войска Аскольда и Дира, которые постепенно разграбляли близлежащие с Царьградом поселки.

Как свидетельствуют сведения, на море в момент разыгралась просто огромная буря, а корабли русские были разбросаны, поэтому уцелеть смогла лишь небольшая часть армии. Именно из-за этого битва была проиграна.

Христиане или иудеи?

Некоторые из источников гласят, что после своей победы византийцы начали налаживать отношения с Древнерусским государством. По мнению Филарета Гумилевского, в Киевской Руси именно при Аскольде и Дире начали активно читать евангельские проповеди.

Существует и другое мнение от академика Шахматова. Он сообщает, что в более поздних византийских и арабских летописях нет ни единого упоминания об Аскольде и Дире при походе на Константинополь. Информацию о них, будто бы, добавили. При этом существует мнение о связях князей с иудейским каганатом, поэтому вполне вероятно, что Руси был ближе иудаизм, а не христианство.

Расправа

Смерть Рюрика застала всех врасплох. Опекуном же его сына стал Олег, который вместе с этим тем самым стал и главой Новгорода. Он открыто заявлял о своей вражде к хазарам, а уже в 882 году им был организован поход на Киев, чтобы навсегда сместить власть самозванцев. Город этот тогда переживал не лучшие времена, поэтому для отпора нужно было предпринимать срочные меры.

В свой поход Олег взял и наследника Рюрика Игоря, которого он планировать посадить на киевский трон. Он обманом выманил Аскольда и Дира из-за стен надежной крепости, указав в разговоре с ними, что последние не являются князьями и тем более не принадлежат к знаменитому роду. На престол должен был сесть наследник Рюрика. Аскольда и Дира при этом было убито.

Польский историк Януш Длугош, который в основном занимался пересказами древнерусских летописей, утверждает, что Аскольд и Дир были наследными правителями Киева. Он уверен, что они были прямыми потомками Кия, основавшего город. Тем самым он хотел доказать, что Киев имел польские корни. По его мнению, Кий был наследником польской династии.

Существовал ли Дир?

Как гласит летопись, Аскольд был похоронен на высоком правом берегу Днепра, где собственно он и был убит. Что же касается Дира, его могила находилась за Ирининским монастырем, что немного странно. Соправители государства или даже братья, которые погибли в один день, были захоронены в 3 километрах друг от друга.
Существует ряд исследователей, которые предполагают, что Аскольд и Дир были князями киевскими в разные годы, другие же утверждают, что Аскольд и Дир является одним и тем же лицом.

Если рассматривать древнескандинавский вариант имени «Huskuldr», здесь указывалось лишь одно оно, о князе Дире не было и слова. В византийских же источниках, которые описывали поход на Константинополь, говорилось лишь про одного военачальника, однако имя его не упоминается.

По мнению историка Рыбакова, личность Дира остается загадкой, а его существование и вовсе под вопросом. При описании различных сведений в летописях всегда указывается одиночное число при упоминании Аскольда и Дира, поэтому вполне вероятно, что был всего один князь.

Именно эти князья или князь вызывают наибольшие противоречия у историков. В разных летописях излагаются факты, которые не имеют ничего общего между собой, поэтому верить в их достоверность бессмысленно. Что же касается археологии, она также не может сегодня помочь составить полную картину того, что происходило во времена Руси. Скорей всего, еще будут интересные находки и факты, однако большинство информации все же потеряно, ведь с того момента прошло более тысячелетия.


Аскольд князь Киевский (совместно с Диром)
864 - 882

Б. Ольшанский. В лето 908 года. Идущие на Царьград

882
Аскольд - варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864-882 гг. (правил совместно с Диром).

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам (864).



Поход руси на Константинополь в 860 году
Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского.

С именами Аскольда и Дира в летописи связывается первый поход Руси на Царьград, датированный 866 годом (вероятно имел место в 860 году; византийские источники сообщают только об одном предводителе русов, не называя его имени), за которым последовало так называемое первое крещение Руси. Возможно, что христианским именем Аскольда было имя Николы, так как на месте его могилы была построена церковь в честь этого святого.

Аскольд и Дир были убиты (882) новгородским князем Олегом, обвинившим их в незаконном захвате власти, поскольку они не из рода Рюрика.

По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком, и пришли в Киев до приглашения Рюрика в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и угличами.


Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век

Описание в поздних источниках

В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано, что: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…» .

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели сына Аскольда в борьбе с болгарами (872), походах Аскольда на полочан (872), кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повестью временных лет к 866, датирован 874-875 годами.

Осада Константинополя руссами во главе с Аскольдом и Диром. Патриарх Фотий и Император Михаил III касаются Ризой Богоматери поверхности моря. Радзивиловская летопись.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша (возможно, составленном для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд был полянским князем, потомком Кия, основателя Киева. Он был воеводой у князя Дира, возможно, сместившим последнего с престола и ставшим самовластным правителем.

Историография по Аскольду


Аскольдова могила, Иван Билибин

В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (центр Старая Русса) . Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства» . В 1920 академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут... лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя . Видный историк русского зарубежья Г. В. Вернадский также связывал князя Аскольда со Старой Руссой.

Б. А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания».

Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии - имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов: сколоты.

В 2010 В.В.Фомин счел возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) "были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге"

Дир (в Ипатьевской летописи также Дирдъ, ?-882) - легендарный варяг, овладевший вместе с Аскольдом Киевом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом.

Согласно «Повести временных лет», являлся боярином новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом они якобы спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями. Далее в ПВЛ сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила первый поход на Константинополь (а в византийских источниках указано, что поход был в 860 году), затем примерно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег захватил Киев и, по легенде, завлёк обманным путем Дира и Аскольда к своей ладье и умертвил обоих по причине незаконности их правления ввиду отсутствия княжеского достоинства, представив им Игоря, сына Рюрика.


Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

По другой гипотезе, Аскольд и Дир правили в разное время. Упоминание о Дире иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о неком могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Следовательно, Дир мог править либо после Аскольда, либо ещё до его прихода. По одной из версий Дир, упомянутый аль-Масуди, правил после Олега Вещего, но был смещён и убит легендарным Олегом II (которого в свою очередь около 936 года изгнал двоюродный брат Игорь Рюрикович). По этой версии, автор ПВЛ совместил предание об устранении Аскольда князем Олегом Вещим с преданием об устранении Дира легендарным Олегом II. По другой версии Дир княжил в Киеве до Аскольда и принимал участие в походе 860 года. Высказывалось предположение, что Дира можно отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен автором IX века ал-Йа’куби наравне с правителями Византии и Хазарии. В. Н. Татищев, опираясь на «Иоакимовскую летопись», полагал, что приглашение Аскольда в Киев произошло из-за отсутствия у полян правителя, то есть, как полагают другие историки, после смерти Дира. Впрочем, сам Татищев считал появление Дира ошибкой в прочтении текста летописи.


Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.

Аскольд и Дир, якобы убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда - Hoskuldr, или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.

По другой версии «Дир» - это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений. Советский историк-славяновед академик Рыбаков Борис Александрович писал: «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Поход на Константинополь.

Сосредоточив после смерти братьев власть в своих руках, Рюрик жил в Новгороде, раздав лучшим дружинникам в кормление города Полоцк в земле кривичей, Ростов в земле мери, Белоозеро в земле веси, Муром (город одноименного финского племени на реке Оке). Он разрешил Аскольду и Диру отправиться в поход на Константинополь. Существуют разные мнения о происхождении Аскольда и Дира. По одной версии, Аскольд, русский каган, являлся прямым потомком Кия - основателя Киева. Он правил Киевом вместе с Диром (или Дмиром). По другой версии, киевским князем был Дир, у которого воеводой служил Аскольд. По третьей версии, Аскольд и Дир являлись дружинниками и товарищами Рюрика.

С небольшой дружиной они спустились по Днепру до Киева, остановились у полян и стали собирать войско. Киевляне платили дань хазарам. Аскольд и Дир обещали освободить их от дани и осели в богатом городе. Варяги во главе с опытными военачальниками провели несколько успешных походов в степь, и хазарам расхотелось требовать дань от киевлян. За четыре года активной боевой жизни дружина Аскольда и Дира значительно усилилась. Они решили идти на Константинополь.

Подготовка к сложному походу завершилась, и 200 ладей отправились в 860г. по Днепру к Черному морю. В каждой ладье было по 40-50 человек.


Жертвоприношение Рюрика 862 год.
Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Время для похода они выбрали очень удачное. В Царьграде в тот год не было ни армии, ни императора Михаила III, который вел трудную борьбу с арабами. В столице находился лишь патриарх Фотий, но он не думал о нашествии врага, обремененный государственными, религиозными и личными делами. Летом 860 г. император Михаил III ушел в поход на арабов. Ладьи Аскольда и Дира спешили к столице Византийской империи.

18 июня 860 г. в Константинополе стояла тихая солнечная погода. Вдруг на севере в проливе показалось пестрое пятно, и люди застыли от ужаса: ладьи руссов разрезали мягкую волну, приближаясь к городу. Ладьи шли точно по намеченному Аскольдом и Диром курсу. Каждая знала свое место в строю. Руссы четко высадили десант, взяли невысокие загородные ворота, рассыпались по предместьям. Работали воины Аскольда и Дира слаженно: все ценное они бросали в ладьи, затем огонь - в дома...

А византийские воины готовились к вражескому штурму. Они очень надеялись на высокие прочные стены Константинополя.

Справившись с первой задачей налета, руссы приблизились к городу и принялись сооружать насыпь. Защитников было слишком мало, и настроение у них быстро менялось. Они были близки к панике, отчаянию. С внешней стороны под стенами копошатся упрямые любители чужого добра. С внутренней стороны крепости, как из вулкана, неожиданно проснувшегося, несется шум паникующего Константинополя.

И вдруг стал затихать вулкан: что-то важное произошло в городе. Там в храме Святой Софии патриарх Фотий говорил спокойно, твердо. И речь его была странной. Он обличал сограждан, напоминая о том, как «греки несправедливо обежили приезжих руссов», о других грехах.

Насыпь росла. А жители столицы мировой державы шли к храму, откуда доносился уверенный голос: «Мы получали прощение и не миловали ближнего. Сами обрадованные, всех огорчали, сами прославленные, всех бесчестили... Наконец настало время прибегнуть к Матери Слова, к Ней, единственной надежде и прибежищу. К ней возопим: «Достопочтимая, спаси град твой, как ведаешь!»».

Из Влахернского храма подняли ризу Божией Матери, и отправился люд в Крестный ход. Патриарх и духовенство в полном облачении, хоругви, торжественный хор голосов, вереница горожан и впереди - чудотворная риза...

Руссы снизу увидели людей на крепостной стене и небо, подрезанное кромкой кирпичной стены. В небе продвигались не спеша люди, спаянные единым духом...

Несколько десятилетий подряд ходили славяне на славян, и не было у них единения, не было могучей опоры духа, который вел византийцев по стене. Рюрик мечом наводил порядок у славян - удалось ли это? Страх слегка угомонил славян, но между высокой стеной и небом византийским было другое. Не страх вел горожан в Крестный ход.

Византийцы все шли и шли по стене. Единой массой. Голоса певчих воздействовали на руссов магически. Руссы были не из пугливых. И то состояние, которое они испытывали, испугом назвать нельзя. То было более сильное чувство. И не чувство то вовсе было, но - Вера. В тот миг воины поняли, что людей на стене победить нельзя, как нельзя заставить солнце не светить. И когда неспешная процессия приблизилась по кромке между небом и стеной к строителям насыпи, кто-то из руссов вскрикнул, бросил инструмент и помчался к ладьям, увлекая за собой соратников. Никто в них не стрелял, никто не гнался за ними. А они бежали, бежали, будто от огня.

Взволнованные руссы отправились домой...

В 867 г., как говорит Фотий в послании Папе Римскому, племя руссов приняло христианскую веру. Это было одно из племен, осевших в Причерноморье. Впрочем, некоторые историки утверждают, будто первым на Руси принял православную веру Аскольд, а значит, и многие из его дружины.

Этот эпизод, зафиксированный в послании Константинопольского патриарха, нужно иметь в виду, обсуждая тему Крещения Руси, которое состоялось более чем через столетие после описываемых событий.

Аскольд и Дир , дружинники Рюрика , киевские князья.

Поход на Константинополь

"Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила . Царь же был в это время в походе на агарян , дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне , и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой ".

В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне .

Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград , однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода года.

Крещение руссов

"По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире ", - пишет свт. Филарет (Гумилевский) .

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.

Убиение киевских князей

Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом , захватившим город.

Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая . Место это называется Аскольдовой могилой .

Литература

  • Повесть временных лет
  • ПСРЛ, IX
  • Георгий Арматол, Хроника
  • Константин Багрянородный, Жизнеописание Василия
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя - Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
  • Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
  • Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
  • Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов :

История древней Руси хранит немало тайн и секретов. Одна из таких загадок - первые князья Киева, которых мы знаем как Аскольда и Дира. Кто они были по происхождению, откуда пришли, кем приходились друг другу? А может, это вообще был один человек?

Попробуем разобраться, изложив общепринятую версию, а также несколько вариантов событий, которые допускают историки, основываясь на вполне конкретных фактах.

Официальная версия

Принято считать, что Аскольд и Дир были по происхождению варягами - русами, как их тогда называли. Они не имели родства с правящим князем Рюриком, а были просто его «боярами». Когда Рюрик сел в Новгороде, он стал раздавать своим ближайшим людям. Так Дира и Аскольда он отпустил на юг в поисках подходящего места для правления. Те, спускаясь по Днепру вниз, увидели славный город Киев, в котором жили поляне. Аскольд и Дир решили там остаться и объявили себя правителями.

Они лояльно относились к населению, местным обычаям и религии. Дань оставили на прежнем уровне. Кроме того, как любые северные воины, они хорошо знали военное дело и пришли в сопровождении хорошо вооруженного отряда. Поэтому киевляне решили не бунтовать и спокойно приняли своих новых правителей.

Примерно в 860-866 годах Аскольд и Дир совершили амбициозный военный поход на Константинополь. Чтобы защитить свой город от воинственных русов, правящий император Михаил III решил прервать войну с арабами и поспешно вернулся в столицу.

Прибыли под стены Константинополя, ведя за собой внушительную флотилию из двухсот кораблей. Они быстро и успешно разграбили предместья и осадили город. Над столицей Византии нависла реальная угроза завоевания. Тогда император Михаил и святой стали усиленно молиться о защите центра христианского мира. Внезапно на море поднялась жуткая буря, которая разметала и уничтожила воинственные корабли русов. Константинополь был спасен Божественным провидением.

Аскольд и Дир вынуждены были заключить мирный договор с Византией и решили креститься в христианство.

В 879 году скончался в Новгороде князь Рюрик, оставив наследником малолетнего сына Игоря, а его опекуном - своего родственника, который известен как Вещий Олег. Тот решил взять власть не только над северными, но и над южными землями, поэтому собрал из славян и варягов внушительное войско и двинулся в южном направлении. Ему покорились Смоленск и древний Любеч. Вскоре Олег подошел и к Киеву.

Он хорошо понимал, что киевские князья имеют сильную дружину и будут защищаться, чтобы не отдать власть. Поэтому решил действовать хитростью. Он оставил основное свое войско в засаде, а сам выдал себя за мирного купца и пригласил Аскольда и Дира к себе на переговоры о торговле. Те без опасений пошли на встречу, но на берегу их окружила военная дружина. Согласно «Повести временных лет», Олег вышел перед схваченными князьями и обвинил их, что они не знаменитого роде и обманом правят народом. Затем он показал на маленького Игоря и сказал:»Вот князь, вот сын Рюрика!»

Аскольд и Дир были незамедлительно убиты. Курган с останками Аскольда до сих пор стоит на крутом берегу Днепра, а прах Дира длительное время покоился возле храма Святой Ирины.

Так Олег начал править в Киеве от Именно он объявил Киев матерью городов русских, центром русских земель. В 882 году впервые северные и южные земли объединились под властью одного князя.

Такова официальная версия событий. Но историки рассматривают множество вариантов, основываясь на сравнении различных летописей и преданий.

Варианты истории

Например, существуют разногласия о происхождении Дира и Аскольда. Одни историки полагают, что Аскольд был славянином и прямым потомком Дира. Другие, напротив, только Диру приписывают и роль подчиненного, а Аскольда считают варягом и воеводой.

Древние византийские источники при описании военного похода руссов 866 года вообще упоминают только об одном князе, поэтому вполне возможно, что Аскольд и Дир - один и тот же человек, варяг Аскольд по прозвищу Дир. В переводе с древнесеверного языка Дир означало «Зверь», что могло быть прозвищем-титулом.

Если все же уверенно рассматривать их как двух отдельных людей, то вполне логично предположить, что Аскольд и Дир правили в разное время, а в Повести временных лет они искусственно объединены в соправителей. Летописец мог их объединить по логике, как двух незаконных правителей. Историков удивляет факт, что два князя, убитые одновременно, согласно писанию, были похоронены в столь удаленных друг от друга местах. А Иоакимовская летопись гласит, что Олег убил только одного князя - Аскольда, а имени Дира там вообще не упоминается.

Если сравнивать множественные исторические источники, то становится вполне очевидно, что Дир был первым правителем Киева и жил в начале и середине 9 века, а Аскольд стал его преемником и княжествовал во второй половине 9 века.

Как мы видим, в истории этих киевских князей много невыясненных обстоятельств, которые надежно укрыты от нас многовековой историей. Разгадаем ли мы их когда-нибудь?